Исследование принципов права в контексте различных типов правопонимания

THE STUDY OF THE PRINCIPLES OF LAW IN THE CONTEXT OF VARIOUS TYPES OF LEGAL UNDERSTANDING

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF)

UDK: 340.14

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Anikushin S. V., Federal State State Military Educational Institution of Higher Education «St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation»

TYPE: Article

PAGES: from 3 to 10

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: law, essence of law, purpose of law, legal understanding, principle of law, concepts of legal understanding, classical types of legal understanding, source of law, form of law, legal system

ABSTRACT (ENGLISH):

In the scientific article, the author attempts to study the principles of law in relation to the essence and purpose of law within the framework of the classical types of legal understanding (natural law, statistic and sociological) and the libertarian-legal (libertarian) type of legal understanding that has become widespread in domestic jurisprudence.

The relevance of studying the principles of law in the context of various types of legal understanding is explained by the fact that law is an important tool that contributes to the implementation of the main priorities and strategic programs developed by public authorities in conditions of rapid social development. It is designed not only to manage the processes of legal development of the country, but also to be a stable basis for the organization of society, in which individual freedom finds its realization.

In such conditions, the principles of law become extremely important, since in the process of cognition of law they ensure the transition of research thought from the variety of different forms of its manifestation to the inner content, thereby contributing to the knowledge of the essence of law and acting as a source of its genesis. The purpose of the scientific article is to study the approaches existing within the most common types of legal understanding to understanding the nature and essence of the principles of law. When writing a scientific article, the author uses systematic, dialectical and comparative legal methods of scientific research.

As a result, the author identifies the qualitative properties inherent in the principles of law within each of these types of legal understanding, as well as the principles of law that have become widespread in natural law, statistic, sociological, libertarian-legal theories of understanding law.

В настоящее время принцип в качестве понятия нашел свое отражение во многих сферах научного знания и активно используется как основополагающая категория понятийного аппарата. При этом применяемое в науке понятие «принцип» трудно охарактеризовать при помощи какой-либо общей дефиниции. Оно относится к числу фундаментальных категорий научного знания и одновременно является важным средством познания действительности.

В юридической науке принцип используется в логической взаимосвязанности с остальными правовыми понятиями, формирующими категориальный аппарат современной теории права, образуя следующие устойчивые словосочетания: принцип права, принцип правовой системы, принцип правовой политики.

Принцип права – одно из фундаментальных понятий теории права, способное не только наиболее адекватно отразить в себе сущностные характеристики права, но и определить основные тенденции его развития. В данной связи В.М. Сырых справедливо отмечает, что принципы права обоснованно рассматриваются «… в качестве самостоятельного компонента общей теории права и других отраслей правоведения» [1, с. 70].

В отечественном правоведении проблема принципов права традиционно является весьма актуальной и постоянно привлекает к себе научный интерес. Однако, несмотря на то, что принципы права довольно часто упоминаются в научных исследованиях, посвященных изучению государственно-правовых явлений и проблем, довольно трудно согласиться с мнением тех правоведов, кто считает, что «сегодня можно с уверенностью говорить, что категория «принципы права» прочно вошла в арсенал юридической науки» [2, с. 15].

Необходимо подчеркнуть, что, в настоящее время среди правоведов дискуссионными остаются не только вопросы определения понятия «принципы права», но и их роли в правовой системе и системе регулирования общественных отношений. При этом практическое значение рассматриваемой категории разграничивается от фактически полного отрицания до отведения ей весьма важной роли в правовой системе и системе регулирования общественных отношений. Например, Е.В. Васьковский, характеризуя состояние правосудия в Российской империи отмечал, что «принципы права вообще и естественного, в частности, являются спорными … дело сводится к полному и бесконтрольному судейскому усмотрению, от которого недалеко и до произвола» [3, с. 102]. Более категоричен в вопросе определения значения принципов права Ю.И. Гревцов, по мнению которого «принципы права, сформулированные в рамках теории права, не востребованы практикой, последняя должна даже тратить усилия на то, чтобы «сделать вид», будто опирается на них» [4, с. 21-25].

Вместе с тем, как справедливо замечает Е.В. Скурко относительно понимания сущности принципов права «..по крайней мере, в отечественной теории права оно до сих пор не вышло за рамки интуитивных, рефлексивных представлений ученых-правоведов и специалистов отраслевых дисциплин» [5, с. 4].

Как и любая проблема, находящаяся в сфере познавательных интересов юридической науки, проблема принципов права не может рассматриваться вне контекста общих вопросов правопонимания, поэтому характеристика юридически значимых аспектов понятия «принцип права» невозможна без определения, прежде всего, понятия «право».

