Стандарты и иные источники регулирования процедуры формирования компетенций в области правоприменения

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Стандарты и иные источники регулирования…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 114-122.

УДК 342.951

СТАНДАРТЫ И ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Банщикова С. Л.

ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

В статье автор анализирует основные источники правового регулирования процесса формирования профессиональных компетенций выпускников организаций, реализующих программы высшего обра-зования в России. Особое внимание уделено формированию и контролю уровня сформированности компетенций в области правоприменения, а также отражена роль образовательных стандартов, как источников регулирования указанных отношений, и рабочих программ дисциплин, определяющих материальные и иные условия образовательного процесса в рамках определенного учебного курса. Автором поднимаются проблемы надлежащего процесса формирования правоприменительных компе-тенций обучающихся и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: стандарт, рабочая программа, обучающийся, сфера правоприменения, профес-сиональные компетенции, умение, владение, справочно-правовая система, уровень сформированности, практическое занятие, квазипрофессиональная среда.

  • любые времена (и сегодняшние – не исключение) значение образования, в том

числе юридического, для общества и государства осознавалось большинством чле-нов общества. Качество образования, основные направления развития образования в стране влияют на уровень жизни населения того или иного государства, развитие его экономики и социальной сферы. Несомненно, качественная подготовка будущих специалистов влияет и на преодоление экономического кризиса государства, на преодоление проблем в сфере экологии, в области медицины, др. Кроме того, и уро-вень, и скорость внедрения информационных технологий зависят от качества обра-зования в стране.

Важную роль играет образование граждан, в том числе, их правовая подготовка в правовом государстве, поскольку состояние правопорядка, безопасности государ-ства зависят уровня правовой культуры и правового сознания членов общества. По-вышение качества высшего юридического образования является ступенью в разви-тии правового государства [1, с. 28], базой для дальнейшего развития и повышение уровня правовой культуры; качественная подготовка студентов (будущих юристов), как и ненадлежащая подготовка их в организациях высшей школы со временем от-разятся на положении дел во всех областях общественной жизни. В связи с чем, нельзя не отметить, что сокращение количества обучающихся по юридическим направлениям (специальностям) может повлечь снижение общего уровня юридиче-ской грамотности населения в целом [2, с. 37].

Рассматривая вопрос качественной подготовки будущих специалистов в области права, нельзя забывать о современном компетентностном подходе высшего образо-вания в России. Несмотря на усиливающуюся критику Болонского процесса в по-следнее время [3, 4, 5], сегодня вузы продолжают использовать указанный подход при подготовке студентов.

Компетенцию принято рассматривать как способность субъекта (обучающегося) применять свои знания и умения, а также навыки в необходимых случаях (напри-мер, в своей профессиональной деятельности), основываясь на личностных уста-новках. Также можно рассматривать компетенцию как меру профессионального успеха и роста личности [6, с. 22]; как сферу подлежащих чьему-нибудь ведению

Банщикова С. Л.

вопросов, явлений и как круг вопросов, которые данные субъекты могут разрешать, поскольку имеют знания и опыт [7].

На наш взгляд, можно толковать компетентность как обладание компетенцией, из чего и следует наше предположение о том, что компетенция – это способность применять знания, умения и опыт, полученный в процессе обучения, на практике.

Безусловно, основным источником правового регулирования образовательных отношений является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции» [8]. В частности, давая определения понятиям «образование», «обучение», «профессиональное образование», др. законодатель упоминает о компетенции как о структурном элементе среди прочих – знаний, опыта деятельности и иных (ст. 1 указанного закона). Также вопросы разработки профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов организациями самостоятельно определены в ст. 12 выше названного закона.

Кроме того, важное место в регулировании рассматриваемого вопроса занимают федеральные подзаконные акты, в частности, приказы Минобрнауки России (например, приказ, утверждающий порядок реализации отдельных образовательных программ [9], приказы, утверждающие федеральные стандарты в области высшего образования).

