Правовой режим контртеррористической операции (содержание и сущность)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Правовой режим контртеррорестической операции…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С.490–495.

УДК 340.1

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

(СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ)

Луценко В.В.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации

Контртеррористическая операция представляет собой сложный и постоянно развивающийся пра-вовой режим. Содержание и суть данной операции коренятся в международном праве, праве прав че-ловека и национальном законодательстве. В научной статье рассмотрены правовые рамки контртерро-ристической операции, для того чтобы лучше понять ее содержание и суть. На международном уровне контртеррористические операции регулируются Советом безопасности ООН, который принял ряд ре-золюций, обеспечивающих правовую основу для таких операций. Эти резолюции устанавливают такие принципы, как уважение прав человека, не дискриминация, пропорциональность в применении силы

  • соблюдение международного гуманитарного права (МГП). Резолюции ООН содержат указания о том, как государства должны сотрудничать друг с другом в борьбе с терроризмом. На внутреннем уровне государства приняты нормативные правовые акты, криминализирующие определенные виды террористической деятельности, а также устанавливающие специальные следственные полномочия для сил безопасности с целью предотвращения или пресечения террористических актов. Эти законы также часто включают положения о сборе и обмене данными между государствами для облегчения сбора разведданных, связанных с контртеррористическими операциями. В дополнение к этим мерам на международном и внутреннем уровнях, все большее внимание уделяется защите гражданских сво-бод во время контртеррористических операций. Это включает в себя обеспечение того, чтобы любые меры наблюдения или задержания, предпринимаемые силами безопасности, соответствовали приме-нимым стандартам в области прав человека. Контртеррористические операции связаны со сложным правовым режимом, который требует тщательного учета как международного права, так и внутреннего законодательства для обеспечения эффективных результатов контртеррористической деятельности при постоянной защите гражданских свобод. Лучше понимая эту правовую базу, предлагается получить представление о содержании и сути этих важных контртеррористических мероприятий.

Ключевые слова: терроризм, статистика преступлений террористического характера, социальные конфликты, национальная безопасность, ограничение прав и свобод.

    • процессе становления общества и достижения определенных результатов в развитие отдельных государств между социальными группами [1, с. 10-15] возмож-но наступление крайне деструктивной стадии, которая характеризуются в социаль-ных конфликтах. Цели, которые ставят перед собой участники данных конфликтов направленны на достижение своих интересов, что противоречат позициям субъек-тов других правоотношений [2, с. 115-125]. Основной причиной возникновения пре-ступлений террористического характера выражается в процессе политической, эко-номической, религиозной, культурной унификации и интеграции [3, с. 110-111].

Изучение определенного порядка правового регулирования в сочетании взаимо-действующих между собой запретов и дозволений, позитивных обязываний, в том первоначальном виде, как они существуют, восходит к периоду архаической эпохи Древней Греции и позднее к продолжившим их греческие традиции древнеримским ученым. К первым авторам, в чьих работах было первое упоминание о правовых режимах, формирования воззрений о них и понимания их в социально-политическом смысле, стали работы Платона, Лукреция, Панетия, Аристотеля, Ци-церона и др. Дальнейшее изучения правовых режимов получило свое продолжение

Луценко В. В.

  • научных трудах философов и ученых в области истории публичного права: Ф. Ак-винского, А. Эсмен и др.

