Стадии законодательного процесса на примере Республики Крым и иных субъектов Российской Федерации

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Клубенко В. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 169–178

УДК 342.52

СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Клубенко В. С.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

В научной статье подробно анализируются существующие в юридической науке, а также закреп-ленные на законодательном уровне, в частности субъектах Российской Федерации стадии законодательного процесса. Рассмотрены мнения ученых по вопросу определения исчерпывающего перечня стадий законодательного процесса. Обоснована позиция относительно важности закрепления такой стадии как опубликование. Выделяются признаки и раскрывается содержание конкретной стадии, в особенности стадии «законодательная инициатива». Предложен и обоснован авторский подход к дис-куссионному вопросу о классификации стадий на территории Республики Крым и этапов законода-тельного процесса как важнейших элементов законодательной деятельности.

Ключевые слова: законодательный процесс, стадии законодательного процесса, законодательная инициатива, Республика Крым, Государственный Совет Республики Крым.

Одной из характерных особенностей законодательного процесса является деле-ние его на структурные элементы, называемые процессуальными стадиями.

Стадию законодательного процесса можно определить, как некую совокупность действий, которые выполняются последовательно в соответствии с установленными нормами права и способствуют достижению определенного правового результата [1].

В отечественных толковых словарях «стадия» определяется как период, опреде-ленная ступень, фаза развития чего-либо, то есть стадия законодательного процесса представляет собой совокупность действий и правоотношений в сфере законода-тельной деятельности [2, с. 296].

Вместе с тем, каждая стадия имеет характерные особенности, выражающиеся в задачах, которые необходимо разрешить в рамках конкретной стадии.

Основными признаками стадии законодательного процесса являются: — цели и задачи, выполняемые на отдельной стадии; — субъекты (участники), характерные для данной стадии;

— требования, установленные для субъектов (участников) соответствующей ста-дии;

— документ или действие, завершающие отдельную стадию [3, с.17].

Вместе с тем, до настоящего времени, понятие «стадия законодательного про-цесса» на законодательном уровне не закреплено, в основном уделяется внимание определению конкретных стадий с описанием их содержания.

  • юридической литературе традиционно выделяют четыре стадии: законода-тельная инициатива; рассмотрение законопроекта в законодательном органе; приня-тие закона; обнародование и вступление в силу закона.

По мнению доктора юридических наук Ковачева Д.А. следует выделять только три основные стадии законодательного процесса:

1. включение законопроекта высшим представительным органом в повестку дня;

169

Стадии законодательного процесса на примере…

  1. обсуждение законопроекта;
  2. принятие закона [4, с.48].

Таким образом, автором исключается из законодательного процесса стадия офи-циального опубликования закона.

Аналогичной позиции придерживается кандидат юридических наук, преподава-тель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД Рос-сии Пронина М.П., поясняя, что данная стадия не представляет собой действие, ко-торое могло бы вызвать отказ в утверждении принятого закона, возвращение его для нового рассмотрения или отсрочку вступления акта в законную силу.

    • свою очередь, Пиголкин А.С. не разделяет позицию авторов относительно ста-дии опубликования, утверждая, что указанная процедура является неотъемлемой составляющей законодательного процесса, поскольку связана с нормотворчеством.
  • этом его поддерживает Шабанов А.Ф., акцентируя внимание на том, что без про-хождения данного этапа, законодательный процесс не получит своего логического завершения [4, с.49].

Разделяем мнение авторов относительно важности такой стадии законодательно-го процесса как опубликование и комментируя нашу позицию, отметим, что без данной процедуры законодательный процесс действительно не будет иметь своего логического завершения, в частности, не указание стадии опубликование противо-речит законодательству Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации [5] законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубли-кованы официально для всеобщего сведения.

    • подтверждение данного довода также приведем в пример Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [6], Закон Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 14-ЗРК «О принятии, обнародовании, вступлении в силу и хранении законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым», в соответствии с которыми, законы подлежат обязательному официальному опубли-кованию, являющемуся одной из форм их обнародования, при этом неопубликован-ные законы не применяются [7].

Тихомиров Ю.А., рассматривая вопрос о количестве стадий законодательного процесса, выделяет шесть стадий: 1) прогнозирование и планирование; 2) внесение предложений о разработке законопроекта; 3) разработка концепции и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта [8, с.182].

