Организационные, правовые и этические аспекты получения, хранения и использования биометрической информации в целях всеобщей регистрации населения

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 345-353.

УДК: 342.723;343.98

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЦЕЛЯХ ВСЕОБЩЕЙ РЕГИСТРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

Севастопольский государственный университет

Рассматриваются риски и проблемы всеобщей биометрической регистрации населения России. Подчеркивается ее актуальность в связи с паспортизацией населения новых регионов страны, ведени-ем боевых действий, гибелью и безвестным исчезновением граждан. Анализируются причины воз-можного неприятия и противодействия: от подозрений в тотальном контроле до религиозных предубеждений. Предлагается принятие Единого Закона о биометрической регистрации, дополняемого по мере внедрения новых методов, порождаемых научно-техническим прогрессом. Выдвигается аль-тернатива авторитарному методу всеобщей регистрации постепенным расширением круга субъектов, подлежащих биометрическому учету за счет представителей профессий особого риска, владельцев источников повышенной опасности, лиц, работающих со значительными материальными ценностями, клиентов страховых компаний, сотрудников, получающих и обрабатывающих саму биометрическую информацию. Регистрации подлежат иностранцы, стремящиеся или вынужденные продолжительное время находиться на территории РФ, и россияне, выезжающие за пределы страны. Высказывается мнение о поощрении добровольной биометрической регистрации, свободной от навязывания ради повышения показателей статистики. Предлагается создание единой структуры учреждений для полу-чения, хранения и предоставления биометрической информации граждан, находящей вне системы пра-воохранительных органов.

Ключевые слова: всеобщая биометрическая регистрация, геномная регистрация, дактилоскопиче-ская регистрация, защита персональных данных, закон о биометрической регистрации, профессии осо-бого риска, фальсификация биометрических данных, добровольная биометрическая регистрация, реги-страция беженцев, утечка биометрической информации.

Проблема всеобъемлющей и эффективной паспортизации граждан, своей страны актуальна для государства и общества на протяжении многих лет. Необходимость решения продиктована различными целями, связанными и с государственным строительством, и с экономикой, и с обороной, и с правоохранительной деятельно-стью.

Первоначально документы, удостоверяющие личность, были уязвимы для подде-лок и ненадежны для идентификации их предъявителей. И если первая проблема более или менее преодолевалась путем внедрения элементов защиты: подписей, пе-чатей, специальной бумаги, то для решения второй, впервые биометрические дан-ные стали применяться, лишь после появления фотографии в середине XIX в.

Некоторые методы биометрической регистрации человека, например, антропо-метрия А. Бертильона, были отвергнуты из-за сложности процедуры и ненадежно-сти результатов. Показательной является попытка всеобщей регистрации населения Аргентины дактилоскопической методом, благодаря инициативе Х. Вучетича, пер-воначально получившая даже законодательную поддержку. Реализация этого Закона в 1911 г. спровоцировала активное противодействие, выразившееся в массовых бес-порядках. При этом впервые недовольство граждан, вызванное нарушением их прав,

345

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

перспективой тотального контроля, отождествлением процедур, применяемых в от-ношении законопослушного населения с регистрацией преступников, что привело к отмене закона.

Сегодня с развитием научно-технического прогресса появились новые способы идентификации личности и возможности совершенствования традиционных. Вновь зазвучали предложения применения этих методов не только в целях охраны обще-ственного порядка и противодействия преступности, но и для надежной аутентифи-кации лица в процессе осуществления гражданско-правовых, трудовых, финансо-вых, налоговых и иных отношений.

Появились и совершенствуются Законы и нормативно-правовые акты, регулиру-ющие как применение этих методов «О государственной дактилоскопической реги-страции», «О государственной геномной регистрации в РФ», так и охраняющие биометрические данные (например, внесение изменений о защите биометрической информации в Закон о персональных данных), разрешающих их обработку только с разрешения лица. Указом Президента РФ определены задачи и сроки генетической паспортизации населения.

Отечественные ученые и практики анализируют зарубежный опыт использова-ния этих методов в отношении законопослушных граждан. Звучат предложения о широком их внедрении и нашей стране [12].

