К вопросу о публичном администрировании земельных отношений в Республике Крым

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Аблякимова Э. Э., Канабита Х. М.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 191–201.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

УДК 342.951:349.414

К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аблякимова Э. Э., Канабита Х. М.

    • статье рассматриваются некоторые аспекты публичного администрирования земельных отноше-ний в Республике Крым. Автором, в частности, анализируется действующее региональное земельное законодательство, определяются пути его обновления и усовершенствования. Отмечается, что, начиная
  • 2014 г. и по настоящее время в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, как новых субъектах Российской Федерации, постепенно совершенствуется правовое регулирование зе-мельных отношений, внедряются стандарты федерального законодательства и разрабатываются новые нормы, направленные на охрану и восстановление земель. Рассматриваются и анализируются про-граммные документы Республики Крым, посвященные охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Подтверждается комплексный подход к проблематике охраны окружающей среды на Крымском полуострове. Анализируются полномочия региональных органов государственного управления и органов местного самоуправления в сфере земельных отношений. Ак-центируется внимание на проблематике муниципального земельного контроля, отмечаются недостатки его правового регулирования и пути их устранения. Принципы касающиеся охраны окружающей сре-ды устанавливают основы государственного администрирования таких отношений которые должны соответствовать первично охране окружающей среды, сохранению, заботливого отношения ко всем природным ресурсам, включая землю, и быть приверженным принципу устойчивого развития.

Ключевые слова: земельные отношения, земельная политика, Российская Федерация, Республика Крым, администрирование, публичное администрирование.

Публичное администрирование, объединяющее общегосударственное, регио-нальное и муниципальное управляющее воздействие на земельные отношения, по праву признается одной из наиболее ответственных и важных функций всех совре-менных государств. Оно подчинено четко определенным в законодательстве и часто имеющим конституционную основу принципам. Неслучайно во все времена зе-мельная политика определяла путь развития государств и создавших их обществ. В Российской Федерации (далее – РФ, Россия) правовое обеспечение публичного ад-министрирования в сфере земельных отношений имеет четкую структуру, обуслов-ленную федеративным устройством государства; полномочия федеральных, регио-нальных и местных органов управления распределены достаточно эффективно, что позволяет оперативно реагировать и разрешать спорные ситуации, а также макси-мально учитывать местные особенности в регулировании земельных отношений.

Вхождение Республики Крым и г. Севастополя в состав РФ в 2014 г. [1] обусло-вило внесение изменений в федеральное законодательство, проведение широко-масштабных нормотворческих работ для формирования законодательной базы но-вых субъектов РФ и отработки на практике нового для Крыма законодательства. Эти процессы значительно актуализировали научные правовые исследования, по-священные разработке предложений по повышению эффективности федерального, регионального и местного нормотворчества, выявлению пробелов в правовом регу-лировании земельных отношений в Республике. Кроме того, прошедший шестилет-ний период сформировал необходимый базис для анализа наработанного материала

191

К вопросу о публичном администрировании…

  • оценки первых шагов Крымского полуострова по приведению как законодатель-ного обеспечения земельных отношений, так и правоприменительной (в частности, управленческой) практики в данной сфере к общероссийским стандартам.

Многие аспекты публичного администрирования земельных отношений в Рос-сийской Федерации освещены в работах Е. А. Галиновской, О. И. Коротковой, Е. Ю. Чмыхало, Т. В. Волковой, И. В. Кочневой, Д. А. Шишова [2 – 7] и других. При этом, данная проблематика в проекции на Республику Крым только начинает разра-батываться (С. В. Елькин, А. В. Кривозубов, О. В. Буткевич, О. С. Пасечник, Л. В. Рышкова [8 – 12]). В связи с этим, цель данной статьи состоит в рассмотрении со-временного состояния правового обеспечения публичного администрирования зе-мельных отношений в Республике Крым (далее – РК), города федерального значе-ния Севастополя и определении тенденций его развития.

Начиная с 2014 г. в РК и в г. Севастополь, как новых субъектах РФ, постепенно совершенствуется правовое регулирование земельных отношений, внедряются стандарты федерального законодательства и разрабатываются новые нормы, направленные на охрану, восстановление, рациональное использование земель. Следование и неукоснительное соблюдение принципов земельного законодатель-ства, определенных в ст. 1 Земельного кодекса РФ [13] (далее – ЗК РФ), учет значе-ния земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответ-ствующей территории (ст. 9 Конституции РФ [14]), в федеральном и региональном законодательстве, в актах органов местного самоуправления, а также (что особенно важно) на уровне отдельных землепользователей, на современном этапе развития РФ даст возможность сохранить богатство, плодородие и естественное состояние этого важнейшего ресурса не только для нынешнего, но и для будущих поколений россиян. Конституция РК 2014 г. [15] в ст. 5 воспроизводит нормы Конституции РФ о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Респуб-лике Крым как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РК. Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории РК, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в пределах полномочий РК – законодательством Республики Крым.

