Возбуждение дела об административном правонарушении прокурором: вопросы теории и практики

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Анкудинова Я. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 322-330.

СРОЧНО В НОМЕР

УДК 342.951; 342.5

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ПРОКУРОРОМ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Анкудинова Я. С.

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

Автором в статье представлен анализ проблемных вопросов возбуждения дела об административном правонарушении прокурором. Как приоритетные направления изучения в рамках данной статьи выделены: вопрос исключения фактов подмены прокурором полномочий других органов уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, расхождения в КоАП РФ трактовки права прокурора на возбуждения производства или дела об административном правонарушении, несоответствия положений норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и КоАП РФ в части привлечения к ответственности граждан прокурором, тема административного преследования как функции прокуратуры, полномочия прокурора относительно вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В заключении автором предлагается ряд обоснованных позиций по внесению изменений в законодательство с целью исключения некоторых проблемных вопросов в данной тематике.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, административные правонарушения, производства по делам об административных правонарушениях, возбуждение дела об административном правонарушении, прокурорская деятельность.

Развитие государства «предполагает выявление, познание и использование но-вых закономерностей, принципов и методов, что является задачей научного знания

  • его высшего уровня – теории» [1], данный процесс обуславливает и необходи-мость выявления актуальных теоретических вопросов, выступающих предметом научного интереса.
    • современных условиях «целесообразно выделить такое перспективное направ-ление как участие прокурора в производстве по делам об административных право-нарушениях» [2]. Это обусловлено принятием большого количества поправок в Ко-декс Российской Федерации об административных правонарушениях разработка проекта нового КоАП РФ, который «вряд ли заработает без проведения ряда сопут-ствующих реформ, которые будут затрагивать большинство сфер государственной деятельности и работы органов государственной власти, в том числе и органов про-куратуры, как одного из основных гарантов соблюдения конституционных прав» [3,

с. 56].

Тема участия прокурора в производстве по делам об административных право-нарушениях встречается в положения трудов таких, ученных как: Бахрах Д.Н. [4], Басов С.Л. [5], Винокуров А.Ю. [6], Стуканов А.П. [7], Маматов М.В. [8]. Актуаль-ность изучения данного вопроса подтверждается рядом диссертационных исследо-ваний, затрагивающих вопрос участия прокурора в производстве по делам об адми-нистративных правонарушениях, что выступает обоснованием актуальности данно-го направления как сферы научного исследования, так диссертации в данном

322

Анкудинова Я. С.

направлении написаны Гриценко Д. В. [9], Ломакиным В.И. [10], Медеевым Ю.В.

[11], Моренко К.В. [12], Рябус О.А. [13], Хазикова В.Н. [14].

Стоит отметить, что прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях занимает особое место, так как совокупностью подобных полно-мочий не обладает ни один из участников производства по делам об администра-тивных правонарушениях. Одной из особенностей статуса прокурора в производ-стве по делам об административных правонарушениях выступает и его право на возбуждение дела об административном правонарушении.

Целью рассмотрения вопроса возбуждения дела об административном правона-рушении прокурором выступает выявление основных спорных и проблемных мо-ментов в данном вопросе, установление основных направлений развития научной мысли и проработка практических сложностей в указанной тематике.

    1. Вопрос исключения фактов подмены прокурором полномочий других органов уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях.
    2. Существует объективная необходимость изучения вопроса расхождения в Ко-АП РФ трактовки права прокурора на возбуждения производства (ст.25.11) или дела (ст. 28.4) об административном правонарушении, к данной теме обращены работы Винокурова К.Ю. [15], Зрелова А.П. [16].
    3. Проблемным выступает факт несоответствия положений норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и КоАП РФ в части привлечения к ответственности граждан прокурором, к данной проблематике в своих трудах обра-щались Винокуров А.Ю. [6], Винокуров К. [15], Гадиятова М.В. [17].
    4. Актуальной выступает тема административного преследования, как отмечает А.Ю. Винокуров «функция административного преследования и ее отдельные ас-пекты требуют детального исследования на диссертационном уровне» [18].
    5. Актуальными к обсуждению выступают полномочия прокурора относительно вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном право-нарушении и процессуальном аспекте отказа прокурора в возбуждении дела об ад-министративном правонарушении в связи с тем, что в этом направлении должных научных исследований нет, за исключением работы Субановой Н.В. [19]

В целях пресечения правонарушений, а также реализации полномочий прокурора по защите прав, свобод и законных интересов граждан, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ему предоставлено право выносить мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Аналогичные полномочия прокурора предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ

  • ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, закрепляющей право прокурора при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Здесь стоит уделить внимание вопросу исключения подмены прокурором

полномочий других органов уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях. На такой необходимости внимание акцентируется и в Приказе Генерального прокурора №78 от 19.02.2015.

