JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION:
Производство по делам об административных правонарушениях…
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 122–135.
УДК 342.951
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Евсикова Е. В.
Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
- статье сделана попытка раскрыть проблемные вопросы осуществления производства по делам об административных правонарушениях в условиях всеобщей цифровизации и цифровой трансформации, то есть комплексного преобразования деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти, связанного с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий. При изучении административно-деликтного законодательства России на основе предло-женной в статье периодизации, автор раскрывает основные особенности и проблемы внедрения от-дельных элементов цифровизации в порядок осуществления производства по делам об администра-тивных правонарушениях, несмотря на выводы, о консервативности административно-деликтного производства и сложности внедрения цифровых технологий в сферу административно-деликтного производства. Также, автор изучает отдельные положения проекта нового Кодекса РФ об администра-тивных правонарушениях, регламентирующие отдельные вопросы осуществления производства по делам об административных правонарушениях с учетом процессов всеобщей цифровизации и цифро-вой трансформации, выделяя основные положительные и проблемные аспекты таких нововведений, делая собственные предложения по усовершенствования производства по делам об административных правонарушениях в условиях цифровизации. На основе проведенного анализа автор приходит к выво-ду о необходимости усовершенствования административно-деликтного законодательства, регламенти-рующего вопросы производства по делам об административных правонарушениях в условиях цифро-визации, что позволит оптимизировать и ускорить многие процедуры в рамках данного производства, но, это необходимо делать осторожно, с учетом обеспечения гарантий защиты и реализации основных прав, свобод и законных интересов всех участников.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; производство по делам об админи-стративных правонарушениях; реформа административно-деликтного законодательства.
Сегодня цифровые технологии очень прочно внедрились и вошли не только в нашу повседневную жизнь, но систему публичного управления, деятельность орга-нов государственной власти, во многом упрощая, оптимизируя и ускоряя различные процессы правоприменения [1], изменяя при этом его сущность, когда автоматиза-ция процессов принятия властных решений меняет властное волеизъявление на ма-шинное, т.е. искуственный интеллект, порождая конкуренцию между технологиза-цией публичного управления и соблюдением принципов правового государства [2].
Цифровые технологии определяет скорость управленческих решений, качество оказываемых услуг и на результат совершаемых действий. Поэтому с цифровизаци-ей государства, экономики, общественных отношений неизбежна цифровизация ад-министративного процесса в целом и юрисдикционного процесса – в частности. При этом наблюдается острый дисбаланс процессов цифровизации различных видов ад-министративного процесса [3]. Вместе с тем, админстративно-деликтная сфера весьма консервативна и поддается изменениям крайне медленно, несмотря на бес-численные попытки ее модернизации и реформирования, о которых уже неодно-кратно говорилось в науке административно-деликтного права [4; 5; 6; 7], что, от-нюдь, не отменяет необходимость проведения дальнейших научных исследований
Евсикова Е. В.
цифровизации административно-деликтной сферы, в том числе, производства по делам об административных правонарушениях и его особенностей и проблем.
Цифровые технологии сегодня стремительно вошли во сферы жизни общества и государства, во многом упрощая, ускоряя и оптимизируя процессы государственно-го управления и правоприменения, в том числе, модифицируя в цифровой формат реализации полномочий публичных органов власти. Указом Президента РФ от 21.06.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на пери-од до 2030 г.» в качестве одного из целевых показателей национальной цели «циф-ровая трансформация» указано достижение «цифровой зрелости» ключевых отрас-лей экономики и социальной сферы [8]. Под цифровой трансформацией понимается комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполни-тельной власти, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуни-каций, процессам и культуре, что базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий.
Так, наиболее успешно процессам цифровизации подвергся порядок предостав-ления государственных и муниципальных услуг, другие административные проце-дуры (контрольно-надзорная деятельность) ждут своей очереди. При этом, анализ практики применения цифровых технологий в административном процессе позво-ляет констатировать изменение самой сущности правоприменительной деятельно-сти: автоматизация процессов принятия властных решений меняет властное воле-изъявление человека на машинное (искусственный интеллект) и порождает конку-ренцию между технологизацией публичного управления и соблюдением принципов правового государства. Таким образом, социальная сущность публичного управле-ния неизбежно ставит вопрос о пределах тотальной цифровизации управленческого процесса применительно к тем видам административного процесса, в которых за-трагиваются права, свободы и законные интересы людей [9].
Вместе с тем, векторы цифровизации самые разные: новые субъекты права; ис-кусственный интеллект и его правовой режим; новые цифровые права и цифровые активы (например, цифровые финансовые активы в свете принятия Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении измене-ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10]).