Исходя из анализа стадий, выделенных Ю.А. Тихомировым, приходим к выводу, что автор среди перечня указал не только стадии законодательного процесса, но и обозначил ряд действий, относящихся к стадиям законотворческого процесса, то есть действия, связанные с подготовкой проекта закона, предшествующих первой стадии законодательного процесса – законодательной инициативе.

Авторы Любашиц В.Я. совместно со Смоленским М.Б. и Шепелевым В.И. опре-деляют стадии законодательного процесса следующим образом: предпроектная ста-

Клубенко В. С.

дия, проектная стадия, стадия обсуждения и принятия законопроекта, удостовери-тельная и информационная стадии.

Каждая из указанных стадий имеет свои подстадии, а предпроектная стадия включает в себя право законодательной инициативы, то есть право возбуждать пе-ред законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене законо-проекта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его пар-ламентом.

  • рамках проектной стадии осуществляются действия, связанные с принятием решения о подготовке законопроекта, поручением разработать законопроект, подго-товкой законопроекта и его предварительной экспертизой, внесением подготовлен-ного законопроекта на рассмотрение.

Удостоверительная стадия сводится к подписанию или отклонению законопро-екта после обсуждения и принятия, а информационная — к опубликованию принято-го закона [9, с.412- 417].

Золотухина Т.А., описывая стадии законодательного процесса, выделяет три ос-новополагающих стадии: начальную (предпарламентскую), парламентскую и по-слепарламентскую, отмечая, что сущность предпарламентской стадии законода-тельного процесса заключается в конституционно закрепленном праве компетент-ных субъектов инициировать законотворческий процесс, а парламентская стадия включает в себя действия, связанные с предварительным рассмотрением, обсужде-нием внесенного законопроекта, а также принятием (одобрением) либо отклонени-ем закона, в том числе, предварительным рассмотрением, обсуждением принятого закона, его одобрением (отклонением).

Кроме того, к послепарламентской стадии относит действия, связанные с обна-родованием, принятого закона, в частности охватывающие процедуры подписания, опубликования и вступления в силу, принятого и опубликованного закона [10].

Думается, что подобное поименование стадий законодательного процесса такими авторами как Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И., Золотухина Т.А. раз-лично по звучанию, однако идентично по содержанию с вышеобозначенными усто-явшимися стадиями.

Традиционно первой стадией законодательного процесса признаётся законода-тельная инициатива, собственно, начиная с этой стадии, происходит осуществление данного процесса.

До настоящего времени, в научной литературе отсутствует единая позиция отно-сительно содержания и понимания термина «стадия законодательной инициативы».

Так, например, Краснова М.А., Кряжкова В.А. полагают, что стадию законода-тельной инициативы необходимо рассматривать в рамках узкого подхода, согласно которому сущность данной стадии заключается в форме внесения законопроекта на рассмотрение, то есть сводится исключительно к формальной регистрации законо-проектов в аппарате парламента.

Другие авторы, в частности Колдаева Н.П., Минх Г.В., более широко трактуют понятие «стадия законодательной инициативы», отмечая, что помимо внесения го-тового законопроекта необходимо ещё и его принятие к рассмотрению. Также авто-ры, придерживающиеся широкого подхода, полагают, что стадия законодательной инициативы подразумевает под собой действия, связанные с предварительной под-готовкой проекта закона [11, с.91 -92].

171

Стадии законодательного процесса на примере…

По нашему мнению, авторы, придерживающиеся широкого подхода, пытаются на первую стадию законодательного процесса – законодательную инициативу, осу-ществляемую в форме внесения проекта закона, распространить действия, которые связанны с предварительной подготовкой проекта закона и реализуются в рамках законотворческого процесса, что также приводит к смешению таких понятий как законодательный и законотворческий процессы.

Кроме того, необходимо отметить, что круг субъектов законодательной инициа-тивы, осуществляемой в рамках законодательного процесса, конституционно за-креплен. Следовательно, ученые, которые расширительно трактуют понятие стадии законодательной инициативы заблуждаются в том, что в качестве начального этапа данной стадии следует включать всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона, так как данные действия могут также осуществляться и иными ли-цами, не являющимися субъектами законодательной инициативы, реализуемой в форме внесения проекта закона, а соответственно, не имеющими никакого отноше-ния к реализации действий в рамках стадий законодательного процесса.

