Закон о медицинских учреждениях для заключенных Финляндии 2015 г. и его последующее развитие

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Великая О. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 545–552.

УДК 342

ЗАКОН О МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ФИНЛЯНДИИ 2015 Г. И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ

Великая О. С.

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

МЧС России

    • данной публикации раскрывается содержание Закона о медицинских учреждениях для заклю-ченных 2015 г. Финляндии с смежными законами и дополнениями 2023 г., вступающими в силу в 2024
  • Вместе с тем в работы изложены основные составляющие созданной в Финляндии системы служб, занимающихся вопросами деятельности пенитенциарной системы страны и специфика их взаимодей-ствия между собой. Непосредственно вопросами охраны здоровья осужденных занимаются; министер-ство социального обеспечения и здравоохранения, региональные органы государственного управления Отдел охраны здоровья заключенных, Группа по охране здоровья заключенных при Национальном институте здравоохранения и социального обеспечения, Агентство уголовных наказаний, Агентство регионального государственного управления, Национальный органа надзора за благосостоянием и здоровьем и т.д.

Ключевые слова: Финляндия, заключенные, государственные органы, охрана здоровья, реабили-тация, инспектор.

Система медицинских и иных учреждений Финляндии, занимающаяся пробле-мами лечения и реабилитации осужденных и лиц, временно ограниченных в своих правах, стала складываться еще в 19 в. с появлением специальных заведений для несовершеннолетних правонарушителей; лиц, ведущих образ жизни, нарушающий устоявшиеся в обществе правила.

Ее развитие в ХХ в. продолжилось, в том числе в связи с распространением наркотических и психотропных веществ среди населения, усугублением социаль-ных пороков, ростом количества мигрантов и т.д. В сложившейся ситуации выпол-нение функций по лечению и реабилитации заключенных и осужденных лиц ис-ключительно силами пенитенциарного ведомства страны оказалось затруднительно,

  • том числе в связи с: а) большим объёмом необходимой работы; б) проведением профилактических мер; в) невозможностью исключительно силами пенитенциарно-го ведомства выполнения разнообразных функций, мало присущих его задачам.
    • целью разрешения указанных задач, в 2015 г. разработан и принят «Закон о медицинских учреждениях для заключенных» [1]. Им, обязанности и руководство Отделом охраны здоровья заключенных. Сфера действия данного акта распростра-няется на Группу по охране здоровья заключенных при Национальном институте здравоохранения и социального обеспечения (далее – НЗиСО) [2], которая осу-ществляет свои действия по всей стране (§1).

Задача Отдела охраны здоровья заключенных заключается в организации меди-цинского обслуживания и медицинского обслуживания заключенных и лиц, содер-жащихся под стражей до суда, в соответствии с гл. 767 Закона о тюрьмах (2005/10) [3] и гл. 768 Закона о предварительном заключении 2005 г. (§2) [4].

Отдел охраны здоровья заключенных возглавляет директор Службы охраны здо-ровья заключенных, который принимает решения по вопросам, касающимся данно-го подразделения, за исключением случаев, когда они были переданы Совету дирек-торов или если они не предусмотрены или не предписаны в правилах процедуры

545

Закон о медицинских учреждениях для…

для решения другим должностным лицом (§3). При этом на НЗиСО возложено об-щее руководство, развитие, управление и надзор за деятельностью Группы по охране здоровья заключенных (§4).

    • Отделе охраны здоровья заключенных имеется Совет, назначаемый НЗиСО сроком на 4 года. Его правление состоит из председателя, заместителя председателя
  • не более 7 других членов с личными заместителями. Совет управляющих утвер-ждает правила процедуры Группы охраны здоровья заключенных.

Отдел охраны здоровья заключенных ведет реестр пациентов, в котором хранят-ся документы пациентов, упомянутые в Законе об обработке клиентских данных в сфере социального обеспечения и здравоохранения 2003 г. (далее –Закон о клиент-ских данных) [5]. Обработка данных пациентов регулируется положениями Закона о данных клиентов (14.4.2023/721). Однако, ч. 721 с изменениями, внесенными Зако-ном N 2023/1, вступает в силу с 1.1.2024. Предыдущая формулировка гласит:

Отдел охраны здоровья заключенных ведет реестр пациентов, в котором хранят-ся документы пациентов, упомянутые в ст. 785 Закона о статусе и правах пациентов [6]. Положения, касающиеся данных, подлежащих хранению в документах пациен-тов, и сроков их хранения изложены в указанном разделе и изданных на его основа-нии правилах. В ст. 13 этого Закона содержатся положения о конфиденциальности информации, содержащейся в документах пациентов.

