Международно-правовое регулирование трудовых отношений моряков

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Коваль В. Н.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 208-213.

УДК 341.349.2

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МОРЯКОВ

Коваль В. Н.

Севастопольский государственный университет

В статье рассматриваются основные направления реформирования национального трудового зако-нодательства является приведение его в соответствие с международными трудовыми стандартами, в том числе ратифицированных Россией конвенций МОТ. Поэтому исследования правовой природы конвенций МОТ и их места в системе источников трудового права России, особенности применения в национальной юридической практике является актуальной проблемой в теоретическом и практическом аспектах. На современном этапе развития отношений в мировом сообществе, способствующем активи-зации сотрудничества в различных сферах и на всех уpовнях, тpуд моpяков имeeт вaжнeйшee знaчeниe для paзвития мeждунapодной тоpговли, туpизмa, тpудовой мигpaции и дpугих aспeктов мeждунapод-ного сотpудничeствa. B тpудовых отношeниях, склaдывaющихся в сфepe моpского тpaнспоpтa, боль-шоe знaчeниe имeeт тeндeнция интepнaционaлизaции. Укaзaннaя тeндeнция пpивeлa к осознaнию нeобходимости мeждунapодно-пpaвового peгулиpовaния тpудa моpяков. Целью статьи является анализ правовой регламентации труда моряков на иностранных судах и обоснование предложений, направ-ленных на совершенствование правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: Конституция РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Конвенции и Рекоменда-ции, национальное законодательство, правовая система России, трудовые отношения, моряк, междуна-родная организация труда, мeждунapодно-пpaвовоe регулирование труда моряков.

Экономические преобразования в Российской Федерации (далее – РФ), остро выделили проблему занятости работников морского торгового флота. Финансовая ситуация, сложившаяся в отрасли, поставили перед моряками РФ проблему поиска работы на международном морском рынке труда. Внимание к этой проблеме возник еще в 90-х годах XX века, когда большое число моряков пошли работать на ино-странные суда, при недостаточно эффективном национальном механизме защиты их прав за рубежом. Трудоустраиваясь к иностранному судовладельцу-работодателю, моряк «выпадает» из правового поля нашего государства. Указанная проблема при-вела к осознанию необходимости межнационального регулирования труда моряков. Важную роль в таком регулировании имеет защита трудовых прав моряков, которая не может быть осуществлена с помощью усилий только отдельных государств. Прежде всего его эффективность зависит от сочетания национальных средств с международным сотрудничеством не только на универсальном, но и на региональ-ном уровнях. Поэтому создание и соблюдение международно-правовых стандартов труда моряков является проблемой международного уровня, решение которой воз-можно только в рамках международного сообщества.

Эффективность регулирования трудовых отношений моряков в большей степени зависит от качества международно-правовых норм, которые разрабатываются на основе изучения, обобщения и тщательного отбора наиболее демократических и универсальных национальных правил поведения в указанной сфере. Международ-ной специализированной организацией, осуществляющей нормотворческую дея-тельность в сфере труда, является Международная организация труда (далее – МОТ), которая стала первым специализированным учреждением Организации Объ-единённых Наций (далее – ООН).

208

Коваль В. Н.

История МОТ, особенно в том, что касается отношений с ней бывшего Советско-го Союза и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, имеет довольно сложный характер и может быть оценена неоднозначно, несмотря на закрепление в ст. 67-1 Конституции РФ [5] принципа континуитета государства. Ведь организация была создана в значительной степени как ответ Запада на вызов Октябрьской революции 1917 г. Определяя свою стратегию и философию, МОТ произнесла и намерения относительно искоренения эксплуатации, но не путем классовых конфликтов и конфронтации, a через достижение компромиссов, соци-ального мира и сотрудничество. Компромисс – главный метод выполнения задач, которые ставит МОТ.

К основным сферам деятельности МОТ относятся:

  1. занятость и безработица; профессиональная подготовка и переподготовка кад-

ров;

  1. права человека; условия, безопасность и гигиена труда, производственная и окружающая среда;
  2. заработная плата;
  3. социальное обеспечение;
  4. отдельные категории трудящихся;
  5. МОТ и социальные институты;
  6. взгляд в будущее и проблемные положения.