Одним из основных источников правового регулирования образовательных от-ношений в содержательной части и по организационным моментам различных об-разовательных программ является образовательный стандарт. Сегодня законодатель предусматривает регулирование программ высшего образования на федеральном уровне – федеральными государственными образовательными стандартами ( далее – ФГОС), требованиями, а также образовательными стандартами, которые имеют право разрабатывать отдельные образовательные организации высшего образова-ния, определенные пунктом 10 ст. 11 вышеназванного закона об образовании.

Рассмотрим действие указанных источников права в части регулирования про-фессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки студентов в правовой сфере.

Указанные выше документы – ФГОС (например, направления подготовки «Юриспруденция» [10]) предусматривают необходимость обладания компетенция-ми ( в том числе, профессиональными) выпускником, который освоил образователь-ную программу. Среди этих компетенций должны быть и компетенции в области правоприменительной деятельности. Как известно, современные стандарты предо-ставляют образовательным организациям высшего образования право определять профессиональные компетенции самостоятельно, руководствуясь тем, что сам стан-дарт определил перечень универсальных и общекультурных компетенций, а также беря за основу (по возможности) профессиональные стандарты.

Кроме профессиональных стандартов разработчик образовательной программы должен руководствоваться современными требованиями к профессиональным ком-петенциям специалистов на рынке труда, опытом российских и иностранных коллег

  • данной сфере деятельности, рекомендациями соответствующих работодателей. Приведем отдельные примеры образовательных программ в области юриспру-

денции, предлагаемые образовательными организациями. Так, МГУ им. М.В. Ломо-носова разработана образовательная программа для уровня – магистратура направ-ления – юриспруденция [11], где предусмотрены следующие задачи в области пра-воприменения, дающие возможность сформулировать сами компетенции: «обосно-вание и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совер-шение действий, связанных с реализацией правовых норм» и «составление юриди-ческих документов».

115

Стандарты и иные источники регулирования…

Другой пример – образовательная программа Крымского федерального универ-ситета им. В.И. Вернадского ( направление – юриспруденция, уровень – бакалаври-ат) – к правоприменительным отнесены компетенции: способности «квалифициро-ванно применять правовые нормы в конкретных сферах профессиональной деятель-ности, правильно отражать результаты применения правовых норм в юридической и иной документации» и «осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры» [12].

    • в том, и в другом случае образовательные программы подготовлены на основе образовательных стандартов, разработанных организациями самостоятельно в соот-ветствии со своей компетенцией, определенной законом об образовании.

Далее рассмотрим примеры программ, где за основу разработчиками взят ФГОС

[13]:

— образовательная программа уровня – специалитет, подготовленная в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского. В ней выделяется компетен-ция в области правоприменения – способность к оказанию юридической помощи и консультированию по правовым вопросам [14];

— программа для того же уровня подготовки, разработанная в Сибирском юриди-ческом университете предусматривает в сфере правоприменения следующие компе-тенции (способности):

«принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии

  • законом», «квалифицировать юридические факты и применять к ним действую-щие нормы права», «составлять правовые заключения, заявления, иски, … в соот-ветствии с правилами юридической техники, нормативными правовыми и локаль-ными актами, обычаями делового оборота», «анализировать правоотношения, яв-ляющиеся объектами профессиональной деятельности», юридически правильно оценивать факты, события и обстоятельства при назначении и производстве экспер-

тизы» [15].

Все вышеназванные компетенции, так или иначе, предусматривают готовность юриста (выпускника образовательной организации) правильно квалифицировать факты и обстоятельства; определять те нормы права, которые применимы именно в данной ситуации; надлежащим образом толковать указанные нормы и применять самостоятельно при разрешения правового конфликта (для решения правовой ситу-ации) либо давать рекомендации (указания) другим субъектам права, а также оце-нивать правильность такого применения другими субъектами.

