Уполномоченный по защите прав предпринимателей в системе взаимодействия с органами публичной власти в Российской Федерации

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Трифонов С. Г.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 177-184.

УДК 342.7

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Трифонов С. Г.

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

Статья посвящена отдельным вопросам взаимодействия уполномоченного по защите прав пред-принимателей с органами публичной власти как федерального, так и регионального уровня. Это взаи-модействие носит особый характер в силу одновременно и государственного и общественного харак-тера самой должности уполномоченного. Эта двойственность правовой природы придает особый ха-рактер исследуемому взаимодействию.

В статье проанализированы права Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпри-нимателей при рассмотрении жалобы, также установлена легальная основа взаимодействия с феде-ральными и региональными органами публичной власти. Особо подчёркнута важность взаимодействия

  • федеральным и региональными органами законодательной власти.

Установлено, что регламентация взаимодействия Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с федеральными органами государственной власти реализовывается в специ-альных соглашениях с соответствующими органами публичной власти. Указанные соглашения содер-жат положения об информационном обмене, о формировании и проведении совместной информаци-онной политики в установленных сферах деятельности, о взаимодействие сторон в форме проведения совместных мероприятий, совещаний, о создании совместных рабочих групп.

Таким образом, возможно акцентировать внимание на главных формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти: «запрос раз-личных документов у органов государственной власти и органов местного самоуправления; заключе-ние различных соглашений о сотрудничестве в сфере охраны прав и интересов предпринимателей; проведение совместных научно-практических мероприятии, конференций, в т.ч. форумов, симпозиу-мов, выступающих в виде определённых площадок для диалога бизнеса и государства; разбор и анализ жалоб субъектов предпринимательской деятельности и проверок совместно с органами исполнитель-ной власти; работа в качестве эксперта в разнообразных научных, консультационных советах, которые функционируют при различных государственных органах; составление различных заключений, направленных на восстановления нарушенных прав предпринимателей и на направление их в органы государственной власти; подготовка Уполномоченным по защите прав предпринимателей обязатель-ных ежегодных отчетных документов (доклады, отчеты), а также мотивированных предложений для органов государственной власти и органов местного самоуправления

Ключевые слова: Уполномоченный по защите прав предпринимателей, органы государственной власти, предпринимательская деятельность, взаимодействие, механизм государства, аппарат государ-ства.

Статус Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей носит одновременно и государственный и общественный харак-тер, в связи с тем, что с одной стороны, «сам бизнес-омбудсмен и его аппарат явля-ется органом государственной власти, а с другой стороны, основные направления функционирования самого института уполномоченного по защите прав преподава-телей имеет правозащитный характер, связанный с защитой нарушенных прав субъ-ектов осуществляющих предпринимательскую деятельности со стороны органов публичной власти и их должностных лиц» [1, с. 193].

Ряд ученых, среди которых, Кирилловых А.А., считают, что «двойственный ха-рактер статуса Уполномоченного по защите прав предпринимателей указывают на

177

Трифонов С. Г.

то, что он фактически входит в систему государственной власти» [2], так как сам омбудсмен имеет статус юридического лиц и является государственным граждан-ским служащим [3]. И как следствие этого при реализации своих непосредственных функций бизнес-омбудсмен должен активно взаимодействовать с органами госу-дарственной власти, органами местного самоуправления и общественными инсти-тутами и поддерживать связь с ними.

Само взаимодействие регламентируется путём заключения различных специаль-ных соглашений с федеральными органами государственной власти. Основная фор-ма взаимодействия уполномоченного по защите прав предпринимателей заключает-ся в том, что они разбирают поступающие к ним жлобы участников предпринима-тельских отношений.

Ядром нормативного урегулирования разбора и анализа жалоб бизнес-омбудсменами и принятия по ним решений можно выделить следующим образом: федеральное законодательство о рассмотрении жалоб должностными лицами [4]; нормы ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»; локальные акты уполномоченных [5].