Проблемы всеобщей регистрации населения Российской Федерации с использо-ванием биометрических данных человека и пути их решения становились предме-том научного интереса таких отечественных ученых юристов, как Аминев Ф.Г. [8; 6; 5], Волынский А.Ф. [10], Грибунов О.П. [11], Мочалов А.Н. [17], Цховребова И.А.

  1. Мы также неоднократно обращали внимание на отдельные аспекты внедрения этой идеи [13-16].

Необходимость всеобщего и эффективного учета граждан Российской Федера-ции очевидна. Более того, его актуальность возрастает в связи с паспортизацией и предоставлением гражданства России людям, проживающим на территориях быв-шего СССР: на Кавказе и Украине, появлением новых территорий и регионов Рос-сии, ведением боевых действий, последствием которых, являются риски ранения, гибели и безвестного исчезновения граждан страны. Уже идет работа по созданию Единого реестра физических лиц, проведению государственной дактилоскопиче-ской и геномной регистрации.

Однако, на наш взгляд, внедрение биометрических методов для всеобщей реги-страции населения требует не императивного подхода, а мягкого последовательного пути, что позволит избежать непонимания и противодействия этим мероприятиям.

Прежде всего, следует проанализировать возможные причины такого противо-действия и неприятия. Их спектр довольно широк, как по самой идее всеобщей ре-гистрации населения, так и по отдельным методам ее реализации.

    1. Опасения тотального контроля со стороны государства являются, навер-ное, одной из самых болезненных и значимых причин неприятия и противодействия.

Принято думать, что, таким образом, спецслужбы, правоохранительные и иные гос-ударственные органы смогут отслеживать любого из граждан: его местонахожде-ние, пути перемещения, общение, личную жизнь. Это связано, например, с внедре-нием технологий распознавания лиц, в совокупности с видеоинформацией камер наблюдения. Однако следует признать, что сегодня мы и без биометрической реги-

346

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

страции окружаем себя плодами научно-технического прогресса (смартфоны, бан-ковские карты, устройства для досуга и фитнеса и т.п.), невольно фиксирующими многие обстоятельства нашей жизни и деятельности. Кроме того, активность поль-зователей социальных сетей Интернета делает их жизнь максимально прозрачной. Но при таком объеме информации у спецслужб просто не хватит сил и средств для «тотального контроля».

    1. Кроме того, протест вызывает сам факт какой-либо регистрации законо-послушных лиц с помощью методов, которые ранее применялись лишь к правона-

рушителям и даже к преступникам. Это унижает и вызывает сомнение, что госу-дарство доверяет своим гражданам. Конечно, это заблуждение, которое необходимо разрушить и прежде всего популяризацией знаний о биометрии и полезности ее применения для решения целого ряда важных задач, вовсе не связанных с противо-действием преступности (например, идентификация погибших в ходе техногенных катастроф и стихийных бедствий). Осознание их пользы мотивирует на преодоле-ние таких предрассудков и помогает преодолеть эту неприязнь. В качестве примера можно привести лояльное отношение к получению дактилоскопической информа-ции у лиц, получающих биометрический паспорт.

    1. Уязвимость хранилищ биометрической информации и риск злоупотреблений
  • ее использовании, от мошенничества до фальсификации доказательств в целях незаконных репрессий. Действительно при создании такой базы данных, следует предпринять организационные меры для создания структур занимающей получени-ем, хранением и обработкой этой информации. Определения ведомства, уполномо-ченного заниматься такой деятельностью имеет большое значение для обеспечения охраны данных, а значит и доверия к нему со стороны регистрируемых. Проф. Ами-нев Ф.Г. утверждает, что в результате его опросов граждан по определению такого учреждения для генотипоскопической информации, лидируют органы внутренних дел [7, с. 97]. Однако регистрация населения в правоохранительных органах нега-тивно воспринимается законопослушной его частью. Кроме того, возникают и опа-сения, постоянно подкрепляемые многочисленными сообщениями об утечках пер-сональных данных, хакерских атаках, взломах закрытых баз данных различного назначения. Поэтому для обеспечения охраны данных необходим целый ряд мер и организационного и технического характера, а также усиление ответственности за несанкционированное использование и утрату биометрической информации и тем более за фальсификацию таких данных. Тем не менее, научно технический прогресс не остановить, и эти причины должны устраняться, а не становиться поводом отвер-гать использование биометрических данных. Следует вспомнить практику 90-х го-дов, когда суды отказывались принимать результаты цифровой фотосъемки и ви-деозаписи в качестве доказательственной информации, ссылаясь на их уязвимость для подделки. Со временем это предубеждение исчезло вместе с аналоговыми фото-графией и видеосъемкой.
    1. Аргументы религиозного характера также взяты на вооружение противни-

