Правотворческая деятельность городской думы Карасубазара Таврической губернии по упорядочению торговли в городе под руководством заступающего место городского головы Решида Медиева

LAW-MAKING ACTIVITY OF THE CITY DUMA OF KARASUBAZAR OF THE TAVRIC PROVINCE ON ORGANIZING TRADE IN THE CITY UNDER THE DIRECTION OF AN EMERGING CITY HEAD RESIDA MEDIEVA

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ КАРАСУБАЗАРА ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ТОРГОВЛИ В ГОРОДЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЗАСТУПАЮЩЕГО МЕСТО ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ РЕШИДА МЕДИЕВА

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE; HISTORY OF THE TEACHINGS OF LAW AND THE STATE

Publication text (PDF)

UDK: 342.7

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Khayali B. R., Crimean Federal University. V. I. Vernadsky

TYPE: Article

PAGES: from 39 to 44

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: lawmaking, city government, city duma, binding regulations, Reshid Mediev.

ABSTRACT (ENGLISH):

In the article, on the basis of normative legal acts, the law-making work of the city duma of Karasubazar of the Tauride province under the leadership of the interceding mayor Reshid Mediev to streamline trade on the basis of the current legislation is considered. Mandatory resolutions developed by the city government and adopted by the city duma, followed by the approval of the Taurida regional and city affairs presence under the leadership of the governor, met the economic and social needs of the city.

The article concludes that the law-making activities of the city government and the city duma were distinguished by the clarity of the prescribed regulations, brevity, simplicity and consistency of presentation, which is evidenced by the high legal technique.

Правотворчество – термин, который можно рассмотреть в широком и узком смысле. В широком смысле правотворчество – это деятельность компетентных органов, направленная на создание, изменение, прекращение норм, нормативных правовых актов. В узком –деятельность по созданию юридических норм. Процессы правотворчества всегда отображают культурно-духовную составляющую общества, его менталитет. По мнению В. С. Нарсесянца, «Правоустановление – это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права» [1, с. 415].

В контексте проблематики научное осмысление правотворческой деятельности отдельных органов местного управления на примере Таврической губернии начала ХХ в. имеет теоретическое и практическое значение.

Депутат Государственной Думы второго созыва Решид Медиев после её роспуска, являясь членом Карасубазарской городской управы и занимая должность заступающего место городского головы, успешно проявил себя в правотворческой деятельности. Значительная часть правотворческой работы ложились на плечи члена городской управы и заступающего место городского головы Р. Медиева. В статье за основу были взяты нормативно-правовые акты, подготовленные, рассмотренные, утвержденные и подписанные заступающим место городского головы Р. Медиевым.

Правотворческая работа городской думы под руководством Р. Медиева особенно проявилась, когда необходимо было принимать срочные меры по решению социально-экономических проблем. Например, сложные погодные условия зимой 1911 г. существенно ухудшили снабжение города продовольствием и топливом. В это время морозы в окрестностях города достигали 28º по Цельсию. Ввиду невозможности подвоза дров и угля на рынки Карасубазара население сильно бедствовало. В связи с этим в феврале Р. Медиевым был разработан проект о воспрещении перекупщикам скупать продовольствие, уголь и дрова до 12 ч. дня, привозимые в город для продажи из других уездов с последующей розничной реализацией. 2 февраля 1911 г. чрезвычайное заседание городской думы утвердило это постановление. Дополнительно дума приняла решение закупить 20 000 пудов дров, из которых 10 000 пудов предполагалось бесплатно раздать горожанам, а оставшуюся часть продать по минимальной цене. Таврический губернатор поддержал решение думы, а также предписал полиции выявлять и привлекать к ответственности лиц, скупающих и перепродающих дрова, уголь по завышенным ценам [2, л. 16, 17, 18, 18 об.]. В результате городская дума за подписью Р. Медиева на основании ст. 108 Городового положения 1892 г. и ст. 424 Свода законов Российской империи, издания 1892 г. утвердила проект обязательных постановлений в следующем виде: «В городе Карасубазаре ежедневно до 12 часов дня скупка дров угля для раздробительной продажи воспрещается». Одновременно городская дума поручила городской управе выработать проект постановлений о воспрещении перекупщикам до определенного времени делать продовольственные запасы.