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей прини-мает решение о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение 10 дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение 3 дней. В дальнейшем Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей уведомля-ет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

При этом в соответствии с п.3 ст. 4 ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» отказ в принятии жалобы к рассмот-рению должен быть мотивирован, т.е. содержать основанные выводы Уполномо-ченного о наличии установленных законом оснований для такого отказа. При этом данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию: направленная заявителем в письменном виде жалоба не поддается прочтению; за-явителем поставлен вопрос, по которому уполномоченным уже многократно давал-ся ответ, при этом в новой жалобе заявителем не приведены новые обстоятельства; ответ на поставленный заявителем невозможен без разглашения сведений, состав-ляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

  • соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предприни-мателей в Российской Федерации» [6] не подлежат анализу и разбору анонимные жалобы (не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый или электронный адрес заявителя).

Перечень прав Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпри-нимателей при рассмотрении жалобы определяется в ст. 5 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [6], к ним относятся:

беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;

запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и матери-алы;

178

Трифонов С. Г.

принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, про-водимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля и прочее.

  • части 3 ст. 7 ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» предусмотрено, что «Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в рамках своей компетенции осуществляет взаи-модействие с органами государственной власти, органами местного самоуправле-ния, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, инве-стиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами» [6].
  • сфере законотворчества Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей обладает следующими правомочиями: «органам власти предло-жения о принятии и изменении нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности уполномоченного; Президенту РФ мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; Президенту РФ мотивированные предложения об отмене постановлений и распоря-жений Правительства РФ; Правительству РФ мотивированные предложения об от-мене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполни-тельной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, не-обоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестици-онной деятельности; высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) мотивиро-ванные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов ис-полнительной власти субъекта РФ (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ)».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей также обладает правом да-вать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, а также направ-лять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный суд РФ, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции уполномочен-ного, об обращении в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии Консти-туции РФ актов, указанных в ее ч. 2 ст. 125.

Регламентация взаимодействия Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с федеральными органами государственной власти реали-зовывается «в специальных соглашениях (с Генеральным прокурором РФ, Феде-ральной службой судебных приставов, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед-ствий, МВД и др.)» [7].

Данные соглашения содержат положения об информационном обмене, о форми-ровании и проведении совместной информационной политики в установленных сферах деятельности, о взаимодействие сторон в форме проведения совместных ме-роприятий, совещаний, о создании совместных рабочих групп.

Особым образом бизнес-омбудсмена взаимодействует с прокуратурой. Тем не менее, следует отметить тот факт, что «вмешательства органов прокуратуры воз-можно лишь при наличии достаточных оснований, предусмотренных ст. 21 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» [8].

179

Трифонов С. Г.

Приведем результаты деятельности Генеральной Прокуратуры РФ в 2020 году в рамках совместной работы с институтом уполномоченных: «197 000 случаев нару-шения законов о защите прав хозяйствующих субъектов выявлено и пресечено, 43 000 виновных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответ-ственности» [9].

Таким образом, взаимодействие прокуратуры и Уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоюдно выгодным, так как «позволяет последне-му получить весомый, дополнительный инструмент, увеличивающий возможности

  • достижении целей сформулированных и в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ и в соответствующих законах субъектов Федерации. При этом данные органы не заменяют и не подменяют друг друга в деле обеспечения защиты и восстановле-ния нарушенных прав и свобод граждан» [1].

Представляется интересным факт «о взаимодействии Уполномоченного при Пре-зиденте РФ по защите прав предпринимателей с главой государства. Прежде всего, оно осуществляется на основе Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ в форме направления специальных предложений Президенту РФ, предоставления ежегодного доклада бизнеса-омбудсмена» [10].

Одновременно существенную роль играет взаимодействие Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с Президентом РФ в форме раз-нообразных встреч.

    • 2012 году Создана Межведомственная рабочая группа по защите прав пред-принимателей по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Феде-рации по защите прав предпринимателей и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в которую вошли: Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, Министер-ство экономического развития РФ, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Ведущие предпринимательские объ-единения.

Созданная межведомственная рабочая группа рассматривает системные пробле-мы и нарушения прав предпринимателей в различных сферах государственного ре-гулирования, в том числе: при осуществлении уголовного преследования предпри-нимателей; в рамках контрольно-надзорной деятельности; при формировании тари-фов на услуги естественных монополий и системы налогообложения; при осу-ществлении государственных закупок и погашении задолженностей перед подряд-чиками по государственным и муниципальным контрактам; в ходе реализации функции распоряжения государственным имуществом и оказания государственных и муниципальных услуг; в вопросах государственной поддержки субъектов пред-принимательской деятельности; в связи с неисполнением судебных решений орга-нами власти.

