Публичный финансовый контроль в условиях цифровой трансформации (теоретическо-правовой аспект)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Публичный финансовый контроль в условиях…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 224–236.

УДК 341.233.1

ПУБЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Евсикова Е. В.

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

  • статье сделана попытка раскрыть понятие и сущность финансового контроля и государственного финансового контроля и публичного финансового контроля в условиях цифровой трансформации. Автор последовательно раскрывает существующие наработки современной доктрины финансового права и дает определение категорий финансовый контроль и государственный финансовый контроль, анализирует позицию законодателя в исследуемой сфере. С точки зрения системного подхода, автор отмечает целесообразность и важность системного подхода при изучении и исследовании категории «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль в условиях цифровой трансформа-ции», поскольку ориентир должен делаться на комплексное изучение объекта, его особенностей и про-блем, раскрытие внутренних и внешних связей его элементов, целей, задач каждого из них, обуслов-ленных общим предназначением. В ходе изучения позиций различных авторов, автор изучает и иссле-дует такие виды финансового контроля, как бюджетный контроль и налоговый контроль, отмечает особенности и перспективы их развития в условиях цифровой трансформации. На основе проведенно-го исследования автор выводит собственное определение категории «публичный финансовый кон-троль в условиях цифровой трансформации», которое предлагается закрепить в действующем законо-дательстве для более точного уяснения его сущности, природы и особенностей, а также повышения эффективности правоприменения на практике. Разработанное автором определение «публичного фи-нансового контроля в условиях цифровой трансформации» предлагается использовать при разработке концепции развития публичного финансового контроля в условиях цифровой трансформации и при проведении дальнейших научных исследований в обозначенной сфере.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; финансовый контроль; государствен-ный финансовый контроль; публичный финансовый контроль; бюджетный контроль; налоговый кон-троль.

Вопросы финансовых правоотношений и финансового контроля всегда были и остаются актуальными и проблемными, требующими детальной научной проработ-ки с учетом достижений современной правовой доктрины и наработок правоприме-нительной практики. Вместе с тем, цифровые технологии очень прочно внедрились

  • вошли не только в нашу повседневную жизнь, но систему публичного управления, деятельность органов государственной власти, во многом упрощая, оптимизируя и ускоряя различные процессы правоприменения [1], изменяя при этом его сущность, когда автоматизация процессов принятия властных решений меняет властное воле-изъявление на машинное, т.е. искусственный интеллект, порождая конкуренцию между технологизацией публичного управления и соблюдением принципов право-вого государства [2].

Сфера финансовых правоотношений и финансового контроля не является ис-ключением и очень быстро применяется, и подстраивается к происходящим сегодня процессам цифровизации всех сфер общественной и государственной жизни.

Так, например, векторы цифровизации самые разные: новые субъекты права; ис-кусственный интеллект и его правовой режим; новые цифровые права и цифровые активы (например, цифровые финансовые активы в свете принятия Федерального

Евсикова Е. В.

закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении измене-ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]).

Однако, даже в современных реалиях приоритетности достижения национальной цели «цифровой трансформации» путем «цифровой зрелости» [4] в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», наблюдается ост-рый дисбаланс цифровизации отдельных сфер.

Наиболее успешно процессам цифровизации подвергся порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, другие административные процедуры (например, контрольно-надзорная деятельность) пока ждут своей очереди, чем и обусловлена актуальной выбранной темы исследования.

Вместе с тем, как справедливо отмечает Морозов А.Е., «цифровизация контроль-но-надзорной деятельности позволяет более эффективно и оперативно собирать (путем использования датчиков, в том числе имплантированных), закреплять (с применением технологии распределенных реестров), анализировать (с помощью искусственного интеллекта) и использовать с информацию о субъектах финансово-го контроля и содержании регулируемых общественных отношений» [5].

Сегодня, как никогда, проблемы надлежащего и качественного осуществления государственного финансового контроля как одного из основных элементов систе-мы государственного управления выдвигаются на первый план и требуют полно-ценного научного исследования с учетом происходящих процессов цифровой трансформации всех сфер жизни общества и государства, что также предполагает поиск оптимальных путей их решения и обеспечения качественного нормативно-правового урегулирования данной сферы правоотношений.

Обращаясь к понятию финансовый контроль отметим, что на сегодняшний день единого понятия «финансовый контроль» в доктрине финансового права нет.

Как правило, «государственный финансовый контроль» рассматривается боль-шинством ученых как функция государственного управления, обеспечивающая реа-лизацию финансовой политики государства, под которым понимают деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов с целью обеспечения законности, це-лесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств.

