Основные проблемы доставления сотрудниками полиции граждан

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 406 – 416.

УДК 342.95

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

ГРАЖДАН

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

    • статье актуализируется проблематика доставления сотрудниками полиции граждан, обоснованных пробелами в законодательстве и недостатками в практике реализации Федерального закона «О полиции»
  • Кодекса Российской Федерации об административные правонарушения. Изучение законодательства, практики доставления граждан, учебных и научных публикаций позволило к основным проблемам деятельности полиции в этой сфере относить определение правовой природы доставления в системе мер государственного принуждения и других мер принудительного характера, применяемых непосред-ственно полицией, а также недостатки процедуры осуществления доставления (его оснований, време-ни и места, процессуального оформления) и еѐ нормативного закрепления. В статье детализируются основания применения полицией доставления, что позволило отграничить «полицейское» и «админи-стративное» доставление; конкретизировать временные границы доставления, перечень мест для до-ставления, вида документа, фиксирующего процедуру и результаты доставления; определить основные направления цифровых инструментов для установления на месте происшествия личности граждан и проверки иной информации, имеющейся в распоряжении органов внутренних дел и др. С учетом из-ложенного, предложено доставление лиц рассматривать как самостоятельный подинститут отдельных мер государственного принуждения, применяемых полицией и дополнить ФЗ «О полиции» статьей 14.1 «Доставление», в которой закрепить основания для доставления граждан, перечень мест, куда такое доставление осуществляется, правила учета времени доставления, порядок действий сотрудни-ков полиции при доставлении, их права и обязанности, содержание протокола об доставлении, обязан-ность полиции вести реестр доставленных в служебные помещения территориальные органы внутрен-них дел.

Ключевые слова: доставление, установление личности правонарушителя, федеральный закон «О полиции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административное принуждение, полиция.

Законодательство о деятельности полиции наделяет еѐ сотрудников полномочи-ями по применению мер административного принуждения, в том числе целью кото-рых является установление личности правонарушителя и обеспечение оперативно-сти и полноты административного и уголовного производства.

  • частности, ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 28 федерального Закона «О полиции» предостав-ляет полиции и еѐ сотрудникам право доставлять, то есть осуществлять принуди-тельное препровождение, различные категорий граждан (совершивших правонару-шение, разыскиваемых правоохранительными органами, органами дознания, след-ствия, судом; беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних) в специально установленные помещения и организации (п.13-15 ст. 13; п. 4 ч. 3 ст. 29) [1].

Характеризуя статистические данные о лицах, доставленных в полицию, следует отметить их соразмерность с числом граждан, привлеченных к уголовной ответ-ственности и задержанных полицией в порядке стать 14 ФЗ «О полиции». Напри-мер, в 2022 году ОВД выявлено 818 986 лиц, совершивших преступления, расследо-вание которых осуществлялось ОВД [2]. По различным основаниям в соответству-ющие помещения было доставлено 168,5 тыс. несовершеннолетних, из них за со-вершение правонарушений, влекущих административную ответственность, – 89,8

406

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

тыс. (-9,4 % по отношению к показателю 2021 г.), в том числе не достигших возрас-та, с которого наступает административная ответственность, – 33,6 тыс. [3, c. 227]. Как мера административного обеспечения производства по делам об администра-тивных правонарушениях, рассмотренных российскими судами в 2022 г., доставле-ние применялось в отношении 359 166 человек; административное задержание – 378 244 человек; привод – 1034 человек [4]. В тоже время, полная информация о доставленных в полицию, в открытых источниках не приводится. Можно предпо-ложить, что ежегодно в полицию доставляется несколько миллионов человек.

Несмотря на наличие в нормах российского законодательства положений, опре-деляющих основание и порядок применения полицией доставления, в правоприме-нительной практике имеются случаи обжалования действий сотрудников полиции как неправомерных. В частности, к Уполномоченному по правам человека в 2020-2022 гг. обращались граждане, которые сообщали о нарушении их прав и свобод в ходе доставления их сотрудниками полиции в процессе пресечения административ-ных правонарушений: безосновательности доставления, отсутствие в местах пребы-вания доставленных необходимых условий (например, доступа к питьевой воде, пи-танию, туалету (особенно в период массовых задержаний во время пресечения неза-конных публичных акций), не составление протокола о доставлении, неопределѐн-ности статуса доставленных до момента их задержания, освобождения из служеб-ного помещения полиции без составления протокола об административном право-нарушении и др. [5, c. 320-322]

