Теоретико-правовые положения региональной экологической политики Республики Крым

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Лихачёв С. В., Ракша Н. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 247–253.

УДК: 342

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Лихачёв С. В., Ракша Н. С.

  • статье рассматриваются основные теоретико-правовые положения региональной экологической политики Республики Крым. Представлен анализ и характеристика основных ее составляющих. Уста-новлено, что региональная экологическая политика Республики Крым является неотъемлемой состав-ляющей федеральной экологической политики и эффективным средством преодоления экологического кризиса в отдельном регионе и государстве в целом. Юридическая природа региональной экологиче-ской политики реализуется благодаря экологическому и действующему законодательству Российской Федерации и особенно региональному нормативно-правовому регулированию.

Акцентировано внимание также на экологическом контроле, который представлен как неотъемле-мый элемент управления в области природопользования и охраны окружающей среды, одна из его важнейших функций. Выделены основные направления экологического контроля на территории Рес-публики Крым: экологический контроль охраны окружающей среды в сельскохозяйственном произ-водстве; экологический контроль охраны окружающей среды предприятиями транспортной сферы; экологический контроль охраны окружающей среды предприятиями строительной сферы.

Ключевые слова: регион, экологическая политика, экологический контроль, экологическая без-опасность, усовершенствование.

  • современных условиях развития государства и права РФ, необходимо обеспе-

чить новый научный подход к совершенствованию экологического законодатель-ства, регулирующего охрану важнейшего базиса жизни и деятельности человека – окружающей природной среды. Важнейшим условием обеспечения экологической безопасности является эффективно проводимая как федеральная, так и региональная экологическая политика, где особое место занимает экологическая политика Рес-публики Крым, как региона РФ с уникальными природными ресурсами, имеющими не только рекреационное значение, но и значение для развития сельского хозяйства

  • иных направлений деятельности человека [1-4].
    • результате сохраняющихся недоработок нормативно-правовой базы продолжа-ется нарушение исторических природных ландшафтов новым многоэтажным строи-тельством, сохраняются риски сокращения площади зеленых насаждений, оконча-тельно не решена проблема незаконного строительства и доступа к береговой ли-нии, не восстановлены утраченные парки и ландшафты. На сегодняшний день пол-номочий и ресурсов муниципальных и региональных властей не всегда достаточно для решения накопленных проблем Южного берега Крыма. Необходим комплекс-ный подход на федеральном (субъектном уровне), предусматривающий оператив-ное совершенствование законодательства.

Исследуя региональную экологическую политику как объект правового регули-рования, следует отметить, что правовое обеспечение региональной экологической политики, направленной на достижение экологической безопасности Крымского полуострова, характеризуется многогранностью и комплексностью. Это проявляет-ся в том, что региональная экологическая политика вобрала в себя черты и катего-рии политики администрирования, экологии, природопользования, правовой науки

  • нормотворчества, а также юридической практики [5, c. 70-72].

247

Теоретико-правовые положения региональной экологической …

Государственную политику определяют, как организационные, регулятивно-контрольные общественные отношения уполномоченных государственных органов, должностных лиц по разработке и реализации мер государственно-политического влияния на общественные отношения. Регион является тем природно-историческим пространством, в пределах которого осуществляется социально-экономическая, экологическая деятельность людей, проживающих в нем. Последние объединены совместными производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и органами местного самоуправления.

Особенности регионов РФ объективно обуславливают необходимость достиже-ния оптимального соотношения децентрализации и централизации власти, обеспе-чения сбалансированности развития регионов. Это, в свою очередь, требует инди-видуального подхода к каждому региону. Ярким тому примером служит Республика Крым, характеризующаяся природным, научно-техническим потенциалом, и други-ми индивидуальными, особенными факторами в части экологической обстановки.