Рассмотрение правовых режимов через призму проблем поиска наиболее эффек-тивных способов управления обществом было отражено в трудах русского и поль-ского цивилиста, процессуалиста Е.В. Васьковского. В конце XIX – начале XX вв. в научных трудах П.Г. Виноградова, Ф.В. Тарановского, Г.Ф. Шершеневича так или иначе затрагивались аспекты имеющие отношение к определению сущности раз-личных правовых режимов. Так, например, Г.Ф Шершеневич считал, что государ-ство в своей политике должно использовать особый порядок правового регулирова-ния, опираясь на нормы права, которые определяют модель поведения. Данной мо-дели поведения должна придерживаться и сама власть, которая ее устанавливает. При этом право, которое дано государству в регулировании общественных отноше-ний в различных ситуациях, должно быть направлено только на выполнение созида-тельных целей. Позднее рассмотрение правовых режимов как правовой категории получило свое отражение в научных трудах ученых-правоведов советского периода, таких, как Н.Г. Александрова, О.С. Иоффе, И.С. Самощенко, Л.С. Явича. Однако, в научных работах авторы останавливались лишь на том мнении, что правовой режим предназначен для определения характеристики принципов реального действия пра-ва в государстве, в котором все субъекты права строго выполняют предписания из-данных правовых норм. Основной этап развития изучения и научного освоения всех возникающих вопросов имеющих непосредственное отношение к правовым режи-мам, связано с изданием фундаментальных трудов в области права таких ученых, как С.С. Алексеев, Н.И. Матузов, Л.А. Морозова, В.П. Сальникова, В.М. Сырых, А.В. Малько, Р.А. Ромашов [4, с. 22-22].

Далее следует остановиться на самом негативном явлении, таком как терроризм и правовом режиме контртеррористической операции, с отражением их сущности и содержания. Одним из радикальных средств, применяемых в процессе социальных конфликтов – совершение террористических актов, которые могут проходить обособленно, так и сопровождаться в ходе вооруженных конфликтов [5, с. 24-25]. Терроризм как крайне негативный социальный феномен способен дестабилизиро-вать или же разрушить существующую социальную систему. В настоящее время количество террористических актов совершенных в мире на основе анализа стати-стических данных показывает, что тенденция их совершения постоянно растет.

Таким образом, использую информацию, представленную в Глобальной базе данных по терроризму, следует отметить то, что под террористическими актами фиксируются такие события, которые совершаются не органами государственной власти или же террористические акты, спонсируемые правительственными органи-зациями. В обратном случае такие события попадают под такое явление как «Госу-дарственный терроризм» или «Терроризм, спонсируемый правительственными ор-ганизациями», что в свою очередь заслуживает отдельных научных трудов.

    • данной статье акцентируются внимание на террористические угрозы, которые характеризуются реальным применением противоправных средств давления и наси-лия на различные субъекты правоотношений. Главной задачей деструктивных эле-ментов является достижения определенного рода политических, экономических и иных целей преступным путем. Рассматривая статистику совершенных в мире и в отдельных государствах преступлений террористического характера следует отме-

491

Правовой режим контртеррорестической операции…

тить то, что данного рода события обладают определенной динамикой и ростом, и меняются в зависимости от состояния геополитической обстановки как в целом, так

  • от политической ситуации в отдельных странах. Так, по статистике совершенных террористических актов в мире, следует отметить то, что в период с 1970 по 1976 г. было совершено в среднем 500 террористических актов, с 1977 по 1986 г. в среднем 2826 преступлений террористического характера, с 1987 по 2012 г. – 3317, с 2013 по 2022 г. – зафиксировано 18843 случаев [6].

Если рассматривать статистику террористических актов в отдельных странах (в основном сконцентрированных в Южной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, южнее Сахары), наибольшее количество террористических инцидентов совершен-ных в период с 2012 по 2021 г., было совершено в Пакистане – 46099, в Ираке – 18379, в Нигерии – 3326, в Сомали – 2511, в Афганистане – 5628 [7].

Таким образом, следует судить о том, что терроризм становиться наиболее, с точки зрения деструктивных элементов, эффективным средством, применяемым в ходе социальных конфликтов.

Луценко В. В.

Только в период с 1994 по 2021 г. в мире было совершено более 10 тыс. террори-стических инцидентов повлекших за собой огромные человеческие жертвы и раз-рушение стратегических инфраструктур. Большинство таких актов совершаются в районах вооруженных конфликтах, которые до сих пор находятся в активной фазе. Акты терроризма в большинстве своих случаях происходят в таких регионах мира как Азия, Ближний Восток и Африка. Террористические акты возникают на фоне острых проблем возникающих в процессе разрешения национальных вопросов имеющих отношению в разрешении межнациональных конфликтов [8, с. 71-72].

