Субъекты противодействия финансированию террористической деятельности

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Факов А. М.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 274 – 282.

УДК 343.9

СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Факов А. М.

Северо-Кавказский институт МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД РФ

  • работе рассматривается круг субъектов, осуществляющих противодействие финансирование террористической деятелньости. Исходя из того, что финансирование террористической деятельности как элемент системы террористической деятельности обеспечивает ее самоорганизацию, функциони-рование и развитие, учитывая физическую и экономическую природу, масштабность, системный ха-рактер и разнообразие субъектов и используемых ими технологий финансирования террористической деятельности, т.е. совокупности методов и инструментов сбора и/или предоставления средств либо оказания финансовых услуг с целью осуществления террористической деятельности, определен ши-рокий круг различных (по уровню, полномочиям и пр.) субъектов противодействия данной деятельно-сти. Установлено, что в соответствии с национальным законодательством целесообразно выделить следующие основные группы субъектов, деятельность которых направлена (как непосредственно — специализированные субъекты, так и опосредованно неспециализированные субъекты) на противодей-ствие финансированию террористической деятелньости: правоохранительные органы и суд; Росфин-мониторинг и иные органы государственного управления; кредитные организации и иные финансовые институты; граждане и иные лица.

Ключевые слова: преступность, терроризм, террористическая деятельность, финансирование, субъекты противодействия, финансовый контроль, финансовый мониторинг.

Являясь реакцией самоорганизации общества на объективно существующие и искусственно сконструированные явления и феномены социального бытия, кон-струирующие преступность, противодействие последней представляет собой поли-вариативное, многоуровневое, разнонаправленное системное социальное образова-ние [1, c. 158-160]. С практической стороны противодействие преступности пред-ставляет собой систему различных видов деятельности и комплексных мероприятий (осуществляемых обществом и государством), направленных на предупреждение, устранение, нейтрализацию и ограничение (ослабление) факторов, детерминирую-щих преступность и минимизацию массового, системного, криминального поведе-ния членов общества [2, c. 133-141]. Главная цель противодействия преступности — создание в обществе условий минимизации преступности до оптимально возможно-го (соответствующего со стоянию политического, социально-экономического и культурного развития общества в данный момент) уровня – достигается посред-ством реализации системы различных по содержанию мер: политических, идеоло-гических, экономических, правовых, организационно-управленческих, культурно-воспитательных, медицинских, технических и прочих [3, c. 151-152]. Сложное раз-нообразие системы мер противодействия преступности определяет разнообразие субъектов данной деятельности.

Круг субъектов противодействия преступности определяется как уровнем воз-действия (общесоциальный, специальный, индивидуальный), так и спецификой конкретного вида преступности.

274

Факов А. М.

Существование терроризма как идеологии насилия и практики ее реализации в мировом масштабе, качественно-количественные характеристики его распростра-ненности, указывают на невозможность функционирования данного вида системной организованной преступной деятельности (подсистемы преступности), без надле-жащего экономического обеспечения. Именно финансирование террористической деятельности как элемент системы террористической деятельности обеспечивает ее самоорганизацию, функционирование и развитие, выполняя функции самовоспро-изводства и самодетерминации, а также преобразовательную функцию [4, c. 130-134]. Поскольку интенсивность террористической деятельности напрямую зависит от уровня ее финансирования и материально-технической оснащенности, то пресе-чение каналов финансирования террористической деятельности и блокирование ак-тивов террористических организаций является одним из важнейших инструментов борьбы, как с внутренним, так и с международным терроризмом [5, c. 4].

Финансирование террористической деятельности, с точки зрения системного подхода, следует рассматривать необходимо рассматривать как масштабную си-стемную преступную деятельность, образующую самостоятельную криминальную практику. С физической точки зрения финансирование террористической деятель-ности представляет собой специфический процесс обмена и распределения матери-альных средств и ресурсов. С экономической точки зрения финансирование терро-ристической деятельности представляет собой процесс и результат поиска и обеспе-чения финансовыми ресурсами (денежными средствами) [6, c. 169-174]. С техноло-гической точки зрения, т.е. совокупности методов и инструментов сбора и/или предоставления средств либо оказания финансовых услуг с целью осуществления террористической деятельности, рассматриваемая преступная деятельность предпо-лагает использование различных технологий сбора средств с целью осуществления террористической деятельности, технологий предоставления средств с целью осу-ществления террористической деятельности, а также технологий оказания финансо-вых услуг с целью осуществления террористической деятельности. При этом кон-кретные виды и специфику используемых технологий определяет источник проис-хождения средств, как один из основных элементов системы финансирования тер-рористической деятельности [7, c. 253-257].

