Система обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Басова Ю. Ю.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 446-454.

УДК 342.951

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Басова Ю. Ю.

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

В статье проведен анализ научных исследований предметом которых являлись различные аспекты обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях. Установлено, что обеспечение законности в чрез-вычайных ситуациях включает в себя своевременное принятие востребованных и справедливых нор-мативных правовых актов; полное и всестороннее нормативное правовое регулирование ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях возникновения чрезвычайной си-туации; наличие эффективно функционирующей системы уполномоченных субъектов по обеспечению законности в чрезвычайных ситуациях; постоянная, целенаправленная и эффективная деятельность прокуратуры в условиях возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, анализ содержательной стороны различных научных концепций позволил обозначить ряд проблем, которые требуют совре-менного научного осмысления и разрешения в сфере обеспечения законности в чрезвычайных ситуа-циях.

Автором предложено авторское понятие «законность», «обеспечение законности в чрезвычайных ситуациях».

Ключевые слова: деятельность, законность, обеспечение, чрезвычайные ситуации, законодатель-ство, система.

Деятельность современных государственных институтов сопряжена с реализаци-ей различных направлений государственной деятельности, направленных на обес-печение стабильного функционирования всех сфер жизнедеятельности общества: экономической, социальной, технологической, производственной, энергетической, духовной, информационной, политической и т. д.

Ежегодно регистрируются сотни ситуаций чрезвычайного характера,

  • результате которых государству причиняются значительный ущерб. Следует от-метить, что международная практика предупреждения, противодействия ликвида-ции последствий различных чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что одной из существенных угроз для современного демократического государства является нарушение прав и свобод физических и юридических лиц со стороны органов, от-ветственных за ликвидацию чрезвычайной ситуации [1].

Сегодня часто звучат критические замечания, что государство как ведущий субъ-ект обеспечения законности как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуа-циях, защищает нечто абстрактное и неконкретное. По нашему мнению, такой под-ход является необоснованным и складывается, прежде всего, в связи с недостаточ-ным количеством отраслевых научных исследований данной проблематики. Боль-шинство исследований было проведено в рамках общетеоретического анализа, в которых понятие «законность» рассматривалось в рамках широкой правовой про-блематики. Как справедливо отмечает А.О. Долгопят, «каждый новый этап развития государства позволяет ставить перед наукой вопрос об обновлении определения за-конности» [2]. Разработка понятийного аппарата, выявление закономерностей и особенностей обеспечения законности при чрезвычайных ситуациях, а также раз-граничение и установление определенных связей с другими подобными правовыми

446

Басова Ю. Ю.

явлениями, имеет большое значение как для научно-исследовательской деятельно-сти, так и для правоприменительной практики.

Следует отметить, что в условиях перехода страны к принципиально новой кон-цепции безопасности в целом, теоретические исследования особенностей обеспече-ния законности при чрезвычайных ситуациях приобретает новое теоретическое и практическое значение, что, прежде всего, обусловлено существенным изменением как внутренних, так и внешних условий развития нашего общества и государства в целом.

Значимость законности для общества и государства связана с тем, что это право-вое явление фокусирует сложные процессы, происходящие в государстве. В связи с этим более обоснованным является мнение, что обеспечение законности в некото-ром смысле является условием и одновременно целью реформирования страны [3, c. 23].

    • современных научных исследованиях существует значительное количество подходов относительно определения понятия «законность». Не вдаваясь в деталь-ный анализ существующих научных подходов, отметим:

во-первых, большинство определений отражают разнообразные аспекты закон-ности;

во-вторых, значительная часть ученых концентрируют внимание только на од-ном содержательном аспекте законности, а именно: исполнении законов;

в-третьих, в отдельных научных исследованиях законность рассматривается как

  • узком, так и в широком смысле. Однако, основываясь на законах формальной ло-гики, определение понятия в широком и узком понимании не только усложняет научно-исследовательскую работу в любой сфере, а также может создать сложности
  • правоприменении. По нашему мнению, попытки определить понятие в широком и узком смысле сводятся не к прогрессу в науке, а к толерантному отношению к при-веденным ранее определениям. Юридическая терминология не должна обладать неоднозначностью, в содержании понятия должно быть четко отражено конкретное правовое явление.

