Организация использования правоохранительными органами достижений криминалистики в целях раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Аскаров С. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 62-67.

УДК 343.9

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ДОСТИЖЕНИЙ КРИМИНАЛИСТИКИ В ЦЕЛЯХ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аскаров С. В.

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

В статье раскрыто понятие криминалистического обеспечения раскрытия и расследования пре-ступлений, а также возможности в совершенствовании криминалистических методов, средств, приемов и рекомендаций в практической деятельности правоохранительных органов в целях раскрытия и рас-следования дорожно-транспортных преступлений. Автор приходит к выводу о том, что использование следователями и экспертами в своей профессиональной деятельности специальной криминалистиче-ской техники будет способствовать получению ими объективных результатов для дальнейших иссле-дований и повышения эффективности своей деятельности при расследовании ДТП.

Ключевые слова: криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, расследование дорожно-транспортных преступлений, судебная автотехническая экспертиза, технико-криминалистические средства, прибор для проверки эффективности тормозной системы транспортного средства.

Криминалистика постоянно внедряет в деятельность правоохранительных орга-нов с целью усовершенствования эффективности борьбы с преступностью различ-ные достижения научно-технического прогресса (НТП). Однако по мере развития НТП все значительней и заметнее становится разрыв между возможностями в со-вершенствовании криминалистических методов, средств, приемов, рекомендаций и реализации таких возможностей в практической деятельности правоохранительных органов в раскрытии и расследовании различных видов преступлений [1].

Впервые понятие криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ввел В.Г. Коломацкий – «Криминалистическое обеспечение это внед-рение в практическую деятельность должностных лиц, подразделений, служб и ор-ганов внутренних дел по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, криминалистических знаний, воплощенных в умении практических работников ис-пользовать научные, методические и тактические криминалистические рекоменда-ции, технико-криминалистические средства и технологии их применения» [2].

Несколько позже, в уточненной редакции Р.С. Белкин, представляет это определение «Как систему криминалистических знаний и основанных на них навыков и умений сотрудников применять криминалистические средства, методы и технологии их использования в целях предотвращения, выявления, раскрытия и расследования преступлений» [3].

Инновационный процесс достигает завершенности, если результат научной раз-работки внедрен в практику правоохранительных органов по борьбе с преступно-стью и постоянно используется следователями, дознавателями, экспертами-криминалистами и др. в решении криминалистических задач.

Таким образом, с позиции научно-технического прогресса, с учетом достижений науки и техники определяются только возможности удовлетворения потребностей правоохранительных органов, в совершенствовании имеющихся и разработке новых

62

Аскаров С. В.

методов и средств криминалистической техники, а удовлетворяются такие потреб-ности под влиянием общественного прогресса. Им были предопределены положе-ния УПК РФ, которыми определяется допустимость (недопустимость) тех или иных технических средств в уголовном процессе, формы и порядок их применения, нако-нец, признание (непризнание) в качестве доказательств результатов их практическо-го использования.

Техника собирания следов преступлений, как правило, представляет собой ком-плекты научно-технических средств: унифицированные и «тематические» (для изъ-ятия следов пальцев рук, следов запаха, микрообъектов, для осмотра места пожара, места взрыва, ДТП и др.).

  • настоящее время экспертно-криминалистические подразделения МВД России обеспечены современными технико-криминалистическими средствами, которые во многом остаются невостребованными следователями при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Одним из таких технико-криминалистических средств является унифицированный чемодан эксперта-автотехника «Автотехэксперт», про-изводства ООО «Криминалистическая техника». Общий вид чемодана представлен на рисунке 1 [4].

Рисунок 1

Чемодан укомплектован унифицированными технико-криминалистическими средствами, используемых при осмотре места ДТП, такими как: осветитель ультра-фиолетовый портативный, микроскоп под маркировку ДатаДот с увеличение не ме-нее 50х, измеритель расстояний лазерный с диапазоном измерений не менее 0,05 – 60 метров, а также стандартная рулетка длиной 50 метров и другие. Кроме этого, в указанном чемодане имеется прибор для проверки эффективности тормозной си-стемы транспортного средства «Эффект» (далее прибор. Общий вид прибора и его комплектация указана на рисунке 2 [5].

63

Аскаров С. В.

Рисунок 2

В зависимости от способа установки прибора в салоне испытуемого автомобиля, он выпускается в нескольких модификациях [6]: — «Эффект-02» с вертикальным ра-бочим положением (рисунок 3).

Рисунок 3

  • «Эффект-02.01» с горизонтальным рабочим положением (рисунок 4).

Рисунок 4

При экспертных расчётах остановочного пути, расстояний обгона и других пара-метров, связанных с расстояниями, проходимыми ТС в заторможенном состоянии, необходимо учитывать время срабатывания тормозной системы [7]. На практике

64

Аскаров С. В.