Оценка применения полицией доставления, среди других вопросов, осуществля-лась национальными и международными судебными институциями. Например, в постановлении Европейского Суда по правам человека по жалобе № 57818/09 (Страсбург, 7 февраля 2017 г.) «Лашманкин и другие (Lashmankin and others) против Российской Федерации» и Определение Конституционного Суда Российской Феде-рации от 17 января 2012 г. № 149-О-О по жалобе Гудимова А.В. и Шуршева А.О. на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 ГК РФ

  • др. [6].

Отдельное внимание проблематике доставления уделено в работах отечествен-ных и зарубежных ученых, изучающих актуальные вопросы полицеистики, а также вопросы обеспечения прав и свобод человека в правоохранительной деятельности в целом. Как правило, данная тематика активно рассматривается в трудах ученых ад-министративистов и специалистов в области уголовного процесса: Г.Т. Агеенковой, С.В. Бажанова, Ю.П. Гапон, А.Г. Гришакова, О.А. Дизера, А.С. Дугенца, А.И. Каплунова, Н.В. Косаревой, Н.В. Макаренко, С.Н. Махиной, В.А. Мельника, Д.В. Пивоварова, Ю.В. Повогаловой, Ю.Ф. Решетника, С.Б. Россинский, Ю.П. Со-ловья, В.А. Тюрина, Н.Н. Цуканова и др. Ими рассмотрены общие и отраслевые ас-пекты доставления, охарактеризованы его разновидности, обосновываются предло-жения по совершенствованию административного, уголовно-процессуального и другого законодательства, регламентирующего доставления и практики его реали-зации.

  • данной публикации нами предлагается обратить внимание на вопросы, касаю-щиеся определения правовой природы доставления в системе мер государственного принуждения и других мер принудительного характера, применяемых непосред-

407

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

ственно полицией и процедуры осуществления доставления (его оснований, време-ни и места, процессуального оформления) и еѐ нормативного закрепления.

Рассматривая первую группу проблем, необходимо обратить внимание на за-крепление в федеральном законе «О полиции» и ряде других законодательных актах нескольких целей доставления: решение вопроса о задержании гражданина; уста-новления личности гражданина; защита гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом; медицинское освидетельствование гражданина для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств; пресечение правонарушений или антиобщественных действий, безнадзор-ности и беспризорности несовершеннолетних, а также оказание им помощи; состав-ления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если состав-ление протокола является обязательным; другие, предусмотренные федеральным законом.

Несмотря на разнообразие целей доставления, закрепленных в нормативных ак-тах, у большинства авторов не возникает сомнению по поводу его административ-но-правовой природы. В тоже время, необходимо отметить позицию процессуали-ста С.Б. Российского, который настаивает на необходимости рассмотрения достав-ления и фактического задержания потенциального подозреваемого с позиций «кон-ституционного и межотраслевого» подходов, использование которых, по его мне-нию, должно обусловить «…формирование некоего единого механизма реализации указанных полномочий (или по крайней мере единообразных подходов к ним) в различных формах юрисдикционной деятельности различными правоохранитель-ными органами в целях решения стоящих перед ними задач и осуществления воз-ложенных на них функций» [7].

Считаем, что такой подход является обоснованным в части определения предна-значения доставления (особенно ка способа защиты граждан от непосредственной угрозы его жизни и здоровью и оказания им помощи) и процессуальной формы, в рамках которой оно осуществляется. В тоже время, думается, что сами действия со-трудников полиции по доставлению граждан, осуществляются ими в рамках адми-

нистративной деятельности с использованием мер исполнительно-распорядительного характера, в первую очередь, административного принуждения и полицейской помощи.

Что касается принадлежности доставления к тому или иному виду мер государ-ственного принуждения, то по его целям, основаниям и процедуре осуществления оно может быть отнесено к мерам: административного пресечения (например, как совокупность действий по прерыванию события правонарушения путѐм фактиче-ского захвата физического лица и изъятию его места совершения противоправного деяния, пресечение антиобщественных действий); административного предупре-ждения (например, при защите гражданина от непосредственной угрозы его жизни

  • здоровью); обеспечения производства по делам об административных правонару-шениях (ст. 27.2, ст. 27.12.1 КоАП) или уголовного дела (ст. 179 УПК РФ).