Действующее федеральное земельное законодательство определяет сферу пол-номочий Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области земельных отношений, а также порядок перераспределения таких полно-мочий между органами местного самоуправления и органами государственной вла-сти субъекта РФ (ст.ст. 9 – 11 ЗК РФ). Так, к полномочиям субъектов РФ отнесено: резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ (ст. 10 ЗК РФ). Статьей 12.1. Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым

  • города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что до 1 января 2023 г. на территориях новых субъектов федерации особенности регулирования имуще-ственных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета

Аблякимова Э. Э., Канабита Х. М.

недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республи-ки Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Сева-стополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполно-моченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответству-ющей сфере.

Одним из первых нормативную базу регионального земельного законодательства пополнил Закон РК от 31.07.2014 «Об особенностях регулирования имущественных

  • земельных отношений на территории Республики Крым» [16] (далее – Закон), обозначив специфику регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Крыму. В Законе, в частности, определены полномочия органов управления РК в сфере земельных отношений. Разработчики Закона подошли к их закреплению не по классической для отечественного законодательства методике с выделением отдель-ных статей, регулирующих круг полномочий тех или иных органов, а «выписали» их в нормах, посвященных тому или иному аспекту земельных отношений. И это, на наш взгляд, неслучайно и объясняется тем, что Закон, как все новое законодатель-ство РК, направлен на адаптацию имеющегося на начало 2014 г. положения к новым реалиям: законодательству нового государства, частью которого стали РК и г. Сева-стополь, значительной пробельности регионального законодательства и особенно-стям переходного периода. Действительно, образование в составе РФ новых субъек-тов особый случай, требующий специальных мер, в т.ч. направленных на обеспече-ние реализации имущественных прав участников гражданских, земельных правоот-ношений, сложившихся в РК до ее принятия в РФ, и впервые возникновения прав РК как нового субъекта данных правоотношений [8, c. 205].

Необходимо отметить, что Закон характеризуется качественной проработкой норм, соблюдением и уважением гарантированных прав и свобод физических и юридических лиц в сфере земельных отношений. Так, в частности, было сохранено их право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого иму-щества на территории Республики Крым, возникшее до вступления в силу упомяну-того Федерального конституционного закона. При этом закреплен запрет отчужде-ния иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами земельных участков иному иностранному гражданину, лицу без гражданства, юридическому лицу, доля в уставном (складочном) капитале которого принадлежит иностранным лицам, или иностранному юридическому лицу, а также внесения их в уставный (складочный) капитал или в паевой фонд иностранного юридического лица, если перечисленные лица в соответствии с законодательством РФ не вправе приобретать в собственность указанные земельные участки.

    • связи с вопросом о праве собственности иностранных граждан, лиц без граж-данства и иностранных юридических лиц на земельные участки в РФ и ее субъектах необходимо упомянуть об Указе Президента РФ от 9.01.2011 № 26 «Об утвержде-нии перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве соб-ственности земельными участками») [17]. В соответствии с этим Указом, а точнее – изменениями к нему, внесенными Указом Президента РФ от 20.03.2020 г. № 201, 19

193

К вопросу о публичном администрировании…

муниципальных образований на территории Республики Крым и 8 на территории города федерального значения Севастополя внесены в список территорий, на кото-рых земельными участками не могут владеть лица без российского гражданства и иностранные юридические лица.

Кроме того, Закон содержит норму о правилах соотношения категорий земель (ст. 5), нормы, устанавливающие сроки приведения документации на земельные участки в соответствие с российским законодательством (ст. 3), прекращения огра-ничений (обременений) прав, не предусмотренных российским законодательством (ст. 4), запрет совершения сделок (ст. 12) и ряд других, регламентирующих важ-нейшие аспекты земельных отношений. Постановлением Совмина РК от 11.08.2014 №264 [18] определен перечень из 25 документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества, выданных в установленном порядке на территории РК до 16.03.2014, и необходимых для государственной реги-страции (государственные акты, свидетельства, договоры и др.). Аналогичный За-кон был принят и Законодательным Собранием города Севастополя 22 июля 2014 г. [19], а Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права утвержденный постановлени-ем Правительства Севастополя от 07.08.2014 г. № 202 [20], насчитывает 16 позиций.

Таким образом, эти первые и особенно важные для переходного периода норма-тивные акты заложили необходимый базис правового регулирования публичного администрирования земельных отношений в новых субъектах Российской Федера-ции. Они стали значительным шагом в направлении адаптации правовой базы и правоприменительной практики к новым условиям и усовершенствованию меха-низма регулирования чрезвычайно непростой для Крыма сферы – сферы земельных отношений.

