ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ КАКСУБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE ACTIVITY OF THE STATE INSPECTION OF ROAD TRAFFIC OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A SUBJECT OF SECURITY OF NATIONAL SECURITY

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE», Volume 6 (72), №3, 2020

Section CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTIONARY ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.6

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

  1. Kapranova Y. V., Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
  2. Ovsepyan G. M. Crimean branch ofKrasnodarsky University of the MIA of  Russia

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-213-220

PAGES: from 213 to 220

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: law and order, public order, public place, police, police powers

ABSTRACT (ENGLISH):

The article discusses the main approaches to understanding the essence of the rule of law in general, and in public places in particular, and also reveals its features as a field of activity of the police. The positions of scientists studying the rule of law and other categories related to it in the context of police activities are analyzed.

The relationship between law and order and public order is demonstrated. It is concluded that the scope of police activity extends mainly to groups of public relations that make up the essence of public order in a narrow (“police”) sense. Attention is focused on the relationship of the «public» of the rule of law with the place where the actions of the subjects of the relevant legal relations are carried out. The groups of legal relations that make up the essence of the rule of law are identified, the protection of which is provided by the police. The content of the rule of law as a field of police activity has been clarified.

Attention is drawn to the primacy of public order and the need for legal regulation of social relations, where civil society cannot or should not self-organize to achieve the goals of social development, create a safe environment for life, and also recognize the police as the main subject of law enforcement in public places.

В Российской Федерации проживает более 140 миллионов человек, и ежегодно, по данным статистики погибает около 20 тысяч человек. В целом, статистика дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) в России позволяет констатировать, что количество ДТП за последние несколько лет существенно снизилось и продолжает снижаться [1]. Однако количество причин, по которым происходит ДТП не уменьшается, это и увеличение транспортной нагрузки, износ дорожных покрытий, нарушение правил дорожного движения, в том числе вождение в нетрезвом виде, не соблюдение скоростного режима, и ряд других.

Безопасность дорожного движения в структуре национальной безопасности является одним из ключевых видов безопасности, обеспечивающих жизнь и здоровье граждан. Дорожно-транспортные происшествия в первую очередь опасны именно тем, что могут причинить вред здоровью, лишить жизни, а затем уже нанести вред имуществу граждан, собственности, экологии, санитарно-эпидимиологическому благополучию и др. А, как известно, жизнь выступает первичным, базовым особо охраняемым и защищаемым конституционным правом человека и гражданина, без его должной защиты и охраны все иные права для личности не представляют особой ценности. Основными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности на основе Конституции Российской Федерации являются усиление роли государства, в первую очередь, как гаранта безопасности личности и прав собственности [2, с. 85].

Как отмечал Президент Российской Федерации, выступая на заседании коллегии МВД России 26 января 2020 года, МВД России в правоохранительной системе занимает ключевое место, несет прямую ответственность за обеспечение общественного порядка, на ведомство возлагается особая ответственность за сохранение стабильности в обществе, и задача номер один – это безопасность дорожного движения [3].

Национальная безопасность представляет собой сложный и многогранный феномен вследствие многочисленных трактовок термина «безопасность», входящего в его содержание. Термином «безопасность» в целом общепринято называть такое состояние или положение субъекта права, при котором ему не угрожает какая-либо опасность. Однако в научных исследованиях отмечается, что понятие «безопасность» также может усматриваться в следующих трактовках: правовая информированность субъектов права, способность юридическими способами защититься, система мер, специальных органов обеспечения безопасности и др. [4, с. 88-89]. Правовая безопасность рассматривается исследователями в аспектах широких (меры обеспечения безопасности посредством правового регулирования) и узких (состояние защищенности) [5, с. 11-19], в рамках фактического (как неотъемлемая составляющая социально-правового содержания правового статуса личности, обществ и государства) или юридического понимания (защищенность элементов правовой системы) [6, с. 16]. По смыслу российского законодательства национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются базовые жизненные приоритеты указанных субъектов, а также удовлетворяются потребности в их развитии.

Законодатель специально не выделяет понятие «безопасность дорожного движения», перечисляя виды безопасности в федеральном законе «О безопасности» [7] (далее ФЗ «О безопасности»). Однако комплексный анализ законодательства позволяет сделать нам вывод о том, что дорожная безопасность является составной частью общественной безопасности, как это следует из общего смысла положений ФЗ «О безопасности», а также ряда иных нормативных правовых актов, в том числе Стратегии национальной безопасности РФ [8], Концепции общественной безопасности в РФ [9] и др. В Стратегии национальной безопасности подчеркивается, что национальная безопасность включает в себя, в том числе, и транспортную безопасность.