Отдельного внимания заслуживает определение места доставления лиц, находя-щихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться

408

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

или ориентироваться в окружающей обстановке, а также лиц, находящихся в жили-ще в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу.

Считаем, что, определяя вид меры административного принуждения по приве-дѐнным выше основанием, необходимо исходить из целей применения доставления. Так, в первому случае, основной целью доставления граждан является пресечение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ «Появ-ление в общественных местах в состоянии опьянения», а дополнительной – оказа-ние им помощи в медицинской или специализированной организации. Во втором – предупреждение возможного вреда жизни и здоровью граждан, нахо-дящихся совместно с таким лицом в жилище, или нанесения ущерба имуществу.

Еще одним аспектом является определение соотношения пределов психического воздействия сотрудников полиции на доставляемое лицо, осуществляемое путѐм устного требования сотрудника полиции следовать к месту составления протокола об административном правонарушении или проведения процессуальных и иных действий, и физического принуждения путѐм применения к такому лицу физиче-ской силы или специальных средств в случае его неповиновения или противодей-ствия. В этой связи можно согласиться с мнением С.Н. Махиной, которая предлага-ет дополнить ст. 27.2 КоАП РФ «Доставление» общим (для соответствующих долж-ностных лиц) указанием о полномочиях по применению ими физической силы или социальных средств, в порядке, предусмотренном законодательством [8].

Следующая группа проблем обуславливается особенностями процедуры достав-ления (его оснований, поводов, места и времени, процессуального оформления) и еѐ нормативного закрепления.

Так, основаниями доставления в зависимости от его целей являются: наличие в действиях лица признаков административного правонарушения, обязательность со-ставления протокола об административном правонарушении (ст. 28.6 КоАП РФ), невозможность составления протокола на месте правонарушения; наличие основа-ний для задержания лиц, указанных в ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции», невозможность решить вопрос на месте; невозможность установить личность гражданина, обосно-ванное предположение о возможности пребывания выявленного гражданина в ро-зыске (п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»); существование непосредственной (очевид-ной как сотруднику полиции, так и окружающим) угрозы жизни и здоровью граж-данина, его неспособность (например, в силу возраста, состояния здоровья, сильно-го стресса) позаботиться о себе, невозможность избежать опасности иным, кроме путѐм доставления, способом (п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»); нахождение граж-данина в состоянии опьянения в общественном месте, приведшего к утрате им спо-собности самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обста-новке, принятие медицинским работником решения о необходимости медицинской эвакуации такого лица (п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», гл. 2 приказа МВД России от 13.04.2021 № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в ме-дицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции»); нахождение гражданина в состоянии опьянения в жилище, обоснованное предположение со-

409

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

трудника полиции и о том, что данное лицо может причинить вред жизни и здоро-вью граждан, нанести ущерб имуществу, высказанная в форме письменного заявле-ния просьба граждан, находящихся совместно с ним в жилище, о его доставлении в медицинские организации, специализированные организации либо в служебное по-мещение территориального органа или подразделения полиции (п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»); совершение несовершеннолетним правонарушения, антиобщественного действия, его нахождение без надзора, потребность в социальной реабилитации (п. 15 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции») [1].

  • тоже время, содержание ряда оснований требуют уточнения. Например, неод-нократно в юридической литературе и правоприменительной практике обращалось внимание на проблему определения критериев «невозможности решения вопроса о задержании на месте», «невозможности избежать опасности иным способом» (п. 13 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции»), «невозможности составления протокола об админи-стративном правонарушении на месте выявления административного правонаруше-ния» (ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Вывод о «невозможности решения вопроса на месте» делается сотрудником по-лиции на основе оценки личности гражданина, обстановки на месте разбиратель-ства, имеющихся в распоряжении сил и средств. При этом, Ю.П. Соловей справед-ливо указывает, что сотрудником полиции на месте должны быть приняты исчер-пывающие меры, которые позволят достичь, установленных в законодательстве це-лей, без доставления. Например, убедиться в правдивости устного заявления какого-либо лица о совершении правонарушения конкретным гражданином; произвести экспресс-опрос лица, особенности внешнего вида, поведения, совершаемых дей-ствий, времени и места нахождения которого дают основания подозревать его в со-вершении преступления, установить его личность путем проверки документов или при помощи находящихся поблизости свидетелей; произвести на месте личный до-смотр гражданина при наличии данных о том, что он имеет при себе оружие; полу-чить объяснение лица, совершившего административное правонарушение, соста-вить на месте (в любом пригодном помещении, служебном транспортном средстве) протокол о таком правонарушении и т.п.) [14].