Если мы говорим о цифровизации различных сфер государственного управления, то нужно отметить, что указанная тенденция не обошла стороной и административ-ный юрисдикционный процесс в классическом его понимании.
Однако, сегодня проблема внедрения цифровых технологий в сферу администра-тивно-деликтного производства сводится не просто к тому, чтобы прописать и за-крепить на законодательном уровне порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях в условиях цифровизации, но и обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина [11], любого участника производства по делам об административных правонарушениях.
При этом, социальная сущность публичного управления неизбежно ставит перед нами вопрос о допустимых пределах цифровизации производства по делам об ад-министративных правонарушениях, реализация которого затрагивает права и закон-ных интересы его участников, в рамках всеобщей цифровизации.
Вместе с тем, ориентир на применение современных цифровых технологий в процессе осуществления производства по делам об административных правонару-
123
Производство по делам об административных правонарушениях…
шениях был обозначен еще в Концепции нового КОАП [12], что позволяло бы, например, лицам, участвующим в нем, направлять в суд либо иной орган админи-стративной юрисдикции заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рас-смотрением дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенные на официальном сайте суда либо иного органа административной юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, представлять в суд либо иной орган административной юрисдикции сведения в виде электронных докумен-тов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями и т.п. В Проекте предусмотрено, что заявление, ходатайство, жалоба, протест, представле-ние могут быть поданы участниками производств по делу об административном правонарушении в суд, рассматривающий (пересматривающий) дело об админи-стративном правонарушении, в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, в электронном виде путем заполнения формы документов, размещенных на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интер-нет» в порядке, установленном Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Проект нового КоАП РФ предусматривает, что заявление, ходатайство, жалоба, протест, представление могут быть поданы участниками производства по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, осуществляющим производство по данному делу, в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, через инфраструктуру, обеспечивающей информационно-технологическое взаимо-действие информационных систем, используемых для предоставления государ-ственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Требования к формату указанных заявлений, хода-тайств, жалоб, протестов, представлений по вопросам исполнения административ-ного наказания в форме электронного документа, устанавливаются правительством.
Вместе с тем, следует отметить, что внедрение цифровых технологий в порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях осуществляется сразу по нескольким направлениям, которые сегодня достаточно остро в этом нуждаются, несмотря на то, что первые шаги в направлении цифрови-зации производства по делам об административных правонарушениях были сдела-ны еще в 2007 г. по внедрению цифровой фиксации административных правонару-шений работающими в автоматическом режиме специальными техническими сред-ствам [13], когда была введена административная ответственность за администра-тивные правонарушения в области дорожного движения и административные пра-вонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими
- автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, что привело к упрощению выявления административных правонару-шений в области дорожного движения и привлечению виновных лиц к ответствен-ности, пополнению государственного бюджета за счет уплаты соответствующего штрафа, поскольку протокол об административном правонарушении не составляет-
Евсикова Е. В.
ся, а постановление выносится без участия лица в отношении которого возбуждено дело, виновным признается собственник транспортного средства, если он не оспа-ривает постановление и не докажет обратно, т.е. свою невиновность, что, по факту, означает возложение бремя доказывания на лицо, которое привлекается к админи-стративной ответственности,
При этом, следует выделить следующие особенности такой процедуры:
-
- отсутствуют стадии возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, которые подменены итоговым документом – постановлением по делу (без соблюдения всех необходимых атрибутов и принципов рассмотрения де-ла, в том числе, состязательности сторон, процесса доказывания и отстаивания сво-ей позиции сторонами, проверочной и оценочной деятельности судебного органа, в результате чего размываются и утрачиваются многие процессуальные гарантии, предусмотренные административно-деликтным законодательством для лиц, участ-вующих в производстве по делу об административном правонарушении;
- Доказывание своей невиновности для лица переносится на факультативную стадию обжалования, по факту это означает введение в КоАП РФ принципа «пре-зумпции виновности», когда лицо считается виновным в совершении администра-тивного правонарушения в области дорожного движения или благоустройства тер-ритории, пока его невиновность не будет доказана путем подачи жалобы на поста-новление по такому делу, в результате чего будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, т.е. бремя доказывания своей невиновности ложится на само лицо, которое привлекается к административной ответственности, что, по сути, преобразуется в возможность объективного вменения, категорически недопустимо-го в рамках реализации публично-правовых отношений.