При рассмотрении правового регулирования контртеррористической операции следует остановиться на раскрытии сущности данного правового явления, которое характеризуется как определенное воздействие на общественные отношения, скла-дывающиеся в случае наступления юридического факта (конкретно определенным событием, осложненным террористическим элементом). Такого рода правовое регу-лирование осуществляется при помощи правовых средств, призванных упорядочить такие общественные отношения [9, с. 62-64].Использование экстраординарных и специфических правовых средств в механизме правового регулирования режима контртеррористической операции является отличительной особенностью от орди-нарного механизма правового регулирования. К особым правовым средствам можно отнести: правоограничивающие нормы права; запрещающие нормы права.

За правоограничением следует необходимость субъектов права, в контексте за-ранее ограниченных субъективных прав, выбирать вариант своего поведения, кото-рый не представляет опасности для общества в условиях террористической угрозы. Так, например, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в районе проведения контртеррористической операции, не лишает граждан на свободное пе-ремещение, но в тоже время не позволяет перемещаться в районе специальной опе-рации, так как это может представлять угрозу для их жизни и здоровья [10, с. 45-46].

  • тоже время, государство в случае наступления последствий в результате террори-стического акта, определяет его как юридический факт, в результате которого воз-никают специфические правовые отношения между государством и всеми участни-ками контртеррористической операции, которые выражаются в виде определенных льгот и поощрений [11, с. 21-22]. Обратим внимание, что законодатель предусмот-рел выплату компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, при этом последние не принимали активного участия в контртеррористической операции.

При экстраординарном правовом режиме контртеррористической операции, дей-ствительно, вводятся определенные ограничения конкретных конституционных прав и свобод граждан и организаций. К примеру, согласно ФЗ «О противодействии терроризму», допускается ведение контроля телефонных переговоров и иной ин-формации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем в целях преду-преждения совершения террористических актов [12].

    • заключение, очевидно, что контртеррористическая операция требует тщатель-ного рассмотрения правового режима и содержания, которое ее регулирует. Для проведения эффективной контртеррористической операции необходимо понимать объем и пределы правоприменения. Содержание такой операции должно быть тща-тельно адаптировано к конкретной угрозе, исходящей от террористических сетей, с учетом международных законов и правил. Также важно, чтобы все вовлеченные

493

Правовой режим контртеррорестической операции…

стороны подходили к выполнению задачи с профессиональным отношением, чтобы обеспечить успешный результат в обеспечении интересов национальной безопасно-сти.

Список литературы:

  1. Зайцев А.К. Социальный конфликт. / 2-е. изд. – М.: Academia, 2001. – 464 с.
  2. Соколов С.В. Социальная конфликтология. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. –
  3. с.
  4. Никонов, Д. А. Правовой статус человека и гражданина в условиях ограничения его конституцион-ных прав и свобод при проведении контртеррористической операции / Д. А. Никонов, В. В. Луценко // Вопросы противодействия экстремистской и террористической деятельности на современном этапе развития войск национальной гвардии Российской Федерации: Сборник материалов межвузовского круглого стола c международным участием, Санкт-Петербург, 13 октября 2022 г. – Санкт–Петербург – Белгород: Санкт–Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии, Об-щество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. – С. 110-114.
  5. Захарцев С.И. Основные подходы к пониманию правовых режимов в контексте теории права (на примере правового режима контртеррористической операции) / С.И. Захарцев, В.В. Луценко // Юри-дическая наука: история и современность. – 2022. – № 12. – С. 21-28.
  6. Луценко, В.В. О внесении изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы национальной безопасности Российской Федерации (на примере специальной военной опера-ции) / В. В. Луценко, И. В. Семенова // Военно–юридический журнал. – 2023. – № 1. – С. 23-26.
  7. Национальный консорциум по изучению терроризма и ответных мер на терроризм. (2017). Гло-бальная база данных по терроризму (gtd1993_0617dist.xlsx Заархивировано 2016–07–10 в Wayback

Machine). Получено из https://www.start.umd.edu/gtd Мэрилендского университета http://www.start.umd.edu/gtd/contact/.