323

Анкудинова Я. С.

    • частности, возбуждение прокурором дела об административном производстве оправдано, когда уполномоченные органы не в полной мере реагируют на наличие факта правонарушения. Что обосновывает необходимость права прокурора вмешиваться, реализуя принцип неотвратимости ответственности. Действия прокурора по фактам выявленных правонарушений должны иметь избирательный подход к применению мер реагирования с целью не подменять органы контроля.

Хотелось бы акцентировать внимание на расхождения в КоАП РФ относительно трактовки права прокурора на возбуждения производства (ст.25.11) или дела (ст. 28.4) об административном правонарушении. На основании анализа практики прокурорской деятельности выявлены различные подходы к оформлению указанного постановления, отсутствие единообразия.

Нет и однозначного решения и в рамках научных исследований так позиции необходимости указывать в наименовании трактовки, обозначенной ст. 25.11 КоАП РФ – возбуждать производство по делу об административном правонарушении придерживается Винокуров К.Ю. [14], А.П. Зрелов полагает целесообразным вынесение «постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по правилам 28.2 КоАП РФ, а по результатам прокурорского расследования постановление об административном правонарушении» [16].

    • силу сложившейся практики логично закрепить право прокурора на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, с учетом тождественности данного постановления протоколу об административном правонарушении в силу положений ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ.

Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день существует факт несоответствия положений норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и КоАП РФ в части субъекта в отношении которого прокурор может выносить поста-новление о возбуждении производства по делу об административном правонаруше-нии, к данной проблематике в своих трудах обращались Винокуров А.Ю. [6], Вино-куров К. [15], Гадиятова М.В.[17], рассматривал указанную проблематику в своей работе Гриценко Д.В.[9] основным доводом здесь выступает то, что предметом про-курорского надзора является деятельность органов власти и их должностных лиц.

Положения статьи ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Фе-дерации» закрепляющие право прокурора выносить мотивированное постановление

  • возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, противоречат положениям ст. 28.4 КоАП РФ, которая содержит составы правонарушений, предусматривающие возможность привлечения к ответ-ственности граждан. Что на практике приводит к возбуждению дел прокурором в отношении физических лиц.
    • связи с чем полагаем возможным акцентировать внимание на данной пробле-матике и согласится с предложением Гриценко Д.В. относительно необходимости внесения дополнений ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ словами «…совершенном юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо должностным лицом, ответствен-ность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Рос-сийской Федерации» [6, С. 10] в силу отсутствия урегулирования данного вопроса на сегодняшний день в том числе и в Проекте КоАП РФ в ст. 44.1 продублировано положение действующей редакции КоАП РФ относительно возможности прокуро-ром возбудить дело о любом другом административном правонарушении [20].

324

Анкудинова Я. С.

Стоит отметить, что в Грузии и Туркменистане предусмотрена возможность при-влечения и преследования в административном порядке как должностных лиц, так и граждан.

Ст. 28.4 КоАП РФ установлена исключительная компетенция прокурора по возбуждение дел об административных правонарушениях.

При проведении анализа Проекта КоАП РФ выявлен ряд составов административных правонарушений, которые хотя и сохранились в Проекте, но отнесены к исключительной компетенции прокурора не были, и соответственно в ст. 44.1 Проекта КоАП РФ не предусмотрены.

Исходя из анализа данных Проекта КоАП РФ не ясна мотивация законодателя по невключению определенных составов в исключительную компетенцию прокурора. Считаю целесообразным предусмотреть в ст. 44.1 Проекта КоАП РФ следующие составы административных правонарушений в силу высокой общественной опасности и требующих дополнительного контроля со стороны органов прокуратуры: ст. 9.8. Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, 9.9. Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов, 34.40. Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов, 13.8. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности.

