Восстановление органов прокуратуры и организация прокурорского надзора в Крымской области (1944-1955 гг.)

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Хаяли Р. И.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 165-172.

УДК 342.5

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В КРЫМСКОЙ ОБЛАСТИ (1944–1955 гг.)

Хаяли Р. И.

Крымский юридический институт (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации

  • статье анализируется процесс восстановления органов прокуратуры и организация прокурорско-го надзора в Крыму. Рассмотрены основные направления прокурорского надзора за актами органов государственного управления, за деятельностью правоохранительных органов, а также по защите прав граждан и несовершеннолетних. Прокурорский надзор был направлен на охрану государственной и общественной собственности, выполнение законов об укреплении трудовой дисциплины в промыш-ленности и сельском хозяйстве, на своевременное и полное удовлетворение потребностей фронта и тыла. Важным направлением органов прокуратуры была работа с обращениями граждан, их прием, а также профилактика и предупреждение правонарушений, информирование общественности по наиболее злобо-дневным правовым вопросам. Сделан вывод: восстановление прокуратуры в области способствовало стабилизации общественно-политической обстановки, укреплению законности и правопорядка.

Ключевые слова: Крым, прокуратура, прокурорский надзор, восстановление.

    • освобождением полуострова от немецко-румынских захватчиков в апреле-мае

1944 г. в Крыму приступили к восстановлению органов прокуратуры. 15 апреля 1944 г. в Симферополь прибыл прокурор республики государственный советник юстиции 3 класса Николай Ильич Чекалов. 22 апреля 1944 г. на основании приказа

  • 89 прокурора Крымской АССР прокуратура возобновила свою работу в Симфе-рополе. В непосредственном подчинении республиканской прокуратуры находи-лись пять городских прокуратур: Евпаторийская, Керченская, Севастопольская, Фе-одосийская, Ялтинская, в том числе 9 районных прокуратур в городах – Керчь, Се-вастополь и Симферополь. Помимо этого, в республике возобновили работу 27 рай-онных прокуратур. В следующем году была образована прокуратура г. Симферопо-ля. Восстановление правопорядка, усиление борьбы с преступными проявлениями – таковы были наиболее важные задачи органов прокуратуры.

Согласно штатному расписанию 1944 г. структура республиканской прокурату-ры состояла из следующих должностей: прокурор республики, заместитель проку-рора, старший референт, инспектор по статистике, секретарь-стенографистка. В это время в прокуратуре республики были образованы следующие отделы: отдел по спецделам, следственный отдел, уголовно-судебный отдел, гражданско-судебный отдел, отдел общего надзора, отдел по надзору за милицией, введена должность по-мощника прокурора за местами заключения и организован особый сектор. В состав административно-хозяйственного сектора входила бухгалтерия, общая канцелярия и хозяйственная часть. Прокуратура приступила к реализации своей основной задачи, закрепленной действующим Положением о прокуратуре от 17 декабря 1933 г., – укреплению законности и охране государственной и общественной собственности.

В 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область на основа-нии Закона РСФСР «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область». Соответственно на основании приказа про-курора Крыма № 318 от 16 июня 1945 г. прокуратура была переименована в проку-ратуру Крымской области прокуратуры РСФСР. В это время надзорную деятель-

165

Восстановление органов прокуратуры и организация…

ность на полуострове осуществляли 40 городских и районных прокуратур. Зарплата прокурора республики составляла 1300 руб., прокуроров 950 руб., прокурора города Симферополя 1200 руб. В следующем 1946 г. в результате административно-территориальных преобразований районов и их объединения количество районных прокуратур было сокращено до 23.

На освобожденных территориях нехватка кадров в прокуратурах, их неуком-плектованность, особенно районных, было характерной чертой в первые послевоен-ные годы. Акт проверки работы прокуратуры Крымской области за девять месяцев 1946 г. показал, что прокурор области Н.И. Чекалов, помимо общего руководства деятельностью органов прокуратуры области, непосредственно руководил отделом кадров, следственным отделом, уголовно-судебным отделом и особым сектором. На заместителя прокурора области советника юстиции Ф.Н. Меньшикова были возло-жены обязанности по руководству отделом общего надзора, гражданско-судебным отделом, группой по делам несовершеннолетних, административно-хозяйственным отделом. Заместитель прокурора области юрист первого класса П.В. Цыганков ру-ководил отделом по спецделам, отделом по надзору за органами милиции и отделом по надзору за местами заключения [1, л. 1].