Таким образом, масштабность, системный характер и разнообразие субъектов и используемых ими технологий финансирования террористической деятельности определяют широкий круг различных (по уровню, полномочиям и пр.) субъектов противодействия данной деятельности. Как справедливо отмечает С.Ю. Николь-ский, сложность и многоплановость проблем функционирования государственной системы противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступ-ным путем, и финансированию терроризма обусловлена широким спектром решае-мых в этой сфере вопросов, в том числе связанных с формированием адекватного современным условиям механизма координации и взаимодействия всех элементов системы [5, c. 4].

Противодействие финансированию террористической деятелньости принято рас-сматривать как составную часть противодействия легализации (отмыванию) дохо-дов, полученных преступных путем, и финансированию терроризм. Под противо-действием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма предлагается понимать совокупность мер правового и

275

Факов А. М.

организационного характера, а также деятельность федеральных органов государ-ственной власти, организаций и физических лиц по предупреждению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терро-ризма, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, и финансированием терроризма [8, c. 9].

    • соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противо-действии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи-нансированию терроризма», предметом регулирования данного нормативного акта являются «отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наслед-ственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Россий-ской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федера-ции, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявле-ния и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полу-ченных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием рас-пространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц
  • федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бене-фициарных владельцев юридических лиц» [9].

Исходя из анализа данной нормы можем выделить отдельные группы субъектов, деятельность которых направлена (как непосредственно – специализированные субъекты, так и опосредованно) на противодействие финансированию террористи-ческой деятелньости.

1. Правоохранительные органы и суд.

Поскольку финансирование террористической деятелньости является проявлени-ем преступного поведения, отвественность за которое предусмотрена уголовным законодательством, в качестве ключевых субъекта противодействия данной дея-телньости необходимо выделить правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Федеральную налоговую службу и иные), полномочия которых охватывают функции предупреждения, выяв-ления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полу-ченных преступным путем, и финансированием терроризма.

Эффективность деятелньости правоохранительные органов по борьбе с терро-ризмом в целом и его финансированием в частности требует совершенствования взаимодействия МВД России с ФСБ России, СВР России, ФСО России, Министер-ством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами, а также правоохранительными органами стран СНГ [10, c. 126].

Стратегическими целями совершенствования национальной системы предупре-ждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных пре-ступным путем, и финансированию терроризма должны стать: сокращение масшта-

276

Факов А. М.

бов организованной преступности и нелегальной предпринимательской деятельно-сти; устранение причин и условий, способствующих созданию и восстановлению материальной базы террористических организаций, организованной преступности, наркобизнеса и коррупции; предупреждение незаконного вывода денежных средств за границу; создание условий для обеспечения возвращения денежных средств, по-лученных преступным путем и незаконно выведенных за границу; обеспечение эф-фективности реализации полномочий правоохранительных и других государствен-ных органов, участвующих в предупреждении и противодействии легализации (от-мыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оптимизация механизмов координации их деятельности и взаимодействия между ними [11, c. 80].

Суд, исходя из материально-правовой концепции наказания как уголовно-правового инструмента борьбы с преступностью, выступает одним из субъектов противодействия преступности [12, c. 24-26]. Роль суда в противодействии террори-стической деятельности в целом и такой ее форм, как финансирование в частности, трудно переоценить, что связано с широким спектром превентивных функций, реа-лизуемых судом: назначение наказания, судебный контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и предварительным расследованием, реализа-ция гражданско-правовых мер противодействия преступности [13, c. 91-95], приня-тие мер к устранению причин и условий, способствующих совершению преступле-ний террористического характера, признание организации террористической и ее ликвидация (запрет ее деятельности) и пр.

  1. Росфинмониторинг и иные органы государственного управления.

