Правовое регулирование общественных отношений, связанных с арендой транспортных средств по системе каршеринг

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Правовое регулирование общественных отношений…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 408-412.

УДК 347.463

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С АРЕНДОЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО СИСТЕМЕ КАРШЕРИНГ

Акименко Е. С., Луценко В. В., Сушицкий А. И.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Рос-сийской Федерации

В статье рассматривается процесс внедрения в современную жизнь российского общества такого нового вида оказания услуг населению, как каршеринг, а также о несовершенстве правового регулиро-вания данного вопроса в области гражданского и уголовного права.

Целью научного исследования является выявление проблемных вопросов, связанных с оказанием новой услуги для населения, выявление пробелов и коллизий законодательства при рассмотрении спорных вопросов, внесение предложений по дополнению законодательства нормами, регулирующими общее воздействие на данное общественное отношение.

Ключевые слова: каршеринг, диспозиция, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Граждан-ский Кодекс Российской Федерации, правотворчество.

Актуальность исследования состоит в том, что каршеринг в России появился как новое общественное отношение относительно недавно, и сделанные авторами пред-ложения по правовому регулированию внесут понимание субъектам – участникам своих прав и обязанностей, усовершенствует использование и облегчит понимание нового института гражданского правоотношения.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут быть ис-пользованы при возможном внесении изменений в действующее законодательство по урегулированию данного вопроса, в том числе не отдельными поправками, а со-зданием, в случае необходимости, рамочного закона.

При исследовании проблематики авторами использовались эмпирические мето-ды, путем изучения различных источников информации и анализа, полученных на основе этого данных, необходимых для аккумуляции выводов. Рассмотрены воз-можные пути устранения недостатков законодательной регламентации ответствен-ности за транспортные преступления и совершенствования уголовно-правовых норм, содержащихся в гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так же проанализирована целесообразность внесения изменений в нормы особенной части Гражданского Кодекса Российской Федерации [1], содержащихся в подразделе 2 § 3 гл. 34, где пока нет специальных норм о каршеринге.

Научная новизна в исследовании темы заключается в том, что представленный авторами анализ и предложения на основании него является одной из первых попы-ток законодательного регулирования вошедшего в нашу жизнь сервиса по кратко-срочной аренде транспортных средств коммерческими организациями.

Каршеринг (англ. Carsharing) – вид пользования автомобилем (который не может быть использован в предпринимательских целях), когда одна из сторон договора не является его собственником. Каршеринг можно признать одной из разновидностей аренды автотранспортного средства, а именно, аренды автотранспортного средства без экипажа, так как транспортное средство передается во временное пользование за

Акименко Е. С., Луценко В. В., Сушицкий А. И.

плату, без услуг по управлению (ст. 642 Гражданского Кодекса Российской Федера-ции) [3, с. 25-32]. От традиционной аренды автомобиля отличают следующие мо-менты. Транспортное средство принадлежит на праве собственности одному лицу (физическому или юридическом), который, в свою очередь, предоставляет машину организации, которая осуществляет свою деятельность по оказанию такой услуги как Carsharing. Автомобиль при такой аренде можно использовать как краткосроч-но, так и долгосрочно (предусмотрена посуточная аренда) [2, с. 80-85]. Такая мо-дель аренды автомобиля удобна для периодического пользования автотранспорт-ным средством или в случае, когда необходим автомобиль, отличный от марки, типа кузова и грузоподъемности от обычно используемого [10, с. 447-454]. Основным преимуществом каршеринга является то, что лицо, желающее арендовать и отпра-виться на транспортном средстве, имеет возможность взять транспортное средство будучи рядом от своего места нахождения и оставить его там, где ему будет наибо-лее удобно. Такое условие предусматривает содержание договора аренды [6, с. 200-204].

Каршеринг является одним из глобальных трендов развития экономики совмест-ного использования, когда население отказывается от приобретения благ в соб-ственность, дабы не нести ответственность и затраты, но имеет (продолжает иметь) доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потреб-ление [4]. Однако не смотря на такое удобство, арендатор несет ряд затрат, сопря-женных с использованием автомобиля: заправка топливом, оплата стоянок, штра-фов, которые он получил, в случае нарушений Правил дорожного движения.

Услуги каршеринга доступны в более чем в тысячи городах в десятках стран ми-ра. Использование каршеринга набрало особую популярность у жителей крупных городов нашей страны, в частности, это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатерин-бург, Уфа, Самара и в некоторых других субъектах Российской Федерации [9, с. 103-106].

Авторы убеждены, что читателю известно, что в век глобального развития эко-номики в обществе сначала появляется какое-либо общественное отношение, а лишь затем оно закрепляется и регулируется в правовых нормах. Пока действующее российское законодательство не регулирует новую для России деятельность органи-заций по каршерингу и агрегаторов каршеринга. В настоящее время деятельность подобных организаций основана на свободе договорных отношений. Назрела про-блема изучения данного нового института и внесения в законодательство изменений

  • сфере ответственности подобных организаций за качество оказываемых и предо-ставляемых услуг [8, с. 198-199]. В противном случае нарушается равноправие сто-рон перед законом и ответственность наступает только лишь в одностороннем по-рядке, а подобные организации как бы и не при чем, хотя их деятельность играет наиважнейшую роль в правоотношениях, возникающих между сторонами.

