ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАНКА

PRANK WARNING

JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 343

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

A.V. Polivanov, Institute of State and Law of Tyumen State University

TYPE:Article

DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)- 201-211

PAGES:from 201  to 211

STATUS:Published

LANGUAGE:Russian

KEYWORDS: Prank. Pranker. Prank warning. Prevention of prank. Subjects of the prank warning. Information protection.

ABSTRACT (ENGLISH):

In the article, the author considers a new deviant behavior called prank, which by its actions causes significant moral and legal harm to the individual, society and the state. Criminological methods aimed at preventing prank are disclosed and justified. The improvements of federal laws in the field of information technologies and on information protection are proposed and justified.

The stated research topic is new, it has not been studied by anyone before, and therefore there is no scientific literature.

С началом 21 века наше общество претерпевает появление новых форм девиантного поведения, и способствовало все этому появлению телекоммуникационной сети «Интернет».

Интернет позволил обществу взаимодействовать между собой в независимости о места нахождения. Также интернет позволил обмениваться видео сообщениями и загружать их на видеохостинги.

На видеохостингах присутствует различный социальный контент, и для получения славы и популярности, а также финансового заработка видеоблогеры выбирают тематику, которая под видом шутки, розыгрыша содержит в себе неуважительные, а зачастую аморальные и в какой-то степени общественно опасные и противоправные действия, которые демонстрируются в обществе при создании видеоролика. Такой контент в Интернете называется пранком.

Пранк с английского (prank), переводится как шутка, розыгрыш. Лица, практикующие пранка в обществе, именуются пранкерами.

Предупреждение пранка – это система государственных, общественных и иных мер, направленных на создание социальных условий, исключающих возможность совершения общественно опасных действий пранка, выявление и устранение (нейтрализация) существующих причин и условий совершения пранка, а также превентивное воздействие на лиц, способных совершить пранк. Общесоциальное предупреждение пранка является прерогативой, главным образом, неспециализированных субъектов (общественные и иные самодеятельные формирования, политические партии, спортивные организации и др.).

Профилактика пранка – совокупность специальных мер, направленных на выявление причин и условий совершения пранка, принятие мер к их нейтрализации и устранению (общая профилактика), а также на выявление лиц, практикующих пранк, постановка их на профилактический учет и проведение в рамках этих учетов необходимой индивидуально-профилактической работы.

Деятельность по предупреждению преступлений представляет собой управленческий процесс, состоящий из определенных функций [1, с. 77-84]. Однако преступность, в отличии от пранка, полностью ликвидировать нельзя, ее можно удерживать только на определенном цивилизованном уровне. Автор считает, что пранк, относительно преступности, не является массовым явлением и не имеет многообразных причин своего проявления, что в случае выбора правильных мер предупреждения пранка, позволит полностью искоренить его отрицательную девиацию.

Предупреждение. Воздействие на причины пранка и условия, способствующие ей – это важный фактор борьбы с пранком, поскольку в этом случае оказывается воздействие на причины и условия пранка, то есть на факторы, порождающие совершение пранка. В связи, с чем это наиболее гуманный способ борьбы с пранком, поскольку в этом случае не предусматривается уголовно-правовое воздействие на лиц, которые практикуют пранк.

В криминологической литературе в качестве объекта предупреждения называют: личность профилактируемого [2, c. 4], отклоняющееся поведение [6, c. 6], негативные социальные процессы, в общем, любые криминогенные явления [5, c. 204].

Этапы предупреждения пранка:

— раннее предупреждение: воздействие на внешние условия, которые могут привести к поведению пранка, тем самым оздоровляет среду до того момента пока пранкер не совершил противоправных деяний.

— непосредственное предупреждение: в случае, если пранкер уже совершает асоциальные поступки, административные правонарушения, т.е. находится на грани между административным правонарушением и уголовно наказуемым деянием. Например, случай 13 февраля 2020 года полиция задержала челябинцев, устроивших «убийство» зараженного коронавирусом. Пранк сняли на видео. Пранкеры сняли на видео сцену, как они в защитных костюмах бегут за больным, а потом стреляют в него. Полицейские установили личность авторов видео, размещенного в сети Интернет. В ролике показано, как в городском парке люди в защитных костюмах, масках и респираторах догоняют убегающего от них мужчину. При этом убегающий хватал за одежду прохожих. Затем молодые люди «стреляют» в мужчину и уносят его.

Предупреждение пранка имеет большое морально-политическое значение. Результаты в этой области могут привести к оздоровлению социальной нравственности, укреплению одобряемых обществом отношений во многих социальных сферах жизни.