  1. Национальный консорциум по изучению терроризма и ответных мер на терроризм. (2018). Гло-бальная база данных по терроризму (globalterrorismdb_0718dist.xlsx Архивировано 2016–07–10 на Ма-шина обратного хода). Извлечено из https://www.start.umd.edu/gtd Мэрилендский университет
  2. Никонов, Д.А. Роль войск национальной гвардии Российской Федерации в политическом механиз-ме противодействия терроризму // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 1(32). С. 70-75.
  3. Захарцев, С. И. Правовой режим контртеррористической операции как особый порядок правового регулирования общественных отношений, возникающих в условиях террористической угрозы / С. И. Захарцев, В.В. Луценко // Юридическая наука: история и современность. – 2022. – № 10. – С. 60-68.
  4. Захарцев, С.И. Теоретико–правовой аспект правового режима контртеррористической операции / С. И. Захарцев, В. В. Луценко // Юридическая наука: история и современность. 2022. № 9. С. 44-51.
  5. Луценко, В. В. Теоретические основы разработки правовых средств, применяемых в деятельности, связанной с противодействием терроризму, на современном этапе развития права / В. В. Луценко, И. В. Семенова // Военно–юридический журнал. – 2023. – № 3. – С. 20-22.
  6. О противодействии терроризму : Федеральный закон № 35-ФЗ (в ред. с изм. и доп. от 26 мая 2021 года № 155-ФЗ) : [принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года : одобрен Советом Федерации
  7. марта 2006 года]. Собр. законодательства РФ. 2006. – № 11. – Ст. 1146; 2020. – № 50 (Ч.3). – Ст. 8074.

Lutsenko V.V. Legal Regime of the Counter-Terrorist Operation (Content and Essence) // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 490-495.

The counter-terrorist operation is a complex and constantly evolving legal regime. The content and es-sence of this operation is rooted in international law, human rights law and national legislation. The scientific article considers the legal framework of the counter-terrorist operation in order to better understand its content and essence. At the international level, counter-terrorism operations are governed by the United Nations Secu-rity Council (UNSC), which has adopted a series of resolutions that provide the legal basis for such opera-tions. These resolutions establish principles such as respect for human rights, non-discrimination, proportion-ality in the use of force and respect for international humanitarian law (IHL). In addition, UN resolutions con-tain guidance on how states should cooperate with each other in the fight against terrorism. At the domestic level of the state, regulations have been adopted that criminalize certain types of terrorist activities, as well as establishing special investigative powers for security forces in order to prevent or suppress terrorist acts. These laws also often include provisions for the collection and sharing of data between states to facilitate the collec-tion of intelligence related to counterterrorism operations. In addition to these measures at the international and domestic levels, increasing attention is being paid to the protection of civil liberties during counter-terrorism operations. This includes ensuring that any surveillance or detention measures taken by the security forces comply with applicable human rights standards. Overall, it is clear that counter-terrorism operations involve a complex legal regime that requires careful consideration of both international law and domestic law in order to ensure effective counter-terrorism outcomes while protecting civil liberties at all times. By better

Луценко В. В.

understanding this legal framework, it is proposed to gain an understanding of the content and essence of these important counter-terrorism measures.

Key words: terrorism, terrorist crime statistics, social conflicts, national security, restriction of rights and freedoms.