Международная организация труда – мировой центр трудового, социального за-конодательства и социального диалога, который базируется на основе участия в ра-боте всех его органов представителей трех сторон: правительств, работодателей и работников. Главными целями МОТ являются: содействие социально-экономическому прогрессу, достижения мира и социальной справедливости, улуч-шение условий труда и жизни людей, защита прав человека. На реализацию этих целей направлена, прежде всего, нормотворческая деятельность МОТ, а также вся

  • организационно-практическая работа, научно-исследовательская и информаци-онно-издательская деятельность. Разработка и принятие международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением – важней-шее направление деятельности МОТ, призванной оказать помощь государствам-членам в разработке и совершенствовании национального трудового законодатель-ства.

Документы МОТ, которые принимаются на ежегодной Генеральной конферен-ции МОТ, согласуются со сторонами согласно принципу консенсуса, то есть по со-гласию всех сторон, однако это не является абсолютным правилом, поскольку внут-ри делегаций от государств решение может быть принято квалифицированным большинством (2/3 голосов каждой из сторон).

Особенности структуры и всей деятельности МОТ определяются сложностью со-гласования различных, часто даже противоположных интересов сторон. Диалог, дискуссии и принятия решений сторонами предусматривает взаимные учета интере-сов и достижения соглашений в условиях социального мира, что и предопределяет необходимость такой особенности структуры и деятельности МОТ, как ее трехсто-ронний характер.

Россией ратифицированы такие конвенции МОТ по защите труда моряков как:

    1. Конвенция № 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море»;

209

Коваль В. Н.

  1. Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков»;
  2. Конвенция № 163 «О социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту»;
  3. Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков»;
  4. Конвенция 2006 года «О труде в морском судоходстве» и др.

Одним из основных направлений деятельности МОТ является закрепление кон-цепции социального партнерства, а также помощь и поддержка становления этой системы регулирования социально-трудовых отношений в большинстве стран мира. Большинство норм о труде, которые предлагаются МОТ в форме конвенций и реко-мендаций, содержат такие методы решения проблем в трудовой сфере, которые обеспечили их эффективность.

Устав и конвенции ООН закрепляют фундаментальные принципы регулирования трудовых отношений работников, что безусловно касаются и моряков. В частности, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., закрепила основные тру-довые права человека, которые являются базовыми и для трудовой деятельности моряков, устанавливает отправные минимальные стандарты, такие как право на справедливые и благоприятные условия труда; право на равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для нее самой

  • ее семьи, и на дополнительные средства социального обеспечения в случае необ-ходимости; право на отдых и др. [6].
    • науке международного права акцентируется внимание на комплексном харак-тере Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, которая получила назва-ние «Международный билль о правах моряков», поскольку она обобщает и система-тизирует ранее принятые международно-правовые нормы по защите труда моряков. В исследуемой Конвенции обращает внимание наличие норм как материального, так и процессуального права и ее важное значение для систематизации контрольных механизмов по защите прав моряков, что, в частности, основанные на институтах сертификации и инспектирования [3]. Стоит отметить, что исследуемая Конвенция охватывает такие структурные элементы, как статьи, правила, а также Кодекс. При этом статьи и правила Конвенции включают положения, в которых идет речь об ос-новополагающих принципах и правах, а порядок выполнения указанных правил де-тализирован в национальном законодательстве.
    • трудовых отношениях морской отрасли иностранным элементом (субъектом) выступает моряк, работающий на судне под иностранным флагом. В соответствии со ст. 2 Конвенции понятие «моряк» означает лицо, работающее по найму на борту судна на любой должности [3]. Этой Конвенцией возлагается обязанность на госу-дарства-участника относительно необходимости обеспечения социальных и трудо-вых прав моряков с помощью их отражение в национальном законодательстве и на уровне коллективных договоров. Указанные основополагающие социально-трудовые права моряков отражены в ст. 4 Конвенции, где предусмотрено:

1) право на надежное и безопасное рабочее место;

2) право на достойные условия жизни на борту и труда;

3) право на справедливые условия занятости;

210

Коваль В. Н.

    1. право на социальную защиту, включая медицинское и социально-бытовое об-служивание моряков.

Следует отметить, что императивный обязанность государств-участников по обеспечению соблюдения основополагающих прав и принципов в сфере труда в от-ношении моряков предусмотрено ст. 3 исследуемой Конвенции [3]. В соответствии

  • указанными положениями Конвенции исходными принципами признается: отмена всех форм обязательного или принудительного труда; признание права на коллек-тивные переговоры и свободу ассоциации в сфере труда; недопустимость любых форм дискриминации в сфере труда, а также искоренение детского труда.