Так, Студеникина М.С., в свое время, отмечая положительные аспекты фиксации
- автоматическом режиме специальными техническими средствами ряда правона-рушений как способа выявления нарушений, позволяющего выявлять многие ла-тентные правонарушения, и пополнения бюджета за счет взыскания или уплаты ад-министративных штрафов, указывала, что механизм правового оформления такого нововведения в КоАП РФ вызывает немало вопросов с позиций обеспечения со-блюдения прав граждан при привлечении их к админответственности [6].
Указанные изменения привели к размыванию принципа презумпции невиновно-сти, который из абсолютного трансформировался в относительный, что стало пер-вым этапом «проникновения» высокотехнологических цифровых технологий в сфе-ру административно-деликтных отношений [13]. Однако, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производ-ство по делу. Его реализация заключается в том, что лицо, привлекаемое ответ-ственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении админи-стративного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонару-
125
Производство по делам об административных правонарушениях…
шениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к администра-тивной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица [14].
- случае фиксации происходит привлечение лица к административной ответ-ственности в порядке упрощенного производства по делу об административном правонарушении, что является второй особенностью такой процедуры, поскольку стадии возбуждения и рассмотрения дела отсутствуют и заменяются готовым ито-говым документом – постановлением по делу без соблюдения соответствующих процедур (установление вины через проведение разнообразной проверочной дея-тельности и доказательственной процессуальной деятельности, что приводит к пол-ному игнорированию важных процессуальных гарантий – оспорить сам протокол, отразить в нем свое мотивированное несогласие; заявлять различного рода ходатай-ства; лично присутствовать при рассмотрении дела, давать пояснения по делу, а до-казывание невиновности переходит в стадию обжалования, когда лицу уже назна-чено наказание и, по сути, на уровне административно-деликтного законодательства предусматривается возможность объективного вменения, что в публично-правовых отношениях недопустимо.
3) В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подпи-санного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифициро-ванной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ. Как отметил Конституционный Суд РФ, ч. 3 ст. 28.6 и ч. 6 ст. 29.10 КоАП РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – означают, что разре-шение в установленном ими порядке дел об административных правонарушениях в области благоустройства территории, предусмотренных законом субъекта РФ, со-вершенных с использованием транспортного средства и зафиксированных с приме-нением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и кино-съемки, видеозаписи, может быть отнесено законом субъекта РФ к подведомствен-ности административных комиссий, образованных на основании его закона, и что оформленное в форме электронного документа постановление по делу об админи-стративном правонарушении, вынесенное административной комиссией, подписы-вается усиленной квалифицированной электронной подписью ее уполномоченного должностного лица [14].
4) Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении направляется как в письменной форме (на бумажном носителе), так или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электрон-ной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Однако, направление в форме электронного документа возможно при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и при наличии согласия такого лица на получение постановления либо информации с использованием иных средств ин-
Евсикова Е. В.
формационных технологий, включая региональные порталы государственных и му-ниципальных услуг, и/или с использованием подвижной радиотелефонной связи;
-
- исключение применения принципа индивидуализации при назначении адми-нистративного наказания по таким правонарушениям, что, по нашему мнению, крайне негативно сказывается на результатах правоприменительной практики, по-скольку решение по сути принимает машина (искусственный интеллект), а не судья, не учитывая при этом характера совершенного правонарушения, личности виновно-го, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивиду-ального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлека-емого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягча-ющих административную ответственность [15];
- административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наимень-шим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II КоАП РФ, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части ст. раздела II КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено ад-министративное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч руб-лей, т.е. отсутствует дифференциация размера штрафа и не учитывается повтор-ность если правонарушение зафиксировано несколько раз в течение суток.В данном случае четко прослеживается, как процессы цифровизации не просто встраиваются
- административно-деликтное законодательство, а меняют саму сущность смысло-вых конструкций административной ответственности: упрощенное производство; иной подход к пониманию и применению принципа презумпции невиновности; полный отказ от принципа индивидуализации административной ответственности.
Вместе с тем, административно-деликтное законодательство РФ содержит и иные элементы цифровизации производства по делам об административных право-нарушениях. Так, например, с 08.03.2015 г. постановление по делу об администра-тивном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней регио-нальных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ [16].
В таком случае, электронное постановление должно быть подписано квалифици-рованной цифровой подписью судьи или должностного лица, высшего постановле-ние, а в случае, наличия на электронном постановлении квалифицированной цифро-вой подписи иного лица (не вынесшего постановление), такое постановление долж-но быть обжаловано, поскольку, наличие подписи «неуполномоченного» лица озна-чает его недействительность.
Вместе с тем, копия постановления по делу об административном правонаруше-нии с приложением материалов, полученных с применением работающих в автома-тическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и
127
Производство по делам об административных правонарушениях…
киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготав-ливается путем перевода электронного документа в документ на бумажный.