Наряду с обновлением нормативной базы, изменения произошли и в институци-ональной системе публичного администрирования земельных отношений. Так, сре-ди новых республиканских органов управления было образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Положение о котором утверждено Постановлением Совета министров РК от 27.06.2014 № 157 [21]. Явля-ясь исполнительным органом государственной власти РК, Министерство проводит государственную политику и осуществляет функции по нормативному правовому регулированию, контролю, отраслевое и межотраслевое управление в сфере земель-ных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению госу-дарственным имуществом, которое находится в его ведении, а также выступает в установленных случаях в роли координатора деятельности исполнительных органов государственной власти РК в данной сфере. Так, Министерством в 2014 г. были раз-работаны нормативные правовые акты, позволяющие регулировать земельные и имущественные отношения на территории РК, на период до 1.01.2017, в частности гражданам дано право на завершение оформления прав на земельные участки, нача-тое до 21.03.2014, выделения паев в натуре (на местности), а также упрощена про-цедура предоставления участков для инженерных сооружений (ЛЭП, газопроводы, водоводы, и т.д.), размещение которых предусмотрено федеральными целевыми программами. Кроме того, был составлен перечень земельных участков государ-ственной собственности, расположенных на территории РК, находящихся в посто-янном пользовании физических и юридических лиц (около 6 тыс. участков), по ре-

Аблякимова Э. Э., Канабита Х. М.

зультатам рассмотрения которого выявлено 2 тыс. землепользователей, которым необходимо переоформить право пользования на условиях аренды и др. Были также определены и проблемы, возникающие у Миниcтерства при реализации своих пол-номочий, требующие решения на федеральном уровне и на уровне Республики Крым (невозможность получения гражданами кадастровых паспортов земельных участков на основании договоров аренды, срок действия которых истек, для даль-нейшего продления и переоформления их в соответствии с законодательством РФ; отсутствие правового режима объектов недвижимого имущества коллективной соб-ственности, возникших согласно законодательству, действовавшему до 2002 г.; от-сутствие картографической основы ведения государственного кадастра недвижимо-сти в РК и др.), предложены пути их разрешения [22, c. 2, 9, 22, 23, 25].

  • целом, за сравнительно непродолжительный период работы Министерством имущественных и земельных отношений РК проведена значительная работа по формированию нормативной базы в сфере земельных отношений, по завершению оформления прав граждан на земельные участки, переоформлению, приведению в соответствие с требованиями законодательства РФ договоров аренды и другие, имеющие огромное значение для граждан Крыма, работы по усовершенствованию как правового регулирования, так и правоприменительной практики в сфере зе-мельных отношений [23].

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отноше-ний ЗК РФ относит: резервирование земель, изъятие земельных участков для муни-ципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, терри-торий других муниципальных образований, разработка и реализация местных про-грамм использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение во-просов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11). Так, Решением Симферопольского горсовета от 02.04.2015 № 225 «О вопросах управления и распо-ряжения земельными участками на территории муниципального образования город-ской округ Симферополь Республики Крым» [24] утвержден Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Симферополь. В соответствии с Порядком, горсовет в деле управ-ления и распоряжения земельными участками осуществляет такие полномочия:

– определяет порядок управления и распоряжения земельными участками, нахо-дящимися в муниципальной собственности городского округа;

– устанавливает порядок определения нормативной цены земельных участков, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены прода-жи земельных участков в установленном законом порядке;

– устанавливает перечень случаев, когда предоставление находящихся в муни-ципальной собственности земельных участков осуществляется исключительно на аукционах (торгах, конкурсах);

– принимает решения об изменении, отмене актов в сфере земельных отношений, принятых Симферопольским городским советом до 21 марта 2014 г.

195

К вопросу о публичном администрировании…

Рассматривая вопросы публичного администрирования земельных отношений в Республике Крым, невозможно обойти вниманием сферу охраны земель, которая для Крыма во все времена была одной из наиболее важных. Это, в первую очередь, объясняется особенностями климатических условий, ограниченными водными ре-сурсами, которые с особой значимостью ставили на первый план вопросы мелиора-ции земель, их восстановления и поддержания в состоянии, пригодном для выращи-вания традиционных культур, строительства, рекреации и т.п. Следование этим принципам и направленность на разрешение первоочередных задач природоохран-ной сферы и, в частности, охраны земельных ресурсов, прослеживается и в новом крымском законодательстве. Так, в Государственной программе РК «Охрана окру-жающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015 – 2017 гг., утвержденной постановлением Совета министров РК от 30.12.2014 № 648 [25], отмечалось, что основными видами загрязняющих землю Республики Крым веществ являются тяжелые металлы. Потенциальными источни-ками загрязнения земель признаны сооружения, связанные с разведкой, добычей, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией нефти и нефтепродук-тов. Особый вред наносит техническое состояние разведочных и эксплуатационных скважин на месторождениях углеводородов. Отмечено, что почти 4 тыс. га земель Республики находятся в нарушенном состоянии, при этом площади рекультивиро-ванных земель крайне малы. При условии своевременного выполнения землеполь-зователями мероприятий по рекультивации ожидалось сокращение площадей нару-шенных (загрязненных) в результате хозяйственной деятельности земель и вовлече-ние их в экономическое использование.