    • рамках изучения вопроса возбуждения дел об административных правонарушениях прокурором и проведения им административного расследования научным сообществом обсуждается тема административного преследования как функции прокуратуры в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Как отмечает А.Ю. Винокуров функция административного преследования и ее отдельные аспекты требуют детального исследования на диссертационном уровне [18].

Основополагающую роль в данном направлении играют роль работы Винокурова А.Ю., впервые данная тематика была обсуждена в его статье 2012 года

  1. и в дальнейшем прорабатывалась в рамках публикаций автора [22]. Указанная тематика прослеживается в трудах Воронина О.В. [23], Григорьева В.Н. [24], Илия С.К. [25], Маматова М.В. [8], Субановой Н.В. [19].

Считаем, что деятельность прокурора по возбуждению дела об

административном правонарушении и проведению административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными законами, необходимо рассматривать в качестве административного преследования, как функции.

Указанная позиция подтверждается введением гл. 29.1 Правовая помощь по делам об административных правонарушениях, с указанием на такой вид деятельности как административное преследование, при этом не раскрывая данное понятие. Винокуров А.Ю. определяет административное преследование как «системное понятие, характеризующееся совокупностью реализуемых прокурорами полномочий, формирующих самостоятельную функцию, подчиненную задачам законодательства об административных правонарушениях, изложенным в ст. 1.2 КоАП РФ, и способствующую достижению целевых установок, адресованных

325

Анкудинова Я. С.

прокуратуре РФ в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре.» [26].

Административного преследование стоит понимать, как совокупность полномочий, которыми наделен прокурор, его заместитель по осуществлению процессуальной деятельности прокуроров в рамках производства по делам об административных правонарушениях, направленную на привлечение к административной ответственности субъекта, совершившего правонарушение.

Рассматривая далее вопросы, требующие внимания стоит отметить, что итоговым решением на стадии возбуждения дела об административном правонарушении может выступать отказ в возбуждении дела. Удачно будет применение такой формы акта как представление, чем определение в силу того, что

  • рамках производства по делу об административном правонарушении в форме определения принимаются чаще текущие процессуальные решения.
    • связи с чем логично изложить ч. 5. ст. 28.1. с в следующей редакции «5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное представление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении».

О полномочиях прокурора относительно вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и процессуальном аспекте отказа прокурора в возбуждении дела об административном правонарушении должных научных исследований нет, за исключением работы Субановой Н. В. [27].

Обязанность по вынесению определения об отказе о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом наличия материалов, сообщений, заявлений, предусмотренных п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП будет возлагаться на прокурора исключительно в отношении тех составов, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 28.4 КоАП. В случае вынесения определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, не перечисленных в ч. 1 ст. 28.4 КоАП прокурор, как представляется, подменяет деятельность административно-юрисдикционных органов, тем самым принимая на себя риск обжалования принятого решения.

Практика работы органов прокуратуры в данном направлении идет разными путями. Существует практика, когда вопреки требованиям закона, определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, перечисленных

  • ч. 1 ст. 28.4 КоАП, при наличии материалов, сообщений, заявлений, предусмотренных п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП, прокуроры не выносят. Либо прокуроры выносят определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях без учета исчерпывающе перечисленных КоАП случаев, когда их составление необходимо (т.е. без материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП). Так, определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях выносятся по материалам самостоятельно запланированных и проведенных прокурорских проверок.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Возбуждение прокурором дела об административном производстве оправдано, когда уполномоченные органы не в полной мере реагируют на наличие факта

326

Анкудинова Я. С.

правонарушения. Что обосновывает необходимость права прокурора вмешиваться, реализуя принцип неотвратимости ответственности. Действия прокурора по фактам выявленных правонарушений должны иметь избирательный подход к применению мер реагирования с целью не подменять органы контроля.