Ровинский Е.А. указывал, что советское финансовое право, есть совокупность норм, регулирующих отношения в области финансовой деятельности государства в целях обеспечения выполнения его задач и функций. Исходя из того, в советском государстве важное место в системе государственного управления занимает финан-совый контроль, являющийся составной частью общегосударственного контроля. При этом, финансовый контроль органически связан с финансовой деятельностью Советского государства, в процессе которой оно мобилизует и расходует огромные денежные средства, составляющие часть национального дохода страны, оказывает воздействие на распределение всего общественного продукта, в связи с чем, общим для всех финансово-правовых институтов является наличие норм, регулирующих отношения по поводу учета, хранения и использования материальных и денежных средств социалистическими предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами органов государства, общественных организаций [6].

225

Публичный финансовый контроль в условиях…

    • свою очередь Химичева Н.И. справедливо отмечала, что неотъемлемой состав-ной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль, под которым понимается контроль за законностью
  • целесообразностью действий в области образования, распределения и использова-ния денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффек-тивного социально-экономического развития страны и ее регионов [7].

При этом, Григорьев А.В. и Голод К.К. отмечают, что финансовый контроль необходимо рассматривать как функцию управления финансовыми процессами и как вид деятельности, поскольку, финансовый контроль – сложная категория, для изучения которой необходимо применять инструментарий системного анализа, представляя контроль, с одной стороны, как целостное явление и часть системы управления, а с другой – как систему взаимосвязанных элементов [8].

Хребтова Т.П. отмечает, что «контроль в области финансов» или «финансовый контроль» рассматриваются две цели контроля – это установление корреляции ре-альных показателей от плановых, либо дополнительно определение результата управленческого воздействия, отмечая при этом, что полярность позиций специали-стов обусловлена трактовкой различных форм государственного финансового кон-троля, поскольку, для внутреннего государственного финансового контроля прио-ритетным является определения правомерности (законности), а для внешнего госу-дарственного финансового контроля – оценка эффективности объекта управления, т. е. приоритет отдается контрольной функции управления, выделяя такие виды гос-ударственного финансового контроля, как бюджетный контроль, денежно-кредитный, валютный контроль и налоговый [9].

Волков А.Ю. и Волков М.А. счиатают, что финансовый контроль рассматривает-ся как один из функциональных элементов управления финансовыми правоотноше-ниями наряду с финансовым планированием и прогнозированием, оперативным управлением финансами, понимая под финансовым контролем комплекс мероприя-тий, осуществляемых уполномоченными органами государственной власти, местно-го самоуправления, соответствующими субъектами предпринимательской деятель-ности, иными участниками по проверке формирования, распределения и использо-вания государственных и муниципальных фондов денежных средств [10].

Грачева Е. Ю. определяет финансовый контроль как контроль со стороны упол-номоченных государством органов и организаций за законностью действий в про-цессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой по-литики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан, отмечая при этом, что финансовый контроль как сложная многоаспектная категория с одной стороны вы-ступает функцией государственного управления, с другой – управленческой дея-тельностью, имеющей свои методы, способы и формы реализации [11].

Хайруллаева З.М. определяет финансовый контроль, как деятельность публич-ных образований, физических и юридических лиц по реализации мер, заключаю-щихся в применении тех или иных форм проверочных мероприятий объекта, наце-ленных на выявление и устранение нарушений его финансовых показателей [12].

Ялбулганов А.А. отмечает, что сущность финансового контроля находит отра-жение в его задачах, важнейшей из которых является контроль за состоянием фи-нансовых ресурсов, предполагающий проверку своевременности и полноты испол-

Евсикова Е. В.

нения обязательств перед государственным бюджетом, операций по использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивая соблюде-ние действующего законодательства в области налогообложения, валютных опера-ций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Однако, финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансо-вой сфере, поскольку он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном содействии контроля более рациональному использованию финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звень-ев финансовой системы [13].

Губанова Е.В. и Ложкова С.Г. указывают, что финансовый контроль можно оха-рактеризовать как совокупность процедур по проверке финансовых и связанных с ними аспектов деятельности хозяйствующего субъекта с применением специфиче-ских форм и методов их организации, с целью обеспечения законности и целесооб-разности проводимой деятельности в рамках реализации функции управления бюд-жетными средствами. В большинстве случаев финансовый контроль рассматривает-ся сквозь призму деятельности, связанной с административными действиями, направленной на реализацию предписаний закона, проведение организационных мероприятий, участие в нормотворческой деятельности, и подразумевает, что про-цесс контроля предполагает затраты труда человека в определенных видах [14].

Лукин А. Г. отмечает, что традиционно финансовый контроль рассматривают как особый вид практической деятельности специализированных структурных подраз-делений предприятия (если речь идет о внутреннем контроле и аудите), государ-ственных контролирующих органов (если имеется в виду государственный финан-совый контроль) или коммерческих аудиторских организаций, указывая при этом, что финансовый контроль — это продуманная система, которая включает в себя во-просы организации деятельности экономического субъекта, так как без единых пра-вил финансовой деятельности невозможно осуществлять какой-либо контроль, профилактику и недопущение нарушений этих правил, создание и функционирова-ния канала обратной связи, по которому будет поступать информация, необходимая собственнику или руководителю. Поэтому неправильно сводить финансовый кон-троль только к деятельности контроллеров и аудиторских фирм. При этом, важную роль играет информационная характеристика сущности финансового контроля за-ключается в преобразовании огромного массива информации, источниками которо-го служат документы, являющиеся результатом деятельности объекта контроля, ис-следования, обмеры и расчеты, проводимые в ходе контроля и т. д. В силу чего, приоритетным видится определение сущности финансового контроля как элемента системы управления и информационной системы [15].