    • новой, действующей сегодня, Государственной программе РК «Охрана окру-жающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2018 – 2020 гг., утвержденной постановлением Совета министров РК от 22.11.2017 № 619 [26], отмечаются те же виды потенциальных источников загрязне-ния земель, а также акцентируется внимание на сокращении ценных земель за счет обвально‐абразионных процессов (только по западному побережью до 10 га в год).
  • документе прогнозируется, что в условии выполнения мероприятий по ликвида-ции и консервации неэксплуатируемых скважин на воду, нефть, природный газ бу-дет предотвращено загрязнение (подтопление) земель. Проведение мониторинга геологической среды позволит качественно прогнозировать и своевременно преду-преждать о развитии опасных экзогенных геологических процессов.

Анализ указанных программных документов подтверждает комплексный подход к проблематике охраны окружающей среды на полуострове; вопросы, связанные с охраной и поддержанием земельных ресурсов в надлежащем состоянии, освещают-ся в них с достаточным учетом существующих проблем Республики. Кроме того, в них находит дополнительное подтверждение тезис о том, что для комплексного программного регулирования в РФ характерен региональный подход, просматрива-ющийся в документах, посвященных стратегическому планированию социально-экономического развития регионов России [27, с. 92]. Именно при таком подходе возможно учесть все особенности того или региона. Кроме того, на сегодняшний для Крыма особенно актуально обеспечение действенности норм указанного и дру-гих программных документов, действующих на территории РФ, четкое выполнение

Аблякимова Э. Э., Канабита Х. М.

запланированных мер и следование «экологическому императиву» во всех проекти-руемых нормах и правоприменительной практике.

Одной из важнейших сфер публичного администрирования земельных отноше-ний, призванная предупредить и выявить земельные правонарушения, является му-ниципальный земельный контроль. В соответствии со ст. 72 ЗК РФ, под муници-пальным земельным контролем понимается деятельность органов местного само-управления по контролю за соблюдением органами государственной власти, орга-нами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными пред-принимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требова-ний законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена админи-стративная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осу-ществляется в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, уста-новленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного само-управления с учетом положений ЗК РФ. Положение о порядке осуществления му-ниципального земельного контроля на территории РК утверждено постановлением Совета министров РК от 7 июля 2015 г. № 375 [28]. В соответствии с ним, муници-пальный земельный контроль на территориях муниципальных образований РК осу-ществляется уполномоченными на осуществление муниципального земельного кон-троля должностными лицами муниципальных образований (муниципальными ин-спекторами). П. 1.12 Положения определено, что муниципальный земельный кон-троль осуществляется за соблюдением: требований законодательства о недопуще-нии самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в т.ч. использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законода-тельством РФ прав на указанный земельный участок; требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность и др. Также утверждены соответствующие администра-тивные регламенты: например, Административный регламент исполнения муници-пальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на тер-ритории муниципального образования городской округ Симферополь РК утвержден постановлением администрации г. Симферополя РК от 22.11.2017 № 4230 [29]. А законом субъекта РФ – г. Севастополя полномочия органов местного самоуправле-ния на осуществление муниципального земельного контроля и установление поряд-ка его осуществления отнесены к полномочиям органов государственной власти этого субъекта РФ: в ст. 1 Закона г. Севастополя от 1.04.2019 № 488-ЗС «О земель-ном контроле в городе Севастополе» [30] закреплено, что «земельный контроль в городе Севастополе является муниципальным земельным контролем, полномочия на осуществление которого переданы органам государственной власти города Сева-стополя в соответствии с п. 4 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации».

  • исследовательской литературе отмечается ряд проблем, возникающих на прак-тике при осуществлении муниципального земельного контроля. Это, в частности, небольшие сроки, установленные законом для проведения проверки; отсутствие слаженного взаимодействия органов муниципального контроля с другими государ-ственными и муниципальными органами при проведении проверок в рамках межве-

