Приемы выработки навыка стрельбы у сотрудника полиции из огнестрельного оружия

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Приемы выработки навыка стрельбы…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 376–383.

УДК 623.4

ПРИЕМЫ ВЫРАБОТКИ НАВЫКА СТРЕЛЬБЫ У СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ИЗ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Бокий А. Н., Кондрашов А. В.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье изложены основные рекомендации по развитию у сотрудника полиции культуры обращения с оружием. Во многих исследованиях доказана важность самостоятельной работы в реализации деятельностного подхода в обучении, формировании культурных основ личности, поэтому вполне обоснованно использование аналогичного подхода в огневой подготовке. Формирование культуры обращения с оружием должно стать целью огневой подготовки сотрудников ОВД МВД России. Осо-знанное формирование слагаемых компонентов культуры обращения с оружием, безусловно, будет способствовать эффективному владению оружием и использованию его в точном соответствии с целе-вым назначением, и самостоятельная работа в достижении данной цели обладает первостепенной важ-ностью. Формирование интереса, положительной мотивации и внутренней потребности обучающихся

  • учебным занятиям, в том числе самостоятельным занятиям.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, культура обращения с оружием, огневая подго-товка, профессионально-служебная деятельность, приемы, умения, учебные дисциплины, самостоя-тельная работа по огневой подготовке, прицеливание.

  • условиях смены педагогических парадигм, перехода от традиционного обуче-ния к развивающему, когда обучающийся выступает не только объектом, но и субъ-ектом – самостоятельным соучастником образовательного процесса, становится не-обходимым соответствующее развитие и совершенствование его организационно-методических условий, внедрение новых актуальных форм, средств и методов [1].
  • служебной деятельности сотрудник полиции сталкивается с различными зада-чами, которые ему необходимо решить, при этом он использует обширный инстру-ментарий, в том числе и огнестрельное оружие. Работа сотрудника полиции направ-лена на предупреждение и пресечение преступлений, выявление преступников. Трудность заключается в том, что зачастую такая деятельность связана с опасно-стью для жизни и здоровья, как для самого сотрудника, так и для граждан в целом. Поэтому для успешного и эффективного осуществления своих служебных обязан-ностей сотрудник полиции должен усовершенствовать свой навык применения ог-нестрельного оружия.

Качественное овладение знаниями, умениями и навыками, профессиональными компетенциями и культурой обращения с оружием на занятиях по огневой подго-товке позволит эффективно осуществлять будущую профессионально-служебную деятельность, связанную с обращением и законным применением оружия.

  • результате неумелого обращения с оружием, его применения еще нередко имеют место несчастные случаи, когда происходят ранения сотрудников ОВД МВД России, иных лиц, и даже смертельные исходы. К тому же, к сожалению, се-годня еще случаются факты утраты оружия ввиду халатного отношения и/или пре-бывания в состоянии опьянения, что для сотрудника считается недопустимым.

Вопрос о том, как повысить культуру обучающихся в обращении с оружием, остается открытым и актуальным на сегодняшний день. Низкий уровень сформиро-ванности культуры обращения с оружием подтверждают статистические данные,

Бокий А. Н., Кондрашов А. В.

которые обосновывают необходимость и актуальность дальнейшего совершенство-вания огневой подготовки, повышения ее качества.

Осознанное формирование слагаемых компонентов культуры обращения с ору-жием, безусловно, будет способствовать эффективному владению оружием и ис-пользованию его в точном соответствии с целевым назначением, и самостоятельная работа в достижении данной цели обладает первостепенной важностью [2, с. 5].

Культура обращения с оружием является неотъемлемой составляющей профес-сиональной культуры сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, поэтому в качестве индикаторов сформированности профессиональных компетен-ций сегодня актуально рассматривать показатели компонентов культуры обращения

  • оружием: мотивационного, когнитивного (знаниевого), эмоционального, атрибу-тивного и деятельностного.

Научно-обоснованные организационно-методические условия самостоятельной работы по огневой подготовке обучающихся образовательных организаций МВД России включают в себя следующие факторы: системообразующие компонен-ты, формы самостоятельной работы (виды, собственно формы и формы организации обучающихся) и их содержание, методы, средства, способы управления и контроля за самостоятельной работой. В качестве системообразующего фактора при разра-ботке организационно-методических условий самостоятельной работы по огневой подготовке выступают ее цель (соответствует общей цели профессионального обра-зования и цели огневой подготовки) и задачи (общепедагогические, специфические, конкретные дифференцированные).