  1. Закрепить право прокурора на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, с учетом тождественности данного постановления протоколу об административном правонарушении в силу положений ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, закрепляющих необходимость содержание в постановлении прокурора содержащее сведения, предусмотренные для протокола об административном правонарушении и в те же сроки.
  2. С целью разрешить несоответствие положений ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и КоАП РФ, внести дополнение ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ словами «…совершенном юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо должностным лицом, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодек-сом или законом субъекта Российской Федерации».
  3. Определить, что деятельность прокурора по возбуждению дела об

административном правонарушении и проведению административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными законами – это административное преследование, как функция прокуратуры.

  1. Обязанность по вынесению определения об отказе о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом наличия материалов, сообщений, заявлений, предусмотренных п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП возлагать на прокурора исключительно в отношении тех составов, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 28.4 КоАП.

Список литературы:

  1. Майдыков А.Ф. Формирование теоретических основ управления органами внутренних дел в осо-бых условиях как одного из научных направлений развивающейся теории управления органами внут-ренних дел и теории социального управления // Труды Академии управления МВД России. 2014. №3

(31).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-teoreticheskih-osnov-upravleniya-organami-

vnutrennih-del-v-osobyh-usloviyah-kak-odnogo-iz-nauchnyh-napravleniy (дата обращения: 03.09.2022).

  1. Анкудинова Я.С. Участие прокурора в производстве по делам об административных правонаруше-ниях: некоторые аспекты формирования научной мысли. Марийский юридический вестник. 2022. № 1 (37). С. 82-84.
  2. Анкудинова Я.С. Генезис научной мысли в сфере развития и становления института участия про-курора в производстве по делам об административных правонарушениях. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 2. – С.

56-63.

  1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Бахрах Д.Н. – 6-е изд., перераб. и доп. –

М.: Эксмо, 2011. – 624с.

  1. Басов, С.Л. Участие прокурора в административно-юрисдикционном процессе: учебное пособие / С. Л. Басов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015 — 188 с.
  2. Винокуров, А.Ю., Борисов, С. В., Бут, Н. Д и др. Теоретические основы и прикладные проблемы участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях / А. Ю. Виноку-ров, С. В. Борисов, Н. Д. Бут [и др.]; руководитель авторского коллектива А.Ю. Винокуров. – Москва: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2017. – С. 75
  3. Стуканов А.П. Прокурорский надзор за соблюдением законности по делам об административных правонарушениях: Уч. пособие. СПб., 1997. 40 с.
  4. Маматов, М.В. Аналитическое обеспечение деятельности прокуроров в сфере административного преследования / М. В. Маматов, И. А. Маслов // Актуальные проблемы аналитического обеспечения функциональной деятельности прокуратуры : Сборник научных статей / Научный редактор А.Ю. Ви-

327

Анкудинова Я. С.

нокуров. Ответственный составитель Т.В. Раскина. – Москва : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. – С. 84-92. – EDN RXNGXR.

  1. Гриценко, Д.В. Правовой статус прокурора в производстве по делам об административных право-нарушениях: дисс. … к.ю.н. — Воронеж, 2014 — 225 с.
  2. Ломакин, В.И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: дисс.

… к.ю.н. — Омск, 2006 — 170 с.