197

К вопросу о публичном администрировании…

домственного информационного взаимодействия; ограниченное количество основа-ний проведения проверки (возникновение угрозы причинения или непосредствен-ное причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и нарушение прав потребите-лей) [31, c. 328-329]. Низкая эффективность муниципального земельного контроля неоднократно отмечалась и в научной периодике, и в официальных сообщениях ор-ганов местного самоуправления РК. При этом дается и ряд рекомендаций по повы-шению эффективности осуществления муниципального земельного контроля: 1) проведение обучающих семинаров для специалистов, осуществляющих муници-пальный земельный контроль, для правильного применения на практике положений действующего федерального законодательства в области проведения муниципаль-ного земельного контроля; 2) организация и проведение профилактической работы с населением по предотвращению нарушений земельного законодательства путем привлечения СМИ к освещению актуальных вопросов муниципального земельного контроля, разъяснения положений земельного законодательства; 3) дальнейшая ак-тивизация работы по оформлению в собственность земельных участков их владель-цами; 4) расширение перечня оснований, устанавливающих возможность проведе-ния внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей при поступлении обращений от граждан, юридических лиц, индиви-дуальных предпринимателей, органов местного самоуправления о фактах наруше-ния земельного законодательства. [32, c. 22]. Эти меры во многом позволят усовер-шенствовать систему муниципального земельного контроля, особенно в условиях вступления в силу Указа Президента РФ от 20.03.2020 № 201, а также необходимо-сти организационного обеспечения его выполнения.

Таким образом, в Республике Крым продолжает формироваться база правового регулирования земельных отношений, отлаживается работа органов публичного администрирования данной сферы, основанная на принципе федерального устрой-ства государства. Последняя предполагает наличие широких полномочий органов управления на региональном и местном уровне с целью обеспечения быстрого реа-гирования на возникающие и требующие управленческого воздействия земельные отношения. Новейшие тенденции правового обеспечения публичного администри-рования земельных отношений в РК свидетельствуют о достаточно решительном подходе к закреплению прав собственности на земельные участки за российскими гражданами в стратегически важном для современной России регионе – Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Список литературы:

  1. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Фе-дерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Рес-публики Крым и города федерального значения Севастополя». Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».
  2. Галиновская Е. А. Концепция государственного стратегического управления земельными ресурсами (правовой аспект) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 167 – 180.
  3. Короткова О. И. Создание четкой и отлаженной системы управления как стратегическая цель госу-дарственной политики в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами // Законодательство и экономика. 2016. № 4. С. 19 – 23.
  4. Чмыхало Е. Ю. Управление земельными ресурсами: правовые аспекты // Вестник Саратовской госу-дарственной юридической академии. 2013. № 6(95). С. 70 – 78.
  5. Волкова Т. В. Правовые механизмы повышения эффективности управления земельными ресурсами // Право. Законодательство. Личность. 2013. № 2 (17). С. 126 – 129.

Аблякимова Э. Э., Канабита Х. М.

  1. Кочнева И. В. Политические процессы реформирования и оптимизации государственной политики в сфере управления земельными ресурсами: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. Чита, 2015. 24 с.
  2. Шишов Д. А. Эффективное управление земельными ресурсами и обеспечение продовольственной безопасности в условиях реформирования аграрной сферы экономики: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2005. 407 с.
  3. Елькин С. В. Законодательное обеспечение возникновения права собственности на земельные участ-ки Республики Крым (обращения в государственную собственность) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3 (69). № 3.
  4. Кривозубов А. В. Принудительное установление сервитута для публичных нужд // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. № 13 (1). C. 122 – 144.
  5. Буткевич О. В. Правовой статус участников свободной экономической зоны на территории Респуб-лики Крым и города Севастополя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2016. № 2 (68) (2). С. 191 – 198.
  6. Пасечник О. С., Рышкова Л. В. Правовые проблемы земельных прав в переходной период в Рес-публике Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2015. Т. 1 (67). № 3. С. 145 – 151.
  7. Рышкова Л. В. Правовые проблемы оснований возникновения прав на землю (на примере Респуб-лики Крым) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юри-дические науки. 2018. Т. 4 (70). № 2. С. 236 – 241.
  8. ЗемельныйкодексРоссийскойФедерации,2001.–URL:

˂http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/˃ (последнее обращение – 20 апреля 2023 г.).

  1. Конституция Российской Федерации, 1993. [Электронный ресурс]. URL: ˂http://www.constitution.ru/official/pdf/constitution.pdf˃ (последнее обращение – 20 апреля 2020 г.).
  2. КонституцияРеспубликиКрым,2014.[Электронныйресурс].URL:

˂http://crimea.gov.ru/content/uploads/files/base/Konstitutsiya.pdf˃ (дата обращения – 20 апреля 2023 г.).