Чаусова Я.С. указывает, что финансовый контроль есть комплексная и целена-правленная деятельность органов финансового контроля или их подразделений/ представителей, а также лиц, уполномоченных осуществлять контроль, базируемая на положениях действующего законодательства. При этом, государственный фи-нансовый контроль в условиях развития цифровых технологий представляет собой многофункциональную деятельность, реализуемую внутренними и внешними субъ-ектами государственного контроля, направленную на оценку соблюдения требова-ний действующего законодательства относительно наличия, движения, а также эф-фективности использования государственных (муниципальных) финансовых ресур-

227

Публичный финансовый контроль в условиях…

сов, основанную на принципах обеспечения эффективного взаимодействия всех субъектов социально-экономических отношений с использованием возможностей информационно-коммуникационных и цифровых технологий [16].

Мигачев А.Ю. выводит понятие «государственный финансовый контроль», кото-рый представляет собой деятельность государственных органов по проверке закон-ного и эффективного использования денежных средств в государственной сфере, выявлению и предотвращению финансово-экономических рисков, позволяющую вскрывать нарушения финансовой дисциплины и привлекать виновных к юридиче-ской ответственности [17].

Кроме того, Запольский С.В. определяет финансовый контроль как регламенти-рованную нормами права деятельность государственных, муниципальных, обще-ственных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полно-ты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильно-сти и эффективности их использования. При этом, финансовый контроль должен воплощать в себе имущественные интересы всего общества, независимо от того, связана ли реализация этого интереса с формированием и использованием того или иного финансового централизованного фонда или этой зависимости не наблюдает-ся. Однако, исходными условиями финансового контроля являются установление субъекта и объекта финансового контроля, определение взаимных прав и обязанно-стей контролирующего и контролируемого субъектов, определение статуса кон-трольного органа, а также средств, с помощью которых может проводиться финан-совый контроль, т.е. изначально важно правильное определение и закрепление всех элементов финансового контроля как единой и упорядоченной системы. Выступая, при этом, против принятия специализированного федерального закона о финансо-вом контроле, ссылаясь на невозможность объединения в рамках одного закона всех сложившихся в настоящее время особенностей применения форм и методов финан-сового контроля, выделяя при этом такие разновидности финансового контроля, как бюджетный контроль, налоговый контроль и т.д. [18].

Вместе с тем, по нашему мнению, разработка и принятие отдельного закона, ре-гламентирующего понятие «финансовый контроль» и его структурных элементов, позволит выработать единый унифицированный подход к данному понятию, к эле-ментам, которые входят в систему финансового контроля, и определить единый по-рядок осуществления форм и методов финансового контроля, что позволит обеспе-чить стабильность в данной сфере правоотношений, а также гарантировать защиту прав, свобод и интересов подконтрольных субъектов, т.е. физических (в том числе, индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц) и юридических лиц, фи-нансово-хозяйственная деятельность которых контролируется.

  • рамках данного исследования, следует отметить целесообразность и важность системного подхода при изучении и исследовании категории «финансовый кон-троль» и «государственный финансовый контроль в условиях цифровой трансфор-мации». На необходимость системного подхода при изучении указанных правовых явлений неоднократно указывалось в современной науке финансового права, по-скольку ориентир делается на комплексное изучение объекта, его особенностей и проблем, раскрытие внутренних и внешних связей его элементов, целей, задач каж-дого из них, обусловленных общим предназначением.

Евсикова Е. В.

Так, Лимская декларация руководящих принципов контроля гласит, что «органи-зация контроля является обязательным элементом управления общественными фи-нансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регули-рования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования мате-риальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возмож-ность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем» (ст. 1). Она выделяет предварительный контроль и контроль по факту; внутренний и внешний контроль; формальный контроль и контроль исполнения [19].