Одним из ключевых инструментов противодействия финансированию террори-стической деятельности со стороны органов государственного управления выступа-ет финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, как указывает М.М. Прошунин, предполагает систему законодательно закрепленных информаци-онных, контрольных и правоохранительных процедур, осуществляемых органами и агентами (субъектами финансового мониторинга), цель которых заключается в предотвращении использования финансовой системы для легализации преступных доходов и финансирования терроризма (публичный аспект) и минимизации риска причастности агентов финансового мониторинга к легализации (отмыванию) дохо-дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (частный ас-пект) [14, c. 11-12].

Ключевым звеном государственной национальной системы финансового мони-торинга и системы противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Росфинмониторинг является институционально сложной структурой, имеющей статус федерального органа ис-полнительной власти, находящегося под юрисдикцией Правительства РФ и осу-ществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) дохо-дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмони-торинг имеет международный статус национального подразделения финансовой

277

Факов А. М.

разведки административного типа, осуществляющего функции противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на внутригосударственном и меж-дународном уровнях [5, c. 10].

Специфика деятельности Росфинмониторинга позволяет рассматривать этот ор-ган исполнительной власти как элемент системы органов государственного финан-сового контроля, который решает задачи обеспечения финансовой безопасности РФ

  • формирует основы единого аналитического пространства в сфере обеспечения финансовой безопасности. Росфинмониторинг не является субъектом оперативно-розыскной деятельности. Он обладает, прежде всего, контрольно-финансовым ин-струментарием в сфере ПОД/ФТ. Природа его полномочий не правоохранительная, а информационно-аналитическая. Но при этом Росфинмониторинг обладает адми-нистративными полномочиями, которые наиболее выражены в рамках администра-тивной юрисдикции. Таким образом, Росфинмониторинг представляет собой под-разделение финансовой разведки административного типа и, в этом смысле, являет-ся самостоятельным административным органом. Наряду с реализацией нормотвор-

ческих, контрольных, административно-принудительных, информационно-методических полномочий, обеспечением взаимодействия с иными органами вла-сти и организациями, с гражданами и организациями, международным сотрудниче-ством, Росфинмониторинг осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступ-ным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту РФ ежегод-ный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации [8, c. 27-30].

    • качестве специфического субъекта государственного управления в сфере про-тиводействия финансированию террористической деятелньости следует выделить Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным зако-ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са-моуправления. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 75 Конституции РФ, а также в ст. 1 и 2 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [15]. Роль Банка России в противодействии финансированию террористи-ческой деятелньости определяется его специальной компетенцией и, прежде всего, реализацией функций банковского регулирования и банковского надзора.

Одна из основных задач Банка России в сфере противодействия легализации (от-мыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма заключается в анализе организации деятельности банков по снижению риска со-вершения операций с подозрительными клиентами, сомнительными средствами, т. е. насколько существенен вклад кредитных организаций в защиту экономики, обще-ства от развития негативных процессов, связанных с деятельностью теневого и кри-минального секторов, концентрация усилий аналитических, надзорных и инспекци-

278

Факов А. М.

онных подразделений банка и его территориальных учреждений на кредитных ор-ганизациях, стремящихся получать весомые доходы от организации и проведения финансовых операций с сомнительными клиентами и средствами [16, c. 10].

3. Кредитные организации и иные финансовые институты.

Объем и содержание правосубъектности кредитных организаций и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, позво-ляет, как отмечает В.В. Харченко, рассматривать их в качестве субъектов выявления

  • предупреждения, а также в отдельных случаях пресечения преступных деяний в сфере легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма. При этом комплекс прав, обязанностей и ограничений, которыми наделены указанные орга-низации в данной сфере, по существу, напрямую не связан с обеспечением их соб-ственной безопасности, хотя в отношении кредитных организаций в установленных случаях является критерием оценки их финансовой стабильности [8, c. 31].

Следует учитывать, что сложившиеся системы услуг по переводу денег и других ценностей несовершенны и допускают злоупотребления со стороны лиц, финанси-рующих терроризм, особенно, когда их операции осуществляются через нефор-мальные системы, охватывающие небанковские финансовые учреждения или дру-гие юридические лица, не подчиняющиеся обязательствам, вытекающим из реко-мендаций ФАТФ. В этой связи государственный надзор в этой области должен быть гибким, эффективным и пропорциональным риску злоупотреблений [17, c. 7]. Но и сами финансовые организации должны выступать активным субъектом противодей-ствия финансированию террористической деятелньости, не допускать вовлечения и использования их в данной преступной деятелньости.

