Функции государства и реализация основных функций законодательного органа власти на примере субъектов Российской Федерации

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Клубенко В. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 39-55.

УДК 342.52

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Клубенко В. С.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

В статье рассматривается вопрос о функциях государства, функциях органов государственной вла-сти, соотношении функций с формами реализации функций государства. Проводится анализ основных функций законодательного органа власти – законодательной, представительной и контрольной. Обра-щено внимание на дискуссионность в научной литературе и закрепление норм в действующем законо-дательстве относительно первостепенности таких функций как законодательная и представительная. На основе отечественного и зарубежного опыта проведен сравнительный анализ нормативных право-вых актов субъектов Российской Федерации по вопросу надлежащего закрепления в данных правовых актах основных функций законодательного органа власти, в частности их содержания с целью эффек-тивной реализации на практике. Автором, с учетом проведенного анализа предложены поправки для внесения изменений в действующий Регламент Государственного Совета Республики Крым, утвер-жденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 г. № 376-1/14 и Закон Республики Крым от 15.05.2014 года № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым». Для определения четкого перечня форм и порядка осуществления контрольной деятельности законодательного органа власти предложено на территории Республики Крым принять Закон «О контрольной деятельности Государственного Совета Республики Крым».

Ключевые слова: функции государства, основные функции законодательного органа власти, фор-мы реализации функций государства, Государственный Совет Республики Крым, законодательная, представительная, контрольная функции, правовое государство, депутатское расследование, субъекты Российской Федерации.

Республика Крым является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации [1]. В соответствии со ст. 4 Конституции Республика Крым

– социальное государство, в котором социальная политика непосредственно направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ, в том числе, охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гаран-тии социальной защиты [2].

Вместе с тем, только в правовом государстве можно создать условия обеспече-ния прав и свобод человека (гражданина), а также справедливый процесс регулиро-вания наиболее важных общественных отношений. Исходным началом в деятельно-сти правового государства является признание, гарантирование прав и свобод чело-века и гражданина, а также обеспечение режима законности в государстве и обще-стве, путем принятия справедливых законов [3, с.128-130]. Правовое государство, прежде всего — это организация публичной власти, «обслуживающая» гражданское общество и формирующаяся только в органической связи с гражданским обще-ством, тем самым, обеспечивая его функционирование [4, с. 43-45]. Однако, наибо-лее важной чертой государства является то, что оно выступает единственной орга-низацией политической власти, управляющей всем обществом [5, с. 62]. По отно-

39

Функции государства и реализация функций…

шению к обществу, государство выступает как средство управления, обеспечивает порядок и общественную безопасность, выполняет только те функции, которые вы-текают из природы самого общества и служат обществу [3, с. 132-133]. И именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социаль-ное назначение [6, с. 55]. В свою очередь, социальное назначение раскрывает для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит его полезность для общества.

Согласны с высказыванием Л.А. Морозовой по данному вопросу, которая отме-чает, что предназначение государства – это служение обществу и в зависимости от того, какова сущность государства, таковы цели, задачи и функции, стоящие перед ним [7, с. 51-52]. Исчерпывающее определение функций государства сформировал В.М. Корельский: «Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах» [8, с. 44].

Из вышеизложенного следует, что именно функции определяют основные направления деятельности государства, которые в свою очередь, обусловлены сущ-ностью, содержанием, а также соответствующими целями, задачами и социальным назначением государства. И по мере изменения потребностей общества, в государ-стве происходит изменение целей, задач, функций государства, в частности, более важные и глобальные функции на определенном этапе развития государства стано-вятся менее важными и востребованными.

Другими словами, когда возникают цели, ставятся задачи, которые и определяют функции, вместе с тем, последовательность возникновения функций зависит от приоритетности задач, возникающих в обществе. Главным же результатом во всей этой цепочке, является – достижение цели. Ввиду смены целей и задач, у государ-ства могут исчезать одни функции и появиться другие, в частности, может меняться содержание одной и той же функции. Например, при экономическом спаде, реша-ются задачи стабилизации экономики в государстве и приоритетной является эко-номическая функция [9, с. 176].

Кроме того, в юридической литературе предлагаются различные варианты клас-сификации функций государства на виды. Так, по сферам деятельности функции государства подразделяют на внутренние, что связаны с управлением внутренней жизнью общества (экономическая, политическая, финансовая, социальная, эколо-гическая, функция развития культуры, науки и образования, правоохранительная) и внешние, то есть основные направления его деятельности на международной арене, такие как: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, функция интеграции в миро-вую экономику [3, с.78-85]. Л. А. Морозова считает, что в каждой функции можно выделить ряд подфункций, которые в отличие от самостоятельных функций, выра-жающих сущность и социальное назначение государства, воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на об-щественные отношения [7, с. 90].

Также, функции государства классифицируют исходя из принципа разделения властей, по времени действия, по направлению воздействия на общественные отно-шения, по сфере деятельности, по субъекту осуществления [10, с. 30].

Клубенко В. С.

Вместе с тем, по нашему мнению, такой критерий разделения функций, доста-точно спорный ввиду того, что функции государства складываются из однородных аспектов государственной деятельности и отвечают основным, общественно значи-мым направлениям его деятельности, то есть реализуются через деятельность всего государственного аппарата, а при классификации функций исходя из принципа раз-деления властей, скорее идет речь о функциях, имеющих конкретный характер, а также реализуемых уполномоченными субъектами соответствующего органа вла-сти. Более того, полагаем, что подобная классификация приводит к смешению таких понятий как функции государства с функциями государственных органов власти.

Проанализировав вышеизложенное, полагаем, что все классификации функций достаточно условны, так как на определенном историческом этапе развития госу-дарства, цели и задачи видоизменяются, а соответственно и функции государства подвержены изменению.

Однозначно не следует отождествлять функции государства как целого «орга-низма» с функциями его элементов, то есть отдельных его органов, так как функции государства охватывают деятельность в целом и отличаются методами и формами осуществления [9, с. 177].

Заслуживает внимания точка зрения М.А. Байтина, который указывает, что под формами осуществления следует понимать однородную по внешним признакам де-ятельность органов государства, путем реализации его функций [11, с. 2].

Вместе с тем, выполнение функций государства возлагается на государственные органы, их должностных лиц, государственные учреждения и организации, которые

  • являются главными субъектами реализации функций государства. Также в осу-ществлении этих функций могут принимать участие и негосударственные объеди-нения, организации, которых именуют участниками государственной деятельности

[7, с. 87].

Таким образом, деятельность органов государства, посредством которой реали-зуются его функции — это и есть формы осуществления функций государства.

При это формы осуществления функций государственной власти – это устойчи-вые дефиниции, которые являют собой определенные однородные действия, через которые проходит каждая правовая норма, закрепляемая на государственном уровне

  • санкционированная государством.