  • то же время, на законодательном уровне понятие финансовый контроль сего-дня не закреплено. Вместе с тем, существует Модельный закон «О государственном финансовом контроле» закрепляет понятие государственный финансовый контроль, под которым понимается проверка соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами дей-ствующего национального финансового законодательства, рациональности и эф-фективности использования государственных финансовых и материальных ресур-сов. При этом, государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением национального государственного бюджета и бюджетов государствен-ных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием государственных кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и нало-говых льгот, финансовой эффективностью использования государственной соб-ственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обраще-нием государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях. Исходя из уровней финансовой системы государственный финансовый контроль делится на общегосударственный, региональный и муниципальный, а именно:

— государственный финансовый контроль на общегосударственном уровне осу-ществляется в отношении доходов физических и юридических лиц в целях налого-обложения, соблюдения установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдения правил внешнеэкономической и банковской деятельности;

— государственный финансовый контроль на территориях государственных обра-зований включает в себя контроль за бюджетными и внебюджетными финансовыми средствами государственно-территориальных образований, финансовой эффектив-ностью использования государственного имущества на территории, использованием кредитных ресурсов и заемных средств, обращением финансовых средств государ-ственно-территориальных образований в кредитно-финансовых организациях;

— государственный финансовый контроль в муниципальных образованиях осу-ществляется в отношении использования органами местного самоуправления фи-нансовых и материальных ресурсов, переданных им в той или иной форме органами государственной власти различных территориальных уровней, в том числе в виде финансовой помощи, для исполнения отдельных государственных функций и в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством [20].

229

Публичный финансовый контроль в условиях…

Удачной нам видится формулировка, которую использует законодатель в Феде-ральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юриди-ческих лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ-ственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ) [21], согласно которой, государственный контроль (надзор) представляет собой дея-тельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, инди-видуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требова-ний, установленных настоящим ФЗ, другими федеральными законами и принимае-мыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, закона-ми и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством органи-зации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимате-лей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обяза-тельных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодей-ствия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность ука-занных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, который, раскрыва-ет понятие государственного контроля через деятельность специально уполномо-ченных органов и подробно раскрывающих формы и виды такой деятельности. От-метим, что положения ФЗ № 294-ФЗ не распространяются на отношения в сфере осуществления налогового контроля, хотя более детально формулируют порядок осуществления государственного контроля (надзора) как на федеральном, так и на региональном уровне, хотя и данный закон, четко не раскрывает основные элемен-ты государственного контроля (надзора). Однако, такой, в целом, положительный опыт может быть использован законодателем при разработке отдельного федераль-ного закона о финансовом контроле [24].

  • российской финансово-правовой науке достаточно долгое (до 25.10.2018г.) время понятие «государственный финансовый контроль» определялось в соответ-ствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г., который закреплял, что государ-ственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением фе-дерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организа-цией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [22], который утратил силу 25.10.2018 г. Вместе с тем, законодатель не стал дальше поддерживать указанную позиции в определении государственного финансового контроля и сузил его до рамок финансово-бюджетной сферы [23].

При этом, по нашему мнению, в современных условиях с учетом Закона о по-правке в Конституцию РФ 2020 и закреплением новой категории «публичная власть» [24], следует выделять новую финансово-правовую категорию «публичный

Евсикова Е. В.

финансовый контроль», что подтверждается современными исследованиями в обла-сти финансового права [25].

Эта позиция подтверждается и Бюджетным кодексом РФ, чтой закрепляет кате-горию «государственный (муниципальный) финансовый контроль», под которым понимается финансовый контроль, осуществляемый в целях обеспечения соблюде-ния положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, пра-вовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обяза-тельства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [26].

Так, например, Рябова Е.В. выделяя категорию «публичный финансовый кон-троль» сводит данное понятие до финансово-бюджетного контроля, определяя его, как контроль, предметом которого выступает соблюдение участниками финансовых отношений нормативных требований к проведению процедур аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств, управления имуществом

  • иными финансовыми ресурсами. Предметом публичного финансового контроля выступает не только эффективность и целевой характер использования публичных денежных средств, но и имущества и иных финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что грань между отношениями по управлению денежными средствами и управ-лению имуществом очень тонка и не всегда представляется целесообразным ее про-водить [25, с. 110], что, по нашему мнению, является не совсем точным и не учиты-вает все остальные виды финансового контроля.

Так, традиционно, финансовый контроль как более общее понятие включает в себя совокупность различных видов: бюджетный, налоговый, страховой, валютный, банковский и т.д. Пешкова Х.В. справедливо указывает, что бюджетный контроль – это государственный финансовый контроль; в таком значении он обеспечивает должное функционирование государственного бюджета. Контроль в таком случае выступает как разновидность государственной деятельности, подчиненной деталь-ному нормативному правовому регулированию, учитывающему как особенности правового статуса уполномоченных субъектов, так и сферу проведения контроль-ных мероприятий – сферу отношений, реализуемых в связи с функционированием бюджетного устройства государства. Бюджетный контроль служит формой реали-зации контрольной функции финансов применительно к бюджетам бюджетной си-стемы, выступающим базовым элементом бюджетного устройства. При этом, бюд-жетный контроль – совокупность информационных и организационных мероприя-тий, осуществляемых уполномоченными федеральными, региональными, местными органами с целью оценки законности и обоснованности действий субъектов бюд-жетных правоотношений по исполнению требований, предъявляемых к элементам бюджетного устройства, выступающих гарантией соответствия содержащейся в бюджете информации реальному состоянию бюджетных правоотношений, обеспе-чения финансовой дисциплины, экономической безопасности России [27].