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установ-лении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокура-туры» [2, с. 556–557] и введение форменной одежды для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры СССР повысил требования к прокурорам в части обеспечения законности.

Среди ведомственных документов, направленных на обеспечение прокурорского надзора в Крыму, необходимо отметить приказы Прокурора СССР, с марта 1946 г. приказы Генерального прокурора СССР. Так, следует выделить приказ Прокурора

СССР и народного комиссара юстиции № 22/05 от 25 января 1944 г. «Об усилении борьбы с бандитизмом, грабежами, кражами и хулиганством», который был направ-лен на своевременное и правильное расследование дел, связанных с данными вида-ми преступлений. Прокуратура также проводила большую работу по выполнению положений указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об ам-нистии в связи с победой над гитлеровской Германией».

На организационное и кадровое укрепление прокуратуры области были направ-лены приказы прокурора Крыма. Среди них приказ № 011 от 19 сентября 1946 г. «О результатах проверки прокуратуры Балаклавского района Крымской области за пе-риод с 1 июля 1945 г. по 1 мая 1946 г.», приказ № 305 от 16 сентября 1946 г., в кото-ром органам прокуратуры ставилась задача обратить первостепенное внимание на осуществление надзора за органами милиции.

Как отмечают специалисты, в исследуемый период прокуроры работали, не имея специального нормативного акта, регламентирующего цели, задачи, предмет и пре-делы прокурорского надзора, а также полномочия прокуроров [3. С. 33].

Одновременно в целях повышения качества прокурорского надзора прокурату-рой области первостепенное значение уделялось кадровой политике, организации общего надзора, основным показателям работы и их анализу, надзору за исполнени-ем законов военного времени, в частности указа о военном положении, постановле-ния ГКО о всеобуче, указа о мобилизации рабочей силы.

Хаяли Р. И.

    • 1946 г. из 146 оперативных работников прокуратуры области было аттестовано

– 91. В это время в прокуратуре области высшее и среднее юридическое образова-

ние имели 44,9 % прокурорских работников. Помимо этого, заочным обучением в вузах и юридических школах было охвачено 72 прокурора [4, л. 23, 25].

Прокуроры и следователи республики совместно с Республиканской комиссией по расследованию злодеяний в период немецкой оккупации провели огромную работу по учету и сбору свидетельских показаний о зверствах захватчиков. Много времени и внимания прокуроры уделяли следственной работе чрезвычайных государственных комиссий на местах по выявлению и расследованию преступлений фашистских за-хватчиков. Собранные с помощью прокуратуры материалы о преступлениях фа-шистских оккупантов в Крыму были представлены в качестве доказательств на Нюрнбергском процессе, других судебных процессах.

    • 1947 г. в штатное расписание прокуратуры области вводится термин «руковод-ство». В состав руководства прокуратуры вошли прокурор области и его замести-тель. С этого времени руководство прокуратурой было возложено на Сергея Ивано-вича Неронова. С 1949 г. по 1957 г. областную прокуратуру возглавлял Николай Николаевич Хламов.
    • освещаемый период прокурорский надзор был направлен на охрану государ-ственной собственности, выполнение законов об укреплении трудовой дисциплины
  • промышленности и сельском хозяйстве, своевременное и полное удовлетворение потребностей фронта и тыла в сельскохозяйственных продуктах, а также на соблю-дение прав семей, имеющих льготы по налогам. Также необходимо было организо-вать надзор по уголовно-судебному и гражданско-судебному направлениям и за ме-стами лишения свободы. Органы прокуратуры области повели решительную борьбу с преступностью, за повышение качества следственной работы и судебной практи-ки. В ходе организации прокурорского надзора выявлялись и принимались меры по наиболее частым нарушениям законов – растраты и хищения государственной соб-ственности, нарушения устава сельхозартели, нарушение законов о труде. В усло-виях военного времени прокуроры в своей повседневной работе также оказывали правовую помощь гражданам, оперативно реагируя на их жалобы и предложения.
    • отдельных районах области местными органами власти не всегда соблюдались права беременных женщин и матерей, кормящих грудью, на дополнительный паек. Также имелись случаи, когда местные органы власти не реагировали своевременно на жалобы военнослужащих, их семей, демобилизованных лиц и особенно пересе-ленцев. Имелись случаи нарушения законодательства в вопросах выделения посо-бий, предоставления льгот различным категориям граждан. В связи с этим на осо-бом контроле прокуроров был вопрос выполнения всеми органами государственной власти постановления ГКО «О переселении колхозников в районы Крыма», указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государ-ственной помощи беременным женщинам и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия — звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материн-ства»» [5. Л. 35–38].