- 08.03.2015 для направления для исполнения постановления по делу об админи-стративном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носи-теле, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме элек-тронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на засе-дании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, вынесенное в электронной форме постановление признается подлинником документа, однако, оно не может быть направлено на электронную почту лица, участвующего в деле, поскольку действующий КоАП РФ предусматривает направ-ление только копий и только заказной почтой либо вручением под роспись.
При этом, действующий ГОСТ Р 7.0.8-2013 [18] не предусматривает понятие «электронная копия электронного документа», а регламентирует понятия «копия документа» – экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию под-линника документа (п. 23) и «электронная копия документа» – копия документа, созданная в электронной форме (п.24), но, в отношении электронных документов предусматривает понятие «конвертирование (электронных документов), конверта-ция (электронных документов)» – процесс перемещения электронных документов с одного носителя на другой или из одного формата в другой (п. 80) и «миграция (электронных документов)» – перемещение электронных документов из одной ин-формационной системы в другую с сохранением аутентичности, целостности, до-стоверности документов и их пригодности для использования (п. 81). Таким обра-зом, копия постановления по делу об административном правонарушении должна направляться в бумажном виде, а срок обжалования исчисляться с момента получе-ния лицом такой копии постановления по делу о правонарушении.
Вместе с тем, действующий КоАП РФ (ст. 28.2) не предусматривает электронной формы составления протокола об административном правонарушении. Таким обра-зом, при получении протокола, составленного в форме электронного документа, су-дья или должностное лицо, рассматривающие дело, обязаны вернуть администра-тивный материал на доработку по правилам ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, поскольку, в та-ком случае, протокол считается не составленным, а административное дело — не возбуждённым (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), что препятствует дальнейшему рассмотре-нию дела и вынесению постановления [19].
Кроме того, с 06.12.2011 г. действует ст. 25.15 КоАП РФ, которая регламентиру-ет вопросы извещения лиц, участвующих в производстве по делу об администра-тивном правонарушении. Так, лица, участвующие в производстве по делу об адми-нистративном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и пере-водчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в про-изводстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по фак-симильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечи-вающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как видим, извещение или вызов в суд лиц, участвующих в деле, а также свиде-телей, экспертов, специалистов и переводчиков допускается с использованием иных
Евсикова Е. В.
средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ст. 25.15 КоАП РФ), однако, требований к такому извеще-нию и его порядку административно-деликтное законодательство не предусматри-вает, что на практике может вызвать существенные сложности обеспечения надле-жащего извещения или вызова в суд указанных лиц, а также создает основу для зло-употребления процессуальными правами.
Как отметил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо при-нимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограниче-ний, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятель-ств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств свя-зи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., СМС, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
При этом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из ука-занного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае воз-вращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возвра-та почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года N 343.
Вместе с тем, Проект нового КоАП РФ, предусматривает не только извещение или вызов в суд лиц, участвующих в деле об административных правонарушениях заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вруче-нии, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, но и с использо-ванием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо с использо-ванием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, что, по нашему мнению, будет более удобным
- обеспечит надлежащее извещение заинтересованных лиц при соблюдении главно-го условия – доставка постановления в личный кабинет на портале будет возможна, если адресатом завершено прохождение процедуры регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации. О размещении судебных извещений (уведомле-ний) в личном кабинете на едином портале адресату сообщат в тот же день – ему придет соответствующее уведомление (за исключением случая, когда адресат отка-зался от получения уведомлений). При этом, судебное извещение (уведомление) будет считаться доставленным (врученным) на следующий день с момента его раз-мещения в личном кабинете адресата на Едином портале госуслуг (при наличии со-гласия на получение извещений (уведомлений) исключительно в личный кабинет на портале) или с момента входа адресата на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в течение 5 дней со дня размещения су-дебных извещений (уведомлений) в личном кабинете на портале.
129
Производство по делам об административных правонарушениях…
- 01.03.2020г. КоАП РФ предусматривает, что направление определения для ис-полнения и представление истребуемых сведений (информации) или уведомления о невозможности представления таких сведений (информации) могут при наличии технической возможности осуществляться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключае-мых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Определение об истребовании сведений (ст. 26.10 КоАП РФ), при наличии техниче-ской возможности, подписывается должностным лицом, вынесшим такое определе-ние, усиленной квалифицированной цифровой подписью. Судья, орган, должност-ное лицо, в производстве которых находится дело об административном правона-рушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в т.ч. сведений необходимых для расчета размера штрафа [17] .