Формирование названных выше профессиональных компетенций в правоприме-нительной сфере имеет основополагающее значение для надлежащей подготовки студента, будущего юриста-профессионала. Проблема формирования профессио-нальных компетенций в целом, и компетенций в области правоприменения – в част-ности, в России сегодня, несомненно, существует. Не зря в юридическом сообще-стве поднимается вопрос о сложности трудоустройства выпускников юридических факультетов на работу при отсутствии профессионального опыта. В связи с чем, по мнению многих ученых, особое внимание при формировании компетенций в про-цессе обучения следует уделять профессионально-ориентированных технологиям обучения [16, с. 90].

Также обеспечение высокого уровня сформированности профессиональных компетенций выпускника-юриста возможно лишь при достаточном объеме практи-ческих занятий, проведении таких занятий в «квазипрофессиональной образова-тельной среде» [17, с. 17]. В современном процессе подготовки будущих юристов, как и прежде, во главу угла зачастую ставится учебная дисциплина, а не компетен-ция. Разработчики образовательных программ подбирают из имеющегося перечня дисциплин те, на которых может быть сформирована та или иная компетенция.

Банщикова С. Л.

Крайне редко в образовательных организациях высшего образования разрабатыва-ются учебные курсы под набор определенных компетенций. При таком подходе очень важно в рамках дисциплины выбирать максимально возможные для примене-ния средства и методы обучения, способствующие формированию выбранных ком-петенций. Среди профессионально-ориентированных технологий, на наш взгляд, во главу угла должен быть поставлен анализ правовых ситуаций. Именно такой вид заданий на практических занятиях будет формировать способность применять нор-мативные правовые акты и реализовывать правовые нормы в будущей профессио-нальной деятельности, имитируемой на учебном занятии, а также способность обеспечивать соблюдение правовых норм различными субъектами.

Нельзя не согласиться с мнением профессора А. А. Кондрашева, что применение кейсового метода обучения в российских образовательных организациях высшего образования ограничено, поскольку прецедентное право не является основой дея-тельности российских юристов. В тоже время, как верно отмечает автор, будущему специалисту в процессе обучения необходимо привить навыки системной работы с нормативными актами, учитывая тот факт, что российское правоприменение по-движно и вариативно, а российское законодательство постоянно меняется [18, с. 153]. Именно поэтому, считаем необходимым анализ студентами различных право-вых ситуаций на практических занятиях с целью ознакомления с большим массивом существующих по данному вопросу нормативных актов и актов правоприменения, а также поиск норм для применения в конкретном случае, сравнение различных норм, регулирующих одну и туже ситуацию, поиск оптимального решения правовой ситу-ации с целью наилучшей защиты прав и законных интересов субъектов правоотно-шений.

Также в рамках практико-ориентированных технологий важно применение дело-вых игр, в том числе и ролевых игр. Деловая игра ориентирована на усвоение или закрепление теоретического материала, выработку умений и навыков в имитируе-мой профессиональной среде. Наиболее распространены на практических занятиях постановки студентами и преподавателями судебных заседаний, тем более, что ФГОС требует наличия в здании образовательной организации учебного зала для проведения таких судебных заседаний. Также в рамках ролевой игры может быть разыгран процесс проведения общего собрания акционеров или общего собрания собственников многоквартирного дома. Практические занятия могут проводиться и

  • юридической консультации, которая часто организована при образовательных ор-ганизациях высшего образования. Как раз такая деятельность имитирует будущую профессиональную деятельность студентов и формирует их способности в право-применительной сфере, а именно: применение норм права, разрешение правовых конфликтов (правовых ситуаций) с применением необходимых в данном случае нормативных и правоприменительных актов.

Нельзя не отметить вред уменьшения практических занятий при увеличении се-минарских занятий, на которых студенты зачастую зачитывают рефераты. В учеб-ных планах отдельных образовательных организаций могут указываться как форма проведения занятий – практические занятия, но зачастую при этом они заменятся семинарами с изучением теоретических вопросов, хотя практическое и семинарское занятие – это разные формы занятия, решающие разные задачи в рамках единого образовательного процесса.

