Правовые основы организации безопасности в туризме

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Правовые основы организации безопаности в…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 8–17.

УДК: 338.48(470):351.86

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИЗМЕ

Друзин Р. В., Федуличева Е. А.

В статье рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования организации безопасности в туризме, классифицированы источники нормативно-правовых актов в сфере организации безопасности в туризме по разным критериям классификации, определены специальные источники законодательства в области безопасности туризма, рассмотрена роль ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» в регулирования организации безопасности в туризме, изучены задачи нормативно-правового регулирования безопасности туризма.

Ключевые слова: безопасность туризма, туристская деятельность, туристская услуга, организация безопасности в туризме.

Туризм в последние годы является одним из наиболее популярных видов услуг. Активная востребованность, вовлеченность большого количества людей как со

стороны покупателей, так и со стороны поставщиков туристских услуг приводят к необходимости более тщательной детализации нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с процессом предоставления данного типа сервисов. Данный вид услуг слабо поддается цифровизации и требует большого вовлечения человеческих ресурсов. С другой стороны, потребители услуги так же не могут получить данную услугу дистанционно, участие должно быть личным и непосредственным. Активность людей в данном процессе неизбежно приводит к повышению вероятности травм и несчастных случаев в целом. В связи с этим, изучение правовых основ организации безопасности в туризме является актуальной научной проблемой.

Страхование, как элемент системы экономической безопасности, исследовала Э. А. Русецкая [1]. Особенности личного и имущественного страхования изучены в работе П. Л. Поповой [2]. Пути трансформации государственного личного страхования анализировала И. Л. Логвинова [3]. Нарушения и преступления в сфере страхования исследовал В. Д. Ларичев [4]. Связь страхования и медицины изучена в трудах Е. Б. Лупарева, Е. В. Епифановой [5], медицинское страхование как подотрасль – в трудах О. А. Цыгановой [6]. Проблемами страхования туристских рисков в России занимались Е. В. Зобова, Л. А. Яковлева, А. Ю. Шевяков [7], Р. А. Адамова [8], Т. В. Колесникова [9]. Правовые аспекты в сфере безопасности изучали Е. Л. Писаревский [10], предлагавший совершенствовать порядок формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров; регламентации электронной торговли в сфере туризма («электронная туристская путевка»); установления особенностей договорных отношений туроператоров и турагентов; развития страхования в сфере туризма; С. В. Завьялова [11], рассматривавшая вопросы правового регулирования возмещения вреда, причиненного жизни и здоровья туриста; В. В. Дорина [12], изучавшая вопросы регулирования трансграничной медицинской помощи, медицинского страхования в рамках ЕАЭС.

Целью работы является определение нормативно-правовых основ регулирования обеспечения безопасности туризма в процессе получения туристских услуг в РФ. Объектом исследования является организация безопасности туризма в процессе по-

Друзин Р. В., Федуличева Е. А.

лучения туристских услуг в РФ. Предметом исследования – правовые нормы, обеспечивающие безопасность туризма в процессе получения туристских услуг в РФ.

Нормативно-правовую основу обеспечения безопасности туризма (или другими словами, законодательство в области безопасности туризма) составляет совокупность федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации, которые регламентируют общественные отношения между туристами, турагентами и туроператорами, другими субъектами сферы туризма, а также органами государственной власти по вопросу обеспечения безопасности туризма.

Источники законодательства могут быть классифицированы по юридической си-ле документов (иерархии), действия, предмету регулирования, иным критериям:

1.По юридической силе на первом месте находится Конституция РФ, которая определяет компетенцию органов государственной власти в названной сфере и при-знает жизнь и здоровье человека наивысшей социальной ценностью, т.е. дает руко-водящие ориентиры в выработке законодательства в области безопасности туризма.

