Правовые концепции русской религиозно-философской мысли начала ХХ в.

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Правовые концепции русской религиозно-…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 70–78.

УДК 34.01

ПРАВОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Липич Д. В.

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

В современном научном обществе все более отчетливо прослеживается тенденция к внимательно-му изучению наследия русской религиозно-философской мысли конца XIX- начала XX века. Это свя-зано с формированием новых подходов к пониманию христианских ценностей, т.к. мировоззренческие принципы определяют своеобразные интерпретации соотношения права и нравственности, права и религии, понятия закона, специфики правовых концепций. Важным является преодоление односто-ронних подходов в понимании правовых концепций русских мыслителей, рассматривающих право в единстве с нравственными основаниями, с духовными ценностями человека. Особый интерес у совре-менных правоведов вызывают исследования русских религиозных философов по вопросам права.

    • философско-правовых концепциях представителей школы естественного права, или как ее еще характеризовали школы нравственного идеализма, П. И. Новгородцева постепенно начинала преобла-дать религиозно-этическая проблематика. Тем примечательнее, что в последние годы П.И. Новогорд-цев предложил агиократическую концепцию, реализующую высшие ценности. Смысл этой концепции сводился к осуществлению высоконравственной власти. По его мнению, принцип агиократии предпо-лагает, что все сферы человеческой жизни (экономическая, политическая, правовая) должны базиро-ваться на духовных императивах, на высших ценностях, не противоречащих святыням других культур.
    • этом направлении постепенно формируется религиозно-философское понимание многих право-вых вопросов. В частности, вопросы соотношения закона и справедливости, морали и права, закона и веры, перспектив духовно-трансцендентных смыслов дальнейшего существования человека. Целью статьи является анализ творческого наследия представителей русской религиозно-философской мысли
  • контексте их видения философско-правовой проблематики.

Ключевые слова: право, религиозная философия, закон, мораль, вера, справедливость, естествен-ное право, нравственный идеал, ценности.

  • середины 1980-х годов нашей стране начинает формироваться устойчивый ин-терес к собственному философско-религиозному наследию. Издаются собрания со-чинений, появляется много критических статей, диссертаций, в которых начинается скрупулезный анализ творческого наследия русских мыслителей. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь с разрушением старых и формированием новых ис-следовательских парадигм, переосмыслением рационалистических подходов к фор-мированию базовых принципов философии, и философии права, в частности.

Мировоззренческие установки русской религиозно-философской мысли форми-руют своеобразный подход к праву, благодаря чему оно получает новое ценностное обоснование. Рассмотрение ценностной специфики правовых концепций, в основе которых лежит нравственная составляющая, является одной из основных задач со-временного периода поиска новых культурных ценностей и переосмысления тради-ционных.

Особый интерес у современных правоведов вызывают исследования русских ре-лигиозных философов по вопросам права [1; 2; 3]. В своем исследовании данной проблематики, например, Жданов П.С. обращает внимание на различные авторские подходы по вопросам сущности права русских религиозных философов. Он отмеча-ет, что П.И. Новгородцев, Б.П. Вышеславцев связывают сущность права с личност-

Липич Д. В.

ным ценностным мировосприятием, В.С. Соловьев и С.Л. Франк обращают внима-ние больше на общественное, историческое значение главной ценности, защищае-мой правом. Право выступает единством свободы и равенства. Некоторые мыслите-ли, на наш взгляд, видят четкую границу между правом и нравственностью (Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев), другие больше обращают внимание на ду-ховно-нравственные основания права. Современный исследователь Сафронов Н.А. анализирует эволюцию доктрины политической лояльности христианства к госу-дарственной власти [4, с. 16-19].

  • качестве методологии в статье используются диалектический метод, систем-ный метод при анализе философско-правовых воззрений представителей русской философской мысли, используется компаративистский метод, направленный на со-поставление и выявление общих и отличительных особенностей трактовки фило-софско-правовых вопросов.