Кроме того, следует отметить важность формирования указанных компетенций с помощью использования современных справочных правовых систем, позволяющих сегодня не только найти необходимый нормативный акт, но и подобрать правопри-менительную практику в конкретной разрешаемой ситуации, ознакомиться с изме-нениями в действующем законодательстве, а также воспользоваться помощью ком-

117

Стандарты и иные источники регулирования…

ментарийных материалов. В связи с этим считаем необходимым надлежащее обес-печение проведения практических занятий по дисциплинам, на которых формиру-ются профессиональные компетенции выпускника юридического факультета, а именно: обеспечение компьютерными кабинетами с необходимым оборудованием в достаточном количестве. Что, несомненно, будет способствовать имитации профес-сиональной обстановки, поскольку трудно себе представить, что практикующий юрист на рабочем месте решает правовую ситуацию с помощью своего мобильного телефона или работает за одним компьютером одновременно с коллегами.

Подобные требования закреплены в современных ФГОС применительно к ауди-ториям, предназначенным для самостоятельной работы. В отношении других поме-щений для занятий разработчики ФГОС определили, что аудитории должны быть оснащены таким образом, как это необходимо для конкретной дисциплины, что и предусмотривается в тексте рабочей программы дисциплины. Следовательно, ука-занный документ становится основополагающим для определения технического оснащения для проведения того или иного занятия, равно как и для определения вида и формы занятия семинарского типа.

  • пункте 31 Порядка организации и осуществления образовательной деятельно-сти по образовательным программам высшего образования [9] определено, что к занятиям семинарского типа относятся не только непосредственно семинары, но и практические занятия, лабораторные работы и иные занятия подобного рода. При этом часто в образовательных организациях разрабатываются учебные планы по юридическим направлениям или специальностям, где в единую колонку определены все «занятия семинарского типа» либо «семинары, практические занятия», следова-тельно, преподаватель сам в рабочей программе дисциплины определят соотноше-ние семинаров, практических занятий, практикумов и др. В связи с чем, хочется от-метить необходимость и важность выделения большего количества часов на прак-тические занятия (по сравнению с семинарами) с целью формирования профессио-нальных компетенций, если это определено в целях и задачах рабочей программы дисциплины.

Остановимся на проблеме проверки уровня сформированности профессиональ-ных компетенций. Как известно, ФГОС и иные нормативные документы, устанав-ливающие требования к подготовке студентов, выделяют текущий, промежуточный (промежуточная аттестация) и итоговый контроль – Государственную итоговую ат-тестацию. При указании в рабочей программе дисциплины задач формирования профессиональных компетенций в сфере правоприменения необходимо учесть этот факт и при определении форм и средств оценивания уровня сформированности обо-значенных компетенций, а также обеспечить процесс оценивания надлежащим об-разом. Если на практических занятиях указанные компетенции формировались с помощью заданий по анализу правовых ситуаций и разрешению правовых конфлик-тов на основе действующего законодательства, то, на наш взгляд, подобного рода задания должны быть и на промежуточной аттестации (для текущего контроля этот факт очевиден). Анализ деятельности педагогов в разных образовательных органи-зациях высшего образования показывает, что большинство из них требуют анализа правовых ситуаций на зачетах и экзаменах без использовании нормативных актов, что, по нашему мнению, разрушает всю концепцию практикоориентированных тех-нологий при подготовке будущих юристов. Как уже отмечалось выше, важным яв-ляется квазипрофессиональная среда, в которой находится студент. Имитация об-становки, в которой обучающийся будет находиться в будущем на рабочем месте, является важным фактором в подготовке профессионала. Образовательная органи-зация готовит специалиста способного ориентироваться в огромном массиве ин-формации, в основном – правовой, анализировать эту информацию, выбирать из нее

Банщикова С. Л.