Вместе с тем, основная часть ученых, рассматривая законодательный процесс, регулируемый на территории Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законода-тельством, выделяют четыре главные стадии, которые нами ранее были обозначены.

Данные стадии в полной мере можно распространить на законодательный про-цесс Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта.

Для более детального понимания вопросов, связанных с определением стадий законодательного процесса и установления сущностного содержания стадии — зако-нодательной инициативы, проанализируем законодательство субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьёй 84 Регламента Государственного Совета Респуб-лики Крым, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики

Крым от 24 декабря 2014 года № 376-1/14 (далее – Регламент) право законодательной инициативы осу-ществляется в форме внесения в Государственный Совет: проектов законов Респуб-лики Крым о внесении изменений в Конституцию Республики Крым; проектов за-конов Республики Крым; поправок и предложений к законопроектам [12].

  • соответствии со статьей 78 Конституции Республики Крым [13] и статьей 82 Регламента правом законодательной инициативы в Государственном Совете Рес-публики Крым обладают Глава Республики Крым, депутаты Государственного Со-вета Республики Крым, комитеты и комиссии, представительные органы муници-пальных образований, Главное управление Министерства юстиции Российской Фе-дерации в Республике Крым по вопросам их ведения [12].

Из изложенного следует: во-первых, законодательством Республики Крым нор-мативно закреплены субъекты законодательной инициативы, а во-вторых, обозна-чено, что данная стадия берет начало ни с момента возникновения идеи законопро-екта, подготовки концепции, осуществления иных действий, а с момента внесения проектов законов в парламент.

Вместе с тем, в соответствующем Регламенте не определен исчерпывающий пе-речень стадий законодательного процесса и не закреплено понятие данного терми-на.

Клубенко В. С.

Дополнительно, в качестве примера, проанализируем особенности законодатель-ного процесса Тамбовской области как субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 17 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 года

№ 51-З «О правовых актах Тамбовской области» (далее — Закон от 23.06.2006 № 51-З) ос-новными стадиями законодательного процесса являются: законодательная инициа-тива — внесение проектов закона, постановления в Тамбовскую областную Думу; рассмотрение проектов закона, постановления комитетами Тамбовской областной Думы; рассмотрение проектов закона, постановления на заседании Тамбовской об-ластной Думы и принятие закона, постановления; подписание; опубликование и вступление в силу [14].

Согласно статье 18 Закона 23.06.2006 № 51-З [14] и Устава Тамбовской области Российской Федерации, принятого постановлением Тамбовской областной Думы от 30 ноября 1994 г. № 84 (далее — Устав) субъектами права законодательной инициа-тивы являются: депутаты, комитеты и депутатские объединения областной Думы, глава администрации области, представительные органы местного самоуправления области, сенаторы Российской Федерации — представители от областной Думы и администрации области [15].

Кроме того, Уставом определено право законодательной инициативы, которое принадлежит прокурору области, областному суду, областному арбитражному суду, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации в Тамбов-ской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области, областной избирательной комиссии, областному объединению организаций профсоюзов Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбов-ской области», Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области, Упол-номоченному по правам ребенка в Тамбовской области, Контрольно-счетной палате Тамбовской области, Общественной палате Тамбовской области, Молодежному парламенту Тамбовской области по вопросам их ведения, а также гражданам, про-живающим на территории области, в соответствии с частью первой статьи 48 Уста-ва (Основного Закона) Тамбовской области.

Из вышеизложенного следует, что по аналогии с Республикой Крым, стадия за-конодательной инициативы осуществляется в форме внесения проекта закона.

Вместе с тем, перечень субъектов законодательной инициативы расширен и ста-дии законодательного процесса непосредственно закреплены в законе.

Кроме того, частью 1 статьи 17 вышеуказанного закона, закреплен термин зако-нодательный процесс, под которым законодателем понимается, урегулированный федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, насто-ящим Законом, иными законами Тамбовской области, Регламентом Тамбовской об-ластной Думы порядок осуществления законодательной деятельности, включающий внесение проекта закона Тамбовской области или постановления Тамбовской об-ластной Думы в Тамбовскую областную Думу, рассмотрение, принятие, подписа-ние, опубликование и вступление в силу закона Тамбовской области или постанов-ления Тамбовской областной Думы.