Исследование по вопросу классификации форм в частности проводила М.А. Бух-терева, которая считает, что, будучи категориями подвижными, формы осуществле-ния функций государства, развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими и культурными отношени-ями в обществе, в частности автор предложила свой вариант классификации право-вых форм реализации функций государства, указав, на необходимость выделять следующие формы: правотворческую, правоприменительную (правоисполнитель-ную), правообеспечительную (правоохранительную, контрольно-надзорную, судеб-ную), договорную и распорядительную [12].

Однако, вряд ли такую позицию можно признать правильной, по нашему мне-нию, формы реализации функций государства – это прежде всего, устоявшиеся ка-тегории, которые не видоизменяются, а лишь способствуют осуществлению функ-ций государства, которые в свою очередь, на определенных исторических этапах, то есть с развитием общества, а как следствие, изменением целей, задач государства,

41

Функции государства и реализация функций…

подвержены изменению. Даже если, предположить, что в государстве будет уста-новлена форма правления монархия, все равно, те нормы, закрепление которых по-желает монарх, будут проходить через устоявшиеся категории (формы) создания норм, исполнения (реализации) и ответственности за неисполнение соответствую-щих норм, то есть охрану.

Таким образом, не следует подменять понятие функции, которые подвержены изменению, понятием формы, так как функции характеризуют содержательный мо-мент, а формы – это типичная, однородная в зависимости от вида формы деятель-ность, осуществляемая независимо от того, к какой ветви власти государственный орган принадлежит.

Большинство авторов выделяют три формы реализации функций государства: законотворческую (правотворческую), исполнительно-распорядительную и право-охранительную. Под законотворческой (правотворческой) формой понимают дея-тельность, связанную с подготовкой, разработкой и принятием законов, а также иных нормативных актов, посредством которых целенаправленно организуются и регламентируются соответствующие социальные отношения в определенных сфе-рах общественной жизни [13, с. 34]. Соответственно функцией правотворчества по отношению к правовым нормам является создание, изменение и отмена ранее при-нятых правовых норм, закрепленных законодательно. Превосходство правотворче-ской формы над другими заключается в том, что правоприменительная и право-охранительная формы в любом случае осуществляются только на основании актов, являющихся результатом правотворческой деятельности. Фактическая реализация функций государства осуществляется через правоприменительную и правоохрани-тельную формы, которые для этого обладают определенными методами реализации. Иными словами, хотя правотворческая форма и устанавливает правила, однако яв-ляется опосредованной, так как непосредственная реализация функций государства и их охрана осуществляется через две другие формы [14, с. 31-32].

Под исполнительно-распорядительной формой понимают деятельность по непо-средственному воздействию государства и его властных органов на соответствую-щие социальные отношения.

Правоохранительная деятельность связанна с предотвращением нарушений за-конов и иных нормативных актов всеми своих прав и обязанностей (юридическими, физическими и должностными лицами, независимо от каких-либо условий и обсто-ятельств) [13, с.34].

Таким образом, главной целью правотворческой формы реализации функций государства является законодательное обеспечение основных направлений его дея-тельности, путем принятия целого комплекса нормативно-правовых актов, которые обслуживали бы каждое из основных направлений государственной деятельности, упорядочивали их, создавали благоприятные условия для возникновения и развития новых общественных отношений. Важно, чтобы деятельность государственных ор-ганов была строго согласована с функциями государства.

Функции органа государства и его компетенция не совпадают ввиду того, что функции органов государства – это отдельные направления их практической дея-тельности, а компетенция – правовое установление их объема и границ, соответ-ственно функции органа государства понятие более обширное, чем конкретные полномочия осуществляемые в рамках компетенции [15, с. 48-49].

Клубенко В. С.

Другими словами, при реализации одной функции, соответствующим органом государства может осуществляться огромный перечень полномочий, не противоре-чащих нормам действующего законодательства. К примеру, в ст. 3 Закона Респуб-лики Крым от 15.05.2014 № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым» содержится перечень основных функций, имеющих общий характер, вместе с тем, в ст. 8 данного Закона закреплены полномочия (дей-ствия) Государственного Совета, реализуемые в рамках законодательной функции,

  • частности принятие Конституции РК, внесение в неё изменений, принятие законов по вопросам, относящимся к ведению и полномочиям Республики Крым, внесение в них изменений, толкование Конституции, законов Республики Крым и иные [16].

Более детально остановимся на функциях правотворчества, то есть тех функциях, которые реализуются в рамках законотворческой (правотворческой) формы. В настоящее время, в научной литературе практически отсутствуют сформированные определения и характеристика функций правотворчества по отношению к создавае-мым правовым нормам.

По мнению О.Ф. Скакун, функции правотворчества – это направления деятель-ности по установлению, изменению или отмене правовых норм, созданию и разви-тию законодательства. В.П. Реутов, анализируя вышеуказанное определение, при-шел к выводу, что О.Ф. Скакун не указал на субъект правотворчества, ввиду чего, дополнил данное определение следующим образом: «Функции правотворчества – направления деятельности уполномоченных органов по созданию, изменению или отмене норм права и нормативных актов».

О.Ф. Скакун по отношению к законодательству (правотворчеству) выделил сле-дующие функции правотворчества: функцию выработки и принятия новых право-вых норм, с целью урегулирования вновь возникших общественных отношений; функцию отмены, изменения или дополнения действующих норм и нормативных правовых актов, принятых ввиду поспешности и непродуманности субъектов правотворчества; функцию устранения пробелов в праве, полного или частичного отсутствия норм права, необходимых для урегулирования отношений; функцию упорядочения нормативно-правового материала (кодификация, систематизация).

В.П. Реутова полагает, что дополнительно необходимо выделять также воспита-тельную функцию правотворчества, так как при создании правовых норм происхо-дит влияние и воздействие на правосознание общества, повышение уровня правовой культуры не только субъекта правотворчества, но и всех граждан.

Кроме того, автор отметил, что к вспомогательной функции правотворчества также следует относить познавательную функцию, потому что весь процесс право-вого воздействия и функционирование правовой системы так или иначе связаны с познанием, анализ эффективности права, последующее создание норм права и их реализация в свою очередь, опосредуются познанием определенных факторов и за-кономерностей развития. Существование познавательной функции также поддер-живает Т.Н. Радько, отмечая, что законодатель, чтобы отразить тенденции и зако-номерности общественной жизни, должен предварительно их познать и соотнести с сутью предлагаемых перемен [17, с. 623-626]. Вместе с тем, полагаем, что само по-нятие законотворческий процесс, уже содержательно охватывает такую функцию как познавательная, являющейся основным элементом процесса.

43

Функции государства и реализация функций…

До настоящего времени, нет единой позиции о том, следует ли выделять отдель-ной функцией действия, связанные с внесением изменений и дополнений в дей-ствующие нормы права. По сути, принятие таких норм независимо от их поспешно-сти принятия, противоречивости, наличия пробелов в законодательстве обуславли-вает процесс выработки и принятия новых правовых норм, то есть действия по вне-сению изменений или дополнений в действующие нормы права можно отнести к деятельности по разработке и принятию правовых норм.