Бесконечность поиска ответа на вопрос о том «что такое право?» объясняется сложностью раскрытия всего многообразия его внутренних, глубинных свойств и качеств, в совокупности составляющих сущность права. В то же время вполне очевидно, что в процессе познания права определение его сущности во многом способствует качественному переходу от многообразия различных форм его проявления к внутреннему содержанию. В этом смысле сущность права выступает в роли источника его генезиса.

Можно предположить, что сущность права составляет совокупность фундаментальных свойств данного социального явления, благодаря которым оно и отличается от иных форм бытия. При этом успех в практическом применении права во многом зависит от того, насколько правильно будет установлена его сущность.

Сущность любого общественного явления, в том числе права, – это его основное качественное свойство. Она показывает, каковы объективная необходимость права в обществе и его природа, в значительной мере сущность права определяется его предназначением.

По мнению автора, сущность современного права состоит в возможности достижения на его основе стабильной организации общества, в котором нашла бы свою реализацию свобода личности. В свою очередь, предназначение современного права обусловлено необходимостью урегулирования при помощи него наиболее важных общественных отношений, а также охраны и защиты субъективных прав различных субъектов общественной жизни. При этом сущностными чертами (характеристиками), определяющими предназначение права являются:

– общесоциальная направленность;

– реализация в нем и посредством него субъективных прав и свобод человека;

– возможность обеспечения при помощи него статусов различных субъектов права.

Наделение права указанными сущностными характеристиками вовсе не свидетельствует о том, что оно является лишь важнейшим средством регулирования поведения людей или одним из условий обеспечения общественного порядка. Посредством него воплощаются в жизнь идеи и ценности, признаваемые большинством в качестве основополагающих социальных и индивидуальных ориентиров.

В неразрывной связи с сущностью и назначением права находятся принципы права. Например, М.И. Байтин полагает, что «принципы права составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» [6, с. 123].

Несмотря на важную социальную роль, которую играет право в современном мире, далеко не все проблемы теоретического и прикладного характера, связанные с ним, нашли свое разрешение в науке и практике. И, напротив, в настоящее время наука не получила единого представления о многих проблемах права. Например, М.Н. Марченко полагает, что в отечественном и зарубежном правоведении до сих пор не выработано единого представления о праве, а многие проблемы, касающиеся правопонимания, едва ли не стали вечными и неизменными [7, с. 10].

В истории правовой мысли представлен достаточно широкий диапазон взглядов на определение понятия права и его сущность. Попытки формирования логически обоснованного, непротиворечивого понятия права, в наибольшей степени отражающего уровень развития конкретного государства и протекающих в нем общественных отношений, обусловили существование различных направлений научно-исследовательской мысли в правопонимании, основной «водораздел» при выделении которых пролегает при разрешении вопроса о том, может ли быть право сведено лишь к системе норм, установленных, либо санкционированных государством, или оно представляет собой не только правила поведения, но содержит в себе и другие элементы, в том числе правосознания.

Различным историческим этапам развития общества соответствуют различные типы правопонимания. При этом каждый из известных типов правопонимания представляет собой не только совокупность теоретических представлений о правовой реальности того или иного исторического периода, но также объединяет в себе эмоционально-ценностные и социокультурные установки о правовой картине мира. Развитие типов правопонимания показывает, каким изменениям подверглось право и представления о нем в связи с изменениями типов научной рациональности.

В настоящее время юридической науке известны три типа научной рациональности, которые предопределили появление и развитие соответствующих типов правопонимания: классический, неклассический и постнеклассический.

В научной статье при исследовании принципов права будут рассмотрены классические типы правопонимания.

В рамках классического типа научной рациональности сформировались и в настоящее время продолжают свое развитие следующие типы правопонимания: естественно-правовой, этатистский и социологический.

Известно, что естественно-правовая концепция понимания права в основу объяснения природы права выдвигает идею естественных прав и свобод человека, которые вытекают из его природы, а само право в наиболее общем виде рассматривает в качестве «совокупности неотъемлемых прав личности, которые не могут быть ограничены, а тем более отняты у нее никакой властью» [8, с. 47-50]. По мнению представителей данного подхода, перечень прав и свобод человека, который вытекает из человеческого разума, не может быть ничем и никем ограничен и должен оставаться постоянно неизменным.

Автор отмечает, что под влиянием различных факторов, в том числе, неклассических и постнеклассических типов научной рациональности представления о естественном праве менялись, вследствие чего взгляды о нем как о разумных законах природы преобразовались в идеи о божественной воле, что впоследствии послужило основой восприятия концепции естественного права в виде идеи о правах и свободах человека и гражданина.

