Развитие правовой организации пенсионного обеспечения лоцманов Дании в конце ХІХ – первой половине ХХ в

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Кодан С. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 3–9.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 349

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛОЦМАНОВ ДАНИИ В КОНЦЕ ХІХ – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВВ.

Кодан С. В.

Уральский государственный юридический университет

Статья посвящена изучению проблемы правовой организации пенсионного обеспечения лоцманов Дании в конце 18 – первой половине 20 вв. Установлено, что с образованием в 1886 г. объединенной лоцманской пенсионной кассы начался новый этап становления и развития централизованной системы пенсионного обеспечения лоцманов Дании, происходивший с учетом мнений самих лоцманов, пред-ставители которых включались в создаваемые для этой цели министерством обороны комиссии. Важ-ное значение в развитие пенсионного фонда лоцманом оказывали такие факторы как эволюция инсти-тута лоцманской проводки и службы в Дании, социально-экономические условия их деятельности. В ходе данного процесса, отдельные нормы получили свое закрепление в законодательных актах 1912 г., 1916 г., 1920 г. и т.д.

Ключевые слова: Дания, лоцманы, пенсионное обеспечение, закон, централизованная система, комитеты, лоцманский совет, министерство обороны (военно-морского флота).

Создание систем социального, а вместе с тем и пенсионного обеспечения тех или иных групп служащих, обладающих сложносоставным правовым статусом на рубе-же ХІХ – первой половине ХХ вв., стало одной из важных проблем различных ев-ропейских государств, в том числе и Дании.

При этом следует указать, что несмотря на принадлежность лоцманов к военно-морскому флоту Дании с конца XVI в. длительное время особого внимания вопро-сам их пенсионного обеспечения государство не уделяло, концентрируясь в основ-ном на регулирование таких вопросов как организация лоцманских станций, их дея-тельности, управление лоцманами, установление тарифов и правил и т.д.

Лишь в 1886 г. пенсионное обеспечение лоцманов Дании было организовано пу-тем создания объединенной лоцманской пенсионной кассы [1, s. 9], что являлось весьма современным подходом. Так, к примеру, в Российской империи лоцманские общества в данный период, несмотря на подведомственность ВМФ, каждое имело самостоятельный пенсионный счет, согласно нормам индивидуальных уставов [2, с. 29-95; 3, с. 236-263].

Законом 1912 г. о лоцманской проводке Дании, установлена сложная градация расчета и разделения лоцманских денег (§ 41). Условия выхода лоцманов на пенсию (гл. 6) также были довольно схожи с действовавшими в России, в частности, мини-мальный срок службы в должности для получения пенсии устанавливался в 10 лет.

  • случае смерти лоцмана за супругой лоцмана сохранялось право на получение до нового замужества. Законами 1919 и 1920 гг. данные нормы были детализированы и уточнены (§ 46) [4].

Ими был установлен минимальный возраст для пенсии (35 лет), выслуга не ме-нее 10 лет, учитывалось средний годовой заработок, общий доход лоцманского суд-на за этот же период и т.п. Общий доход, что учитывался в расчете, составлял в ос-новном валовую лоцманскую прибыль, доход от Службы охраны на маркировку и

3

Кодан С. В.

надзор. При расчете эта средняя сумма делилась на число служащих лоцманов, бла-годаря чему установливался«пенсионный доход». Более подробно расчет пенсии и т.д. излагался в «Правилах общего пилотного пенсионного фонда». Сегодня рас-сматриваемые правоотношения регулируются законом 2018 г. [5].

Пенсия по вдовству устанавливалась в размере 3/5 от пенсии мужа с учетом не-которых ограничений. Надбавок за малолетних детей не предусматривалось, за то максимальный размер пенсии устанавливался в 3000 крон в год, а вдовий в 1200. Министру, с согласия действующих лоцманов, позволялось, при наличии дополни-тельных средств в фонде повышать минимальные пенсии (§ 47).

Отдельно оговаривался состав годового доход Объединенного пилотного пенси-онного фонда, а % взносов для каждой лоцманской проводки определялся ежегодно на основе «зачитываемого для пенсии дохода», рассчитанного согласно п. 47 за предыдущий год. Решения по увеличению или уменьшению поступлений в фонд принимались самими его участниками и санкционировались министром (§ 49).