Таким образом, основываясь на научных позициях, можно сделать промежуточ-ный вывод и определить, что законность:

– это не сам процесс правотворчества (издания правовых норм), а определенные требования к нему;

– это не просто правовое поведение, а соответствие деятельности государствен-ных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц и пове-дения граждан правовым требованиям, следствием, которого, является точное, обя-зательное и единообразное применение и исполнение законодательства;

– это не только строгое и неуклонное исполнение законов, но и своевре-менное принятие востребованных нормативных правовых актов, внесение необхо-димых изменений и дополнений, которые полностью и эффективно обеспечивает потребности общества на каждом этапе его развития в правовом регулировании об-щественных отношений.

Продолжая исследование сущности законности, следует отметить, что ее обеспе-чение достигается путем определения требований к деятельности участников обще-ственных отношений; осуществление надзора за исполнением законов и пресечение

447

Басова Ю. Ю.

нарушений закона, обеспечения соблюдения правовых норм. Совокупность данных элементов и взаимосвязи между ними образуют структуру обеспечения законности.

Профессор В.В. Клочков, отмечал, что структура обеспечения законности вклю-чает в себя: 1) совокупность взаимосвязанных требований законности; 2) отношение участников общественных отношений к требованиям законности и к их исполне-нию; 3) реализацию (осуществление) этих требований в жизнедеятельности обще-ства [4, c. 35]. В то же время, представленная структура вполне эффективно может быть применена в обычных условиях жизнедеятельности государства и общества, однако в ней не учтена вся специфики общественных отношений, которые возника-ют в чрезвычайных ситуациях. Структура обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях не может ограничиваться определением только требований законности, отношениям к ним и т.д.

По мнению профессора Н.Н. Карпова «составными частями обеспечения закон-ности в сфере военной службы являются: а) полное и всестороннее конституцион-ное и иное законодательное и нормативное правовое регулирование процесса защи-ты Отечества (организации обороны Российской Федерации) и, в частности, про-хождения военной службы; б) постоянная, целенаправленная и эффективная дея-тельность военного командования по точному, обязательному и единообразному исполнению законодательных норм, регулирующих организацию обороны страны, поддержанию правового порядка в войсках; в) постоянная, всесторонняя и полно-масштабная деятельность органов государственной и муниципальной власти, воен-ного командования по признанию, соблюдению и защите конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина при прохождении военной службы; г) органи-зация в войсках эффективной деятельности суда, прокуратуры и правоохранитель-ных органов, направленной на точное, обязательное и единообразное исполнение законодательных норм, регулирующих организацию обороны страны, признание, соблюдение и защиту конституционных и иных прав и свобод человека и гражда-нина при прохождении военной службы» [5; 6; 7; 8].

Основываясь на указанных научных позициях, следует отметить, что система обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях включает в себя такие элемен-ты, как: своевременное принятие востребованных и справедливых нормативных правовых актов; полное и всестороннее нормативное правовое регулирование огра-ничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях воз-никновения чрезвычайной ситуации; наличие эффективно функционирующей си-стемы уполномоченных субъектов по обеспечению законности в чрезвычайных си-туациях; постоянная, целенаправленная и эффективная деятельность прокуратуры в условиях возникновения чрезвычайной ситуации. Проанализируем более детально указанные элементы, с учетом особенностей, которые обусловлены чрезвычайной ситуацией.

Итак, первым элементом является своевременное принятие востребованных и справедливых нормативных правовых актов. Отметим, что важнейшее требование законности – полное соответствие права и каждой правовой нормы потребностям общественного развития, органическое сочетание в них интересов общества и граж-данина. Таким образом, основополагающее требование законности заключается в необходимости обеспечения соответствия законов, в том числе и конституционных, потребностям общественных изменений; своевременной трансформации действую-

448

Басова Ю. Ю.