Современные исследования по данной проблематике не носят всеобъемлющего характера. В поле зрения исследователей попадают лишь отдельные мыслители, так называемые представители «младшего поколения» русской эмиграции, например, П.И. Новгородцев и представители его школы естественного права [5; 6], философ-ско-правовые взгляды И.А. Ильина [7; 8], также интерес к творчеству Е.Н. Трубец-кого можно отметить в работах Г.Г. Бернацкого, Т.Л. Бабининой [9; 10]. Вместе с тем, почти нет исследований по философии права Б.П. Вышеславцева. Можно вы-делить работы, касающиеся данной проблематики, таких авторов как Е.А. Кондра-тьев, И.Б. Виноградова, И.Д. Осипов [11; 12; 13].

К сожалению, можно констатировать, что всесторонний анализ творческого наследия представителей русской религиозно-философской мысли в контексте их видения философско-правовой проблематики, еще ждут своего решения.

Мы также должны отметить, что те мыслители, которые обращаются к этой про-блематике, часто предметом своего исследования делают правовые аспекты воззре-ний русских религиозных мыслителей, без комплексного подхода к анализу их творчества. На наш взгляд, без анализа религиозно-философских, этических аспек-тов их творчества, мы не сможем получить полную картину становления правовых взглядов этих философов, их своеобразия и глубины, а также выявить нравственный смысл этих воззрений. В данной статье мы рассмотрим различные подходы к пони-манию права в русской религиозно-философской мысли начала XX в. на примере представителей идеалистической школы «возрожденного естественного права» П.И. Новгородцева, основателем которой он был. П.И. Новгородцев был известным юри-стом, философом, преподавателем на юридическом факультете Московского уни-верситета. С 1907 по 1918 г. был ректором Московского Коммерческого института, где преподавал философию. После 1920 г., находясь в эмиграции, он становится де-каном факультета Русского юридического института в Пражском университете. Он обладал удивительным даром объединять вокруг себя жаждущих знаний студентов. Среди его учеников и соратников были И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев и других.

Для них важными были одни и те же вопросы соотношения морали и права, за-кона и веры, перспектив духовно-трансцендентных смыслов дальнейшего суще-ствования человека. Нужно отметить, что П.И. Новгородцев принадлежал к тем вы-дающимся русским юристам, которые обладали высокой философской культурой,

71

Правовые концепции русской религиозно-…

дающей возможность дальнейшей разработки учения о праве как самостоятельной, академической дисциплины, а также развивать идеи об онтологических и этических основаниях права и государства, соотношения права и нравственности, свободы и ответственности. Такой междисциплинарный подход являлся теоретическим и ме-тодологическим фундаментом общей правовой системы. Основные идеи представи-тели школы П.И. Новгородцева развивали в рамках естественного права, которое включало в себя и философские, и правовые, и религиозные идеи.

Известно, что на П. И. Новгородцева, ученика Б.Н. Чичерина, еще в начале его творческого пути оказала большое влияние философия известного русского фило-софа В..С. Соловьева, о чем он отметил в своем выступлении «Идея права в фило-софии Вл. Соловьева». Находясь в эмиграции, он продолжает развивать идеи В.С. Соловьева о свободе личности, равенстве. Позже он приходит к мысли, с одной сто-роны, о необходимости высшего нравственного идеала для функционирования пра-ва, а с другой – зависимости нравственного начала, или персональной морали, от тех исторических условий, в которых находится личность.

Другими словами, он исходит из естественного состояния и естественного права, как неизменного идеала права, где он провозглашает мысль о независимости нрав-ственного сознания о праве от государственного закона. Поэтому законодатель должен исходить из высших нравственных требований, что имеет, как отмечал Нов-городцев «не юридическое, а нравственное значение». Обоснование сущности есте-ственного права можно рассмотреть в ряде его работ, таких как «Право естествен-ное» и «Нравственный идеализм в философии права».

Современные юристы с большим вниманием исследуют творчество П. И. Новго-родцева [14; 15; 16; 17]. В связи с этим, справедливо отмечает А.Р. Яхина: «О школе естественного права П.И. Новгородцев говорит, что она должна возродиться, осво-божденная от старых ошибок, но верная той старой правде, которой она всегда слу-жила. Новгородцев в обоснование необходимости возрождения естественного права выдвигал тезис о том, что оно призвано для осуществления задачи выяснения иде-альных начал в современную эпоху, когда человек «призывается к нравственному суду над историей» Принципами естественного права П.И. Новгородцева являлись,

– принцип личности и её безусловного значения, принципы равенства и свободы, справедливости и любви» [18].