Далее следуют по мере уменьшения юридической силы: федеральные конституционные законы (Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [13]; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении») [14]; федеральные законы (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [15], Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» [16], Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») [17]; акты Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ от 2 июля 2021

  • № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [18], Указ Президента РФ от 2 ноября 1994 г. № 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом» [19], Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [20]); акты Правительства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [21], постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 года №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» [22], постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [23]); акты федеральных органов исполнительной власти (приказ Минтранса России от 30 апреля 2021 года №145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [24], приказ МЧС России от 25 октября 2004 г. №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [25]); акты субъектов Российской Федерации (Закон Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым») [26].
    1. По кругу актов выделяются федеральные законы и иные (подзаконные) нормативно-правовые акты (Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транс-портной безопасности» [27] и приказ Минтранса России от 30 апреля 2021 г. №145

9

Правовые основы организации безопаности в…

«Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [24]).

  1. По территории действия нормативно-правовые акты могут быть национальные и международные (к последним относятся, к примеру, «Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей [28], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [29], Инициатива «Группы восьми» но безопасному и упрощенному порядку международных поездок (SAFTI) (Си-Айленд, 11 июня 2004 года)» [30]).
  2. По объектам безопасности различают нормативные акты, которые регулируют правоотношения в сфере безопасности личности, в том числе туриста (Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации» [31]), акты в области обеспечения безопасности общества и охраны окружающей среды (Федеральные законы от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куль-туры) народов Российской Федерации» [32], от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» [33], акты в области национальной безопасности (Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [34], Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [35]). Кроме того, отдельно выделяются универсальные правовые акты (Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» [16], Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 [18]).
  3. По предмету правового регулирования следует различать специальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности туризма (Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») [15], и кроме того все другие нормативные акты в области безопасности, содержащие отдельные нормы законодательства о безопасности туризма (постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 (в редакции Постановления Правительства РФ от 7 ноября 2015 года) «О реализации норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Феде-рацию», которым было утверждено «Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства» [36]).
  4. По предмету ведения нормативно-правовые акты относятся к федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации (постановление Совета Министров Республики Крым от 29.12.2016 №650 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым» (в части касающейся вопросов организации безопасности туризма в РК) [37].

Применительно к последней классификации нормативно-правовых актов, отметим, что в основе законодательства о безопасности туризма лежит конституционной принцип разграничения предметов ведения и полномочий между субъектами РФ и федеральным центром. В силу положений Конституции РФ (ст.76) [38] по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории, в рамках совместного ведения принимаются федеральные законы и законы и иные правовые акты субъектов РФ. Вместе с тем, кроме общих нормативно-правовых норм, выделяются и

Друзин Р. В., Федуличева Е. А.

специальные источники права в области безопасности туризма, которые позволяют учесть специфику предмета исследования. Следует проанализировать специальные источники законодательства в области безопасности туризма.

ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет понятие «безопасность туризма» [15], регламентирует правовой статус субъектов деятельности в области обеспечения безопасности туризма (ст. 14), указывает силы и средства, которые призваны обеспечить безопасность (специализированные службы по обеспечению безопасности туристов), определяет способы обеспечения этой безопасности (страхование на случай болезни, страхование гражданской ответственности субъектов туристской деятельности) ст. 17).

Закон к числу основных обязанностей участников туристской деятельности в области обеспечения безопасности относит следующие: уполномоченного органа исполнительной власти в области туризма – информирование субъектов туристической деятельности о потенциальных и действительных угрозах безопасности туристов в стране пребывания; спецслужб по обеспечению безопасности туризма (служб МЧС РФ) — оказание должной помощь туристам, которые терпят бедствие на территории России; иных уполномоченных органов власти РФ – при возникновении ЧС принимать меры по обеспечению прав и законных интересов туристов за пределами России, включая возможные меры по их эвакуации из страны пребывания; оказывать содействие в свободе передвижения; региональных органов государственной власти – осуществлять сертификацию организаций, которые проводят деятельность