необходимую и достоверную, и применять выбранные нормы права на основе их грамотного толкования для разрешения правовой ситуации. Но преподаватель не должен ставить своей целью проверку способности заучивать нормы права! В этом, на наш взгляд, нет ни малейшего смысла, кроме, может быть, пользы для трениров-ки памяти. Полагаем, что во время промежуточной аттестации, должна ставиться цель проверки сформированности компетенций, в том числе, и в правопримени-тельной области, а именно: способности анализировать нормы права, а не заучивать их наизусть, способности толковать нормы и грамотно применять их к конкретным жизненным обстоятельствам, учитывая изменения законодательства. Заучивание отдельных норм является бесполезным еще и потому, что, как указывалось выше, законодательство меняется и ситуация, которая разрешалась вчера одним способом на основе одних норм, сегодня может разрешаться иначе, поскольку, например, из-менилась компетенция государственного органа, изменилась форма, которую зако-нодательство предусматривал для определенной сделки и т.д. Умение отслеживать изменения и применять действующие нормы для решения правовых ситуаций – это наиболее ценное умение будущего юриста, нежели знание наизусть отдельных по-ложений нормативных актов. В результате мы приходим к выводу, что не только на практических занятиях необходимо обеспечение доступом к справочным правовым системам каждого студента, но и во время промежуточной аттестации — это тоже необходимо.

На основе выше изложенного хотелось бы подвести некоторые итоги. Во-первых, компетенции в сфере правоприменения, по нашему мнению, должны фор-мироваться преимущественно на практических занятиях, которым преподаватель, формирующий такие компетенции у студентов, должен отдавать предпочтение пе-ред семинарскими занятиями в рамках дисциплины. Во-вторых, проводя практиче-ские занятия, одной из задач на которых ставится задача – формирование право-применительных компетенций, преподавателю организации высшего образования рекомендуется выбирать те формы и методы проведения занятий, которые позво-ляют приблизить обстановку на занятии к обстановке во время практической дея-тельности будущего юриста, т.е. имитировать обстановку будущего специалиста, чтобы в будущем облегчить процесс адаптации выпускника на рабочем месте. В-третьих, если на протяжении семестра (или даже учебного года) студент формиро-вал компетенции в области правопримнения путем разрешения правовых конфлик-тов (решения правовых ситуаций) с помощью справочно-правовых систем, то во время промежуточной аттестации следует проверять именно это умение (владение),

  • не способность заучивания нормативных актов. На наш взгляд, подготовка буду-щих юристов с учетом вышеуказанных особенностей проведения аудиторных заня-тий, на которых ставится цель формирования профессиональных компетенций в правоприменительной сфере и особенностей контроля сформированности таких компетенций в той или иной степени будет способствовать более высокому каче-ству подготовки будущих профессионалов и более быстрой адаптации вчерашнего выпускника на практике.

Таким образом, кроме основных источников регулирования образовательной де-ятельности, в том числе, в части формирования профессиональных компетенций правоприменительной сферы, важными источниками регулирования являются: стандарты (подготовленные федеральным органом исполнительной власти или юридическим лицом – образовательной организацией), локальные акты организа-ции, в частности, основные образовательные программы, а также рабочие програм-мы дисциплин. Последние закрепляют требования к техническому оснащению аудиторий, где проводятся занятия, определяют разновидность занятий семинарско-го типа применительно к отдельным темам и ряд других основополагающих вопро-

119

Стандарты и иные источники регулирования…

сов для освоения учебных курсов. Учитывая позицию законодателя относительно локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения, пред-ставленную в ст. 30 закона об образовании в России, а также значение рабочих про-грамм дисциплин в определении требований и условий проведения учебных заня-тий, можно отнести указанный документ к локальным актам организации. Значи-мость данного нормативного акта нельзя принижать, от этого зависит необходимое обеспечение образовательного процесса в рамках конкретного учебного курса, а также качество подготовки будущих специалистов.