Для усвоения своего навыка правильно и быстро использовать оружие сотрудник полиции развивает свои психофизиологические и психологические качества, например, устойчивость внимания, динамику работоспособности и психическую устойчивость личности, способность организма адаптироваться при психоэмоцио-нальной нагрузке [3].

    • процессе изучения работы с оружием сотруднику полиции прививают следу-ющие ценностно-мотивационные навыки: интерес, осознанное отношение к службе в ОВД РФ, потребность в изучении огневой подготовки и в самостоятельном фор-мировании умений и навыков, необходимых для профессионально-служебной дея-тельности, воспитание определенной культуры при работе с оружием, овладение способами приобретения новых знаний, формирование активной и самостоятельной личности [4, с. 15].

Так, каждый сотрудник полиции проходит соответствующие тренировки, где у него вырабатываются определенные индивидуальные данные:

• поперечник стрельбы – расстояние между центрами наиболее удаленных про-боин;

• средняя длина траектории – среднее арифметическое значение траекторий всех прицеливаний в упражнении, взятых за единицу времени;

• стабильность прицеливания – это поперечник разброса средних точек траекто-рий прицеливания, взятых за единицу времени до выстрела;

• средняя устойчивость в центре мишени – это среднее арифметическое времени нахождения в районе «10» средней точки прицеливания до выстрела.

Для увеличения потенциала в своих индивидуальных показателях сотрудник по-лиции может использовать различные приемы и способы натренированности. Ос-

377

Приемы выработки навыка стрельбы…

новными формами работы по огневой подготовке являются: работа с лекцией, учеб-ником, книгой, научной литературой, журналами, учебно-методической литерату-рой; ведение папки «Портфолио по огневой подготовке», «Дневника само-контроля»; посещение учебно-методического кабинета огневой подготовки; выпол-нение упражнений, направленных на отработку техники производства выстрела, воспитание (содействие развитию) психических и физических стрелковых качеств; посещение выставок/музеев оружия, стрелковых секций/клубов, консультаций, за-седаний научного кружка кафедры огневой подготовки; аутогенный и идеомотор-ный тренинги; написание научных статей/научно-исследовательских работ; участие

  • соревнованиях; использование симуляторов оружия; организация обучающимся учебного занятия или самостоятельной работы в учебно-методическом кабинете в составе учебной группы/взвода; подготовка к зачету/экзамену.

Средства самостоятельной работы по огневой подготовке обучающихся – это ис-точник получения знаний, формирования умений и навыков, прежде всего к ним относится вся совокупность общепедагогических средств и специфических заданий и упражнений для самостоятельного выполнения, определенных преподавателем или самостоятельно курсантами и слушателями в соответствии с задачами занятий, но также это и предметная поддержка самостоятельной учебно-познавательной дея-тельности обучающихся (наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, ТСО, специальное оборудование, методические рекомендации, УМК, тиры, полиго-ны, лаборатории и др.).

Примером предметной поддержки организации и реализации самостоятельной работы по огневой подготовке обучающихся является функционирование УМК ка-федры огневой подготовки, сочетающего в себе комплекс средств самостоятельной работы. Кабинеты самостоятельной работы по огневой подготовке являются важ-ным условием эффективной подготовки обучающихся к учебным занятиям, зачетам и экзаменам, оптимизации самостоятельной работы обучающихся, работы научных кружков, совершенствования профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава. Кабинет должен стать основным рабочим местом обу-чающегося. Знакомство с кабинетом начинается на первом семинарском занятии, которое проходит непосредственно в кабинете. Первая обязанность преподавателя – ознакомить студентов с книжным фондом, оборудованием и правилами пользова-ниями ими.

Сочетание и комплексное применение обучающимися указанных форм оказыва-ет положительное влияние на формирование компонентов профессиональных ком-петенций огневой подготовки и показателей слагаемых компонентов культуры об-ращения с оружием как индикаторов их достижения [5, с. 179].