Робкие попытки предпринимаются законодателями в урегулировании деятельно-сти каршеринговых организаций [7, с. 285-286]. Но, в связи со стремительным раз-витием данной области предпринимательской деятельности, этого не достаточно. С развитием шеринговых услуг российские суды, в скором будущем, будут завалены исками и уголовными делами, которые будут затяжными и запутанными.

409

Правовое регулирование общественных отношений…

Так, в настоящее время, согласно п. 2 ст. 434 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что договор в письменной форме может быть заключен пу-тем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письма, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, передавае-мыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исхо-дит от стороны по договору [1]. Изменение в Гражданский Кодекс Российской Фе-дерации внесено в 2015 г.

Идентификация личности и подписание договора стороной договора, а именно арендатором, происходит путем использования последним простой электронной цифровой подписи, которую в данном договоре обе стороны признают, проставляя «галочку», которая ставится напротив пункта о согласии с условиями договора, ли-бо светокопия паспорта гражданина. Подобные способы не представляют возмож-ности не только удостовериться в личности субъекта, но и предоставляемой аренда-тором действительной информации на сайте компании по услуге аренды, что ведет

  • возможному появлению «фейкового» аккаунта, что в дальнейшем может повлечь недобросовестное использование источника повышенной опасности, коим является в данном случае транспортное средство. Как следствие, недобросовестные граждане могут использовать предмет договора в противозаконных целях. Авторы предлага-ют при подписании договора аренды для достоверной проверки личности пользова-теля, следующие варианты:
    1. Непосредственное посещение офиса компании пользователя услуг кратковременной аренды транспортного средства с предоставлением всех идентифицирующих личность документов и документов, дающих право на управление транспортным средство, а именно — действительного водительского удостоверения с правом управлять автомобилем соответствующей категории или подкатегории и отсутствие медицинских противопоказаний для управления автомобилем.
    2. Прибытие сотрудника компании к пользователю услуги в согласованное место для проверки идентифицирующих документов и документов, дающих право на управление транспортным средством;
    3. Подписание договора лишь после идентификации пользователя услуги через портал предоставления государственных и муниципальных услуг «Госуслуги».
    4. Наличие у пользователя услуги при регистрации на сайте агрегатора квалифицированной электронной подписи.
    5. Отсутствие ограничений заключения договора, в том числе по возрасту и стажу вождения.

Так же авторы полагают необходимым введение промежуточного контроля идентификации лица, уже зарегистрированного в системе краткосрочной аренды транспортных средств, и желающего получить доступ к автомобилю, в виде созда-ния в режиме реального времени фотографии зарегистрированного пользователя и незамедлительной отправки сотруднику сервиса для удостоверения личности. В настоящее время данная процедура безопасности периодически проводится, но, по мнению авторов, должна проходить перед каждой процедурой аренды автомобиля. Тем самым появится возможность исключить тот факт, что будет возможна переда-ча своего аккаунта (или устройства, на котором находится данный аккаунт) другому пользователю или третьим лицам.

Акименко Е. С., Луценко В. В., Сушицкий А. И.

Следующим же шагом правового регулирования, по мнению авторов, стало бы внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации путем введения новой главы, к примеру, главы 34.1, связанной с появлением нового вида обще-ственных отношений – аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению, но технической эксплуатацией транспортного средства арендодате-лем, где под технической эксплуатацией будет пониматься комплекс организаци-онных, технических мероприятий, позволяющих поддерживать транспортное сред-ство в работоспособном, исправном состоянии. А пока, согласно Концепции обес-печения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, этот вид краткосрочной аренды транспортного средства у профильных компаний доказал свое право на су-ществование, и, по мнению авторов, в недалеком будущем обретет и право законо-дательного регулирования.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Электрон-ный ресурс: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=le2rcd4pl691050842 (дата обращения 10.01.2023).
  2. Александров А.А. Современное состояние и перспективы развития каршеринга в России и в мире /
  • Александров, А.Н. Шевцов, В.Г. Довбня // Инфокоммуникации и космические технологии: состояние, проблемы и пути решения: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях, Курск, 17 апреля 2020 года / Редакционная коллегия: В.Г. Андронов (ответственный редактор), А.А. Гуламов, В.Э. Дрейзин, А.Ф. Рыбочкин, И.Е. Мухин, Д. С. Коптев. Том Часть 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 80-85.
  1. Аюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга / И.З. Аюшеева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 2(54). – С. 25-32.
  2. Дигилина О. Б. Перспективы развития каршеринга в России и за рубежом / О.Б. Дигилина, Т.Г. Миронова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 52-58.
  3. Емелина А.В. Договор каршеринга: спорные вопросы гражданско-правового регулирования / А.В. Емелина, Д.С. Фаустова // Наукосфера. – 2022. – № 12-1.
  4. Казьмина Д.А. Каршеринг – проблемы регулирования и актуальные решения с точки зрения УК РФ / Д.А. Казьмина // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика: Материалы II международной научно-практической конференции, приуроченной к 25-летию Конституции РФ, Воронеж, 19 декабря 2018 года. – Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2018. – С. 200-204.
  5. Киселева А.И. Проблемы правового регулирования договора каршеринга / А.И. Киселева // Традиции и новации в системе современного российского права: Сборник тезисов XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, Москва, 05–06 апреля 2019 года. – Москва: РГ-Пресс, 2019. – С. 285-286.
  6. Никанорова Л.В. Краткосрочная аренда автомобилей — каршеринг / Л.В. Никанорова, М.В. Лосева // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2019. – Т. 1. – С. 198-199.
  7. Халиуллина Л.Г. Понятие, общая характеристика и система преступлений, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга» / Л.Г. Халиуллина // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 103-106.
  8. Шувалова В. А. Проблемы правового регулирования каршеринга в Российской Федерации / В.А. Шувалова // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. – 2020. – № 1. – С. 447-454.