эксперты-автотехники в ходе проведения экспертизы используют табличные значе-ния установившегося замедления автомобиля, предложенных методическими реко-мендациями более 40 лет назад. Учитывая это, возникают сомнения в объективно-сти этих значений замедления автомобиля, так как с техническим развитием авто-мобильной промышленности изменились различные технические параметры авто-мобилей, что соответственно влияет на указанные значения. Поэтому использова-ние в настоящее время экспертами в ходе проведения судебных автотехнических экспертиз табличных значений установившегося замедления автомобиля вызывает сомнения в объективности сделанных ими выводов исследований.

Чтобы добиться объективности показателей тормозной системы транспортного средства, которое участвовало в дорожно-транспортном происшествии следовате-лям и экспертам необходимо использовать вышеуказанный прибор «Эффект-02». Так, он может использоваться в ходе проведения следователем следственного экс-перимента с целью проверки эффективности рабочей тормозной системы испытуе-мого автомобиля, участвовавшего в ДТП, а экспертом в ходе проведения автотех-нической судебной экспертизы в ходе проведения ходовых испытаний (три экспе-риментальных заезда) с контрольным торможением и измерением величины замед-ления.

Для того, чтобы провести проверку тормозной системы транспортного средства, которое участвовало в дорожно-транспортном происшествии, указанное ТС необхо-димо разместить на заранее выбранной горизонтальной сухой асфальтированной поверхности дороги, при этом шины проходящего поверку ТС должны быть чисты-ми и сухими. После этого, разместить электронный блок прибора с помощью при-жима имеющегося с тыльной стороны его корпуса на стекле передней пассажирской или водительской двери проверяемого автомобиля, при этом стрелки указанные в нижней части корпуса прибора должны соответствовать направлению движения ТС.

С помощью специального крепления на верхнюю поверхность педали тормоза крепится датчик силы.

Во время проведения ходовых испытаний (не менее двух экспериментальных за-езда) с контрольным торможением водитель разгоняет проверяемый автомобиль до скорости около 40 км/ч, после чего воздействием на педаль тормоза, в режиме экстренного торможения замедляет до полной остановки испытуемый автомобиль, при этом согласно руководство по эксплуатации прибора [6], в процессе торможения, не допускается корректировка траектории движения ТС, если этого не требует обеспечение безопасности всех участников следственного действия и испытаний.

После остановки испытуемого автомобиля, следователь или эксперт фиксируют полученные результаты, при этом указанный прибор рассчитывает следующие параметры: установившееся замедление, пиковое значение усилия нажатия на педаль, длину тормозного пути и время срабатывания тормозной системы. Прибор также производит пересчет нормы тормозного пути к реальной начальной скорости торможения [6].

Полученные результаты, следователи могут использовать как исходные данные при назначении судебных автотехнических экспертиз, а эксперты анализируя полученные результаты замеров эффективности рабочей тормозной системы испытуемого автомобиля устанавливают, находятся ли они в допустимых границах, регламентированных требованиями ГОСТ Р 51709-2001 [8], после чего делают объективные

65

Аскаров С. В.

выводы о нахождении рабочей тормозной системы испытуемого автомобиля в исправном состоянии, или нет.

Чем сложнее техника, тем совершенней должна быть организация ее применения, тем выше должен быть уровень специализации применяющих ее специалистов

  • экспертов. При всей важности и значимости работы, выполняемой экспертно-криминалистическими подразделениями в целях раскрытия и расследования раз-личных видов преступлений, в том числе и дорожно-транспортных преступлений, все-таки ее эффективность во многом предопределяется следователями, отвечающими в соответствии с УПК РФ за результаты собирания и использования доказательств. В этой связи они сами обязаны в своей работе в известных пределах при-менять методы и средства криминалистической техники, а при необходимости организовывать или обеспечивать их использование в процессе раскрытия и расследования преступлений, с помощью экспертов и специалистов.

На основании вышеизложенного считаю, что субъектами раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений нужно чаще использовать в своей профессиональной деятельности специальную криминалистическую технику, такую, как прибор «Эффект» при проведении ими следственных действий или при выполнении автотехнической судебной экспертизы ТС, что будет способствовать получению объективных результатов для дальнейших исследований и повышения эффективность их деятельности при расследовании ДТП.

Список литературы:

  1. Хмелева, А.В. Международная научно-практическая конференция «Криминалистическое сопровождение расследования преступлений», посвященная 110-летию со дня рождения профессора И.Ф. Крылова / А.В. Хмелева, В.И. Саньков // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2016. – № 3(26). – С. 332-348.
  2. Коломацкий, В.Г. Криминалистика. Учебник. Криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений. — Москва. : Академия управления МВД РФ, 1994. Ч.1. С. 62–74.
  3. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительно-го расследования / под ред. Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина. Москва. 1997. С. 64-69.
  4. Унифицированный чемодан эксперта-автотехника «Автотехэксперт» / Текст. Изображение. : электронный // Krimtex.ru : [сайт]. – 2022.– URL: http://www.krimtex.ru/produkciya/node-unificirovannyy-chemodan-eksperta-avtotehnika-avtotehekspert (дата обращения: 07.06.2022).
  5. Прибор для проверки технического состояния тормозных систем Эффект — 02 / Текст. Изображение.

