Право граждан на обращение

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Шамшеева У. Б.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 181–190.

УДК 342.7

ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ

Шамшеева У. Б.

Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Право на обращение не всегда гарантировалось Конституцией, а наоборот, именно с точки зрения реализации гражданами своих прав и свобод должное внимание ему вовсе не придавалось. В связи с этим, целью настоящего исследования выступает изучение эволюции права граждан на обращение с момента возникновения Древней Руси до настоящего времени. В исследовании применены общие, исторический, сравнительно-правовой и формально-правовой методы. Результаты: проведенный анализ нормативных правовых актов позволил определить периодизацию процесса эволюции права на обращение и определить его период становления. Ранее челобитные рассматривались в качестве контроля над органами власти и лишь в современном обществе мы видим, что обращения помогают не только контролировать действия власти, но и содействуют в защите и восстановлении нарушенных конституционных прав и свобод граждан, взаимодействуя между государственными органами и обществом в виде обратной связи народа и государства. Такая обратная связь также предполагает участие граждан в усовершенствовании государственных процессов, нормативных правовых актов и в структуре управления.

Ключевые слова: право на обращение, орган власти, конституция, жалоба, нормативные правовые акты, государство.

Конституция Российской Федерации, гарантирует защиту конституционных прав

  • свобод граждан, включая социальные, экономические и культурные права. Со-гласно ст. 33 Конституции РФ, гражданам гарантируется право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, которое занимает важное место среди основных прав и свобод человека и гражданина. Право на обращение позволяет народу выразить свои интересы и потребности, участвуя в управлении государством, а также защищает их права и свободы. Однако история свидетельствует о трансформации права граждан на обращение в течение многих веков, и его значение в становлении и развитии конституционного государства не может быть недооценено.

Право граждан на обращение обладает давней историей возникновения – с момента существования Руси. В монографии «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII века» при освещении темы народного восстания 1113 г. в Киевской Руси академик Б. А. Рыбаков упоминает о народных восстаниях, при которых народ обращается к князю. Примером тому служит разгар народного восстания 1113 г. в Киеве, вызванного введенным соляным налогом, для ускорения приезда в Киев Влади-мира Мономаха боярство направило гонцов с посланием: «Князь! Приезжай в Киев! Если ты не приедешь, то знай, что произойдут большие несчастья: тогда не только Путятин двор или дворы сотских и дворы ростовщиков будут разгромлены наро-дом, но пойдут и на вдову покойного князя, твою невестку, и на всех бояр, и на монастыри. Ты, князь, будешь в ответе, если народ разграбит монастыри!» [1, с. 450].

    • целью урегулирования восстания Владимир Мономах отправился в Киев, где издал новый закон в виде свода законов и положений, дополняющий «Русскую Правду» – «Устав Владимира Всеволодича». Устав был необходим для улучшения условий жизни для городских бедняков, которые были в долгу перед богатыми ро-

181

Право граждан на обращение …

стовщиками, и крестьян, которые были в кабале у бояр. Ограничение на трехлетний период взимания процентов помогло освободить людей от угрозы долговой кабалы на длительный или даже вечный срок.

Это восстание было победным, так как некоторые права должников, такие как закупы, получили государственную защиту. Если закуп отправлялся на поиски де-нег или жаловаться судьям или князю, он имел право вернуться в господский двор, не рискуя быть обвиненным в расхищении господского имущества [1, с. 451]. В ре-зультате этого восстания феодалы вынуждены были сделать уступки, которые впо-следствии повлияли на улучшение экономического и юридического положения го-родских ремесленников и крестьян. В посыле народа усматривается общность по смыслу с современным пониманием обращения народа к власти, которое свидетель-ствует о наличии устной формы обращения в органы власти в период феодального строя, а самое главное – проявляется и становление обратной связи народа с госу-дарством, имеющей юридические и экономические последствия.

До возникновения Российского государства в древнерусском государстве право на обращение не было закреплено законодательно, оно не имело практической ос-новы, само понимание права на обращение отсутствовало [2, с. 42].

    • средневековье, еще до петровских реформ, обращение народа на Руси зарож-далось одновременно с появлением органов публичной власти и сословия чиновни-ков. По статусу жалобщика и предмета жалобы, должностными лицами, уполномо-ченными на прием обращений, выступали: князь, воевода, бояре и т.д. [3, с. 56].
    • период сословно-представительной монархии в конце XV – XVII веков начи-нается формирование права на обращение, появляется обратная связь народа с госу-дарством и должностными лицами, появились субъекты обращений, жалобщики, ответственность должностных лиц [4, с. 98].