Идеи естественного права, основывающегося на единстве нравственного и пра-вового, разделял его ученик И.А. Ильин, чьи взгляды на философию права с боль-шим вниманием рассматривают современные исследователи, например, И.И. Евлампиев [19, с.81-93], С.Г. Рюмин и др. [20]. Известны его философско-правовые работы «Общее учение о праве и государстве», «Понятия права и силы», «О сущно-сти правосознания». И.А. Ильин с помощью категории «естественное право» обос-новывает ценность положительного права. В основе права лежат универсальные моральные нормы, поэтому право по своей природе носит духовный характер. И.А. Ильин разрабатывал оригинальное учение о сущности правосознания, он отмечал, что в человеке существует «воля к праву», т.е. в нем соединены как нравственная свобода, так и способность к ограничению этой свободы. Человек может воспиты-вать в себе «здоровое» правосознание, которое выступает «аксиомой» его суще-ствования. Признаками такого развитого правосознания выступают духовное до-стоинство, духовная автономия и духовное признание друг друга. И. А. Ильин дела-

Липич Д. В.

ет вывод о том, что право и государство, реализующие Божественный промысел, способствуют созданию справедливого общества.

Вместе с тем, И.А. Ильин разграничивает мораль и право, утверждая, что нормы морали оказывают влияние на существование естественного права. Поэтому, отме-чает он, встает вопрос о соотношении положительного и естественного права. Чело-век, как субъект права, должен стремиться к их примирению, а не руководствовать-ся в своих действиях своекорыстными побуждениями, что в конечном итоге, может нарушить естественные права человека. Об этом интересно рассуждает современ-ный исследователь взаимоотношений права и нравственности в творчестве И.А. Ильина К.В. Кравец [21, с. 37-42].

Узами «учитель-ученик» с П.И. Новогородцевым был связан и Н.Н. Алексеев, также вынужденный уехать из России. Он внес значительный вклад в развитие оте-чественной философии права, искал ответы на вопросы, которых не нашел в твор-честве своего учителя. Его философия права еще недостаточно изучена, наиболее полно изложены взгляды в его работах «Введение в изучение права», «Общее уче-ние о праве» «Основы философии права». Им рассмотрены основные философско-правовые идеи в трех направлениях: с позиций юридического социологизма, есте-ственного права и феноменологии. Это было отличительной особенностью фило-софско-правовых взглядов Н. Н. Алексеева. Он писал: «Дело идет о роковом для понимания права вопросе: достаточен ли для права формальный критерий «уста-новленности», или же существуют в праве какие-то иные, материальные определе-ния» [22, с. 24].

Н.Н. Алексеев приходит к выводу, что право может обладать не только социаль-ной природой. В свою очередь, теория естественного права, по его мнению, не мог-ла установить необходимое соотношение между правом и моральными принципами. Данная проблема распространялась не только на философию права, но и на всю юридическую науку, отмечает современный исследователь В.А. Дмитриева [23, с. 48-53]. В конечном итоге, Н.Н. Алексеев стремился решать важные вопросы фило-софии права: идею справедливости, ценности, правового идеала с феноменологиче-ских позиций, хотя несколько позднее он достаточно скептически отнесся к исполь-зованию этого метода. Он писал: «Я не думаю, чтобы какое-либо серьезное, насто-ящее или будущее, философское направление могло бы рассчитывать на сколь-нибудь удовлетворительное разрешение своих познавательных задач, не приняв во внимание опыта, приемов и результатов новейших феноменологических изысканий. Не может обойти их молчанием и философия права» [24, с. 40]. Но следом он отме-чает: «Феноменология не может быть отождествлена с философией права, хотя и является существенной частью всякой научно-оформленной философско-правовой системы» [25, с. 44]. Прежде всего, это касалось его понимания правового идеала, который часто, по его мнению, неправомерно отождествлялся с общественным и политическим идеалом. Суть его выражалась следующим образом: «И это закон до-стойный, справедливый, сильный, отвечающий потребностям природы и отчизны, соотвествующий месту и времени, необходимый, полезный и очевидный установ-ленный не ради удержания в плену невежества и не ради личного блага, а для поль-зы гражданского общества» [26, с. 225].