  1. Медеев, М.Р. Совершенствование организационно-правовых методов надзора за производством по делам об административных правонарушениях : автореф. дис. … к.ю.н.: 12.00.14 / Рос. акад. гос. служ-бы при Президенте РФ. — Москва, 2006. — 21 с
  2. Моренко К.В. Прокурор в административно-деликтном производстве : автореф. дис. … к.ю.н.: 12.00.14 — Москва, 2017. — 20 с.,
  3. Рябус, О.А. Процессуальный статус участников производства по делам об административных пра-вонарушениях: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.14. — Ростов-на-Дону, 2006. — 192 с.;
  4. Хазикова, В.Н. Процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах: диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.15 /[Место защиты: Сарат. гос. акад. права]. — Саратов, 2011. — 208 с.
  5. Винокуров К. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об ад-министративном правонарушении // Законность. 2003. N 11.
  6. Зрелов А.П. Административное расследование особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ «Право и экономика», №7, июль 2004 г.
  7. Гадиятова М.В. Проблемы участия прокурора в рассмотрении дел об административных правона-рушениях // Юридическая наука. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-uchastiya-prokurora-v-rassmotrenii-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 24.09.2022).
  8. Винокуров А.Ю. О тематике диссертационных исследований по вопросам прокурорской деятель-ности. Актуальные вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации: сб. материалов круг-лого стола и науч. диспута, провед. в 2020 г. в рамках работы научю объединения «Прокурорская дея-тельность» / под общ. ред. Н.В. Субановой; [сост. И.А. Вавськина, Н.А. Кулакова]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. – Вып. 2. – М., 2021. С.76
  9. Субанова, Н.В. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного и административного пре-следования: вопросы процессуальной регламентации / Н. В. Субанова // Вестник Академии Генераль-ной прокуратуры Российской Федерации. – 2015. – № 2(46). – С. 29-35. – EDN UYYJRZ.
  10. Проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях» (подготовлен Минюстом России 30.01.2020) //Электронный документ // СПС КонсультантПлюс
  11. Винокуров А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федера-ции // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 52-56
  12. Винокуров, А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Феде-рации: теоретические, правовые и организационные аспекты / А. Ю. Винокуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2019. – 552 с. – ISBN 978-5-392-30554-4. – DOI 10.31085/9785392305544-2019-552. – EDN CWGIUO.; Винокуров, А. Ю. Новые полномочия прокурора по осуществлению административного преследования / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров // Образо-вание и право. – 2019. – № 2. – С. 165-169. – EDN YAFMRN.
  13. Воронин, О.В. О прокурорском административном преследовании / О. В. Воронин // Правовые проблемы укрепления российской государственности : Сборник статей / Под редакцией М. М. Журав-лева, А. М. Барнашова, В. М. Зуева. – Томск : Издательство Томского университета, 2011. – С. 34-35. –

EDN SWQMKL.

  1. Григорьев В.Н. Административное преследование в арсенале средств обеспечения законности прокуратуры Российской Федерации (из опыта разработки нового научного направления) // Вестник ННГУ. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnoe-presledovanie-v-arsenale-sredstv-

obespecheniya-zakonnosti-prokuratury-rossiyskoy-federatsii-iz-opyta-razrabotki (дата обращения: 06.09.2022).

  1. Илий С.К. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по административному пре-следованию физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений // Russian Journal of Economics and Law. 2016. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-prokuratury-rossiyskoy-federatsii-po-administrativnomu-presledovaniyu-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits-za

(дата обращения: 06.09.2022).

  1. Винокуров, А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Феде-рации: теоретические, правовые и организационные аспекты / А. Ю. Винокуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2019. – 552 с. – ISBN 978-5-392-30554-4. – DOI 10.31085/9785392305544-2019-552. – EDN CWGIUO.
  2. Субанова Н. В. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном пра-вонарушении // Законность. 2011. № 1. С. 19-21.

328

Анкудинова Я. С.

Ahkudinova Y. S. Initialation of a case on administrative infringement by the prosecutor: theory and practice issues // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022.

– Т. 8 (74). № 4. – Р. 322-330.

The author in the article presents an analysis of the problematic issues of initiating a case on an adminis-trative offense by the prosecutor. As priority areas of study within the framework of this article, the following are highlighted: the issue of excluding the facts of substitution by the prosecutor of the powers of other bodies authorized to initiate cases of administrative offenses, discrepancies in the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in the interpretation of the right of the prosecutor to initiate proceedings or cases of an administrative offense, inconsistencies between the provisions of the norms of the Federal Law «On the Prose-cutor’s Office of the Russian Federation” and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in terms of bringing citizens to responsibility by the prosecutor, the topic of administrative prosecution as a function of the prosecutor’s office, the powers of the prosecutor regarding the issuance of a ruling on the re-fusal to initiate a case on an administrative offense. In conclusion, the author proposes a number of reasonable positions on amendments to the legislation in order to exclude some problematic issues in this topic.

Key words: prosecutor, prosecutor’s supervision, administrative offenses, proceedings on cases of admin-istrative offenses, initiation of a case on an administrative offense, prosecutorial activity.