Такой подход наблюдается также в нормативных правовых актах субъектов РФ. Так к примеру, в ст. 3 Закона Республики Крым от 15.05.2014 г. № 2-ЗРК «О

Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым» за-креплены основные функции Государственного Совета, в частности законодатель-ная, которая состоит в деятельности Государственного Совета по подготовке и принятию законов Республики Крым, толкованию законов Республики Крым, направлению отзывов в Государственную Думу Федерального Собрания Россий-ской Федерации на проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализации права зако-нодательной инициативы при принятии проектов федеральных законов в Государ-ственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации [16].

Из вышеизложенного перечня действий, относящихся к законодательной функ-ции следует, что законодатель указал на деятельность по подготовке и принятию законов, без указания на действия, связанные с внесением изменений, дополнений или отменой норм права, видимо полагая, что указанные действия (подготовка и принятие) содержательно подразумевают, в частности деятельность по внесению изменений, дополнений или отмене правовых норм.

Аналогичная норма относительно понимания содержания такой функции как за-конодательная, закреплена в ст. 3 п. 1 Закона Республики Коми от 17.11.2010 года

  • 129-РЗ «О Государственном Совете Республики Коми» [18]. Вместе с тем, ряд субъектов РФ, в своих законах не закрепляют и не раскрывают содержание основ-ных функций органа законодательной власти, другие же, ограничиваются их пере-числением или отсылкой на иные нормативные правовые акты, в которых раскры-вается их значение.

Так, в ст. 1 ч. 3 Закона Иркутской области от 08.06.2009 г. № 30-оз «О Законода-тельном Собрании Иркутской области» законодатель указал функции, которые За-конодательное Собрание осуществляет (законодательные, представительные и кон-трольные), однако в данном законе не раскрыл их содержание, лишь уточнил, что осуществляются данные функции в порядке и пределах, установленных Уставом Иркутской области и законами области в соответствии с Конституцией РФ, феде-ральными конституционными законами и федеральными законами [19].

Анализируя данную норму, думается, что законодатель смешивает такие понятия как основные функции органа власти с его компетенцией, осуществляемой в опре-деленном порядке, установленной процедурой и в соответствующих пределах.

Также четкой характеристики законодательной функции не содержится и в За-коне Кировской области от 26.05.2022 г. № 77-ЗО «О Законодательном Собрании Кировской области», из п. 1 ст. 2 Закона только следует, что Законодательное Со-брание реализует законодательные функции, которые выражаются в осуществлении законодательной деятельности Законодательного Собрания в соответствии

Клубенко В. С.

Проанализировав данную норму, приходим к выводу, что законодатель ошибоч-но, указывает на множественное число «законодательные функции», однако если рассуждать детально, то законодательная функция одна, вместе с тем, в рамках дан-ной функции реализуются соответствующие действия (полномочия), которые в дан-ном Законе не раскрываются, а лишь указывается, что законодательная функция выражается в осуществлении законодательной деятельности согласно действующе-го законодательства.

    • соответствии со ст. 3 п. 2 Закона Республики Крым от 15.05.2014 г. № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым» основной функцией Государственного Совета также является представительная, которая заключается, во-первых, в выражении воли населения РК путем проведения выборов (референдумов) на основе свободного волеизъявления избирателей, а во-вторых, в представлении интересов населения ввиду принятия от его имени реше-ний, действующих на территории РК [16].

Аналогичная норма относительно понимания содержания представительной функции законодательного органа – Государственного Совета закреплена в Респуб-лике Коми [18].

    • Законе Кировской области от 26.05.2022 г. № 77-ЗО «О Законодательном Со-брании Кировской области» также указано, что Законодательное Собрание, в част-ности реализует представительную функцию, которая выражается в обеспечении реализации права граждан на участие в формировании и деятельности Законода-тельного Собрания, представлении депутатами Законодательного Собрания интере-сов избирателей [20].

Из анализа нормативных правовых актов субъектов РФ, следует, что функция представительства описана в общих чертах, а реализация данной функции осу-ществляется непосредственно через полномочия депутатов, как представителей ин-тересов граждан в рамках их компетенции.

Деятельность депутата осуществляется в таких формах как: участие в заседаниях Государственного Совета в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета; участие в работе комитетов и комиссий; в работе согласительных и специ-альных комиссий, создаваемых Государственным Советом; участие в парламент-ских слушаниях; внесение проектов законов и постановлений Государственного Со-вета; внесение депутатского запроса; направление депутатского обращения; работа

  • избирателями; участие в работе фракций и иных депутатских объединений в Гос-ударственном Совете.

Вместе с тем, в рамках осуществления своей деятельности, депутаты выполняют полномочия, в частности рассматривают обращения избирателей, ведут прием граждан, вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, по мере необходи-мости, требуют незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях могут обращаться к соот-

45

Функции государства и реализация функций…

ветствующим органам государственной власти РК, государственным органам РК, органам местного самоуправления РК, предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории РК, и их должностным лицам с требованием о пресечении нарушения [21].

Именно депутаты выступает связующим звеном между народом, обладающим всей полнотой власти и институтами государственного управления, посредством депутатов народ реализует свою властную волю. Следовательно, депутат должен обладать такими полномочиями, которые бы полноценно позволяли ему представ-лять волю народа. Ряд авторов полагают, что представительная функция законода-тельного органа превалирует над другими его функциями. Законодательная функ-ция хотя и достаточно важна, однако в основу законов закладывается воля народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти [22, с. 141-144]. По мнению других авторов, основной функцией парламента является за-конодательная (правотворческая), т.к.только законы регулируют все общественные отношения, как на территории государства, так и на международной арене, ввиду чего, разрешаются важнейшие проблемы, стоящие перед обществом [2, с. 5].

Законодательная функция тесно связана с представительской так как законо-творчество эффективно и действенно лишь в том случае, если исходит из интересов народа, выражает в законе волю народа [24, с. 11]. Для более детального понимания данного вопроса проанализируем действующее законодательство субъектов РФ. Так, в Конституции РК закреплено, что Государственный Совет РК – Парламент РК является постоянно действующим представительным и единственным законода-тельным органом государственной власти РК [2].

  • соответствии с Законом РК от 15.05.2014 года № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым» Государственный Совет является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым [16].

Аналогичная норма закреплена в ч. 1 ст. 1 Закона Иркутской области от

08.06.2009 г. № 30-оз «О Законодательном Собрании Иркутской области» [19]. Со-гласно Конституционного Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 г. 35 -З №401-II «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» Государственное Собрание (Ил Тумэн) – парламент республики – является предста-вительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Рес-публики Саха (Якутия) [25]. В ст. 1 Закона Республики Адыгея от 10.07.2006 г. №15 «О Государственном Совете -Хасэ Республики Адыгея» закреплено, что Государ-ственный Совет – Хасэ Республики Адыгея является постоянно действующим пред-ставительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Адыгея [26]. Анализируя законодательство выше указанных субъектов, можно сделать вывод, о первостепенности функций в соответствующем субъекте, позиции законодателя относительно исследуемого вопроса.