Для комплексного и всестороннего исследования правового обеспечения регио-нальной экологической политики РК как объекта правового регулирования, целесо-образно определить, что такое государственная экологическая политика вообще и региональная экологическая политика в частности. Экологическая политика рас-сматривается как общественные отношения для уравновешивания экологических и связанных с ними интересов участников общественных отношений [6, c. 460].

Учитывая сложившуюся экологическую ситуацию и важность общественных эколого значимых отношений, роль сбалансирования и уравновешивания экологи-ческих и связанных с ними интересов берет на себя государство, которое, осу-ществляя экологическую функцию формирует и реализует государственную эколо-гическую политику. Политика и экология связываются путем применения полити-ческих механизмов, государственного принуждения для упорядочения эколого зна-чимых общественных отношений, согласования экологических интересов.

Выступая как составляющая государственной политики, регионализация, в ее эколого-политической плоскости, призвана создать эффективно действующую си-стему власти и управления на местах, осуществить финансово-экономическое, ор-ганизационное, нормативно-правовое обеспечение регионов на основе сочетания общегосударственных и региональных экологических интересов. Иными словами, государственная экологическая политика регионализации должна создать условия для осуществления регионами правового обеспечения региональной экологической политики, направленной на достижение экологической безопасности. Тем самым, правовое обеспечение региональной экологической политики является отражением регионализации как общего направления государственной политики и органической составляющей государственной экологической политики, важным механизмом ее реализации [7].

Для существования общества, его стабильного поступательного развития цен-тральное значение имеют два общественных фактора: а) безопасная для жизни и здоровья человека окружающая природная среда; б) удовлетворение потребностей и связанное с ним потребление (как производственное, так и индивидуальное). Эти две общественные потребности находятся в диалектической взаимосвязи. С одной стороны, удовлетворение каждой из потребностей человека является жизненно не-

Лихачёв С. В., Ракша Н. С.

обходимым для общества. Дело в том, что оба вида нагрузки на окружающую при-родную среду – изъятие природных компонентов и выбросы и сбросы продуктов производственного и индивидуального потребления, – хотя и нередко, имеют эко-логическое влияние глобальных масштабов, тем не менее, всегда есть не только об-щегосударственного, а местного происхождения (учитывая, что природные компо-ненты изымаются не просто на территории государства, а всегда – в конкретном месте, на определенной территории и это же касается и выбросов и сбросов, кото-рые имеют определенную региональную локализацию). Поэтому государственные эколого-политические меры не всегда могут быть достаточно эффективными для решения экологических проблем, поскольку не всегда есть возможность учесть местную специфику и особенности [8].

Особое место в формировании экологической политики региона отводится эко-логическому контролю. Последний рассматривается в системе управления каче-ством окружающей природной среды в следующем значении: как проявление при-родоохранной функции государства; как составной элемент системы управления качеством среды; как гарантия эффективности выполнения природоохранной нор-мы. Экологический контроль представляет собой неотъемлемую часть управленче-ской системы по обеспечению качества среды и вместе с тем, является необходи-мым условием работы ее правового механизма [9]. Таким образом, экологический контроль также рассматривается как неотъемлемый элемент управления в области природопользования и охраны окружающей среды, одна из его важнейших функ-ций.

Функция регионального экологического контроля как составной части системы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, является одной из важнейших гарантий выполнения управленческих решений и соблюдения природоохранной законности.

На территории Республики Крым экологический контроль осуществляется по та-ким основным направлениям:

  1. Экологический контроль охраны окружающей среды в сельскохозяйственном производстве. Сельское хазяйство является той отраслью производства, что наибо-лее близко соприкасается с объектами природы и оказывает на них непосредствен-ное влияние. Целью регионального экологического контроля является обеспечение соблюдения сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами, другими юридическими и физическими лицами, осуществляющими сельскохозяй-ственную деятельность, действующего экологического законодательства, направ-ленного на повышение плодородия почв, защиту сельскохозяйственных земель от водной и ветровой эрозии, охрану природной среды от загрязнения ядохимикатами, минеральными удобрениями, отходами животноводческих комплексов.