щего права, исходя из этих потребностей; провозглашенным правам граждан; соци-альной справедливости; общечеловеческим ценностям [4, c. 35-37].

Данный элемент структуры обеспечения законности включает в себя два аспекта. Первый аспект – требование своевременного регулирования правом обществен-ных отношений, которые нуждаются в таком регулировании и поддаются ему. Ука-занный аспект вытекает из необходимости не только принятия соответствующих правовых норм, но и их своевременного изменения и отмены с учетом изменяю-

щихся социальных условий и потребностей общественного развития.

Законность приобретает особое значение в условиях существования правового государства. Именно поэтому законность зависит от современного состояния госу-дарства и общества, и ее необходимо определять в контексте развития нашей стра-ны как правового государства. В этом качестве законность предполагает наличие развитой системы законодательства и юридических механизмов выявления потреб-ности в принятии, отмене или изменении законов. Е.А. Савченко справедливо ука-зывает: «отсутствие законов востребованных обществом, создает риск нарушения режима законности и может квалифицироваться как ее нарушение. Отсутствие за-конов, востребованных обществом, может рассматриваться как несоблюдение Кон-ституции» [9, c.105-107].

Более чем тридцатилетний опыт законодательного регулирования общественных отношений, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, позволяет критически оценить накопленный нормативный материал. Анализ теоретических и прикладных проблем правоприменения в сфере предупреждения и ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций различного генезиса, подводит исследователей и практиков к решению задач, которые сформулированы в Страте-гии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Пре-зидента РФ от 02 июля 2021 г. № 400, эффективная реализация которых, в том чис-ле, возможна путем проведения систематизации и актуализации нормативно-правовой базы по вопросам предупреждения и ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

Профессор Т.Л. Козлов отмечал: «внесение постоянных «лоскутных» изменений

  • действующие правовые нормы не позволяет выйти на новый уровень правового регулирования с учетом уже осмысленных, но не реализованных парадигм; утяже-ляются старые конструкции, не добавляя при этом ясности в имеющуюся термино-логическую недоопределенность; возникает противоречивость отдельных норм, пробельность, коллизионность в регулировании ряда важных вопросов» [10, c. 159].

Потребность в принятии востребованных изменений в чрезвычайное законода-тельство назрела, ее очевидность продиктована рядом факторов, которые обуслав-ливают необходимость системной работы в построении цельного, логичного, отве-чающего запросам юридической техники законодательного регулирования обще-ственных отношений, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

На сегодня возникла потребность в нормативном определении единого подхода к определению понятия и классификации чрезвычайных ситуаций, Проведенный ана-лиз научных работ и законодательства наглядно продемонстрирует, что в текстах «чрезвычайных» нормативных правовых актов используется несогласованная тер-минология, имеются разночтения, и в целом, не создана единая система правового

449

Басова Ю. Ю.

регулирования в указанных условиях. Такая ситуация и обуславливает необходи-мость разработки и принятия «Кодекса гражданской защиты».

Между тем, нечеткость представлений об институте чрезвычайного законода-тельства, находящегося на стыке политики и права, неизбежно создает предпосылки для различного рода нарушений и злоупотреблений, что крайне опасно, поскольку чревато «вторжением» органов исполнительной власти в прерогативы законода-тельных и судебных органов, установлением авторитаризма, подрывом конституци-онных основ государства и т.п. Вот почему нужны научно обоснованные рекомен-дации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельно-сти, направленные на повышение роли и значения правовых средств управления социальными кризисами и чрезвычайными ситуациями [11, c. 75-79].

Вторым аспектом, является принятие справедливых нормативных правовых ак-тов. В зависимости от сферы проявления законность понимают как форму выраже-ния идеи справедливости – нравственный подход [11, c. 387].