- 1 сентября 2021 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые затронули ч. 3 ст. 28.6, ч. 3.1 ст. 30.2 и ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ, предусматривающие возможность подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и получения копии решения по жалобе на упомянутое выше постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электрон-ной подписью уполномоченного должностного лица, через Единый портал государ-ственных и муниципальных в порядке, установленном Правительством РФ [20].
Так, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в случае фиксации этого административного правонарушения работающими в авто-матическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи может быть также подана в форме электронного документа, подписанного усилен-ной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подпи-сью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муници-пальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством РФ, с ис-пользованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо по-средством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информа-ционно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом направление жалобы в суд в электронной форме возможно.
На момент начала действия новой редакции ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ не все су-дебные учреждения могли в достаточной степени модернизировать свои техниче-ские средства. С учетом этого суды не могли одномоментно принять к рассмотре-нию жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях в электронной форме. В связи с чем возникали различные процессуальные наруше-ния, выразившиеся в несоблюдении формы и порядка подачи жалобы. Так, жалоба не может быть направлена по электронной почте в виде документа, изготовленного на бумажном носителе и переведенного в электронную форму с помощью средств сканирования. В соответствии с процессуальным порядком, предусмотренным ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ, жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью и подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда. Жалоба не может быть направлена посредством отправки электронного письма. Лицу, обращающему-
Евсикова Е. В.
ся с жалобой, необходимо заполнить соответствующую форму, размещенную на сайте суда, либо обратиться с жалобой с помощью Единого портала [21].
Так, копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в случае фиксации этого административного правонарушения ра-ботающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и ки-носъемки, видеозаписи может быть направлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномо-ченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Феде-рации, в течение трех дней со дня вынесения указанного решения по жалобе.
Постановление по делу об админарушении направляется отправителем в инфор-мационную систему организации федеральной почтовой связи, в т.ч. через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, или же размещается непосредственно в ней, а затем доставляется адресату в форме электронного доку-мента путем его размещения в личном кабинете адресата на едином портале.
- размещении постановления в личном кабинете на едином портале адресату со-общат в тот же день – ему придет соответствующее уведомление (за исключением случая, когда адресат отказался от получения уведомлений).
При этом, постановление будет считаться доставленным на следующий день с момента его размещения в личном кабинете адресата на Едином портале госуслуг (при наличии согласия на получение постановлений исключительно в личный каби-нет на портале) или с момента входа адресата на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в течение 7 дней со дня разме-щения постановления в личном кабинете на портале [22].
Указанные изменения существенно упрощают и оптимизируют производство по делам об административных правонарушениях, однако, противоречат положениям действующего «ГОСТ Р 7.0.8-2013 [18], который не предусматривает понятие «электронная копия электронного документа», исходя из положений которого, кор-респондирующих требованиям действующего КоАП РФ, мы делаем вывод, что ко-пия постановления по делу об административном правонарушении должна направ-ляться в бумажном виде, а срок обжалования исчисляться с момента получения ли-цом такой копии постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, сегодня цифровизация производства по делам об админправона-рушениях происходит очень фрагментарно и частично, что не может способство-вать достижению «цифровой зрелости» в данной сфере, а, представляет собой лишь робкие попытки законодателя внедрения цифровых технологий в данную сферу правоотношений с целью их усовершенствования, упрощения и оптимизации.
Однако, следует учитывать, что сегодня цифровизация производства по делам об административных правонарушениях происходит в условиях реформирования и модернизации администратвино-деликтного законодательства. Так, Концепция но-вого КоАП РФ ориентирована на развитие и активное внедрение цифровых техно-логий в производство по делам об административных правонарушениях, делая ак-цент на его усовершенствовании и оптимизации, что предполагает: более детальную регламентацию процедур производства по делам об административных правонару-шениях в области дорожного движения, зафиксированных с помощью работающих
131
Производство по делам об административных правонарушениях…
- автоматическом режиме специальных технических средств, в отдельной главе КоАП РФ, закрепив при этом обязательные требования к использованию таких спе-циальных технических средств, а также параметры фото- и видео- материалов; раз-витие подходов к процессуальному извещению и уведомлению, а также документо-обороту в КоАП РФ с учетом дальнейшего внедрения и использования системы Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также системы меж-ведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; предоставление более широкой возможности выбора лицам, участвующим в деле об административном правонарушении, способов извещения, в том числе путем отправки им СМС-сообщения либо направления извещения или вызова по электронной почте. Избран-ный лицом и указанный в его расписке способ уведомления должен являться прио-ритетным и единственным.