  1. Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имуще-ственных и земельных отношений на территории Республики Крым». – [Электронный ресурс]. Офици-альный сайт Государственного Совета Республики Крым. ˂http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/38z.pdf˃
  2. Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (редакция от 20.03.2020 г.) – [Электронный

ресурс]. Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: ˂http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109069/˃

  1. Постановление Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 г. № 264 «Об утверждении пе-речня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имуще-ства и необходимых для государственной регистрации». – [Электронный ресурс].
  2. Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имуще-ственных и земельных отношений на территории города Севастополя» // Севастопольские известия от
  3. июля 2014 г. № 69-70 (1691). – [Электронный ресурс].
  4. Постановление Правительства Севастополя от 07.08.2014 г. № 202 «Об утверждении перечня доку-ментов, подтверждающих наличие ранее возникших прав». – [Электронный ресурс].
  5. Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым: Постановление Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 г. № 157. – [Электронный ресурс]. Сайт Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
  6. Результаты работы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в 2014 году по основным направлениям деятельности. 33 c. – [Электронный ресурс].
  7. Доклад о достигнутых показателях по результатам деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым с 2014г. по 2018 г. – [Электронный ресурс].URL:˂https://mzem.rk.gov.ru/uploads/mzem/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/p hpilE61E_18.pdf˃ (последнее обращение – 20 апреля 2023 г.).
  8. Решение Симферопольского городского совета от 02.04.2015 г. № 225 «О вопросах управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». – [Электронный ресурс].
  9. Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального ис-пользования природных ресурсов Республики Крым» на 2015–2017 годы, утвержденная постановлени-ем Совета министров РК от 30.12.2014 № 648. – URL: ˂https://rk.gov.ru/ru/document/show/1037˃
  10. Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального ис-пользования природных ресурсов Республики Крым» на 2018 – 2020 годы, утвержденная постановле-нием Совета министров Республики Крым от 22.11.2017 г. № 619. [Электронный ресурс].
  11. Аблякимова Э.Э. Программные документы как основа публичного администрирования земельных отношений в России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. 2019. №09. С. 90 – 93.

199

К вопросу о публичном администрировании…

  1. Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Респуб-лики Крым, утвержденное постановлением Совета министров Республики Крым от 7.07.2015 г. № 375.

– [Электронный ресурс]. Портал Правительства Республики Крым.

  1. Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муници-пального земельного контроля на территории муниципального образования городской округ Симфе-рополь Республики Крым утвержден постановлением Администрации города Симферополя Республи-ки Крым от 22.11.2017 г. № 4230. – [Электронный ресурс]. Официальный сайт Администрации города Симферополя. URL: ˂http://simadm.ru/media/acts/2017/11/24/_4230_от_22.11.pdf˃
  2. Закон города Севастополя от 1 апреля 2019 года № 488-ЗС «О земельном контроле в городе Сева-стополе». – [Электронный ресурс]. Интернет-сайт Законодательного Собрания города Севастополя:
  3. Снеткова Д.А. Актуальные проблемы организации муниципального земельного контроля в Респуб-лике Крым // Лучшая студенческая статья 2018: сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса: в 4 ч. Пенза, Издательство: «Наука и Просвещение». С. 327 – 329.
  4. Доклад об осуществлении муниципального контроля за 2019 год. 22 с. – [Электронный ресурс]. Официальный сайт Администрации Раздольненского района Республики Крым.

Ablyakimova E. E., Qanabita K. M. On the question of public administration land relations in the Republic of Crimea // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 191–201.

In this article, some aspects of public administration of land relations in the Republic of Crimea are con-sidered. In particular, the current regional land legislation is analyzed, the ways of its updating and improve-ment are determined. It is noted that, starting from 2014, in the Republic of Crimea and the city of federal significance Sevastopol, as new subjects of the Russian Federation, the legal regulation of land relations is gradually improving, the standards of federal legislation are being introduced and new rules aimed at protect-ing and restoring land are being developed. Program documents of the Republic of Crimea, devoted to envi-ronmental protection and rational use of natural resources, are considered. A comprehensive approach to envi-ronmental issues in the Crimean Peninsula is confirmed. The authorizations of regional state and local self-government authorities in the field of land relations are analyzed. The emphasis is placed on the issues of mu-nicipal land control, the shortcomings of its legal regulation and the ways of their elimination are noted.

Keywords: land relations, land policy, Russian Federation, Republic of Crimea, administration, public administration.

Spisok literatury:

  1. Federal’nyj konstitucionnyj zakon ot 21 marta 2014 g. № 6-FKZ «O prinjatii v Rossijskuju Federaciju

Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub#ektov – Respubliki Krym i goroda

federal’nogo znachenija Sevastopolja». [Jelektronnyj resurs]. URL:

˂http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349437&fld=134&dst=1000000001, 0&rnd=0.8945362990961803#01564666582134726 ˃ (poslednee obrashhenie – 17 aprelja 2023 g.).

  1. Galinovskaja E. A. Koncepcija gosudarstvennogo strategicheskogo upravlenija zemel’nymi resursami

(pravovoj aspekt) // Voprosy gosudarstvennogo i municipal’nogo upravlenija. 2017. № 3. S. 167 – 180.