    • число членов объединенного лоцманского пенсионного фонда также входили представители вспомогательного и управленческого персонала; лоцманский персо-нал иных государственных лоцманских управлений со специальными пенсионными фондами, за исключением временных лоцманов. Право вводить Положение о фонде предоставлялось министру. Ему позволялось устанавливать среднее годовое коли-чество лоцманских проводок, положения о пособии на детей (§ 50); издавать поло-жение, регламентирующее вопросы приобретения и эксплуатации судового обору-дования и т.д. (§ 51).
    • таком виде система пенсионного обеспечения лоцманов Дании действовала вплоть до 2-й Мировой войны, по окончании которой и восстановлении экономики стран Балтийского региона возникла необходимость ее реформирования в новых социально-экономических условиях.
    • 1952 г. министр обороны Дании создал комитет с участием всех заинтересо-ванных сторон с целью выработки предложений по реорганизации действовавшей пенсионной системы лоцманов. Данный процесс также был вызван и начавшейся работой по пересмотру закона о лоцманской проводке, в том числе предусматри-вавшего и существенную реорганизацию всей деятельности лоцманов страны.
    • своей работе комитет отмечал, что по своему происхождению лоцманские компании являются местными уполномоченными лоцманскими компаниями, ставки которых и т.д. устанавливались государством, а существовавшее устройство лоц-манской системы, ее организация, распределение доходов между лоцманами и их выход на пенсию базировались на Законе о лоцманской проводке от 17 апреля 1916
  • с последующими изменениями.

Действовавшие правила условий пенсионного обеспечения лоцманов, содержат-ся в разделах 46-51 Закона о лоцманской проводке, поскольку в последний раз эти положения были изменены Законом № 136 от 30 марта 1942 г. в [2, s. 3] в соответ-ствии с рекомендациями, содержащимися в докладе, представленном 10 января 1942 г. комиссией, назначенной Министерством финансов 11 марта 1941 г.

Объединенный пенсионный фонд лоцманов, созданный с 1 января 1886 г. в соот-ветствии со ст. 50 Закона о лоцманской деятельности от 13 июня 1879 г., являлся базовым основанием для выхода на пенсию за лоцманскую службу.

4

Кодан С. В.

Подробности пенсионной схемы содержались и в документе, также составлен-ном по рекомендации вышеупомянутого пенсионного комитета в 1942 г. по указа-нию Министерства морского флота. Целью пенсионного фонда являлось обеспече-ние его членов пенсией при увольнении из лоцманской службы и предоставление лоцманской службы, а также для выплаты пенсий вдовам лоцманов. Кроме того, он имел право предоставлять помощь на образование или пенсию для детей в возрасте до 18 лет.

Все постоянно работающие лоцманы, за исключением лоцманов Копенгагенской лоцманской службы, которые имели свою собственную пенсионную программу, должны были состоять в объединенном пенсионном фонде лоцманской компании.

Любой член пенсионного фонда, который уходил в отставку по достижении 65 лет или увольняется по причине или уволен по болезни или другой причине, не за-висящей от него/нее, при условии, что он состоял в фонде не менее 5 лет после до-стижения 30-летнего возраста.

Размер пенсии рассчитывается на основе стажа работы на зачитываемой для пен-сии должности в лоцманской службе после 35 лет в соответствии с таблицей, вклю-ченной в Датский закон о лоцманской службе. Нетрудоспособность, наступившая в результате ранения при исполнении служебных обязанностей независимо от выслу-ги лет и возраста, позволяла пострадавшему претендовать на самую высокую пен-сию, соответствующую пенсионному заработку такого лоцмана.

При этом, пенсионный заработок рассчитывается как средняя сумма валового дохода на одного пилота за последние 10 лет перед увольнением данного лица или за весь период его службы, если он составлял менее 10 лет. Размер персональной пенсии (базовая сумма) не могла превышать 4 800 датских крон в год.

Пенсия вдовы составляла 60% от пенсии, которую получал участник программы на момент смерти или пенсии, на которую он имел бы право, если бы был уволен на дату смерти, однако не менее 400 датских крон и не более 2400 датских крон в год. Если муж еще не имел права на пенсию, то пенсия вдовы составляла 400 датских крон в год. Кроме того, существовало положение об уменьшении размера пенсии вдовы, если вдова была моложе мужа более чем на 20 лет, а также о праве разведен-ных жен на пенсию вдовы.