Одним из направлений регионального экологического контроля является его осуществление за соблюдением правил сохранения, транспортировки и применения ядохимикатов, удобрений и других химических препаратов в сельском хозяйстве. Нарушение установленных правил их использование негативно влияет на различ-ные элементы окружающей среды – почву, атмосферный воздух, а также является одной из главных причин сокращения численности птиц, полезных насекомых, от-дельных видов животных.

249

Теоретико-правовые положения региональной экологической …

    1. Экологический контроль охраны окружающей среды предприятиями транс-портной сферы. В процессе обследования внимание обращается на состояние кон-трольно-регулировочных постов, пунктов и линий диагностики, контрольно-измерительной аппаратуры по проверке токсичности выхлопных газов. При техни-ческих осмотрах и контрольных проверках устанавливается соответствие содержа-ния окиси углерода в отрабатываемых газах экологическим нормам и стандартам. Осуществляется контроль за наличием на судах и других плавательных средствах оборудования для очистки или сбора загрязняющих вод, бытовых отходов, мусора, наличием оборотных систем водоснабжения и очистных сооружений на механизи-рованных мойках подвижного состава и т.д.
    2. Экологический контроль охраны окружающей среды предприятиями строи-тельной сферы на предмет соблюдени экологических норм при строительстве объ-ектов, выполнения требований государственных экологических и производственно-хозяйственных стандартов правильности решения проекта с точки зрения его соот-ветствия схеме регионального планирования, генеральному плану города или тер-риториально-промышленного комплекса (все это ставит повышенные требования к природоохранным мероприятиям, содержащимся в проектных решениях строитель-ства или реконструкции хозяйственных объектов).

В основе региональной экологической политики лежит рациональная деятель-ность людей по согласованию, сбалансированию экологозначимых интересов соот-ветствующего населения, проживающего на определенной территории. Такая дея-тельность имеет полифункциональный характер ввиду разнообразного субъектного состава.

Для того, чтобы осуществлять эколого значимую деятельность рационально, в соответствии с закономерностями развития окружающей среды, не причиняя ему вреда, человек должен ориентироваться в экологической обстановке, уметь избе-жать экологическую опасность, предвидеть ход событий. Причем отдельных дей-ствий такого характера недостаточно, требуется функционирование всего региона в этом направлении. Это и обеспечивается региональной экологической политикой, задача которой заключается в защите общества от действия экологически негатив-ных факторов; обеспечении разработки и реализации мер, направленных на охрану

  • защиту окружающей природной среды, рациональное природопользование. Таким образом можно сформулировать региональную экологическую политику

как специально урегулированную сферу управления в области обеспечения эколо-гической безопасности, в частности, Республики Крым, которая направлена на до-стижение качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, равновесия в сфере хозяйствования и охраны жизни и здоровья населения.

Экологическая безопасность Крыма – это, прежде всего, фактор жизни всего жи-вого и человека, как основной ценности и с другой стороны – это обеспечение нор-мального функционирования экологической системы.

Экологическая обстановка, сложившаяся на Крымском полуострове, придает правовому регулированию региональной экологической политики особую экологи-ческую и общественную значимость. Правовое регулирование региональной эколо-гической политики осуществляется через сознание и волю людей, как участников общественных отношений, в том числе и региональных эколого-политических от-ношений. С помощью особых средств происходит воздействие на сознание субъек-

Лихачёв С. В., Ракша Н. С.

тов региональных эколого-политических отношений, формируется их воля в опре-деленном направлении, чтобы вызвать к жизни соответствующую форму регио-нальной эколого-политической деятельности [10].