Современное определение законности невозможно без учета справедливости как основного ее критерия. А.О. Долгополов считает, что «законность – это реализация

  • России справедливых действующих правовых предписаний субъектами права». Автор обосновывает, что на сегодня законность – это не только соблюдение законов (в таком случае законность необоснованно «сужена»), но и иных нормативных пра-вовых актов. Кроме того, законодательство должно отвечать критерию справедли-вости [2, c. 75]. Поддерживая мнение А.О. Долгополова, В.М. Пресняков отмечает, что «справедливость как бы растворена в нормативном содержании Конституции и выражает «дух» Основного Закона». Вместе с тем автор указывает, что справедли-вость в значении соразмерности, эквивалентности, равного масштаба правового ре-гулирования представляет собой «имманентное начало права, инвариативное к со-циальному контексту. Норма права всегда должна применяться одинаковым обра-зом к равным субъектам. Любые отклонения от справедливости можно рассматри-вать как отступление от права, то есть неправомерными действиями» [12, c. 4, 13].

Актуальность и значимость принципа справедливости находит свое подтвержде-ние в правоприменительной практике судебных органов. Так, в период с 1994 по 2015 года, Конституционный Суд РФ обращался к принципу справедливости при-мерно в каждом десятом из принимаемых им решений (1842 из 16974) [14, c. 100-104]. Кроме того, в решениях Конституционный Суд также подчеркивает, что спра-ведливость является не только общеправовым, но и конституционным принципом.

Важно не только создать хороший закон, всесторонне учитывающий потребно-сти общественного развития в той или иной области отношений, но и обеспечить правильное применение этого закона на практике, точное исполнение его всеми обязанными лицами. А.О. Долгопят обосновано считает, что «законность – это та-кое состояние жизни общества, при котором существует качественное, непротиво-речивое законодательство, а принятые в установленном порядке нормы права ува-жаются и используются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами» [2, c. 75].

Для законности важнейшим значением является соблюдение законодателем принципа равенства, а следовательно, и справедливости, что предполагает закреп-ление в законе одинаковых для всех субъектов (в нашем случае пострадавших) условий получения финансовой помощи. Как показывает конституционно-судебная

450

Басова Ю. Ю.

практика, недостаточное соблюдение принципа равенства ведет к многочисленным нарушениям прав и законных интересов граждан [15].

Следующим элементом является полное и всестороннее нормативное правовое регулирование ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.

Профессор В.В. Клочков справедливо утверждал, что: «важнейшее требование законности – наличие такой совокупности правовых норм, которая полностью и эффективно обеспечивает потребности общества на каждом этапе его развития в правовом регулировании общественных отношений; обеспечивает функционирова-ние и дальнейшее развитие демократии – той совокупности правовых норм, которая необходима для наиболее полного, эффективного выполнения правовой системой ее социальных функций [4, c. 39].

Общественные отношения, возникающие при обеспечении законности, имеют комплексный характер, ведь регулируются нормами различных отраслей права, в частности, конституционного, международного, гражданского, уголовного, админи-стративного.

Не менее важным элементом структуры обеспечения законности является нали-чие эффективно функционирующей системы уполномоченных субъектов по обес-печению законности в чрезвычайных ситуациях.

Условно деятельность государственных органов по обеспечению законности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций можно разделить на три этапа:

  1. проведение организационных мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности;
  2. непосредственное обеспечение правопорядка и безопасности в условиях чрезвычайной ситуации с использованием комплекса мероприятий, предусмотрен-ных законодательством;
  3. содействие деятельности органов, принимающих участие в ликвидации по-следствий чрезвычайной ситуации [16, c.140].

