Юридическая экспертиза научного и образовательного законодательства в Российской Федерации

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Боренштейн А. Л.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 21–28.

УДК 342.9

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Боренштейн А. Л.

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»

Главным элементом обеспечения научной и образовательной отрасли со стороны органов государ-ственной власти является реализация нормативно-правовых актов. В свою очередь на текущий момент времени юридическая экспертиза научного и образовательного законодательства в Российской Феде-рации полностью сформировались и активно оказывает свое влияние на функционирование деятельно-сти научно-исследовательских организаций и учреждений, реализующие программы по всем уровням образовательной системы с помощью проведения тщательного анализа нормативно-правовых актов на локальном, региональном и федеральном уровне. Такая ситуация объясняется тем, что при постоянном внесении государственными органами изменений в правовые источники, научные и образовательные юридические документы часто сталкиваются с противоречивыми и парадоксальными ситуациями в нормах права, что требует постоянного привлечения высококвалифированных экспертов для надле-жащего исследования законов с целью устранения ошибок. При этом законодательные положения научно-образовательной области представляют собой совокупность приемов, условий и форм, которые гарантируют повышение эффективности реализации нормативно-правовых актов с помощью гибкости образовательного процесса и внедренных новшеств. Поэтому государство в последние годы ищет пути решения накопившихся проблем: разрабатываются новые нормативно-правовые регламенты в области повышения качества научной и образовательной системы, реализуются государственные программы «Развитие образование», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (2019-2025 г.г.),

  • также национальные проекты «Образование» и «Наука» (2019-2024 гг.). Таким образом, проблема осуществления юридической экспертизы в стране является одной из самых давних и сложных в теории и практике данной области.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, законодательный источник, юридический документ, юридическая экспертиза научного и образовательного законодательства, научное законодательство, образовательное законодательство.

На сегодняшний день двумя ключевыми юридическими источниками, составля-ющими и регулирующими правовую основу научно-образовательного поля в Рос-сийской Федерации, являются:

  1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической полити-ке» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ (с последними изменениями на 17.02.2023 г.). В соот-ветствии с общими правилами юридической техники структура нормативно-правового акта носит классический характер:

а) содержит краткий заголовок с подробным ниже предисловием, который обо-значает участников данного процесса [1];

б) включает в себя небольшую преамбулу, которая разъясняет, что настоящий правовой акт регламентирует связь между участниками научных и научно-технических отношений, государством и потребителями научной (научно-технической продукции), а также меры финансового обеспечения инновационного процесса на государственном уровне [2];

в) основная часть федерального источника (главы, статьи, пункты, подпункты) отражает общие положения законодательство о научной сфере, определяет круг субъектов правовых отношений в области науки, закрепляет принципы и организа-цию государственного регулирования научной среды. Спецификой предпоследней четвертой главы закона является ее разделение на две группы, которые содержат

21

Юридическая экспертиза юридического и образовательного…

формирование (реализацию) государственной научно-технической политики, а так-же способов ее поддержки со стороны органов государственной власти [3];

г) заключительные положения нормативного документа включают нормы, пред-писывающие порядок приведения федеральных актов с настоящим федеральным законом и момент вступления данного источника в юридическую силу [4].

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
  • 273-ФЗ (с последними изменениями на 17.02.2023 г.). Содержание законодатель-ного акта носит довольно структурированную направленность и в отличие от предыдущего юридического документа подвергается частой корректировке госу-дарственными органами. Также федеральный закон наделен следующими правовы-ми чертами, которые характерны для большинства нормативных источников [5]:

а) заголовок нормативно-правового документа имеет емкий характер. Это озна-чает, что законодатель оптимизировал название с целью упрощения понимания гражданами страны настоящего источника, т.к. образование представляет собой многоплановую и разностороннюю сферу. При этом каждую часть федерального закона можно выделить в автономную часть. В качестве примера можно привести правовое регулирование статуса педагога, юридический статус общего образования и т.д. [6];

б) преамбула или вступительное предисловие с кратким изложением сути право-вого документа полностью отсутствует [7];

в) в основной части законодательного акта закреплены главы, статьи, пункты, подпункты и примечания. Кроме того, в основных частях федерального закона отображены общие положения, обрисована система образовательной сферы, опре-делен круг субъектов, реализующих образовательную деятельность и отмечены другие организационные положения данного законодательства [8];

г) в заключительных положениях юридического источника приравнивается клас-сификация образовательной среды, действовавшей до принятия нового правового акта, к настоящему федеральному закону; признаются утратившими (не рабочими) силу правовые документы, утвержденные во времена СССР, а также устанавливает-ся порядок вступления закона в юридическую силу на всей территории Российской Федерации [9, с. 228].

