Правовая охрана или защита наименования мест происхождения товаров географического указания

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Правовая охрана или защита мест…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 236–242.

УДК 347.772.3

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИЛИ ЗАЩИТА НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАНИЯ

Ширкова И. В.

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли»

В статье рассматриваются определенные объекты интеллектуальной собственности, относящиеся к средствам индивидуализации товаров и услуг, законодательное закрепление, сущностные характеристики, субъектный состав лиц, предоставляемым исключительные права, способы правовой охраны, с целью определения соответствия законодательного обеспечения охраны данной категории объектов интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав. Проанализированы международ-ные договоры и национальное законодательство на предмет закрепления правовой охраны географиче-ского указания и наименования мест происхождения товаров, установлены сущностные признаки и отличительные черты рассматриваемых объектов, охарактеризована структура исключительных прав в контексте их применения правообладателем на географическое указание и наименования мест проис-хождения товаров, выявлены законодательные несоответствия, ограничивающие и ущемляющие ин-теллектуальные права правообладателей на географические указания и наименования мест происхождения товаров, внесены предложения по устранению законодательных противоречий.

Ключевые слова: географические указания, наименования мест происхождения товаров, исклю-чительные права, правовая охрана.

Интеллектуальная собственность обладает двойственной и противоречивой природой, поскольку, с одной стороны, выступает как нематериальное благо, основанное на творческой деятельности, с другой – в экономическом обороте, выступает как товар, и может функционировать на рынке. Эта особенность порождает необходимость признания ее важнейшей составляющей и как духовного, и как экономического богатства страны. Поэтому для обеспечения творческих возможностей, по-буждающих на создание новых видов интеллектуальной собственности, как напри-мер, дополнение к средствам индивидуализации товаров, работ, и услуг географического указания, путем внесения изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26.07.2019 № 230-ФЗ, необходим правовой фундамент, гарантирующий охрану объектов интеллектуальной деятельности и за-щиту интеллектуальных прав. Защищенность со стороны государства будет способ-ствовать раскрытию творческого потенциала, и вовлечения результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в развитие исторического и культурного наследия, тем самым обеспечивая достижения национальных целей развития Российской Федерации [1].

Сегодня в условиях рыночных отношений начал активно развиваться институт прав на средства индивидуализации юридических лиц и производимых ими това-ров, работ и услуг. Эти отношения порождают множество субъектов хозяйствова-ния, производящих различные товары, оказывающих разные спектры услуг, требу-ющих обеспечение должной индивидуализации и производителей, и товаров, и услуг. Перечень объектов интеллектуальной собственности, относящихся к сред-ствам индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций, на которые распро-страняется правовая охрана Российского законодательства, расширяется, и к фир-менным наименованиям, товарным знакам, коммерческим обозначениям и наиме-

Ширкова И. В.

нованию мест происхождения товаров добавлен новый объект ‒ географическое указание. Средства индивидуализации (СИ) также, как и результаты интеллектуаль-ной деятельности ‒ не материальные предметы, а значит к ним не применимо право собственности, и правовая охрана должна обеспечиваться наличием исключитель-ных прав у правообладателя. Актуальность исследования обусловлена особенно-стью реализации исключительных прав правообладателем на определенные объек-ты интеллектуальной собственности (наименования мест происхождения товаров (НМПТ) и географические указания (ГУ)), а именно, возможностью использования исключительного права любым лицом без согласия, производящего товар, в грани-цах одного и того же географического объекта. Ключевым исследованием является анализ нормативно-правовой базы, регламентирующий характерные и отличитель-ные черты, субъектный состав участников процедуры приобретения интеллектуаль-ных прав, а также обеспечение правовой охраны наименования мест происхождения товаров и географического указания.

На международной арене первым нормативным документом, закрепившим в ка-честве объекта промышленной собственности указания происхождения или наиме-нования места происхождения товара, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Она закрепила применения ареста на ввозимый про-дукт, в случае использования ложных указаний о происхождении товаров, в страны,

  • которых эти указания имеют правовую охрану [2]. То есть данный международ-ный договор не предусматривает обеспечение правовой охраны указания проис-хождения или наименования места происхождения товара, а закрепляет обязанность государств предоставить защиту в случае посягательства на подлинность сведений о происхождении товаров.

Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение ука-заний происхождения на товарах детализировала санкции, пресекающие ложные или вводящие в заблуждение указаний происхождения на товарах [3]. Речь также идет о мерах защиты указаний происхождения товаров.

Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации было дано определение наименования мест происхож-дения, т.е. географического региона, обозначающего изделие, которое происходит из данной страны, района или местности, сущностные особенности которого харак-теризуются исключительно географической средой, включая природные и челове-ческие факторы регистрации [4]. В соответствии с Соглашением регламентирована процедура регистрации наименования мест происхождения товаров и географиче-ского указания, а также зарегистрированному наименованию обеспечивается защи-та от неправомерного присвоения или имитации.

Основным национальным документом, закрепляющим охрану географического указания и наименования места происхождения товаров, является ГК РФ, в частно-сти, ст. 1516 ГК РФ [5] закрепляет терминологию данных объектов интеллектуаль-ной собственности.

Географическое указание (ГУ) это обозначение, которое определяет сущностные характеристики, в том числе качество и репутацию, товара, связанные и зависящие от географической территории его происхождения. На территории данного геогра-фического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства

237

Правовая охрана или защита мест…

товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик това-ра.

Наименованием места происхождения товара (НМПТ), является обозначение, которое представляет наименование региона (страны, поселения, или другого гео-графического объекта) или производное от такого наименования, ставшее извест-ным в результате его использования в отношении товара, включающий все харак-терные для данного географического объекта природные условия и (или) людские факторы. В отличие от географического указания, на территории данного географи-ческого объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказыва-ющие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

Помимо отличия между географическими указаниями (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ), качающегося производственных стадий товара, существуют различия в регистрируемом обозначении, для регистрации ГУ можно использовать любое обозначение, которое связано с местом происхождения товара,

  • для регистрации НМПТ‒ только словесное; в характеристике товара, для ГУ ин-формация о товаре предоставляется заявителем, а для НМПТ – особые свойства то-варов устанавливают уполномоченные федеральные или региональные органы; а также узнаваемости средства индивидуализации, для ГУ допустимо наличие воз-можности идентифицировать продукцию и территорию происхождения, для НМПТ важно, чтобы обозначение стало узнаваемым в результате его использования в от-ношении товара.

По мнению В.И. Еременко, географическое указание занимает промежуточное положение между указанием происхождения, которое является простым обозначе-нием местопребывания производителя или реализатора, без гарантии качества това-ра, и наименованием места происхождения товара, качество которого уникально благодаря природным и (или) людским факторам, присущим тому или иному гео-графическому объекту [6, с. 74].

Н.С. Михайлова рекомендует рассматривать географическое указание как общую правовую категорию, а наименование места происхождения товара как разновид-ность географического указания [7, с. 79].

Таким образом наименование мест происхождения товаров и географическое указание соотносятся между собой как общее и частное.

Объекты интеллектуальной собственности различны, в том числе и по источнику происхождения, все они представляют собой неосязаемые блага, выраженные в форме знаний, т.е. совокупности сведений о чем-либо, которые условно можно раз-делить на две категории: «знания, являющиеся результатами интеллектуального труда человека /…/ при взаимодействии определенных факторов происходит созда-ние нового продукта; и знания, не являющиеся результатами интеллектуального труда или информация в узком смысле /…/ а также, сведения, которые могут быть представлены как в виде результатов интеллектуального труда, так и в виде инфор-мации, не содержащей результатов творческой деятельности» (напр. коммерческая тайна) [8, с. 17-21].

Поэтому правовое регулирование охраны объектов интеллектуальной собствен-ности формируется на их различностях: объекты, связанные с содержательной сущ-ностью (охрана технических решений, представляющие коммерческую ценность для экономического оборота. Эти результаты интеллектуальной деятельности охра-

Ширкова И. В.

няются только при условии получении охранного документа ‒ патента, и срок их охраны минимизирован от 10 до 20 лет; объекты с приоритетным значением формы, то есть натуры (произведения науки, литературы и искусства). На них распростра-няется принцип презумпции автора, не требующий особой охранной процедуры (охрана обеспечивается с момента выхода «в свет» соответствующих объектов) и охраняются такие объекты в течение всей жизни автора и спустя 70 лет после его смерти. Но существуют и такие результаты интеллектуальной деятельности, у кото-рых отсутствует автор и правовая охрана обеспечивается с момента государствен-ной регистрации. Речь идет о средствах индивидуализации юридического лица, то-варов, работ или услуг (товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания, наименования мест происхождения това-ров).