По общему смыслу положений указанных нормативных правовых актов низкий уровень обеспечения безопасности дорожного движения выступает следствием ненадлежащего обеспечения генеральной, приоритетной задачи всех органов государственной и муниципальной власти – обеспечения защиты жизни, здоровья, и основных прав и свобод граждан в сфере общественной безопасности. В целом государство стремится к повышению уровня жизни всех граждан, защиты их жизни, здоровья, прав и свобод от любого вида угроз (внутренних и внешних), это обязанность всех публичных органов государства (ст.2 Конституции России [10]).

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [11] раскрывает содержание термина «безопасность дорожного движения», подразумевая под ним состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А под обеспечением безопасности дорожного движения предлагает понимать деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий. Данный федеральный закон своей задачей обозначает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения в России, в основе имеющее конституционные ценности, конституционные принципы деятельности, регламентируется целым рядом отраслевых нормативных правовых актов, ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе многочисленными административными регламентами. Как отмечал в 2014 году Конституционный Суд РФ, обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой конституционно-значимую цель, достижение которой осуществляется посредством административно-правового регулирования [12].

Безопасность дорожного движения обеспечивается в нашем государстве целой системой различных государственных органов, участвующих в предотвращении и устранении опасных явлений и причин, приводящих к автокатастрофам, угрожающих жизни и здоровью граждан, их имуществу, а так же имуществу предприятий, учреждений, организаций. Государство заинтересованно в совершенствовании собственной государственной политики в вопросах повышения безопасности транспортных средств, совершенствования дорожных покрытий, подготовки участников дорожного движения (водителей, пешеходов) к участию в безопасном дорожном движении и, соответственно, в связи с этим постоянно находится в поиске оптимизирования государственных функции органов, участвующих в реализации данного направления политики [13, с. 48-51].

МВД России среди органов, участвующих в обеспечении национальной безопасности по направлению обеспечения безопасности дорожного движения, то есть предотвращении и устранении опасных явлений и причин, приводящих к автокатастрофам, угрожающих жизни и здоровью граждан, их имуществу, а так же имуществу предприятий, учреждений, организаций занимает особое место.

Следует отметить, что основные направления деятельности МВД России тесно связаны с функциональным предназначением полиции как составной части правоохранительной системы – защитой прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств, обеспечения общественного порядка. К одному из основных направлений деятельности МВД России согласно ст. 2 Федерального закона «О полиции» [14] (далее ФЗ «О полиции) относится обеспечение безопасности дорожного движения. Согласно п.19 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции», полиция обязана выполнять целый ряд функций, обеспечивая безопасность дорожного движения: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение, оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии, осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения и др.

Обеспечивается безопасность дорожного движения в системе МВД России специализированным подразделением – Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

К функциям полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, согласно ФЗ «О полиции», следует относить:

– принятие и регистрацию сообщений и заявлений о ДТП;

– незамедлительное прибытие на место происшествия, документацию обстоятельств его совершения, обеспечение сохранности следов происшествия;

– оказание первой помощи лицам, пострадавшим ДТП, а также лица, находящимися в результате этого в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

– выявление причин и условий совершения ДТП;

– обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на транспортных магистралях;

– предупреждение и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения;

– осуществление розыска лиц, скрывшихся с места ДТП;

– осуществление государственного контроля (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

– регулирование дорожного движения;

– оформление документов о ДТП;

– осуществление государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения;

– принятие экзамена на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдача водительских удостоверений;

– регистрацию в установленном порядке автомототранспортных средств;

– осуществление в предусмотренных законодательством случаях сопровождения транспортных средств, крупногабаритных грузов;

– вынесение заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности и др.

Данный перечень пополняется и иными функциями, содержащимися в различных нормативных правовых актах: ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указе Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановлении Правительства РФ «О правилах дорожного движения» [15] и мн.др.

ГИБДД в совокупности своих полномочий обеспечивает безопасность дорожного движения посредством контрольно-надзорных функций, административно-юрисдикционных функций[16, с. 25]., а также посредством функции предоставления государственных услуг, не обеспеченной мерами государственного принуждения[17, с. 273].

ГИБДД, осуществляя федеральный надзор в рамках установленных государством административных процедур, при осуществлении обязанностей: надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средства и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; проверке документов, идентификационного номера, номера кузова и др., а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; выезде на место дорожно-транспортного происшествия; остановке транспортного средства; остановке пешехода; применении мер административного воздействия в соответствии с КоАП РФ обладает обширными полномочиями, имеет право ограничивать права человека в защиту обеспечения безопасности дорожного движения на основе ФЗ «О полиции».