Как указывалось представителями науки административного права, следует от-метить необходимость введения в административно-деликтное законодательство понятия «электронный документ», как доказательства по делу об административном правонарушении, а также возможность подачи жалобы на решение по делу об ад-министративном правонарушении в электронном виде путем подачи электронного документы на электронную почту суда или заполнения специальной формы на сайте суда, органа, должностного лица, рассмотревшего дело, либо с использованием гос-ударственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписан-ного простой электронной подписью, при условии регистрации лица [23].
По нашему мнению, указанные изменения будут иметь положительный правовой и социальный эффект, повысят доступность, оперативность и эффективность произ-водства по делам об административных правонарушениях. Однако, говорить о наличии всех предпосылок для формирования электронного производства по делам об административных правонарушениях, основанного на использовании современ-ных информационно-цифровых технологий, позволяющих осуществлять обмен ин-формации между субъектами и участниками процесса в электронном виде, исполь-зовать системы аудио- и видео- трансляции судебных заседаний, что позволить осуществлять взаимодействие между субъектами и участниками такого производ-ства в электронном (цифровом) виде, по нашему мнению, еще очень преждевремен-но и опасно, поскольку, в приоритете у государства всегда должно быть не наказа-ние, а обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов физических и юри-дических лиц, в том числе, при привлечении к административной ответственности при условии реализации таких базовых конституционных принципов, как принцип презумпции невиновности и справедливости, а также индивидуализации наказания.
Cписок литературы:
- Евсикова Е.В. Цифровизация производства по делам об административных правонарушениях: про-блемы теории и практики / Е.В. Евсикова // Legal Tech : научные решения для профессиональной юри-дической деятельности : Сборник докладов IX Московского юридического форума. В 4-х частях, Москва, 14-16 апреля 2022 года. Том Часть 2. – Москва: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. – С. 50-52.
- Крамер У., Мицкевич Л. А., Васильева А. Ф. Электронные формы в административном процессе России и Германии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. № 4. С. 756–780.
- Руденко А. В. Цифровизация производства по делам об административных правонарушениях в контексте принятия нового КоАП РФ // Юридическая деятельность в условиях цифровизации : сбор-ник статей по результатам междунар. науч.-практ. конференции, Симферополь, 23 марта 2021 г. / под ред. Е. В. Евсиковой, В. С. Тихомаевой. Симферополь, 2021. — С. 446–453.
Евсикова Е. В.
- Старилов Ю.Н. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях и «судьба» административно-деликтного права: два новейших вопроса в современной пра-вовой теории / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право.
– 2020. — № 2. – С. 14-41.
- Салищева Н. Г. Проблемы правового регулирования института админист-ративной ответственно-сти в Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2014. — № 9. — С. 22.
- Студеникина М. С. Кодификация законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях : история, современность, перспективы развития // Административное право и про-цесс. — 2014. — № 9. — С. 39-44.
- Евсикова Е.В. Актуальные проблемы усовершенствования административно-деликтного законода-тельства / Е.В. Евсикова // Общество, право, правосудие: проблемы и тенденции развития / Э.И. Ара-лов, В.А. Болдырев, Д.К. Гончаров [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Ритм», 2022. – 225 с.
- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях раз-вития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
- Крамер, Урс, Мицкевич, Людмила А., Васильева, Анна Ф. 2019. «Электронные формы в админи-стративном процессе России и Германии». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 4: 756-
- https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.410
- Евсикова Е.В. Некоторые аспекты нормативно-правового регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации / Е.В. Евсикова, А.В. Старицын // Ученые записки Крымского феде-рального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8, № 2. – С. 143-155.
- Зайцев И.А. Институт административной ответственности в условиях цифровизации: актуальность научных исследований / Зайцев И.А. // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслужен-ного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения, Санкт-Петербург, 25 марта 2022 года / Санкт-Петербургский университет МВД России. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Ми-нистерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 441-442.
- «Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534/809f683a9e847a0cc2fe5025675ed52970f19eb0/
- Шурухунова Д.Н. Основные направления внедрения электронного производства по делам об адми-нистративных правонарушениях в Российской Федерации / Д.Н. Шурухунова // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. — № 5. – С. 310-313.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2020 N 24-П «По делу о проверке конституци-онности статей 26.9 и 26.10, части 3 статьи 28.6 и части 6 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда». [Элек-
тронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352432/#dst100038
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административ-
ных правонарушениях». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52681/
- Федеральный закон от 08.03.2015 N 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176155/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/ #dst100012
- Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 26.10 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 01.03.2020 N 44-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346672/#dst100011
- «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по ин-формации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/.