Согласно ч. 1 ст. 1518 ГК РФ государственную регистрацию географического указания могут осуществить граждане, юридические лица, а также объединения лиц

  • форме ассоциаций, союзов и др. [5]. Указанная статья несколько сузила перечень субъектов, имеющих право осуществить государственную регистрацию определен-ных объектов интеллектуальной собственности. Географическое указание и наиме-нование мест происхождения товаров относятся к средствам индивидуализации то-варов или услуг, используемые в хозяйственной деятельности, в которой, в качестве субъекта хозяйствования, помимо юридических лиц, могут участвовать индивиду-альные предприниматели, получающие данный статус только при условии государ-ственной регистрации. То есть особый отдельный статус, не может относится ни к гражданам, ни к юридическим лицам, ни к объединениям, а значит его необходимо закрепить в вышеуказанной статье, тем самым дополнить перечень субъектов, име-ющих право зарегистрировать географическое указание.

Однако Э.П. Гаврилов признает неправильность определения субъекта права на НМПТ и ГУ, так как истинными субъектами являются местные органы исполни-тельной власти, которые определяют качества/свойства и другие характеристики охраняемого объекта [9]. Это вытекает из содержания п. 2 ст. 1522′ ГК РФ, а имен-но, если объект, находящийся на территории Российской Федерации, указан в каче-стве наименования места происхождения товара, то подтверждение о том, что про-изводимый товар, находящийся в границах указанного географического объекта, соответствует установленным требованиям производится органами исполнительной власти. К таким органам относятся согласно постановлению Правительства РФ от 08 августа 2020 г. № 1195: Министерство здравоохранения Российской Федерации (в отношении лечебных грязей, минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды), Министерство промышленности и тор-говли Российской Федерации (в отношении товаров народных художественных промыслов и музыкальных инструментов), Министерство сельского хозяйства Рос-сийской Федерации (в отношении продукции сельского хозяйства и пищевой про-дукции), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции) [9]. Э.П. Гаврилов также считает, что признание этих органов субъектами прав на НМПТ и ГУ решает главную проблему ‒ местного брендирования продукции и преобразования права на наименование мест происхождения товаров и географического указания в административное пуб-личное [10, С.31]. Г.Н. Черничкина разделяет точку зрения относительно брендиро-

239

Правовая охрана или защита мест…

вания, полагая, что ГУ и НМПТ могут быть теми средствами индивидуализации (СИ), которые позволят регионам сформировать ярко выраженный имидж произво-димой ими продукции в целях развития исторического и культурного наследия [11,

  • 151]. Тем самым обеспечивая достижение национальных целей развития Россий-ской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на пе-риод до 2030 года» [1].

Возвращаясь к нормам, установленным действующим гражданским законода-тельством, в частности к ч. 2 ст. 1518 ГК РФ, лицам, зарегистрировавшим географи-ческое указание, предоставляется исключительное право при условии соответствия товара, установленным требованиям [5].

Гражданский Кодекс РФ не содержит определения исключительных прав, а за-крепляет лишь их структуру, состоящую из возможности использования охраняе-мых объектов интеллектуальной деятельности правообладателем, а также из разре-шения или запрета правообладателя их использования иными субъектами. В.А. До-зорцев считает, что объектом использования является сам результат, а объектом распоряжения ‒ право на него, право его использования [12]. Это логично отражает-ся в ч. 6 ст. 1519 ГК РФ о недопущении распоряжения исключительными правами на географическое указание без заключения договора [5]. К договорам, относящим-ся к интеллектуальным правам при использовании и распоряжении исключитель-ных прав, применяются нормы, регулирующие гражданско-правовые договоры, за-конодатель и в ст. 1233 ГК РФ, и в ст. 1242 ГК РФ ссылается на применение в этих случаях общих положений об обязательствах. То есть из этого можно сделать вы-вод, что использование и распоряжение исключительных прав ‒ это прерогатива правообладателя, и только он может использовать ГУ и НМПТ в отношении това-ров, обладающего определенными характеристиками, и только он может предоста-вить другому лицу право на использования ГУ и НМПТ.

Однако абзац 2 ч. 2 ст. 1518 ГК РФ предусматривает возможность в установлен-ных случаях, предоставление исключительного права любому лицу, производящему товар, в границах того же географического объекта, обладающий характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований. Иными словами, речь идет о возможности предоставления исключительного права на один и тот же объект не одному, а нескольким гражданам или юридическим лицам.

Возникает противоречие, с одной стороны, сущность исключительных прав в их «исключительности», поскольку правообладатель либо самостоятельно использует охраняемое объекты интеллектуальной собственности, либо дает разрешение дру-гим лицам на использование, либо запрещает использование. Так как запрет осу-ществляется правообладателем, а не иным лицом, то право запрета является абсо-лютным, характеризующий смысл, заложенный в названии самого исключительного права, правообладатель исключает из круга лиц, которые вправе использовать охра-няемый объект, то есть это право ‒ исключительное [13, С.23-28]. С другой сторо-ны, любое лицо, производящее товар, в границах того же географического объекта, без согласия правообладателя может получить исключительное право.