Помощь на воспитание детей в возрасте до 18 лет предоставляется в качестве до-полнения к пенсии вдовы в размере 180 датских крон в год ежегодно на каждого ребенка. Пенсия на детей-сирот в возрасте до 18 лет составляет 270 датских крон в год.

Правила лишения пенсионных прав и т.д. в основном соответствовали правилам Закона о государственных служащих Дании о лишении права на собственную и вдовью пенсию.

При определенных условиях работающие пилоты, уволенные без права на пен-сию, имели право на выходное пособие.

  • дополнение к базовой пенсии из пенсионного фонда государство выплачивало надбавку к стоимости жизни, которая с 1 апреля 1948 г. составляла 45% от базовой пенсии, но не менее 45% от 1500 датских крон или 675 датских крон в год и не бо-лее 45% от 3 000 датских крон или 1 350 датских крон в год.
  • соответствии с действующей схемой максимальный размер собственной пен-сии и пенсии вдовы с учетом надбавок составлял 6150 датских крон (4800 датских

5

Кодан С. В.

крон + 1350 датских крон) и 3480 датских крон (400 датских крон + 1080 датских крон) соответственно.

Согласно статье 46 Закона о лоцманской деятельности, доход пенсионного фонда лоцманов состоял из:

    1. Пенсионные взносы пилотной серии, для определения которых учитываются следующие доходы [6, s. 4]:

a) валовой лоцманской прибыли, поступающей в лоцманский фонд,

b) государственных грантов, которые могут поступать в лоцманский фонд в со-ответствии с разделом 41 (Гранты лоцманскому фонду, доход которого таков, что не считается достаточным для обеспечения жизнедеятельности лоцманов) для обес-печения жизнедеятельности лоцманов),

c) валовой платеж лоцманской компании от службы маяков и охраны за разметку

  • наблюдение.

Процент взноса определяется в соответствии с таблицей, включенной в Закон о лоцманской проводке, на основании пенсионного годового дохода на одного лоц-мана. Этот доход рассчитывается путем деления приемлемого дохода на количество работающих лоцманов, участвовавших в чистой лоцманской прибыли в чистой лоцманской прибыли (лоцманский доход после вычета эксплуатационных расходов, включая взносы на пенсионное обеспечение, бухгалтерию и т.д.) Процент отчисле-ний для доходов менее 2 000 датских крон составлял 8%, увеличиваясь на 0,1% на каждые 200 датских крон дополнительного дохода. Взносы производились, напри-мер, при валовом доходе от лоцманской проводки на одного лоцмана в размере 6 000 датских крон –10,1%, при доходе в размере 10 000 датских крон 12,1% и, таким образом, до максимума в 25%, который достигался при валовой лоцманской прибы-ли в размере 35 800 датских крон.

  1. Ежегодная государственная субсидия, размер которой определялся актом об ассигнованиях на период 3 года одновременно, так что вопрос о размере субсидии в конце каждого периода выносился на рассмотрение на основании актуарного расче-та пенсионного фонда
  2. Доходность активов пенсионного фонда.
  3. Штрафы, начисляемые пенсионному фонду.

Если в 1942-1951 гг. государственная субсидия пенсионному фонду лоцманов составляла 90 тыс. датских крон в год, то с 1 апреля 1951 г. (до 1952 г.) она состав-ляла 50 тыс. датских крон в год.

Активы пенсионного фонда увеличились, в основном за счет роста доходов от лоцманской проводки и, как следствие, за последние годы значительно увеличились выплаты в пенсионный фонд. Таким образом, увеличение капитала за период 1947-1951 гг. составило 1 858 000 датских крон, а отчетность за 1951 г. свидетельствова-ло о дальнейшем увеличении капитала на сумму около 6 000 датских крон. В ре-зультате активы фонда по состоянию на 31 декабря 1951 г. составили 5 162 500 дат-ских крон.

Актуарный отчет, составленный по состоянию на 1 апреля 1952 г. показывал, что актуарно рассчитанный профицит пенсионного фонда по отношению к текущим и будущим пенсионным обязательствам фонда составлял около 3 млн. датских крон. Таким образом, финансовое положение пенсионного фонда следует считать настолько прочным, что было бы вполне обоснованным увеличить выплаты пенси-

6

Кодан С. В.

онного фонда. Пенсионный фонд управляется от имени Министерства обороны ди-ректором-лоцманом.

Через пенсионный комитет члены пенсионного фонда имели право высказывать свое мнение и пожелания директору оборонного ведомства. В состав комитета, ко-торый являлся консультативным, входили 2 действующих и 2 вышедших в отставку пилота.