- Судопроизводство в электронном виде: возможности, ошибки и прогнозы на будущее. [Электрон-ный ресурс] // [Режим доступа] : https://iitrust.ru/articles/expert/sudoproizvodstvo-v-elektronnom-vide-vozmozhnosti-oshibki-i-prognozy-na-budushchee/
- Постановление Правительства РФ от 19 июня 2021 г. № 947 «Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об администра-тивном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом
133
Производство по делам об административных правонарушениях…
режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об админи-стративном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифици-рованной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://base.garant.ru/400931241/
- Лифанов Д.М. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в элек-тронной форме: вопросы теории и правоприменительной практики / Д.М. Лифанов // Российский юри-дический журнал. – 2022. — № 3. – С. 23-34.
- Утверждены правила направления постановлений по делам об АП, зафиксированных камерами, и копий решений по жалобам на них через портал госуслуг. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.garant.ru/news/1469796/
- Шурухнова Д.Н. Цифровые технологии в сфере законодательства об административных правона-рушениях. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):278-80.
Evsikova E.V. Proceedings on cases of administrative offenses in the conditions of digitalization:
modern realities and development prospects // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal universi-ty. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 122–135.
The article attempts to reveal the problematic issues of the implementation of proceedings on administra-tive offenses in the context of universal digitalization and digital transformation, that is, a comprehensive transformation of the activities of industry participants and executive authorities associated with the transition to new business models, communication channels, as well as processes and culture that are based on new ap-proaches to data management with using digital technologies. In the course of studying the current administra-tive-tort legislation of the Russian Federation on the basis of the periodization proposed in the article, the au-thor reveals the main features and problems of introducing certain elements of digitalization into the procedure for conducting proceedings on administrative offenses, despite the conclusions about the conservatism of ad-ministrative-tort proceedings and the complexity of introducing digital technologies into the sphere of admin-istrative-tort proceedings. Also, the author studies certain provisions of the draft new Code of Administrative Offences of the Russian Federation regulating certain issues of the implementation of proceedings in cases of administrative offences, taking into account the processes of universal digitalization and digital transfor-mation, highlighting the main positive and problematic aspects of such innovations, making his own proposals to improve proceedings in cases of administrative offences in the conditions of digitalization. Based on the analysis, the author comes to the conclusion that it is necessary to improve the administrative-tort legislation regulating the issues of proceedings in cases of administrative offenses in the context of digitalization, which will optimize and speed up many procedures within this production, but it must be done carefully, taking into account the guarantees of protection and realization of fundamental rights, freedoms and legitimate interests of all participants.
Keywords: digitalization; digital transformation; proceedings in cases of administrative offenses; reform of administrative and tort legislation.
Spisok literaturi:
- Evsikova E.V. Cifrovizaciya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: problemy teorii i praktiki / E.V. Evsikova // Legal Tech : nauchnye resheniya dlya professional’noj yuridicheskoj deyatel’nosti : Sbornik dokladov IH Moskovskogo yuridicheskogo foruma. V 4-h chastyah, Moskva, 14-16 aprelya 2022 goda. Tom Chast’ 2. – Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2022. – S. 50-52.
- Kramer U., Mickevich L. A., Vasil’eva A. F. Elektronnye formy v administrativnom processe Rossii i Germanii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. 2019. № 4. S. 756–780.
- Rudenko A. V. Cifrovizaciya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v kontekste prinyatiya novogo KoAP RF // Yuridicheskaya deyatel’nost’ v usloviyah cifrovizacii : sbornik statej po rezu-l’tatam mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii, Simferopol’, 23 marta 2021 g. / pod red. E. V. Evsikovoj, V. S. Tihomaevoj. Simferopol’, 2021. — S. 446–453.
- Starilov Yu.N. Koncepciya novogo Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah i «sud’ba» administrativno-deliktnogo prava: dva novejshih voprosa v sovremennoj pravovoj teorii / Yu.N. Starilov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. – 2020. — № 2. – S. 14-41.
- Salishcheva N. G. Problemy pravovogo regulirovaniya instituta administ-rativnoj otvetstvennosti v Ros-sijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. — 2014. — № 9. — S. 22.
- Studenikina M. S. Kodifikaciya zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ob administrativnyh prav-onarusheniyah : istoriya, sovremennost’, perspektivy razvitiya // Administrativnoe pravo i process. — 2014. — №
- — S. 39-44.
- Evsikova E.V. Aktual’nye problemy usovershenstvovaniya administrativno-deliktnogo zakonodatel’stva / E.V. Evsikova // Obshchestvo, pravo, pravosudie: problemy i tendencii razvitiya / E.I. Aralov, V.A. Boldyrev, D.K. Goncharov [i dr.]. – Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu «Izdatel’stvo Ritm», 2022.