Предупреждение пранка как антисоциального явления и предупреждение преступности, являются общими по значению, однако, абсолютно разными в понимании.

Предупреждение преступности позволяет установить вид и общественные отношения, на которые посыпается общественно опасное деяние, тем самым субъект, занимающийся предупреждением преступности, уже понимает возможные границы развития какого-либо преступления, что позволяет заранее получить знания, которые лягут в основу предупреждения преступления.

Применительно к пранку, как антисоциальному явлению, субъект, осуществляющий предупредительную деятельность, не может дать точные меры предупреждения, которые положительно лягут в основу предупреждения пранка. Немаловажно отметить и то, что пока пранк, как социальное явление, не является преступлением, на стадии его криминологического изучения автор анализирует все возможные действия пранка, которые могут быть направлены на различные сферы общественных отношений. При этом, задействовав максимальную численность возможных потенциальных субъектов, которые могут быть задействованы в его предупреждении.

Чем выше степень соответствия субъекта объекту, тем эффективнее осуществляется управление той или иной системой [3, c. 158]

При разработке криминологических мер по предупреждению пранка за основу могут быть взяты меры по предупреждению преступности.

Таким образом, к теории предупреждения пранка можно отнести:

— установление субъектов предупреждения пранка.

— выявление и нейтрализацию причин пранка и условий, ему способствующих;

— факторы, влияющие на формирование антиобщественных взглядов у определенной категории лиц, склонных к совершению пранка, определение формы контроля за их поведением.

Субъектами предупредительной деятельности пранка могут выступать:

1) Правоохранительные органы. Огромная роль в предупреждении пранка принадлежит полиции. Одним из главных направлений деятельности полиции в соответствии с ФЗ «О полиции» являются: 1) Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и основным подразделением предупреждения пранка могут выступать участковые уполномоченные, подразделение патрульно-постовой службы, государственная инспекция безопасности дорожного движения, подразделения по делам несовершеннолетних.

Участковые инспекторы полиции: входят в систему профилактики антиобщественных деяний, которые в свою очередь не являются преступными – это злоупотребление спиртными напитками, бродяжничество, убегание из дома и т.п. к этому же можно отнести и предупреждение пранка как антисоциального явления. В нормативных документах подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов должны быть направлены на индивидуально-профилактическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением.

В связи с чем предлагается на законодательном уровне в нормативно — правовых актах, регламентирующих деятельность участковых уполномоченных полиции отразить положения о проведении комплекса мероприятий, направленных на предупреждение пранка, отразить основные меры предупреждения:

1) Проведение профилактических бесед в школах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях средне-специального образования.

2) Обеспечение наблюдения за поведением лиц, практикующих пранк, в целях принятия своевременных превентивных мер – это может являться вызов в отдел полиции для дачи объяснения; проведение профилактической беседы; предупреждение о недопущении действий пранка, которые могут повлечь за собой общественно – опасные последствия; реализация мер, направленных на привлечение лиц, совершивших общественно – опасный пранк к уголовной ответственности.

3) Участие в социальных акциях, направленных на правовую пропаганду среди населения по недопущению деятельности пранка.

Патрульно-постовая служба: помимо предупреждения преступлений на постах и маршрутах патрулирования осуществляет патрулирование маршрута с наиболее устойчивым антисоциальным поведением, которое может способствовать совершению пранка в общественных местах – это парки, скверы, набережные, площади, бульвары и иные общественные места массового скопления людей.

Сотрудники ГИБДД: поддерживают безопасный режим дорожного движения, выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушения дорожного движения и иных противоправных действий в сфере дорожного движения.

Как известно, имеются ряд социальных примеров, где действия пранка происходили в пределах компетенции ГИБДД.

Так в Рязани 13 марта 2019 г., на остановке общественного транспорта на площади Победы, неизвестные били и насильно поместили в автомобиль ВАЗ-2110 мужчину, после чего автомобиль скрылся. В ходе реализации мероприятия план «Перехват» сотрудниками Дорожно-патрульной службы ГИБДД был обнаружен автомобиль, в салоне автомобиля были четверо жителей Рязанцев от 19 до 27 лет. В ходе беседы с сотрудниками водитель автомобиля пояснил, что никакого похищения не было, а все произошедшее на площади Победы – розыгрыш – «пранк».

