Разновидности экстремизма и их влияние на социально-политическую жизнь России

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Родителева Я. Н.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 441-451.

УДК 343.9.022(470)

РАЗНОВИДНОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ РОССИИ

Родителева Я. Н.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В настоящее время экстремизм представляет собой такое явление, которое включает в себя идеоло-гический контекст, позволяющий повсеместно использовать и реализовывать практику применения насилия и разжигания в обществе ненависти на какой-либо почве. Иными словами, некоторые группы граждан используют экстремизм для достижения сугубо своих целей. Это оказывает большое влияние на все сферы общественной жизни, так как нередко деятельность как экстремистов, так и экстремист-ских организаций представляет большую опасность для общества и государства в целом. Рассмотрен-ные в статье положения дают нам основание сказать о том, что государство выполняет большую рабо-ту в области социально-политической жизни России. В связи с этим любые проявления экстремизма оказывает негативное влияние на все то, что было создано годами. Совершая акты террористического характера, экстремисты подрывают общественное спокойствие, порождая этим панику. В свою оче-редь, нестабильность общества непосредственно влияет на стабильность политической власти, которая осуществляет реализацию социально-политической жизни страны.

  • данной статье автором подробно рассмотрены виды экстремизма, а также различные экстремист-ские течения, выделены основные формы экстремизма, их влияние на формирование социально-политической жизни России. Проведен анализ по выявлению основных причин, которые непосред-ственно оказывают влияние на проявление экстремизма на примере конкретного субъекта РФ.

Ключевые слова: экстремизм, диверсия, терроризм, принимающее государство, миграция, безрабо-тица.

Государство как форма организации общества появилось еще во времена до нашей эры. Прошло большое количество этапов развития и становления общества прежде чем образовались государства, которые мы можем видеть в настоящее вре-мя. Люди издавна стремились получать блага как для себя и своей семьи, так и для общества, в котором они проживали. На протяжении многих веков государственные деятели многих стран стремились внести в законодательство положения, улучшаю-щие социальное положение граждан. Проблема обеспечения граждан благами соци-ального государства актуальна и в наши дни. Существует большая разница между государствами в социальном плане. Политика некоторых стран, в первую очередь, ориентирована на социальную сферу, а другие государства уделяют малое внимание социальной сфере.

  • настоящее время экстремизм представляет собой такое явление, которое вклю-чает в себя идеологический контекст, позволяющий повсеместно использовать и реализовывать практику применения насилия и разжигания в обществе ненависти на какой-либо почве. Иными словами, некоторые группы граждан используют экс-тремизм для достижения сугубо своих целей. Это оказывает большое влияние на все сферы общественной жизни, так как нередко деятельность как экстремистов, так и экстремистских организаций представляет большую опасность для общества. На наш взгляд, наибольшая опасность от экстремизма проявляется в политической сфере, так как государственная власть нередко выступает объектом, на который

441

Разновидности экстремизма и их влияние на…

направленные действия лиц и организаций. Ведь именно власть есть непосред-ственное отражение воли народа, так как Россия согласно ст. 1 Конституции РФ яв-ляется правовым демократическим государством. Это означает то, что многонацио-нальный народ является носителем власти.

Экстремистские проявления в настоящее время оказывают негативное влияние на устои многонационального народа России. Такие проявления деструктивно свя-заны с тем, как общество себя чувствует в социальном плане.

Можно выделить основные черты экстремизма [1]: насилие и его угроза; одно-мерность, однобокость в восприятии общественных проблем, в поиске путей и их решения; одержимость в стремлении навязывать свои принципы, взгляды оппонен-там; бездумное, беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум, игнорирование компромиссов.

Существует большое количество различных экстремистских течений. Можно выделить следующие формы экстремизма: 1) политические; 2) экономические; 3) религиозные; 4) этнополитические; 5) экологические; 6) информационные и др. [1].

Следует рассмотреть данные формы экстремизма более подробно. На основании вышеизложенного можно высказать мнение касательно того, что ему характерны определенные тенденции фундаменталистского и радикально-консервативного, ра-дикально-революционного характера.