ками всеобщей регистрации населения биометрическими методами. Наиболее яр-ким примером этого явилась полемика в одном из парламентов Ближнего зарубе-жья. Принуждение к регистрации православных называлось «тяжким грехом», ко-дирование биометрической информации – «сатанинскими числами», а сами намере-ния регистрации «происками дьявола» [16, с. 314]. В проекте документа «О позиции

347

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий иденти-фикации личности», подготовленном комиссией Межсоборного присутствия по во-просам взаимодействия Церкви, государства и общества под председательством Патриарха, а затем разосланном по епархиям Русской Православной Церкви, отме-чается, что: «Согласие граждан на использование средств электронного учета долж-но быть осведомленным, с обязательным разъяснением всех последствий принима-емого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо га-рантировать осведомленность о содержании электронных записей, равно как и воз-можность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной без-опасности. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информа-цию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих» [20].

    1. Что касается возражений по поводу отдельных методов регистрации, то са-мым обсуждаемым является критика создания всеобщей базы данных геномной ин-формации, что несет угрозу биологической безопасности страны. Отдельные авторы высказывают опасения о вероятности создания геномного оружия против россиян и настаивают на усилении охраны геномной информации граждан в целях предупре-ждения утечек [5, с. 34]. Это мнение становится все более актуальным на фоне со-общений об обнаружении на Украине биологических лабораторий, созданных Пен-тагоном. Однако Президентский Указ «Об Основах государственной политики Рос-сийской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасно-сти на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», наоборот, прямо указыва-ет, что одной из основных задач государственной политики в области химической и биологической безопасности является: осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме челове-ка и формирование генетического профиля населения.

В связи с проведением общегосударственной генетической паспортизации насе-ления и возможными рисками утечек этих данных, отдельные авторы пытаются прогнозировать появление, в связи с этим, негативных явлений, связанных с огра-ничениями при трудоустройстве по здоровью, дискриминацией отдельных этниче-ских групп, незаконном поиске доноров для трансплантации. Речь идет о своеоб-разной генетической стигматизации человека [19]. Однако для достижения целей идентификации нет необходимости в столь детальном отображении особенностей генома человека в его генетическом паспорте, чтобы вести речь о вышеуказанных рисках [18, с. 23].

Мы становимся свидетелями активного использования технологий распознава-ния лиц, что делает вероятным уже в ближайшем будущем организацию регистра-ции населения и по этим биометрическим признакам.

Нам представляется, что попытка законодателя урегулировать отдельными феде-ральными Законами различные методы биометрической регистрации нерациональ-на. Научно-технический прогресс будет предлагать нам новые более эффективные,

  • менее затратные, как в техническом, так и в финансовом плане процедуры и мето-дики, что дает основания для разработки единого Закона «О государственной био-метрической регистрации», который включал бы положения общие для различных

348

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

методов регистрации, в то же время, регулируя особенности проведения отдельных.

  • этот же закон могли бы быть перенесены и положения о защите биометрических данных из ныне действующего ФЗ «О защите персональных данных».

Что касается самих мероприятий проведения биометрической регистрации, то существует несколько путей их реализации.

1.Проведение всеобщей регистрации населения в соответствии с принятым зако-ном в определенные сроки и в определенных государственных органах. Единый за-кон, регламентирующий порядок получения, хранения и использования биометри-ческих данных, позволил бы унифицировать процедуры их получения, сосредото-чить их материально техническое обеспечение в одних руках, организовать эту ра-боту в учреждениях специально созданной службы, не находящейся в подчинении правоохранительных органов, обеспечить сохранность сведений, путем усиления ответственности за нарушения, связанные с халатностью и злоупотреблениями, усилить техническую защиту этих данных.