Таким образом, проанализировав ряд специальной научной литературы, возмож-но акцентировать внимание на главные формы взаимодействия института Уполно-моченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти: «запрос различных документов у органов государственной власти и органов мест-ного самоуправления; заключение различных соглашений о сотрудничестве в сфере охраны прав и интересов предпринимателей; проведение совместных научно-практических мероприятии, конференций, в т.ч. форумов, симпозиумов, выступаю-щих в виде определённых площадок для диалога бизнеса и государства; разбор и

180

Трифонов С. Г.

анализ жалоб субъектов предпринимательской деятельности и проверок совместно

  • органами исполнительной власти; работа в качестве эксперта в разнообразных научных, консультационных советах, которые функционируют при различных гос-ударственных органах; составление различных заключений, направленных на вос-становления нарушенных прав предпринимателей и на направление их в органы государственной власти; подготовка Уполномоченным по защите прав предприни-мателей обязательных ежегодных отчетных документов (доклады, отчеты), а также мотивированных предложений для органов государственной власти и органов местного самоуправления» [11].

Далее можно указать на формы непосредственного взаимодействия Уполномо-ченного по защите прав предпринимателей с представителями судебной власти:

    1. Подача различных исков в целях защиты прав и интересов предпринимате-

лей.

    1. Участие в качестве различных участников процесса: истец, заявитель, третьи

лица;

    1. Участие в качестве различных участников процесса: истец, заявитель, третьи

лица;

    1. участие в качестве защитника по административному судопроизводству на основе ходатайства, по уголовному судопроизводству на основе ходатайства и по решения суда;
    2. Подача в Конституционный суд РФ запросов о соответствии Конституции РФ соответствующими субъектами, имеющих такое правомочие
    3. Участие в заседаниях Конституционного Суда РФ.

Законодательство субъектов в большинстве своих актов содержат отдельную норму о взаимодействии бизнес-омбудсмена (Республики Бурятия, КБР).

  • некоторых отсутствуют специальная отдельная норма о взаимодействии, лишь как пункт либо часть статьи (Республика КЧР, Северная Осетия – Алания, Адыгея, Краснодарского края)

Закон Ростовской области «Об Уполномоченном по защите прав

предпринимателей в Ростовской области» в статье 7, определяет начала взаимодействия Уполномоченного с государственными, муниципальными органами и иными органами и организациями

«1. Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие

  • органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами.
    1. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти

Ростовской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Ростовской области, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

181

Трифонов С. Г.

  1. Уполномоченный осуществляет ежеквартальное информирование о своей деятельности в средствах массовой информации.
  2. По окончании календарного года Уполномоченный представляет Губернатору Ростовской области и в Законодательное Собрание Ростовской области доклад о своей деятельности. Представленный в Законодательное Собрание Ростовской области доклад Уполномоченного заслушивается на заседании Законодательного Собрания Ростовской области.
  3. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в Ростовской области и предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности» [12].

Для реализации вышеуказанной нормы ростовским бизнес-омбудсменом в рамках своей деятельности заключены Соглашения о сотрудничестве (взаимодействии), в частности, «Соглашение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области и прокурора Ростовской области о взаимодействии в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности от 21.03.2013 г.; Соглашение о взаимодействии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области от 01.07.2016г.; Соглашение о сотрудничестве между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ростовской области от 17.01.2019» [13].

Таким образом, исходя из проведенного правового анализа действующего зако-нодательства наблюдаем двойственный характер института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Исходя из этого и формируется особый порядок взаимодействия бизнес –омбудсмена с государственными органами, что дает упол-номоченному по защите прав предпринимателей возможность быть арбитром меж-ду государством и бизнесом. Тем не менее, представляется возможным перехода «на следующий этап взаимоотношений предпринимательского сообщества и пуб-личной власти, позволяющие бы выходить на макроэкономической уровень плани-рования и решения проблем» [14]. Данный факт дает возможность увеличить пра-вомочия бизнес-омбудсмена, трансформировать его институциональный статус, го-товность власти к активной экономической политике.