Деятельность областной прокуратуры была направлена на выполнение постанов-ления СНК СССР от 1 июня 1943 г. № 712 «О порядке административного выселе-

167

Восстановление органов прокуратуры и организация…

ния лиц, самоуправно занявших жилую площадь» [6, ст. 165], постановления СНК

СССР от 15 июня 1943 г. № 659 «Об усилении мер борьбы с детской бесприютно-стью, беспризорностью и хулиганством».

    • соответствии с приказом Прокурора СССР № 167 от 23 июля 1946 г. прокура-тура принимала решительные меры по ликвидации в городах и селах Крыма дет-ской беспризорности и преступности. Прокуроры области проводили проверки дет-ских домов, дошкольных учреждений, школ и интернатов по продовольственному и бытовому обеспечению учащихся, по соблюдению законности в части обеспечения детей продуктами.

Вместе с тем имелись районные прокуратуры, где отсутствовали планы работы на текущий период, не велся специальный учет и отчетность по приказам вышесто-ящих прокуратур. В отдельных случаях «такая важная часть прокурорской рабо-ты… как борьба с нарушениями в области устройства переселенцев вообще ушла из поля зрения прокурора». Речь шла о прокуратуре г. Старый Крым [7, л. 114].

    • первые послевоенные годы в области были восстановлены сельские, поселко-вые, районные и городские советы. Принимаемые советами всех уровней по хозяй-ственным, социальным вопросам решения, не всегда соответствовали действующе-му законодательству. Так, Порфировский сельский совет Евпаторийского района для собственных нужд обязал колхозы, расположенные на его территории, выделить средства для покупки лошадей, Сакский поселковый совет своим решением сокра-тил норму жилплощади на одного человека до 6 кв. м., исполком Красногвардей-ского района обязал райкомхоз провести принудительное уплотнение граждан, проживающих в собственных домах, а исполком Белогорского горсовета своим ре-шением обязал граждан, проживающих на территории города, оплачивать содержа-ние водопровода в сумме 75 копеек в месяц в независимости от того пользуются они водопроводом или нет. Во многих районах области местные органы власти принимали незаконные решения об изъятии из личного пользования скотины. По всем незаконным решениям местных органов власти прокуратурой были вынесены протесты, а принятые ранее решения местных властей отменены.
    • августе 1945 г. отделом общего надзора областной прокуратуры по протоко-лам, хранящимся в облисполкоме, была проведена проверка законности решений горрайисполкомов, в результате которой было выявлено 181 незаконное решение. Из них по 14 прокуратурой области были вынесены протесты, в отношении 18 ре-шений были даны указания райпрокурорам о принесении протестов [8, л. 74–75].

Нарушения законности местными советами и исполкомами были связаны с тем, что районные прокуроры не всегда уделяли должное внимание поставленным зада-чам. Например, в 1946 г. прокуроры Балаклавского, Ялтинского, Старокрымского, Белогорского и Алуштинского районов не осуществляли должный надзор за закон-ностью решений райисполкомов, зачастую не принимали участия в заседаниях райисполкомов и не опротестовывали противозаконные решения. Прокуратуры от-дельных районов, осуществляя надзор за соблюдением законов в сельском хозяй-стве, ограничивались выявлением отдельных незначительных нарушений законов, не реагируя на факты нарушения законности.

    • связи с этим прокурор области приказал:
  • всем прокурорам принимать личное участие во всех заседаниях райисполкомов;

Хаяли Р. И.