Вместе с тем, можно утверждать, что налоговый контроль выступает специфиче-ской разновидностью государственного контроля в целом и финансового контроля – в частности, а именно, одним из важнейших направлений финансового контроля, которое имеет свою специфику и особенности и отличается от других видов финан-сового контроля по субъектному и объектному составу, а также содержанию, фор-

231

Публичный финансовый контроль в условиях…

мам и методам, порядку их осуществления и подконтрольным субъектам с целью построения максимально эффективной, совершенной и качественной системы нало-гообложения в Российской Федерации.

Можно утверждать, что сегодня налоговый контроль представляет собой ком-плексный институт налогового права, который состоит из таких системообразую-щих элементов, как: контролирующие субъекты (налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел, Следственный комитет, Счетную палату, Минфин РФ); контролируемые субъекты (плательщики налогов и сборов (физические и юридические лица), налоговые аген-ты, иные обязанные лица); объекты налогового контроля (финансово-хозяйственная деятельность, результаты которой облагаются налогами и сборами); предметы нало-гового контроля (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иная документация, подтверждающая осуществление финансовых операций и осуществление хозяйственной деятельности и т.д.); права и обязанности контролирующих и контролируемых субъектов в процессе осуществления налого-вого контроля; формы налогового контроля; методы налогового контроля; порядок осуществления налогового контроля; нормативно-правовая база налогового кон-троля; принципы осуществления налогового контроля, что позволяет говорить о постепенном выделении налогового права в самостоятельную отрасль российского права, состоящую из таких комплексных институтов, как налоговые правоотноше-ния, налоговый контроль и т.д.

По нашему мнению, налоговый контроль как существенный элемент и обяза-тельное условие эффективного функционирования всей финансовой системы госу-дарства можно определить, как вид управленческой деятельности уполномоченных государственных органов, имеющих полномочия по осуществлению налогового контроля, с целью обеспечения полного, всестороннего и своевременного исполне-ния своих налоговых и иных обязанностей, предусмотренных действующим нало-говым законодательством, а также противодействия (предупреждения, выявления, пресечения, профилактики и минимизации) его нарушений плательщиками налогов

  • сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами, который осуществля-ется в форме налоговых проверок, налогового мониторинга (в том числе, наблюде-ния за исполнением требований налогового законодательства, анализа и прогнози-рования состояния исполнения требований налогового законодательства), а также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством, на основе ряда общих налоговых принципов и путем применения методов налогового контроля, которая реализуется в рамках определенного порядка, предусмотренного действу-ющим налоговым законодательством.

Система налогового контроля представляет собой совокупность взаимосвязан-ных и взаимообусловленных элементов таких, как контролирующие субъекты (налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел, Следственный комитет, Счетную палату, Минфин); контролируемые субъекты (плательщики налогов и сборов (физические и юридиче-ские лица), налоговые агенты, иные обязанные лица); объекты налогового контроля (финансово-хозяйственная деятельность, результаты которой облагаются налогами

  • сборами); предметы налогового контроля (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иная документация, подтверждающая

Евсикова Е. В.

осуществление финансовых операций и осуществление хозяйственной деятельности

  • т.д.); права и обязанности контролирующих и контролируемых субъектов в про-цессе осуществления налогового контроля; формы налогового контроля; методы налогового контроля; порядок осуществления налогового контроля; нормативно-правовая база и принципы осуществления налогового контроля [28].
    • свою очередь, Цинделиани И.А., Гусева Т.А., Изотов А.В. справедливо отме-чают, что анализ современного состояния налогового контроля показал, что совер-шенствование правоприменительной деятельности налоговых органов в рамках правоотношений, возникающих при осуществлении налогового контроля, связано, с одной стороны, с созданием и развитием эффективных внутриорганизационных контрольно-аналитических подходов, а с другой – с трансформацией и дифферен-циацией самих налоговых правоотношений. Так, налоговые правоотношения, выте-кающие из налогового контроля, при совершенствовании внутриорганизационных аналитических подходов налоговых органов не претерпевают существенных изме-нений ввиду сохранения классических форм контроля. Цифровизация предполагает совершенствование налогового администрирования, а также повышение эффектив-ности правоприменительной деятельности налоговых органов [29].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что «публичный финан-совый контроль в условиях цифровой трансформации» представляет собой финан-совый контроль, осуществляемый органами публичной власти (государственными органами, осуществляющими финансовый контроль федерального и регионального уровня, и муниципальными органами, осуществляющими муниципальный финан-совый контроль) за соблюдением, применением, исполнением и использованием субъектами финансовых правоотношений требований действующего законодатель-ства в сфере реализации процедур планирования, аккумулирования, распределения

  • использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, управления имуществом и иными финансовыми ресурсами для реализации публичных целей (реализации публичных интересов), а также целей противодей-ствия (предупреждения, выявления, пресечения, профилактики и минимизации) нарушений требований действующего законодательства всеми субъектами финан-совых правоотношений, который осуществляется в форме проверок, мониторинга (в том числе, наблюдения за исполнением требований действующего законодатель-ства, анализа и прогнозирования состояния исполнения требований действующего законодательства), а также в иных формах, предусмотренных действующим законо-дательством, на основе ряда базовых общих принципов финансового контроля и путем применения методов финансового контроля, который реализуется в рамках определенного порядка, предусмотренного действующим законодательством, с по-мощью различных цифровых инструментов.