Анализируя примеры практической деятельности сотрудников полиции, основа-нием осуществления доставления являются и случаи, когда правонарушитель выда-ет себя за иное лицо, путается в показаниях, оказывает давление на дачу достовер-ных показаний очевидцами, свидетелями, препятствует осуществлению процессу-альных действий, в том числе документированию [16].

Отдельные авторы обращают внимание и на недопустимости расширения кате-горий лиц, которые могут быть доставлены в органы внутренних дел за счѐт потер-певшего, очевидца либо иного лица, без которого невозможно составление прото-кола на месте выявления административного правонарушения.

Считаем целесообразным поддержать предложения теоретиков и практиков о дополнении оснований доставления, перечнем обстоятельств, наличием которые сотрудники полиции наиболее часто мотивирую принятое ими решение : установ-ление личности правонарушителя (другого лица), подтверждения (опровержение) предоставляемых им сведений, проверка лица по учѐтам органов внутренних дел (при отсутствии возможности такой проверки с использованием информационно-телекоммуникационных систем на месте правонарушения), предотвращение проти-

410

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

водействия органам административной юрисдикции, осуществляющим производ-ство по делам об административных правонарушениях. Дальнейшее развитие ин-формационных технологий в России позволит уменьшить число доставлений граж-дан в полицию для «удостоверения личности» в связи с появившейся у них возмож-ностью представлять сведения, содержащихся в документах, удостоверяющих лич-ность гражданина Российской Федерации, либо иных документов, выданных граж-данам Российской Федерации государственными органами Российской Федерации,

  • электронной форме с использованием мобильного приложения федеральной госу-дарственной информационной системы «Единый портал государственных и муни-ципальных услуг (функций)», что приравнивается в случаях, определенных Прави-тельством РФ по согласованию с ФСБ РФ, к предъявлению указанных документов [9]. Однако такой порядок пока не распространяемся на иностранцев и лиц без гражданства.

Также, расширяются возможности применения ОВД технологий на основе ис-кусственного интеллекта, машинного зрения и нейронных сетей, позволяющие ди-станционно распознавать лиц, в первую очередь, находящихся в розыске, а также фиксировать обстановку на месте события для дальнейшего использования инфор-мации, зафиксированной в такой форме, в процедуре доказывания [10].

Нельзя игнорировать и процессы цифровизации, проникающие в сферу произ-водства по делам об административных правонарушениях, направленные на внед-рение системы электронного документооборота. В связи с этим, специалисты пред-лагают предусмотреть возможность оформления протокола об административном правонарушении в электронной форме [11-12]. Такой опыт более пяти лет суще-ствует в Республике Казахстан и более двух в Республике Кыргызстан, в законода-тельстве которых устанавливается, что «…производство по делам об администра-тивных правонарушениях осуществляется в бумажной и (или) электронной формах» (ст. 737-1 КоАП Республики Казахстан и ч. 2 ст. 506 Кодекса Кыргызской Респуб-лики об административных правонарушениях) [13; 14].

Определяя время, в течении которого может быть осуществлено, ученые, с це-лью исключить неопределѐнность в формулировке термина «возможно короткий срок» (ч. 2 ст. 27.2 КоАП) предлагают закрепить в законодательстве общи срок до-ставления – до 1 часа, и исключительный – в особых случаях: при сложных метео-рологических условиях, совершении правонарушения в отдаленной местности, в условиях чрезвычайной ситуации и др., – до 2 часов.