    1. Граждане и иные лица.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с содержанием ст. 2 Федерального за-кона от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) дохо-дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», субъектами отношений в данной сфере являются в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, адвокаты, нотариусы, адвокатские и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, лица, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтер-ских услуг, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, саморегулируе-мые организации аудиторов, а также доверительные собственники (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные орга-ны личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международно-го наследственного фонда).

Следует согласиться с В.В. Харченко в том, что «качество нормативного закреп-ления установленных обязанностей для так называемых иных лиц, а равно связан-ная с этим конструкция их правового статуса в механизме ПОД/ФТ не бесспорны и вызывают ряд возражений. В частности, нотариусы и адвокаты являются специаль-ным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о ПОД/ФТ, на которых распространяются положения ст.ст. 7 и 7.1 Закона № 115. При этом ника-ких указаний в Законе об адвокатуре и в Основах законодательства о нотариате, на ПОД/ФТ нет. Соотношение обязанности адвокатов и нотариусов информировать Росфинмониторинг с правом на адвокатскую тайну так же, как и в отношении нота-риальной тайны, вызывает достаточное количество вопросов. Вообще при наличии

279

Факов А. М.

отдельных положительных высказываний, вопросы нормативного опосредования профессиональной тайны в связи с ПОД/ФТ вызывают в большинстве случаев рез-кую критику, которая может быть признана даже обоснованной, поскольку законо-дательство по сему поводу отличается противоречиями» [8, c. 32-33]. В качестве одного из специфических субъектов противодействия финансированию террори-стической деятелньости следует указать саморегулируемые организации.

Социально-правовая природа саморегулируемых организаций состоит в их уча-стии в императивных правоотношениях связанных с регулированием (в том числе с созданием нормативных регуляторов, носящих обязательный характер, и контролем над их исполнением) видов деятельности значимых для государства, а потому за-крепленных в нормах права, – с одной стороны, а с другой, – в участии в диспози-тивных частноправовых правоотношениях, в пределах определенных нормой права. Основной функцией саморегулируемых организаций является обеспечение саморе-гулируемости профессиональной и предпринимательской деятельности в рамках сферы невмещательства государства. При этом реализация частного, в том числе корпоративного, интереса в деятельности данных организаций, должна находиться

  • сбалансированном сочетании с реализацией публичного интереса и регулирующей ролью последнего. Саморегулируемые организации обладают комплексной право-субъектностью, включающей компетенцию по созданию нормативных регуляторов, осуществлению контроля над их соблюдением, формированию механизмов обеспе-чения ответственности за деятельность своих членов и так далее [18, c. 8-10].

Хотя саморегулируемые организации, как отмечают исследователи, в рамках российской системы ПОД/ФТ не являются субъектами правоохранительной дея-тельности или финансового мониторинга и играют вспомогательную роль, они мо-гут разрабатывать рекомендации по исполнению организациями требований зако-нодательства в сфере ПОД/ФТ, а также обеспечивать обучение для сотрудников ор-ганизаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуще-ством [8, c. 33]. На наш взгляд, роль саморегулируемых организаций в противодей-ствии финансированию террористической деятелньости заключается не только в создании соответствующих нормативных регуляторов, выработке рекомендаций и проведении тренингов по их реализации, но и обеспечении контроля за их соблюде-нием и ответственности членов данных организаций в случае их нарушения.

    • учетом изложенного можем прийти к следующим выводам. Одним из основ-ных элементов системы противодействия финансированию террористической дея-тельности являются субъекты данной деятелньости. В соответствии с отечествен-ным законодательством круг данных субъектов довольно обширен и разнообразен. Необходимо выделить следующие основные группы субъектов, деятельность кото-рых направлена (как непосредственно – специализированные субъекты, так и опо-средованно неспециализированные субъекты) на противодействие финансированию террористической деятелньости: 1) правоохранительные органы и суд; 2) Росфин-мониторинг и иные органы государственного управления; 3) кредитные организа-ции и иные финансовые институты; 4) граждане и иные лица. Функциональная вза-имосвязь и комплексное взаимодействие указанных субъектов, наделѐнных широ-ким спектром разнообразных полномочий и функционирующих на различных орга-низационных уровнях, позволяют осуществлять системное противодействие финан-сированию террористической деятельности.