Что же из себя представляет политический экстремизм? Сущность данного вида проявления экстремизма состоит в том, что он характеризуется наличием радикаль-ных взглядов и действий в политике, которые имеют особенности в виде своей крайней направленности. Нельзя не сказать о том, что большую роль играет идеоло-гия, которую активно пропагандируют экстремисты. Политический экстремизм призван решить цели, которые находят свое отражение в подрыве стабильности осуществления власти, а также активно способствовать расшатыванию и свержению политической власти для достижения своих целей посредством применения силы [1].

  • связи с этим у лидеров экстремистских организаций есть определенные мето-ды, направленные на привлечение сторонников, а также оказания необходимого идеологического влияния. В частности, в практике широко применяются такие ме-тоды, как: 1) зажигательные лозунги; 2) призывы; 3) откровенную демагогию; 4) ложь; 5) организуют беспорядки; 6) неразрешенные митинги; 7) демонстрации; 8) гражданское неповиновение; 9) террористические акции; 10) готовы к использова-нию форм вооруженной борьбы – бунтов, путчей, вооруженного бандитизма, попы-ток развязывания гражданских войн [5].

Но стоит отметить, что политический экстремизм имеет свое деление на «пра-вый» и «левый». Сущность правого направления экстремизма состоит в том, что его сторонники активно выступают за сохранение и развитие тех ценностей, устоев, государственного устройства, которые существовали ранее, то есть на ранних эта-пах развития государства. В данном направлении большое значение отводится про-паганде и идеологии. В большинстве случаев аргументация лидеров данного направления правильности своих действий основывается на религиозных положе-ниях. Формами «правого» экстремизма являются: 1) фашизм; 2) религиозный фана-тиз; 3) правый популизм.

Родителева Я. Н.

    • теории не существует определения «фашизма», которое было бы общеприня-тым. Это также оказывает свое негативное влияние на деятельность всех право-охранительных органов, которые имеют в числе своих задач по пресечению неза-конной деятельности экстремистских организаций. Это объясняется тем, что фа-шизм включает в себя различные направление, в котором центральным элементом является «ультранационализм», состоящий в оценивании «нации» как единственно-го фактора, который является определяющим в определении судьбы всего человече-ства.

Сущность же «левого» направления политического экстремизма состоит в том, что его участники говорят о том, что трудовой класс является единственным источ-ником и носителем власти. Они говорят о том, что современные методы и способы управлением государством крайне отрицательно сказываются на развитии государ-ства. При этом представители данного направление не хотят считаться с интересами других политических сил. Для «ликвидации» оппонентов используются различные способы, которые нередко выражаются в жестокости, исключая любые проявления компромисса [1].

Теперь же стоит рассмотреть такой вид экстремизма, как экономический. Данное направление характеризуется тем, что происходит концентрация внимание на лик-видации каких-либо проявлений форм собственности в экономике. При этом осу-ществляются активные меры по установлению в качестве главенствующей опреде-ленной формы, которая состоит в едином использовании метода по ведению хозяй-ства. Также данный вид выражается и в том, что есть категорический отказ от вме-шательства государства в регулирование экономических процессов.

Методами экономического экстремизма являются: 1) диверсиями; 2) поджогами;

  1. убийства отдельных предпринимателей и их защитников, что уже сродни терро-ризму.

Наиболее распространенным видом экстремизма является религиозный экстре-мизм. Данный вид экстремизма базируется на единой фундаментальной идеологии, которая характеризуется тем, что сторонники за основу берут религиозные положе-ния. Сущность направления состоит в том, что представители определенных рели-гиозных конфессий стремятся распространить свою веру, прибегая в большинстве случаях к использованию крайних методов и средств. [6].

Лидеры религиозных организаций используют религиозные положения, подвер-гая собственному толкованию таких вероучений, основываясь на проявлении нетер-пимости по отношению к представителям иных конфессий. Идеология данного направления характеризуется тем, что лидеры организаций дают критическую оценку тем религиозным направлениям и течениям, которые положительно выска-зываются в пользу государства, а также встают на сторону государства в случаях, когда политическая власть принимает какие-либо решения, которые существенным образом оказывают влияние на происходящие в обществе процессы. Также мы мо-жем видеть, что радикальные методы применяются по отношению к единоверцам, которые не разделяют крайних взглядов [1].