    • зависимости от характера воздействия, меры региональной экологической по-литики классифицируют следующим образом: меры информационного характера (пропаганда экологического законодательства или информирование населения о состоянии окружающей природной среды); меры эколого-образовательного харак-тера (создание учебных эколого-правовых учреждений, совершенствование методи-ки преподавания, эколого-правовых дисциплин); меры экономического характера (например, установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, размещение отходов и др.); меры стимулирования и принуж-дения; меры контроля и надзора; меры юридической ответственности.

Разработанные юридической наукой знания о региональных эколого-политических правоотношениях отражают их сущность как правового явления, со-здают возможность, таким образом, глубже подойти к изучению региональной эко-логической политики как объекта правового регулирования.

Региональная экологическая политика как правовая категория выражает и сум-мирует полученные знания о правовой форме существования региональных эколо-го-политических отношений. Она придает качественную определенность правовому научно-теоретическому мышлению, фиксирует структуру фундаментальных эколо-го-правовых отношений. Это позволяет научно-теоретически осмыслить региональ-ные эколого-политические правоотношения, выявить их внешние связи, структуру, историческое развитие и функционирование. Благодаря этому, теоретические зна-ния о региональной экологической политике могут служить для практического овладения эколого-значимыми общественными процессами и их правового регули-рования, в частности правового обеспечения региональной экологической полити-ки, направленной на достижение экологической безопасности в отдельно взятом регионе РФ [11, c. 38-44].

Таким образом, региональная экологическая политика Республики Крым являет-ся неотъемлемой составляющей федеральной экологической политики и эффектив-ным средством преодоления экологического кризиса в отдельном регионе и госу-дарстве в целом. Юридическая природа региональной экологической политики реа-лизуется благодаря экологическому и действующему законодательству РФ и осо-бенно региональному нормативно-правовому регулированию.

Формируя основные направления региональной экологической политики Крыма, необходимо предусматривать реализацию мероприятий по повышению экологиче-ской грамотности населения, поощрению использования средств передвижения, не загрязняющих окружающую среду (например, передвижение по городу на велоси-педах, самокатах или ином экологически чистом общественном и личном транспор-те, проведение общественных экологических акций; посредством экологического контроля способствовать снижению загрязнения окружающей среды путем внедре-ния на источниках негативного воздействия на окружающую среду наилучших до-ступных технологий, позволяющих снизить массу выбросов загрязняющих веществ

  • атмосферный воздух, массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, обеспечить экологически безопасное обращение с отходами производства и потреб-

251

Теоретико-правовые положения региональной экологической …

ления, строительство централизованных систем водоотведения и объектов инфра-структуры обращения с отходами.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменения-ми, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) // Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
  3. Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и ра-ционального использования природных ресурсов Республики Крым»: Пост. Совета Министров Рес-

публики Крым от 22 ноября 2017 года № 619 // Электронный ресурс: https://onlineecology.com/doc/f34e551a-3caf-4a86-90f3-ace14c664ee0

  1. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стра-тегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Электронный ре-сурс: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 316096/
  2. Магомедмирзоева Д.Я. Экологическая политика Псковской области как элемент региональной поли-тики / Д.Я. Магомедмирзоева, Я.И. Семилетова, А.В. Булычева // Тенденции развития науки и образо-вания. 2022. № 87-4. — С. 70 -72.
  3. Likhachev S. Ensuring environmental safety from the perspective of the protection of the national interests of the state / S. Likhachev, N. Raksha, A. Borenstein, E. Larina // 19 International Multidisciplinary Scientific Geoconference Sgem 2019, Conference Proceedings Volume 19, Ecology, Economics, Education And Legis-lation, Issue 5.4. – С. 459-464.
  4. Бурко Р.А. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терёшина // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 237-238.

8. Экологическое право : учебник для вузов / С. А. Боголюбов [и др.] ; под редакцией

  • А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 304 с.

9. Петров В.В. Экология и право / В.В. Петров. – М.: Юрид. лит., 1981. – 224 с.