Список литературы:

  1. Горбачев А. П. Специализация института уполномоченного по правам человека в РФ (на примере Уполномоченного по защите прав предпринимателей): дисс. … канд. юрид. наук 12.00.02 / А. П. Гор-бачев. Елец, 2015. 193 с
  2. Кирилловых А. А. Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов //Законодательство и экономика. 2013. № 11.
  3. О внесении изменений в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574, и в Указ Пре-зидента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных гос-ударственных гражданских служащих» : указ Президента РФ от 25.06.2012 № 894 // Собр. законода-

182

Трифонов С. Г.

тельства Рос. Федерации. 2012. № 27, ст. 3681.

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.закон от 14.11.2002 №138-ФЗ // Российская газета.- №220.- 2002; О порядке рассмотрения обращений граж-дан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ// Российская газета.- №95.- 2006; Об исполнительном производстве: федер.закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ// Россий-ская газета.- №223.- 2007; Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер.закон от 27.07.2010 №210-ФЗ// Российская газета.- №168.- 2010
  2. Порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним Уполномоченным при Прези-денте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс] : локальный акт Уполномоченного от 06.06.2013.//СПС «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».//Собрание законодательства РФ. 13.05.2013. N 19, ст. 2305.
  4. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обраще-ний граждан Российской Федерации».// Парламентская газета. N 70-71.11.05.2006.
  5. Беляков П. А. Международное сотрудничество как вид деятельности прокурора по защите права граждан на обращение в органы публичной власти // Отечественная юриспруденция.- 2016.- № 7 (9)
  6. Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателя РФ Президенту РФ за 2021: [Элек-тронный ресурс]/ http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/1.pdf
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Феде-рации».//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 20.02.1992. N 8. Ст. 366.
  8. Фадеева В.А. Конституционно-правовой статус уполномоченного при Президенте Российской Фе-дерации по защите прав предпринимателей : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.02-

Саратов, 2016. — 193 с.; Park S., Korean Preaching, Han, and Narrative– Peter Lang. — 2008. –282 p.

  1. Закон Ростовской области от 30 июля 2013 № 1146-ЗС «Об Уполномоченном по защите прав пред-принимателей в Ростовской области. [Электронный ресурс] https://www.donland.ru/documents/2459/
  2. Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Ростовской области.// http://www.omb-pro.ru/soglashenie.php
  3. Комкова Г. Н. Предисловие // Политико-правовые проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях кризиса. — 2009. — С. 5.

Trifonov S.G. Commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs in the system of inter-action with public authorities in the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 177-184.

The article is devoted to certain issues of interaction between the commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs and public authorities at both the federal and regional levels. This interaction is of a special nature due to both the state and public nature of the very position of the commissioner. This duality of the legal nature gives a special character to the studied interaction.

The article analyzes the rights of the Commissioner under the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs when considering a complaint, and also establishes a legal basis for interaction with federal and regional public authorities.

It has been established that the regulation of the interaction of the Commissioner under the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs with federal government bodies is im-plemented in special agreements with the relevant public authorities. These agreements contain provisions on information exchange, on the formation and implementation of a joint information policy in established areas of activity, on the interaction of the parties in the form of joint events, meetings, and on the creation of joint working groups.

Thus, it is possible to focus on the main forms of interaction between the institution of the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs and executive authorities: “requesting various documents from public authorities and local governments; conclusion of various agreements on cooperation in the field of protection of the rights and interests of entrepreneurs; holding joint scientific and practical events, confer-ences, including forums, symposia, acting as certain platforms for dialogue between business and the state; analysis and analysis of complaints of business entities and inspections together with executive authorities; work as an expert in a variety of scientific, advisory councils that operate under various government bodies; drawing up various conclusions aimed at restoring the violated rights of entrepreneurs and sending them to state authorities; preparation by the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs of manda-

183

Трифонов С. Г.

tory annual reporting documents (reports, reports), as well as motivated proposals for public authorities and local governments

Keywords: Commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs, public authorities, entrepre-neurial activity, interaction, mechanism of the state, apparatus of the state.