Таким образом, в одних субъектах по тексту определяется, что парламент – это представительный орган, а затем уже законодательный, в других, поддерживают идею не разделения первостепенности данных функций, а постановку их в один ряд по значимости, соответственно закрепляют: «законодательный (представительный) орган государственной власти», в-третьих – определяют не только как законода-

Клубенко В. С.

тельный, представительный, но и контрольный орган государственной власти (За-кон Республики Адыгея).

Полагаем, что верным является законодательное закрепление «законодательный (представительный) орган государственной власти», так как законодательная и представительная функции равнозначно важны и значимы.

Вместе с тем, данные функции необходимо разделять по содержанию и не про-сто указывать в соответствующем законе на их наличие либо ссылку на законы и иные нормативные правовые акты, определяющие их порядок и пределы осуществ-ления, а конкретно прописывать действия, связанные с реализацией данных функ-ций, как к примеру, закреплено в ст. 3 Закона РК от 15.05.2014 г. № 2-ЗРК.

    • частности, в п. 3 данного Закона указано, что «контрольная функция является основной функцией Государственного Совета РК и реализуется через контроль за соблюдением и исполнением Конституции и законов РК, иных правовых актов, принятых Государственным Советом, заслушивании (рассмотрении) и утверждении отчетов подконтрольных органов» [16].
  • нормативных правовых актах иных субъектов Российской Федерации также закреплено общее содержание контрольной функции.

Так, к примеру, Законодательное Собрание Кировской области реализует кон-трольную функцию, которая выражается в обеспечении исполнения законодатель-ства Кировской области и осуществлении иной контрольной деятельности в соот-ветствии с Законом Кировской области «О контрольной деятельности Законода-тельного Собрания Кировской области» (редакция от 01.11.2022 №119-ЗО).

Кроме того, в ст. 3 данного Закона закреплены формы осуществления контроль-ной деятельности Законодательного собрания, а именно: осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов, заслушивание информации, отчетов, докла-дов, «проведение правительственных часов», направление запросов информации, проведение депутатских слушаний, направление парламентских запросов, проведе-ние депутатских расследований, иные. Содержатся положения о планировании кон-трольной деятельности, также расписан порядок осуществления контрольной дея-тельности согласно вышеуказанных форм контроля [27].

Из изложенного следует, что законодатель закрепил формы осуществления кон-трольной деятельности, раскрыл их содержание в отдельном Законе Кировской об-ласти «О контрольной деятельности Законодательного Собрания Кировской обла-сти». Иначе, нормы относительно изучаемого вопроса, закреплены в РК.

Так, в Главе 4 статьях 22, 23, 23-1, 24, 25 Закона РК от 15.05.2014 года № 2-ЗРК «О Государственном Совете РК – Парламенте Республики Крым» частично урегу-лирована контрольная деятельность Государственного Совета. Также порядок осу-ществления контрольной деятельности Государственного Совета Республики Крым, регулируется в Главе 14 с. 171, 172, 173, 174, 175, 176 Регламента Государственного Совета Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Сове-та Республики Крым от 24.12.2014 г. № 376-1/14 [28].

Однако, проанализировав, формы, в вышеуказанных документах, мы видим не идентичное закрепление. В ст. 22 Закона № 2-ЗРК от 15.05.2014 года в сравнении с текстом Регламента отсутствую следующие формы: проведение «правительственно-го часа», направление депутатских запросов; проведение проверок и депутатских расследований по вопросам, входящим в компетенцию Государственного Совета, в

47

Функции государства и реализация функций…

порядке, предусмотренном Законом Республики Крым от 10 сентября 2014 г. № 64-ЗРК «О статусе депутата Государственного Совета», настоящим Регламентом, ис-требование информации, рассмотрение вопроса о выражении недоверия должност-ному лицу в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами РК.

По нашему мнению, не должно быть расхождений в формах, закрепленных в нормативных правовых актах определенного субъекта, если нормы права закрепле-ны в одном документе, то следует их «зеркально» переносить в другой правовой документ, либо оставить лишь в одном, для избежания неверного толкования и раз-ночтения правового акта.

Кроме того, в п. 1 ч. 2 с. 171 Регламента Государственного Совета РК необходи-мо изложить в следующей редакции: «заслушивание (рассмотрение) и утверждение ежегодного отчета Главы Республики Крым о результатах деятельности Совета ми-нистров, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом», то есть добавить «(рассмотрение) и утверждение», что согласуется со ст. 172, 173 Ре-гламента и ст. 3 п. 3, ст. 22 ч. 3 п. 1 Закона № 2-ЗРК от 15.05.2014 г. Также с целью устранения аналогичного пробела в законе необходимо внести изменения в часть 1 ст. 23 Закона № 2-ЗРК от 15.05.2014 г. и изложить следующим образом: «Государ-ственный Совет заслушивает (рассматривает) и утверждает следующие отчеты».

  • ст. 171 Регламента не указана форма – заслушивание (рассмотрение) докла-дов. Вместе с тем, в ст. 178, 179 расписывается порядок рассмотрения докладов Уполномоченного по правам человека в РК, Уполномоченного по правам ребенка в РК, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РК.

Из изложенного следует, что контрольная функция проявляется не только в кон-троле других органов власти путем заслушивания (рассмотрения) и утверждения отчетов, докладов и т.д., но и в контроле парламентом деятельности лиц, непосред-ственно, работающих там (проведение проверок и депутатских расследований по вопросам, входящим в компетенцию Государственного Совета).

Контроль важен не только в части соблюдения и исполнения Конституции и за-конов РК, иных правовых актов, принятых Государственным Советом (ст. 3 п. 3 За-кона № 2-ЗРК от 15.05.2014 г.), но и с целью обеспечения практической реализации законов, иных правовых актов, выявления невостребованных или не применимых на практике положений нормативных правовых актов, аналитического обобщения данных судебной и иной правоприменительной практики о действии нормативных правовых актов РК и именно мониторинг, осуществляемый в соответствии с Зако-ном РК от 29 декабря 2016 г. № 340- ЗРК/2016 «О мониторинге нормативных пра-вовых актов Республики Крым» позволяет надлежаще реализовать контрольную функцию Государственного Совета РК в данных направлениях.

Результаты, полученные после проведения мониторинга, становятся основой для разработки новых нормативных правовых актов, внесения изменений в действую-щее законодательство, следовательно, появляется возможность проводить реформи-рование законодательства с учетом реальной практики его применения, оценивая последствия принятия нормативного правового акта и пробелы, которые необходи-мо устранить в процессе дальнейшего законотворчества [29, с.28-29].