Кроме того, реализация правотворцами научного и образовательного законода-тельства в Российской Федерации на текущий момент времени является сложным и очень проблематичным. Это выражается в применении в двух основных федераль-ных законах, регламентирующих сферу науки и образования, широких и разносто-ронних формулировок в нормах права, что затрудняет для восприятия и понимания гражданами и учеными кругами страны. В связи с этим при подробном исследова-нии вышеуказанных правовых документов необходимо выделить некоторый пере-чень проблем, которые часто встречаются в юридической практике [10]:

1) в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической поли-тике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ представлена небольшая категория участников научных (научно-технологических) отношений. В результате чего в нынешнее зако-нодательство не включены дополнительные субъекты, которые напрямую вовлече-ны в упомянутый выше процесс и не наделены надлежащим правовым статусом (правами и обязанностями). К ним следует отнести заказчиков, инвесторов, испол-нителей и организаторов инновационного процесса [11];

Боренштейн А. Л.

    1. в связи с реализацией указа Президента РФ «Об объявлении в Российской Фе-дерации Десятилетия науки и технологий» от 25.04.2022 №231 в статье 2 настояще-го научного законодательства не проработаны и не усовершенствованы такие осно-вополагающие термины, как территории инновационного развития, региональные (научно-технические) кластеры и т.д. [12];
    2. в главе IV Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ наблюдается противоречивая по-следовательность и парадоксальное содержание норм права. Так в статье 16 гово-рится о сотрудничестве Российской Федерации с другими странами в научных от-раслях, а идущие вслед за ней во второй части четвертой главы разделы 16.1-16.6 определяют основные положения финансового обеспечения сферы со стороны ор-ганов государственной власти [13];
    3. во вступительной части Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ отсутствует преамбула или краткое предисло-вие, что не придает мотивационной основательности правовому документу. При этом такая важная в российской экономике сфера должна содержать конкретные цели и задачи стратегического характера с определением критериев их достижения

[14];

    1. в статье 34, существующего на данный момент времени образовательного за-конодательства, правотворцы расположили основные права учащихся, а также их социальные гарантии в хаотичном порядке. Такая мера вызывает оживленную дис-куссию в научной среде. В частности, следует привести тезис известного профес-сора РЭУ им. Плеханова С.Н. Братановского. В своей научной статье он отмечает нелогичность и непоследовательность данных норм, в результате чего это приводит
  • затруднению понимания нормативного акта среди общественности. И действи-тельно, с этим утверждением невозможно не согласиться. Так, согласно ст. 34 ч. 1 п. 26 речь идет о предоставлении полного права учащимся на поощрение. Но, если проанализировать ст. 77 ч. 4 соответствующего федерального закона, можно ска-зать, что тут устанавливается лишь возможность применения поощрительных мер со стороны государства [15].

При подробном исследовании и выявлении недочетов и противоречий в научном и образовательном законодательстве нужно разработать ряд мер по совершенство-ванию нормативно-правовых актов в данных проблематичных отраслях:

1. Расширить перечень участников, реализующих научно-техническую область, в Российской Федерации согласно главе 2 Федерального закона «О науке и государ-ственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ. В качестве при-мера следует разработать предполагаемую норму, содержащие группу субъектов научной деятельности с разъяснением их прав и обязанностей (правового статуса):

«статья 7. Дополнительные субъекты научно-технической деятельности

1. Заказчик (инвестор, исполнитель, организатор) – физическое (юридическое) лицо, которое предоставляет заказ государственного значения организациям, осу-ществляющим инновационную деятельность, посредством предоставления финан-совой поддержки, выполнения условий договоренности сторон и эффективной ре-ализации поставленных целей и задач в инновационном процессе [16].