Рассматривая субъектов обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях, следует отметить, что их целесообразно разделить на три группы: общие, специаль-ные и вспомогательные. Характеризуя общих субъектов отметим, что они опреде-ляют основы внутренней политики государства, стратегию государственного управ-ления в сфере внутренней безопасности, а в частности обеспечения правопорядка и безопасности как в обычных условиях жизнедеятельности, так и в условиях возник-новения различных чрезвычайных ситуаций, имеют соответствующие полномочия и решают в основном конституционно и законодательно закрепленные стратегиче-ские задачи в указанной сфере, а также реализуют государственную политику по обеспечению внутренней безопасности и защиты населения и территории от нега-тивных последствий чрезвычайных ситуаций. К ним относятся Президент Россий-ской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Федеральный органы исполнительной власти, подведомственные им агентства, службы, надзоры, феде-ральные службы и агентства; органы местного самоуправления.

К специальным субъектам обеспечения правопорядка и безопасности в чрезвы-чайных ситуациях можно отнести государственные органы, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию мер по обеспечению законности в ука-занных условиях. К ним относятся: Министерство внутренних дел РФ, Министер-

451

Басова Ю. Ю.

ство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны РФ, Прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности РФ, и др.

Основными направлениями деятельности данной группы субъектов являются, во-первых, обеспечение выполнения федерального законодательства и других нор-мативных правовых актов по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуа-ций, а также обеспечения правопорядка и безопасности в указанных условиях, во-вторых, осуществление мер по разработке и реализации государственных программ по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в-третьих, реализация системы мер по обеспечению правопорядка и безопасности в пределах своих пол-номочий; осуществления надзора за исполнением федерального законодательства и т.д. [17, c. 23].

  • вспомогательным субъектам следует отнести следующие органы: Министер-ство здравоохранения РФ, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство транспорта РФ и др.

Последним элементом системы обеспечения законности является постоянная, целенаправленная и эффективная деятельность прокуратуры в условиях чрезвычай-ной ситуации.

На стадии ликвидации чрезвычайной ситуации «внимание» прокурора должно быть сосредоточено на оценке эффективности, полноты, достаточности и своевре-менности действий должностных лиц, а также соблюдения ими соблюдения законо-дательства при проведении: эвакуационных мероприятий; размещении граждан в местах временного пребывания; организации жизнеобеспечения (снабжения насе-ленных пунктов электричеством и водой, продуктами питания, средствами первой необходимости) населенных пунктов, социальных объектов, медицинских учрежде-ний (включая медицинские учреждения закрытого типа), учреждений ограниче-ния/лишения свободы; обеспечении образовательного процесса; законности состав-ления списков граждан, имеющих право на материальные выплаты (компенсации) и строительство жилья; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утилизации мусора после пожаров и захоронения трупов животных.

Подводя итог, можем сделать следующие выводы:

1. В существующих научных исследованиях отсутствует единство относительно определения понятия «законность». Основываясь на научных позициях, можно определить, что законность это режим общественной жизни, при котором обеспече-но своевременное принятие востребованных и справедливых нормативных право-вых актов, которые обеспечивают всестороннее правовое регулирование деятельно-сти уполномоченных государственных органов, их должностных лиц, признанию, соблюдению и защите конституционных и иных прав и свобод человека и гражда-нина; точное, обязательное и единообразное применение и исполнение этих законо-дательных норм, а также оперативное выявление нарушений, их пресечение, уста-новление причин и условий, способствующих их совершению.

2. Под обеспечением законности в чрезвычайных ситуациях следует понимать осуществляемую на основании своевременно принятых востребованных и справед-ливых нормативных правовых актов, деятельность уполномоченных государствен-ных органов и их должностных лиц по обеспечению правопорядка и безопасности в

452

Басова Ю. Ю.

чрезвычайных ситуациях; точному, обязательному и единообразному применению и исполнению этих законодательных норм; признанию, соблюдению и защите кон-ституционных и иных прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычай-ных ситуаций, а также оперативному выявлению нарушений, их пресечению, уста-новлению причин и условий, способствующих их совершению

  1. Основным путем решения проблемы эффективного обеспечения законности как в обычных условиях жизнедеятельности общества и государства, так и в усло-виях чрезвычайных ситуаций различного характера, прежде всего, является свое-временное и надлежащее регулирование общественных отношение, возникновение которых обусловлено данной ситуацией.