Ведение папки «Портфолио по огневой подготовке». Данная форма необходима для систематизации накопленного опыта, знаний по огневой подготовке на протя-жении всего периода обучения. Папка «Портфолио по огневой подготовке» будет помощником на протяжении всей службы в ОВД РФ. Сотрудник полиции всегда может воспользоваться ею и восстановить «пробелы» в знаниях по огневой подго-товке. Ведение папки предполагает творческий подход: может заполняться как в письменном, так и в печатном виде с использованием рисунков, схем, зарисовок [6,

с. 96].

Бокий А. Н., Кондрашов А. В.

Ведение «Дневника самоконтроля» предоставляет возможность рефлексии: са-моанализа и анализа ошибок, допущенных во время стрельбы. Сотрудник полиции способен углубленно, поэтапно осмыслить процесс производства выстрела, соб-ственное эмоциональное состояние. В дневник возможно записывать любую ин-формацию, которую сотрудник посчитает важной: мысли, какие эмоции переживал во время выполнения того или иного упражнения/работы, как справлялся с данными переживаниями, в каком эмоциональном состоянии находился до, во время и после учебного занятия/самостоятельной работы, какие изменения произошли в его ре-зультатах, что способствовало данному изменению. На основе записанных в днев-ник ошибок, собственных ощущений, анализа ошибок и рекомендаций, полученных от преподавателя, тренера сотрудник сможет правильно сформулировать задачи и организовать самостоятельную работу [7, с. 32].

Выполнение упражнений по отработке навыка производства правильного вы-стрела из различных видов оружия также является одним из главных способов по улучшению своих умений. Так, в основном отрабатывают такие элементы, как:

  • изготовку;
  • прицеливание;
  • нажатие на спусковой крючок;
  • контроль дыхания;
  • эмоциональную регуляцию;
  • правильную оценку времени.

Данные упражнения можно выполнять как в рамках аудиторной, так и внеауди-торной работы с использованием стрелковых тренажеров, макетов оружия, специ-ально предназначенных для этого атрибутов и других предметов. Для наглядности выполнения упражнений возможно просмотреть видеоролики по выполнению дан-ных упражнений. При возникновении вопросов по комплексу упражнений сотруд-ник полиции обращается за консультацией к преподавателю, тренеру.

Также одним из способов в работе с огнестрельным оружием является выполне-ние упражнений, направленных на воспитание (содействие развитию) психических

  • физических стрелковых качеств. Данная форма работы направлена на воспитание специальных стрелковых качеств, влияющих на производство выстрела, таких как:
    • статическая устойчивость;
    • статическая сила;
    • статическая выносливость;
    • качество глазомера (способность концентрации внимания);
    • способность дифференцировать мышечные усилия (работать со спуском курка с боевого взвода с усилием не менее в 2 кг) и др.

Посещение выставок и музеев способствует проявлению самостоятельности в расширении кругозора и повышении общего уровня интеллектуального развития. Данная форма позволяет экономить время, отведенное на лекционный материал, касающийся изучения оружия, состоящего на вооружение в ОВД РФ.

Осуществление управления и своевременного контроля за самостоятельной ра-ботой по огневой подготовке обучающихся являются необходимыми ее организаци-онно-методическими условиями. В теории профессионального образования под управлением подразумевается система социальных отношений людей, форма взаи-

379

Приемы выработки навыка стрельбы…

модействия, направленная на достижения поставленных целей и получение эффек-тивного результата деятельности.

Выделяют две основные формы управления самостоятельной работой обучаю-щегося, которые были апробированы в процессе естественно-педагогического экс-перимента в рамках самостоятельной работы по огневой подготовке:

    1. управление, осуществляемое непосредственно обучающимся, мотивируемое собственными познавательными потребностями и интересами и контролируемое самим курсантом, т.е. самоуправление, которое в данном случае является основным;
    2. управление самостоятельной работой, предполагающее выполнение курсан-том учебной задачи под руководством и контролем преподавателя.

Контроль предполагает необходимость своевременного предоставления обуча-ющимся результатов самостоятельной работы преподавателю. Результаты самосто-ятельной работы выражаются в реализации и выполнении форм самостоятельной работы. Важной составляющей контроля является самоконтроль и самооценка ре-зультатов самостоятельной работы самим обучающимся [8, с. 26]. Потребность личности в самоконтроле является одним из существенных проявлений самостоя-тельности во всей деятельности обучаемого. Это свойство личности может сформи-роваться как спонтанно, так и при целенаправленной работе педагога по формиро-ванию у обучающегося навыка и привычки самоконтроля, так как самоконтроль не-обходим на всех этапах обучения.