Полагаем, что п. 3) ст. 3 Закона № 2-ЗРК от 15.05.2014 г. необходимо изложить в следующей редакции: «Основными функциями Государственного Совета являются: «контрольная, которая реализуется через контроль за соблюдением и исполнением

Клубенко В. С.

Конституции и практической реализацией, соблюдением и исполнением законов Республики Крым, иных правовых актов, принятых Государственным Советом».

    • Республике Коми контрольная функция осуществляется через контроль за со-блюдением и исполнением Конституции Республики Коми и законов Республики Коми, иных правовых актов, принятых Государственным Советом, исполнением республиканского бюджета Республики Коми, исполнением бюджета территори-ального государственного внебюджетного фонда, соблюдением установленного по-рядка распоряжения собственностью Республики Коми [18].

Аналогичная норма относительно реализации контрольной функции закреплена

  • ст. 16 ч. 1 п. 1, 2, 3 Законе Республики Адыгея от 10.07.2006 г. №15 «О Государ-ственном Совете-Хасэ Республики Адыгея». В частности, в ч. 2 ст. 16 Закона от 10.07.2006 года №15 обозначено, что Государственный Совет может осуществлять контроль в форме парламентского расследования, проведения парламентских слу-шаний и «правительственного часа». Порядок проведения парламентского рассле-дования закреплен в статье 17 данного Закона [26]. Основанием для проведения та-кого расследования могут быть факты о нарушениях законов Республики Адыгея в отношении прав и свобод человека и гражданина, республиканского бюджета Рес-публики Адыгея, бюджета территориального внебюджетного фонда Республики Адыгея, установленного порядка распоряжения государственной собственностью.

Иной перечень фактов, являющихся основанием для проведения парламентского расследования закреплен в Федеральном законе от 27.12.2005 г. №196-ФЗ «О пар-ламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации».

По мнению А.Б. Яблонской предмет парламентского расследования, закреплен-ный в ч. 1 ст. 4 Закона от 27.12.2005 г. №196-ФЗ сформулирован достаточно узко и основания необходимо расширить. Так, к примеру, в Итальянской Республике ст. 82 Конституции закреплено, что парламентское расследование может проводиться по вопросам, представляющим «государственный интерес» [30, с. 5].

Интересный перечень оснований для проведения депутатского расследования предусмотрен в ст. 3 Закона Московской области от 04.11.2004 г. № 136/2004-ОЗ «О депутатском расследовании» [31]. Поступление к депутату Московской областной Думы информации о случаях нарушений должностными лицами Устава и законов Московской области, прав и свобод человека и гражданина, бюджетного процесса в Московской области, установленного порядка формирования и исполнения госу-дарственных программ и планов социально-экономического развития Московской области, установленного порядка распоряжения собственностью Московской обла-сти и федеральной собственностью, в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения которой участвует Московская область, является основанием прове-дения депутатского расследования.

    • соответствии со ст. 16 Закона Белгородской области от 19.12.2005 г. №11 «О статусе депутата Белгородской областной Думы» основаниями для проведения де-путатского расследования являются события и обстоятельства, ставшие известными депутатам и связанные со следующими фактами: грубого или массового нарушения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прожива-ющих на территории Белгородской области; нарушения установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Белгородской обла-сти; грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившимися в несвоевремен-

49

Функции государства и реализация функций…

ном исполнении доходных и (или) расходных статей бюджета Белгородской обла-сти либо бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхова-ния Белгородской области по объему, структуре и целевому назначению, в неэф-фективности расходов средств бюджета Белгородской области, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области; грубого нарушения порядка государственного регулирования цен и тари-фов в Белгородской области [32]. Другими словами, в каждом субъекте в соответ-ствующем нормативном правовом акте закреплен уточняющий перечень оснований для проведения либо «парламентского расследования» или «депутатского расследо-вания» с целью реализации контрольной функции законодательного органа власти.

Вместе с тем, о такой форме осуществления контрольной деятельности как «де-путатское (парламентское) расследование» нормы права могут содержаться в раз-ных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

  • примеру, в РК информация о контрольной деятельности законодательного ор-гана власти закреплена частично в ст. 171 Регламента Государственного Совета РК (от 24.12.2014 г. № 376-1/14) с отсылкой на Закон № 64 -ЗРК от 10.09.2014 «О ста-тусе депутата Государственного Совета» [28]. В ст. 20 Закона № 64 -ЗРК от 10.09.2014 «О статусе депутата Государственного Совета» отмечается, что поста-новление о проведении депутатского расследования Государственный Совет вправе принять по вопросу, относящемуся к ведению Государственного Совета и лишь по требованию депутата, группы депутатов, депутатского объединения в Государ-ственном Совете, комитета Государственного Совета [21].

В Законе № 64 -ЗРК от 10.09.2014 не закрепляется перечень оснований для про-ведения депутатского расследования как в ряде иных субъектов РФ, а соответствен-но законодатель не определяет строгих «границ». Вместе с тем, вопросы, относящи-еся к ведению Государственного Совета РК, являются достаточно значимыми и важными для субъекта и закреплены также ни в одном нормативном правовом акте.

Так, согласно ст. 8 ч. 2 п. 49 Закона № 2-ЗРК от 15.05.2014 г. «О Государствен-ном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым» к его полномочиям относится осуществление иных полномочий, установленных Конституцией РФ, фе-деральными законами, Конституцией РК и законами Республики Крым, то есть име-ется достаточно большой перечень оснований (вопросов), которые относятся к ве-дению законодательного органа власти и по которым последний имеет право прово-дить «депутатское расследование» для реализации в случае необходимости кон-трольной функции [16].

Проанализируем законодательство г. Севастополя по вопросу реализации кон-трольной функции законодательным органом власти. Согласно ст. 39 Постановле-ния Законодательного Собрания Севастополя от 30.09.2014 г. № 15 «Об утвержде-нии Регламента Законодательного Собрания города Севастополя» Законодательное Собрание осуществляет контрольные функции по направлениям и формам, уста-новленным Законом города Севастополя от 10 июля 2014 г. № 35-ЗС «О Законода-тельном Собрании города Севастополя» [33]. Направления и особенности осу-ществления контрольных полномочий закреплены в ст. 25 и 30 данного Закона, од-нако нормы являются отсылочными так как из содержания Закона следует, что по-рядок, направления, формы осуществления и пределы использования контрольных

Клубенко В. С.

полномочий Законодательного Собрания устанавливаются законодательством горо-да Севастополя.

    • ст. 26 Закона Севастополя от 31.12.2014 г. № 105-ЗС «О статусе депутата Зако-нодательного Собрания города Севастополя» закреплено, что по требованию депу-тата, группы депутатов, фракции и депутатского объединения в Законодательном Собрании, постоянных комитетов, комиссий Законодательного Собрания Законода-тельное Собрание вправе принять постановление о проведении депутатского рас-следования по вопросу, относящемуся к ведению Законодательного Собрания, в по-рядке, установленном законом города Севастополя [34].