Этнополитический экстремизм преследуют крайние взгляды, которые характери-зуются агрессивностью по отношению к определенным категориям граждан. Данная деятельность проявляется в ущемлении прав граждан иной национальности нежели представители данного направления, а также всячески способствуют разжиганию

443

Разновидности экстремизма и их влияние на…

межнациональных конфликтов, что, в свою очередь, влияет на политическую об-становку в стране.

Религиозный экстремизм получил свое распространение в России сравнительно недавно, а если конкретнее, то на стыке 80-х и 90-х годов двадцатого века на фоне распада СССР. В частности, крайние религиозные взгляды получили свое распро-странение на Северном Кавказе, где большинство населения исповедует ислам. На этом фоне стали получать широкое распространения радикальные направления дан-ной религии, в частности, получило широкое распространение в массах, как «вахха-бизм». Сторонники данного направления ислама стремились создать единое ислам-ское государство, но не по тем положениям, которые предусматривают положения «корана», а на основании «чистого» ислама, который существовал еще до появления пророка Мухаммеда и его последователей. В частности, идеология «ваххабизма» предусматривала «джихад», то есть ведение священной войну иноверцем, которая заключается в искоренении всех тех, кто не согласен данной идеологией. В связи с распространением данной идеологии возник Чеченский кризис, последствие кото-рого является введение федеральных войск Российской федерации для восстановле-ния конституционного положения Чеченской республики, а также введение борьбы

  • лицами, действия которых были направлены на изменение конституционного строя РФ [4].

Результатом всех этих действий явилось то, что в это время происходила борьба между представителями мусульманства на Северном Кавказе. В этой связи в Рес-публике Дагестан в 1999 г. был принят закон, запрещающий деятельность «вахха-битов», а также запрещалась идеология «ваххабизма» на территории республики.

Но представители религиозных направлений, действующий в то время на Север-ном Кавказе, прибегали к крайне радикальным действиям, которые выражались в многочисленных террористических актах на территории РФ. В частности, стоит от-метить многочисленные взрывы в метро, захват заложников во время премьеры мю-зикла «Норд-Ост» в театре на Дубровке, захват заложников во время проведения торжественного мероприятия по случаю первого сентября в Беслане и т.д. Все это свидетельствует о жестокости представителей данный направлений, а также о том, что получение личной выгоды является приоритетной целью. В обосновании своих действий представители экстремистов говорили о том, что никто не вправе вмеши-ваться во внутренние дела республик на Северном Кавказе, а также выдвигались требования, направленные на признание независимости Чеченской республики и т.д. То есть посредством идеологического воздействия лидеры экстремистских группировок и организаций реализовывали свои корыстные цели, не считаясь с жизнями обычных ни в чем неповинных людей.

Следующим направлением экстремизма является – экологический экстремизм. Сущность данного вида заключается в том, что происходит осуществление целена-правленных действий, которые выражаются в причинение сильного ущерба окру-жающей среде. В настоящее время существует большое количество экологических организаций, которые преследует положительные цели, направленные на защиту окружающей среды от негативного воздействия человеческой деятельности, так и для решения иных проблем, которые не зависят от деятельности, осуществляемой человеком [2]. Однако создаются организации и объединения, деятельность кото-рых заключается совсем ином контексте. В частности, совершаются активные дей-

Родителева Я. Н.

ствия, направленные на сильное ухудшение окружающей среды. Среди этого можно выделить: намеренное загрязнение окружающей среды, в частности, почвы или водных ресурсов химическими и радиоактивными веществами. Данные вещества оказывают как негативное влияние на состояние окружающей среды, так и оказы-вают отрицательное воздействие на организм человека [3].