  • для вынесения протеста представлять областному прокурору все противозаконные решения райисполкомов;
  • установить постоянный надзор за соблюдением Устава сельхозартели, обратив при этом внимание на законность решений общих собраний и правлений колхозов;
  • решительно пресекать попытки ограничить полномочия общих собраний колхоз-ников, особенно в части избрания руководящего состава колхозов;
  • обратить особое внимание на вопрос землеустройства, в частности вручение кол-хозам государственных актов в вечное пользование землей, в части оплаты труда колхозников, правильности норм выработки и расценок [9, л. 84–85].
    • освещаемый период в прокуратуре области первостепенное внимание уделяли правильному ведению делопроизводства и отчетности. Так, в соответствии с прика-зом Прокурора СССР № 41с от 18 февраля 1944 г. «Об упорядочении и сокращении отчетности для прокуроров республик, краев и областей» основной формой опера-тивной отчетности был квартальный отчетный доклад о проделанной работе, со-ставляемый в соответствии с планом. О наиболее серьезных нарушениях законно-сти, вскрытых прокуратурой, необходимо было доносить спецдонесением. Квар-тальный доклад предписывалось высылать не позднее 20 числа следующего за от-четным кварталом месяца. Структура квартального отчета включала в себя вопросы количества обследованных прокуратур за отчетный период, отчетность нижестоя-щих прокуроров, количество проведенных оперативных совещаний, осуществление контроля за выполнением приказов Прокурора СССР, анализ состояния преступно-сти, проведение совместных совещаний с руководителями местных органов власти, правоохранительными органами и судами, а также меры поощрения и взыскания в отношении работников прокуратур.

Учет и отчетность в органах прокуратуры находились под постоянным контро-лем прокурора области. В практике работы прокуратуры имелись случаи, когда от-дельные прокуроры проявляли недисциплинированность в сроках предоставления прокурору области материалов государственной отчетности. Отдельные прокуроры вообще не предоставляли полугодовых отчетов о работе. Это, в свою очередь, влия-ло на предоставление отчетности прокуратурой Крымской области в прокуратуру РСФСР и соответственно в прокуратуру СССР. В связи с этим прокурор области Н.И. Чекалов предупредил отдельных прокуроров, что «при повторении подобных явлений будут приняты строгие меры взыскания». Дополнительно были даны ука-зания – впредь не допускать горрайпрокурорам области случаев недисциплиниро-ванности и представлять необходимые сведения в областную прокуратуру «без напоминаний и в установленные сроки» [10, л. 118].

    • соответствии с приказом прокурора СССР № 270с от 24 декабря 1945 г. «Об упорядочении отчетности» необходимо было повысить качество подготавливаемых документов. В приказе отмечалось, что в практике работы прокуратур были выяв-лены нарушения установленных сроков отчетности, в соответствии с утвержденной схемой и требованиями. Отчеты не всегда отражали действительное состояние дел и работы на местах. Отдельные областные прокуроры, помимо установленных квар-тальных докладов и отчетных данных, требовали от городских и районных прокура-тур предоставление отчетности, предусмотренной для областных прокуратур. В связи с этим приказом было установлена следующая отчетность:

169

Восстановление органов прокуратуры и организация…

а) полугодовые отчетные доклады вышестоящим органам прокуратуры, в соот-ветствии с утвержденной схемой отчетности докладов;

б) периодические доклады о выполнении приказов Прокурора СССР, предусмот-ренные табелем срочных донесений;

в) статотчетность по утвержденным Прокуратурой СССР формам;

г) спецдонесения по наиболее характерным фактам нарушений социалистиче-ской законности;

д) разовые доклады о выполнении прокуратурами приказов, издаваемых проку-ратурой СССР или о выполнении заданий, предусмотренных планом работы Про-куратуры СССР.

Также на основании приказа прокурорам запрещалось без предварительного в каждом отдельного случае согласия Прокуратуры СССР устанавливать какую бы то ни было периодическую отчетность не предусмотренную настоящим приказом. Прокурорам городов и районов рекомендовалось предоставлять доклады прокуро-рам областей и автономных республик не позднее 7 числа, а прокурорам областей и автономных республик 12 числа следующего за отчетным полугодием месяца.