Обратная связь в виде предложений по совершенствованию организации устрой-ства органов власти была минимальная, так как возможность их подачи была огра-ничена, какие-либо предложения по совершенствованию системы работы не то, что не принимались обществом, а совершенно не воспринимались. В Судебнике Ивана III Великого 1497 г., упоминается народ, пришедший к боярину с жалобой, требова-нием или просьбой как индивидуально с личными вопросами, так и по коллектив-ным проблемам, в том числе пытаясь выразить общественное мнение о власти и за-конах [5, с. 54]. Преимущественно в древнерусском государстве институт обраще-ний состоял из жалоб, сама цель рассмотрения жалоб заключалась не в улучшении качества жизни народа, а в контроле над органами власти.

Должностные лица, обладающие полномочиями на прием и рассмотрение обра-щений народа к органам власти, обязаны были рассмотреть обращение народа и разрешить его по существу в соответствии с Судебником 1497 г., который стал пер-вым сводом законов Московской Руси, из Судебника 1497 г.: «А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всем жалобником управа в всемъ, которымъ пригоже. А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди прика-заны ведати» [5, с. 60]. Статья устанавливала равный доступ к осуществлению пра-восудию, в том числе для холопов, впервые нормативный правовой акт запрещал уклоняться боярам от рассмотрения челобитных, поступивших по подведомствен-ности. В случае, если челобитная направлена не по компетенции, то челобитчиков

Шамшеева У. Б.

направляли по компетенции либо об этом докладывалось князю. А в том случае, если к царю безосновательно обращался жалобщик с отказом боярина с целью его оспорить, согласно уже судебнику 1550 г., должен быть помещен в тюрьму [6, с. 180].

При помощи реформы управления Иван IV Грозный в XVI веке, устанавливает систему приказного управления, предусматривающую появление таких органов публичной власти как Приказы, формирующиеся по отраслевому признаку: по роду, виду и компетенции органов власти [7, с. 51]. Челобитный приказ осуществлял кон-троль деятельности центральных органов в целях организации приема и рассмотре-ния челобитных жалоб. Непосредственно царю все еще подаются челобитные, од-нако предметом таких челобитных являлось злоупотребление должностным поло-жением самих приказов, тогда в 1550 г. создаётся Челобитный приказ, осуществля-ющий контроль организации приёма и рассмотрения челобитных центральными органами, поступающих на имя царя.

  • период сословно-представительной монархии право на обращение впервые находит свое нормативное закрепление в Судебнике 1497 г., в Судебнике 1550 г. нормы об обращении с челобитной дублируются, появляется описание термина, ко-торое в современном обществе принято обозначать как «необоснованное обраще-ние», определены органы и порядок рассмотрения челобитной жалобы.
  • период абсолютной монархии – самодержавия, в XVII – XIX веках из-за боль-шого количества челобитных развивается законодательная база и бюрократизация процесса обращений, также челобитные ложатся в основу некоторых мнений при определении государственной политики и принятии законов.

Важным документом периода является Соборное Уложение 1649 г., которое спо-собствовало улучшению нормативного регулирования и права на обращение в срав-нении с предыдущим законодательством. В этом законе были урегулированы все аспекты общественно-политической жизни того времени, а не только отдельные группы общественных отношений [8, с. 116]. Статьи Соборного Уложения запреща-ли жалобщикам обращаться прямо к царю с челобитными жалобами, устанавливали субординацию при подаче челобиных и устанавливали ответственность за наруше-ние порядка рассмотрения жалоб на должностных лиц.

Алексей Михайлович Романов учредил Расправную палату в виде отдела Бояр-ской Думы, которая имела верховенство над остальными приказами. В Расправную палату поступали только неверно принятые решения по челобитным и частные жа-лобы на действия приказов или отказ в приеме челобитной. Затем эти челобитные передавались думным дьякам для рассмотрения совместно с царём. При Боярской Думе также существовали временные комиссии, аналогичные современным судам, постановления которых приравнивались к решениям Думы.

Успешная практика в виде обратной связи народа с царём и органами власти при рассмотрении челобитных, имела прямое воздействие на политику в Российской Империи учитывалась при издании указа о прикреплении крестьян к земле и заклю-чении договора 1580 г. Руси с Речью Посполитой, Новоторгового устава 1667 г., которые легли в основу и многих других правовых актов, как институт обращений и дальнейшей народной правотворческой инициативы. Доктор исторических наук Михаил Борисович Булгаков приводит тому подтверждение: «организация посад-ского самоуправления, когда мирской сход рассматривал проблемы мирского наро-

183

Право граждан на обращение …

да, передавал стоящие челобитные до царя, а также направлялся в центральные приказы, представляя одну из главных общественных структур, обладающей компе-тенцией по представительству народа в Москве и защиты их интересов, но в тоже время действия мирского хода были подконтрольны народу» [9].