Исходя из этого, можно отметить, что правовой идеал, отличный от нравственно-го и религиозного, был необходимым условием построения правовой теории на ос-

73

Правовые концепции русской религиозно-…

нове справедливости и правды. Эти идеи, заложенные в учении П.И. Новгородцева, были своеобразно представлены Н. Алексеевым. Можно констатировать, что разли-чая право и закон, право и нравственность, Н.Н. Алексеев в своих построениях по-шел по пути синтеза наиболее плодотворных идей русской философии права.

Большим другом Н.Н. Алексеева, в том числе и в эмиграции, был Б.П. Выше-славцев, еще один представитель школы П.И. Новгородцева. Важнейший труд, определивший его основные идеи по философии права, был «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», который он защитил как магистерскую диссертацию, позже изданную как монография. Эта мо-нография открыла перед ним «широкую академическую дорогу» [27]. Его работу высоко оценил его учитель П.И. Новгородцев, благодаря которому он стал препода-вать на юридическом факультете МГУ.

Об этом неординарном философе-юристе очень красноречиво писал его друг Ф.А. Степун: «Юрист и философ по образованию, артист эпикуреец по утонченно-му чувству жизни и один из тех широких европейцев, что рождались и вырастали только в России, Борис Петрович развивал свою философскую мысль с тем радост-ным ощущением ее самодовлеющей жизни, с тем смакование логических деталей, которые свойственны скорее латинскому, чем русскому уму. Говоря, он держал свою мысль, словно некий диалектический цветок, в высоко поднятой руке и, сбра-сывая лепесток за лепестком, тезис за тезисом, то и дело в восторге восклицал: «Поймите!..оцените!..» [28, с. 261-262]. Читая лекции по истории политических учений, молодой юрист покорял сердца слушателей. Лектор он был непревзойден-ный. Так характеризовал Бориса Петровича руководитель кружка и его наставник профессор П. И. Новгородцев.

Высоко отзывался о нем Г. Г. Шпет, отмечавший: «В большую заслугу нужно, поэтому, поставить философам-юристам школы П.И, Новгородцева, делаемые ею усилия…приблизить свои исследования к типу исследований историко-филологического характера….Само собою напрашивается в особенности сравнение исследований Б.П. Вышеславцева «Этика Фихте» и «Философия Гегеля» Ильина, –

  • по тяжести тем: оба из истории немецкого идеализма, и по близости метода: ин-терпретация отдельного автора, главным образом, из него самого – имманетное, так сказать, ему исследование. Правда, именно в смысле и стиля и преодоления диле-тантизма – преимущества на стороне работы Б.П. Вышеславцева. Интереснее и бо-гаче она также содержанием: Б.П. Вышеславцев более подходит как философ, не скрывает себя, не боится сам ставить вопросы, на которые ищет ответы не только у Фихте, но и в современной философской мысли. Его работа, я бы сказал, и по прие-мам научнее, так как автор не претендует сделать из своей интерпретации какого-либо философского открытия». По языку она – спокойнее, деловитее, также можно сказать, ученее» [29, с. 222-223; 30, с.12].
    • своей работе Б. П. Вышеславцев анализирует этику, приобретающую у Фихте онтологический характер. В ней взаимодействие «Я-Ты» выступает правоотноше-нием. Право предстает как форма внешнего, организованного взаимодействия, как договор «спорящих воль», достигающих мирного решения проблем. Б.П. Выше-славцев отмечает, что именно договор демонстрирует единство субъективного и объективного права. Он отмечает: «Всякий договор покоится на условиях, относи-тельно которых стороны договорились, на нормах, регулирующую деятельность

Липич Д. В.