  1. Korotkova O. I. Sozdanie chetkoj i otlazhennoj sistemy upravlenija kak strategicheskaja cel’ gosudarstven-noj politiki v sfere upravlenija i rasporjazhenija zemel’nymi resursami // Zakonodatel’stvo i jekonomika. 2016.

№4.S.19–23.

  1. Chmyhalo E. Ju. Upravlenie zemel’nymi resursami: pravovye aspekty // Vestnik Saratovskoj gosudarstven-noj juridicheskoj akademii. 2013. № 6(95). S. 70 – 78.
  2. Volkova T. V. Pravovye mehanizmy povyshenija jeffektivnosti upravlenija zemel’nymi resursami // Pravo.

Zakonodatel’stvo. Lichnost’. 2013. № 2 (17). S. 126 – 129.

  1. Kochneva I. V. Politicheskie processy reformirovanija i optimizacii gosudarstvennoj politiki v sfere uprav-lenija zemel’nymi resursami: Avtoref. diss. … kand. polit. nauk. Chita, 2015. 24 s. [Jelektronnyj resurs]. Inter-

net-sajtBurjatskogogosudarstvennogouniversitetaimeniDorzhiBanzarova.

˂http://www.bsu.ru/content/disser/254/avtoreferat.pdf˃ (poslednee obrashhenie – 17 aprelja 2023 g.).

  1. Shishov D. A. Jeffektivnoe upravlenie zemel’nymi resursami i obespechenie prodovol’stvennoj bezopasnosti v uslovijah reformirovanija agrarnoj sfery jekonomiki: dis. … d-ra jekon. nauk. SPb., 2005. 407 s.
  2. El’kin S. V. Zakonodatel’noe obespechenie vozniknovenija prava sobstvennosti na zemel’nye uchastki Respubliki Krym (obrashhenija v gosudarstvennuju sobstvennost’) // Uchenye zapiski Krymskogo feder-al’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki. 2017. T. 3 (69). № 3. S. 205 – 217.
  3. Krivozubov A. V. Prinuditel’noe ustanovlenie servituta dlja publichnyh nuzhd // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2018. № 13 (1). S. 122 – 144.
  4. Butkevich O. V. Pravovoj status uchastnikov svobodnoj jekonomicheskoj zony na territorii Respubliki Krym i goroda Sevastopolja // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernad-skogo. Juridicheskie nauki, 2016. № 2 (68) (2). S. 191 – 198.

Аблякимова Э. Э., Канабита Х. М.

  1. Pasechnik O. S., Ryshkova L. V. Pravovye problemy zemel’nyh prav v perehodnoj period v Respublike Krym // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki.

2015. T. 1 (67). № 3. S. 145 – 151.

  1. Ryshkova L. V. Pravovye problemy osnovanij vozniknovenija prav na zemlju (na primere Respubliki Krym) // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki.

2018. T. 4 (70). № 2. S. 236 – 241.

  1. Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii, 2001. – [Jelektronnyj resurs]. Komp’juternaja spravochnaja pravovaja sistema «Konsul’tantPljus». URL: ˂http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/˃
  2. Konstitucija Rossijskoj Federacii, 1993. [Jelektronnyj resurs].
  3. KonstitucijaRespublikiKrym,2014.[Jelektronnyjresurs].URL:

˂http://crimea.gov.ru/content/uploads/files/base/Konstitutsiya.pdf˃

  1. Zakon Respubliki Krym ot 31 ijulja 2014 g. № 38-ZRK «Ob osobennostjah regulirovanija imushhestven-nyh i zemel’nyh otnoshenij na territorii Respubliki Krym». – [Jelektronnyj resurs]. Oficial’nyj sajt Gosudar-stvennogo Soveta Respubliki Krym. ˂http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/38z.pdf˃
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 9 janvarja 2011 g. № 26 «Ob utverzhdenii perechnja prigranichnyh territorij, na kotoryh inostrannye grazhdane, lica bez grazhdanstva i inostrannye juridicheskie lica ne mogut obladat’ na prave sobstvennosti zemel’nymi uchastkami» (redakcija ot 20.03.2020 g.) – [Jelektronnyj resurs]. Komp’juter-naja spravochnaja pravovaja sistema «Konsul’tantPljus».
  3. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 11.08.2014 g. № 264 «Ob utverzhdenii perechnja dokumentov, podtverzhdajushhih nalichie ranee voznikshih prav na ob#ekty nedvizhimogo imushhestva i neobhodimyh dlja gosudarstvennoj registracii». – [Jelektronnyj resurs]. URL: ˂https://rg.ru/2014/08/13/krim-post264-reg-dok.html˃ (poslednee obrashhenie – 20 aprelja 2023 g.).
  4. Zakon goroda Sevastopolja ot 25 ijulja 2014 goda № 46-ZS «Ob osobennostjah regulirovanija imush-hestvennyh i zemel’nyh otnoshenij na territorii goroda Sevastopolja» // Sevastopol’skie izvestija ot 30 ijulja 2014 g. № 69-70 (1691). – [Jelektronnyj resurs].
  5. Postanovlenie Pravitel’stva Sevastopolja ot 07.08.2014 g. № 202 «Ob utverzhdenii perechnja dokumentov,

podtverzhdajushhihnalichieraneevoznikshihprav».–[Jelektronnyjresurs].URL:

˂http://sevreestr.ru/assets/doc/legislations/rvp-202zs-sev.pdf˃ (poslednee obrashhenie – 20 aprelja 2023 g.).

  1. Ob utverzhdenii Polozhenija o Ministerstve imushhestvennyh i zemel’nyh otnoshenij Respubliki Krym:

Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 27.06.2014 g. № 157. – [Jelektronnyj resurs]. Sajt Minis-terstva imushhestvennyh i zemel’nyh otnoshenij Respubliki Krym.

  1. Rezul’taty raboty Ministerstva imushhestvennyh i zemel’nyh otnoshenij Respubliki Krym v 2014 godu po osnovnym napravlenijam dejatel’nosti. 33 c. – [Jelektronnyj resurs].
  2. Doklad o dostignutyh pokazateljah po rezul’tatam dejatel’nosti Ministerstva imushhestvennyh i zemel’nyh otnoshenij Respubliki Krym s 2014g. po 2018 g. – [Jelektronnyj resurs].
  3. Reshenie Simferopol’skogo gorodskogo soveta ot 02.04.2015 g. № 225 «O voprosah upravlenija i raspor-jazhenija zemel’nymi uchastkami na territorii municipal’nogo obrazovanija gorodskoj okrug Simferopol’ Respubliki Krym». – [Jelektronnyj resurs]. Oficial’nyj sajt Simferopol’skogo gorodskogo soveta.
  4. Gosudarstvennaja programma Respubliki Krym «Ohrana okruzhajushhej sredy i racional’nogo ispol’zovanija prirodnyh resursov Respubliki Krym» na 2015–2017 gody, utverzhdennaja postanovleniem Soveta ministrov Respubliki Krym ot 30.12.2014 № 648. – [Jelektronnyj resurs]. Portal Pravitel’stva Respu-bliki Krym. URL: ˂https://rk.gov.ru/ru/document/show/1037˃ (poslednee obrashhenie – 20 aprelja 2023 g.).
  5. Gosudarstvennaja programma Respubliki Krym «Ohrana okruzhajushhej sredy i racional’nogo ispol’zovanija prirodnyh resursov Respubliki Krym» na 2018 – 2020 gody, utverzhdennaja postanovleniem Soveta ministrov Respubliki Krym ot 22.11.2017 g. № 619. [Jelektronnyj resurs].
  6. Abljakimova E.E. Programmnye dokumenty kak osnova publichnogo administrirovanija zemel’nyh otnoshenij v Rossii // Sovremennaja nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Serija: JeKONOMIKA i

PRAVO. 2019. №09. S. 90 – 93.

  1. Polozhenie o porjadke osushhestvlenija municipal’nogo zemel’nogo kontrolja na territorii Respubliki

Krym, utverzhdennoe postanovleniem Soveta ministrov Respubliki Krym ot 7.07.2015 g. № 375.

  1. Administrativnyj reglament ispolnenija municipal’noj funkcii po osushhestvleniju municipal’nogo ze-mel’nogo kontrolja na territorii municipal’nogo obrazovanija gorodskoj okrug Simferopol’ Respubliki Krym utverzhden postanovleniem Administracii goroda Simferopolja Respubliki Krym ot 22.11.2017 g. № 4230.
  2. Zakon goroda Sevastopolja ot 1 aprelja 2019 goda № 488-ZS «O zemel’nom kontrole v gorode Sevasto-pole». – [Jelektronnyj resurs]. Internet-sajt Zakonodatel’nogo Sobranija goroda Sevastopolja:

˂https://sevzakon.ru/view/laws/bank/2019/zakon_n_488_zs_ot_01_04_2019/opublikovanie/˃

  1. Snetkova D.A. Aktual’nye problemy organizacii municipal’nogo zemel’nogo kontrolja v Respublike Krym // Luchshaja studencheskaja stat’ja 2018: sbornik statej XIV Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel’skogo konkursa: v 4 ch. Penza, Izdatel’stvo: «Nauka i Prosveshhenie». – S. 327 – 329.
  2. Doklad ob osushhestvlenii municipal’nogo kontrolja za 2019 god. 22 s. – [Jelektronnyj resurs]. Oficial’nyj sajt Administracii Razdol’nenskogo rajona Respubliki Krym.

.

201