Актуальные проблемы экологической безопасности Крыма

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 379 – 384.

УДК: 342

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ КРЫМА

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

  • статье представлен анализ актуальных проблем экологической безопасности Крыма. Указано, что в современных условиях закономерно растет интерес к теоретическим и практическим проблемам обеспечения экологической безопасности на всей территории Российской Федерации и в конкретных субъектах федерации. Так, Крым – уникальный регион России. Эта уникальность подразумевает не только особое геополитическое положение, но и множество природных и почвенно-климатических факторов, которые обуславливают специфическую экологическую обстановку и социально-экономическое развитие региона. Анализируются понятия экология, экологическая безопасность, эко-система. Экологическая безопасность представлена как составляющая национальной безопасности, является состоянием защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства от угроз со стороны опасных природных объектов, загрязненных вследствие аварий, катастроф, хозяй-ственной деятельности, природных явлений, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера. Сделан вывод, что в целях экологической безопасности Крыма, необходимо консолидировать все усилия государства и общества по увеличению доли естественных природных территорий, ограни-чить, а в некоторых случаях и полностью запретить высоко масштабные техногенные воздействия на экосистему Крыма, тем самым, обеспечить его экологическую надежность.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экосистема, окружающая середа, национальная безопасность, усовершенствование.

  • современных условиях закономерно растет интерес к теоретическим и практи-

ческим проблемам обеспечения экологической безопасности на всей территории Российской Федерации и в конкретных субъектах федерации. Так, Крымский полу-остров – уникальный регион России. Эта уникальность подразумевает не только особое геополитическое положение, но и множество природных и почвенно-климатических факторов, которые обуславливают специфическую экологическую обстановку и социально-экономическое развитие региона.

Экологические проблемы регионов постоянно изучаются для выработки концеп-ции экологической безопасности как региона, так и государства в целом. Термин «экология» впервые введен в научный оборот немецким ученым-биологом Э. Гек-келем в 1866 г. в труде «Общая морфология организмов» для обозначения учения о взаимоотношениях организмов друг с другом и средой их обитания [1]. Имелась ввиду наука об условиях существования в природе растений и животных, как чисто биологическая дисциплина об общем отношении организма к окружающей природ-ной среде.

  • основным положениям в сфере природоохраны и соответственно, экологиче-ской безопасности, следует отнести такие понятия, как природа, природные объек-ты, окружающая природная среда, экологические системы и т.п. Следует отметить, что одним из немногих законов, содержащих требования относительно природы, является Конституция РФ, в которой возлагается на каждого обязанность охранять природу и окружающую природную среду (ст. 58 – каждый обязан сохранять при-роду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам) [2].

Вместе с тем, следует признать, что «окружающая природная середа» – одна из

379

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

самых фундаментальных категорий современной науки и практики. Окружающая среда, а не природа, является интегрированным объектом правового регулирования общественных отношений по поводу природы на современном этапе согласно национального и международного права [3].

Термин «окружающая среда» был введен в оборот в связи с тем, что на первый план вышла заинтересованность человека в сохранении благоприятного состояния природы как среды жизни людей в условиях стремительного роста научно-технического прогресса, увеличения населения и т.п. [4, с. 243].

ФЗ РФ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» [5] устанавливается пра-во граждан на благоприятную окружающую среду (окружающую природную среду, условия труда, быта, проживания, отдыха и т.п.), факторы, которые не должны опасно и вредно влиять на организм человека нынешнего и будущих поколений. Экологические и санитарно-гигиенические требования определяют содержание по-нятия «окружающая среда».

Науке и практике известно еще одно понятие, которое имеет значение для анали-за проблемы, – «экосистема». Экологические системы могут быть как природного происхождения (например, лес, река), так и искусственного, возникающие вслед-ствие антропогенного воздействия человека (трансформированные, а также моди-фицированные, измененные в процессе преобразующей деятельности общества, например, искусственные озера, искусственно посаженный лес). Поэтому взаимо-связь экосистем обязывает всех граждан, коллективные субъекты и государство учитывать экологические последствия своих действий, даже если они не связаны с воздействием на природу. Это позволяет определить понятие «экосистема», высту-пающее как объект правового регулирования.

Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, наделенная замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, которые придают ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосисте-мами и имеющая определенную биологическую продуктивность.

Сейчас осложнение экологических проблем в городах и населенных пунктах из-менило отношение к благоустройству – требования защиты здоровья населения, со-здания благоприятных условий для их проживания. Впервые в градостроительных проектах ставится цель рациональной организации территории с учетом экономиче-ски безопасного развития, планирования, застройки, реконструкции, благоустрой-ства и озеленения городов, что обеспечивает реализацию прав граждан на укрепле-ние здоровья, их гармоничное физическое и духовное развитие.

Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать наиболее благоприятные условия проживания населения, в том числе, за счет благоустрой-ства жилых районов, восстановления санитарно-защитных зон, строительства и ре-конструкции объектов коммунального хозяйства, рационального использования го-родских земель.

Применяя перечисленное к Крыму, поддерживаем мнение А.Н. Тетиора [6, с. 6-14], что в связи с отсутствием должного контроля, Крым далеко не лучшим образом застроен и освоен: например, выполнена недопустимая с точки зрения экологии за-стройка берега моря как в городах, так и в случайных местах, подходящих для осво-ения, например, для «рыбаков», построены поселки для прибывших в Крым, ранее депортированных граждан, с исключительно малой архитектурно-ландшафтной ин-

380

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

дивидуальностью и выразительностью, с низким уровнем современной урбаниза-ции. Недопустима пропаганда успешной застройки берега моря. Застройка Крыма ведется зачастую хаотично: частные дома возводят из ракушечника с минимальны-ми архитектурными требованиями, тогда как ряд зданий – гостиниц, объектов от-дыха, и пр. – выполняют по оригинальным индивидуальным проектам. В итоге по-лучается эклектика, смешение стилей, и не гармонирующий с природной средой архитектурный образ Крыма.

Степень благоустройства населенных пунктов и других общественных мест вдвойне влияет на окружающую человека среду.

Во-первых, при реализации экологической безопасности большое значение име-ет планирование населенных пунктов, размещение культурно-зрелищных учрежде-ний, предприятий торговли и общественного питания, благоустройства улиц и зеле-ных насаждений, зон отдыха, стоянок автотранспорта. В свою очередь, обеспечение порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах является од-ним из необходимых условий поддержания окружающей природной среды.

Во-вторых, состояние благоустройства влияет на формирование общественной морали: засорения улиц, площадей, подъездов домов, парков бытовыми отходами; неудовлетворительное состояние общественных мест, повреждение или уничтоже-ние зеленых насаждений – причиняют вред общественной морали.

На связь благоустройства и экологической безопасности указывает и то, что чи-стота и порядок в общественных местах способствуют формированию у людей по-зитивного отношения к общественной нравственности, повышению экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан с целью воспитания бережного отношения к окружающей природной среде. И, наоборот, повреждение или уничтожение зеленых насаждений и садово-паркового оборудова-ния, ограждений парков и газонов и т.п. (повреждение городских насаждений, хож-дение или проезд по газонам и т.д.) нередко создают благоприятные условия для совершения нарушений в сфере благоустройства, общественного порядка и окру-жающей природной среды.

Создается своеобразный негативный морально-эмоциональный фон, способ-ствующий развитию криминальной ситуации, который приводит к нарушению эко-логической безопасности. Таким образом, экология – это комплексная наука, изу-чающая среду обитания живых организмов, взаимосвязи между ними и средой про-живания, обеспечение оптимальных условий, необходимых человеку для жизни и развития, функционирование и взаимодействие с другими компонентами.

Категорию «экологическая безопасность», следует рассматривать в аспекте без-опасности в целом. Исходя из того, что безопасность является понятием специфиче-ским и многогранным, его нужно рассматривать с позиции комплексного подхода, с учетом междисциплинарного назначения. Здесь в одинаковой степени важны эко-номические, политические, экологические и другие аспекты. Поэтому при рассмот-рении вопросов безопасности в научных исследованиях и законотворчестве исполь-зуются различные термины: «безопасность», «безопасность государства», «нацио-нальная безопасность».

  • Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной без-опасности Российской Федерации» [7] под «национальной безопасностью» понима-ется остояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от

381

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституци-онных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, граждан-ский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее неза-висимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.

Таким образом считаем, что проблему экологической безопасности стоит рас-сматривать в рамках более широкой проблемы – национальной безопасности в це-лом, поскольку национальная безопасность служит крайне важной цели – обеспече-нию безопасности жизненно важных интересов всего населения страны. Поскольку законодательство является целостной социальной системой, то мы должны исхо-дить из того, что носителем интегрированных потребностей граждан и социальных групп является нация. Поэтому термин «национальная безопасность» точнее отра-жает сущность вопроса экологической безопасности человека, общества и государ-ства.

  • экологической сфере угрозы национальной безопасности РФ создают значи-тельные антропогенные нарушения и техногенная перегруженность территорий; неэффективное использование природных ресурсов, широкомасштабное примене-ние экологически вредных и несовершенных технологий; неконтролируемый ввоз экологически опасных технологий, веществ и материалов; негативные экологиче-ские последствия оборонной и военной деятельности.

Так, среди экологических проблем Крыма можно выделить застройку береговых линий, добычу в местных карьерах стройматериалов – песка, известняка; добыча морского песка из пляжей; чрезмерная освоенность территории различными объек-тами хозяйственной деятельности; неконтролируемая распашка земель; недостаток лесов, водоемов с пресной водой и др.

Поэтому важное значение в этой связи, имеет решение поставленной в Стратегии задачи обеспечения экологически и технологически безопасных условий жизнедея-тельности общества, при этом обеспечение национальной безопасности в экологи-ческой сфере является актуальным направлением деятельности общества и государ-ства [7].

Управление деятельностью системы обеспечения национальной, в том числе экологической безопасности, определяются полномочиями основных субъектов указанной системы: общества, Государственной Думы, Президента РФ, Совета без-опасности РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и т.д.

Это также отражено в федеральном законодательстве об охране окружающей среды, где указано: охрана окружающей среды, рациональное использование при-родных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности че-ловека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального разви-тия РФ; а природные ресурсы РФ являются собственностью народа РФ. Государ-ственная система экологической безопасности должна защищать от экологических угроз, которые проявляются в локальных, региональных и глобальных масштабах.

Экологическая безопасность, следует заметить, является необходимым сред-ством реализации государственных устремлений в различных сферах общественной жизни, но существуют еще и другие угрозы объектам безопасности (экономические, военные, технологические, политические, международные и т.п.).

382

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

Так, достижения экономической безопасности в рассматриваемой сфере способ-ствуют укреплению экологической безопасности, поскольку предоставление гаран-тии того, что интересы охраны окружающей природной среды не будут использо-ваться как повод для экономической и торговой дискриминации, послужат мощным стимулом в природоохранной деятельности. В свою очередь, экологическая без-опасность поставит надежный заслон эксплуатации природной среды (эксплуатация природных ресурсов, захоронения на их территории опасных отходов, и др.).

Так, Г.П. Серов определяет экологическую безопасность личности, общества и государства как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от угроз [8, с. 33].

Таким образом, экологическая безопасность как элемент национальной безопас-ности, является понятием более объемным и является состоянием окружающей природной среды, при котором организационно-правовыми, научно-техническими, экономико-политическими и другими мерами обеспечивается: надлежащее качество окружающей природной среды, т.е. такое состояние окружающей среды, при кото-ром остается неизменной анатомическая целостность организма и при нахождении его в этой среде нормально осуществляются его физиологические процессы; отсут-ствие угроз для окружающей среды и для человека; предотвращение ухудшения ка-чества окружающей природной среды; охрана, воспроизведение и улучшение при-родных объектов; устранение существующего негативного влияния на природные объекты.