По нашему мнению, указанное понятие следует закрепить на законодательном уровне с целью точного уяснения понятия, сущности и особенностей «публичного финансового контроля в условиях цифровой трансформации» и обеспечения эффек-тивности его реализации на практике.

Таким образом, принципиально важно на современном развития публичного фи-нансового контроля в условиях непрестанного развития цифровых технологий и всеобщей цифровизации ориентироваться на его усовершенствование с учетом тео-ретических наработок в данной области, представляющих собой некий теоретико-

233

Публичный финансовый контроль в условиях…

методологический базис концепции развития публичного финансового контроля как единой системы (единого организма взаимосвязанных и взаимозависимых элемен-тов, функционирующих в единстве, с учетом особенностей, проблем и потребностей развития каждого элемента системы публичного финансового контроля).

Cписок литературы:

1. Евсикова Е.В. Цифровизация производства по делам об административных правонарушениях: про-

блемы теории и практики // Legal Tech : научные решения для профессиональной юридической дея-

тельности : Сборник докладов IX Московского юридического форума. В 4-х частях, Москва, 14-16

апреля 2022 года. Том Часть 2. – Москва: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. – С. 50-52.

2. Евсикова Е.В. Производство по делам об административных правонарушениях в условиях цифрови-зации: современные реалии и перспективы развития // Ученые записки Крымского федерального уни-верситета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 122–135.

3. Евсикова Е.В. Некоторые аспекты нормативно-правового регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации / Е.В. Евсикова, А.В. Старицын // Ученые записки Крымского феде-рального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8, № 2. – С. 143-155. 4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федера-ции на период до 2030 года». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://base.garant.ru/74404210/ 5. Морозов А.Е. Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации / А.Е. Морозов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2019. — № 7. – С. 22-26.

6. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права : монография / Е.А. Ровин-

ский. – 2-е изд., стер. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – с. 60; 155.

7. Финансовое право. Отв. ред. Химичева Н.И. / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — С. 123.

8.Григорьев А.В., Голод К.К. К вопросу о сущности финансового контроля / Григорьев А.В., Голод К.К. // Журнал прикладных исследований, — 2020. – С. 12-18.

9. Хребтова Т.П. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды / Хребтова Т.П.

  • Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 1 (838) / 2021. – С. 279-286.
  1. Волков А.Ю., Волков М.А. Финансовый контроль как категория / Волков А.Ю., Волков М.А. // Статистика и экономика. – 2014. — № 6 (2). – С. 394-398.
  2. Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка / Е.Ю. Грачева // Вестник Университета имени О. Е. Кутафи-на. – 2014. — № 4. – С. 20-29.
  3. Хайруллаева З.М. Формирование финансового контроля как правового института / З.М. Хайрулла-ева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — № 1 (90). -2013. – С. 158-163.
  4. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития / А.А. Ялбулганов // Известия вузов. Правоведение. — 2000. № 3. С. 84–91.
  5. Губанова Е.В., Ложкова С.Г. Государственный финансовый контроль: историко-правовой и теоре-тический анализ / Губанова Е.В., Ложкова С.Г. // Экономическая безопасность и качество. — 2018. — №
  6. (32). – С. 52-56.
  7. Лукин А.Г. Основные характеристики сущности финансового контроля / А.Г. Лукин // Основы экономики, управления и права. – 2012 . № 3 (3). – С. 43-46.
  8. Чаусова Я.С. Совершенствование государственного финансового контроля в условиях развития цифровых технологий / Яна Сергеевна Чаусова // дисс. канд. экон. наук. 08.00.10. – Донецк, 2022.
  9. Мигачев А.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и Французской Республике(сравнительно-правовое исследование) /Антон Юрьевич Мигачев: автореф. дисс. канд. юрид. наук 12.00.04 / М., 2019. – С. 8.
  10. Финансовое право : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. С. В. Запольского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 91-93.
  11. Лимская декларация руководящих принципов контроля. (Лима, 17-26 октября 1977 г.). [Электрон-

ный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.iia-ru.ru/contact/Лимская%20декларация%

20руководящих%20органов%20контроля%20ИНТОСАИ%20-%20копия.pdf.

20. Модельный закон «О государственном финансовом контроле» Принят

на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 24-11 от 4 декабря 2004 года). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://docs.cntd.ru/document/901949401.