Другой пример: «Драка на проезжей части в Великих Луках оказалась пранком» – Драка трех мужчин на проезжей части в Великих луках, произошедшая 11.01.2021, оказалась розыгрышем. Как сообщили в пресс-службе УМВД России по Псковской области, сотрудники полиции установили автора видеоролика, размещенного ранее в социальных сетях, который был ранее выложен в социальные сети. Мужчина пояснил, что таким образом он с друзьями решил пошутить[1]. В ходе розыгрыша на проезжей части была образована пробка, которая затрудняла проезд участникам дорожного движения.

Подразделения по делам несовершеннолетних: реализуют свою предупредительную деятельность с учетом требований ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В соответствии со ст.21 закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подразделения по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:

— употребляющими наркотические средства или психотропные вещества;

— совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного воздействия;

— совершившими правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

— освобождаемыми от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;

— не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством;

— обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

— условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;

— получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

— освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально — опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

— осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

— осуждёнными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

— другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

По мнению автора, в этот список необходимо внести дополнительный пункт: «Осуществляющих отклоняющее поведение от общепризнанных норм морали или антиобщественных действий», именно эта формулировка позволит обратить дополнительное внимание правоохранительных органов, что позволит усилить дополнительный контроль пранка. Автор отдает отчет, что административный ресурс работников ПДН МВД РФ не безграничен. Однако данное дополнение в указанный выше закон по ранней профилактической работе пранка, что позволит не допустить в будущем совершению ряда преступлений на основе пранка, предусмотренных особой частью УК РФ.

2) Прокуратура: работа которой направлена на снижение антиобщественных действий среди населения, в которые входит осуществление прокурорского надзора; участие в правотворческой деятельности; участие в правовой пропаганде. Особо важное значение имеет прокурорский надзор в сфере ранней профилактики преступлений и правонарушений.

В образовательных организациях практически не ведется работа по выявлению и учету несовершеннолетних, совершивших преступления, правонарушения и иные антиобщественные действия, а также вовлеченных в группы криминальной направленности в сети Интернет. Оставляет желать лучшего превентивная работа по противодействию распространения среди несовершеннолетних идеологий деструктивных движений. Не в последнюю очередь это обусловлено нежеланием образовательных учреждений снижать свой рейтинг, поскольку увеличение числа обучающихся, состоящих на профилактическом учете, негативно сказывается на общей оценке образовательной деятельности, которая осуществляется в соответствии с утвержденными приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 №955 показателями мониторинга системы образования.

Руководителям отделов прокурорского надзора предстоит надлежащим образом осуществлять контроль за реализацией законов по профилактике правонарушений несовершеннолетними, но и акцентировать свою деятельность на профилактику пранка, как девиантного поведения.

Автор считает, что правоохранительным органам необходимо взаимодействовать с общественными организациями, целями и задачами которых является профилактика преступлений, правонарушений и иных антиобщественных деяний. Примером данного взаимодействия может являться Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация». Региональные отделения Российской криминологической ассоциации заключают соглашения о сотрудничестве, в которых основной уклон делается на уголовно-правое просвещение, профилактику преступлений и антиобщественных деяний. Примером этого может являться Соглашение о сотрудничестве № 2 от 07 апреля между Западно-Сибирским региональным отделением «Российская криминологическая ассоциация» и Федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное училище имени Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации.

3) Предприниматели, администрации предприятий: отвечают за поведение граждан, работающих на данных предприятиях. Существует множество руководителей субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, которые не принимают каких-либо мер в борьбе с аморальным поведением своих сотрудников, как во время работы, так и вне рабочее время.

Предприниматели, администрации предприятий и учреждений должны принимать самое активное участие в предотвращении антиобщественных деяний. Одной из причин их неэффективности в вопросе предупреждения является тот факт, что обязанность предупреждения девиантных поведений недостаточно четко прописана в нормативных документах.

Автор считает, что руководство предприятий не обязано следить за поведением своих работников, не только на работе, но и внерабочее время, однако оно должно оказывать минимальное содействие в информировании деятельности пранка и его возможной правовой ответственности.

На законодательном уровне обязать исполнительных директоров предприятий, юридических лиц доводить до персонала (лиц до 35 лет) правовые последствия действий пранка.

5) Учебные заведения: Школы, центры дополнительного образования, колледжи, институты, военно-учебные заведения и т.д., являясь одной из социальных сфер формирования личности, могут выполнять существенную роль по предупреждению пранка. Данная роль ложится непосредственно на преподавательский состав, который может доносить до учащихся социально значимую информацию о пранке и его возможных правовых последствий.