Таким образом, если сравнивать с нормой закона, закрепленной по данному во-просу нормативном правовом акте Государственного Совета РК, приходим к выво-ду, что в законодательном акте города Севастополя дополнительно закреплен субъ-ект «постоянные комиссии Законодательного Собрания», являющийся также ини-циаторами проведения депутатского расследования. Вместе с тем, аналогично за-креплена позиция о том, что «законодательный орган вправе принять постановление

  • проведении депутатского расследования по вопросу, относящемуся к его веде-нию». Кроме того, законодатель города Севастополя разделяет такие понятия как «депутатская проверка» и «депутатское расследование». Депутатская проверка мо-жет быть назначена по требованию группы депутатов Законодательного Собрания численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Законода-тельного Собрания, по требованию депутатской фракции, депутатской группы, по предложению Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе в случа-ях, предусмотренных законами города Севастополя, в порядке, установленном за-коном города Севастополя (статья 25 Закона от 31.12.2014 г. № 105-ЗС).

Вместе с тем, в Регламенте Государственного Совета Республики Крым в ст. 171 ч. 2 п. 6 закреплена такая форма как «проведение проверок и депутатских расследо-ваний…» с ссылкой на Закон «О статусе депутата Государственного Совета» от 10.09.2014 г. № 64 -ЗРК, однако в данном Законе не урегулирован вопрос порядка проведения депутатской проверки, что также является пробелом в действующем законодательстве Республики Крым.

С целью урегулирования вопроса осуществления контрольной деятельности на территории города Севастополя, законодателем принят Закон города Севастополя от 28.12.2015 г. №222- ЗС «О контрольной деятельности Законодательного Собра-ния города Севастополя» [35]. Закон определяет формы и порядок осуществления контрольной деятельности Законодательного Собрания города Севастополя и уста-навливает механизм реализации контрольных функций Законодательного Собрания города Севастополя. В частности, данным Законом регулируется порядок проведе-ния депутатских проверок (статья 12) и депутатского расследования (с. 13).

Вместе с тем, проанализировав действующее законодательство, а также норма-тивные правовые акты: «О Положении о депутатском расследовании», утвержден-ным Решением Думы Советского района Ханты-Мансийского Автономного Округа

– Югры от 29.10.2019 г. № 315/НПА [36], «О порядке проведения депутатского рас-следования Якутской городской Думы», утвержденным Решением Якутской город-ской Думы от 26.02.2014 года № 179/НПА, приходим к выводу, что в Республики Крым, нормы контрольной деятельности Государственного Совета Республики Крым достаточно четко не урегулированы [37].

51

Функции государства и реализация функций…

Формы осуществления контрольной деятельности в разных нормативных право-вых актах изложены частично, то есть не идентично, в частности законодательно не урегулирован порядок такой формы осуществления контрольной деятельности как «депутатская проверка», в РК отсутствует отдельное положение, конкретизирующее проведение «депутатской проверки» или «депутатского расследования» либо еди-ный закон, регулирующий контрольную деятельность, устраняющий пробелы в той части, которая не урегулирована действующим законодательством.

  • Севастополе, в Законе от 28.12.2015 г. №222- ЗС подробно определен предмет, формы, порядок осуществления контрольной деятельности Законодательного Со-брания города Севастополя и механизм реализации контрольной функции законода-тельного органа. Думается, что РК, также необходимо принять отдельный Закон для урегулирования указанных вопросов при осуществлении контрольной деятельности, так как реализация контрольной функции имеет важное значение для достижения высокого результата при построении законодательной правовой системы общества.

Таким образом, формы, порядок, механизм реализации функций законодательно-го (представительного) органа власти требуют детального закрепления на законода-тельном уровне, с целью надлежащей их реализации на практике. Качественная ре-ализация основных функций позволит достичь поставленных целей и приведет к совершенствованию действующей системы законодательства. Основные функции следует рассматривать в единстве, не выделяя главную или более значимую. Так как первоочередная задача государства – это удовлетворять потребности общества, в частности создавать законы, которые на практике были бы действенными и реали-зовывались на благо народа, защищали права, свободы и интересы граждан. А кон-трольная функция осуществляется с целью контроля за деятельностью лиц, осу-ществляющих реализацию основных функций, за соблюдением действующего зако-нодательства, а также за эффективной практической реализацией, применяемых нормативных правовых актов, в том числе путем проведения мониторинга.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями от 01.07.2020). – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 28.10.2022).
  2. Конституция Республики Крым от 11.04.2014 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями от 28.10.2020). – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 28.10.2022).
  3. Васильева, А.С. Теория права и государства / А.С. Васильева. — Текст непосредственный: учебник. — Изд.2-е. –479 с.
  4. Кожевников С.Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России. — Elibrary.ru: науч. электрон. б-ка: — URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 31.11.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
  5. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк- 2-е изд., испр. и доп. — 377 с.
  6. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов: учебник. -5-е изд.-526 с.
  7. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова: Учебник, 4-е издание. — С. 51-52.
  8. Протасов, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Протасов: учеб.пособие для вузов.-5-е изд., пере-раб. и доп.- 192 с.
  9. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко: Учебник. Издание 3-е, расширенное и дополненное / Под ред. М.Н. Марченко. — М: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2001. С.624.
  10. Голубничий, Р.В. Теория государства и права: учебное пособие для подготовки к экзамену / Р.В. Голубничий, Н.Н. Песцова. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. – 214 с. – Текст: непосредственный.
  11. Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства / Д.М. Степаненко // Российская юстиция, апрель 2018. №4, С.2. – Текст: непосредственный.
  12. Бухтерева, М.А. Формы реализации функций государства: специальность 12.00.01: автореф.дис. кандидата юр.наук: Бухтерева Мария Алексеевна. — 2002.
  13. Гогин, А.А. Теория государства и права: учебник, под.ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – «Про-спект», 2016, С. 34.

Клубенко В. С.