  1. Павлов И.Е. Экологическая политика составная часть государственной политики России / И.Е. Петров // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Фило-софия. Политология. Культурология. – 2021. – №1. – С. 209-224.
  2. Фролов В.В. Экологическая политика региона: экономико-правовое измерение / В.В. Фролов, Е.В. Губанова // Экономическая безопасность и качество. – 2020. – № 1 (38). – С. 38-44.

Lihachyov S. V., Raksha N. S. Theoretical and legal provisions of the regional environmental policy of the Republic of Crimea // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science.

– 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 247-253.

The article discusses the main theoretical and legal provisions of the regional environmental policy of the Republic of Crimea. The analysis and characteristics of its main components are presented. It is established that the regional environmental policy of the Republic of Crimea is an integral component of the federal envi-ronmental policy and an effective means of overcoming the environmental crisis in a particular region and the state as a whole. The legal nature of the regional environmental policy is realized thanks to the environmental and current legislation of the Russian Federation and especially regional regulatory and legal regulation. At-tention is also focused on environmental control, which is presented as an integral element of management in the field of nature management and environmental protection, one of its most important functions. The main directions of environmental control in the territory of the Republic of Crimea are highlighted: environmental control of environmental protection in agricultural production; environmental control of environmental protec-tion by transport enterprises; environmental control of environmental protection by construction enterprises.

Keywords: region, environmental policy, environmental control, environmental safety, improvement. Spisok literaturi:

  1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odo-brennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Elektronnyj resurs: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Ob ohrane okruzhayushchej sredy: feder. zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (poslednyaya redakciya) // El-ektronnyj resurs: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
  3. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Respubliki Krym «Ohrana okruzhayushchej sredy i racion-al’nogo ispol’zovaniya prirodnyh resursov Respubliki Krym»: Post. Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 22 noyabrya 2017 goda № 619 // Elektronnyj resurs: https://onlineecology.com/doc/f34e551a-3caf-4a86-90f3-ace14c664ee0
  4. Pasport nacional’nogo proekta «Ekologiya» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategichesko-mu razvitiyu i nacional’nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) // Elektronnyj resurs: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 316096/

Лихачёв С. В., Ракша Н. С.

  1. Magomedmirzoeva D.YA. Ekologicheskaya politika Pskovskoj oblasti kak element regional’noj politiki / D.YA. Magomedmirzoeva, YA.I. Semiletova, A.V. Bulycheva // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022. № 87-4. — S. 70-72.
  2. Likhachev S. Ensuring environmental safety from the perspective of the protection of the national interests of the state / S. Likhachev, N. Raksha, A. Borenstein, E. Larina // 19 International Multidisciplinary Scientific Geoconference Sgem 2019, Conference Proceedings Volume 19, Ecology, Economics, Education And Legis-lation, Issue 5.4. – S. 459-464.
  3. Burko R.A. Ekologicheskie problemy sovremennogo obshchestva i ih puti resheniya / R.A. Burko, T.V. Teryoshina // Molodoj uchenyj. — 2013. — № 11. — S. 237-238.
  4. Ekologicheskoe pravo : uchebnik dlya vuzov / S. A. Bogolyubov [i dr.] ; pod redakciej S. A. Bogolyubova. — 7-e izd., pererab. i dop. – M.: Izd-vo YUrajt, 2023. – 304 s.
  5. Petrov V.V. Ekologiya i pravo / V.V. Petrov. – M.: YUrid. lit., 1981. – 224 s.
  6. Pavlov I.E. Ekologicheskaya politika sostavnaya chast’ gosudarstvennoj politiki Rossii / I.E. Petrov // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul’turologiya. – 2021. – №1. – S. 209-224.
  7. Frolov V.V. Ekologicheskaya politika regiona: ekonomiko-pravovoe izmerenie / V.V. Frolov, E.V. Gubanova // Ekonomicheskaya bezopasnost’ i kachestvo. – 2020. – № 1 (38). – S. 38-44.

.

253