В теории профессионального образования выделяют следующие средства само-контроля: самонаблюдение, сравнение себя с другими, самооценка, самоотчет. Из-вестно, что о результатах самостоятельной работы обучающихся можно судить по результатам контроля данной работы, который может осуществляться как при ин-дивидуальной проверке, так и при фронтальной с использованием следующих форм

  • методов: устный/письменный опрос на семинарском или практическом занятии, коллоквиум; проверка плана самостоятельной работы, конспектов, докладов, рефе-ратов, курсовых работ, домашних заданий, схем, графиков, словарей; проведение тестирования, контрольных работ, зачетов/экзаменов; обсуждение результатов творческих и исследовательских заданий; контроль ведения дневников; посещаемо-сти всех видов занятий; собеседования по тематическим консультациям; проведение научных конференций.

Для контроля самостоятельной работы по огневой подготовке обучающихся мо-гут быть использованы разнообразные общеизвестные виды, формы и методы кон-троля. Виды: оперативный, текущий, этапный и итоговый. Формы: контроль на лек-ционных, семинарских и практических занятиях, учениях, зачетах, экзаменах, в ча-сы самоподготовки. Методы: тестирование, устные и письменные опросы, анноти-рование статей, презентации, комплектование портфолио, рейтинговая оценка, про-верка портфолио.

Контроль результатов самостоятельной работы по огневой подготовке осуществ-ляется в пределах времени, отведенного в учебных планах на аудиторные, практи-ческие учебные занятия по дисциплинам огневой подготовки в процессе проверки знаний по теоретическому разделу, умений и навыков по практическому разделу огневой подготовки [9, с. 223]. Результаты контроля самостоятельной работы обу-чающихся должны учитываться при осуществлении итогового контроля. Контроль

Бокий А. Н., Кондрашов А. В.

результатов самостоятельной работы по огневой подготовке обучающихся может проводиться одновременно с текущим и этапным контролем.

  • процессе контроля могут использоваться следующие формы:
    1. устный опрос, проверка аннотированной статьи в письменном или электрон-ном виде (при дистанционной форме обучения) при работе обучающегося с лекци-ей, учебником, книгой, научной литературой, журналами, учебно-методической ли-тературой;

2) устный опрос, тестирование на знание нормативно-правового регулирования огневой подготовки, материально-технической части оружия; оценка подготовлен-ности папки «Портфолио по огневой подготовке» путем предоставления обучаю-щимся данной папки в письменном, печатном или электронном виде (при дистан-ционной форме обучения). Для обучающегося данная форма самостоятельной рабо-ты является также самоконтролем учебно-познавательной деятельности;

3) оценка ведения «Дневника самоконтроля» путем беседы, направленной на вы-явление понимания ошибок, допускаемых обучающимся при стрельбе, способов их исправления, а также на выявление способности обучающегося к саморегуляции и самоконтролю;

4) оценка за выполнение упражнений стрельб на практическом занятии и в про-цессе отработки пропущенного занятия; оценка результатов отработки на стрелко-вом тренажере «СКАТТ» (работа на данном стрелковом тренажере также является формой самоконтроля для обучающегося); оценка в процессе личного наблюдения за поведением, эмоциональным состоянием обучающегося на огневом рубеже.

Правильность выполнения упражнений при дистанционной форме обучения преподаватель контролирует с помощью видео. Обучающийся создает видеодоку-мент выполнения им упражнений по отработке и отправляет преподавателю, с це-лью своевременного устранения допущенных ошибок;

    1. устный, письменный опрос или личное наблюдение в случае совместного по-сещения выставок/музеев оружия, с последующей беседой, опросом, направленным на анализ полученной информации. В случае невозможности личного контроля со стороны преподавателя, уместен вариант предоставления обучающимся брошюры выставки или электронной регистрации на посещение экскурсии в музей оружия;

6) оценка за выполнение упражнений стрельб; личное наблюдение за эмоцио-нальным состоянием и поведением обучающегося пред выходом и на огневом ру-беже; личная беседа с обучающимся (позволяют проконтролировать выполнение обучающимся идеомоторного и аутогенного тренингов);

7) мониторинг журнала посещений консультаций, личное проведение консульта-ций (позволяют проконтролировать применение данной формы самостоятельной работы, определить активность и мотивированность обучающегося в освоении упражнений по огневой подготовке);

8) личное наблюдение за посещаемостью заседаний научного кружка кафедры огневой подготовки.