2.Биометрическая регистрации отдельных категорий лиц, с постепенным расши-рением их круга. Принятие в 1994 г Федерального закона «О государственной дак-тилоскопической регистрации» расширило применение этой процедуры на законо-послушных граждан — представителей профессий особого риска. Мы считаем, что поэтапное расширения круга лиц, подлежащих биометрической регистрации может охватывать и владельцев, источников повышенной опасности: оружия (огнестрель-ного, пневматического, холодного и др.), транспортных средств (автомототранспор-та, катеров, яхт, малой авиации и др.).

    • этот круг следует включить и спортсменов экстремалов: альпинистов, спелео-логов, туристов, поклонников водного сплава, серферов и др., обязав клубы, предо-ставляющие подобные услуги, требовать от клиентов свидетельство о прохождении такой процедуры.

Вполне оправданным, по нашему мнению, было бы обязательное прохождение биометрической регистрации для лиц, получающих крупные кредиты, страхующих свою жизнь, выезжающих за рубеж. Да и круг профессий особого риска можно расширить путем включения в него работников банковской сферы, предприятий Гознака, лиц на которых возложена особая материальная ответственность, специа-листов занятых добычей и обработкой драгоценных металлов и камней.

Отдельно следует отметить и лиц, работающих с некоторыми категориями био-метрических следов (геномными, дактилоскопическими и др.), таких как: специали-сты, эксперты, работники предприятий, изготавливающих средства и расходные материалы для этих целей. В результате их небрежного отношения к своим обязан-ностям, обрабатываемая биометрическая информация может быть загрязнена и даже подменена собственной, что приведет к серьезным последствиям наподобие «халь-бронского фантома» [22]. Полагаем, что эти категории должны быть четко опреде-лены, а включенные в них лица, подвергнуты обязательной биометрической реги-страции.

Беженцы, нелегальные мигранты, иностранные рабочие требуют внимания госу-дарства и должны быть зарегистрированы с получением биометрических данных, особенно при отсутствии надлежащих документов, удостоверяющих личность.

3.Расширение круга регистрируемых, путем введения добровольной биометриче-ской регистрации населения. Нам сложно себе представить мотивы, движущие доб-

349

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

ровольцем. Наверное, это опасения за свою жизнь при существовании какого-либо риска, занятия опасной деятельностью как легальной, так, возможно и незаконной, наличие угроз со стороны недоброжелателей и преступников, перспектива стать пропавшим без вести ввиду наличия серьезного соматического или психического заболевания. Однако поощрение добровольной регистрации не должно превращать-ся в ее навязывание. На примере услуги добровольной дактилоскопической реги-страции, которая сегодня оказывается в органах внутренних дел, можно отметить, что в некоторых регионах количество «добровольцев» достигло десятков тысяч, но вовсе не из-за сложной криминогенной обстановки и опасений стать пропавшими без вести, а вследствие стремления чиновников любым путем увеличить статистику добровольного дактилоскопирования. В момент вступления в силу Закона, разре-шающего добровольную регистрацию это навязывалось для ускорения получения заграничных паспортов, затем она стала условием для кандидатов на занятие детек-тивной и охранной деятельностью. Это свидетельствует о том, что и добровольная биометрическая регистрация может стать инструментом исправления (причем до-вольно грубого) ошибок и недостатков законодательства в этой сфере.

Подводя итог, следует отметить, что необходимость всеобъемлющего и надеж-ного учета населения страны назрела, а средством его эффективной реализации мо-жет служить всеобщая биометрическая регистрация.

Требуется разработка и принятие единого Закона, регламентирующего порядок получения, хранения, защиты и использования биометрических данных в Россий-ской Федерации, предусматривающего внесение дополнений с появлением новых методов вследствие научно-технического прогресса.

Всеобщая биометрическая регистрация населения требует решения ряда органи-зационных задач. Представляется целесообразным создание не имеющего отноше-ния к правоохранительным органам и иным силовым структурам Центра, уполно-моченного проводить получение, обработку, хранение и защиту биометрической информации и предоставляющего доступ к ней в установленном законодательством порядке.

Мероприятиям по биометрической регистрации населения должна предшество-вать определенная подготовительная работа, в ходе которой необходимо разъяснить цели и задачи такой регистрации, развеять опасения, минимизируя ее неприятие и противодействие.