Соглашаясь в целом с необходимостью указания в законодательстве более точ-ных временных рамок, необходимых сотрудникам полиции, для доставления граж-дан, отметим, что для различных населенных пунктов и местностей (например, от-даленных, труднодоступных или сельских), он может существенно отличаться. Эта ситуация касается и доставления лиц, в специализированные учреждения, которые создаются в незначительном количестве: центры временного содержания для несо-вершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; специализированные организации, оказывающие помощь лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; орга-низации (или их обособленные структурные подразделения), имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ

411

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

(оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Необходимо привести мнение Ю.П. Соловья, который, на основе анализа поло-жений ст. 14 ФЗ «О полиции» указывает, что «…максимальный срок доставления, как и максимальный срок задержания граждан до (без) судебного решения, не мо-жет превышать 48 часов». При этом, «…время, затраченное сотрудником полиции на разбирательство с задерживаемым лицом на месте, его доставление в полицию, засчитывается в срок задержания», а «…срок доставления лица, задерживаемого в соответствии с КоАП, в срок административного задержания не включается» [14].

Результаты анкетирования сотрудников полиции, проведенного А.Г. Гришако-вым, Ю.А. Прибытько, показали, что 28,5% респондентов таковым определяют вре-мя, необходимое для фактического доставления физического лица; 14,2% указыва-ют на время, необходимое для доставления правонарушителя, в зависимости от конкретного случая; 6,2% считают, что «возможно короткий срок» – это время, ко-торое не должно превышать 1 ч; 51,1% избрали оптимальный, на их взгляд, ответ, указав, что это время, не превышающее срок административного задержания (3 часа) [15].

Думается, что окончательное решение вопроса о времени доставления требует учета условий его осуществления, оценка которых предполагает проведение регио-нальных исследований практики доставления граждан сотрудниками полиции, в том числе и с применением метода хронометрирования.

Что касается мест, в которые сотрудники полиции осуществляют доставления граждан в порядке ФЗ «О полиции», то их общим признаком является принадлеж-ность к служебным помещениям (территориальных органов внутренних дел или подразделения полиции, в том числе и центры временного содержания для несо-вершеннолетних правонарушителей, муниципального органа), медицинским или специализированным организациям и учреждениям. При этом, перечень «иных служебных помещений» и их принадлежность не установлена.

Более конкретно в законе определены места доставление лиц, совершивших ад-министративные правонарушения в порядке ст. 27.2 КоАП РФ, к которым отнесены «…служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение орга-на местного самоуправления сельского поселения» (п. 2 ч. 1).

  • свою очередь, в повседневной полицейской практике сотрудниками ОВД осу-ществляется доставление граждан и в помещения, которые не имеют статуса слу-жебных помещений ОВД (например, выделяемые участковому уполномоченному полиции, для работы на обслуживаемом административном участке (ч. 7 ст. 48 ФЗ «О полиции»), используемые для размещения временных постов полиции в обще-ственных местах, так называемые, «комнаты полиции», находящиеся на автовокза-лах, купе вагонов, предоставленных наряду сопровождения и др.), а также прово-дится разбирательство с гражданами (вплоть до составления протокола об админи-стративном правонарушении) в служебном автотранспорте (например, при выявле-нии правонарушений в области дорожного движения) или передвижном пункте по-лиции (специально оборудованном транспорте, предназначенный для обеспечения правопорядка в жилом секторе, зонах отдыха граждан, в местах проведения пуб-личных мероприятий и на иной территории, удаленной от территориального органа МВД России на районном уровне, подразделений на транспорте) [1; 17-19].

412

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

Следует также обратить внимание на необходимость обеспечения условий пре-бывания доставленных в полицию граждан требованиям нормативных актов МВД России. В частности, в приложении № 1 к Приказу МВД РФ от 30 апреля 2012 г.

  • 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реали-зации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» установлены правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов. Думается, что по-добные правила целесообразно разработать и для других помещений (мест), в кото-рых могут пребывать доставленные лица.