В сфере трудоустройства моряков центральное место заняла Конвенция МОТ № 179 о найме и трудоустройстве моряков, которая была принята Генеральной кон-ференцией МОТ 22 октября 1996 г. Пункт 1 ст. 1 Конвенции закрепляет дефиницию «службы найма и трудоустройства» и распространяет действие Конвенции также на частные службы. Согласно ст. 4 Конвенции, государство должно обеспечить, чтобы на моряков не возлагалась прямо или косвенно оплата любых сборов и других рас-ходов, связанных с его наймом или предоставлением работы. Статья 5 Конвенции предусматривает перечень требований, которым должны соответствовать службы посредничества при трудоустройстве моряков. Более того, в государствах, которые ратифицировали Конвенцию, должен действовать компетентный орган (министер-ство, ведомство), которое будет осуществлять контроль над такими службами, и установлены специальные лицензионные условия осуществления посреднической деятельности [4].

Международные трудовые нормы, в большинстве содержащиеся в конвенциях и рекомендациях МОТ, позволяют гармонизировать национальное трудовое право и практику трудовых отношений с другими странами. В первую очередь это касается морского судоходства из-за международного характера его деятельности.

Относительно участия РФ в международно-правовой системе защиты труда мо-ряков следует отметить, что Россия является участницей 19 конвенций МОТ, направленных на защиту социальных и трудовых отношений моряков. Общие по-ложения, касающиеся правового статуса моряков, в том числе их трудовых прав, находят отражение в Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. [2]. Так, в соответствии с которым условия трудоустройства, права и обязанности эки-пажа судна, оплата труда и условия работы на судне, а также основания и порядок освобождения моряков подлежат регулированию законодательством нашего госу-дарства, указанным Кодексом, трудовыми и коллективными договорами, отрасле-выми и генеральными тарифными соглашениями, а также уставами службы на су-дах. Согласно ст. 60 указанного Кодекса на судовладельца возлагаются обязанности по обеспечению членам экипажа судна:

    1. безопасных условий труда;
    2. охране их здоровью;
    3. наличию спасательных средств;
    4. бесперебойному снабжению продовольствием и водой;
    5. наличием надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, меди-цинских пунктов и помещений для отдыха);
    6. культурно-бытовому обслуживанию [2].

211

Коваль В. Н.

    • условиях рыночной экономики перед Россией становится необходимость ин-тенсифицировать процесс ратификации и реализации содержания конвенций МОТ в сфере регулирования трудовых отношений моряков, особенно Сводной конвенции о труде в морском судоходстве. Кроме того, необходимо разработать и реализовать долгосрочную программу пересмотра национального законодательства, устанавли-вающего правовой статус моряков с учетом требований международно-правовых актов в этой сфере.

Проанализировав вышесказанное, можно утверждать о наличии достаточно раз-витой системы международно-правовых норм как обязательного, так и факульта-тивного характера, направленных на защиту труда моряков на федеральном и реги-ональном уровнях, участие в которой стремится активизировать и наше государ-ство. Для нашего государства, к сожалению, остается актуальным ряд нерешенных вопросов по защите социально-экономических, в том числе трудовых прав моряков.

Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве объединила выработанные многолетней практикой и закрепленные в предыдущих конвенциях МОТ междуна-родные стандарты регулирования труда моряков. Сегодня она является глобальным правовым базисом защиты прав моряков за рубежом, определяет их социальные и трудовые права, связанные с работой на судне, содержит нормы об ответственности служб найма и трудоустройства моряков, которые работают на территории государ-ства-участника.

Мы поддерживаем предложения российских учёных о том, что эффективность защиты прав моряков требует привлечение к этой проблеме специалистов-экспертов

  • области международного и национального трудового законодательства [1, с. 136]. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод, что соци-

альная защита моряков представляет собой совокупность экономических, организа-ционных и правовых мероприятий, обеспечивающих установление эффективной системы правовых и социальных гарантий, обеспечивающих реализацию конститу-ционных прав и свобод, удовлетворение материальных и духовных потребностей моряков и их семей в соответствии с особым видом деятельности, соответствующей их статусу в обществе, поддержание социальной стабильности в морской среде.