2. Права заказчика (инвестора, исполнителя и организатора)

23

Юридическая экспертиза юридического и образовательного…

    1. В любой промежуток времени вести процесс и контроль над надлежащим вы-полнением работ подрядчиком в научной области.
    2. Вправе требовать от подрядчика возмещение ущерба за некачественное ис-полнение государственного заказа в инновационном процессе.
    3. Вправе назначать подрядчику разумное время с целью устранения ошибок, со-вершенных им в процессе работы в сфере научной деятельности [17].
    4. Обязанности заказчика (инвестора, исполнителя и организатора)
    5. Выплатить согласно договоренностям определенную сумму подрядчику после окончания им всех проделанных работ.
    6. Содействовать с научными (научно-техническими) учреждениями, реализую-щими инновационный процесс, с целью выработки графика выполнения подрядчи-ком условий государственного заказа» [18, с. 209].
    7. Добавить ключевые термины, определяющие вектор развития научного про-гресса в Российской Федерации, в статье 2 существующего на данный момент вре-мени научного законодательства:

а) территории инновационного развития – это зона социально-экономического развития, которая создается органами государственной власти РФ на территории одного (нескольких) образований страны и придается ему особый статус федераль-ного (стратегического) значения с внедрением инновационных программ (проектов)

  • целью эффективного обеспечения конкурентоспособности российской научной сферы на международном уровне;

б) региональные (научно-технические) кластеры – это целый комплекс учрежде-ний, предприятий и организаций инновационной направленности регионального уровня, которые реализуют свою деятельность с целью обучения и подготовки вы-сококвалифицированных научных работников на основе исследования и анализа лучших практик в научных отраслях, предложенных отечественными и зарубежны-ми учеными, крупными предпринимателями и сотрудниками государственных ор-ганов, задействованных в данном процессе [19, с. 75].

    1. Главу IV.1 переименовать в главу V, а также заменить и упорядочить статьи 16.1-16.6 на статьи 17-22 вплоть до раздела с заключительными положениями настоящего законодательства. В результате такая мера позволит решить противоре-чивую последовательность и парадоксальное содержание норм права в Федераль-ном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ.
    2. Необходимо ввести во вступительную часть Федерального закона «Об образо-вании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ преамбулу, учитывая при этом поставленные цели и задачи в национальном проекте «Образование» (2019-2024 г.г.) и в государственной программе «Развитие образования в Российской Фе-дерации на 2019-2025 г.г.», содержащее следующий посыл:

«Целью настоящего федерального закона является создание условий для стреми-тельного развития образования, как основной отрасли, обеспечивающий экономиче-ский рост в стране, посредством внедрения в него инновационных образовательных программ и практик, которые направлены на воспитание в подрастающем поколе-нии многостронне развитой личности с обладанием критического мышления, а так-же способны вывести данную сферу в десятку передовых стран мира по качеству общего образования» [20, с. 153].

Боренштейн А. Л.

  1. Статью 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимо разбить на три подраздела, которые будут содержать права экономиче-ского, социального и организационного характера (34.1-34.3), что позволит сгруп-пировать и ликвидировать хаотичный порядок нормы данного закона. При этом необходимо внести изменение в ч.4 ст. 77 настоящего законодательства, которое позволяет заменить формулировку «предусматривает возможность предоставление поощрения учащимся» на «предоставление полного права учащимся на поощрение со стороны образовательной организации». Данная мера позволит разрешить разно-гласие между п.26 ч.1 ст. 34 и ч.4 ст. 77 действующего правового документа.

Оценив текущее положение федеральных законов в научной и образовательной среде через основную структуру, которая используется по правилам в юридической технике, хочется сказать, что органы государственной власти чаще уделяют внима-ние образованию, чем науке с помощью постоянного внесения изменений в законо-дательство. В свою очередь законодатели также предусматривают большой пере-чень прав и обязанностей у определенного круга субъектов, участвующие непо-средственно в образовательном процессе.

Кроме того, в научных и образовательных нормативно-правовых актах наблю-дается противоречие, требующее принятие необходимых мер по совершенствова-нию данных норм. В частности, в российском научном законодательстве не добав-лены ключевые понятия, направленные на совершенствование инновационного процесса в стране, а также не упорядочены и не сгруппированы статьи, содержащие финансовые основы научного закона. При этом в образовательном законодательстве не обозначены цели и задачи образовательной деятельности в стране, что идет в разрез с реализацией национального проекта «Образование».

В завершении исследования в ходе изучения рекомендаций и методик по усо-вершенствованию норм права в законодательстве федеральными органами государ-ственной власти, реализующих научную и образовательную политику, разработан ряд предложений с целью разрешения проблем реализации законодательных актов в научной и образовательной деятельности в Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Хайбуллаева М.М. Правовые основы государственного управления в сфере науки и образования в Российской Федерации // Системные технологии. – 2021 – № 26 – С. 127-129.
  2. Всеобщая декларация прав человека: [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 02.04.2023). – Текст: электронный.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: [Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН]. // СПС Кон-сультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5429/ (дата обращения 04.04.2023). – Текст: электронный.
  4. Конвенция о правах ребенка: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989]. // СПС Кон-

сультантПлюс.–URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

8dd76fa744c4a215c388d6a7b97017be1e8fe80d/ (дата обращения 05.04.2023). – Текст: электронный.