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муни-

ципального контроля». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] :

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.

Евсикова Е. В.

  1. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финан-сового контроля в Российской Федерации» (утратил силу 25.10.2018). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://base.garant.ru/5138439/
  2. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государствен-ного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/
  3. Евсикова Е.В. Закон о поправке в Конституцию Российской Федерации 2020: некоторые аспекты теории и практики / Е.В. Евсикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2021. – Т. 7 (73). № 4. – С. 58-71.
  4. Рябова Е.В. Публичный финансовый контроль: выявление сущности явления / Е.В. Рябова // Пра-во. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. — № 2. – С. 103-123.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и

доп., вступ. в силу с 21.05.2023). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] :

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

  1. Пешкова Х.В. Бюджетный контроль в контексте бюджетного устройства государства // Финансо-вый контроль в сфере публичных и частных финансов: Материалы Международной научно-практической конференции. М., 25.11.2016 / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: РГУП, 2017. — С. 87-96.
  2. Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности Рос-сии : В 12 томах / О.Н. Горбунов, Р.Л. Хачатуров, Х.В. Пешкова Белогорцева [и др.]. Том IV. – Москва : Издательство «Юрлитинформ», 2021. – 584 с.
  3. Цинделиани И.А. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации / Цинделиа-ни И.А., Гусева Т.А., Изотов А.В. // Правоприменение, — 2022. Т. 6, № 1. — С. 77–87.

Evsikova E.V. Public financial control in the context of digital transformation (theoretical and legal aspect) // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75).

  • 3. – Р. 224–236.

The article attempts to reveal the concept and essence of financial control and state financial control and public financial control in the context of digital transformation. The author consistently reveals the existing developments of the modern doctrine of financial law and defines the categories of financial control and state financial control, analyzes the position of the legislator in the area under study. From the point of view of a systematic approach, the author notes the expediency and importance of a systematic approach in the study and study of the categories of «financial control» and «state financial control in the context of digital transfor-mation», since the focus should be on a comprehensive study of the object, its features and problems, disclo-sure of internal and external links of its elements, goals, objectives of each of they are conditioned by a com-mon purpose. In the course of studying the positions of various authors, the author studies and explores such types of financial control as budget control and tax control, notes the features and prospects of their develop-ment in the context of digital transformation. Based on the conducted research, the author deduces his own definition of the category «public financial control in the context of digital transformation», which is proposed to be fixed in the current legislation for a more accurate understanding of its essence, nature and features, as well as improving the effectiveness of law enforcement in practice. The definition of «public financial control in the context of digital transformation» developed by the author is proposed to be used in the development of the concept of public financial control in the context of digital transformation and in conducting further scien-tific research in this area.

Keywords: digitalization; digital transformation; financial control; state financial control; public financial control; budget control; tax control.

Spisok literaturi:

  1. Evsikova E.V. Cifrovizaciya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: problemy teorii i praktiki / E.V. Evsikova // Legal Tech : nauchnye resheniya dlya professional’noj yuridicheskoj deyatel’nosti : Sbornik dokladov IX Moskovskogo yuridicheskogo foruma. V 4-h chastyah, Moskva, 14-16 aprelya 2022 goda. Tom CHast’ 2. – Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet imeni O.E. Kutafina (MGYUA), 2022. – S. 50-52.
  2. Evsikova E.V. Proizvodstvo po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v usloviyah cifrovizacii: sovremennye realii i perspektivy razvitiya // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2023. – T. 9 (75). № 2. – S. 122–135.
  3. Evsikova E.V. Nekotorye aspekty normativno-pravovogo regulirovaniya cifrovyh finansovyh aktivov v Rossijskoj Federacii / E.V. Evsikova, A.V. Staricyn // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2022. – T. 8, № 2. – S. 143-155.
  4. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. N 474 «O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://base.garant.ru/74404210/
  5. Morozov A.E. Izmenenie modeli finansovogo kontrolya v usloviyah cifrovoj transformacii / A.E. Moro-zov // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. – 2019. — № 7. – S. 22-26.