сторон» [31, с. 400]. Эти нормы выступают условиями успешной реализации обще-ственного договора, поэтому они характеризуются как «положительный закон» или «позитивное право», используемые для борьбы с «хаосом и бесправием». Б. П. Вы-шеславцев отмечает, что такая трактовка договора у Фихте, делает его уникальным философом права. Важен для нашего исследования анализ Б. П. Вышеславцевым отношения Фихте к праву и нравственности. Здесь он видит разграничение права, как закона свободы, характеризующего бытие всех людей, и нравственного закона, обращенного к отдельной личности, к отдельному человеку, к его внутреннему ми-ру, в котором присутствует органическое единство всех заповедей. В такой ситуа-ции не нужен внешний ограничитель, т.е. закон, который бы регламентировал пове-дение человека. Для Б.П. Вышеславцева это очень важный посыл, т.к. он видит, что право, осуществляющее охрану внешней жизни человека, в конечном итоге, не про-тиворечит конкретной нравственности внутренней жизни отдельного человека, т.к. обеспечивает его неприкосновенность, возможность выражения его своеобразия.

Следовательно, можно сделать вывод, что Б.П. Вышеславцев выделяет у Фихте важную особенность – органически вплетенные право и государство в систему уни-версальной этики.

Таким образом, анализируя своеобразие подходов к пониманию права в русской религиозно-философской мысли начала XX в., можно сделать сле-дующие выводы. Русская религиозная философия конца XIX-начала XX в. предлагает новые подходы к пониманию христианских ценностей, мировоз-зренческие принципы определяют своеобразные интерпретации соотноше-ния права и нравственности, права и религии, понятия закона, специфики правовых концепций. Основные установки развития философии права, обос-нования нравственного идеала связаны с принципом естественного права, отвечающего требованиям нравственности, раскрывающегося в деятельности отдельной моральной личности, наделенной духовной жизнью. В философ-ско-правовых концепциях представителей школы естественного права, или как ее еще характеризовали школы нравственного идеализма, П. И. Новго-родцева постепенно начинала преобладать религиозно-этическая проблема-тика. Тем примечательнее, что в последние годы П.И. Новогордцев предло-жил агиократическую концепцию, реализующую высшие ценности. Другими словами, смысл этой концепции сводился к осуществлению высоконрав-ственной власти. По его мнению, принцип агиократии предполагает, что все сферы человеческой жизни (экономическая, политическая, правовая) должны базироваться на духовных императивах, на высших ценностях, не противо-речащих святыням других культур.

Именно в этом направлении постепенно формируется религиозно-философское понимание многих правовых вопросов. В частности, вопросы соотношения закона и справедливости, морали и права, закона и веры, пер-спектив духовно-трансцендентных смыслов дальнейшего существования че-ловека. Философы этого периода предлагали оригинальные решения про-блем соотношения индивидуальной свободы и общего закона, противопо-

75

Правовые концепции русской религиозно-…

ложности государства и личности, предложили свое решение возрождения естественного права, как метода в правотворчестве.

Список литературы:

1. Альбов, А.П. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права: Теоретико-

правовой анализ. Дис. . докт. юрид. наук: 12.00.01 / А.П. Альбов; Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999.

2. Савинов, А.Н. Своеобразие русской философии права конца XIX — начала XX веков: Естественно-правовая традиция /А.Н. Савинов Дис. канд. юрид. наук. 12.00.01 Ростов-на-Дону, 2000.

  1. Жданов, П.С. Вопросы права в работах русских религиозных философов конца XIX — первой поло-вины XX в./ Дис. канд. юрид. наук. 12.00.01 Нижний Новгород, 2010.
  2. Сафронов, Н.А. Эволюция доктрины политической лояльности христианства к государству / Н.А. Сафронов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юриди-ческие науки. – 2021. – Т. 7 (73). № 4. – С. 16-19.
  3. Соболев, А.В. О русской философии права (Школа П.И. Новгородцева) / А.В. Соболев // Россия XXI.

– 2006. – №4-С. 113-153.