  • области классификации объектов туристической индустрии; муниципальных органов – организовывать свободный доступ туристов к соответствующим объектам местного значения, с учетом действующих ограничительных мер, оказывать правовую и иные категории неотложной помощи, предоставлять доступ к средствам связи; туроператоров (турагентов) – обеспечивать условия для личной безопасности туристов, сохранности их имущества, получения скорой медицинской помощи; компенсировать возможные убытки, возникшие вследствие невыполнения условий договора об оказании туристских услуг; исчерпывающим образом информировать туристов о характере избранного ими туристического маршрута, об опасностях, с которыми туристы могут столкнуться во время путешествия и реализовывать предупредительные меры по обеспечению их безопасности, уведомлять туристов о правилах и условиях безопасного использования турпродукта; также субъекты туристической индустрии обязаны предоставлять туристам гарантии оплаты медицинской помощи (включая страхование на случай внезапного заболевания, страхование туристов от несчастных случаев); согласно Закону о туристской деятельности [15] туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны быть членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Статус такого объединения Распоряжением Правительства РФ от 19 ноября 2012 года № 2130-р присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь»» [39]. Основная цель ассоциации оказание экстренной помощи туристам в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператором.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 (в редакции от

26 октября 2021 г.) утверждено Положение о Федеральном агентстве по туризму [40], согласно которому Ростуризм в области безопасности реализует функцию по

формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров и по ин-формированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 «О специализиро-ванных службах по обеспечению безопасности туристов» предписывалось «осуществлять специализированными службами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, входящими в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пре-делах территории РФ, согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. №1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»»[41].

  • итоге стратегической целью нормативно-правового регулирования безопасности туризма «является достижение сферой туризма такого уровня защищенности, который, с одной стороны, позволит обеспечить устойчивый рост внутреннего и международного туристского обмена посредством оказания гражданам качественных, доступных и безопасных услуг, а с другой стороны, будет способствовать укреплению национальной безопасности, развитию Российской Федерации на основе концепции устойчивого развития» [42].

Рис. 1. Задачи нормативно-правового регулирования безопасности туризма

Друзин Р. В., Федуличева Е. А.

Источник: составлено авторами на основе [42]

Выводы. Нормативно-правовую основу безопасности туризма составляет совокупность федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации, которые регламентируют общественные отношения между туристами, турагентами и туроператорами, другими субъектами сферы туризма, а также органами государственной власти по вопросу обеспечения безопасности туризма.

Анализ изученного законодательства позволяет прийти к следующим выводам: нормативно-правовое урегулирование обеспечения безопасности туризма, относится к совместной компетенции федеральных и региональных органов публичной власти (ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [15], ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» [16]); по вопросу обеспечения безопасности туристов, сохранности их имущества базой полномочий субъектов Российской Федерации выступают положения статьи 72 Конституции РФ [38], которые относят к предметам совместного ведения сферы защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон (п. «б» ч. 1); вопросы здравоохранения (п. «ж» ч. 1) и административного законодательства (п. «к»); региональные власти не вправе принимать нормативные акты по вопросам безопасности государства, поскольку указан-ная сфера входит в исключительную компетенцию федеральных властей (п. «м» ст. 71 Конституции РФ [38]).

Список литературы:

  1. Русецкая Э. А. Страхование в Системе Экономической Безопасности России: Монография. Директ-Медиа, 2014. – 171 с.
  2. Попова, П. Л. Личное и имущественное страхование / П. Л. Попова. – Москва : Лаборатория книги,

2010. – 35 с. – Режим доступа: по подписке. –

URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97171 (дата обращения: 12.12.2022). – Текст : элек-тронный/

  1. Логвинова, И. Л. Обязательное государственное личное страхование в Российской Федерации: варианты развития. Страховое Дело. – 2021. — №12. – С. 39–47.
  2. Противодействие преступлениям, совершаемым в сфере страхования : монография / В. Д. Ларичев. — Москва : Юрлитинформ, 2021. — 148 с.
  3. Публичное медицинское право : учебное пособие / Е. Б. Лупарев, Е. В. Епифанова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кубанский государственный университет, Бла-готворительный фонд Владимира Потанина. — Краснодар : Кубанский государственный университет,

2021. — 191 с.