Дополнительно Карасубазарским органом местного самоуправления в это трудное время были предприняты усилия по стабилизации продовольственного рынка. В заседании 9 февраля 1911 г. на основании статьи 108 Городового положения 1892 г., а также на основании статей 11, 110, 111, 424 Свода законов, изданных в 1892 г. принимается решение, в соответствии с которым запрещалось спекулянтам и перекупщикам ежедневно до 10 ч. скупать съестные припасы как-то: овощи, молочные продукты, птицу и т.п., а также каменный, древесный уголь и дрова [3, л. 39].

В целях обеспечения бесперебойного снабжения города продовольствием, а также упорядочения торговли 7 февраля 1911 г. городская дума утвердила проект обязательных постановлений «Время открытия и закрытия торговых заведений в городе Карасубазаре», подготовленных временной комиссией городской управы. В частности, был установлен следующий порядок. 1) Всякого рода торговые заведения и также частные торговые заведения для продажи крепких напитков на вынос и торговля виноградными винами с собственных подвалов могут быть открыты в будние дни с 1 ноября по 1 марта с 8 ч. утра до 7 ч. вечера, а с 1 марта по 1 ноября с 7 ч. утра до 7 ч. вечера. Причем в последние восемь месяцев с 1 марта по 1 ноября торговля может производиться по понедельникам на два часа больше, то есть с 7 ч. утра до 9 ч. вечера, согласно нормам закона от 15 ноября 1906 г.

2) Торговля в указанных в § 1 торговых заведениях могла производится с 10 ч. утра до 3 ч. полудня по воскресеньям и следующим праздничным дням: 1) Перенесением мощей Святого Николая Чудотворца 9 мая; 2) Святого апостола Петра и Павла 29 июня; 3) Усекновение главы Крестителя Иоанна 29 августа; 4) Святителя Николая Мирликийского 6 декабря; 5) второй день Святой Троицы и 6) Покров Пресвятые Богородицы 1 октября В двунадесятые праздники, а именно 1) Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября, 2) введение в храм Пресвятой Богородицы 21 ноября. 3) Благовещение 25 марта, 4) Сретение Господне 2 февраля, 5) Преображение Господне 6 августа, 6) Вознесение Господне, 7) Пятидесятница, 8) Успения пресвятые Богородицы 15 августа и 9) Воздвижение частного и животворящего Христа Господня 14 сентября торговля должна быть закрыта на целый день за исключением случаев, когда упомянутые праздничные дни приходятся на базарные дни в городе на понедельник и вторник. В последнем случае торговля может производиться с 10 часов утра до 3 часов дня. На Новый год, три дня святой пасхи, первые дня Рождества Христова, первый день святой Троицы и Крещение Господне 6 января торговля не должна производиться. В последнее воскресение перед праздниками Рождества Христова и Святой Пасхи торговля должна производиться полный день.

3) Торговля предметами продовольствия: овощами, фруктами, рыбой, а также торговля в мясных помещениях для продажи корма для скота может производиться с 1 марта по 1 ноября с 6 ч. утра до 8 ч. вечера, а с 1 ноября до 1 марта с 7 ч. утра до 8 ч. вечера. В примечании указывалось, что мучные лавки должны подчиняться правилам, изложенным в данных обязательных постановлениях.

4) Для кофеен, харчевней, кухмистерских, кондитерских, пекарен, ресторанов, трактиров и прочих заведений, торгующих напитками для употребления на месте, а также для купален и баров время открытия и закрытия не определяется, но в тех местах, если заведение открыто более 15 часов в сутки, владельцы заведений обязаны иметь непременно две смены служащих. В последнем случае они обязаны представить в городскую управу список служащих с подразделом их смены для работ. В примечании отмечалось, что трактирные заведения крепкими напитками могут быть открыты в праздничные и воскресные десятые дни с 11 ч. утра до 10 ч.