  1. Яхина А.Р. Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве. Дис… канд. юрид. наук: 12.00.01 /А.Р. Яхина . – Уфа, 2007.
  2. Евлампиев, И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина /И.И. Евлампиев // Известия высш. учеб, заведений. Правоведение. – 1992. – №3.
  3. Рутковская М.В. Философия государства и права в наследии И.А.Ильина. Дис. … канд. филос. наук:
  4. /М.В. Рутковская. – Пятигорск, 2000 г.
  5. Бернацкий, Г.Г. Е.Н. Трубецкой: Естественное право и религия / Г.Г. Бернадский // Северо-Западная академия государственной службы, науч. изд. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 1999. – 144 с.
  6. Бабинина Т.Л. Социально-философские воззрения Е.Н. Трубецкого / Т.Л. Бабанина. М., 1998. 154 с.
  7. Кондратьев, Е.А. Философия творчества Б. П. Вышеславцева Дис…. канд. филос. наук: 09.00.03/ Е.А. Кондратьев. – М., 1999.
  8. Виноградова И.Б. Нравственное совершенство в культурфилософском творчестве Б.П. Вышеслав-цева. Дис…. канд. филос. наук: 24.00.01 / И.Б. Виноградова. – Саранск., 2008.
  9. Осипов И.Д. Антитеза закона и благодати в антропологии права Б. П. Вышеславцева/ И.Д. Осипиов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения/ 2008, Сер.6, вып.2, с. 44-48.
  10. Фролова, Е.А. Новгородцев о праве и государстве / Е.А. Фролова – М., 2001.
  11. Кацапова, И.А. Русская школа права: П.И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права / И.А. Кацалапова // Вопросы философии. – 2003. – №4. С.152-162.
  12. Никулина, О.В. Философия права П.И. Новгородцева / О.В. Никулина // Человек в философско-правовом измерении. – Екатеринбург, 2002.
  13. Щедровицкий, П.Г. Очерки о П.И. Новгородцеве /https://shchedrovitskiy.com/wp-content/uploads/novgorodtsev-pavel-ivanovich (дата обращения 15.02.2023) – Текст: электронный.
  14. Яхина, А.Р. Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01./ А.Р.Яхина – Уфа, 2007.
  15. Евлампиев, И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина / И.И, Евлампиев // Известия высш. учеб. заведений. Правоведение. – 1992. – № 3. С.81-93.
  16. Рюмин, С.Г. Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина. Дис. … канд. фи-лос. наук: 09.00.05./ С.Г. Рюмин. – М, 2009.
  17. Кравец, К.В. К вопросу о взаимоотношении права и нравственности И. А. Ильина / К.В. Кравец // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки.

– 2021. – Т. 7 (73). № 4. – С. 37-42.

  1. Алексеев, Н. Н. Основы философии права. / Н.Н. Алексеев. – СПб., 1999. С. 24.
  2. Дмитриева В.А. Философия права Н. Н. Алексеева и ее вклад в развитие правовой культуры / В.А. Дмитриева // Правовая культура 2016 № 2(25). C.48-53.
  3. Алексеев, Н. Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев –СПб., 1999. С.40.
  4. Алексеев, Н. Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев – СПб., 1999. С.44.
  5. Алексеев, Н. Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев – СПб., 1999. С. 225.
  6. Дмитриева, Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. / Н.А. Дмитриева. – М., 2007. 512 с.
  7. Степун, Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Лондон./ Ф.А. Степун. – 1990. Т.1. – С. 261- 262.
  8. Шпет, Г.Г. Опыт популяризации философии Гегеля: Отзыв о книге И.А. Ильина «Философия Геге-ля». Реконструкция текста Т.Г. Щедриной // Шпет Г.Г. Философская критика: отзывы, рецензии, обзо-ры / отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М., 2010. С. 222-223.
  9. Кантор, В.К. Перекрестья эмигрантских судеб (письма Ф.А. Степуна к Б.П. Вышеславцеву с при-ложением речи А.Ф. Степуна о большевизме) / В.К. Кантор // Философский журнал. 2010. №2. С 12.

Липич Д. В.

  1. Вышеславце, Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии / Б.П. Вышеславцев. – М., 1914. С. 400.

Lipich D.V. Legal concepts of Russian religious and philosophical thought of the beginning of the

  1. century // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 70–78.