Евсикова Е. В.
- Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
- Kramer, Urs, Mickevich, Lyudmila A., Vasil’eva, Anna F. 2019. «Elektronnye formy v administrativnom processe Rossii i Germanii». Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo 4: 756-780. https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.410
- Evsikova E.V. Nekotorye aspekty normativno-pravovogo regulirovaniya cifrovyh finansovyh aktivov v Rossijskoj Federacii / E.V. Evsikova, A.V. Staricyn // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. – 2022. – T. 8, № 2. – S. 143-155.
- Zajcev I.A. Institut administrativnoj otvetstvennosti v usloviyah cifrovizacii: aktual’nost’ nauchnyh issle-dovanij / Zajcev I.A. // Aktual’nye problemy administrativnogo i administrativno-processual’nogo prava (So-rokinskie chteniya) : sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati doktora yuridicheskih nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, zasluzhennogo yurista Rossijskoj Federacii Avrutina Yuriya Efremovicha v svyazi s 75-letiem so dnya rozhdeniya, Sankt-Peterburg, 25 marta 2022 goda / Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii. – Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2022.
- \»Koncepciya novogo Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah\». [El-
ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534/809f683a9e847a0cc2fe5025675ed52970f19eb0/
- Shuruhunova D.N. Osnovnye napravleniya vnedreniya elektronnogo proizvodstva po delam ob adminis-trativnyh pravonarusheniyah v Rossijskoj Federacii / D.N. Shuruhunova // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. – 2022. — № 5. – S. 310-313.
- Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 13.05.2020 N 24-P \»Po delu o proverke konstitucionnosti statej 26.9 i 26.10, chasti 3 stat’i 28.6 i chasti 6 stat’i 29.10 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah v svyazi s zaprosom Kostromskogo oblastnogo suda\». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352432/#dst100038
- Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2005 N 5 (red. ot 23.12.2021) \»O nekotoryh vo-prosah, voznikayushchih u sudov pri primenenii Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh prav-
onarusheniyah\». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52681/
- Federal’nyj zakon ot 08.03.2015 N 41-FZ \»O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Ros-
sijskoj Federacii\». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176155/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/ #dst100012
- Federal’nyj zakon \»O vnesenii izmenenij v stat’i 26.10 i 28.1 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah\» ot 01.03.2020 N 44-FZ (poslednyaya redakciya). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346672/#dst100011
- \»GOST R 7.0.8-2013. Nacional’nyj standart Rossijskoj Federacii. Sistema standartov po informacii, bibli-otechnomu i izdatel’skomu delu. Deloproizvodstvo i arhivnoe delo. Terminy i opredeleniya\» (utv. Prikazom Rosstandarta ot 17.10.2013 N 1185-st). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/.
- Sudoproizvodstvo v elektronnom vide: vozmozhnosti, oshibki i prognozy na budushchee. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://iitrust.ru/articles/expert/sudoproizvodstvo-v-elektronnom-vide-vozmozhnosti-oshibki-i-prognozy-na-budushchee/
- Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 19 iyunya 2021 g. № 947 \»Ob utverzhdenii Pravil napravleniya ekzemplyarov postanovlenij i kopij reshenij po zhalobam na postanovleniya po delu ob administrativnom pravonarushenii i materialov, poluchennyh s primeneniem rabotayushchih v avtomaticheskom rezhime spe-cial’nyh tekhnicheskih sredstv, imeyushchih funkcii foto- i kinos»emki, videozapisi, ili sredstv foto- i ki-nos»emki, videozapisi, licu, v otnoshenii kotorogo vozbuzhdeno delo ob administrativnom pravonarushenii, v forme elektronnogo dokumenta, podpisannogo usilennoj kvalificirovannoj elektronnoj podpis’yu upolnomochennogo dolzhnostnogo lica, s ispol’zovaniem Edinogo portala gosudarstvennyh i municipal’nyh uslug\». [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://base.garant.ru/400931241/
- Lifanov D.M. Peresmotr postanovlenij po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v elektronnoj forme: voprosy teorii i pravoprimenitel’noj praktiki // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. – 2022. — № 3.
- Utverzhdeny pravila napravleniya postanovlenij po delam ob AP, zafiksirovannyh kamerami, i kopij resh-enij po zhalobam na nih cherez portal gosuslug.: https://www.garant.ru/news/1469796/
- Shuruhnova D.N. Cifrovye tekhnologii v sfere zakonodatel’stva ob administrativnyh pravonarusheniyah. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020(6):278-80.
.
135