Список литературы:

  1. Шапкина, Е.А. Повышение качества высшего юридического образования как этап развития право-вого государства [Текст] / Е.А. Шапкина // Юридическое образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 28-
  2. Синцов, Г.В. К вопросу об этическом воспитании юристов в современной России [Текст] / Г.В. Синцов // Российская юстиция. – 2012. – №11. – С. 37-39.
  3. Ректор МГУ: «Мы заменили фундаментальное образование «компетенциями». – Текст: электрон-

ный. – URL: http://

https://chr.aif.ru/voronezh/people/rektor_mgu_my_zamenili_fundamentalnoe_obrazovanie_kompetenciyamiht tps://chr.aif.ru/voronezh/people/rektor_mgu_my_zamenili_fundamentalnoe_obrazovanie_kompetenciyami (дата обращения: 07.12.2022).

  1. Степанова, Е.И. Болонский процесс в России: аргументы «за» и «против» / Е.И. Степанова. – Текст:

электронный.–URL:https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-rosii-argumenty-za-i-

protiv/viewer (дата обращения: 07.12.2022).

  1. Почему в России отменяют Болонскую систему, и какие будут последствия. – Текст: электронный.

– URL: http://www. / Skillbox Media (дата обращения: 02.12.2022).

  1. Зимняя, И. А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных обра-зовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING [Текст] / И. А, Зимняя, М. Д. Лаптева, Н. А. Морозова // Высшее образование сегодня. – 2007. – №11. – С. 22–27.
  2. Большой словарь иностранных слов. – Текст: электронный. – URL: https://gufo.me/dict/foreign_words. (дата обращения: 02.09.2022).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. – 2012. – № 303.
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осу-ществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». – Текст: электрон-ный. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2022).
  5. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 «Об утверждении федерального государствен-ного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция». – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения:

05.11.2022).

  1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление под-готовки (специальность) высшего образования 40.04.01 Юриспруденция. Группа профилей государ-ственно-правовая. Направленность (профиль) – Актуальные проблемы административного права и

процесса. Уровень высшего образования – Магистратура. Текст: электронный. URL:

http://www.Раздел 2 (msu.ru) (дата обращения: 01.12.2022).

  1. Основная профессиональная образовательгная программа высшего образования. Направление под-готовки – 40.03.01 Юриспруденция. Направленность программы – Юриспруденция. – Текст: электрон-

ный. – URL:

https://cloud.cfuv.ru/index.php/s/S6j6KEFKopwHfQP?path=%2F2021%20%D0%AE%D1%80%D0%B8%D 1%81%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%2F01%20% D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9F%2F1%20%D0%9E%D0%A5 (дата обращения: 01.12.2022).

  1. Приказ от 18 августа 2020 г. № 1058 «Об утверждении Федерального государственного образо-вательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.04 судебная и

прокурорская деятельность». Текст: электронный. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-40-05-04-

sudebnaya-i-prokurorskaya-deyatelnost-1058 (дата обращения: 01.12.2022).

  1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление под-готовки 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность. Специализация – прокурорская деятельность.

Текст: электронный. – URL: http:// www. op-400504-02++.pdf (omsu.ru) (дата обращения: 20.11.2022).

  1. Основная профессиональная образовательная программа. Специальность – 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность. Специализация – прокурорская деятельность. Текст: электронный. – URL: http:// www. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (siblu.ru) (дата обращения:

02.12.2022).

  1. Кандинов, В.Е. Проблемы и перспективы юридического образования в России и за рубежом / В.Е. Кандинов, Е.О. Ускова [Текст] // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XIII научно-методической конференции с международным участием. Ярославский госу-дарственный университет им. П.Г. Демидова. 2018. С. 89-92.
  2. Бородина, Н.В. Интеграция высшего и рабочего образования в подготовке бакалавров профессио-нального обучения / Н.В. Бородина, О.В. Костина [Текст] // Инновационные процессы на производ-

Банщикова С. Л.