Данные, содержащиеся в регистре пациентов, могут обрабатываться только ли-цами, участвующими в лечении пациентов или связанных с этим задачах от имени Отдела охраны здоровья заключенных или от его имени. Медицинский работник, нанятый Агентством уголовных наказаний, должен регистрировать данные, полу-ченные в ходе выполнения своих обязанностей по медицинскому обслуживанию или медицинскому обслуживанию, в регистре пациентов, упомянутом в настоящей статье.

Обработка данных пациентов также регулируется положениями Закона об элек-тронной обработке данных клиентов в сфере социального обеспечения и здраво-охранения [7]. Закон N 159/2007 об электронной обработке данных клиентов в сфе-ре здравоохранения и социального обеспечения 784/2021 отменен Законом об элек-тронной обработке данных клиентов в сфере здравоохранения и социального обес-печения.

    • дополнение к положениям о разглашении данных пациентов, изложенным в гл. 8 Закона о клиентских данных или других правовых актах, врач, ответственный за медицинское обслуживание заключенных и лиц, содержащихся под стражей до су-да, или, в соответствии с его инструкциями, другой медицинский работник может разглашать данные, хранящиеся в регистре пациентов, следующим образом:
    • дополнение к положениям о разглашении данных о пациенте без письменного согласия пациента, изложенным в п. 13 и 3 ст. 4 Закона о статусе и правах пациен-тов или в другом законодательном акте, врач, ответственный за медицинское об-служивание заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда, или по его указанию другой медицинский работник может разглашать данные, хранящиеся в журнале регистрации пациентов, следующим образом:

1) начальнику отдела оценки клиентов или начальнику пенитенциарной части, а также должностному лицу, работающему в Агентстве уголовных наказаний в по-рядке, установленном регламентом Агентства уголовных наказаний или Центра

Великая О. С.

уголовных наказаний, такую информацию о риске насилия, самоубийства, инфек-ционных заболеваний или других подобных рисках, вызванных болезнью заклю-ченного или лица, содержащегося под стражей, которая необходима для защиты жизни, здоровья или безопасности данного лица или для защиты других лиц предотвращать угрозу жизни, здоровью или безопасности людей;

    1. начальнику отдела оценки клиентов или начальнику пенитенциарной части, или должностному лицу Агентства уголовных наказаний, ответственному за функ-ции, указанные в регламенте Агентства или Центра уголовных наказаний, такую информацию, связанную с обеспечением безопасности труда работника, которая необходима для оценки трудоспособности заключенного или лица, содержащегося под стражей, с целью трудоустройства его на работу, а также такую информацию, которая необходима для оценки осужденного или лица, содержащегося под стра-жей, или способность лица, находящегося в предварительном заключении, обучать-ся или заниматься другой деятельностью;
    2. руководителю подразделения по оценке клиентов или должностному лицу Агентства уголовных наказаний, указанному в регламенте Агентства, такую инфор-мацию о состоянии здоровья и обращении с заключенным, которая необходима для оценки риска совершения насильственного или сексуального преступления, указан-ного в п. 400 и 2015 ч. 70 ст. 1 Закона об исполнении общественных санкций;
    3. начальнику пенитенциарного учреждения такую информацию о состоянии здоровья и обращении с заключенным, включенную в оценку риска совершения насильственного или сексуального преступления, упомянутого в п. 3, которая необ-ходима для принятия решения о помещении заключенного на испытательный срок под надзор пробации в соответствии со ст. 70 Закона об исполнении общественных санкций;
    4. должностное лицо Агентства, в должностные обязанности которого входит рассмотрение дела об освобождении заключенного, упомянутого в п. 781 ст. 2005 Закона о процедуре освобождения пожизненно заключенных, оценка риска насилия для рассмотрения указанного дела, а также оценка риска насилия, оцениваемая для руководителя подразделения по оценке клиентов, тюремного или общинного управ-ления по санкциям или должностного лица, ответственного за операции, указанные
  • правилах процедуры Центра уголовных наказаний письменное заявление о выво-дах оценки риска насилия с целью планирования и осуществления организуемых мероприятий;
    1. должностное лицо Агентства, в должностные обязанности которого входит освобождение заключенного, отбывающего весь срок наказания, указанного в, как это предусмотрено в законах 780/2005, 735/2015 и 1718/2015, оценка опасности для решения указанного вопроса, и начальник отдела оценки клиентов, тюремного или общинного управления по санкциям, или лицо, ответственное за операции, указан-ные в правилах процедуры Центра уголовных наказаний письменное заявление о выводах оценки опасности для планирования и осуществления мероприятий, кото-рые должны быть организованы для должностного лица на основе оцененного риска насилия;
    2. Должностному лицу Агентства, в обязанности которого входит подготовка пе-риода надзора за заключенным, осужденным к комбинированному наказанию, —

547

Закон о медицинских учреждениях для…

оценка риска совершения заключенным насильственного преступления с целью подготовки.