Таким образом, законодатель при определении данного понятия указал действия, предусмотренные и исчерпывающе закрепленные в нормативно правовых актах об-

173

Стадии законодательного процесса на примере…

ласти, что привело к единому пониманию порядка осуществления данного процесса на соответствующей территории.

Кроме того, исчерпывающий перечень стадий законодательного процесса непо-средственно закреплен и не требует со стороны ученых каких-либо рассуждений по уточнению их количества.

Отметим, что перечень стадий законодательного процесса также закреплен в Ом-ской области Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Омской области от 21 ноября

2002 года

  • 409 — ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области», принятого Законо-дательным Собранием Омской области 11.11.2002 года [16] законодательный про-цесс включает в себя следующие стадии: внесение проекта областного закона в За-конодательное Собрание Омской области (реализация права законодательной ини-циативы); выдача Губернатором Омской области заключения на проекты областных законов о введении или об отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Омской области, другие проекты областных законов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета; принятие проекта областного закона к рассмотрению Законодательным Собранием Омской области; подготовка проекта областного закона для рассмотре-ния в первом чтении; рассмотрение Законодательным Собранием Омской области проекта областного закона в первом чтении; подготовка проекта областного закона для рассмотрения во втором чтении; рассмотрение Законодательным Собранием Омской области проекта областного закона во втором чтении; подписание и опуб-ликование областного закона Губернатором Омской области; вступление областно-го закона в силу.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы и осуществляется в форме внесения проекта в Законодательное Собрание Омской об-ласти. Интересным, представляется, что законодателем выделены в отдельную ста-дию действия по выдаче Губернатором Омской области заключения на проекты от-дельных законов, а сам процесс разделен на более мелкие последовательные стадии, в сравнении с другими вышеуказанными субъектами.

Иными словами, укрупненные стадии разделены на более мелкие последователь-ные действия, осуществляемые в рамках законодательного процесса.

Следовательно, на территории данного субъекта более не ведется обсуждение по определению количества стадий, законодатель целенаправленно закрепил в данном законе перечень стадий. Если в Тамбовской области первой стадией законодатель-ного процесса является внесение проекта закона (законодательная инициатива) и принятие его к рассмотрению, то в Омской области действия, связанные с приняти-ем проекта закона, законодатель выделил в отельную стадию.

Стоит отметить и тот факт, что в Омской области законодательным процессом между чтениями предусмотрены такие стадии как: подготовка проекта областного закона в первом чтении и подготовка проекта областного закона во втором чтении, то есть перечень стадий расширен.

Анализ вышеуказанных законодательных актов помогает сделать вывод, что за-конодательная деятельность субъектов Российской Федерации разница названием

Клубенко В. С.

законодательного органа, количеством чтений при принятии законопроекта, субъек-тами права законодательной инициативы, стадиями законодательного процесса.

Вместе с тем, одни субъекты нормативно закрепляют исчерпывающий перечень стадий законодательного процесса, а другие — ограничиваются описанием последо-вательных действий в соответствующих разделах в тексте нормативного правового акта, регламентирующего процедуру законодательного процесса.

Кроме того, вышеуказанное подтверждает тот факт, что понятие стадии законо-дательной инициативы необходимо рассматривать в рамках узкого подхода, подра-зумевающего осуществление действий в форме внесения проекта закона.

Второй стадией законодательного процесса является обсуждение (рассмотрение) законопроекта. Данная стадия включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах или комиссиях.

Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента часто прохо-дит в форме чтений. Как правило, в Российской Федерации закон принимается в трех чтениях.

Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации чтения имеют свою специфику, в частности закон может приниматься не в трех, а в двух чтениях.

Так, например, в Республике Крым законопроекты рассматриваются в двух чте-ниях, законопроект считается принятым к предварительному рассмотрению со дня его регистрации, по завершении срока предварительного рассмотрения законопро-екта формируется следующий пакет документов, необходимых для рассмотрения законопроекта на заседании Государственного Совета в первом чтении. По резуль-татам рассмотрения, Государственный Совет может принять одно из следующих решений: принять законопроект в первом чтении (полностью либо с внесением со-ответствующих поправок); отклонить. Затем, законопроект, принятый в первом чте-нии, готовится ответственным комитетом ко второму чтению.