  1. Слипенчук, М.В. Особенности правотворческой деятельности при реализации функций государ-ства/ М.В. Слипенчук // Закон и право, 2009. Дискуссионная трибуна, с. 31-32.
  2. Алланина, Л.М. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Правовое обеспечение государственного и муниципального управле-ния. – Тюмень. – 2015. С. 253. — [Электронный ресурс]. -URL: https://studfile.net/preview/10907179/.
  3. Закон Республики Крым от 15.05.2014 г. № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым». — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 10.11.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
  4. Реутов, В.П. Функции и структура правотворчества (стратегический аспект) [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2022).
  5. Закон Республики Коми от 17.11.2010 года № 129-РЗ «О Государственном Совете Республики Ко-ми» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/895273901
  6. Закон Иркутской области от 08.06.2009 года № 30-оз «О Законодательном Собрании Иркутской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/895208897
  7. Закон Кировской области от 26.05.2022 г. № 77-ЗО «О Законодательном Собрании Кировской об-ласти» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/406066474
  8. Закон Республики Крым от 10.09.2014 г.№ 64-ЗРК «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым». — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 16.11.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
  9. Малкин, Д.В. Компетенция регионального депутата при осуществлении представительной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федера-ции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.11.2022).
  10. Салеев, Т.Ф. К вопросу о взаимодействии формы и содержания деятельности законодательных органов по принятию законодательных нормативных правовых актов и реализации правоустанавлива-ющей функции данных органов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
  11. Свистунова, Л.Ю. Конституционное закрепление и реализация основных функций законодательно-го (представительного) органа государственной власти в Российской Федерации [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.11.2022).
  12. Конституционный Закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 года 35 -З N401-II «О Государ-ственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/424065226 (дата обращения: 18.11.2022).
  13. Закон Республики Адыгея от 10.07.2006 года №15 «О Государственном Совете -Хасэ Республики Адыгея» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/802066090.
  14. Закон Кировской области от 01.11.2022 №119-ЗО «О контрольной деятельности Законодательного

Собрания Кировской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipbd.ru/doc/4300202211070003/ (дата обращения: 21.11.2022).

  1. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 г. № 376-1/14 «О Регла-менте Государственного Совета Республики Крым». — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 23.11.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
  2. Трофимов, С.А. Нормотворческий процесс в субъектах Российской Федерации (на примере Рес-публики Крым и города федерального значения Севастополя): учебное пособие для магистров / Под. ред. С. А. Трофимова, И. В. Бондарчука. – Симферополь.: ИТ «АРИАЛ», 2018.
  3. Яблонская, А.Б. Контрольная функция органов законодательной власти Российской Федерации. — Elibrary.ru: науч. электрон. б-ка: — URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 23.11.2022). – Режим досту-па: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
  4. Закон Московской области от 04.11.2004 года № 136/2004-ОЗ «О депутатском расследовании». — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 25.11.2022).
  5. Закон Белгородской области от 19.12.2005 года №11 «О статусе депутата Белгородской областной Думы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/469020829
  6. Постановление Законодательного Собрания города Севастополя от 30.09.2014 года № 15 «Об утверждении Регламента Законодательного Собрания города Севастополя» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/413801233 (дата обращения: 01.12.2022).
  7. Закон города Севастополя от 31.12.2014 года № 105-ЗС «О статусе депутата Законодательного Со-

брания города Севастополя» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/413801348 (дата обращения: 05.12.2022).

  1. Закон города Севастополя от 28.12.2015 года №222- ЗС «О контрольной деятельности Законода-тельного Собрания города Севастополя» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/432809454 (дата обращения: 07.12.2022).
  2. Решение Думы Советского района Ханты-Мансийского Автономного Округа- Югры от 29.10.2019 года № 315/НПА «О Положении о депутатском расследовании» [Электронный ресурс]. — Режим досту-па: https://docs.cntd.ru/document/561598936 (дата обращения: 09.12.2022).

53

Функции государства и реализация функций…

  1. Решение Якутской городской Думы от 26.02.2014 года № 179/НПА «О порядке проведения депу-татского расследования Якутской городской Думы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/439085834 (дата обращения: 13.12.2022).

Klubenko V.S. The functions of the state and the implementation of the main functions of the legis-lative body on the example of the constituent entities of the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 39-55.

The article deals with the issue of state functions, functions of state power bodies, correlation of functions and forms of realization of state functions. The analysis of the main functions of the legislature — legislative, representative and control functions — is carried out. The attention is drawn to the debatability in scientific literature and fixation of norms in the current legislation concerning the priority of such functions as legisla-tive and representative. On the basis of domestic and foreign experience the comparative analysis of normative legal acts of subjects of the Russian Federation on the issue of proper consolidation in the given legal acts of basic functions of legislative authority, in particular their contents for the purpose of effective realization in practice is carried out. The author, taking into account the analysis, proposed amendments to the current Rules of Procedure of the State Council of the Republic of Crimea, approved by the Decree of the State Council of the Republic of Crimea of 24.12.2014 № 376 -1/14 and the Law of the Republic of Crimea of 15.05.2014 № 2-ZRK «On the State Council of the Republic of Crimea — the Parliament of the Republic of Crimea». At the same time, to determine a clear list of forms and procedures for the control activities of the legislative authori-ty, it is proposed to adopt the Law «On Control Activities of the State Council of the Republic of Crimea» in the territory of the Republic of Crimea.

Keywords: functions of the state, basic functions of the legislative body, forms of state functions, the State Council of the Republic of Crimea, legislative, representative, control functions, rule of law, parliamen-tary enquiry, the subjects of the Russian Federation.

Spisok literatury:

  1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 (s izmeneniyami ot 01.07.2020). – URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 28.10.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley.
  2. Konstitutsiya Respubliki Krym ot 11.04.2014 Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12.12.1993 (s iz-meneniyami ot 28.10.2020). – URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 28.10.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley. — Tekst: elektronnyy.
  3. Vasilyeva, A.S. Teoriya prava i gosudarstva / A.S. Vasilyeva. — Tekst neposredstvennyy: uchebnik. — Izd.2-e.-479 s.-Kharkov, 2007, s.128-130.
  4. Kozhevnikov S.N. Grazhdanskoe obshchestvo: ponyatie, osnovnye priznaki, predposylki formirovaniya v Rossii. — Elibrary.ru: nauch. elektron. b-ka: — URL: https://elibrary.ru (data obrashcheniya: 31.11.2022). – Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley. – Tekst: elektronnyy.
  5. Khropanyuk, V.N. Teoriya gosudarstva i prava / V.N. Khropanyuk- 2-e izd., ispr. i dop.-377 s.- M., 2003, s.62. – Tekst: neposredstvennyy.
  6. Matuzov, N.I. Teoriya gosudarstva i prava / N.I. Matuzov: uchebnik. -5-e izd.-526 s.: il.-Moskva, 2020, s.55. – Tekst: neposredstvennyy.
  7. Morozova, L.A. Teoriya gosudarstva i prava / L.A. Morozova: Uchebnik, 4-e izdanie. — S. 51-52. – Tekst: neposredstvennyy.
  8. Protasov, V.N. Teoriya gosudarstva i prava / V.N. Protasov: ucheb.posobie dlya vuzov.-5-e izd., pererab. i dop.- 192 s.-Moskva, 2017, s.44. – Tekst: neposredstvennyy.
  9. Marchenko, M.N. Teoriya gosudarstva i prava / M.N. Marchenko: Uchebnik. Izdanie 3-e, rasshirennoe i dopolnennoe / Pod red. M.N. Marchenko.-M: IKD ZERTsALO-M, 2001.s.624.
  10. Golubnichiy, R.V. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie dlya podgotovki k ekzamenu / R.V. Golubnichiy, N.N. Pestsova. – Simferopol: IT «ARIAL», 2015. – 214 s. – Tekst: neposredstvennyy.
  11. Stepanenko D.M. Pravotvorcheskaya forma realizatsii innovatsionnoy funktsii gosudarstva / D.M. Ste-panenko // Rossiyskaya yustitsiya, aprel 2018. №4, S.2. – Tekst: neposredstvennyy.
  12. Bukhtereva, M.A. Formy realizatsii funktsiy gosudarstva: spetsialnost 12.00.01: avtoref.dis. kandidata yur.nauk: Bukhtereva Mariya Alekseevna. — 2002. — [Elektronnyy resurs]. -URL: https://www.dissercat.com/
  13. Gogin, A.A. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik, pod.red. A.V. Malko, D.A. Lipinskogo. – «Prospekt», 2016, s.34. — [Elektronnyy resurs]. -URL: https://pravo-olymp.ru/wp-content/uploads/2013/04/TGP_.
  14. Slipenchuk, M.V. Osobennosti pravotvorcheskoy deyatelnosti pri realizatsii funktsiy gosudarstva/ M.V. Slipenchuk // Zakon i pravo, 2009. Diskussionnaya tribuna, s.31-32. – Tekst: neposredstvennyy.
  15. Allanina, L.M. Uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu «Gosudarstven-noe i munitsipalnoe upravlenie». Pravovoe obespechenie gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya. –