Авторитарный и императивный подход к проведению регистрации представляет-ся неприемлемым, альтернативой которому предлагается постепенное расширение круга регистрируемых: от представителей профессий особо риска и лиц, занимаю-щихся экстремальными видами спорта, до владельцев источников повышенной опасности и лиц, допущенным к работе со значительными материальными ценно-стями, а также получающими и обрабатывающими саму биометрическую информа-цию. Регистрации подлежат и иностранцы, стремящиеся или вынужденные продол-жительное время находиться на территории страны (мигранты, беженцы, гастарбай-теры).

Поощрение добровольной биометрической регистрации необходимо очистить от навязывания и злоупотреблений. Преимущества и льготы, предоставляемые добро-вольцам, должны стимулировать их на принятие такого решения, а не ставить в без-выходное положение.

350

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

Всеобщую биометрическую регистрацию следует превратить в надежное сред-ство паспортизации населения страны, и тогда ее необходимость будет осознаваться людьми без опасений за возможные риски. Мероприятия по ее реализации должны стать обыденной процедурой, как в свое время воспринималась фотосъемка на до-кументы, а затем и бескрасковое дактилоскопирование при получении биометриче-ского заграничного паспорта.

Список литературы:

1. Frank Krause: Das Phantom, das vielleicht gar keines ist, [Электронный ресурс] //Stuttgarter Nachrichten,

March 25, 2009 URL: https://web.archive.org/web/20090330184824/http://www.stuttgarter-nachrichten.de/stn/page/detail.php/1982393 (дата обращения:12.10.2022).

2. Алешкина, Т. Н. Геномная регистрация в раскрытии и расследовании преступлений [Текст] / Т. Н. Алешкина // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2015. – № 1. – С. 5-10. – Текст: непосредственный.

3. Аминев, Ф. Г. Актуальные вопросы правового регулирования создания и функционирования баз данных генома человека [Текст] / Ф. Г. Аминев, А. В. Чемерис, В. А. Анисимов, // Правовое государ-ство: теория и практика. — 2020. — № 2(60). — С. 134-144. – Текст: непосредственный. DOI: 10.33184/pravgos-2020.2.12

4. Аминев, Ф. Г. ДНК-криминалистика – зарождение, современность и перспективы [Текст] / Ф. Г. Аминев, В. А. Анисимов, Р. Р. Гарафутдинов [и др.] // Биомика. – 2019. – Т.11 №3. – С. 282-314. – Текст: непосредственный. DOI: 10.31301/2221 -6197.bmcs.2019-26

5. Аминев, Ф. Г. О возможностях применения новых технологий ДНК-идентификации личности в це-лях всеобщей геномной регистрации населения Российской Федерации [Текст] / Ф. Г. Аминев, Р. Р. Гарафутдинов, А. В. Чемерис, [и др.] // Правовое государство: теория и практика. – 2022. – № № 1 (67).

– С. 30-41. – Текст: непосредственный.

6. Аминев, Ф. Г. О значении всеобщей геномной регистрации населения Российской Федерации в борьбе с преступностью / Ф. Г. Аминев [Текст] // Южно-уральские криминалистические чтения. До-клады Международной научно-практической конференции. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. — С. 5-10. – Текст: непосредственный.

7. Аминев, Ф. Г. О необходимости принятия Федерального закона «О всеобщей геномной регистрации

  • Российской Федерации» в целях улучшения качества раскрытия и расследования преступлений [Текст] / Ф. Г. Аминев // Правовое государство: теория и практика. — 2019. — № 3 (57). — С. 94-98. – Текст: непосредственный.

8. Аминев, Ф. Г., Геномная регистрация всего населения и этические вопросы формирования и исполь-зования соответствующих баз данных / Ф. Г. Аминев, В. А. Анисимов, А. М. Сагитов [и др.], [Текст] // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2018. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. – С. 16-22.

– Текст: непосредственный.

9. Анисимов, В. А. Об организационном аспекте современной технологии всеобщей ДНК-регистрации граждан [Текст] / В. А. Анисимов // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. – 2020. – № 2(60). – С. 11-18. – Текст: непосредственный.