Во втором чтении Государственный Совет рассматривает исключительно по-правки к законопроекту, принятому в первом чтении, затем проходит голосование, где при положительном результате принимается решение, содержащее следующие пункты: принятие закона Республики Крым; направление данного закона Республи-ки Крым Главе Республики Крым для подписания и обнародования; вступление в силу постановления Государственного Совета со дня его принятия. Если решение о принятии законопроекта во втором чтении не набрало большинство голосов, тогда в постановлении закрепляются пункты: об отклонении законопроекта; о вступлении в силу постановления со дня его принятия.

Таким образом, третьей стадией законодательного процесса является принятие закона, а четвертой – опубликование (обнародование) и вступление закона в силу.

  • учетом вышеизложенного, автор приходит к выводу, что каждая стадия в рам-ках её осуществления, включает в себя ряд последовательных действий, приводя-щих к результатам, завершающим очередной этап, который свидетельствует о необ-ходимости совершения дальнейших действий либо о последствиях непрохождения очередного этапа в рамках определенной стадии законодательного процесса, о не-соблюдении процедуры, установленной на законодательном федеральном либо ре-гиональном уровне или о конечном результате, то есть принятии закона. (Схема №1)

175

Стадии законодательного процесса на примере…

Иными словами, это совокупность действий субъектов законодательного процес-са, закрепленных нормативно и направленных на принятие законодательного акта и вступление его в силу.

Изучив законодательство Республики Крым по вопросу стадий законодательного процесса, пришли к выводу, что исчерпывающий перечень стадий законодательного процесса нормативно не закреплен, однако исходя из анализа текста Регламента, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года № 376-1/14, мы имеем возможность условно выделить следую-щие стадии законодательного процесса на территории Республики Крым: законода-тельная инициатива (внесение и регистрация законопроекта); рассмотрение законо-проекта (предварительное рассмотрение законопроектов перед включением вопроса

  • проект повести дня, рассмотрение законопроектов на заседаниях Государственно-го Совета в двух чтениях); принятие закона (принятие проекта закона в первом чте-нии, во втором чтении, отклонение проекта закона); обнародование (подписание, вступление закона в силу).

Схема №1

Список литературы:

  1. Борискова И.В. Современный законодательный процесс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.06.2022).
  2. Панков В.А. Стадии законодательного процесса и их содержание в современной России, — с.296 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.06.2022).

Клубенко В. С.

  1. Артамонов А.М. Законодательный процесс в Российской Федерации [Электронный ресурс]: (тео-ретические аспекты): монография: электронное учебное пособие, с.17. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 24.06.2022).
  2. Яценко О.В. Значение стадий законодательного процесса, — с.47-50 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 24.06.2022).
  3. Конституция Российской Федерации. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде-рального Собрания». — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
  5. Закон Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 14-ЗРК «О принятии, обнародовании, вступлении в силу и хранении законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым». — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
  6. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. — С. 182. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001082982

(дата обращения: 27.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.

  1. Любашиц В.Я. Теория государства и права/ Любашиц В.Я., Смоленского М.Б., Шепелева В.И.-Изд.3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С.- 412- 417. – Текст: непосредственный.
  2. Золотухина Т.А. О структуре законотворческого процесса в России: стадии и этапы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 28.06.2022).
  3. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт/ Г.В. Минх// Журнал российского права №1 (229), 2016. Государство и право в со-временном мире: проблемы теории и истории, С.91 -92. – Текст: непосредственный.

12. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года

  • 376-1/14 «О Регламенте Государственного Совета Республики Крым» — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 28.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный. 13. Конституция Республики Крым. — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.06.2021). — Ре-жим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.

14. Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 года № 51-З «О правовых актах Тамбовской области»,

принятый Тамбовской областной Думой 23.06.2006 г. — URL: https://internet.garant.ru

(дата обращения: 29.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.