  1. Правовые основы медицинского страхования [Текст] : учебное пособие / О. А. Цыганова, И. В. Ившин ; Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное государственное бюд-жетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. — Архангельск : Издательство Северного государственного медицинского университета, 2019. — 230 с.
  2. Зобова Елена Валерьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Шевяков Александр Юрьевич Страхова-ние туристских рисков в России // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahovanie-turistskih-riskov-v-rossii (дата обращения: 12.12.2022).
  3. Адамова Румина Абдурахмановна Особенности страхования в туризме // УЭПС. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-strahovaniya-v-turizme (дата обращения: 12.12.2022).
  4. Колесникова Т.В. Страхование и индустрия туризма: точки соприкосновения // Вестник Саратов-ского государственного социально-экономического университета. 2018. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahovanie-i-industriya-turizma-tochki-soprikosnoveniya (дата обращения: 12.12.2022).

13

Правовые основы организации безопаности в…

  1. Писаревский Е. Л. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в области обеспече-ния личной безопасности туристов // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva-v-oblasti-obespecheniya-lichnoy-bezopasnosti-turistov (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Завьялова С.В. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью туриста: дискуссионные во-просы // Наука и современность. 2014. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmeschenie-vreda-prichinennogo-zhizni-i-zdorovyu-turista-diskussionnye-voprosy (дата обращения: 10.01.2023).
  3. Дорина В.В. Направления развития международно-правового сотрудничества Республики Беларусь в сфере охраны здоровья // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономиче-ские и юридические науки. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-mezhdunarodno-pravovogo-sotrudnichestva-respubliki-belarus-v-sfere-ohrany-zdorovya (дата обращения: 10.01.2023).
  4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Феде-рации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г., №51, ст. 5712.
  5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении») // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г., №23, ст. 2277.
  6. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Рос-сийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. №49 ст.

5491.

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодатель-ства Российской Федерации от 3 января 2011 г. №1 ст. 2
  2. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожар-ной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №30 (часть I) ст. 3579.
  3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О стратегии национальной безопасности Россий-ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. №27 (часть II) ст. 5351.
  4. Указ Президента РФ от 2 ноября 1994 года № 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычай-ных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом» // Собрании законодательства Российской Федерации от 7 ноября 1994 г. №28 ст. 2971.
  5. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устой-чивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г., №15 , ст. 1572.
  6. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. №22 ст. 2640
  7. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 года №1614 «Об утверждении Правил пожар-ной безопасности в лесах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. №42 (часть II) ст. 6581.
  8. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении Правил про-тивопожарного режима в Российской Федерации»
  9. Приказ Минтранса России от 30 апреля 2021 года №145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспор-том» // «Официальный интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 мая 2021 г. №0001202105310024.
  10. Приказ МЧС России от 25 октября 2004 года №484 «Об утверждении типового паспорта безопас-ности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 ноября 2004 г. №48.
  11. Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года № 51-ЗРК «О туристской деятельности в Респуб-лике Крым») // «Крымские известия», N 166(5577), 20.08.2014.
  12. Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 7 ст. 837.
  13. Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей // официальная публикация https://www.un.org/esa/sustdev/publications/consumption_ru.pdf
  14. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // официальная публи-

кация https://www.ohchr.org/ru/instruments-mechanisms/instruments/international-covenant-economic-social-and-cultural-rights

  1. Инициатива «Группы восьми» но безопасному и упрощенному порядку международных поездок (SAFTI) (Си-Айленд, 11 июня 2004 года)» // Московский журнал международного права. — №4. — 2004.
  2. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Феде-рации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Рос-сийской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Феде-рации от 12 августа 1993 г., №32, ст.1227.

Друзин Р. В., Федуличева Е. А.

  1. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятни-ках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. №26 ст. 2519.
  2. Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законода-тельства Российской Федерации от 24 апреля 1995 г., №17, ст.1462
  3. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Со-брание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. №15 ст. 1269.
  4. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. №11 ст. 1146.
  5. Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 года № 1142 (в редакции Постановления Пра-вительства РФ от 7 ноября 2015 года) «О реализации норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию», которым было утверждено «По-ложение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №46 ст. 6390.
  6. Постановление Совета Министров Республики Крым от 29 декабря 2016 года №650 «Об утвержде-нии Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.01.2017.
  7. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., №0001202210060013.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. №2130р «О присвоении ассоциации «Объ-единение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» статуса объединения туропера-торов в сфере выездного туризма» // Собрание законодательства РФ. -2012.- № 48. — Ст. 6724.
  9. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» (с изменениями на 24 августа 2022 года) (утратило силу с 10.11.2022 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2022 №1958) // Собрание законодательства Российской Федерации №2, 10.01.2005, ст.159.
  10. Постановление Правительства РФ от 24.01.1998 №83 (ред. от 28.01.2020) «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts (дата обращения: 10.12.2022).
  11. Концепция доктрины обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации (Писаревский