Прокурорам областей и автономных республик необходимо было в соответствии

  • приказом предоставлять доклады прокурорам союзных республик 25 числа сле-дующего за отчетным полугодием месяца. Схема полугодового отчетного доклада прокуроров республик, краев и областей включала пункты: общий раздел, где необ-ходимо было отразить количество ревизий, проверок, оперативных совещаний, со-стояние государственной дисциплины, выполнение приказов Прокурора СССР и работа по жалобам.
    • разделе организации борьбы с преступностью необходимо было отразить со-стояние преступности, в том числе с динамикой и видами преступлений, а также организационные мероприятия, направленные на снижение уровня преступности. В разделе 3 – следственная работа, рекомендовалось отразить регулярность проверок работы следователей, статистические данные прохождения дел, работу следовате-лей прокуратур. Особое внимание необходимо было уделить состоянию следствен-ной работы по наиболее важным категориям дел – расследование дел о хищениях и растратах социалистической собственности на предприятиях, организациях, колхо-зах и совхозах. Раздел 4 посвящен организации надзора за органами милиции, а именно состоянию по делам, расследуемым органами милиции, а также организа-ции надзора за законностью задержания граждан и содержанию арестованных в ка-мере предварительного заключения, надзор за расследованием органами внутрен-них дел о наиболее опасных преступлениях. Раздел 5 посвящен судебному надзору по уголовным делам и в частности участию прокуроров в подготовительных заседа-ниях, в качестве государственных обвинителей, проверка дел рассмотренных суда-ми без участия прокурора, вынесение протестов по незаконным приговорам в кас-сационном порядке, надзор прокуратурами за приговорами, вступившими в закон-ную силу. Раздел 6 оговаривал надзор за местами заключения – надзор за тюрьмами, за исправительно-трудовыми колониями, за инспекциями исправительно-трудовых работ. Седьмой раздел был посвящен общему надзору – надзор за точным исполне-нием законов и постановлений правительства, работа по жалобам. Восьмой раздел охватывал организацию надзора по гражданским делам. Девятый раздел оговаривал организацию надзора по делам несовершеннолетних – надзор за исполнением по-

Хаяли Р. И.

становлений правительства, за выполнением законов об охране труда подростков, состоянию борьбы с детской преступностью.

На улучшение организации отчетности в органах прокуратуры были направлены указания прокурора области Н.И. Чекалова от 28 сентября 1946 г., в которых отме-чалось, что организация учета и отчетности в органах прокуратуры является боль-шим государственным делом и неотложной обязанностью прокуроров.

Важной формой отчетности был квартальный отчет, который включал в себя ре-зультаты прокурорского надзора за выполнением решений местных органов власти, рассмотрение жалоб военнослужащих и их семей, состояние преступности, основ-ные показатели следственной работы, дела о воинских преступлениях, уголовно-судебный надзор, гражданско-судебный надзор, надзор за местами заключения.

Полугодовой отчетный доклад прокуроров района и города включал в себя во-просы организации борьбы с преступностью, состояния следствия в прокуратуре, надзора за органами милиции, судебного надзор по уголовным делам, надзора за местами заключения, судебного надзора по гражданским делам, а также общий надзор, надзор по делам о несовершеннолетних и работа по жалобам трудящихся [11, л. 35–38].

Особое внимание было уделено повышению культуре речи и письма прокурор-ских работников. При подготовке документов, актов прокурорского реагирования отдельные прокуроры допускали неточности и ошибки. Так, прокурор Белогорского района в протесте на оправдательный приговор «доводы изложил юридически не-грамотно, общими ненужными суждениями», не относящимися к делу, а прокурор Ленинского района протест по делу адресовал в уголовно-судебную коллегию Вер-ховного суда Крымской области, принеся его как кассационный протест, тогда как следовало данный протест именовать частным, поскольку был принесен на опреде-ление суда, возвратившего дело на доследование. Работа данных прокуроров была взята на особый контроль [12, л. 44, 45 об.].

  • это время в целях поддержания общественного порядка и соблюдения закон-ности проводились оперативные совещания с участием правоохранительных орга-нов. Например, 10 сентября 1953 г. на межведомственном совещании с участием работников прокуратуры городов, работников областного управления МВД и мили-ции, областного управления юстиции, областного суда и военных прокуроров были обсуждены Постановление СМ СССР от 27 августа 1953 г. «О мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью», а также приказ Генерального прокурора СССР № 225с от 31 августа 1953 г. На совещании руководителям милиции, юстиции, облсуда, прокуратуры было предложено прове-сти неотложные мероприятия, направленные на устранение недостатков, а именно волокиты, формализма и бюрократизма при расследовании дел. Борьба с рецидив-ными преступлениями, такими как убийства, разбойные нападения, кражи и хули-ганство находились на особом учете. Также было обращено внимание на недоста-точную раскрываемость преступлений, связанных с хищениями социалистической собственности. В связи с этим прокуратурой области были намечены мероприятия по усилению борьбы с нарушителями указа Президиума Верховного Совета СССР

от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» [13, л.10–11].