280

Факов А. М.

Список литературы:

  1. Игнатов А.Н. Стратегия противодействия кри минальному насилию в современном обществе // Биб-лиотека криминалиста. Научный журнал. – 2015. – № 6 (23). – С. 157–168.
  2. Игнатов А.Н., Вишневецкий К.В., Кашкаров А.А. Концептуальные основы, направления и меры противодействия криминальному насилию // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 2 (42). – С. 133-141.
  3. Игнатов А.Н. Совершенствование механизма противодействия преступности как составляющей обеспечения национальной безопасности // Власть Закона. – 2016. – № 4 (28). – С. 147-156.
  4. Факов А.М. Финансирование террористической деятельности в системе террористической деятель-ности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – – № 6. С. 130-134.
  5. Никольский С.Ю. Росфинмониторинг в системе противодействия отмыванию денег и финансирова-нию терроризма: административно-правовой аспект: автореферат дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. – Ростов-на-Дону, 2011. – 27 с.
  6. Факов А.М. Методологические основы исследования финансирования террористической деятельно-сти // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 3. – С. 169-174.
  7. Факов А.М. Понятие и виды технологий финансирования террористической деятельности // Гумани-тарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 12. – С. 253-257.
  8. Харченко В.В. Административно-правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. – Ростов-на-Дону, 2014. – 38 с.
  9. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополне-ниями) // СЗ РФ. – 2001. – № 33 (Часть I). – Ст. 3418.
  10. Чирков Д.К. К вопросу о совершенствовании действующего законодательства, направленного на улучшение качества работы правоохранительных органов и заинтересованных ведомств по противо-действию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию тер-роризма // Актуальные проблемы экономики и права. – 2007. – № 4. – С. 125-130.
  11. Ладыга А.И., Калядина М.Ю. Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в проти-водействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 7. С.

78-81.

  1. Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как институт общего надзора // Российская юстиция. – М.: Юрид. лит., 2002, № 1. – С. 24-26.
  2. Игнатов А.Н., Семенова Е.Г. Гражданско-правовые меры в системе мер противодействия преступ-ности // Общество и право. – 2018. – № 1 (63). – С. 91-95.
  3. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма : российский и зарубежный опыт: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14.т– Москва, 2010. – 45 с.
  4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ от 15 июля 2002 г.– № 28. – Ст. 2790.
  5. Мельников В.Н. Деятельность Банка России по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в банковской системе // Деньги и кредит. – 2005. № 2. – С. 10-12.
  6. Хаминский Я.М. Международно-правовые меры противодействия финансированию терроризма: На примере ФАТФ: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. – Москва, 2004. – 21 с.
  7. Третьякова С.Б. Саморегулируемые организации как субъекты российского права: автореф. дис. …

канд. юрид. наук: 12.00.01. – Москва, 2013. – 26 с.

Fakov A.M. Subjects Of Countering The Financing Of Terrorist Activities // Scientific notes of V. I.

Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 274 – 282.

The work examines the range of entities involved in countering the financing of terrorist activities.Based on the fact that the financing of terrorist activities as an element of the system of terrorist activities ensures its self-organization, functioning and development, taking into account the physical and economic nature, scale, systemic nature and diversity of subjects and the technologies they use to finance terrorist activities, i.e.a set of methods and tools for collecting and/or providing funds or providing financial services for the purpose of car-rying out terrorist activities, a wide range of different (in terms of level, powers, etc.) subjects of countering this activity has been identified.It has been established that, in accordance with national legislation, it is advis-able to distinguish the following main groups of entities whose activities are aimed (both directly — specialized entities, and indirectly — non-specialized entities) to counter the financing of terrorist activities: law enforce-ment agencies and the court; Rosfinmonitoring and other government bodies; credit organizations and other financial institutions; citizens and other persons.

Key words: crime, terrorism, terrorist activity, financing, counteraction subjects, financial control, finan-cial monitoring.