Spisok literatury:

  1. Majdykov A.F. Formirovanie teoreticheskih osnov upravleniya organami vnutrennih del v osobyh uslovi-yah kak odnogo iz nauchnyh napravlenij razvivayushchejsya teorii upravleniya organami vnutrennih del i teorii social’nogo upravleniya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-teoreticheskih-osnov-upravleniya-organami-vnutrennih-del-v-osobyh-usloviyah-kak-odnogo-iz-nauchnyh-napravleniy (data obrashcheniya: 03.09.2022).
  2. Ankudinova YA.S. Uchastie prokurora v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: nekotorye aspekty formirovaniya nauchnoj mysli. Marijskij yuridicheskij vestnik. 2022. № 1 (37). S. 82-84.
  3. Ankudinova YA.S. Genezis nauchnoj mysli v sfere razvitiya i stanovleniya instituta uchastiya prokurora v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo YUridicheskie nauki. – 2022. – T. 8 (74). № 2. – S. 56-63.
  4. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo Rossii: uchebnik / Bahrah D.N. – 6-e izd., pererab. i dop. – M.: Eksmo, 2011. – 624s.
  5. Basov, S.L. Uchastie prokurora v administrativno-yurisdikcionnom processe: uchebnoe posobie / S. L. Basov. — Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij yuridicheskij institut (filial)Akademii General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2015 — 188 s.
  6. Vinokurov, A.YU., Borisov, S. V., But, N. D i dr. Teoreticheskie osnovy i prikladnye problemy uchastiya prokurora v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah / A. YU. Vinokurov, S. V. Borisov, N. D. But [i dr.]; rukovoditel’ avtorskogo kollektiva A.YU. Vinokurov. – Moskva: Akademiya Gen-eral’noj prokuratury RF, 2017. – S. 75
  7. Stukanov A.P. Prokurorskij nadzor za soblyudeniem zakonnosti po delam ob administrativnyh prav-onarusheniyah: Uch. posobie. SPb., 1997. 40 s.
  8. Mamatov, M.V. Analiticheskoe obespechenie deyatel’nosti prokurorov v sfere administrativnogo pres-ledovaniya / M. V. Mamatov, I. A. Maslov // Aktual’nye problemy analiticheskogo obespecheniya funkcion-al’noj deyatel’nosti prokuratury : Sbornik nauchnyh statej / Nauchnyj redaktor A.YU. Vinokurov. Otvetstven-nyj sostavitel’ T.V. Raskina. – Moskva : Akademiya General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2017. – S. 84-92. – EDN RXNGXR.
  9. Gricenko, D.V. Pravovoj status prokurora v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheni-yah: diss. … k.yu.n. — Voronezh, 2014 — 225 s.
  10. Lomakin, V.I. Prokuror v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: diss. … k.yu.n. — Omsk, 2006 — 170 s.
  11. Medeev, M.R. Sovershenstvovanie organizacionno-pravovyh metodov nadzora za proizvodstvom po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah : avtoref. dis. … k.yu.n.: 12.00.14 / Ros. akad. gos. sluzhby pri Prezidente RF. — Moskva, 2006. — 21 s
  12. Morenko K.V. Prokuror v administrativno-deliktnom proizvodstve : avtoref. dis. … k.yu.n.: 12.00.14 — Moskva, 2017. — 20 s.,
  13. Ryabus, O.A. Processual’nyj status uchastnikov proizvodstva po delam ob administrativnyh prav-onarusheniyah: dissertaciya … kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.14. — Rostov-na-Donu, 2006. — 192 s.;
  14. Hazikova, V.N. Processual’nye garantii uchastnikov proizvodstva po delam ob administrativnyh prav-onarusheniyah v arbitrazhnyh sudah: dissertaciya … kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.15 /[Mesto zash-chity: Sarat. gos. akad. prava]. — Saratov, 2011. — 208 s.
  15. Vinokurov K. Vynesenie prokurorom postanovleniya o vozbuzhdenii proizvodstva po delu ob administra-tivnom pravonarushenii // Zakonnost’. 2003. N 11.
  16. Zrelov A.P. Administrativnoe rassledovanie osobennosti pravovogo regulirovaniya, kollizii i pravovye probely KoAP RF «Pravo i ekonomika», №7, iyul’ 2004 g.

329

Анкудинова Я. С.