Что касается управления средствами пенсионного фонда, то согласно уставу, средства пенсионного фонда (после вычета необходимых ликвидных активов) сле-довало инвестировать в ценные бумаги в соответствии с правилами инвестирования средств несовершеннолетних. Ценные бумаги депонировались в Министерстве обо-роны с отметкой о том, что они принадлежали пенсионному фонду.

На 1 января 1952 г. 105 действующих лоцманов (101 жена) являлись членами пенсионного фонда. В то же время в пенсионном фонде состояло 46 отставных лоц-манов (35 жен) и 54 вдовы [6, s. 5].

Проанализировав данный факты, а также тот факт, что экономическое развитие с 1942 г. привело к тому, что действовавшая пенсионная схема для лоцманов должна была быть признана устаревшей, поскольку развитие одновременно со значитель-ным увеличением доходов и активов пенсионного фонда привело к резкому росту стоимости жизни, для покрытия которой по действующим правилам пенсионеры не имели права покрывать растущие доходы пенсионного фонда.

Поэтому в результате проведенных комитетом исследований и рассмотрений предлагалась новая схема, которая была направлена, прежде всего, на увеличение пенсий в рамках самого фонда в том смысле, что будущие выплаты будут опреде-ляться в строгом соответствии с доходами пенсионного фонда.

    • то же время предлагалось внести изменения в пенсионные положения закона о лоцманской проводке Дании и соответствующие пенсионные уставы в соответствии
  • правилами, которые были введены в других пенсионных фондах с государствен-ным субсидированием.

Как уже упоминалось, действовавшие на момент работы комитета положения разделов 47 и 48 Закона о лоцманской деятельности не давали права на выплату из средств пенсионного фонда более высоких личных пенсий и пенсий вдовы (базовый размер), чем 4 800 датских крон и 2 400 датских крон соответственно. С учетом надбавки к прожиточному минимуму, предоставляемой государством, максималь-ная персональная и вдовья пенсии, таким образом, составляют соответственно 6 150 датских крон и 3 480 датских крон в год, что при тогдашнем уровне цен признава-лось весьма недостаточным.

Согласно актуарного отчета о положении пенсионного фонда по состоянию на 1 апреля 1952 г., комиссия считала, что должны быть финансовые основания для уве-личения пенсионных выплат на 40%. При этом, текущий актуарный профицит фон-да составлял ок. 3 млн. датских крон образовался в основном за счет значительных пенсионных взносов лоцманов.

Комитет считал естественным, что увеличение пенсий должно быть реализовано путем предоставления пилотам пенсий из фонда в полном объеме в будущем, осно-вой для которого могли служить периодические актуарные расчеты.

7

Кодан С. В.

Поэтому предлагалось, чтобы максимальные размеры собственной и вдовьей пенсии, предусмотренные Законом о лоцманской деятельности в размере 4 800 дат-ских крон и 2 400 датских крон в год соответственно, отменить.

Следует также отметить, что изучение и разработка различных вопросов с по-мощью организации соответствующих комитетов с участием лоцманов в изучаемый период были системным явлением. В частности, следует указать на работу комите-та, созданного в 1950 г., по пересмотру закона о лоцманской проводке по требова-нию министра обороны. Указанный комитет, что правда, лишь продолжил работу иного комитета, созданного в 1942 г. и вынужденного ее прервать в 1943 г. т.к. со-бытия 29 августа 1943 г. привели к тому, что работа комитета не была завершена [7]. Главной задачей данной комиссии было разработка мер и предложений по обес-печению лоцманам минимального дохода и ввести его некоторое регулирование в условиях военной оккупации Дании.

Особо следует указать на тот факт, что кроме собственно совершенствования пенсионного обеспечения лоцманов, к 1953 г. иная комиссия при министерстве обо-роны рассмотрела и обработала предложение по новому закону о лоцманской про-водке, которое было подготовлено лоцманским управлением в продолжение завер-шенной к тому времени работы по пересмотру тарифов и правил [8].

Таким образом, можно указать, что с образованием в 1886 г. объединенной лоц-манской пенсионной кассы начался новый этап становления и развития централизо-ванной системы пенсионного обеспечения лоцманов Дании, происходивший с уче-том мнений самих лоцманов, представители которых включались в создаваемые для этой цели министерством обороны комиссии. Важное значение в развитие пенсион-ного фонда лоцманом оказывали такие факторы как эволюция института лоцман-ской проводки и службы в Дании, социально-экономические условия их деятельно-сти.