  1. Устав Тамбовской области Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/948000316 (дата обращения: 29.06.2022).
  2. Закон Омской области от 21 ноября 2002 года № 409- ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области», принятый Законодательным Собранием Омской области 11.11.2002 г. — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 30.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.

Klubenko V.S. Stages of the legislative process on the example of the Republic of Crimea and other subjects of the Russian Federation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 169–178.

The scientific article analyzes in detail the stages of the legislative process existing in legal science, as well as those fixed at the legislative level, in particular in the subjects of the Russian Federation. The opinions of scientists on the issue of determining an exhaustive list of stages of the legislative process are considered. The position regarding the importance of securing such a stage as publication is substantiated. The signs are highlighted and the content of a specific stage is revealed, especially the «legislative initiative» stage. The author’s approach to the debatable issue of classification of stages in the territory of the Republic of Crimea and stages of the legislative process as the most important elements of legislative activity is proposed and substantiated.

Keywords: legislative process, stages of the legislative process, legislative initiative, Republic of Crimea, State Council of the Republic of Crimea.

Spisok literatury:

  1. Boriskova I.V. Sovremennyj zakonodatel’nyj process Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 23.06.2022).

177

Стадии законодательного процесса на примере…

2. Pankov V.A. Stadii zakonodatel’nogo processa i ih soderzhanie v sovremennoj Rossii, — s.296 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 23.06.2022). 3. Artamonov A.M. Zakonodatel’nyj process v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: (teoret-icheskie aspekty): monografiya: elektronnoe uchebnoe posobie, s.17. — Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (data obrashcheniya: 24.06.2022).

4. Yacenko O.V. Znachenie stadij zakonodatel’nogo processa, — s.47-50 [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 24.06.2022).

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii. – URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya:

27.06.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: elektronnyj.

6. Federal’nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 14 iyunya 1994 № 5-FZ «O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu federal’nyh konstitucionnyh zakonov, federal’nyh zakonov, aktov palat Feder-al’nogo Sobraniya». — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 27.06.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: elektronnyj.

7. Zakon Respubliki Krym ot 5 iyunya 2014 g. № 14-ZRK «O prinyatii, obnarodovanii, vstuplenii v silu i hranenii zakonov Respubliki Krym i postanovlenij Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym». — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 27.06.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: elektronnyj.

8. Tihomirov YU.A. Teoriya zakona. M., 1982. — S. 182. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001082982 (data obrashcheniya: 27.06.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: elektronnyj.

9. Lyubashic V.YA. Teoriya gosudarstva i prava/ Lyubashic V.YA., Smolenskogo M.B., SHepeleva V.I.- Izd.3-e.- Rostov n/D: Feniks, 2006. — S.- 412- 417. – Tekst: neposredstvennyj.

  1. Zolotuhina T.A. O strukture zakonotvorcheskogo processa v Rossii: stadii i etapy [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 28.06.2022).
  2. Minh G.V. Zakonodatel’naya iniciativa Prezidenta Rossijskoj Federacii kak konstitucionno-pravovoj institut/ G.V. Minh// ZHurnal rossijskogo prava №1 (229), 2016. Gosudarstvo i pravo v sovremennom mire: problemy teorii i istorii, S.91 -92. – Tekst: neposredstvennyj.
  3. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 24 dekabrya 2014 goda
  • 376-1/14 «O Reglamente Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym» — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 28.06.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: elektronnyj.

13. Konstituciya Respubliki Krym. — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya:

27.06.2021). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: elektronnyj.

14. Zakon Tambovskoj oblasti ot 23 iyunya 2006 goda № 51-Z «O pravovyh aktah Tambovskoj oblasti», prinyatyj Tambovskoj oblastnoj Dumoj 23.06.2006 g. — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 29.06.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: el-ektronnyj.

15. Ustav Tambovskoj oblasti Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/948000316 (data obrashcheniya: 29.06.2022).

16. Zakon Omskoj oblasti ot 21 noyabrya 2002 goda № 409- OZ «O normativnyh pravovyh aktah Omskoj oblasti», prinyatyj Zakonodatel’nym Sobraniem Omskoj oblasti 11.11.2002 g. — URL: https://internet.garant.ru (data obrashcheniya: 30.06.2022). — Rezhim dostupa: dlya zaregistrir. pol’zovatelej. — Tekst: elektronnyj.

.