Информационный экстремизм находит свое отражение в том, что посредством использования информации происходит воздействие на массы с целью принужде-ния к выполнению определенных действий, которые служат для удовлетворения целей экстремистов в части использования либо разрушения информационной ин-фраструктуры государства [2].

Подводя итог рассмотренным видам экстремизма, можно сказать о том, что в настоящее время в мире не существует проявления «чистого» вида экстремизма. В большинстве случаев мы можем увидеть, так называемый, «смешанный» экстре-мизм, который включает в себя несколько видов экстремизма.

Проявление экстремизма в какой-либо форме негативно сказывается на социаль-но-политической жизни России. Стоит отметить, что Россия позиционирует себя как социальное государство. В России же понятие «социального государство» со-всем новое. Впервые законодательное закрепление получило в Конституции РФ 1993 года. Статья 7 говорит о том, что «Российская Федерация – социальное госу-дарство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до-стойную жизнь и свободное развитие человека» [7]. В данной статье получили за-крепление труд и здоровье людей, а также гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, государ-ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное защищенность населения является одной из причин, которую назы-вают экстремисты в оправдание своей деятельности. Но стоит начать с того, что в Западной Европе концепция социального государства главным образом соединена с идеей «государства всеобщего благоденствия». Указанная идея получило обоснова-ние в либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. То есть можно сказать о том, что в основе данной концепции лежит то, что любое гос-ударство в проводимо политике должно уделять большое внимание социальной сфере. В частности, необходимо обеспечить социальную защиту населения, чтобы свести к минимуму имеющееся в обществе социальное неравенство [2]. Большое значение для установления социальной политики в качестве приоритетной послу-жил план Бевериджа. Данный план предусматривал, что вся система социального обеспечения будет пересмотрена путем увеличения социального страхования, кото-рое охватывало бы практически всех граждан, и через гарантию единого среднего дохода, обеспечившего поддержание жизни людей. Основу плана составляла взаи-мосвязь социальной политики с проводимой экономической политикой, направлен-ной на появление полной занятости населения страны. Наряду с этим, особое вни-мание уделяли учреждению государственной системы здравоохранения, которая открывала доступ к получению медицинской помощи сотням тысячам жителей. А также такие социальные меры, как контроль со стороны государства за заработной платой и ценами и уничтожение частной собственности на средства производства [8].

445

Разновидности экстремизма и их влияние на…

После Второй мировой войны ведущие державы стали уделять большое внима-ние внутренней политике, проводимой исключительно на благо граждан, которые перенесли все тяготы и лишения войны. План У. Бевериджа использовали в своей социальной политике такие послевоенные страны, как Бельгия, Дания и Нидерлан-ды, а также Швеция при создании системы социального обеспечения.

Таким образом, в условиях рыночной экономики государство должно стремиться решить противоречия, возникающие в обществе, посредством законодательного за-крепления социальных норм. Цель социального государства – рациональное ис-пользование имеющихся средств доя достижения социального равенство граждан, а также улучшить положение тех граждан, которые нуждаются в такой поддержке.

Но данных целей, которые стали преследовать государства в качестве основы своей внутренней политики, по нашему мнению, достаточно для удовлетворения потребностей населения.

    • частности, формирование социальной политики относится на период времени с 60-х по 90-е гг. ХХ в., рассматривая который можно сказать, что получило развитие идея «государства всеобщего благоденствия». Главная цель данной идеи состоит в том, что государство стремится обеспечить равный уровень жизни своих граждан. Данная концепция становится преобладающей в политике государства. Переход к данной идеи способствует отказу от такой модели социального государства, которое не закрепляет социальную защиту граждан, а также не уравнивает их правах и сво-

бода. [10].