Нельзя не согласиться с мнением Э.П Гаврилова, что на НМПТ и на ГУ не суще-ствуют и не могут существовать никакие исключительные права, поскольку любое лицо, находящееся в той же местности, может без согласия владельца получить ана-

Ширкова И. В.

логичное «право» на аналогичный объект, следовательно, упомянутое право никак нельзя охарактеризовать как «исключительное» [9, с. 23-25].

Учитывая вышесказанное необходима гармонизация законодательства, исклю-чающая «юридический коллапс». На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. Международные договоры, в целом, не предусматривают обеспечение право-вой охраны указания происхождения или наименования места происхождения това-ра, а лишь устанавливают меры защиты.
  2. Национальными нормативными документами предусмотрена правовая охрана на наименование мест происхождения товаров и географическое указание, однако коллизия норм не гарантирует ее реализации исключительно правообладателем на охраняемый объект. Учитывая законодательное несоответствие, предлагаем рас-смотреть целесообразность его гармонизации. Иначе необходимо признать отсут-ствие исключительных прав на ГУ и НМПТ.
  3. Перечень субъектов, имеющих право осуществлять государственную реги-страцию определенных объектов интеллектуальной собственности (физические ли-ца, юридические лица, а также объединения лиц в форме ассоциаций, союзов и др.), необходимо дополнить индивидуальными предпринимателями.

Список литературы:

  1. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 / Президент России // Электрон. текстовые и граф. дан. Москва, 2020. ‒ Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
  2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности [Электронный ресурс] // Конвенции и соглашения – Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). ‒ Электрон. тексто-вые дан. – 2023. – Режим доступа: https:wipolex.wipo.int/ru/text/287556 (дата обращения 21.01.2023)
  3. Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхожде-ния на товарах [Электронный ресурс] // Конвенции и соглашения – Всемирная организация интеллек-туальной собственности (ВОИС). ‒ Электрон. текстовые дан. – 2023. – Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/text/286776 (дата обращения 21.01.2023)
  4. Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной реги-страции [Электронный ресурс] // Конвенции и соглашения – Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). ‒ Электрон. текстовые дан. – 2023. – Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/text/401406 (дата обращения 21.01.2023)
  5. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]

: принят от 30.11.1994г. № 51-Ф3 (ред. от 28.06.2021 с изм. от 08.07.2021 / КонсультантПлюс // Элек-

трон. текстовые и граф. дан. Москва, 2021. ‒ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/aa87cfbfdb5358dce8542e6c9b4b0593639d20e9/

  1. Еременко В.И. О введении правовой охраны географического указания в Российской Федерации // Государство и право. 2021. № 1. С. 72-80.
  2. Михайлова Н. С. Охрана географических указаний в Российской Федерации // Ex jure. 2019. № 2. C.

76–86. DOI: 10.17072/2619-0648-2019-2-76-89

  1. Калина И.И., Типологизация объектов интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. / Саратов, 2011 г. Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-obektov-intellektualnoy-sobstvennosti
  2. О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных выдавать заключения, необходи-мые для государственной регистрации наименования места происхождения товара и осуществления юридически значимых действий в отношении зарегистрированного наименования места происхожде-ния товара, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 08 августа 2020 г. № 1195 / Официаль-ный интернет-портал информации // Электрон. текстовые и граф. дан. Москва, 2023. ‒ Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008120001?index=1&rangeSize=1
  3. Гаврилов, Э.П. Нужна принципиально новая правовая система для географических указаний и наименований места происхождения товара // Хозяйство и право. 2020. № 5 (520). С. 27-32.

241

Правовая охрана или защита мест…

  1. Черничкина Г.Н. Географическое указание и наименование места происхождения товаров как тренд развития регионов // Трансформация национальной социально-экономической системы России. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 149-153.
  2. Дозорцев В. А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2000. № 6. С. 25‒35.
  3. Гаврилов, Э. П. Как развивается право интеллектуальной собственности в России? // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2021. № 1. С. 23-28.

Shirkova I.V. Legal protection or protection of the appellation of origin of goods and geographical indication // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 236–242.

The article deals with certain intellectual property objects related to the means of individualization of goods and services, legislative consolidation, essential characteristics, the subject composition of persons granted exclusive rights, methods of legal protection, in order to determine the compliance of the legislative provision of protection of this category of intellectual property objects and the protection of intellectual rights. International treaties and national legislation have been analyzed with a view to securing the legal protection of geographical indications and appellations of origin of goods, the essential features and distinctive features of the objects under consideration have been established, the structure of exclusive rights in the context of the application by the rightholder to geographical indications and appellations of origin of goods has been charac-terized, legislative inconsistencies have been identified that restrict and infringe on the intellectual rights of rightholders to geographical indications and appellations places of origin of goods, proposals have been made to eliminate legislative contradictions.