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993: с изменени-ями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_28399/ (дата обращения 05.04.2023). – Текст: элек-тронный.
  2. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996
  • № 127-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_11507/ (дата обращения 05.04.2023). – Текст: электронный.
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ //

25

Юридическая экспертиза юридического и образовательного…

СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата

обращения 05.04.2023). – Текст: электронный.

  1. Паспорт национального проекта «Наука»: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16]. // СПС

КонсультантПлюс. – URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319304/ (дата

обращения 07.04.2023). – Текст: электронный.

  1. Паспорт национального проекта «Образование»: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16]. // СПС КонсультантПлюс.– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 319308/ (дата обращения 07.04.2023). – Текст: электронный.
  2. О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 21.01.2020 №21 (ред. от 20.10.2022). // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_343385/ (дата обращения 07.04.2023). – Текст: электронный.
  3. Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании

утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]:

Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 (ред. от 10.11.2022). // СПС КонсультантПлюс.

– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_303875/0c64d390df116e97363f539440b69e728538bdf5/ (дата обращения 07.04.2023). – Текст: электронный.

  1. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 (ред. от 01.04.2022). // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW _300363/ (дата обращения 07.04.2023). – Текст: электронный.
  2. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 (ред. от 25.12.2021). // СПС

КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_303876/1c50bd5e634960ff3c7d9551e3187c7e903fa36e/ (дата обращения 07.04.2023). – Текст:

электронный.

  1. Бархатова Е.Ю. Комментарии к российским законодательным актам // Проспект – 2021 – 278 с.
  2. Крохмаль Л. А. Концептуальные основы совершенствования системы государственной поддержки высшего образования // Владивосток: ДГАУ – 2019 – C. 452.
  3. Министерство науки и высшего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: офи-циальный сайт // Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/?%2F= (Дата обращения 08.04.2023).
  4. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт // Режим доступа: https://edu.gov.ru/ (Дата обращения 08.04.2023).
  5. Воронцов А.Л. Концепция модернизации научной и образовательной сферы: характеристика опе-рационных понятий // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016. – №6 (69). – С.

206-213.

  1. Воронцов А.Л. Проблемы законодательного регулирования научной и образовательной сферы и необходимость систематизации научного и образовательного законодательства / А.Л. Воронцов // Из-вестия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право – 2018 – №1 (1) – С.

72-76.

  1. Воронцов А.Л. Базовые принципы новой концепции правового регулирования научной и образова-тельной сферы // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016 – №5 (68) – С. 151-
    1. L. Borenstein. Legal expertise of scientific and educational legislation in the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 21–28.

The main element of ensuring the scientific and educational industry on the part of public authorities is the implementation of regulatory legal acts. In turn, at the current time, the legal expertise of scientific and educa-tional legislation in the Russian Federation has fully formed and is actively influencing the functioning of the activities of research organizations and institutions that implement programs at all levels of the educational system through a thorough analysis of legal acts on local, regional and federal levels. This situation is ex-plained by the fact that with the constant introduction of changes in legal sources by state bodies, scientific and educational legal documents often encounter contradictory and paradoxical situations in the rules of law, which requires the constant involvement of highly qualified experts for proper research of laws in order to eliminate errors. At the same time, the legislative provisions of the scientific and educational field are a set of techniques, conditions and forms that guarantee an increase in the efficiency of the implementation of regula-tory legal acts through the flexibility of the educational process and the introduced innovations. Therefore, in recent years, the state has been looking for ways to solve the accumulated problems: new regulatory and legal

Боренштейн А. Л.

regulations are being developed in the field of improving the quality of the scientific and educational system, the state programs «Development of education», «Scientific and technological development of the Russian Federation» (2019-2025) are being implemented. ), as well as the national projects «Education» and «Science» (2019-2024). Thus, the problem of legal expertise in the country is one of the oldest and most complex in the theory and practice of this area.

Key words: legal act, legislative source, legal document, legal expertise of scientific and educational legis-lation, scientific legislation, educational legislation.