Для конкретизации перечня мест доставления граждан, совершивших админи-стративные правонарушения, предлагается МВД Российской Федерации установить примерных перечень «служебных помещений органов внутренних дел (полиции)», который конкретизировать в нормативных актах территориальных органов внут-ренних дел. Процессуальное оформление доставления в порядке ФЗ «О полиции» и КоАП РФ также отличаются. Так, в первом случае предусматривается составление: а) протокола в порядке, установленном ч. 14 и 15 ст. 14 ФЗ «О полиции» (п. 13 ч.1 с. 13); документ в произвольной форме (п. 14 ч.1 ст.13); рапорт или протокол о до-ставлении (п. 8.1 приказа МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в де-журной части территориального органа МВД России после доставления граждан»); протокол (о доставлении несовершеннолетнего (п.1 ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об основах си-стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ). Во втором случае, о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонаруше-нии или в протоколе об административном задержании (ч. 3 ст.27.2 КоАП РФ). Ду-мается, что оформление доставлении граждан в порядке ФЗ «О полиции» должно предусматривать составление протокола о доставлении, в котором, обязательному отражению подлежат: применяемая норма ФЗ «О полиции», время начала и оконча-ния доставления, фиксация оснований доставления, с обоснованием невозможности выполнить необходимые процедуры на месте, ознакомление доставляемого с его обязанностями и правами, отметка о вручении ему копии протокола. Рекомендуе-мый образец протокола о доставлении предлагается закрепить либо в приказе МВД России от 30.04.2012 № 389, либо в самостоятельном нормативном акте МВД Рос-сии. В тоже время, составление такого протокола не исключает возможности со-ставления рапорта о действиях сотрудников полиции в процессе доставления, в ко-тором могут отражаться и данные об обоснованности его применения, поведении лица, в отношении которого принято решение о доставлении, применяемых спосо-бах преодоления противодействия законному решению сотрудника полиции (в слу-чае необходимости). Подытоживая изложенный материал, доставление лиц в поряд-ке ФЗ «О полиции» может быть рассмотрено как самостоятельный подинститут от-дельных мер государственного принуждения, применяемых полицией.

    • связи с этим, предлагается дополнить ФЗ «О полиции» ст. 14.1 «Доставление», в которой закрепить основания для доставления граждан, перечень мест, куда такое доставление осуществляется, правила учета времени доставления, порядок действий сотрудников полиции при доставлении, их права и обязанности, содержание

413

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

протокола об доставлении, обязанность полиции вести реестр доставленных в служебные помещения территориальные органы внутренних дел.

Список литературы:

1.О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // (в действующей редакции) // ИПО «Га-

рант». – URL: http://www.garant.ru.

2.Состояние преступности в России (январь-декабрь 2022 года). – М., МВД России, ФКУ «ГИАЦ». 66 с.

3.Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в

2022 году. – М., 2023. 542 с. С.227.

4.Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях

(2020, 2021, 2022 гг.): Форма 1-АП // http://www.cdep.ru/?id=79.

5.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год. – М.,

2023, 468 с. С. 320-322.

6.Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 февраля 2017 г. Дело «Лашманкин и другие (Lashmankin and Others) против Российской Федерации» //https://base.garant.ru/71760234/#friends; Определе-ние Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 г. N 149-О-О «По жалобам граждан Гудимова Алек-сандра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1

статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации» //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126272/

7.Россинский С.Б. Размышления о правовой природе фактического задержания и доставления подозревае-мого // Lex Russica. 2018. №8 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-pravovoy-prirode-fakticheskogo-zaderzhaniya-i-dostavleniya-podozrevaemogo (дата обращения: 06.09.2023).

8.Махина С.Н. Доставление и задержание в производстве по делам об административных правонарушени-ях: проблемы применения и процессуального оформления // Общественная безопасность, законность и пра-вопорядок в III тысячелетии. – 2016. – № 1–1.

9.Указ Президента РФ от 18.09.2023 № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удо-стоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных техноло-гий» // ИПО «Гарант». – URL: http://www.garant.ru.

  1. Распоряжение МВД России от 11 января 2022 г. № 1/37 «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2022-2024 годы» // ИПО «Гарант». – URL: http://www.garant.ru.
  2. Дудаев А.Б., Ткаченко В.В., Безуглый Э.А. Электронный протокол об административных правонаруше-ниях в деятельности органов внутренних дел на транспорте // СевероКавказский юридический вестник. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-protokol-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-v-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-na-transporte (дата обращения: 19.09.2023).
  3. Шурухнова Д.Н. Основные направления внедрения электронного производства по делам об админи-стративных правонарушениях в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-vnedreniya-elektronnogo-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 19.09.2023).
  4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-V //[Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399; Кодекс Кыргызской Рес-

публикиоправонарушенияхот28.10.2021№128//

URL://https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36897164.