    • настоящее время многие государства разрабатывают и реализуют социальные программы, так как существующее демографические проблемы требует большого внимания и больших расходов. Ю.В. Клюкина отмечает: «С середины 1990-х годов
  • века наступает перелом, связанный, с одной стороны, с реанимацией либераль-ных идей, а с другой — с повышением социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований изменения качества и эффективности социальной политики. В это время формируются новые представления о социальном государстве как ме-ханизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями» [9].
    • создавшейся ситуации государство стремится разгрузить бюджетную ведо-мость в социальной сфере между государством и частными корпорациями и органи-зациями. О.В. Радионова отмечает: «Все без исключения государства пытаются по возможности разгрузить бюджет от излишнего обременения в виде прямых выплат на социальные нужды. Предлагаемые новые методы осуществления модифициро-ванной социальной функции государства — мера вынужденная, обусловленная де-мографической ситуацией, условиями квазирынка и прочими детерминантами со-временного общества». О.В. Радионова вводит понятие «неопатерналистское соци-альное государство». Под данным понятием понимается то, что государство осу-ществляет социальную поддержку населению другими способами. К примеру, вы-платы по безработице осуществляются уже в форме оплаты расходов на получение второй, третьей специальности и включения гражданина в трудовую деятельность. При этом не стоит вопроса о том, что государство должно полностью отказаться от государственной поддержки социальной сферы. Обеспечение лиц с ограниченными возможностями и женщин, имеющих малолетних детей, должно оставаться основ-ной заботой государства. По замечанию доктора юридических наук О.В. Радионо-вой: «в отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну, а в

Родителева Я. Н.

отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети — это проблема и обременения будущих поколений, и зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения. И пока еще никто не подсчитал, что полезнее государственно-организованному обществу — сегодняшняя работа этой матери на производстве или в сфере услуг или завтрашние проблемы и расхо-ды по содержанию в пенитенциарных учреждениях их повзрослевших без должного надзора детей. Погоня за сиюминутной выгодой может обернуться огромными убытками, не говоря уже о вычетах из гуманизма» [10].

Воплощение данной концепции в жизнь предполагает то, что у государства и личности появятся равные права и обязанности, что качественно повлияет на соци-альную активность граждан, а также на развитие гражданского общества.

Опять же, рассмотренные выше положения дают нам основание сказать о том, что государство выполняет большую работу в области социально-политической жизни России. В связи с этим любые проявления экстремизма оказывает негативное влияние на все то, что было создано годами. Совершая акты террористического ха-рактера, экстремисты подрывают общественное спокойствие, порождая этим пани-ку. В свою очередь, нестабильность общества непосредственно влияет на стабиль-ность политической власти, которая осуществляет реализацию социально-политической жизни страны.

При этом в ходе осуществления экстремисткой деятельности может нарушаться работа жизненно необходимых объектов промышленности, транспорты, связи, а также работа организаций. Это оказывает свое влияние на экономическое состоя-ние. В частности, на восстановление разрушенных объектов промышленности могут уйти достаточно большие финансовые затраты, что негативно отражается на расхо-довании средств федерального бюджета. Ведь резервные средства государство мо-жет потратить на реализацию каких-либо программ, направленных повышение бла-госостояние населения. [12].

Политические и законодательные причины, которые влияют на состояние жизни людей, тесно соединены с концепцией верховенства закона и построения, открытого гражданской общественности. Состояние жизни человека почти во всем зависит от господствующей политической системы. Международное право, в частности меж-дународные трудовые нормы, являются основой, проводимой политики, так как права человека являются важным элементом при построении правового демократи-ческого государства. При этом не допущение дискриминации, а также обеспечение трудового равенства позволит эффективно реализовывать меры в условиях кризиса в экономике.

Но стоит учитывать, что в настоящее время в социальной сфере нашего государ-ства существует ряд серьезных проблем, которые требуют особого внимания и под-хода. В частности, можно выделить инфляцию как процесс, непосредственно влия-ющий на благосостояние граждан. Экономический кризис приводит к тому, что многие граждане остаются без должной медицинской защиты, так как ухудшение условий труда приводит к появлению различных заболеваний у населения.