Обеспечивается безопасность дорожного движения органами внутренних дел и в рамках такой дополнительной функции полиции, как предоставление государственных услуг в рассматриваемой сфере. Результаты деятельности полиции по предоставлению государственных услуг по направлению обеспечения дорожного движения – полученное водительское удостоверение, разрешение на перевозку опасных грузов и т.д., гарантируют, то есть создают благоприятные условия для того, что правила дорожного движения водителями будут соблюдаться надлежащим образом, при перевозке опасных грузов будут соблюдаться все технические требования к безопасности по их перевозке, при переоборудовании транспортных средств будут соблюдаться все требования о безопасности и др. Иными словами, результаты деятельности по предоставлению государственных услуг закладывают основы надлежащего поведения участников дорожного движения, снижают угрозы и риски жизни и здоровью всех участников движения: и водителей, пассажиров, и пешеходов, а также риски повреждения и уничтожения имущества учреждений, предприятий, граждан, снижают риски разрушения дорожных покрытий, создания аварийных, опасных для жизни и здоровья населения ситуаций.

Таким образом, результаты деятельности ГИБДД, достигаемые в результате реализации ею своих функций, осуществляемых как с применением государственно-властных мер принуждения (контрольно-надзорные, юрисдикционные полномочия), так и без них (предоставление государственных услуг), в итоге в совокупности выступают гарантиями обеспечения защищенности личности, общества и государства от угроз и рисков, связанных с участием в дорожном движении, с использованием транспортных средств как источников повышенной опасности. ГИБДД выступает гарантом обеспечения безопасности дорожного движения как субъект обеспечения национальной безопасности.

REFERENCES

  1. Information on indicators of the state of road safety. –URL: https://stat.gibdd.ru (date of access: 22.04.2020). – Text: electronic.
  2. Kapranova Yu. V. Fire safety in the system of ensuring national security: certain aspects of legal regulation / Yu. V. Kapranova, G. M. Hovsepyan // Public safety, law and order in the III millennium. –– Pp. 84–89.
  3. President of Russia. –URL: https://kremlin.ru (date accessed: 23.04.2020). – Text: electronic.
  4. Fomin A. A. Legal security of subjects of Russian law / A. A. Fomin. –Saratov, 2005. – 332 p.
  5. Dreishev B. V. Legal security and problems of its provision / B. V. Dreishev // Jurisprudence, 1998. –2. – Pp. 11–19.
  6. Galuzin A. F. On the relationship between the concepts of «legal security» and «legal security» / A. F. Galuzin // Economic security of Russia: political guidelines, legislative priorities, security practice. Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. –6. – Pp. 15–25.
  7. Federal Law «On Security» dated 28.12.2010 No. 390 (as revised on 06.02.2020). –URL: https://consultant.ru (date accessed: 23.04.2020). – Text: electronic.
  8. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». –URL: https://consultant.ru (date of access: 04.26.2020). – Text: electronic.
  9. «Concept of public safety in the Russian Federation» (approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013 No. Pr-2685). –URL: https://consultant.ru (date of access: 04.29.2020). – Text: electronic.
  10. Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ). –URL: https://consultant.ru (date of access: 23.04.2020). – Text: electronic.
  11. Federal Law of December 10, 1995 No. 196-FZ (as amended on July 30, 2019) «On road safety». –URL: https://consultant.ru (date of access: April 28, 2020). – Text: electronic.
  12. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation in the case of checking the constitutionality of parts 5 and 7 of Art. 12.16, part 1 of article 12.17, parts 5 and 6 of article 12.19 and part 2 of article 12.28 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in connection with the request of a group of State Duma deputies dated April 24, 2014. –URL: https://consultant.ru (date of access: 04.23.2020). – Text: electronic.
  13. Kalyuzhny Yu. N. The road safety system in the Russian Federation: legal approaches and characteristic features / Yu. N. Kalyuzhny // Russian Justice. –– No. 12. – Pp. 48–51.
  14. Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ (as amended on 06.02.2020) «On the Police». –URL: https://consultant.ru (date of access: 23.04.2020). – Text: electronic.
  15. Federal Law of 08.11.2007 No. 257-FZ (as amended on 27.12.2018) «On highways and road activities in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation»; Decree of the President of the Russian Federation of 15.06.1998 No. 711 (as amended on 15.09.2018) «On additional measures to ensure road safety»; Decree of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 No. 1090 (as revised on 26.03.2020) «On traffic rules». –URL: https://consultant.ru (date of access: 27.04.2020). – Text: electronic.
  16. Sergeev S. A. Administrative and legal status of the traffic police as a subject of control and supervisory legal relations : monograph / S. A. Sergeev. –, 2015.– 173 p.
  17. Grishchenko A. N. Problems of legal security of the administrative functions of the police : monograph / A. N. Grishchenko. –: UNITY-DANA: Law and Law, 2018.– 319 p.