DOI: 10.33184/pravgos-2020.2.2

10. Волынский, А. Ф. К вопросу о создании единой государственной системы регистрации граждан: Проблемы, пути их решения [Текст] / А. Ф. Волынский // Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 9. — С. 56-58. – Текст: непосредственный.

11. Грибунов, О. П. Вопросы совершенствования законодательства о геномной регистрации: за и про-тив [Текст] / О. П. Грибунов // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и про-блемы дальнейшего реформирования. – 2021. – Т.1. №1(3). – С. 83–90. – Текст: непосредственный.

12. Грибунов, О. П. Всеобщая дактилоскопическая регистрация граждан как элемент реализации кри-миналистического предупреждения преступлений [Текст] / О. П. Грибунов // Вестник Томского госу-дарственного университета. – 2016. – № 402. – С. 188-191. – Текст: непосредственный.

13. Михайлов, М. А. В шаге от принятия решения о всеобщей дактилоскопической регистрации [Текст] / М. А. Михайлов // Эксперт-криминалист. – 2016. – № 1. – С. 36-39. – Текст: непосредствен-ный.

14. Михайлов, М. А. Международная научно-практическая конференция в Государственной Думе «Со-вершенствование системы дактилоскопической регистрации» [Текст] / М. А. Михайлов, А. Г. Воле-водз, Э. Л. Сидоренко // Библиотека криминалиста. – 2016. – № 1(24). – С. 368-378. – Текст: непосред-ственный.

351

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

  1. Михайлов, М. А. Правовое регулирование оборота дактилоскопической информации [Текст] / М. А. Михайлов // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Юридические науки. — 2010. – Т. 23. № 1 (62). – С. 311-318. – Текст: непосредственный.
  2. Михайлов, М. А. Этические проблемы дактилоскопической регистрации населения [Текст] / М. А. Михайлов // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Се-рия: Юридические науки. – 2010. – Т.23. №1(62). – С. 311-318. – Текст: непосредственный.
  3. Мочалов, А. Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в услови-ях правовой неопределенности [Текст] / А. Н. Мочалов // Lex russica (Русский закон). – 2021. – Т.74. №9. – С. 88-101. – Текст: непосредственный.
  4. Панова, А. А. Всеобщая геномная регистрация: pro et contra [Текст] / А. А. Панова, А. Ф. Соколов // Энциклопедия судебной экспертизы. – 2014. – № 1(3). – С. 5-35. – Текст: непосредственный.
  5. Поваров, Ю. С. Недопущение стигматизации по генетическим признакам: правовой аспект [Текст] / Ю. С. Поваров // Правовое государство: теория и практика. – 2021. – № 2(64). – С. 26-38. – Текст: непосредственный. DOI 10.33184/pravgos-2021.2.2
  6. Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых тех-нологий идентификации личности» [Электронный ресурс] //Русская Православная Церковь. Офици-альный сайт Московского Патриархата.2012.URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/2255365.html (дата обращения:12.10.2022)
  7. Цховребова, И. А. Государственная дактилоскопическая регистрация: практика применения и пер-спективы совершенствования [Текст] / И. А. Цховребова // Теория и практика криминалистики и су-дебной экспертизы. – 2011. – № 7. – С. 179. – Текст: непосредственный.

Mikhailov M.A., Kokodey T.A. Organizational, legal and ethical aspects of obtaining, storing, and using biometric information for the purposes of general population registration // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 345-353.

The risks and problems of universal biometric registration of the population of Russia are considered. Its relevance is emphasized in connection with the passportization of the population of new regions of the coun-try, the conduct of hostilities, the death and disappearance of citizens. The reasons for possible rejection and opposition are analyzed: from suspicions of total control to religious prejudices. It is proposed to adopt a sin-gle law on biometric registration, supplemented as new methods are introduced, generated by scientific and technological progress. An alternative to the authoritarian method of universal registration is put forward by gradually expanding the circle of subjects subject to biometric registration by representatives of professions of special risk, owners of sources of increased danger, persons working with significant material values, clients of insurance companies, employees receiving and processing biometric information itself. Registration is sub-ject to foreigners seeking or forced to stay on the territory of the Russian Federation for a long time, and Rus-sians traveling outside the country. An opinion is expressed about the promotion of voluntary biometric regis-tration, free from imposition for the sake of increasing statistics. It is proposed to create a unified structure of institutions for obtaining, storing and providing biometric information of citizens that is outside the system of law enforcement agencies.