Но все же, социальное политика в России развивается высокими темпами. Госу-дарство уделяет большое внимание социальному развитию, в частности модернизи-руется медицина, образование, социальное обеспечение. Стоит отметить поддержку

447

Разновидности экстремизма и их влияние на…

государства во время пандемии Covid-19. Из резервов федерального бюджета регу-лярно производились выплата семьям, которые имеют несовершеннолетних детей. Принятые поправки к Конституции РФ позволят сделать социальные обязательства государства нормой прямого действия. Формирование социального государства в России невозможно без развития социальной активности у граждан, так как появ-ляются возможности для формирования гражданского общества. Благодаря после-довательному проведению социальной политики Россия сможет достичь достаточно высокого уровня жизни населения, а также появления у граждан социальной актив-ности, что в конечном итоге приведет к развитию гражданского общества. Задачами субъектов Российской Федерации в области социальной политики и социальной за-щиты являются принятие своевременных мер, направленных на разработку меха-низмов, которые уточняют и развивают государственные социальные минимальные стандарты. Таким образом, в текущем году в результате принятых оперативных мер

  • реализации среднесрочных программ развития происходит процесс постепенного восстановления экономической активности [11].

Сегодня необходимы своевременные скоординированные действия, которые должны исходить со стороны государства. Все это требует проведение исследова-ний по вопросам, связанным с проблемами мониторинга, а также поиска методов, посредством которых возможно обеспечить должный уровень экономической защи-ты. При этом, на наш взгляд, в стратегию национальной экономической безопасно-сти следует включить также подходы, которые непосредственно направлены на раз-витие экономики, которые также предназначены для разработки определенной мак-роэкономической политики. Система обеспечения экономической безопасности яв-ляется важной частью обеспечению независимости страны, а также его экономиче-ского развития. Стратегия национальной безопасности РФ включает в себя положе-ния, касающиеся активного повышения уровня жизни граждан. Данный показатель планируется достичь посредством применения разнообразных мер. Социальная сфера является важной частью экономического развития государства, а также ха-рактеризует политический уровень стабильности общества.

На сегодняшний день система социального обеспечения сталкивается с множе-ством угроз. Они определяются как текущие или потенциальные события, действия, процессы или явления, которые могут нанести ущерб личным интересам. Именно эти угрозы являются источником прямых или косвенных нарушений стабильности, устойчивости и поступательного развития региона. Рассчитывая так называемые «показатели безопасности», которые характеризуются на основе социологических исследований и статистических данных, мы можем диагностировать угрозы, тип и степень воздействия на объект. Социологическое исследование также может пока-зать основные взаимосвязи между анализируемыми процессами и явлениями, раз-личными типами угроз и важность безопасности. Для комплексного изучения и ана-лиза воздействия нестабильных явлений на уровень жизни регионов мы предложи-ли систему единых индикаторов и их пороговые значения. Сегодня, когда мир по-гряз в экономических кризисах, человек рассматривается в качестве главного ин-струмента, который позволит экономически развиваться государству. Большую роль стоит уделить перераспределению социальных функций между государством и институтами гражданского общества. Так как это позволит сбалансированно подой-ти к вопросу социальной защиты населения, а также будет способствовать к разви-

Родителева Я. Н.

тию тех социальных институтов общества, которые были уже созданы. В частности, стоит отметить, что при правильном подходе государства и граждан такой социаль-ный институт, как школа может более качественно участвовать в становлении чело-века как личности, как ячейки общества. Достижение этих целей приведет к стаби-лизации общественных отношений и достижению социального компромисса [13].

  • примеру, рассматривая факторы, которые могут повлиять на проявление ка-ких-либо форм экстремизма, можно сказать о том, что в Краснодарском крае повы-шенная степень остроты кризисной положения дел в сфере занятости, но, существу-ет возможность пришествия предкризисной ситуации, потому что текущее значение общей безработицы превосходит норму значения. Оценка степени воздействия местной кризисной положения дел в сфере занятости на национальную безопас-ность РФ производится в числе установленных кризисных регионов с учетом общей количества экономически активного жителей соответственного региона за отчетный год. Большему региональному значению общей количества экономически активного жителей, охваченного безработицей, соответствует более высочайшая степень угро-зы государственной безопасности.