9) через устный опрос, беседу с обучающимся, через личное наблюдение (в слу-чае, если в образовательной организации МВД России функционируют спортивные секции по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия) возможно проконтро-лировать посещение обучающимся стрелковых секций, участие в соревнованиях, а также через предоставление обучающимся подтверждающих документов о посеще-

381

Приемы выработки навыка стрельбы…

нии стрелковых клубов и участии в соревнованиях [10, с. 99]. Показателем эффек-тивности данных форм самостоятельной работы является оценка, полученная на учебном занятии при выполнении упражнений стрельб.

Также форму соревнования возможно реализовать во время учебного занятия, например, организовать соревнование в составе групп по разборке/сборке огне-стрельного оружия, учитывая правильность порядка выполнения норматива каждым обучающимся и общее время по итогу соревнования для каждой группы [11, с. 63].

  • зачет идет результат тех обучающихся, кто уложился вовремя, отводимое на вы-полнение норматива;
    1. контроль за результатами изучения материально-технической части оружия, полученными в ходе использования симулятора оружия.
    2. оценка за зачет или экзамен является основным показателем подготовки обу-чающегося к зачету/экзамену по огневой подготовке, а также сформированности у обучающегося компонентов культуры обращения с оружием как индикаторов их достижения.

Таким образом, можно сказать о том, что существует большое количество раз-личных приемов по выработки навыка стрельбы у сотрудника полиции из огне-стрельного оружия. Самым важным фактором является необходимость проведения регулярных тренировок, благодаря которым сотрудник полиции сможет повышать свои индивидуальные стрелковые качества на новый уровень.

Список литературы:

  1. Габрилян Р.Р. Сравнительное правоведение: история и современность / Р.Р. Габрилян, А.К. Карданова // Власть закона. № 1(49). 2022. С. 119–125.
  2. Баркалов С.Н. Особенности формирования психофизической готовности курсантов вузов МВД Рос-сии, обучающихся по профилю ГИБДД / С.Н. Баркалов, С.М. Струганов // Известия Тульского госу-дарственного университета. Физическая культура. Спорт, 2021. № 6. С. 3–10.
  3. Будагьянц Г.Н.Уголовно-правовая ответственность сотрудника полиции за неправомерное приме-

нение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия / Г.Н. Будагъянц, А.В. Кондрашов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. № 1. С. 92-96.

  1. Баркалов С.Н. Проведение комплексных практических занятий по физической и огневой подготов-ке в образовательных организациях МВД / С.Н. Баркалов, Е.В. Флусов, С.М. Струганов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2021. № 3. С. 3–17.
  2. Веденина О.А. О формировании у студентов потребности к самостоятельным занятиям физической культурой // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы Международной научно-практической конференции: сборник статей. М., 2018. С. 179–182.
  3. Витольник В.Н. Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект / В.Н. Витольник, А.А. Попов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 95–98.
  4. Выштикалюк, В.Ф. Стрельба с места по неподвижной цели в неограниченное время: учебно-методическое пособие / В.Ф. Выштикалюк, Е.В. Зайцева; Министерство внутренних дел Российской Федерации. Омск: Омская академия МВД России, 2018. 47 с.
  5. Гедгафов М.М. Формирование профессиональной готовности у сотрудников полиции к правомер-ному применению огнестрельного оружия оружием // Журнал прикладных исследований. 2022. № 7. С.

25–29.

  1. Куршев А.Х. Формирование готовности у сотрудников полиции к применению боевого оружия // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 222–224.

10. Рустамов Р.А., Полянский П.Г., Николаев Н.О. Обучение сотрудников строевых подразделений полиции безопасному обращению с оружием / Р.А. Рустамов, П.Г. Полянский, Н.О. Николаев // Поли-цейская деятельность. 2022. № 4. С. 98–102.