стве и в профессиональном образовании: теоретический и компетентностный аспект: сборник матери-алов VII Международной научно-практической конференции (25 апреля 2013 г. Первоуральск) / под ред. А.В. Пивоварова; Фил. РГППУ в г. Первоуральске. Первоуральск, 2013. С. 16 — 18.

  1. Кондрашев, А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы выс-шего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы / А.А. Кондрашев [Текст] // Lex russica (Русский закон). 2018. № 1 (134). С. 144-156.

Banshchikova, S.L. Standards and other sources of regulation of the procedure for formation of competences in the field of law enforcement // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal universi-ty. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 114-122.

In the article, the author analyzes the main sources of legal regulation of the process of formation of pro-fessional competencies of graduates of organizations implementing higher education programs in Russia. Spe-cial attention is paid to the formation and control of the level of competence formation in the field of law en-forcement, and also reflects the role of educational standards as sources of regulation of these relations, and work programs of disciplines that determine the material and other conditions of the educational process with-in a certain training course. The author raises the problems of the proper process of formation of law enforce-ment competencies of students and suggests ways to solve them.

Key words: standard, work program, student, sphere of law enforcement, professional competencies, skill, proficiency, legal reference system, level of formation, practical training, quasi-professional environment.

Spisok literatury:

  1. SHapkina, E.A. Povyshenie kachestva vysshego yuridicheskogo obrazovaniya kak etap razvitiya pravovogo gosudarstva [Tekst] / E.A. SHapkina // YUridicheskoe obrazovanie i nauka. – 2011. – № 1. – S. 28-31.
  2. Sincov, G.V. K voprosu ob eticheskom vospitanii yuristov v sovremennoj Rossii [Tekst] / G.V. Sincov // Rossijskaya yusticiya. – 2012. – №11. – S. 37-39.
  3. Rektor MGU: «My zamenili fundamental’noe obrazovanie «kompetenciyami». – Tekst: elektronnyj. – url-http-https-chr-aif-ru-voronezh-people-rektor-mgu-my-zamenili-fundamentalnoe-obrazovanie-kompetenciyamihttps-chr-aif-ru-voronezh-people-rektor-mgu-my-zamenili-fundamentalnoe-obrazovanie-kompetenciyami (data obrashcheniya: 07.12.2022).
  4. Stepanova, E.I. Bolonskij process v Rossii: argumenty «za» i «protiv» / E.I. Stepanova. – Tekst: el-ektronnyj. – url-https-cyberleninka-ru-article-n-bolonskiy-protsess-v-rosii-argumenty-za-i-protiv-viewer (data obrashcheniya: 07.12.2022).
  5. Pochemu v Rossii otmenyayut Bolonskuyu sistemu, i kakie budut posledstviya. – Tekst: elektronnyj. – url-http-www-skillbox-media (data obrashcheniya: 07.12.2022).
  6. Zimnyaya, I. A. Social’nye kompetentnosti vypusknikov vuzov v kontekste gosudarstvennyh obrazovatel’n-yh standartov vysshego professional’nogo obrazovaniya i proekta TUNING [Tekst] / I. A, Zimnyaya, M. D. Lapteva, N. A. Morozova // Vysshee obrazovanie segodnya. – 2007. – №11. – S. 22–27.
  7. Bol’shoj slovar’ inostrannyh slov. – Tekst: elektronnyj. – URL: https://gufo.me/dict/foreign_words. (data obrashcheniya: 02.09.2022).
  8. Federal’nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Tekst] // Rossijskaya gazeta. – 2012. – № 303.