  1. Соловей Ю.П. Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения, предусмот-ренная федеральным Законом «О полиции» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2012. №7 (266). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostavlenie-grazhdan-v-politsiyu-kak-mera-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya-predusmotrennaya-federalnym-zakonom-o-politsii (дата обращения: 18.09.2023).
  2. Гришаков, А. Г. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных пра-вонарушениях в деятельности полиции: теория и практика применения / А. Г. Гришаков, Ю. А. Прибытко // Алтайский юридический вестник. – 2015. – № 3(11). – С. 61-64.
  3. Шарипова А.Р. Актуальные проблемы при доставлении лиц, совершивших административные правона-рушения // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2020. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pri-dostavlenii-lits-sovershivshih-administrativnye-pravonarusheniya (дата обращения: 01.09.2023).
  4. Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поезд-ных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения: при-каз МВД России и Министерства транспорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1022/487 «// ИПО «Гарант». –

URL: http://www.garant.ru.

  1. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участ-ке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 // ИПО «Гарант». – URL:

414

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

http://www.garant.ru.

  1. Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации дея-тельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах: приказ МВД России от 29.11.2019 № 879 // ИПО «Гарант». – URL: http://www.garant.ru.

Roditeleva Ya. N., Stetsenko N. V. Main problems of delivery of citizens by police employees // Sci-entific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 406-416.

The article updates the issue of police officers delivering citizens justified by gaps in legislation and short-comings in the practice of implementing the Federal Law ―On Police‖ and the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. The study of legislation, the practice of delivering citizens, educational and scien-tific publications allowed the main problems of police activity in this area to include the determination of the legal nature of delivery in the system of measures of state coercion and other coercive measures applied direct-ly by the police, as well as the shortcomings of the delivery procedure (its grounds, time and place, procedural design) and its normative consolidation. The article details the reasons for the use of delivery by the police, which made it possible to distinguish between ―police‖ and ―administrative‖ delivery; specify the time bound-aries of delivery, the list of places for delivery, the type of document recording the procedure and results of delivery; determine the main directions of digital tools for establishing the identity of citizens at the scene of an incident and checking other information available to internal affairs bodies, etc. Taking into account the above, it is proposed to consider the delivery of persons as an independent sub -institution of individual measures of state coercion applied by the police and to supplement the Federal Law «On Police» with Article 14.1 «Delivery», which establishes the grounds for the delivery of citizens, the list of places where such deliv-ery is carried out, the rules for recording time delivery, the procedure for police officers to act upon delivery, their rights and obligations, the contents of the delivery protocol, the obligation of the police to maintain a register of those delivered to the official premises of the territorial internal affairs bodies.

Key words: delivery, identification of the offender, federal law ―On Police‖, Code of the Russian Federa-tion on Administrative Offenses, administrative coercion, police.

Spisok literatury:

1. O policii: federal`ny`j zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ // (v dejstvuyushhej redakcii) // IPO «Garant». –

URL: http://www.garant.ru.

2. Sostoyanie prestupnosti v Rossii (yanvar`-dekabr` 2022 goda). – M., MVD Rossii, FKU «GIACz». 66 s.

3. Doklad o deyatel`nosti Upolnomochennogo pri Prezidente Rossijskoj Federacii po pravam rebenka v 2022 godu. – M., 2023. 542 s. S.227.

4. Otchet o rabote sudov obshhej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativny`x pravonarusheniyax

(2020, 2021, 2022 gg.): Forma 1-AP // http://www.cdep.ru/?id=79.

5. Doklad o deyatel`nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2022 god. – M.,

2023, 468 s. S. 320-322.

6. Postanovlenie Evropejskogo Suda po pravam cheloveka ot 7 fevralya 2017 g. Delo «Lashmankin i drugie (Lashmankin and Others) protiv Rossijskoj Federacii» //https://base.garant.ru/71760234/#friends; Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17 yanvarya 2012 g. N 149-O-O «Po zhalobam grazhdan Gudimova Aleksandra Valer`evicha i Shursheva Aleksandra Olegovicha na narushenie ix konstitucionny`x prav punktom 1 stat`i

1070 i stat`ej 1100 Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126272/

7. Rossinskij S.B. Razmy`shleniya o pravovoj prirode fakticheskogo zaderzhaniya i dostavleniya podozre-vaemogo // Lex Russica. 2018. №8 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-pravovoy-prirode-fakticheskogo-zaderzhaniya-i-dostavleniya-podozrevaemogo (data obrashheniya: 06.09.2023).