In modern scientific society, the tendency to carefully study the heritage of Russian religious and philo-sophical thought of the late XIX- early XX century is becoming more and more clearly traced. This is due to the formation of new approaches to understanding Christian values, since ideological principles determine peculiar interpretations of the relationship between law and morality, law and religion, the concept of law, the specifics of legal concepts. It is important to overcome unilateral approaches in understanding the legal con-cepts of Russian thinkers who consider law in unity with moral foundations, with spiritual values of a person. Of particular interest to modern jurists are the studies of Russian religious philosophers on legal issues.

In the philosophical and legal concepts of the representatives of the school of natural law, or as it was also characterized by the school of moral idealism, P. I. Novgorodtsev gradually began to prevail religious and ethical issues. It is all the more remarkable that in recent years P.I. Novogordtsev has proposed an agiocratic concept that implements the highest values. The meaning of this concept was reduced to the exercise of moral authority. In his opinion, the principle of hagiocracy assumes that all spheres of human life (economic, politi-cal, legal) should be based on spiritual imperatives, on higher values that do not contradict the shrines of other cultures. In this direction, a religious and philosophical understanding of many legal issues is gradually being formed. In particular, the issues of the correlation of law and justice, morality and law, law and faith, the pro-spects of spiritual and transcendent meanings of the further existence of man. The purpose of the article is to analyze the creative heritage of representatives of Russian religious and philosophical thought in the context of their vision of philosophical and legal issues.

Keywords: law, religious philosophy, law, morality, faith, justice, natural law, moral ideal, values.

Spisok literatury:

1. Al’bov, A.P. Nravstvenno-pravovye problemy v russkoj i nemeckoj filosofii prava: Teoretiko-pravovoj ana-

liz. . Dis. . dokt. yurid. nauk: 12.00.01 / A.P. Al’bov; Sankt-Peterburgskij un-t MVD Rossii, 1999.

2. Savinov, A.N. Svoeobrazie russkoj filosofii prava konca XIX — nachala XX vekov: Estestvenno-pravovaya tradiciya/A.N. Savinov Dis. kand. yurid. nauk. 12.00.01 Rostov-na-Donu, 2000.

  1. ZHdanov, P.S. Voprosy prava v rabotah russkih religioznyh filosofov konca XIX — pervoj poloviny XX v./ Dis. kand. yurid. nauk. 12.00.01 Nizhnij Novgorod, 2010.
  2. Safronov, N.A. Evolyuciya doktriny politicheskoj loyal’nosti hristianstva k gosudarstvu / N.A. Safronov // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo YUridicheskie nauki. – 2021.

– T. 7 (73). № 4. – S. 16-19;

  1. Sobolev, A.V. O russkoj filosofii prava (SHkola P.I. Novgorodceva) / A.V. Sobolev // Rossiya XXI. – 2006.

– №4-S. 113-153,

  1. YAhina A.R. Uchenie P.I. Novgorodceva o prave i gosudarstve. Dis… kand. yurid. nauk: 12.00.01 /A.R. YAhina . – Ufa, 2007.
  2. Evlampiev, I. I. Filosofskie i pravovye vzglyady I. A. Il’ina /I.I. Evlampiev // Izvestiya vyssh. ucheb, zavedenij. Pravovedenie. – 1992. – №3,
  3. Rutkovskaya M.V. Filosofiya gosudarstva i prava v nasledii I.A.Il’ina. Dis. … kand. filos. nauk: 09.00.01./M.V. Rutkovskaya. – Pyatigorsk, 2000 g. ;
  4. Bernackij, G.G. E.N. Trubeckoj: Estestvennoe pravo i religiya / G.G. Bernadskij // Severo-Zapadnaya akad-emiya gosudarstvennoj sluzhby, nauch. izd. – SPb.: Izd-vo SZAGS, 1999. – 144 s.
  5. Babinina T.L. Social’no-filosofskie vozzreniya E.N. Trubeckogo / T.L. Babanina. – M., 1998. –154 s.
  6. Kondrat’ev, E.A. Filosofiya tvorchestva B. P. Vysheslavceva Dis…. kand. filos. nauk: 09.00.03/ E.A. Kon-drat’ev. – M., 1999.
  7. Vinogradova I.B. Nravstvennoe sovershenstvo v kul’turfilosofskom tvorchestve B.P. Vysheslavceva. Dis…. kand. filos. nauk: 24.00.01 / I.B. Vinogradova. – Saransk., 2008
  8. Osipov I.D. Antiteza zakona i blagodati v antropologii prava B. P. Vysheslavceva/ I.D. Osipiov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya/ 2008, Ser.6, vyp.2, s.44-48.
  9. Frolova, E.A. Novgorodcev o prave i gosudarstve. / E.A. Frolova – M., 2001.
  10. Kacapova, I.A. Russkaya shkola prava: P.I. Novgorodcev o neobhodimosti etiko-normativnogo analiza prava / I.A. Kacalapova // Voprosy filosofii. – 2003. – №4. S.152-162.
  11. Nikulina, O.V. Filosofiya prava P.I. Novgorodceva / O.V. Nikulina // CHelovek v filosofsko-pravovom izmerenii. – Ekaterinburg, 2002.