Tyumen. – 2015, s.253. — [Elektronnyy resurs]. -URL: https://studfile.net/preview/10907179/.

  1. Zakon Respubliki Krym ot 15.05.2014 g. № 2-ZRK «O Gosudarstvennom Sovete Respubliki Krym – Parlamente Respubliki Krym». — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 10.11.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley. — Tekst: elektronnyy.

Клубенко В. С.

  1. Reutov, V.P. Funktsii i struktura pravotvorchestva (strategicheskiy aspekt) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 14.11.2022).
  2. Zakon Respubliki Komi ot 17.11.2010 goda № 129-RZ «O Gosudarstvennom Sovete Respubliki Komi»

[Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/895273901

  1. Zakon Irkutskoy oblasti ot 08.06.2009 goda № 30-oz «O Zakonodatelnom Sobranii Irkutskoy oblasti»

[Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/895208897

  1. Zakon Kirovskoy oblasti ot 26.05.2022 g. № 77-ZO «O Zakonodatelnom Sobranii Kirovskoy oblasti»

[Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/406066474.

  1. Zakon Respubliki Krym ot 10.09.2014 g.№ 64-ZRK «O statuse deputata Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym». — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 16.11.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley. — Tekst: elektronnyy.
  2. Malkin, D.V. Kompetentsiya regionalnogo deputata pri osushchestvlenii predstavitelnoy funktsii za-konodatelnogo (predstavitelnogo) organa gosudarstvennoy vlasti subekta Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 17.11.2022).
  3. Saleev, T.F. K voprosu o vzaimodeystvii formy i soderzhaniya deyatelnosti zakonodatelnykh organov po prinyatiyu zakonodatelnykh normativnykh pravovykh aktov i realizatsii pravoustanavlivayushchey funktsii dannykh organov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru
  4. Svistunova, L.Yu. Konstitutsionnoe zakreplenie i realizatsiya osnovnykh funktsiy zakonodatelnogo (pred-stavitelnogo) organa gosudarstvennoy vlasti v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 18.11.2022).
  5. Konstitutsionnyy Zakon Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 10.07.2002 goda 35 -Z N401-II «O Gosudar-stvennom Sobranii (Il Tumen) Respubliki Sakha (Yakutiya)» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/424065226 (data obrashcheniya: 18.11.2022).
  6. Zakon Respubliki Adygeya ot 10.07.2006 goda №15 «O Gosudarstvennom Sovete -Khase Respubliki

Adygeya» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/802066090

  1. Zakon Kirovskoy oblasti ot 01.11.2022 №119-ZO «O kontrolnoy deyatelnosti Zakonodatelnogo Sobrani-ya Kirovskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://ipbd.ru/doc/4300202211070003/ (data obrashcheniya: 21.11.2022).
  2. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 24.12.2014 g. № 376-1/14 «O Reglamente Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym». — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 23.11.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley. — Tekst: elektronnyy.
  3. Trofimov, S.A. Normotvorcheskiy protsess v subektakh Rossiyskoy Federatsii (na primere Respubliki Krym i goroda federalnogo znacheniya Sevastopolya): uchebnoe posobie dlya magistrov / Pod. red. S. A. Tro-fimova, I. V. Bondarchuka. – Simferopol.: IT «ARIAL», 2018. – Tekst: neposredstvennyy.
  4. Yablonskaya, A.B. Kontrolnaya funktsiya organov zakonodatelnoy vlasti Rossiyskoy Federatsii. — Eli-brary.ru: nauch. elektron. b-ka: — URL: https://elibrary.ru (data obrashcheniya: 23.11.2022). – Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley. – Tekst: elektronnyy.
  5. Zakon Moskovskoy oblasti ot 04.11.2004 goda № 136/2004-OZ «O deputatskom rassledovanii». — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 25.11.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. polzovateley.
  6. Zakon Belgorodskoy oblasti ot 19.12.2005 goda №11 «O statuse deputata Belgorodskoy oblastnoy Dumy» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/469020829
  7. Postanovlenie Zakonodatelnogo Sobraniya goroda Sevastopolya ot 30.09.2014 goda № 15 «Ob utver-zhdenii Reglamenta Zakonodatelnogo Sobraniya goroda Sevastopolya» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostu-pa: https://docs.cntd.ru/document/413801233 (data obrashcheniya: 01.12.2022).
  8. Zakon goroda Sevastopolya ot 31.12.2014 goda № 105-ZS «O statuse deputata Zakonodatelnogo Sobrani-ya goroda Sevastopolya» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/413801348 (data obrashcheniya: 05.12.2022).
  9. Zakon goroda Sevastopolya ot 28.12.2015 goda №222- ZS «O kontrolnoy deyatelnosti Zakonodatelnogo

Sobraniya goroda Sevastopolya» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/432809454 (data obrashcheniya: 07.12.2022).

  1. Reshenie Dumy Sovetskogo rayona Khanty-Mansiyskogo Avtonomnogo Okruga- Yugry ot 29.10.2019 goda № 315/NPA «O Polozhenii o deputatskom rassledovanii» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/561598936 (data obrashcheniya: 09.12.2022).
  2. Reshenie Yakutskoy gorodskoy Dumy ot 26.02.2014 goda № 179/NPA «O poryadke provedeniya depu-tatskogo rassledovaniya Yakutskoy gorodskoy Dumy» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/439085834 (data obrashcheniya: 13.12.2022).

.

55