171

Восстановление органов прокуратуры и организация…

Таким образом, восстановление системы прокурорских органов в Крыму способ-ствовало стабилизации общественно-политической обстановки, укреплению законно-сти и правопорядка. Прокурорский надзор в первую очередь был направлен на охра-ну государственной и общественной собственности, выполнение законов об укреп-лении трудовой дисциплины в промышленности и сельском хозяйстве, на своевре-менное и полное удовлетворение потребностей фронта и тыла. Важным направлени-ем органов прокуратуры была работа с обращениями граждан, их прием, а также про-филактика и предупреждение правонарушений, информирование общественности по наиболее злободневным правовым вопросам. Принятие Положения о прокурорском надзоре СССР 1955 г. определило основные направления прокурорского надзора и соответственно кардинальную реорганизацию органов прокуратуры области.

Список литературы:

1. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. Р-2874. Оп. 2. Д. 6.

2. История советской прокуратуры в важнейших документах. Под. ред. К. А. Мокичева. М.: Государ-ственное издательство юридической литературы, 1952. – 584 с.

3. Казарина А. Х. Предмет прокурорского надзора. Энциклопедия / Академия Генеральной прокурату-ры Российской Федерации; под. общ. ред. О. С. Капинус. 2-е изд. М.: Фолиант, 2014. С. 33.

4.ГАРК. Ф. Р-2874. Оп. 2. Д. 6.

5.ГАРК. Ф. Р-2680. Оп. 2. Д. 2.

6.СП СССР. 1943. № 10.

7.ГАРК. Ф. Р-2874. Оп. 2. Д. 3.

8.ГАРК. Ф. Р-2874. Оп. 2 Д. 7.

9.ГАРК. Ф. Р-2874. Оп. 2. Д. 3.

  1. ГАРК. Ф. Р-2874. Оп. 2. Д. 3.
  2. ГАРК. Ф. Р-2680. Оп. 2. Д. 2.
  3. ГАРК. Ф. Р-2874. Оп. 2. Д. 3.
  4. ГАРК. Ф. Р-2874. Оп. 2. Д. 20.

Khayali R. I. Restoration of the prosecution authorities and the organization of prosecutorial super-vision in the Crimean region (1944–1955) // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 165–172.

The article analyzes the process of restoring the prosecution authorities and the organization of prosecuto-rial supervision in Crimea. The main directions of prosecutorial supervision of acts of government bodies, the activities of law enforcement agencies, as well as the protection of the rights of citizens and minors are con-sidered. Prosecutorial supervision was aimed at protecting state and public property, the implementation of laws on strengthening labor discipline in industry and agriculture, and the timely and complete satisfaction of the needs of the front and rear. An important direction of the prosecution authorities was to work with citizens’ appeals, their reception, as well as prevention and prevention of offenses, informing the public on the most topical legal issues. The conclusion was drawn: the restoration of the prosecutor’s office in the region contrib-uted to the stabilization of the socio-political situation, the strengthening of the law and law and order.

Key words: Crimea, prosecutor’s office, prosecutor’s supervision, restoration.

Spisok literaturi:

1. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (GARK). F. R-2874. Op. 2. D. 6.

2. Istoriya sovetskoj prokuratury v vazhnejshih dokumentah. Pod. red. K. A. Mokicheva. M.: Gosudarstvennoe izdatel’stvo yuridicheskoj literatury, 1952. – 584 s.

3. Kazarina A. H. Predmet prokurorskogo nadzora. Enciklopediya / Akademiya General’noj prokuratury Ros-sijskoj Federacii; pod. obshch. red. O. S. Kapinus. 2-e izd. M.: Foliant, 2014. S. 33.

4. GARK. F. R-2874. Op. 2. D. 6.

5. GARK. F. R-2680. Op. 2. D. 2.

6.SP SSSR. 1943. № 10.

7. GARK. F. R-2874. Op. 2. D. 3.

8. GARK. F. R-2874. Op. 2 D. 7.

9. GARK. F. R-2874. Op. 2. D. 3.

  1. GARK. F. R-2874. Op. 2. D. 3.
  2. GARK. F. R-2680. Op. 2. D. 2.
  3. GARK. F. R-2874. Op. 2. D. 3.
  4. GARK. F. R-2874. Op. 2. D. 20.

.