17. SHCHedrovickij, P.G. Ocherki o P.I. Novgorodceve /https://shchedrovitskiy.com/wp-content/uploads/novgorodtsev-pavel-ivanovich (data obrashcheniya 15.02.2023) – Tekst: elektronnyj.

  1. YAhina, A.R. Uchenie P.I. Novgorodceva o prave i gosudarstve. Dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.01./ A.R.YAhina – Ufa, 2007.

77

Правовые концепции русской религиозно-…

  1. Evlampiev, I. I. Filosofskie i pravovye vzglyady I. A. Il’ina / I.I, Evlampiev // Izvestiya vyssh. ucheb. zavedenij. Pravovedenie. – 1992. – № 3. S.81-93.
  2. Ryumin, S.G. Problema sootnosheniya morali i prava v filosofii I.A. Il’ina. Dis. … kand. filos. nauk: 09.00.05./ S.G. Ryumin. – M, 2009.
  3. Kravec, K.V. K voprosu o vzaimootnoshenii prava i nravstvennosti I. A. Il’ina / K.V. Kravec // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo YUridicheskie nauki. – 2021. – T. 7

(73). № 4. – S. 37-42.

  1. Alekseev, N. N. Osnovy filosofii prava. / N.N. Alekseev. – SPb., 1999. S. 24.
  2. Dmitrieva V.A. Filosofiya prava N. N. Alekseeva i ee vklad v razvitie pravovoj kul’tury / V.A. Dmitrieva

// Pravovaya kul’tura 2016 № 2(25). C.48-53.

  1. Alekseev, N. N. Osnovy filosofii prava./ N.N. Alekseev –SPb., 1999. S.40.
  2. Alekseev, N. N. Osnovy filosofii prava./ N.N. Alekseev – SPb., 1999. S.44.
  3. Alekseev, N. N. Osnovy filosofii prava. / N.N. Alekseev – SPb., 1999. S. 225.
  4. Dmitrieva, N.A. Russkoe neokantianstvo: «Marburg» v Rossii. Istoriko-filosofskie ocherki. / N.A. Dmitrieva. – M., 2007. 512 s.
  5. Stepun, F.A. Byvshee i nesbyvsheesya. London./ F.A. Stepun. – 1990. T.1. – S. 261- 262.
  6. SHpet, G.G. Opyt populyarizacii filosofii Gegelya: Otzyv o knige I.A. Il’ina «Filosofiya Gegelya». Rekon-strukciya teksta T.G. SHCHedrinoj // SHpet G.G. Filosofskaya kritika: otzyvy, recenzii, obzory / otv. red.-sost. T.G. SHCHedrina. M., 2010. S. 222-223.
  7. Kantor, V.K. Perekrest’ya emigrantskih sudeb (pis’ma F.A. Stepuna k B.P. Vysheslavcevu s prilozheniem rechi A.F. Stepuna o bol’shevizme) / V.K. Kantor // Filosofskij zhurnal. 2010. №2. S 12.
  8. Vysheslavce, B.P. Etika Fihte. Osnovy prava i nravstvennosti v sisteme transcendental’noj filosofii./ B.P. Vysheslavcev. – M., 1914. S. 400.

.