8. Maxina S.N. Dostavlenie i zaderzhanie v proizvodstve po delam ob administrativny`x pravonarusheniyax: problemy` primeneniya i processual`nogo oformleniya // Obshhestvennaya bezopasnost`, zakonnost` i pravoporyadok v III ty`syacheletii. – 2016. – № 1–1.

9. Ukaz Prezidenta RF ot 18.09.2023 № 695 «O predstavlenii svedenij, soderzhashhixsya v dokumentax, udostoveryayushhix lichnost` grazhdanina Rossijskoj Federacii, s ispol`zovaniem informacionny`x texnologij» // IPO «Garant». – URL: http://www.garant.ru.

  1. Rasporyazhenie MVD Rossii ot 11 yanvarya 2022 g. № 1/37 «Ob utverzhdenii Vedomstvennoj program-my` cifrovoj transformacii MVD Rossii na 2022-2024 gody`» // IPO «Garant». – URL: http://www.garant.ru.
  2. Dudaev A.B., Tkachenko V.V., Bezugly`j E`.A. E`lektronny`j protokol ob administrativny`x prav-onarusheniyax v deyatel`nosti organov vnutrennix del na transporte // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vest-

nik.2022.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-protokol-ob-administrativnyh-

pravonarusheniyah-v-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-na-transporte (data obrashheniya: 19.09.2023).

  1. Shuruxnova D.N. Osnovny`e napravleniya vnedreniya e`lektronnogo proizvodstva po delam ob adminis-trativny`x pravonarusheniyax v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-vnedreniya-elektronnogo-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashheniya: 19.09.2023).

415

Родителева Я. Н., Стеценко Н. В.

  1. Kodeks Respubliki Kazaxstan ob administrativny`x pravonarusheniyax ot 05.07.2014 № 235-V [E`lektronny`j resurs]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399; Kodeks Ky`rgy`zskoj

Respublikiopravonarusheniyaxot28.10.2021№128//

URL://https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36897164.

  1. Solovej Yu.P. Dostavlenie grazhdan v policiyu kak mera gosudarstvennogo prinuzhdeniya, predusmotren-naya federal`ny`m Zakonom «O policii» // Vestnik YuUrGU. Seriya: Pravo. 2012. №7 (266). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostavlenie-grazhdan-v-politsiyu-kak-mera-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya-predusmotrennaya-federalnym-zakonom-o-politsii (data obrashheniya: 18.09.2023).
  2. Grishakov, A. G. Dostavlenie kak mera obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativny`x prav-onarusheniyax v deyatel`nosti policii: teoriya i praktika primeneniya / A. G. Grishakov, Yu. A. Priby`tko // Altajskij yuridicheskij vestnik. – 2015. – № 3(11). – S. 61-64.
  3. Sharipova A.R. Aktual`ny`e problemy` pri dostavlenii licz, sovershivshix administrativny`e prav-onarusheniya // Obshhestvo, pravo, gosudarstvennost`: retrospektiva i perspektiva. 2020. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pri-dostavlenii-lits-sovershivshih-administrativnye-pravonarusheniya (data obrashheniya: 01.09.2023).
  4. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii raboty` naryadov policii linejny`x upravlenij (otdelov) MVD Rossii na zheleznodorozhnom, vodnom i vozdushnom transporte i rabotnikov lokomotivny`x i poezdny`x brigad po obespecheniyu pravoporyadka v poezdax dal`nego sledovaniya i prigorodnogo soobshheniya: prikaz

MVD Rossii i Ministerstva transporta RF ot 27 dekabrya 2013 g. № 1022/487 « // IPO «Garant». – URL: http://www.garant.ru.

  1. O nesenii sluzhby` uchastkovy`m upolnomochenny`m policii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke i organizacii e`toj deyatel`nosti: prikaz MVD Rossii ot 29.03.2019 № 205 // IPO «Garant». – URL: http://www.garant.ru.
  2. Ob utverzhdenii Nastavleniya ob organizacii v organax vnutrennix del Rossijskoj Federacii deyatel`nosti po obespecheniyu pravoporyadka na uliczax i v iny`x obshhestvenny`x mestax: prikaz MVD Rossii ot

29.11.2019 № 879 // IPO «Garant». – URL: http://www.garant.ru.

.

416