Сущность теории естественного права в ее современном понимании заключается в том, что идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признания неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле правовые нормы способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи, само право не ограничивается лишь совокупностью правил поведения, закрепленных в нормах законодательства, а включает в себя также правосознание, правоотношения, принципы права и другие элементы. В данной научной теории естественные права человека признаются в качестве источников права вне зависимости от их закрепления в позитивных формах.

В естественно-правовой концепции правопонимания принципы права, как правило, рассматриваются в качестве совокупности морально-нравственных ценностей и идеалов, выражающих идеи верховенства человека, его прав и свобод. Современное естественно-правовое понимание характеризуют следующие принципы права: верховенство прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, справедливость.

В качестве идейной противоположности по отношению к естественной теории права возник и получил широкое распространение в рамках классической научной рациональности этатистский подход к пониманию права. Предпосылками появления этатизма явилось формирование на Западе Европы в XVI-XVII вв. абсолютистских государств и последующая кодификация в них принятых законодательных актов. Сторонниками этатистского подхода отмечалось, что право могло возникнуть лишь в результате государственной деятельности. Для этого любая норма, претендовавшая на статус правовой, должна быть опосредована государством.

Впоследствии на развитие этатизма серьезное влияние оказал научный позитивизм – философское течение, возникшее в 30-е годы XIX в., основоположником которого выступал О. Конт. Сторонниками научного позитивизма в основу научного знания предлагалось закладывать лишь эмпирически проверенное и подтвержденное естественно-научное знание.

Этатистская концепция воспринимает право в качестве совокупности норм, получивших свое выражение в правовых актах государственной власти, действующих в пределах конкретного общественного образования (подобным образом признается наличие генетической и функциональной связи между правом и государством, чем отчасти объясняется сущность права), поэтому в рамках данной теории единственным источником права признается суверенная государственная власть.

При этом представителями данного подхода не исключается возможность рассмотрения права во взаимодействии с другими явлениями общественной жизни и признания общечеловеческих ценностей как идейно-нравственной основы юридического права.

По мнению сторонников этатистской концепции понимания права принципы права выступают в роли основополагающих идей, лежащих в основе не права, а конкретных форм его выражения, определяющих направление правового регулирования общественных отношений. Их содержание вытекает из содержания самих правовых и норм и не может служить критерием их оценки.

Этатисткое (позитивистское) понимание права характеризуют следующие принципы права: законность, принцип объективной истины, сочетание общественных и личных интересов.

Сторонниками социологического подхода право воспринимается в качестве общественного явления, образующегося в результате воздействия на него различных социальных факторов. Иными словами, источником возникновения права являются правовые отношения, постепенно преобразующиеся в правовые обычаи.

В отличие, например, от представителей этатизма сторонниками социологического типа правопонимания право воспринимается не просто как руководящее начало, исходящее от государства, а как обобщенный итог правового взаимодействия субъектов правоотношений, образующийся в результате реализации ими своих прав и обязанностей.

В рамках исследуемого типа правопонимания признается относительная независимость права от государства, поскольку лишь некоторые правовые нормы могут выступать в качестве официальных источников права.

Для социологического типа правопонимания характерны следующие принципы права: единство прав и обязанностей субъектов, сочетания убеждения и принуждения в праве, разделения властей, социальной свободы и социальной справедливости.

Обобщение многообразия теоретических представлений о понятии и сущности социального феномена «право», получившего распространение в отечественном правоведении, позволяет прийти к выводу о том, серьезное влияние на его становление и развитие права в нашей стране помимо обозначенных научных течений оказал либертарно-юридический (либертарный) тип правопонимания, в связи с чем предлагается исследовать научные основы этого типа правопонимания.

В основу либертарного подхода к определению понятия и сущности права положена идея о разграничении права и закона. Сторонниками данной концепции под правом понимается официально установленная и обеспеченная государственной защитой система норм, соответствующая принципу формального равенства [9, с. 192]. Общеобязательность права в указанном смысле его понимания обеспечивается посредством реализации принципа формального равенства.

В рамках названной концепции принципы права выступают в качестве своеобразных критериев соответствия права идее формального равенства. При этом, предпринимая попытки ответить на вопрос о том, что же является родовым понятием для принципов права в рамках либертарной теории, ее сторонники исходят из того, что это не идеи в буквальном смысле этого слова по причине их чрезмерной абстрактности, а, скорее всего, «правовые нормы общего характера, обладающие высоким уровнем абстракции, отражающие такие сущностные свойства права как свобода, формальное равенство и справедливость» [10, с. 7]. В то же время, несмотря на все попытки отграничить принципы права от идей в рамках либертарной теории правопонимания, ее сторонниками не выделено критериев, на основании которых можно было бы отличить принцип-идею от принципа-нормы (наиболее абстрактного характера).