Для решения проблемы нарушения трудовых прав необходимо взаимодействие всех этих организаций, ратификация государствами Конвенций МОТ, создание компетентных органов для проверки выполнения международно-правовых норм и стандартов обеспечения трудовых прав моряков.

Поэтому исходя из вышесказанного, считаем, что к мерам, которые будут спо-собствовать оптимизации системы правовой защиты моряков, прежде всего, следует отнести:

  1. дальнейшее усиление ответственности работодателей за несоблюдение требо-ваний правовых норм относительно охраны труда на море;
  2. обеспечение эффективности контроля по прозрачности системы трудоустрой-ства моряков;
  3. активизацию усилий работодателей, профсоюзов и правительства по разра-ботке и реализации действенных программных положений, направленных на защи-ту социально-экономических, в том числе трудовых прав моряков.

212

Коваль В. Н.

Сегодня приобретает особое значение вопрос о пересмотре национального зако-нодательства, устанавливающего правовой статус российских моряков с учетом требований международно-правовых актов в этой сфере.

Список литературы:

  1. Бурцева, Е.В. Проблемы правового регулирования труда моряков / Е.В. Бурцева, О.В. Шарипова // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 7(187). – С. 134-136. – EDN WUJNLF.
  2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.07.2022) URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.07.2022).
  3. Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) [рус., англ.] (Вместе с «Пояснительными примечаниями…», «Правилами и кодексом», «Свидетельством о соответствии трудовым нормам в мор-ском судоходстве», «Образцом национальной декларации») (Заключена в г. Женеве 23.02.2006) URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.07.2022).
  4. Конвенция N 179 Международной организации труда «О найме и трудоустройстве моряков» (приня-та в г. Женеве 22.10.1996 на 84-ой сессии Генеральной конференции МОТ) URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.07.2022).
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменения-ми, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.07.2022).
  6. Международное право в документах. М., 1982. C. 306.

Koval V. N. International legal regulation labor relations of seafarers // Scientific notes of V. I. Ver-nadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 208-213.

The article discusses the main directions of reforming the national labor legislation and bringing it into line with international labor standards, including the ILO conventions ratified by Russia. Therefore, the study of the legal nature of the ILO conventions and their place in the system of sources of labor law in Russia, the specifics of application in national legal practice is an urgent problem in theoretical and practical aspects. At the present stage of the development of relations in the world community, which contributes to the intensifica-tion of cooperation in various fields and at all levels, the work of seafarers is of crucial importance for the development of international trade, tourism, labor migration and other aspects of international cooperation. In the labor relations developing in the field of maritime transport, the trend of internationalization is of great importance. This trend has led to an awareness of the need for international legal regulation of seafarers’ work. The purpose of the article is to analyze the legal regulation of seafarers’ work on foreign ships and substantiate proposals aimed at improving legal regulation in this area.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, Code of Merchant Shipping of the Russian Federation, Conventions and Recommendations, national legislation, legal system of Russia, labor relations, seafarer, international Labor Organization, international legal regulation of seafarers’ labor.

Spisok literatury:

  1. Burceva, E.V. Problemy pravovogo regulirovaniya truda moryakov / E.V. Burceva, O.V. SHaripova // Pra-vo i gosudarstvo: teoriya i praktika. – 2020. – № 7(187). – S. 134-136. – EDN WUJNLF.
  2. Kodeks torgovogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii ot 30.04.1999 N 81-FZ (red. ot 28.06.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 09.07.2022) URL : http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 22.07.2022).
  3. Konvenciya 2006 goda o trude v morskom sudohodstve (MLC) [rus., angl.] (Vmeste s «Poyasnitel’nymi primechaniyami…», «Pravilami i kodeksom», «Svidetel’stvom o sootvetstvii trudovym normam v morskom sudohodstve», «Obrazcom nacional’noj deklaracii») (Zaklyuchena v g. ZHeneve 23.02.2006) URL : http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 22.07.2022).
  4. Konvenciya N 179 Mezhdunarodnoj organizacii truda «O najme i trudoustrojstve moryakov» (prinyata v g. ZHeneve 22.10.1996 na 84-oj sessii General’noj konferencii MOT) URL : http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 22.07.2022).
  5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odo-brennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) URL : http://www.consultant.ru (data obrash-cheniya: 22.07.2022).
  6. Mezhdunarodnoe pravo v dokumentah. M., 1982. C. 306.

.

213