Keywords: universal biometric registration, genomic registration, fingerprint registration, protection of personal data, law on biometric registration, professions of special risk, falsification of biometric data, volun-tary biometric registration, refugee registration, biometric information leakage.

Spisok literatury:

  1. Frank Krause: Das Phantom, das vielleicht gar keines ist, [E`lektronny`j resurs] //Stuttgarter Nachrichten,

March 25, 2009 URL: https://web.archive.org/web/20090330184824/http://www.stuttgarter-nachrichten.de/stn/page/detail.php/1982393 (data obrashheniya:12.10.2022).

  1. Aleshkina, T. N. Genomnaya registraciya v raskry`tii i rassledovanii prestuplenij [Tekst] / T. N. Aleshkina // Sovremenny`e problemy` prava, e`konomiki i upravleniya. – 2015. – № 1. – S. 5-10. – Tekst: neposredstvenny`j.
  2. Aminev, F. G. Aktual`ny`e voprosy` pravovogo regulirovaniya sozdaniya i funkcionirovaniya baz danny`x genoma cheloveka [Tekst] / F. G. Aminev, A. V. Chemeris, V. A. Anisimov, // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. – 2020. – № 2(60). – S. 134-144. – Tekst: neposredstvenny`j. DOI: 10.33184/pravgos-2020.2.12
  3. Aminev, F. G. DNK-kriminalistika – zarozhdenie, sovremennost` i perspektivy` [Tekst] / F. G. Aminev, V. A. Anisimov, R. R. Garafutdinov [i dr.] // Biomika. — 2019. — T.11 №3. — S. 282-314. – Tekst: neposredstvenny`j. DOI: 10.31301/2221 -6197.bmcs.2019-26
  4. Aminev, F. G. O vozmozhnostyax primeneniya novy`x texnologij DNK-identifikacii lichnosti v celyax vseobshhej genomnoj registracii naseleniya Rossijskoj Federacii [Tekst] / F. G. Aminev, R. R. Garafutdinov, A. V. Chemeris, [i dr.]// Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. – 2022. – № № 1 (67). – S. 30-41– Tekst: neposredstvenny`j.
  5. Aminev, F. G. O znachenii vseobshhej genomnoj registracii naseleniya Rossijskoj Federacii v bor`be s prestupnost`yu / F. G. Aminev [Tekst] // Yuzhno-ural`skie kriminalisticheskie chteniya. Doklady`

352

Михайлов М. А., Кокодей Т. А.

Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Ufa: Bashkirskij gosudarstvenny`j universitet, 2019. –

S. 5-10. – Tekst: neposredstvenny`j.

  1. Aminev, F. G. O neobxodimosti prinyatiya Federal`nogo zakona «O vseobshhej genomnoj registracii v Rossijskoj Federacii» v celyax uluchsheniya kachestva raskry`tiya i rassledovaniya prestuplenij [Tekst] / F. G. Aminev // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. – 2019. – № 3 (57). – S. 94-98. – Tekst: neposredstvenny`j.
  2. Aminev, F. G., Genomnaya registraciya vsego naseleniya i e`ticheskie voprosy` formirovaniya i ispol`zovaniya sootvetstvuyushhix baz danny`x / F. G. Aminev, V. A. Anisimov, A. M. Sagitov [i dr.], [Tekst] // Aktual`ny`e problemy` sudebno-e`kspertnoj deyatel`nosti v ugolovnom, grazhdanskom, arbitrazhnom processe i po delam ob administrativny`x pravonarusheniyax. Materialy` VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. – Ufa: Bashkirskij gosudarstvenny`j universitet, 2018. – S. 16-22. – Tekst: neposredstvenny`j.
  3. Anisimov, V. A. Ob organizacionnom aspekte sovremennoj texnologii vseobshhej DNK-registracii grazhdan [Tekst] / V. A. Anisimov // Sovremennoe ugolovno-processual`noe pravo — uroki istorii i problemy` dal`nejshego reformirovaniya. – 2020. – № 2(60). – S. 11-18.– Tekst: neposredstvenny`j. DOI: 10.33184/pravgos-2020.2.2
  4. Voly`nskij, A. F. K voprosu o sozdanii edinoj gosudarstvennoj sistemy` registracii grazhdan: Problemy`, puti ix resheniya [Tekst] / A. F. Voly`nskij // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. – 2011. – № 9.