Следовательно, экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности является состоянием защищенности жизненно важных интересов че-ловека, общества и государства от угроз со стороны опасных природных объектов, загрязненных вследствие аварий, катастроф, хозяйственной деятельности, природ-ных явлений, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Касаемо экологической безопасности Крыма, необходимо консолидировать все усилия государства и общества по увеличению доли естественных природных тер-риторий, ограничить, а в некоторых случаях и полностью запретить высоко мас-штабные техногенные воздействия на экосистему Крыма, тем самым, обеспечить его экологическую надежность.

Список литературы:

  1. Геккель Э. Общая морфология организмов / Э. Геккель. – М., 1965. – 329 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменения-ми, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  3. Экологическое право : учебник для вузов / С. А. Боголюбов [и др.] ; под ред. С. А. Боголюбова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 304 с.
  4. Бондарь, Л.А. Аграрное, земельное и экологическое право: учеб. пособ. / Л.А. Бондарь. – Х., 2005. –
  5. с.
  6. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) // Элек-тронный ресурс: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34823/
  7. Тетиор А.Н. Крым: экосистема требует бережного обращения (необходима программа экологиче-ской оптимизации Крыма) / А.Н. Тетиор // Sciences of Europe # 50, (2020). – С. 6-14.
  8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021

№ 400 // Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/?ysclid=lm12wcf9h4546820103

383

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

  1. Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышлен-ной и иных видов деятельности / Г.П. Серов. – Москва: Ось-89, 1998. – 222 с.

Lihachyov S. V., Raksha N. S. Actual problems of ecological safety of the Crimean peninsula // //

Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р.

379 – 384.

The article presents an analysis of the current problems of environmental safety of the Crimean peninsula. It is indicated that in modern conditions, interest in theoretical and practical problems of ensuring environmen-tal safety throughout the territory of the Russian Federation and in specific subjects of the Federation is natu-rally growing. Thus, the Republic of Crimea is a unique region of Russia. This uniqueness implies not only a special geopolitical position, but also a variety of natural and soil-climatic factors that determine the specific ecological situation and socio-economic development of the region. The concepts of ecology, ecological safe-ty, ecosystem are analyzed. Environmental safety is presented as a component of national security, it is a state of protection of vital interests of a person, society and the state from threats from hazardous natural objects contaminated as a result of accidents, catastrophes, economic activities, natural phenomena, natural and man-made emergencies. It is concluded that in order to ensure the ecological safety of the Crimea, it is necessary to consolidate all efforts of the state and society to increase the share of natural territories, limit, and in some cases completely prohibit high-scale man-made impacts on the ecosystem of the Crimea, thereby ensuring the ecological reliability of the peninsula.

Keywords: ecological safety, ecosystem, environment, national security, improvement.

Spisok literaturi:

  1. Haeckel E. General morphology of organisms / E. Haeckel. – M., 1965. – 329 p.
  2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments ap-proved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Electronic resource: https://www.consultant.ru/ docu-ment/ cons_doc_LAW_28399/
  3. Environmental law : textbook for universities / S. A. Bogolyubov [et al.] ; edited by S. A. Bogolyubov. – 7th ed., reprint. and additional – Moscow : Yurayt Publishing House, 2023. – 304 p
  4. Bondar, L.A. Agrarian, land and environmental law: textbook. manual / L.A. Bondar. – H., 2005. – 528 p.
  5. About environmental protection: feder. Law No. 7-FZ of 10.01.2002 (latest edition) // Electronic resource: https://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_34823/
  6. Tetior A.N. Crimea: the ecosystem requires careful handling (a program of ecological optimization of the Crimea is needed) / A.N. Tetior // Sciences of Europe # 50, (2020). – Pp. 6-14.
  7. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federa-

tion dated 02.07.2021 No. 400 // Electronic resource: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 /?ysclid=lm12wcf9h4546820103

  1. Serov G.P. Legal regulation of environmental safety in the implementation of industrial and other activities / G.P. Serov. – Moscow: Os-89, 1998. – 222 p.

.

384