  1. Gadiyatova M.V. Problemy uchastiya prokurora v rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheni-yah // YUridicheskaya nauka. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-uchastiya-prokurora-v-rassmotrenii-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (data obrashcheniya: 24.09.2022).
  2. Vinokurov A.YU. O tematike dissertacionnyh issledovanij po voprosam prokurorskoj deyatel’nosti. Ak-tual’nye voprosy deyatel’nosti prokuratury Rossijskoj Federacii: sb. materialov kruglogo stola i nauch. disputa, proved. v 2020 g. v ramkah raboty nauchyu ob»edineniya «Prokurorskaya deyatel’nost’» / pod obshch. red.

N.V. Subanovoj; [sost. I.A. Vavs’kina, N.A. Kulakova]; Un-t prokuratury Ros. Federacii. – Vyp. 2. – M., 2021. S.76

  1. Subanova, N.V. Deyatel’nost’ prokurora po osushchestvleniyu ugolovnogo i administrativnogo presledo-vaniya: voprosy processual’noj reglamentacii / N. V. Subanova // Vestnik Akademii General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii. – 2015. – № 2(46). – S. 29-35. – EDN UYYJRZ.
  2. Proekt Federal’nogo zakona «Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» (pod-gotovlen Minyustom Rossii 30.01.2020) //Elektronnyj dokument // SPS Konsul’tantPlyus
  3. Vinokurov A.YU. Administrativnoe presledovanie kak funkciya prokuratury Rossijskoj Federacii // Ad-ministrativnoe i municipal’noe pravo. 2012. № 10. S. 52-56
  4. Vinokurov, A.YU. Administrativnoe presledovanie kak funkciya prokuratury Rossijskoj Federacii: teoret-icheskie, pravovye i organizacionnye aspekty / A. YU. Vinokurov. – Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu «Prospekt», 2019. – 552 s. – ISBN 978-5-392-30554-4. – DOI 10.31085/9785392305544-2019-552. – EDN CWGIUO.; Vinokurov, A. YU. Novye polnomochiya prokurora po osushchestvleniyu ad-ministrativnogo presledovaniya / A. YU. Vinokurov, YU. E. Vinokurov // Obrazovanie i pravo. – 2019. – №
  5. – S. 165-169. – EDN YAFMRN.
  6. Voronin, O.V. O prokurorskom administrativnom presledovanii / O. V. Voronin // Pravovye problemy ukrepleniya rossijskoj gosudarstvennosti : Sbornik statej / Pod redakciej M. M. ZHuravleva, A. M. Barnasho-va, V. M. Zueva. – Tomsk : Izdatel’stvo Tomskogo universiteta, 2011. – S. 34-35. – EDN SWQMKL.
  7. Grigor’ev V.N. Administrativnoe presledovanie v arsenale sredstv obespecheniya zakonnosti prokuratury

Rossijskoj Federacii (iz opyta razrabotki novogo nauchnogo napravleniya) // Vestnik NNGU. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnoe-presledovanie-v-arsenale-sredstv-obespecheniya-zakonnosti-prokuratury-rossiyskoy-federatsii-iz-opyta-razrabotki (data obrashcheniya: 06.09.2022).

  1. Ilij S.K. Deyatel’nost’ organov prokuratury Rossijskoj Federacii po administrativnomu presledovaniyu fizicheskih i yuridicheskih lic za sovershenie korrupcionnyh pravonarushenij // Russian Journal of Economics and Law. 2016. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-prokuratury-rossiyskoy-federatsii-po-administrativnomu-presledovaniyu-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits-za (data obrashcheniya: 06.09.2022).
  2. Vinokurov, A.YU. Administrativnoe presledovanie kak funkciya prokuratury Rossijskoj Federacii: teoret-icheskie, pravovye i organizacionnye aspekty / A. YU. Vinokurov. – Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu «Prospekt», 2019. – 552 s. – ISBN 978-5-392-30554-4. – DOI 10.31085/9785392305544-2019-552. – EDN CWGIUO.
  3. Subanova N. V. Opredelenie prokurora ob otkaze v vozbuzhdenii dela ob administrativnom prav-onarushenii // Zakonnost’. 2011. № 1. S. 19-21.

.

330