Е.Л.) //Туризм: право и экономика. — 2012. — №1

https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=9WnZCQ&base=CJI&n=61790#STFrzDTTTBb8 lJbA (дата обращения: 09.12.2022).

Druzin R. V., Fedulicheva E. A. Legal basis for the organization of safety in tourism // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 8-17.

The article deals with the issues of legal regulation of the organization of security in tourism, classifies the sources of regulatory legal acts in the field of organization of security in tourism according to different classi-fication criteria, identifies special sources of legislation in the field of tourism security, considers the role of the association «Association of tour operators in the field of outbound tourism» Turpomoshch» in the regula-tion of the organization of security in tourism, the tasks of legal regulation of tourism security have been stud-ied.

Key words: tourism safety, tourist activity, tourist service, organization of safety in tourism.

Spisok literatury:

  1. Ruseckaya E. A. Strahovanie v Sisteme Ekonomicheskoj Bezopasnosti Rossii: Monografiya. Direkt-Media, 2014. – 171 s.
  2. Popova, P. L. Lichnoe i imushchestvennoe strahovanie / P. L. Popova. – Moskva : Laboratoriya knigi, 2010. – 35 s. – Rezhim dostupa: po podpiske. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97171 (data obrashcheniya: 12.12.2022). – Tekst : elektronnyj/
  3. Logvinova, I. L. Obyazatel’noe gosudarstvennoe lichnoe strahovanie v Rossijskoj Federacii: varianty razvitiya. Strahovoe Delo. – 2021. — №12. – S. 39–47.
  4. Protivodejstvie prestupleniyam, sovershaemym v sfere strahovaniya : monografiya / V. D. Larichev. — Moskva : YUrlitinform, 2021. — 148 s.
  5. Publichnoe medicinskoe pravo : uchebnoe posobie / E. B. Luparev, E. V. Epifanova ; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, Kubanskij gosudarstvennyj universitet, Blagotvoritel’nyj fond Vladimira Potanina. — Krasnodar : Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2021. — 191 s.
  6. Pravovye osnovy medicinskogo strahovaniya [Tekst] : uchebnoe posobie / O. A. Cyganova, I. V. Ivshin ; Ministerstvo zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii, Federal’noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obra-zovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Severnyj gosudarstvennyj medicinskij universitet» Minis-

15

Правовые основы организации безопаности в…

terstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii. — Arhangel’sk : Izdatel’stvo Severnogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, 2019. — 230 s.

  1. Zobova Elena Valer’evna, YAkovleva Larisa Anatol’evna, SHevyakov Aleksandr YUr’evich Strahovanie turistskih riskov v Rossii // Social’no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahovanie-turistskih-riskov-v-rossii (data obrashcheniya: 12.12.2022).
  2. Adamova Rumina Abdurahmanovna Osobennosti strahovaniya v turizme // UEPS. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-strahovaniya-v-turizme (data obrashcheniya: 12.12.2022).
  3. Kolesnikova T.V. Strahovanie i industriya turizma: tochki soprikosnoveniya // Vestnik Saratovskogo

gosudarstvennogo social’no-ekonomicheskogo universiteta. 2018. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahovanie-i-industriya-turizma-tochki-soprikosnoveniya (data obrashcheni-ya: 12.12.2022).

  1. Pisarevskij E. L. Aktual’nye voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel’stva v oblasti obespecheniya lich-noj bezopasnosti turistov // Vestnik SPbGU. Seriya 14. Pravo. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva-v-oblasti-obespecheniya-lichnoy-bezopasnosti-turistov (data obrashcheniya: 10.01.2023).
  2. Zav’yalova S.V. Vozmeshchenie vreda, prichinennogo zhizni i zdorov’yu turista: diskussionnye voprosy //

Nauka i sovremennost’. 2014. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmeschenie-vreda-

prichinennogo-zhizni-i-zdorovyu-turista-diskussionnye-voprosy (data obrashcheniya: 10.01.2023).