5) Время отпуска в училище служащих, не достигших 17 лет, в торговых заведениях определяется с 9 ч. утра до 16 ч. полудня. Причем время отпуска может быть изменено в каждом отдельном случае по требованию преподавателя училища, в котором обучается учащийся.

6) Работы в ремесленных заведениях могут производиться с 1 марта по 1 сентября с 7 ч. утра до 7 ч. вечера. Причем согласно правил закона от 15 ноября 1906 г., шубочники, шапочники, сапожники, производят работы на 2 ч. в сутки более сверх указанного времени в течение сентября, октября и ноября.

7) В ремесленных заведениях служащие в коих исключительно христиане день отдыха вместо воскресных и праздничных дней назначается: для мусульман по праздникам и в праздники: еженедельные пятницы, три дня Ораза-Байрам, четыре дня Курбан байрам и в Ашер Реджеб, Шабан и Рамазан, а для иудейского вероисповедания в праздники, в которые религией их воспрещалось. К ремесленным мастерским не относятся мастерские, в которых один ремесленник или кустарь трудится на себя не по найму и в зависимости по отношению продолжительности работы какой бы то ни было.

8) Цирюльни и парикмахерские подчиняются следующим постановлениям. Работу начинали в будние дни с 1 октября до 1 марта с 8 ч. утра и до 7 ч. вечера, а с 1 марта до 1 октября с 7 ч. утра до 7 ч. вечера. Во все субботние дни в течение всего года в предпраздничные дни работа может осуществляться до 14 ч. в день перед праздником Святой Пасхи, один день перед Рождеством Христова и один день до 12 ч. ночи перед мусульманским праздниками. В воскресные дни и двунадесятые праздники цирюльни и парикмахерские могли быть открыты с 1 октября до 1 апреля с 8 ч. утра до 4 ч. дня, а с 1 апреля до 1 октября с 7 ч. утра до 3 ч. дня. За три дня до Рождества Христова все цирюльни и парикмахерские следовало закрывать. На служащих ремесленных заведений, не достигших 17 летнего возраста, распространялся п. 5 этих обязательных постановлений относительно отпуска их в школу. Служащим в рабочие дни отводилось полчаса на завтрак и полтора часа на обед [4, л. 39–40].

11 июня 1911 г. городской думой был заслушан доклад городской управы «О пересмотре обязательных постановлений и о времени открытия и закрытия торговых заведений в городе Карасубазаре», так как по проекту постановления губернатором были вынесены замечания, которые были направлены в Думу ранее 26 мая за № 1280. Так, примечанием 1) к § 2 указанного постановления в последнее воскресенье перед праздниками Рождества Христова и Святой Пасхи торговля разрешалась целый день. Такое разрешение являлось незаконным, т.к. согласно закону с 12 сентября 1907 г., торговля в воскресные дни не могла разрешаться свыше 5 ч. в сутки [5, с. 568].

2) § 3 постановления – торговля предметами продовольствия мясом и кормом для скота из постоянных помещений разрешалась в течение 15 и 13 часов в сутки. Между тем такая торговля по силе статьи закона с 15 ноября 1906 г. не могла проводиться более 12 ч. в сутки. И лишь торговля предметами продовольствия, а также табаком и курительными принадлежностями в разнос и из передвижных посещений могла проводиться более указанного времени;

3) § 6 постановления разрешалось производство работ 2 ч. в сутки более сверх 12 ч. для шапочников, шубочников, медников и сапожников в течение сентября-ноября, т.е. 91 день, а для грабельников в течение апреля-июня, то есть в течение 91 дня, и для бондарей в течение августа-октября, т.е. в течение 92 дней. Между тем, согласно ст. 2 закона с 15 ноября 1906 г. увеличение работ на 2 часа в сутки могло быть разрешено не более 60 дней в году. По этим же основаниям неправильным являлся п. «а» § 8, в соответствии с которым разрешались работы в цирюльнях в течение 14 ч. во все субботние и все предпраздничные дни года, которых в году насчитывается свыше 60.