Spisok literatury:

  1. Zajcev A.K. Social’nyj konflikt. / 2-e. izd. – M.: Academia, 2001. – 464 s.
  2. Sokolov S.V. Social’naya konfliktologiya. Ucheb. posobie dlya vuzov. – M.: YUNITI–DANA, 2001. –
  3. s.
  4. Nikonov, D. A. Pravovoj status cheloveka i grazhdanina v usloviyah ogranicheniya ego konstitucionnyh prav i svobod pri provedenii kontrterroristicheskoj operacii / D. A. Nikonov, V. V. Lucenko // Voprosy pro-tivodejstviya ekstremistskoj i terroristicheskoj deyatel’nosti na sovremennom etape razvitiya vojsk nacion-al’noj gvardii Rossijskoj Federacii: Sbornik materialov mezhvuzovskogo kruglogo stola c mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 13 oktyabrya 2022 goda / Redkollegiya: D.V. Novokshonov, YU.V. Gul’binskij, YU.A. Evstratova . – Sankt–Peterburg – Belgorod: Sankt–Peterburgskij voennyj ordena ZHukova institut vojsk nacional’noj gvardii, Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu Epicentr, 2022. – S. 110-114.
  5. Zaharcev S.I. Osnovnye podhody k ponimaniyu pravovyh rezhimov v kontekste teorii prava (na primere pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii) / S.I. Zaharcev, V.V. Lucenko // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost’. – 2022. – № 12. – S. 21-28.
  6. Lucenko, V.V. O vnesenii izmenenij v dejstvuyushchie normativnye pravovye akty, reguliruyushchie voprosy nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (na primere special’noj voennoj operacii) / V. V. Lu-cenko, I. V. Semenova // Voenno–yuridicheskij zhurnal. – 2023. – № 1. – S. 23-26.
  7. Nacional’nyj konsorcium po izucheniyu terrorizma i otvetnyh mer na terrorizm. (2017). Global’naya baza dannyh po terrorizmu (gtd1993_0617dist.xlsx Zaarhivirovano 2016–07–10 v Wayback Machine). Polucheno iz https://www.start.umd.edu/gtd Merilendskogo universiteta http://www.start.umd.edu/gtd/contact/.
  8. Nacional’nyj konsorcium po izucheniyu terrorizma i otvetnyh mer na terrorizm. (2018). Global’naya baza dannyh po terrorizmu (globalterrorismdb_0718dist.xlsx Arhivirovano 2016–07–10 na Mashina obratnogo hoda). Izvlecheno iz https://www.start.umd.edu/gtd Merilendskij universitet
  9. Nikonov, D. A. Rol’ vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii v politicheskom mekhanizme pro-tivodejstviya terrorizmu / D. A. Nikonov, F.S. Sibgatullin, V. V. Lucenko // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. – 2022. – № 1(32). – S. 70-75.
  10. Zaharcev, S. I. Pravovoj rezhim kontrterroristicheskoj operacii kak osobyj poryadok pravovogo reguliro-vaniya obshchestvennyh otnoshenij, voznikayushchih v usloviyah terroristicheskoj ugrozy / S. I. Zaharcev, V.V. Lucenko // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost’. – 2022. – № 10. – S. 60-68.
  11. Zaharcev, S.I. Teoretiko–pravovoj aspekt pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii / S. I. Zaharcev, V. V. Lucenko // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost’. – 2022. – № 9. – S. 44-51.
  12. Lucenko, V. V. Teoreticheskie osnovy razrabotki pravovyh sredstv, primenyaemyh v deyatel’nosti, svyazannoj s protivodejstviem terrorizmu, na sovremennom etape razvitiya prava / V. V. Lucenko, I. V. Se-menova // Voenno–yuridicheskij zhurnal. – 2023. – № 3. – S. 20-22.
  13. O protivodejstvii terrorizmu : Federal’nyj zakon № 35-FZ (v red. s izm. i dop. ot 26 maya 2021 goda №

155-FZ) : [prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 26 fevralya 2006 goda : odobren Sovetom Federacii 1 marta 2006 goda]. – Sobr. zakonodatel’stva RF. – 2006. – № 11. – St. 1146; 2020. – № 50 (CH.3). – St. 8074. – Tekst : neposredstvennyj.

.

495