  1. Dorina V.V. Napravleniya razvitiya mezhdunarodno-pravovogo sotrudnichestva Respubliki Belarus’ v sfere ohrany zdorov’ya // Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-mezhdunarodno-pravovogo-sotrudnichestva-respubliki-belarus-v-sfere-ohrany-zdorovya (data obrashcheniya: 10.01.2023).
  2. Federal’nyj konstitucionnyj zakon ot 17.12.1997 № 2-FKZ «O Pravitel’stve Rossijskoj Federacii» // So-branie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 1997 g., №51, st. 5712.
  3. Federal’nyj konstitucionnyj zakon ot 30.05.2001 goda № 3-FKZ «O chrezvychajnom polozhenii») // So-branie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 2001 g., №23, st. 2277.
  4. Federal’nyj zakon ot 24 noyabrya 1996 goda №132-FZ «Ob osnovah turistskoj deyatel’nosti v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 2 dekabrya 1996 g. №49 st. 5491.
  5. Federal’nyj zakon ot 28 dekabrya 2010 goda №390-FZ «O bezopasnosti» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 3 yanvarya 2011 g. №1 st. 2
  6. Federal’nyj zakon ot 22 iyulya 2008 goda №123-FZ «Tekhnicheskij reglament o trebovaniyah pozharnoj bezopasnosti» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2008 g. №30 (chast’ I) st. 3579.
  7. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 goda № 400 «O strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Feder-acii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 5 iyulya 2021 g. №27 (chast’ II) st. 5351.
  8. Ukaz Prezidenta RF ot 2 noyabrya 1994 goda № 2058 «O merah v sluchae vozniknoveniya chrezvychajn-yh situacij dlya deyatel’nosti zagranuchrezhdenij Rossijskoj Federacii i rossijskih grazhdan, nahodyashchihsya za rubezhom» // Sobranii zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 7 noyabrya 1994 g. №28 st. 2971.
  9. Ukaz Prezidenta RF ot 01.04.1996 № 440 «O koncepcii perekhoda Rossijskoj Federacii k ustojchivomu razvitiyu» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 1996 g., №15 , st. 1572.
  10. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 21 maya 2007 goda № 304 «O klassifikacii chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 28 maya 2007 g. №22 st. 2640
  11. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 7 oktyabrya 2020 goda №1614 «Ob utverzhdenii Pravil pozharnoj be-zopasnosti v lesah» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 19 oktyabrya 2020 g. №42 (chast’ II) st. 6581.
  12. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 16 sentyabrya 2020 goda №1479 «Ob utverzhdenii Pravil pro-tivopozharnogo rezhima v Rossijskoj Federacii»
  13. Prikaz Mintransa Rossii ot 30 aprelya 2021 goda №145 «Ob utverzhdenii Pravil obespecheniya bezopas-nosti perevozok avtomobil’nym transportom i gorodskim nazemnym elektricheskim transportom» // «Ofi-cial’nyj internet-portale pravovoj informacii» (www.pravo.gov.ru) 31 maya 2021 g. №0001202105310024.
  14. Prikaz MCHS Rossii ot 25 oktyabrya 2004 goda №484 «Ob utverzhdenii tipovogo pasporta bezopasnosti territorij sub»ektov Rossijskoj Federacii i municipal’nyh obrazovanij» // Byulleten’ normativnyh aktov feder-al’nyh organov ispolnitel’noj vlasti ot 29 noyabrya 2004 g. №48.
  15. Zakon Respubliki Krym ot 14 avgusta 2014 goda № 51-ZRK «O turistskoj deyatel’nosti v Respublike Krym») // «Krymskie izvestiya», N 166(5577), 20.08.2014.
  16. Federal’nyj zakon ot 9 fevralya 2007 goda №16-FZ «O transportnoj bezopasnosti» // Sobranie za-konodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 12 fevralya 2007 g. N 7 st. 837.
  17. Rukovodyashchie principy OON dlya zashchity interesov potrebitelej // oficial’naya publikaciya https://www.un.org/esa/sustdev/publications/consumption_ru.pdf
  18. Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social’nyh i kul’turnyh pravah // oficial’naya publikaciya https://www.ohchr.org/ru/instruments-mechanisms/instruments/international-covenant-economic-social-and-cultural-rights

Друзин Р. В., Федуличева Е. А.