Угрозы, исходящие от проявлений экстремизма, которые могут следовать из по-казателей в сфере занятости, такие как: повышение социальной напряженности в обществе; недопустимо высокий уровень безработицы; миграционный отток граж-дан; убыточность и неэффективность деятельности предприятий; сокращение его численности, особенно трудоспособного возраста.

По мнению Е. Варшавской, кризис, существующий в нашей стране в настоящее время, имеет свои особенности, так как вызван вовсе не экономическими причина-ми. Большое количество фирм исчезли только потому, что принадлежали к опреде-ленному региону либо сфере деятельности. Также выделяется такая угроза, как то, что в результате кризиса серьезно пострадали трудовые мигранты, а также работни-ки, чей квалификационный уровень находится на невысоком уровне [2].

По данным МОТ такая категория работников была в пять раз чаще подвергнута увольнениям. Со стороны государства также последовала соответствующая реак-ция, состоящая в том, что были реализованы программы сохранения рабочих мест, которые позволили отправить работников в оплачиваемые отпуска. При этом госу-дарство компенсировало расходы работодатели.

Таким образом, в данном исследовании были подробно рассмотрены виды экс-тремизма, а также их влияние на формирование социально-политической жизни России. Также в работе мы коснулись вопроса, касающегося того, что непосред-ственно оказывает влияние на проявление экстремизма на примере конкретного субъекта РФ.

Представляется возможным сказать о том, что государство должно вести актив-ную работу, направленную на пресечение каких-либо проявлений экстремизма на территории РФ, разрабатывая при этом необходимую нормативную правовую базу, способствующую реализации такой политики.

Список литературы:

  1. Горбунов А.А., Кретов Б.И. Экстремизм и особенности его проявления в отечественной политиче-ской теории и практике // Вестник Российской нации. 2010. № 12-13. С. 259–268.
  2. Ямалитдинов А.А. Экстремизм: его разновидности и формы // Вестник Уральского юридического

института МВД России, 2016. № 4 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-ego-raznovidnosti-i-formy

449

Разновидности экстремизма и их влияние на…

  1. Идеология терроризма. 2012. URL: http://www. knowledge.allbest.ru/political.
  2. Исмагилова А.Р. Правовые основы противодействия незаконной деятельности нетрадиционных ре-лигиозных объединений деструктивного характера в зарубежных странах // Вестник Уфимского юри-дического института МВД России. 2016. № 3. С. 27–32.
  3. Жамиева А.С. Особенности современного экстремизма в условиях глобального развития // Полити-ческая реальность в разнообразных ее проявлениях. Павлодар: Издательство «Кереку», ПГУ им. С. Торайгырова, 2008. С. 281–294.
  4. Варданян А.В., Кулешов Р.В. О классификации явлений экстремизма и терроризма: единство сущ-ности и поливариантность отображения в социуме // Правовое государство: теория и практика. 2015.

№ 4 (42). С. 31–35.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с уче-том поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодатель-ства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
  2. Андерхилл Д., Барретт С., Бернелл П., Бернем П., и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. Государство всеобщего благоденствия // Политика. Толковый словарь. «ИНФРА-М», Издатель-ство «Весь Мир». М., 2001.
  3. Клюкина Ю.В. Зарождение и развитие представлений о социальном государстве // Вестник Тамбов-ского государственного университета. 2013. Вып. 12. С. 446–453.
  4. Радионова О.В. Социальная функция современного государства: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 8.
  5. Купрещенко Н.П., Федотова Е.А. Анализ реальных и потенциальных угроз социальной сферы и их влияние на экономическую безопасность // Вестник академии экономической безопасности. 2019. № 8. С. 82–93.
  6. Буткевич С.А. Контрэкстремистская повестка в парадигме нормотворчества Северо-Кавказского региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридиче-ские науки. 2020. Т. 6 (72). № 1. С. 185–194.
  7. Забелин Д.Н. Системные связи положений гражданского законодательства, текстуально закрепля-ющих общие и специальные совместимые нормы гражданского права // Власть закона. № 3 (51). 2022.

С. 175–190.

Roditeleva Ya. N. Differences of extremism and their implications on the sociopolitical life of Russia

  • Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 441-451.