11. Тихонович М.И. Некоторые аспекты формирования психологической готовности сотрудников ор-ганов внутренних дел к применению огнестрельного оружия в реальных условиях // Автономия лично-сти. 2022. № 8. С. 61–65.

Bokiy A.N., Kondrashov A.V. Gain the shooting skill of a police officer from firearms // Scientific notes of V.I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 376–383.

Бокий А. Н., Кондрашов А. В.

The article outlines the main recommendations for the development of a police officer’s culture of han-dling weapons. Many studies have proved the importance of independent work in the implementation of an activity-based approach in training, the formation of the cultural foundations of the individual, so it is quite reasonable to use a similar approach in fire training. The formation of a culture of handling weapons should be the goal of fire training of employees of the Internal Affairs Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The conscious formation of the components of the culture of handling weapons, of course, will con-tribute to the effective possession of weapons and their use in exact accordance with the intended purpose, and independent work in achieving this goal is of paramount importance. Formation of interest, positive motiva-tion and internal needs of students for educational activities, including independent studies.

Keywords: professional competence, culture of handling weapons, fire training, professional and service activities, techniques, skills, academic disciplines, independent work on fire training, aiming.

Spisok literatury:

  1. Gabrilyan R.R. Sravnitel’noe pravovedenie: istoriya i sovremennost’ / R.R. Gabrilyan, A.K. Kardanova // Vlast’ zakona. № 1(49). 2022. S. 119-125.
  2. Barkalov S.N. Osobennosti formirovaniya psihofizicheskoj gotovnosti kursantov vuzov MVD Rossii, obuchayushchihsya po profilyu GIBDD / S.N. Barkalov, S.M. Struganov // Izvestiya Tul’skogo gosudarstven-nogo universiteta. Fizicheskaya kul’tura. Sport, 2021. № 6. S. 3–10.
  3. Budag’yanc G.N.Ugolovno-pravovaya otvetstvennost’ sotrudnika policii za nepravomernoe primenenie fizicheskoj sily, special’nyh sredstv i ognestrel’nogo oruzhiya / G.N. Budag»yanc, A.V. Kondrashov // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. 2022. T.
  4. № 1. S. 92-96.
  5. Barkalov S.N. Provedenie kompleksnyh prakticheskih zanyatij po fizicheskoj i ognevoj podgotovke v obra-zovatel’nyh organizaciyah MVD / S.N. Barkalov, E.V. Flusov, S.M. Struganov // Izvestiya Tul’skogo gosudar-stvennogo universiteta. Fizicheskaya kul’tura. Sport, 2021. № 3. S. 3–17.
  6. Vedenina O.A. O formirovanii u studentov potrebnosti k samostoyatel’nym zanyatiyam fizicheskoj kul’turoj // Nepreryvnoe obrazovanie: teoriya i praktika realizacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik statej. M., 2018. S. 179–182.
  7. Vitol’nik V.N. Kul’tura obrashcheniya s ognestrel’nym oruzhiem: pedagogicheskij aspekt / V.N. Vitol’nik, A.A. Popov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. S. 95–98.
  8. Vyshtikalyuk, V.F. Strel’ba s mesta po nepodvizhnoj celi v neogranichennoe vremya: uchebno-metodicheskoe posobie / V.F. Vyshtikalyuk, E.V. Zajceva; Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2018. 47 s.
  9. Gedgafov M.M. Formirovanie professional’noj gotovnosti u sotrudnikov policii k pravomernomu prime-neniyu ognestrel’nogo oruzhiya oruzhiem // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2022. № 7. S. 25–29.
  10. Kurshev A.H. Formirovanie gotovnosti u sotrudnikov policii k primeneniyu boevogo oruzhiya // Obra-zovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2022. № 1. S. 222–224.
  11. Rustamov R.A., Polyanskij P.G., Nikolaev N.O. Obuchenie sotrudnikov stroevyh podrazdelenij policii bezopasnomu obrashcheniyu s oruzhiem / R.A. Rustamov, P.G. Polyanskij, N.O. Nikolaev // Policejskaya deyatel’nost’. 2022. № 4. S. 98–102.
  12. Tihonovich M.I. Nekotorye aspekty formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti sotrudnikov organov vnu-trennih del k primeneniyu ognestrel’nogo oruzhiya v real’nyh usloviyah // Avtonomiya lichnosti. 2022. № 8. S. 61–65.

.

383