Без согласия пациента информация, необходимая для его медицинского обслу-живания или выполнения обязанностей по медицинскому обслуживанию, может быть раскрыта из реестра пациентов медицинским работникам, работающим в Агентстве уголовных наказаний.

Без письменного согласия субъекта данных персоналу Агентства уголовных наказаний, не являющемуся медицинскими работниками, может быть раскрыта только информация, указанная в частях 1 (1) и (2), которая не раскрывает характер заболевания или другие сведения о здоровье или лечении.

Письменное заявление о выводах оценки риска совершения насильственного или сексуального преступления, подготовленное упомянутым в части 1 статьи 3 подраз-делением по оценке клиентов, может быть представлено руководителю подразделе-ния Управления по исполнению наказаний Сообщества или должностному лицу Агентства уголовных наказаний, указанному в регламенте Центра уголовных нака-заний, при планировании и осуществлении мероприятий, включенных в надзор за условно-досрочным освобождением, требуемый оценкой [8].

Для выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 5, может быть также раскрыта информация об оценке, содержащейся в заявлении, основанном на иссле-довании психического состояния подсудимого, упомянутого в статье 17 главы 37 Судебно-процессуального кодекса, о том, считается ли обвиняемый чрезвычайно опасным для жизни, здоровья или свободы другого лица.

Право на получение информации от других медицинских учреждений и других органов

    • дополнение к положениям, предусмотренным в других разделах Закона, Отдел охраны здоровья заключенных имеет право, несмотря на положения о секретности, получать данные из реестра пациентов другого медицинского учреждения, с тем чтобы подготовить оценку или заключение об опасности насилия для заключенного,
  • котором говорится в п. 1 ст. 2 Закона о процедуре освобождения пожизненно за-ключенных и п. 70 и 1 п. 5 ст. 6 Закона об исполнении наказаний в общинах, и пла-нировать мероприятия, организуемые в соответствии с ним, и планировать меро-приятия, организуемые в соответствии с ним, и осуществление в подразделении Агентства по уголовным наказаниям. Для подготовки вышеупомянутой оценки или заключения Отдел охраны здоровья заключенных имеет право получить от Нацио-нального института здравоохранения и социального обеспечения информацию об обследовании психического состояния обвиняемого, о котором говорится в ст. 17 гл. 37 Судебно-процессуального кодекса, и основанного на нем заявления.

Данные, упомянутые в подразделе 1, могут обрабатываться только теми долж-ностными лицами Отдела охраны здоровья заключенных, которые абсолютно необ-ходимы для выполнения своих обязанностей, указанных в этом подразделе. Доку-менты должны быть уничтожены, как только они отпадают в необходимости для целей настоящего подраздела.

Отдел охраны здоровья заключенных имеет право получать информацию, со-держащуюся в Реестре уголовных наказаний Агентства по уголовным наказаниям, в объеме, необходимом для выполнения обязанностей лицами, работающими в Отде-ле охраны здоровья заключенных.

Великая О. С.

Глава 3 (отменена в 2003 г.) «Руководство и надзор за медицинским обслужива-нием заключенных» устанавливает, что Министерство социального обеспечения и здравоохранения отвечает за общее руководство, планирование, развитие и надзор за медицинским обслуживанием заключенных.

Региональные органы государственного управления осуществляют надзор за за-конностью медицинского обслуживания и медицинского обслуживания заключен-ных, организованного и предоставляемого Отделом охраны здоровья заключенных, и предоставляют соответствующие рекомендации.

Национальный орган по надзору за благосостоянием и здоровьем руководит дея-тельностью региональных органов государственного управления по осуществле-нию, координации и гармонизации надзора и соответствующего руководства. Не-смотря на положения подраздела 1, Национальный орган по лицензированию и надзору осуществляет надзор за законностью медицинского обслуживания и меди-цинского обслуживания заключенных, организуемого и предоставляемого Отделом охраны здоровья заключенных, и дает соответствующие рекомендации, особенно в следующих случаях:

  1. вопросы, имеющие принципиальное значение или имеющие далеко идущие последствия;
  2. вопросы, которые по существу связаны с другими вопросами надзора, связан-ными со здравоохранением или медицинскими работниками, находящимися в веде-нии Государственного надзора за благосостоянием и здоровьем;
  3. вопросы, от рассмотрения которых отстранены должностные лица Агентства регионального государственного управления, осуществляющие надзорные вопросы.