В образовательных учреждениях практически не ведется работа по выявлению и учету несовершеннолетних, совершивших преступления, правонарушения и иные антиобщественные действия, а также вовлеченных в группы криминальной направленности в сети Интернет. Профилактическая работа в учебных заведениях может эффективной в плане предупреждения пранка, она является одной из форм профилактического воздействия таких как правовое просвещение и правовое информирование. В профилактических беседах за основу должны быть положения статьи 17 ФЗ от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

В рамках правового просвещения и правового информирования учебное заведение доводит до учащихся информацию об антисоциальной деятельности пранка, которая может нанести вред общественным отношениями находящиеся под охраной Уголовного кодекса Российской Федерации.

6) Религиозные учреждения. В советское время в борьбе с преступностью они были незаметны, но сейчас играют немаловажную роль, особенно в части профилактики противоправного и отклоняющегося поведения. В религиозных учреждениях нужно проводить беседы направленные на предотвращение пранка среди прихожан, помимо этого привлекать религиозных деятелей к работе с несовершеннолетними.

7) Общественные организации. Участие общественных организаций в предупреждении пранка также имеет высокое социально-важное значение, функции компетенции которых в теории разделяются на три группы:

— массовые общественные организации, действующие на основе Устава и положений;

— общественность, участвующая в деятельности государственных, представительских и правоохранительных органов;

— организации, отдельные представители местной общественной самодеятельности (общественные объединения правоохранительной направленности, добровольные народные дружины и т.д.)

Первая группа общественных организаций, в соответствии с Уставом организации, может осуществлять предупреждение пранка во всех социальных слоях населения. Примером может являться Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», имеющая на территории Российской Федерации свои региональные отделения в лице председателей. В соответствии с Уставом, организация проводит профилактические мероприятия, направленные на предотвращение и недопущение проявления девиантного поведения. Примером может являться Соглашение о сотрудничестве № 2 от 07 апреля между Западно-Сибирским региональным отделением «Российская криминологическая ассоциация» и Федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное училище имени Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации.

Предупредительная деятельность общественных организаций строится в соответствии с их задачами и компетенцией. Применительно к теме исследования она может включать проведение следующих мероприятий:

— обсуждение вопросов предупреждения пранка на текущий момент и в ближайшей перспективе;

— реализация мер общественного воздействия в отношении лиц, практикующих пранк, с целью не допустить развития паразитизма личности и обеспечить своевременную координацию ее поведения;

— проведение индивидуальных и групповых занятий в форме бесед, лекций, осуществление социального контроля за поведением лиц, склонных к практике пранка, в средних, средне-специальных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, коллективах, государственных и негосударственных учреждениях, а также в молодежных объединениях и иных социальных группах, основанных на ответвленных от общепризнанных норм поведения.

Семья. Семейное воспитание может являться объектом массированного профилактического воздействия на предупреждение пранка. Семья является важной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающим, в том числе за социально-нравственное поведение личности в обществе. Поведение пранка у лица может формироваться на фоне развития противоречий и конфликтов внутри семьи.

Академик В.Н. Кудрявцев пишет: «Уродливо сформировавшаяся личность еще не означает, что человек непременно решит совершить правонарушение; далее, даже решившись на это, он может и не реализовать свои намерения. Правонарушение может не произойти и по причинам, не зависящим от субъекта» [4, c. 91-92].

Отдельной тревожной социальной категорией являются несовершеннолетние, которые на определенном этапе своего развития очень восприимчивы, к внешней среде.

Влияние средств массовой информации и иных средств массовой коммуникации (социальные сети Вконтакте, Инстаграмм, Тик-ток и т.д.), через которые доносится социальная идея, являющаяся по своему содержанию отклоняющейся, приобретает особое значение в условиях гиперинформационного общества, в связи с чем должно быть отдельно уделено внимание анализу эффективности правового обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

В соответствии с «Концепцией информационной безопасности детей», процесс социализации современного поколения детей и подростков все активнее дополняется средствами массовой информации и массовыми коммуникациями, особенно сетью Интернет, которые являются отдельными социальными институтами образования, просвещения.

Пранк через Интернет оказывает негативное влияние на сознание и поведение несовершеннолетних. Повышенная опасность распространения информации пранка в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе посредством распространения аудио — видеофайлов, передачи текстовой информации и онлайн-общения в тематических группах и сообществах, обусловлена массовым характером и высокой скоростью информационного обмена.