Не вполне понятным является также уровень абстрактности, позволяющий отграничить идею от нормы при характеристике принципов права в рамках либертарной теории права, что заставляет прийти к выводу о том, что рассматриваемой категории, скорее, придается смысл объективировавшейся в некое самостоятельное целое идеи, стремящейся в своем развитии к достижению повелительных признаков нормы, но не ставшей ею по причине чрезмерной абстрактности и невозможности оказывать регулятивного воздействия на существующий миропорядок.

Для либертарно-юридического типа правопонимания характерны следующие принципы права: презумпция невиновности, равенство, гуманизм, справедливость (как формальное равенство).

Автор полагает, что, несмотря на то, что рассмотренные концепции правопонимания довольно часто противопоставляются друг другу, современное право объединяет в себе отдельные аспекты естественного, этатистского, социологического и либертарно-юридического подходов к его пониманию. При этом в настоящее время решающее значение приобретает вопрос о том, в какой степени в результате своего юридического выражения в действующих правовых нормах реализуются естественно-правовые ценности и идеалы.

В научной статье при исследовании принципов права применяется широкий подход к пониманию права, который, в частности, может быть соотнесен с естественно-правовой концепцией правопонимания.

Исходя из сказанного, предлагается авторское определение права – это способ организации общественной жизнедеятельности, который определяет форму того или иного государства, содержание в нем прав и свобод человека и гражданина, порядок урегулирования наиболее важных общественных отношений, охраны и защиты прав различных субъектов общественной жизни, а также меру свободы и равенства для всех членов общества при реализации ими своих жизненных интересов.

Перечисленные подходы к праву, с одной стороны, определили границы и параметры исследования сущности данного социального явления, а с другой – сформировали весьма целостное представление о нем как о сфере общественной жизнедеятельности.

REFERENCES

1. Syryh, V.M. Logicheskie osnovaniya obshchej teorii prava: elementnyj sostav. – M., 2004. T. 1. – 528 s. – Tekst: neposredstvennyj.

2. Dmitriev, S.D. Obshchepravovye principy: teoreticheskie problemy konkretizacii i realizacii: special’nost’ 12.00.01 «Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya uchenij o prave i gosudarstve»: diss. … kand. yurid. nauk / Dmitriev Sergej Dmitrievich; FGBOU «Samarskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet». – Samara, 2012. – 215 s. – Tekst: neposredstvennyj.

3. Vas’kovskij, E.V. Rukovodstvo k tolkovaniyu i primeneniyu zakona (po izdaniyu 1913 goda). – M., 1997. – 128 s. – Tekst: neposredstvennyj.

4. Grevcov, YU.I. Besprincipnost’ v imperii prava // Principy prava: materialy Vserossijskoj nauchno-teoreticheskoj konferencii, 30 noyabrya 2006 goda. – Sankt-Peterburg: izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 2007. – 482 s. – Tekst: neposredstvennyj.

5. Skurko, E.V. Principy prava: monografiya. – M.: Os’-89. 2008. – 200 s. – Tekst: neposredstvennyj.

6. Bajtin, M.I. Sushchnost’ prava (Sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvuh vekov) / M.I. Bajtin. – Saratov. 2001. – 416 s. – Tekst: neposredstvennyj.

7. Marchenko, M.N. Istochniki prava. Uchebnoe posobie / M.N. Marchenko. Moskovskij gosudarstvennyj un-t imeni M.V. Lomonosova, YUridicheskij fakul’tet. – M.: Prospekt, 2017. – 759 s. – Tekst: neposredstvennyj.

8. Nomokonova, Z.P. Prava cheloveka v filosofsko-pravovoj doktrine // YUridicheskij mir. – 2010. – № 2. – S. 47-50. – Tekst: neposredstvennyj.

9. YUrisprudenciya: Vved. v kurs obshchej teorii prava i gosudarstva: dlya yurid. vuzov i fak. / V.S. Nersesyanc. – M.: NORMA-INFRA-M, 1998. – 282 s. – Tekst: neposredstvennyj.

10. Sidorkin, A.S. Principy prava: ponyatie i realizaciya v rossijskom zakonodatel’stve i sudebnoj praktike: dis. … kand. yurid. nauk. – M. 2010. – 206 s. – Tekst: neposredstvennyj.