Akimenko E.S., Lutsenko V.V., Sushitskiy A.I. Legal regulation of public relations associated with rental of vehicles under the carsharing system // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal univer-sity. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 408-412.

The article discusses the process of introducing into the modern life of Russian society such a new type of provision of services to the population as carsharing, as well as the imperfection of the legal regulation of this issue in the field of civil and criminal law. The purpose of the scientific research is to identify problematic issues related to the provision of a new service for the population, identify gaps and conflicts in the legislation when considering controversial issues, make proposals for supplementing the legislation with norms that regu-late the overall impact on this public relation.

411

Правовое регулирование общественных отношений…

Key words: carsharing, disposition, Criminal Code of the Russian Federation, Civil Code of the Russian Federation, lawmaking.

Spisok literatury:

  1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (GK RF) ot 30 noyabrya 1994 goda № 51-FZ // Elektronnyj resurs: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=le2rcd4pl691050842 (data obrashcheniya 10.01.2023).
  2. Aleksandrov A.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya karsheringa v Rossii i v mire / A.A. Aleksandrov, A.N. SHevcov, V.G. Dovbnya // Infokommunikacii i kosmicheskie tekhnologii: sostoyanie, problemy i puti resheniya: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 chastyah, Kursk, 17 aprelya 2020 goda / Redakcionnaya kollegiya: V.G. Andronov (ot-vetstvennyj redaktor), A.A. Gulamov, V.E. Drejzin, A.F. Rybochkin, I.E. Muhin, D. S. Koptev. Tom CHast’ 1.

– Kursk: YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2020. – S. 80-85.

  1. Ayusheeva I.Z. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenij po sovmestnomu ispol’zovaniyu transportnyh sredstv na primere karsheringa / I.Z. Ayusheeva // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). – 2019. – № 2(54). – S. 25-32.
  2. Digilina O. B. Perspektivy razvitiya karsheringa v Rossii i za rubezhom / O.B. Digilina, T.G. Mironova // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. – 2019. – T. 5, № 2. – S. 52-58.
  3. Emelina A.V. Dogovor karsheringa: spornye voprosy grazhdansko-pravovogo regulirovaniya / A.V. Eme-lina, D.S. Faustova // Naukosfera. – 2022. – № 12-1.
  4. Kaz’mina D.A. Karshering – problemy regulirovaniya i aktual’nye resheniya s tochki zreniya UK RF / D.A. Kaz’mina // Konstitucionno-pravovoe regulirovanie obshchestvennyh otnoshenij: teoriya, metodologiya, praktika: Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k 25-letiyu Kon-stitucii RF, Voronezh, 19 dekabrya 2018 goda. – Voronezh: Voronezhskij ekonomiko-pravovoj institut, 2018.

– S. 200-204.

  1. Kiseleva A.I. Problemy pravovogo regulirovaniya dogovora karsheringa / A.I. Kiseleva // Tradicii i no-vacii v sisteme sovremennogo rossijskogo prava: Sbornik tezisov XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, Moskva, 05–06 aprelya 2019 goda. – Moskva: RG-Press, 2019. – S. 285-286.
  2. Nikanorova L.V. Kratkosrochnaya arenda avtomobilej — karshering / L.V. Nikanorova, M.V. Loseva // Sovremennye tekhnologii i nauchno-tekhnicheskij progress. – 2019. – T. 1. – S. 198-199.
  3. Haliullina L.G. Ponyatie, obshchaya harakteristika i sistema prestuplenij, sopryazhennyh s ispol’zovaniem servisov «karsheringa» / L.G. Haliullina // Zakon i pravo. – 2020. – № 7. – S. 103-106.
  4. SHuvalova V. A. Problemy pravovogo regulirovaniya karsheringa v Rossijskoj Federacii / V.A. SHuvalo-va // Intellektual’nye resursy — regional’nomu razvitiyu. – 2020. – № 1. – S. 447-454.

.