  9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.04.2021 № 245 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleni-ya obrazovatel’noj deyatel’nosti po obrazovatel’nym programmam vysshego obrazovaniya – programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury». – Tekst: elektronnyj. – url-http-pravo-gov-ru (data obrashcheniya: 02.12.2022).
  10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 13.08.2020 № 1011 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obra-zovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 40.03.01 YUrispru-denciya». – Tekst: elektronnyj. –– url-http-pravo-gov-ru (data obrashcheniya: 05.12.2022).
  11. Osnovnaya professional’naya obrazovatel’naya programma vysshego obrazovaniya. Napravlenie podgo-tovki (special’nost’) vysshego obrazovaniya 40.04.01 YUrisprudenciya. Gruppa profilej gosudarstvenno-pravovaya. Napravlennost’ (profil’) – Aktual’nye problemy administrativnogo prava i processa. Uroven’ vysshego obrazovaniya – Magistratura. – Tekst: elektronnyj. – url-http-www-razdel-2-msu-ru (data obrash-cheniya: 01.12.2022).
  12. Osnovnaya professional’naya obrazovatel’gnaya programma vysshego obrazovaniya. Napravlenie podgo-tovki – 40.03.01 YUrisprudenciya. Napravlennost’ programmy – YUrisprudenciya. – Tekst: elektronnyj. url-https-cloud-cfuv-ru-index-php-s-s6j6kefkopwhfqp-path-2f2021-20-d0-ae-d1-80-d0-b8-d1-81-d0-bf-d1-80-d1-83-d0-b4-d0-b5-d0-bd-d1-86-d0-b8-d1-8f-2f01-20-d0-9e-d0-9f-d0-9e-d0-9f-2f1-20-d0-9e-d0-a5(data obrashcheniya: 01.12.2022).
  13. Prikaz ot 18 avgusta 2020 g. № 1058 «Ob utverzhdenii Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya – specialitet po special’nosti 40.05.04 sudebnaya i prokurorskaya deyatel’nost’». – Tekst: elektronnyj. – url-https-fgos-ru-fgos-fgos-40-05-04-sudebnaya-i-prokurorskaya-deyatelnost-1058 (data obrashcheniya: 01.12.2022).
  14. Osnovnaya professional’naya obrazovatel’naya programma vysshego obrazovaniya. Napravlenie podgo-tovki 40.05.04 Sudebnaya i prokurorskaya deyatel’nost’. Specializaciya – prokurorskaya deyatel’nost’. – Tekst: elektronnyj. – url-http-www-op-400504-02-pdf-omsu-ru (data obrashcheniya: 20.11.2022).
  15. Osnovnaya professional’naya obrazovatel’naya programma. Special’nost’ – 40.05.04 Sudebnaya i proku-rorskaya deyatel’nost’. Specializaciya – prokurorskaya deyatel’nost’. – Tekst: elektronnyj. – url-http-www-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-siblu-ru (data obrashcheniya: 02.12.2022).
  16. Kandinov, V.E. Problemy i perspektivy yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom / V.E. Kan-dinov, E.O. Uskova [Tekst] // Aktual’nye problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya: materialy

121

Стандарты и иные источники регулирования…

XIII nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. – YAroslavskij gosudarstvennyj uni-versitet im. P.G. Demidova. – 2018. – S. 89-92.

  1. Borodina, N.V. Integraciya vysshego i rabochego obrazovaniya v podgotovke bakalavrov profession-al’nogo obucheniya / N.V. Borodina, O.V. Kostina [Tekst] // Innovacionnye processy na proizvodstve i v professional’nom obrazovanii: teoreticheskij i kompetentnostnyj aspekt: sbornik materialov VII Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25 aprelya 2013 g. Pervoural’sk) / pod red. A.V. Pivovarova; Fil. RGPPU v g. Pervoural’ske. Pervoural’sk, 2013. – S. 16 — 18.
  2. Kondrashev, A.A. Problemy sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya v kontekste reformy vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: itogi i perspektivy / A.A. Kondrashev [Tekst] // Lex russica (Russkij zakon). –2018. – № 1 (134). – S. 144-156.

.