Пунктом «б» ст. 2 § 8 разрешалось производство работ в цирюльнях и парикмахерских до 12 ч. ночи (начало работы не указано) перед праздниками Рождества Христова, Святой Пасхи, Курбан байрам, и Ораза байрам. Такое неопределенное установление времени не могло быть допущено обязательными постановлениями, ввиду чего необходимо было определить начало работы. При этом продолжительность рабочего дня не должна была превышать 12 ч. обычных или 14 ч., если эти дни входили в 60 дней, в течение которых по ст. 2 закона с 15.11.1906 разрешалось на 2 ч. больше [6, л. 75–77]. Губернатор в своем обращении предложил учесть и исправить сделанные замечания.

1 июня 1911 г. городская дума рассмотрела замечания, сделанные губернатором, и внесла поправки в проект обязательных постановлений. Более обстоятельно с докладом по данному вопросу от комиссии по составлению обязательных постановлений выступил Р. Медиев. В частности, он подчеркнул, что те отклонения от закона, на которые указывает губернатор Таврической губернии в только что прочитанном предложении, не являлись желанием комиссии нарушить закон. Комиссия при посредстве городской управы собрала обширный материал, относящийся к действующим обязательным постановлениям. Докладчиком также было отмечено, что обязательные постановления являлись в целом компиляциями надлежаще утвержденных обязательных постановлений. Тем не менее, не желая далее затягивать решение важного для торговцев города вопроса, комиссия постановила о согласии с предложениями губернатора за исключением принятого (четвертого) пункта предложения [7, л. 77–78 об.].

Все конструктивные замечания губернской власти были исправлены городской управой и приняты городской думой.

Правотворческая работа, направленная на улучшение торговли в городе, продолжалась и в последующий период. Так, 20 сентября 1911 г. городская дума рассмотрела и приняла проект обязательных постановлений «Об устройстве и содержании пекарен, булочных и кондитерских» разработанный городской управой.

Согласно нему, все пекарни, кондитерские и булочные должны были иметь помещения: 1) для продажи хлеба; 2) для приготовления теста; 3) для выделки хлеба и прочих изделий, где могла находиться печь; 4) для склада муки и 5) для рабочих. При всех пекарнях полагался двор, где имелись бы цементированная помойная и сорная яма, которая не должна была переполняться и помещение для складирования дров.

Помимо общих правил о соблюдении чистоты и опрятности во всех этих частях пекарня, кондитерские и булочные должны были удовлетворять следующим условиям: все помещения в пекарнях, булочных и кондитерских должны были быть светлыми (отношение световой площади к площади пола не менее 1/10 сухие и проветриваемые. Также они должны находиться от ям и выгребов на расстоянии не менее 5 сажень.

В комнатах, служащих для продажи и изготовления хлеба, стены и потолки полгалось содержать чисто выбеленными или выкрашенными масляной краской; полы полагались бетонные, или деревянные крашеные плотные, но не кирпичные и не земляные. Гладкие столы, полы и стойки, на которые складывался и продавался хлеб, полагалось покрывать светлой клеенкой. На их стойках запрещалось сидеть, ходить или вообще держать что-либо постороннее. Полки для склада хлеба должны были иметь или стеклянные двери, если встраиваться в виде шкафа, или же их следовало завешивать чистым полотенцем. Не дозволялось в помещениях служащих для выделки и продажи или для хранения муки держать одежду рабочих, спать, хранить и принимать пищу.