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – закон № 436-ФЗ) регламентирует правила безопасного для детей оборота информации при распространении СМИ, печатной и аудио визуальной продукции на любых видах носителей (включая электронные), информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, сетей Интернет и мобильной связи. Им установлены правовые основы экспертизы, возрастной классификации и маркировки информационной продукции, запрещенной и ограниченной для распространения среди детей, государственного контроля в сфере информационной безопасности детей, юридической ответственности за нарушение законодательства в этой сфере.

В соответствии с ч. 2 ст. 5. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотиносодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы иную информацию позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены дополнительные правовые гарантии защиты детей от криминогенной информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей: создан организационно-правовой механизм принудительной блокировки электронных ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации; введен Единый реестр доменных имен, указателей станиц сайтов в сети Интернет, содержащие такую информацию, включая информацию, направленную на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни и здоровья иных лиц.

В соответствии с данным Федеральным законом обладателем информации может являться в не зависимости от возраста любое физическое лицо.

Автор считает, что данные Федеральные законы положительно отразятся, на предупреждении пранка в информационном пространстве. Нельзя допускать снижение установленных правовых гарантий защиты населения в первую очередь детей от информации пранка, которая может породить последователей девиантного поведения и причинить существенный вред социально-нравственным нормам поведения в обществе.

Однако автор разделяет позицию, Ережипалиева Д.И. и Пристанской О.В. которые говорят о попытке внесения за последние годы законопроектов, направленных на разлад положений закона №436-ФЗ, в том числе отмену организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности детей. Примером может являться принятый в первом чтении Государственной Думой 5 декабря 2019 г. в первом чтении проект федерального закона № 717228-7 «О внесении изменении в ст. 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам». Предлагается полностью вывести из-под действия закона № 436-ФЗ огромный массив деструктивного поведения, в который также входит пранк.

Законопроект, предусматривает отмену маркировки информационной продукции знаками «0+», «6+», «12+», «16+» (а в отношении отдельных ее видов и «18»+), тем самым действия пранка, которые однозначно не отражены в Федеральном законе, могут негативно сказаться на сознании и морально-социальной составляющей детей. Так как будет натуралистически доступна информация о жестокости, насилии, хулиганских действиях, вандализме и иных действиях, совершенных по мотиву пранка.

Автор считает, что информационная безопасность населения, которая содержит комплекс правовых и технических гарантий защиты населения, при соответствующем дополнении позволит надлежащим образом максимально сократить влияния пранка в сети Интернет среди несовершеннолетних.

Однако представленный федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не соответствует нынешним криминологическим критериям, направленным на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, это обусловлено следующими причинами:

— Имеется неясность дискурсивного аппарата, например, отсутствие в федеральных законах криминологических значимых понятий таких как «информация, провоцирующая детей на антиобщественные действия». Как уже ранее говорилось, пранк имеет свои условия и причины, без которых он не образует себя как девиантное поведение. По мнению автора, здесь может являться информация об оправдании заработка путем нестандартного видеоконтента.

— Имеется неясность понятия «Пропаганда насилия и жесткости».

— Нечеткостью законодательной регламентации полномочий и порядка взаимодействия профильных государственных органов исполнительной власти в сфере защиты населения от информации пранка.

Автор предлагает дополнить указанные выше Федеральные законы следующими понятиями: «информация о противоправных действиях, основанных на шутке, розыгрыше»; «информация об антиобщественных действиях, основанные на шутке, розыгрыше», данная информация должна быть ограничена в обороте информационной продукции.

Реализация указанных выше предложений позволит удержать пранк на том цивилизованном уровне, который не позволит в дальнейшем развить деструктивное поведение у членов общества, вызванное действиями пранка.

REFERENCES

1. Afanas’ev V.G. CHelovek v upravlenii obshchestvom. M.: Politizdat, 1977.S. 77-84.

2. Alekseev A.I. Individual’naya profilaktika recidiva prestuplenij. M.: Izd-vo VNII MVD SSSR, 1975. S. 4.

3. Afanas’ev V.G. Nauchnoe upravlenie obshchestvom. M.: Politizdat, 1973. S. 158.

4. Kudryavcev V.N. Prichiny pravonarushenij. M., 1976. S. 91-92.

5. Prozumentov L.M., SHesler A.V. Kriminologiya. Obshchaya chast’: Ucheb. posobie / Krasnoyar. vyssh. shk. MVD Rossii. Krasnoyarsk, 1997. S. 204.

6. YAkovlev A.M. Individual’naya profilaktika prestupnogo povedeniya: Ucheb. posobie. Gor’kij: Izd-vo Gor’k. vyssh. shk. MVD SSSR, 1977. S. 6.