– S. 56-58. – Tekst: neposredstvenny`j.

  1. Gribunov, O. P. Voprosy` sovershenstvovaniya zakonodatel`stva o genomnoj registracii: za i protiv [Tekst] / O. P. Gribunov // Sovremennoe ugolovno-processual`noe pravo — uroki istorii i problemy` dal`nejshego reformirovaniya. – 2021. – t.1. №1(3). – S. 83-90. – Tekst: neposredstvenny`j.
  2. Gribunov, O. P. Vseobshhaya daktiloskopicheskaya registraciya grazhdan kak e`lement realizacii kriminalisticheskogo preduprezhdeniya prestuplenij [Tekst] / O. P. Gribunov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2016. – № 402. – S. 188-191. – Tekst: neposredstvenny`j.
  3. Mixajlov, M. A. V shage ot prinyatiya resheniya o vseobshhej daktiloskopicheskoj registracii [Tekst] / M. A. Mixajlov // E`kspert-kriminalist. – 2016. – № 1. – S. 36-39. – Tekst: neposredstvenny`j.
  4. Mixajlov, M. A. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya v Gosudarstvennoj Dume «Sovershenstvovanie sistemy` daktiloskopicheskoj registracii» [Tekst] / M. A. Mixajlov, A. G. Volevodz, E`. L. Sidorenko // Biblioteka kriminalista. – 2016. – № 1(24). – S. 368-378. – Tekst: neposredstvenny`j.
  5. Mixajlov, M. A. Pravovoe regulirovanie oborota daktiloskopicheskoj informacii [Tekst] / M. A. Mixajlov // Ucheny`e zapiski Tavricheskogo nacional`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya: Yuridicheskie nauki. – 2010. – T. 23. № 1 (62). – S. 311-318. – Tekst: neposredstvenny`j.
  6. Mixajlov, M. A. E`ticheskie problemy` daktiloskopicheskoj registracii naseleniya [Tekst] / M. A. Mixajlov // Ucheny`e zapiski Tavricheskogo nacional`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya: Yuridicheskie nauki. – 2010. – T.23. №1(62). – S. 311-318. – Tekst: neposredstvenny`j.
  7. Mochalov, A. N. Cifrovoj profil`: osnovny`e riski dlya konstitucionny`x prav cheloveka v usloviyax pravovoj neopredelennosti [Tekst] / A. N. Mochalov // Lex russica (Russkij zakon). – 2021. – T.74. №9. – S. 88-101. – Tekst: neposredstvenny`j.
  8. Panova, A. A. Vseobshhaya genomnaya registraciya: pro et contra [Tekst] / A. A. Panova, A. F. Sokolov // E`nciklopediya sudebnoj e`kspertizy. – 2014. – № 1(3). – S. 5-35. – Tekst: neposredstvenny`j.
  9. Povarov, Yu. S. Nedopushhenie stigmatizacii po geneticheskim priznakam: pravovoj aspekt [Tekst] / Yu. S. Povarov // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. — 2021. — № 2(64). — S. 26-38. – Tekst: neposredstvenny`j. DOI 10.33184/pravgos-2021.2.2.
  10. Proekt dokumenta «O pozicii Cerkvi v svyazi s poyavleniem i perspektivami razvitiya novy`x texnologij identifikacii lichnosti» [E`lektronny`j resurs] //Russkaya Pravoslavnaya Cerkov`. Oficial`ny`j sajt Mos-kovskogo Patriarxata.2012.URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/2255365.html (data obrashheniya: 12.10.2022).
  11. Czxovrebova, I. A. Gosudarstvennaya daktiloskopicheskaya registraciya: praktika primeneniya i perspek-tivy` sovershenstvovaniya [Tekst] / I. A. Czxovrebova // Teoriya i praktika kriminalistiki i sudebnoj e`kspertizy`. – 2011. – № 7. – S. 179. – Tekst: neposredstvenny`j.

.

353