: электронный // Satom.ru : [сайт]. – 2022.– URL: https://satom.ru/p/666601063-pribor-dlya-proverki-

tehnicheskogo-sostoyaniya-tormoznyh-sistem-effekt-02 (дата обращения: 07.06.2022).

  1. Диагностическое оборудование : Эффект-02 : файлы для скачивания Текст : электронный // Meta-

moscow.ru : [сайт]. – 2022.– URL: http://www.meta-

moscow.ru/upload/iblock/773/77317a348df7e184bebc6e59ca743584.pdf (дата обращения: 07.06.2022).

  1. Параметры торможения. Установившееся замедление / Текст : электронный // Bstudy.net : [сайт]. –

2022.– URL:

https://bstudy.net/911611/tehnika/parametry_tormozheniya_ustanovivsheesya_zamedlenie (дата обращения: 07.06.2022).

  1. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоя-нию и методы проверки.» © ИПК Издательство стандартов, 2001.

Askarov S.V. Organization of the use of forensic achievements by law enforcement authorities for the purposes of disclosure and investigation of road crimes // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 62-67.

The article reveals the concept of forensic support for the disclosure and investigation of crimes, as well as opportunities for improving forensic methods, tools, techniques and recommendations in the practical activi-

66

Аскаров С. В.

ties of law enforcement agencies in order to disclose and investigate road traffic crimes. The author comes to the conclusion that the use of special forensic equipment by investigators and experts in their professional activities will help them to obtain objective results for further research and increase the effectiveness of their activities in the investigation of road accidents.

Keywords: forensic support for the disclosure and investigation of crimes, investigation of road traffic crimes, forensic auto technical expertise, technical and forensic means, a device for checking the effectiveness of the braking system of a vehicle.

Spisok literatury:

  1. Hmeleva, A.V. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Kriminalisticheskoe so-provozhdenie rassledovaniya prestuplenij», posvyashchennaya 110-letiyu so dnya rozhdeniya professora I.F. Krylova / A.V. Hmeleva, V.I. San’kov // Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal. – 2016. – № 3(26). – S. 332-348.
  2. Kolomackij, V.G. Kriminalistika. Uchebnik. Kriminalisticheskoe obespechenie deyatel’nosti organov vnu-trennih del po rassledovaniyu prestuplenij. — Moskva. : Akademiya upravleniya MVD RF, 1994. CH.1. S. 62–
  3. Kriminalisticheskoe obespechenie deyatel’nosti kriminal’noj milicii i organov predvaritel’nogo rassledo-vaniya / pod red. T.V. Aver’yanovoj, R.S. Belkina. Moskva. 1997. S. 64-69.
  4. Unificirovannyj chemodan eksperta-avtotekhnika «Avtotekhekspert» / Tekst. Izobrazhenie. : elektronnyj //

Krimtex.ru : [sajt]. – 2022.– URL: http://www.krimtex.ru/produkciya/node-unificirovannyy-chemodan-

eksperta-avtotehnika-avtotehekspert (data obrashcheniya: 07.06.2022).

  1. Pribor dlya proverki tekhnicheskogo sostoyaniya tormoznyh sistem Effekt — 02 / Tekst. Izobrazhenie. : el-ektronnyj // Satom.ru : [sajt]. – 2022.– URL: https://satom.ru/p/666601063-pribor-dlya-proverki-tehnicheskogo-sostoyaniya-tormoznyh-sistem-effekt-02 (data obrashcheniya: 07.06.2022).
  2. Diagnosticheskoe oborudovanie : Effekt-02 : fajly dlya skachivaniya Tekst : elektronnyj // Meta-moscow.ru

: [sajt]. – 2022.– URL: http://www.meta-

moscow.ru/upload/iblock/773/77317a348df7e184bebc6e59ca743584.pdf (data obrashcheniya: 07.06.2022).

  1. Parametry tormozheniya. Ustanovivsheesya zamedlenie / Tekst : elektronnyj // Bstudy.net : [sajt]. – 2022.– URL: https://bstudy.net/911611/tehnika/parametry_tormozheniya_ustanovivsheesya_zamedlenie (data obrashcheni-ya: 07.06.2022).
  2. GOST R 51709-2001 «Avtotransportnye sredstva. Trebovaniya bezopasnosti k tekhnicheskomu sostoyani-yu i metody proverki.» © IPK Izdatel’stvo standartov, 2001.

.

67