  1. Iniciativa «Gruppy vos’mi» no bezopasnomu i uproshchennomu poryadku mezhdunarodnyh poezdok (SAFTI) (Si-Ajlend, 11 iyunya 2004 goda)» // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. — №4. — 2004.
  2. Zakon Rossijskoj Federacii ot 25 iyunya 1993 goda № 5242-1 «O prave grazhdan Rossijskoj Federacii na svobodu peredvizheniya, vybor mesta prebyvaniya i zhitel’stva v predelah territorii Rossijskoj Federacii» // Vedomosti S»ezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii ot 12 avgusta 1993 g., №32, st.1227.
  3. Federal’nyj zakon ot 25 iyunya 2002 goda № 73-FZ «Ob ob»ektah kul’turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul’tury) narodov Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 1 iyulya

2002 g. №26 st. 2519.

  1. Federal’nyj zakon ot 24 aprelya 1995 goda № 52-FZ «O zhivotnom mire» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 24 aprelya 1995 g., №17, st.1462
  2. Federal’nyj zakon ot 3 aprelya 1995 goda № 40-FZ «O federal’noj sluzhbe bezopasnosti» // Sobranie za-konodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 10 aprelya 1995 g. №15 st. 1269.
  3. Federal’nyj zakon ot 6 marta 2006 goda № 35-FZ «O protivodejstvii terrorizmu» // Sobranie za-konodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 13 marta 2006 g. №11 st. 1146.
  4. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 1 oktyabrya 1998 goda № 1142 (v redakcii Postanovleniya Pravitel’stva RF ot 7 noyabrya 2015 goda) «O realizacii norm Federal’nogo zakona «O poryadke vyezda iz Rossijskoj Fed-eracii i poryadke v»ezda v Rossijskuyu Federaciyu», kotorym bylo utverzhdeno «Polozhenie ob okazanii pomoshchi po strahovym sluchayam grazhdanam Rossijskoj Federacii, nahodyashchimsya na territorii in-ostrannogo gosudarstva» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii ot 16 noyabrya 2015 g. №46 st.

6390.

  1. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 29 dekabrya 2016 goda №650 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitiya kurortov i turizma v Respublike Krym» // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 03.01.2017.
  2. Konstituciya Rossijskoj Federacii // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii (www.pravo.gov.ru), 6 oktyabrya 2022 g., №0001202210060013.
  3. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 19 noyabrya 2012 g. №2130-r «O prisvoenii associacii «Ob»edinenie turoperatorov v sfere vyezdnogo turizma «TURPOMOSHCH'» statusa ob»edineniya turoperatorov v sfere vyezdnogo turizma» // Sobranie zakonodatel’stva RF. -2012.- № 48. — St. 6724.
  4. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 31 dekabrya 2004 goda № 901 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Feder-al’nom agentstve po turizmu» (s izmeneniyami na 24 avgusta 2022 goda) (utratilo silu s 10.11.2022 na osno-vanii postanovleniya Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 02.11.2022 №1958) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii №2, 10.01.2005, st.159.
  5. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 24.01.1998 №83 (red. ot 28.01.2020) «O specializirovannyh sluzhbah po

obespecheniyu bezopasnosti turistov» [Elektronnyj resurs] // Konsul’tant Plyus URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts (data obrashcheniya: 10.12.2022).

  1. Koncepciya doktriny obespecheniya bezopasnosti turizma v Rossijskoj Federacii (Pisarevskij E.L.)

//Turizm: pravo i ekonomika. — 2012. — №1 https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=9WnZCQ&base=CJI&n=61790#STFrzDTTTBb8 lJbA (data obrashcheniya: 09.12.2022).

.

17