281

Факов А. М.

Spisok literatury:

  1. Ignatov A.N. Strategiya protivodejstviya kri minal’nomu nasiliyu v sovremennom obshchestve // Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal. – 2015. – № 6 (23). – S. 157–168.
  2. Ignatov A.N., Vishneveckij K.V., Kashkarov A.A. Konceptual’nye osnovy, napravleniya i mery protivodejstviya kriminal’nomu nasiliyu // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. – 2018. – № 2 (42). – S. 133-141.
  3. Ignatov A.N. Sovershenstvovanie mekhanizma protivodejstviya prestupnosti kak sostavlyayushchej obespecheniya nacional’noj bezopasnosti // Vlast’ Zakona. – 2016. – № 4 (28). – S. 147-156.
  4. Fakov A.M. Finansirovanie terroristicheskoj deyatel’nosti v sisteme terroristicheskoj deyatel’nosti // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. – 2022. – – № 6. S. 130-134.
  5. Nikol’skij S.YU. Rosfinmonitoring v sisteme protivodejstviya otmyvaniyu deneg i finansirovaniyu terrorizma: administrativno-pravovoj aspekt: avtoreferat dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.14. – Rostov-na-Donu, 2011. – 27 s.
  6. Fakov A.M. Metodologicheskie osnovy issledovaniya finansirovaniya terroristicheskoj deyatel’nosti // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. – 2022. – № 3. – S. 169-174.
  7. Fakov A.M. Ponyatie i vidy tekhnologij finansirovaniya terroristicheskoj deyatel’nosti // Gumanitarnye, social’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. – 2022. – № 12. – S. 253-257.
  8. Harchenko V.V. Administrativno-pravovoj mekhanizm protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.14. – Rostov-na-Donu, 2014. – 38 s.
  9. Federal’nyj zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // SZ RF. – 2001. – № 33 (CHast’ I). – St. 3418.
  10. CHirkov D.K. K voprosu o sovershenstvovanii dejstvuyushchego zakonodatel’stva, napravlennogo na uluchshenie kachestva raboty pravoohranitel’nyh organov i zainteresovannyh vedomstv po protivodejstviyu legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnyh putem, i finansirovaniyu terrorizma // Aktual’nye problemy ekonomiki i prava. – 2007. – № 4. – S. 125-130.
  11. Ladyga A.I., Kalyadina M.YU. Vzaimodejstvie nalogovyh i pravoohranitel’nyh organov v protivodejstvii legalizacii (otmyvanii) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovanii terrorizma // Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. – 2014. – T. 2. – № 7. – S. 78-81.
  12. Naumov A. Sud kak organ bor’by s prestupnost’yu, a prokuratura — kak institut obshchego nadzora // Rossijskaya yusticiya. – M.: YUrid. lit., 2002, № 1. – S. 24-26.
  13. Ignatov A.N., Semenova E.G. Grazhdansko-pravovye mery v sisteme mer protivodejstviya prestupnosti // Obshchestvo i pravo. – 2018. – № 1 (63). – S. 91-95.
  14. Proshunin M.M. Finansovyj monitoring v sisteme protivodejstviya legalizacii prestupnyh dohodov i finansirovaniyu terrorizma : rossijskij i zarubezhnyj opyt: avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk: 12.00.14.t– Moskva, 2010. – 45 s.
  15. Federal’nyj zakon ot 10 iyulya 2002 g. N 86-FZ «O Central’nom banke Rossijskoj Federacii (Banke

Rossii)» // SZ RF ot 15 iyulya 2002 g.– № 28. – St. 2790.

  1. Mel’nikov V.N. Deyatel’nost’ Banka Rossii po protivodejstviyu legalizacii prestupnyh dohodov i finansirovaniyu terrorizma v bankovskoj sisteme // Den’gi i kredit. – 2005. № 2. – S. 10-12.
  2. Haminskij YA.M. Mezhdunarodno-pravovye mery protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma: Na primere FATF: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.10. – Moskva, 2004. – 21 s.
  3. Tret’yakova S.B. Samoreguliruemye organizacii kak sub»ekty rossijskogo prava: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.01. – Moskva, 2013. – 26 s.

.

282