Spisok literaturi:

  1. Gorbachev A. P. Spetsializatsiya instituta upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF (na primere Upolnomochennogo po zashchite prav predprinimateley): diss. … kand. yurid. nauk 12.00.02 / A. P. Gorba-chev. Yelets, 2015. 193 s
  2. Kirillovykh A. A. Upolnomochennyy po pravam predprinimateley: osnovy pravovogo statusa v sisteme pravozashchitnykh institutov //Zakonodatelʹstvo i ekonomika. 2013. № 11.
  3. O vnesenii izmeneniy v Reyestr dolzhnostey federalʹnoy gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby, utver-zhdennyy Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2005 g. № 1574, i v Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 25 iyulya 2006 g. № 763 «O denezhnom soderzhanii federalʹnykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh»: ukaz Prezidenta RF ot 25.06.2012 № 894 // Sobr. zakonodatelʹstva Ros. Fed-eratsii. 2012. № 27, st. 3681.
  4. Grazhdanskiy protsessualʹnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]: feder.zakon ot

14.11.2002 №138-FZ// Rossiyskaya gazeta.- №220.- 2002; O poryadke rassmotreniya obrashcheniy grazhdan

Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]: feder.zakon ot 02.05.2006 № 59-FZ// Rossiyskaya gazeta.- №95.-

2006; Ob ispolnitelʹnom proizvodstve: feder.zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ// Rossiyskaya gazeta.- №223.-

2007; Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipalʹnykh uslug: feder.zakon ot 27.07.2010 №210-FZ// Rossiyskaya gazeta.- №168.- 2010

  1. Poryadok podachi i rassmotreniya zhalob, prinyatiya resheniy po nim Upolnomochennym pri Prezidente

Rossiyskoy Federatsii po zashchite prav predprinimateley [Elektronnyy resurs]: lokalʹnyy akt

Upolnomochennogo ot 06.06.2013. – SPS «KonsulʹtantPlyus».

  1. Federalʹnyy zakon ot 07.05.2013 N 78-FZ (red. ot 30.04.2021) «Ob upolnomochennykh po zashchite prav predprinimateley v Rossiyskoy Federatsii».//Sobraniye zakonodatelʹstva RF. 13.05.2013. N 19, st. 2305.
  2. Federalʹnyy zakon ot 02.05.2006 N 59-FZ (red. ot 27.12.2018) «O poryadke rassmotreniya obrashcheniy grazhdan Rossiyskoy Federatsii».// Parlament·skaya gazeta. N 70-71.11.05.2006.
  3. Belyakov P. A. Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo kak vid deyatelʹnosti prokurora po zashchite prava grazhdan na obrashcheniye v organy publichnoy vlasti // Otechestvennaya yurisprudentsiya.- 2016.- № 7 (9)
  4. Doklad Upolnomochennogo po zashchite prav predprinimatelya RF Prezidentu RF za 2021: [Elektronnyy resurs]/ http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/1.pdf

10.Federalʹnyy zakon ot 17.01.1992 N 2202-1 (red. ot 11.06.2022) «O prokurature Rossiyskoy Feder-atsii».//Vedomosti SND RF i VS RF. 20.02.1992. N 8. St. 366.

11.Fadeyeva V.A. Konstitutsionno-pravovoy status upolnomochennogo pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po zashchite prav predprinimateley : dissertatsiya … kandidata yuridicheskikh nauk : 12.00.02- Saratov, 2016. — 193 s.; Park S., Korean Preaching, Han, and Narrative– Peter Lang. — 2008. –282 p.

  1. Zakon Rostovskoy oblasti ot 30 iyulya 2013 № 1146-ZS «Ob Upolnomochennom po zashchite prav predprinimateley v Rostovskoy oblasti. [Elektronnyy resurs] https://www.donland.ru/documents/2459/
  2. Ofitsialʹnyy sayt Upolnomochennogo po zashchite prav predprinimateley po Rostovskoy oblasti.// http://www.omb-pro.ru/soglashenie.php
  3. Komkova G. N. Predisloviye // Politiko-pravovyye problemy vzaimodeystviya vlasti i biznesa v usloviyakh krizisa. — 2009. — S. 5.

.

184