Список литературы:

  1. Frederikshavn. – URL: Frederikshavn (museumamager.dk)
  2. Никитина А. П. Правовое регулирование деятельности лоцманов Черноморско-Азовском регионе (конец XVII – начало ХХ вв.) : Монография / А. П. Никитина. – Москва : РУСАЙНС, 2018. – 276 с.
  3. Змерзлый Б. В. Правовое регулирование торгового судоходства в Черноморско-Азовском регионе в конце XVII – начале ХХ вв. / Б. В. Змерзлый. – Симферополь: ЧП «Предприятие Феник», 2014. – 512 с.
  4. Lov nr. 378 af 30. juni 1919; Lov nr. 155 af 14. april 1920
  5. Forslag til Lov om firmapensionskasser. – URL: 20181_L79_som_fremsat.pdf (folketingstidende.dk)
  6. Betænkning angående lodsernes pensionsordning afgivet af det af forsvarsministeren under 27. Februar 1952 nedsatte udvalg J. H. Schultz A/S Universitets-bog t rykke ri København 1952. — 64.pdf (xn-- betnkninger-c9a.dk)
  7. Laier, Bengt. 29. august 1943 // Reserveofficeren 4/2003. S. 17-20. – URL: Skydehuset (panterensbasti-on.dk)
  8. Betænkning angående lodslovens revision afgivet af det af forsvarsministeren under 26. januar 1950 ned-satte udvalg. Det administrative bibliotek Slotsholmsgade 12. — 1216 København K Tlf. (01) 122517 J. H. Schultz A/S Universitets-bogtrykkeri København. 1953. – 28 s.

Kodan S. V. Evolution of the legal organization of pension provision for Danish pilots in the end of the XIX — first half of the XX centuries // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 3-9.

The article is devoted to the study of the problem of legal organization of pension provision of Danish pi-lots in the end of 18 — the first half of 20 centuries. It is established that with the formation in 1886 of the unit-ed pilot’s pension fund a new stage of formation and development of the centralized system of pension provi-sion of the Danish pilots began, which took place taking into account the opinions of the pilots themselves,

8

Кодан С. В.

whose representatives were included in the commissions created for this purpose by the Ministry of Defense. Such factors as the evolution of the institution of pilotage and service in Denmark and socio-economic condi-tions of their activity had an important impact on the development of the pilot’s pension fund. In the course of this process, separate norms were enshrined in legislative acts of 1912, 1916, 1920, etc.

Key words: Denmark, pilots, pension provision, law, centralized system, committees, pilotage council, Ministry of Defense (Navy).

Spisok literatury:

1. Frederikshavn. – URL: Frederikshavn (museumamager.dk)

2. Nikitina A. P. Pravovoe regulirovanie deyatel’nosti locmanov CHernomorsko-Azovskom regione (konec XVII – nachalo HKH vv.) : Monografiya / A. P. Nikitina. – Moskva : RUSAJNS, 2018. – 276 s.

3. Zmerzlyj B. V. Pravovoe regulirovanie torgovogo sudohodstva v CHernomorsko-Azovskom regione v konce XVII – nachale HKH vv. / B. V. Zmerzlyj. – Simferopol’: CHP «Predpriyatie Fenik», 2014. – 512 s.

4. Lov nr. 378 af 30. juni 1919; Lov nr. 155 af 14. april 1920

5. Forslag til Lov om firmapensionskasser. – URL: 20181_L79_som_fremsat.pdf (folketingstidende.dk)

6. Betænkning angående lodsernes pensionsordning afgivet af det af forsvarsministeren under 27. Februar 1952 nedsatte udvalg J. H. Schultz A/S Universitets-bog t rykke ri København 1952. — 64.pdf (xn-- betnkninger-c9a.dk)

7. Laier, Bengt. 29. august 1943 // Reserveofficeren 4/2003. S. 17-20. – URL: Skydehuset (panterensbasti-on.dk)

8. Betænkning angående lodslovens revision afgivet af det af forsvarsministeren under 26. januar 1950 ned-satte udvalg. Det administrative bibliotek Slotsholmsgade 12. — 1216 København K Tlf. (01) 122517 J. H. Schultz A/S Universitets-bogtrykkeri København. 1953. – 28 s.

.

9