При необходимости в постановлении правительства будет закреплено более по-дробное разделение обязанностей между Национальным органом по надзору и здра-воохранению и Региональным агентством государственного управления в области надзора и соответствующего руководства (9 §).

Для выполнения указаний, упомянутых в ст. 9, Региональное государственное административное агентство и Национальный надзорный орган по вопросам соци-ального обеспечения и здравоохранения могут проводить инструктажные и оценоч-ные визиты в учреждения Отдела охраны здоровья заключенных, которые органи-зуют и предоставляют медицинские услуги заключенным.

Инструктажные и оценочные визиты и их программа должны быть заранее со-гласованы с Отделом охраны здоровья заключенных и соответствующим подразде-лением (10 §).

Областные органы государственного управления и Государственный надзорный орган благосостояния и здравоохранения могут проверять упомянутые в выше, учреждения и услуги в области здравоохранения и медицинского обслуживания, а также места и помещения, используемые для их организации, при наличии обосно-ванной причины для проведения проверки. Национальный орган по надзору за бла-госостоянием и здравоохранением может поручить региональному государственно-му административному агентству провести вышеупомянутую проверку от его име-ни. Проверка может быть без предварительного уведомления. Постановление о про-верке обжалованию не подлежит.

Инспектор должен быть допущен в тюрьму и во все помещения Отделения охра-ны здоровья заключенных. Несмотря на положения о конфиденциальности, инспек-

549

Закон о медицинских учреждениях для…

ция представляет все запрашиваемые инспектором документы, необходимые для проведения инспекции, и бесплатно предоставляет копии по просьбе инспектора. Инспектор также имеет право производить фотографии во время проверки, но право осмотра не распространяется на помещения, используемые для постоянного жилья. Нельзя фотографировать заключенных или лиц, находящихся в предварительном заключении [8].

При этом, инспектору могут оказывать помощь эксперты, необходимые для про-ведения проверки. На эксперта распространяются положения об уголовной ответ-ственности. Положения об ответственности за ущерб изложены в Законе о деликт-ной ответственности [9]. В случае необходимости полиция должна оказать испол-нительную помощь Агентству регионального государственного управления и Наци-ональному органу по надзору за благосостоянием и здоровьем в проведении про-верки.

Положения об инспекциях, изложенные в ст. 434 Закона об административной процедуре (2003/39) [10], в остальном применяются к инспекции.

При обнаружении недостатков или других недостатков, угрожающих безопасно-сти пациентов, в организации или осуществлении медицинского обслуживания за-ключенных или если деятельность иным образом противоречит настоящему или иному законодательству о медицинском обслуживании заключенных, региональное государственное административное учреждение или Национальный надзорный ор-ган социального обеспечения и здравоохранения может издать приказ об их устра-нении.

Региональное государственное административное учреждение и Национальный надзорный орган по вопросам социального обеспечения и здравоохранения могут обязать медицинское учреждение для заключенных выполнить приказ, упомянутый

  • подразделе 1, угрожая наложением штрафа или приостановлением его деятельно-сти, или запретить использование этого учреждения, его части или оборудования.

Решение Агентства регионального государственного управления и Национально-го органа надзора за благосостоянием и здоровьем о приостановлении деятельности или запрете использования устройства, его части или оборудования должно выпол-няться независимо от апелляции, если иное не предписано апелляционным органом.

Положения настоящего раздела не применяются к практикам, указанным в За-коне о лекарственных средствах [11]. Если региональное государственное админи-стративное учреждение или Национальный надзорный орган социального обеспече-ния и здравоохранения во время надзора выявит недостатки или другие недостатки

  • фармацевтических услугах, о них необходимо сообщить в Агентство по лекар-ственным средствам. STUK должен быть уведомлен о любых недостатках или недо-статках, обнаруженных при использовании излучения.

Если дефект, ошибка, небрежность или другой дефект, обнаруженные в органи-зации или осуществлении медицинской помощи или медицинской помощи, не при-водят к мерам, указанным в ст. 12, Региональное агентство государственного управ-ления и Национальный орган по надзору за благосостоянием и здоровьем могут до-вести до сведения Отдела охраны здоровья заключенных или лица, ответственного за ошибочную деятельность, их понимание процедуры, установленной в Законе, или обратить внимание поднадзорного лица на надлежащую организацию деятельности и надлежащую организацию деятельности и благо к требованиям администрации.

Великая О. С.