235

Публичный финансовый контроль в условиях…

  1. Rovinskij E.A. Osnovnye voprosy teorii sovetskogo finansovogo prava : monografiya / E.A. Rovinskij. – 2-e izd., ster. – M.: Norma: INFRA-M, 2018. – s. 60; 155.
  2. Finansovoe pravo. Otv. red. Himicheva N.I. / 3-e izd., pererab. i dop. — M.: YUrist», 2004. — S. 123.
  3. Grigor’ev A.V., Golod K.K. K voprosu o sushchnosti finansovogo kontrolya / Grigor’ev A.V., Golod K.K. // ZHurnal prikladnyh issledovanij, — 2020. – S. 12-18.
  4. Hrebtova T.P. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol’: sushchnost’, soderzhanie, vidy / Hrebtova T.P. // Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Vyp. 1 (838) / 2021. – S. 279-286.
  5. Volkov A.YU., Volkov M.A. Finansovyj kontrol’ kak kategoriya / Volkov A.YU., Volkov M.A. // Statis-tika i ekonomika. – 2014. — № 6 (2). – S. 394-398.
  6. Gracheva E.YU. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol’ kak vazhnejshij instrument obespecheniya publich-nyh interesov v usloviyah rynka // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. – 2014. — № 4. – S. 20-29.
  7. Hajrullaeva Z.M. Formirovanie finansovogo kontrolya kak pravovogo instituta / Z.M. Hajrullaeva // Vest-nik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. — № 1 (90). -2013. – S. 158-163.
  8. YAlbulganov A.A. Finansovyj kontrol’ kak pravovoj institut: osnovnye etapy razvitiya // Izvestiya vuzov. Pravovedenie. — 2000. № 3. S. 84–91.
  9. Gubanova E.V., Lozhkova S.G. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol’: istoriko-pravovoj i teoreticheskij analiz // Ekonomicheskaya bezopasnost’ i kachestvo. — 2018. — № 3 (32). – S. 52-56.
  10. Lukin A.G. Osnovnye harakteristiki sushchnosti finansovogo kontrolya // Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava. – 2012. № 3 (3). – S. 43-46.
  11. CHausova YA.S. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo finansovogo kontrolya v usloviyah razvitiya cifrovyh tekhnologij / YAna Sergeevna CHausova // diss. kand. ekon. nauk. 08.00.10. – Doneck, 2022.
  12. Migachev A.YU. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol’ v Rossijskoj Federacii i Francuzskoj Respu-blike(sravnitel’no-pravovoe issledovanie) /Anton YUr’evich Migachev: avtoref. diss. kand. yurid. nauk 12.00.04 / M., — 2019. – S. 8.
  13. Finansovoe pravo : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / pod obshch. red. S. V. Zapol’skogo. — 3-e izd., pererab. i dop. — M. : Izdatel’stvo YUrajt, 2015. — S. 91-93.
  14. Limskaya deklaraciya rukovodyashchih principov kontrolya. (Lima, 17-26 oktyabrya 1977 g). [El-

ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.iia-ru.ru/contact/Limskaya%20deklaraciya %20rukovodyashchih%20organov%20kontrolya%20INTOSAI%20-%20kopiya.pdf.

  1. Model’nyj zakon «O gosudarstvennom finansovom kontrole» Prinyatna dvadcat’ chetvertom plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv — uchastnikov SNG (postanovlenie № 24-11 ot 4 dek-abrya 2004 goda). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://docs.cntd.ru/document/901949401.
  2. Federal’nyj zakon ot 26.12.2008 N 294-FZ (red. ot 01.04.2020) «O zashchite prav yuridicheskih lic i indi-vidual’nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal’nogo

kontrolya». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] :

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.

  1. Ukaz Prezidenta RF ot 25 iyulya 1996 g. N 1095 «O merah po obespecheniyu gosudarstvennogo fi-nansovogo kontrolya v Rossijskoj Federacii» (utratil silu 25.10.2018). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostu-pa] : https://base.garant.ru/5138439/
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 02.02.2016 N 41 (red. ot 15.05.2018) «O nekotoryh voprosah gosudarstvennogo

kontrolya i nadzora v finansovo-byudzhetnoj sfere». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] :

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/

  1. Evsikova E.V. Zakon o popravke v Konstituciyu Rossijskoj Federacii 2020: nekotorye aspekty teorii i praktiki / E.V. Evsikova // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. – 2021. – T. 7 (73). № 4. – S. 58-71.
  2. Ryabova E.V. Publichnyj finansovyj kontrol’: vyyavlenie sushchnosti yavleniya / E.V. Ryabova // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. – 2019. — № 2. – S. 103-123.
  3. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 14.04.2023) (s izm. i dop.,

vstup. v silu s 21.05.2023). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] :

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

  1. Peshkova H.V. Byudzhetnyj kontrol’ v kontekste byudzhetnogo ustrojstva gosudarstva / H.V. Peshkova // Finansovyj kontrol’ v sfere publichnyh i chastnyh finansov: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 25 noyabrya 2016 g. / Pod red. I.A. Cindeliani. M.: RGUP, 2017. — S. 87-96.
  2. Formirovanie i razvitie otraslej prava v istoricheskoj i sovremennoj pravovoj real’nosti Rossii : V 12 tomah / O.N. Gorbunov, R.L. Hachaturov, H.V. Peshkova Belogorceva [i dr.]. Tom IV. – Moskva : Iz-datel’stvo «YUrlitinform», 2021. – 584 s.
  3. Cindeliani I.A., Guseva T.A., Izotov A.V. Sovershenstvovanie nalogovogo kontrolya v usloviyah cifrovizacii / Cindeliani I.A., Guseva T.A., Izotov A.V. // Pravoprimenenie, – 2022. T. 6, № 1. – S. 77–87.

.