Список литературы:

  1. Встраивание прав человека в повседневную практику : учебное пособие по международному зако-

нодательствупоправамчеловека//URL:

https://www.biicl.org/files/5931_building_human_rights_into_practice_-_russian.pdf (lата обращения 25.01.2022).

  1. Долгопят А.О. К вопросу о понятии и содержании законности // Общество и право. 2014. №2 (48).
  2. Позднышев А.Н. Институт государственной службы в сфере обеспечения общественной безопас-ности (теоретико-методологические проблемы) : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003.
  3. Клочков В.В. Актуальные проблемы теории законности и прокурорского надзора: монография / сост.: А.В. Клочкова, О.В. Пристанская. М. ; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2012.
  4. Карпов Н.Н. Теоретические и прикладные проблемы деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы : дис. д-ра юрид. наук. М., 2012 г. 444 с.; Кар-пов H.H. Конституционно-правовые отношения в сфере обороны Российской Федерации и проблемы их совершенствования : монография. М., 2005. 318 с.
  5. Карпов H.H. Конституционное право Российской Федерации : учебник. М. : Издательство ЮНИТИ-ДАТА, 2005. 687 с.
  6. Карпов H.H. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации : монография. М. : Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 127 с.
  7. Карпов H.H. Конституционно-правовые отношения и роль прокуратуры в обеспечении их стабиль-ности: Монография. М. : Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ, 2007.
  8. с.
  9. Савченко Е. А. Некоторые аспекты соблюдения законности субъектами разрешительной и кон-трольно-надзорной деятельности в условиях модернизации социально-экономического развития // Журнал российского права. 2019. №7.
  10. Козлов Т. Л. Перспективы развития российского законодательства о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2020. №5.
  11. Фомин А. А. Проблемы реализации законодательства и правовой защиты в условиях социальных бедствий и чрезвычайных ситуаций / А. А. Фомин, Р. А. Максимов // Юрист-Правоведъ. 2012. № 3.
  12. Теория государства и права: учебник /отв. ред. проф. В.В.Кожевников. Омск : Изд-во Ом.гос. ун-та, 2015.
  13. Пресняков М.В. Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание : автореф. дис.… д-ра юрид. наук. Саратов : Поволжская академия государственной служ-бы имени П.А. Столыпина. 2010.
  14. Чечельницкий И.В. Принцип справедливости в российском праве // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №7.
  15. Принцип равенства: информация «Конституционно-правовая защита предпринимательства: акту-альные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 – 2020 годов)» (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17.12.2020) [Электронный ресурс].

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374913/56feb639cbbf046a8f12e00432f0b51a42dfdb59/ (Дата обращения 03.09.2022)/

  1. Арзамасцев Н.И. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
  2. Сапожников А.И. Административно-правовой режим общественной безопасности : дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

Basovа J. J. Law enforcement system in emergencies // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 446-454.

453

Басова Ю. Ю.

The article analyzes scientific research, the subject of which was various aspects of ensuring the rule of law in emergency situations. It has been established that ensuring the rule of law in emergency situations in-cludes the timely adoption of demanded and fair regulatory legal acts; full and comprehensive normative legal regulation of the restriction of constitutional rights and freedoms of a person and a citizen in an emergency situation; the presence of an effectively functioning system of authorized entities to ensure the rule of law in emergency situations; constant, purposeful and effective activities of the prosecutor’s office in an emergency situation. In addition, the analysis of the content side of various scientific concepts made it possible to identify a number of problems that require modern scientific understanding and resolution in the field of ensuring the rule of law in emergency situations.

The author proposes the author’s concept of «legality», «ensuring the rule of law in emergency situations».

Key words: activity, legality, provision, emergency situations, legislation, system.