Агентство регионального государственного управления и Национальный орган по надзору за благосостоянием и здоровьем также могут потребовать от поднадзорного субъекта исправить обнаруженный недостаток или другой дефект. Если упомянутые выше меры не могут быть признаны достаточными с учетом факторов, влияющих на общую оценку вопроса, Агентство регионального государственного управления

  • Национальный надзорный орган социального обеспечения и здравоохранения мо-гут вынести поднадзорной стороне предупреждение на будущее.

Апелляция не могут быть поданы против административного распоряжения или запроса, выданного региональным государственным административным агентством или Национальным надзорным органом по благосостоянию и здравоохранению, упомянутым в этом разделе.

Региональное государственное административное агентство и Национальный надзорный орган социального обеспечения и здравоохранения принимают меры, которые они сочтут необходимыми для обеспечения безопасности пациентов или соблюдения закона на основании вопроса надзора, о котором им станет известно. Надзорный вопрос, основанный на событии старше двух лет, не расследуется, если для этого нет особой причины.

Особо определены в законы вопросы, касающиеся права доступа надзорного ор-гана (§14), право доступа надзорного органа (§15), детоксикация опиоидной зави-симости и заместительная терапия опиоидными препаратами (§16а) и переходные положения. Последние, наиболее важные изменения в рассматриваемый закон 2015 г. были внесены в 14.4.2023, отдельные из которых вступаю в силу лишь в 2024 г.

(14.4.2023/741) [12].

Список литературы:

1. 30.12.2015/1635. – URL: Закон о медицинских учреждениях для заключенных 1635/2015 — Современ-ное законодательство — FINLEX ® Laki vankien

2. Terveys- ja hyvinvointialan tutkimusyhteistyötä Keski-Suomen yksiköiden ja Terveyden ja hyvinvoinnin laitoksen välillä tiivistetään. – URL: Активизируется научно-исследовательское сотрудничество в обла-сти здравоохранения и благополучия между субъектами в Центральной Финляндии и Национальным институтом здравоохранения и социального обеспечения — Университет Ювяскюля (jyu.fi)

3. Vankeuslaki. 23.9.2005. – URL: Закон о тюремном заключении 767/2005 — Современное законодатель-ство — FINLEX ®

4. I OSA YLEISET SÄÄNNÖKSET. – 23.9.2005/767. – URL: Закон о тюремном заключении 767/2005 — Современное законодательство — FINLEX ®

5. Laki asiakastietojen käsittelystä sosiaali- ja terveydenhuollon alalla. 703/2023. – URL: 703/2023 — Спра-вочник законодательных изменений — FINLEX ®

6. Laki potilaiden asemasta ja oikeuksista. 1992/12. – URL: Закон о статусе и правах пациентов 785/1992 — Современное законодательство — FINLEX ®

7. Laki asiakastietojen sähköisestä käsittelystä sosiaali- ja terveydenhuoltoalalla. (159/2007). – URL: Отме-ненный Закон о защите клиентских данных в сфере социального обеспечения и здравоохранения… 159/2007 — Современное законодательство — FINLEX ®

8. Laki vankiterveydenhuoltolaitoksista annetun lain 6 ja 11 §:n muuttamisesta (1.4.2022/229). – URL: Закон о медицинских учреждениях для заключенных… 229/2022 — Оригинальные уставы — FINLEX ®

9. Vahingonkorvausvastuuta koskeva laki. 412/1974. – URL: Закон о деликтной ответственности 412/1974

  1. Hallinto-oikeus. (2003/39). – URL: Закон об административной процедуре 434/2003 — Современное законодательство — FINLEX ®
  2. Lääkelaki (395/1987). – URL: Закон о лекарственных средствах 395/1987 — Современное законода-тельство — FINLEX ®

551

Закон о медицинских учреждениях для…

  1. Laki vankiloiden terveydenhuoltolaitoksista. – URL: Закон о медицинских учреждениях для заклю-ченных… 721/2023 — Оригинальные уставы — FINLEX ®

Velikaya O.S. Prisoners’ health care facilities act 2015. Finland and its subsequent development // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 545–552.

This publication discloses the content of the Health Care Facilities for Prisoners Act 2015. At the same time, the work outlines the main components of the system of services established in Finland, dealing with the activities of the prison system of the country and the specifics of their interaction with each other. The Minis-try of Social Affairs and Health, the regional state authorities of the Prison Health Protection Unit, the Prison Health Protection Unit of the National Institute of Health and Welfare, the Criminal Sanctions Agency, the Regional State Administration Agency, the National Welfare and Health Surveillance Authority, etc. are di-rectly involved in the issues of health protection of prisoners.

Keywords: Finland, prisoners, public authorities, health care, rehabilitation, inspector.

.