Currently, extremism is a phenomenon that includes an ideological context that allows the widespread use and implementation of the practice of violence and incitement of hatred in society on any grounds. In other words, some groups of citizens use extremism to achieve strictly their own goals. This has a great impact on all spheres of public life, as often the activities of both extremists and extremist organizations pose a great danger to society and the state as a whole. The provisions considered in the article give us grounds to say that the state does a great job in the sphere of socio-political life of Russia. In this connection any manifestations of extremism have a negative impact on everything that has been created for years. By committing acts of a ter-rorist nature, extremists undermine public tranquility, thus generating panic. In turn, social instability directly affects the stability of political power, which implements the socio-political life of the country.

In this article, the author examines in detail types of extremism, as well as various extremist currents, the main forms of extremism, their influence on formation of socio-political life of Russia are highlighted. The analysis is carried out for identification of the main reasons, which directly influence on manifestation of ex-tremism by the example of the particular subject of the Russian Federation.

Keywords: extremism, subversion, terrorism, host state, migration, unemployment.

Spisok literatury:

  1. Gorbunov A.A., Kretov B.I. Ekstremizm i osobennosti ego proyavleniya v otechestvennoj politicheskoj teorii i praktike // Vestnik Rossijskoj nacii. 2010. № 12-13. S. 259–268.
  2. YAmalitdinov A.A. Ekstremizm: ego raznovidnosti i formy // Vestnik Ural’skogo yuridicheskogo instituta

MVD Rossii, 2016. № 4 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-ego-raznovidnosti-i-formy

  1. Ideologiya terrorizma. 2012. URL: http://www. knowledge.allbest.ru/political.
  2. Ismagilova A.R. Pravovye osnovy protivodejstviya nezakonnoj deyatel’nosti netradicionnyh religioznyh ob»edinenij destruktivnogo haraktera v zarubezhnyh stranah // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 3. S. 27–32.
  3. ZHamieva A.S. Osobennosti sovremennogo ekstremizma v usloviyah global’nogo razvitiya // Politich-eskaya real’nost’ v raznoobraznyh ee proyavleniyah. Pavlodar: Izdatel’stvo «Kereku», PGU im. S. Torajgy-rova, 2008. S. 281–294.

Родителева Я. Н.

  1. Vardanyan A.V., Kuleshov R.V. O klassifikacii yavlenij ekstremizma i terrorizma: edinstvo sushchnosti i polivariantnost’ otobrazheniya v sociume // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. № 4 (42). S. 31–
  2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 01.07.2020 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 01.07.2020, № 31, st. 4398.
  3. Anderhill D., Barrett S., Bernell P., Bernem P., i dr. Obshchaya redakciya: d.e.n. Osadchaya I.M. Gosudar-stvo vseobshchego blagodenstviya // Politika. Tolkovyj slovar’. «INFRA-M», Izdatel’stvo «Ves’ Mir». M.,

2001.

  1. Klyukina YU.V. Zarozhdenie i razvitie predstavlenij o social’nom gosudarstve // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. Vyp. 12. S. 446–453.
  2. Radionova O.V. Social’naya funkciya sovremennogo gosudarstva: avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2007. S. 8.
  3. Kupreshchenko N.P., Fedotova E.A. Analiz real’nyh i potencial’nyh ugroz social’noj sfery i ih vliyanie na ekonomicheskuyu bezopasnost’ // Vestnik akademii ekonomicheskoj bezopasnosti. 2019. № 8. S. 82–93.
  4. Butkevich S.A. Kontrekstremistskaya povestka v paradigme normotvorchestva Severo-Kavkazskogo re-giona // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo YUridicheskie nauki.

2020. T. 6 (72). № 1. S. 185–194.

  1. Zabelin D.N. Sistemnye svyazi polozhenij grazhdanskogo zakonodatel’stva, tekstual’no zakreplyayushchih obshchie i special’nye sovmestimye normy grazhdanskogo prava // Vlast’ zakona. № 3 (51). 2022. S. 175–

.

451