Keywords: geographical indications, appellations of origin of goods, exclusive rights, legal protection Spisok literatury:

  1. «O nacional`ny`x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [E`lektronny`j resurs] : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 / Prezident Rossii // E`lektron. tekstovy`e i graf. dan. Moskva, 2020. ‒ Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
  2. Parizhskaya konvenciya po oxrane promy`shlennoj sobstvennosti [E`lektronny`j resurs] // Konvencii i soglasheniya – Vsemirnaya organizaciya intellektual`noj sobstvennosti (VOIS). ‒ E`lektron. tekstovy`e dan. – 2023. – Rezhim dostupa: https:wipolex.wipo.int/ru/text/287556 (data obrashheniya 21.01.2023)
  3. Madridskoe soglashenie o presechenii lozhny`x ili vvodyashhix v zabluzhdenie ukazanij proisxozhdeniya na tovarax [E`lektronny`j resurs] // Konvencii i soglasheniya – Vsemirnaya organizaciya intellektual`noj

sobstvennosti (VOIS). ‒ E`lektron. tekstovy`e dan. – 2023. – Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/text/286776 (data obrashheniya 21.01.2023)

  1. Lissabonskoe soglashenie ob oxrane naimenovanij mest proisxozhdeniya i ix mezhdunarodnoj registracii [E`lektronny`j resurs] // Konvencii i soglasheniya – Vsemirnaya organizaciya intellektual`noj sobstvennosti (VOIS). ‒ E`lektron. tekstovy`e dan. – 2023. – Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/text/401406
  2. Rossijskaya Federaciya. Zakony`. Grazhdanskij Kodeks Rossijskoj Federacii [E`lektronny`j resurs] : prinyat ot 30.11.1994g. № 51-F3 (red. ot 28.06.2021 s izm. ot 08.07.2021 / Konsul`tantPlyus // E`lektron. tekstovy`e i graf. dan. Moskva, 2021.
  3. Eremenko V.I. O vvedenii pravovoj oxrany` geograficheskogo ukazaniya v Rossijskoj Federacii // Gosudar-stvo i pravo. 2021. № 1. S. 72-80.
  4. Mixajlova N. S. Oxrana geograficheskix ukazanij v Rossijskoj Federacii // Ex jure. 2019. № 2. C. 76–86.
  5. Kalina I.I., Tipologizaciya ob«ektov intellektual`noj sobstvennosti [E`lektronny`j resurs] // Vestnik Sara-tovskogo gosudarstvennogo social`no-e`konomicheskogo universiteta. / Saratov, 2011 g. Rezhim dostupa : https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-obektov-intellektualnoy-sobstvennosti
  6. O federal`ny`x organax ispolnitel`noj vlasti, upolnomochenny`x vy`davat` zaklyucheniya, neobxodimy`e dlya gosudarstvennoj registracii naimenovaniya mesta proisxozhdeniya tovara i osushhestvleniya yuridicheski znachimy`x dejstvij v otnoshenii zaregistrirovannogo naimenovaniya mesta proisxozhdeniya tovara, i priznanii utrativshimi silu nekotory`x aktov Pravitel`stva Rossijskoj Federacii [E`lektronny`j resurs] : Post-anovlenie Pravitel`stva RF ot 08 avgusta 2020 g. № 1195 / Oficial`ny`j internet-portal informacii // E`lektron.

tekstovy`e i graf. dan. Moskva, 2023. ‒ Rezhim dostupa:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008120001?index=1&rangeSize=1

  1. Gavrilov, E`.P. Nuzhna principial`no novaya pravovaya sistema dlya geograficheskix ukazanij i naimeno-vanij mesta proisxozhdeniya tovara // Xozyajstvo i pravo. 2020. № 5 (520). S. 27-32.
  2. Chernichkina G.N. Geograficheskoe ukazanie i naimenovanie mesta proisxozhdeniya tovarov kak trend razvitiya regionov // Transformaciya nacional`noj social`no-e`konomicheskoj sistemy` Rossii. Materialy` IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022. S. 149-153.
  3. Dozorcev V. A. Ponyatie isklyuchitel`nogo prava // Yuridicheskij mir. 2000. № 6. S. 25‒35
  4. Gavrilov, E`. P. Kak razvivaetsya pravo intellektual`noj sobstvennosti v Rossii? // Patenty` i licenzii. Intel-lektual`ny`e prava. 2021. № 1. S. 23-28.

.