Spisok literatury:

1. Hajbullaeva M.M. Pravovye osnovy gosudarstvennogo upravleniya v sfere nauki i obrazovaniya v Ros-sijskoj Federacii // Sistemnye tekhnologii. – 2021 – № 26 – S. 127-129.

2. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka: [prinyata General’noj Assambleej OON 10.12.1948]. // SPS

Konsul’tantPlyus. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (data obrashcheniya

02.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

3. Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social’nyh i kul’turnyh pravah: [Prinyat 16.12.1966 Rezolyuciej

2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General’noj Assamblei OON]. // SPS Konsul’tantPlyus. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5429/ (data obrashcheniya 04.04.2023). – Tekst: el-ektronnyj.

4. Konvenciya o pravah rebenka: [odobrena General’noj Assambleej OON 20.11.1989]. // SPS Konsul’tant-

Plyus. – URL: https://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_9959/

8dd76fa744c4a215c388d6a7b97017be1e8fe80d/ (data obrashcheniya 05.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii: [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993: s izmeneniyami, odo-brennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020]. // SPS Konsul’tantPlyus. – URL: http://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya 05.04.2023). – Tekst: el-ektronnyj.

6. Federal’nyj zakon «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike» ot 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ // SPS «Konsul’tantPlyus» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_11507/ (data obrashcheniya 05.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

7. Federal’nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ // SPS «Kon-sul’tantPlyus». – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya 05.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

8. Pasport nacional’nogo proekta «Nauka»: [utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional’nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16]. // SPS Konsul’tantPlyus. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319304/ (data obrashcheniya 07.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

9. Pasport nacional’nogo proekta «Obrazovanie»: [utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strate-gicheskomu razvitiyu i nacional’nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16]. // SPS Konsul’tantPlyus.– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 319308/ (data obrashcheniya 07.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

  1. O strukture federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti [Elektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta RF ot

21.01.2020 №21 (red. ot 20.10.2022). // SPS Konsul’tantPlyus. – URL: https://www.consultant.ru/ docu-

ment/cons_doc_LAW_343385/ (data obrashcheniya 07.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

  1. Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve prosveshcheniya Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel’stva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: Postanovlenie Pravitel’stva RF ot

28.07.2018 № 884 (red. ot 10.11.2022). // SPS Konsul’tantPlyus. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_303875/0c64d390df116e97363f539440b69e728538bdf5/ (data obrashcheniya 07.04.2023). – Tekst: elektronnyj.

  1. Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel’stva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: Post-anovlenie Pravitel’stva RF ot 15.06.2018 № 682 (red. ot 01.04.2022). // SPS Konsul’tantPlyus. – URL: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW _300363/ (data obrashcheniya 07.04.2023). – Tekst: elektronnyj.
  2. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal’noj sluzhbe po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel’stva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: Postanovlenie Pravi-tel’stva RF ot 28.07.2018 № 885 (red. ot 25.12.2021). // SPS Konsul’tantPlyus. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_303876/1c50bd5e634960ff3c7d9551e3187c7e903fa36e/ (data obrashcheniya 07.04.2023). – Tekst: elektronnyj.
  3. Barhatova E.YU. Kommentarii k rossijskim zakonodatel’nym aktam // Prospekt – 2021 – 278 s.
  4. Krohmal’ L. A. Konceptual’nye osnovy sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennoj podderzhki vysshego obrazovaniya // Vladivostok: DGAU – 2019 – C. 452.

27

Юридическая экспертиза юридического и образовательного…

  1. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: oficial’nyj sajt // Rezhim dostupa: https://minobrnauki.gov.ru/?%2F= (Data obrashcheniya 08.04.2023).
  2. Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: oficial’nyj sajt // Rezhim dostu-

pa: https://edu.gov.ru/ (Data obrashcheniya 08.04.2023).

  1. Voroncov A.L. Koncepciya modernizacii nauchnoj i obrazovatel’noj sfery: harakteristika operacionnyh ponyatij // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. – 2016. – №6 (69). – S. 206-213.
  2. Voroncov A.L. Problemy zakonodatel’nogo regulirovaniya nauchnoj i obrazovatel’noj sfery i neob-hodimost’ sistematizacii nauchnogo i obrazovatel’nogo zakonodatel’stva / A.L. Voroncov // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo – 2018 – №1 (1) – S. 72-76.
  3. Voroncov A.L. Bazovye principy novoj koncepcii pravovogo regulirovaniya nauchnoj i obrazovatel’noj sfery // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. – 2016 – №5 (68) – S. 151-158.

.