Spisok literatury:

  1. Vstraivanie prav cheloveka v povsednevnuyu praktiku : uchebnoe posobie po mezhdunarodnomu

zakonodatel’stvu po pravam cheloveka // URL: https://www.biicl.org/files/5931_building_human_rights_into_practice_-_russian.pdf (lata obrashcheniya 25.01.2022).

  1. Dolgopyat A.O. K voprosu o ponyatii i soderzhanii zakonnosti // Obshchestvo i pravo. 2014. №2 (48).
  2. Pozdnyshev A.N. Institut gosudarstvennoj sluzhby v sfere obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti (teoretiko-metodologicheskie problemy) : dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2003.
  3. Klochkov V.V. Aktual’nye problemy teorii zakonnosti i prokurorskogo nadzora: monografiya / sost.: A.V. Klochkova, O.V. Pristanskaya. M. ; Akad. Gen. prokuratury Ros. Federacii, 2012.
  4. Karpov N.N. Teoreticheskie i prikladnye problemy deyatel’nosti prokuratury po obespecheniyu zakonnosti v sfere prohozhdeniya voennoj sluzhby : dis. d-ra yurid. nauk. M., 2012 g. 444 s.; Karpov H.H. Konstitucionno-pravovye otnosheniya v sfere oborony Rossijskoj Federacii i problemy ih sovershenstvovaniya : monografiya. M., 2005. 318 s.
  5. Karpov H.H. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii : uchebnik. M. : Izdatel’stvo YUNITI-DATA, 2005. 687 s.
  6. Karpov H.H. Prokuratura v sisteme gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii : monografiya. M. : Izdatel’stvo YUNITI-DANA, 2007. 127 s.
  7. Karpov H.H. Konstitucionno-pravovye otnosheniya i rol’ prokuratury v obespechenii ih stabil’nosti: Monografiya. M. : In-t povysheniya kvalifikacii rukovod. kadrov Genprokuratury RF, 2007. 157 s.
  8. Savchenko E. A. Nekotorye aspekty soblyudeniya zakonnosti sub»ektami razreshitel’noj i kontrol’no-nadzornoj deyatel’nosti v usloviyah modernizacii social’no-ekonomicheskogo razvitiya // ZHurnal rossijskogo prava. 2019. №7.
  9. Kozlov T. L. Perspektivy razvitiya rossijskogo zakonodatel’stva o protivodejstvii korrupcii // ZHurnal rossijskogo prava. 2020. №5.
  10. Fomin A. A. Problemy realizacii zakonodatel’stva i pravovoj zashchity v usloviyah social’nyh bedstvij i chrezvychajnyh situacij / A. A. Fomin, R. A. Maksimov // YUrist-Pravoved». 2012. № 3.
  11. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik /otv. red. prof. V.V.Kozhevnikov. Omsk : Izd-vo Om.gos. un-ta, 2015.
  12. Presnyakov M.V. Konstitucionnyj princip spravedlivosti: yuridicheskaya priroda i normativnoe soderzhanie : avtoref. dis.… d-ra yurid. nauk. Saratov : Povolzhskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby imeni P.A. Stolypina. 2010.
  13. CHechel’nickij I.V. Princip spravedlivosti v rossijskom prave // Social’no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2014. №7.
  14. Princip ravenstva: informaciya «Konstitucionno-pravovaya zashchita predprinimatel’stva: aktual’nye aspekty (na osnove reshenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii 2018 – 2020 godov)» (odobreno

resheniem Konstitucionnogo Suda RF ot 17.12.2020) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374913/56feb639cbbf046a8f12e00432f0b51a42dfdb59/ (Data obrashcheniya 03.09.2022)/

  1. Arzamascev N.I. Administrativno-pravovoe obespechenie organami vnutrennih del obshchestvennoj bezopasnosti pri chrezvychajnyh situaciyah tekhnogennogo haraktera: dis. … kand. yurid. nauk. M., 2003.
  2. Sapozhnikov A.I. Administrativno-pravovoj rezhim obshchestvennoj bezopasnosti : dis. … kand. yurid. nauk. M., 2005.

.

454