Жилое помещение для рабочих полагалось устраивать отдельно с отдельным же входом от пекарен, булочных и кондитерских. Оно должно было быть достаточное по размерам, содержать не менее 1 куб. сажени для каждого рабочего, светлое сухое и хорошо проветриваемое. Воду, используемую при хлебопечении, полагалось брать лишь из городского водопровода, но не речную; ее следовало содержать в чистых хорошо закрытых и опрятных бочках с крышками и кранами. Воду позволялось брать только через кран. При помещении для приготовления хлеба полагались умывальники и чистые полотенца для рабочих. Лопаты, доски для хлеба, корзины, формы, холсты и прочие принадлежности следовало содержать в постоянной чистоте и в опрятном месте.

Для отпуска кондитерских изделий полагалось иметь щипцы, плоские палочки или вилки. В кондитерских отпускающих чай, кофе шоколад и прохладные напитки – самовары кастрюли кофейники и пр. принадлежности полагалось содержать хорошо вылуженными и чистыми.

Материалы производства как-то мука, масло, варенье и т.п. полагалось использовать свежие и доброкачественные без примесей. Назначенные в продажу изделия – хлеб, бублики, пирожное, морсы и прочее, следовало выпекать и приготовлять согласно установленному весу и соответствовать своему торговому наименованию.

Владельцы булочных, кондитерских и пекарен обязаны были следить за чистотой помещений и рабочих; не допускать в число рабочих людей с кожными болезнями и вообще больных острыми и хроническими заболеваниями. Владельцы перечисленных в п. 20 заведений должны иметь особую книжку, скрепленную городской управой, в которую вносились отметки санитарной службы о посещениях и результатах осмотра [8, л. 82, 82 об., 83]. Активная правотворческая работа городской управы и городской думы по упорядочению торговли в городе на основе продолжалась и в 1912 г. Так, 12 января 1912 г. городская управа предложила собранию городской думы, дополнить обязательные постановления о порядке убоя скота и содержания бойни в Карасубазаре, принятые думой 20 сентября 1911 г. Так, были предложены следующие требования: мясные продукты, привозимые в город в изготовленном виде как-то: солонина, ветчина соленая, копчена и прочее, до допущения их в продажу, следовало предъявлять на смотровом пункте городскому санитарному, а за отсутствием последнего ветеринарному врачу для освидетельствования и взвешивания [9, л. 15 – 15 об.].

Таким образом, правотворческая деятельность городской думы Карасубазара под руководством заступающего место городского головы Решида Медиева была направлена на изучение проблем городской жизни, социально ориентированной, учитывала социальные, экономические потребности горожан, их культурные и конфессиональные особенности, способствуя развитию инфраструктуры города и улучшению качества обслуживания. Принимаемые обязательные постановления думой по форме и содержанию излагались строго в соответствии с нормативными требованиями. При этом важно отметить, что городская дума оперативно реагировала на замечания губернской власти, отстаивая интересы горожан.

REFERENCES

1. Narsesyanc V. S. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva. Uchebnik dlya yuridicheskih vuzov i fakul’tetov. – M.: Izdatel’skaya gruppa NORMA-INFRA, 1999. S. 415.

2. GARK. F. 42. Op. 1. D. 185. L. 16–17, 18, 18 ob.

3. GARK. F. 42. Op. 1. D. 67. L. 39.

4. GARK. F. 42. Op. 1. D. 67. L. 39–40.

5. Rech’ idet ob ukaze ot 12 sentyabrya 1907 g. «Ob izmeneniyah statej 5. 6 i 9 Vysochajshe utverzhdennogo 15 noyabrya 1906 g. Polozheniya «Ob obespechenii normal’nogo otdyha sluzhashchih v torgovyh zavedeniyah, skladah, kontorah»» Polnoe sobranie zakonov. Sobr. 3. T. 27. Spb., 1910. № 29555. S. 568.

6. GARK. F. 42. Op. 1. D. 67. L. 75 – 77.

7. GARK. F. 42. Op. 1. D. 67. L. 77–78 ob.

8. GARK. F. 42. Op. 1. D. 67. L. 82, 82 ob., 83.

9. GARK. F. 42. Op. 1. D. 185. L. 15–15 ob.