Нормативное регулирование обращений граждан в указанный период претерпе-вает серьезные изменения, появляются специальные приказы, в которые подается челобитная, запрещена подача челобитных напрямую царю. Лишь при отказе в при-еме челобитной или не разрешении дела жалобщик мог обратиться напрямую к мо-нарху. До сих право на подачу челобитной помещичьим крестьянам не предостав-ляется [10, с. 93].

Реформы Петра I способствуют развитию писаного законодательства: упраздня-ются приказы, Боярская Дума прекращает свое существование, учреждается выс-ший орган власти и законодательства, подведомственный императору – Правитель-ствующий Сенат 22 февраля 1711 г., ныне 5 марта [11, с. 171, 172]. Важно отметить, что Сенат не сформировался мгновенно, его состав, функционал и процессы были подвержены значительным изменениям в течение времени. Из-за большого объема поступающих челобитных восстановленная в 1713 г. при Сенате Расправная палата переходит в ведение Юстиц-коллегии, а Челобитный приказ ликвидируется.

Согласно наказу рекетмейстера от 5 февраля 1722 г. [12, с. 384], была введена новая должность рекетмейстера, который отвечал за прием жалоб на Коллегии и канцелярии. Эта должность обязывала его следить за исполнением правил и стан-дартов в этих учреждениях, а также учитывать жалобы и обращения граждан. Одна-ко, челобитные, поступившие после судебных разбирательств и допросов, приему рекетмейстером не подлежали, уполномоченным органом на приём таких жалоб выступает Сенат. Таким образом появился орган, отвечающий за работу с челобит-ными. Рекетмейстерская контора, возглавляющую генерал-рекетмейстером, в веде-нии которого находятся дела челобитчиков, также рассматривала жалобы на сенат-скую коллегию, принимает по ним решения, уведомляет Сенат о поданных в отно-шении него жалобах, а в отдельных случаях доносит челобитные непосредственно до императора. Рекетмейстерская контора следила за соблюдением порядка подачи жалоб, челобитные не должны были пропускать первоначальную подачу в колле-гию и поступать непосредственно в Сенат, позже Сенат приобретает статус высшей судебной инстанции. Таким образом, появился принцип рассмотрения челобитных, остающийся актуальным и в настоящее время.

    • целях регулирования обратной связи народа с властью, издаются Указы: №

8288 от 12 ноября 1740 г., № 8289 от 12 ноября 1740 г., № 8475 от 27 ноября 1741 г.,

  • 8502 от 18 января 1762 г., которыми в том числе утверждается Инструкция, уста-навливающая порядок рассмотрения, прием челобитных и прочее. В соответствии с Порядком подача челобитной, поданная на имя Генерал-рекетмейстера, должна ре-шаться в соответствии с Регламентом не дольше 6 месяцев. Так же, Указами уста-навливаются содержание грамот, паспортов, докладов, челобитных, доношений, правила оформления челобитных на имя императрицы (челобитная не на гербовом бланке и без подписи не принимается).

Екатерина II Великая созвала собрание из членов губернского правления, казен-ной, гражданской и уголовной палат с целью подготовки проекта нового Уложения [11, с. 7]. Уже в июле 1762 г. она утверждает Указ «О порядке рассмотрения жалоб

Шамшеева У. Б.

  • просьб на высочайшее имя», а позже в 1763 г. подписывает одноимённый Мани-фест, устанавливающий порядок рассмотрения жалоб на имя императора [1, с. 303, 304]. Это определило работу всего государственного аппарата, включая статс-секретарей и привело к разделению административного и судебного производства при работе с обращениями в государственные органы. Манифест регламентирует порядок подачи и рассмотрения челобитных и дел, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, а именно, они подлежат возврату челобитчикам для судебного разбирательства. Указом от 1767 г. вводится запрет на подачу челобитных непо-средственно на имя императора, что объясняется необходимостью исключения нарушения порядка подачи челобитных, пропуская учрежденные ведомства. На данном этапе Екатерина II, имея нормативную базу по регулированию челобитных, устраняет пробелы законодательства и пополняет ее новой практикой.

Манифест 1797 г., выпущенный Петром I, предоставил крестьянам возможность жаловаться на своих помещиков, если те нарушали запрет на работу в воскресенье и трехдневную рабочую неделю. Этот исторический документ ознаменовал важный шаг в защите прав крестьян на тот момент.

    • конце XIX в. было проведено несколько реорганизационных изменений, кото-рые затронули Комиссию по принятию прошений. Эта Комиссия была объединена с другими инстанциями и переименована в Канцелярию императора, которая занима-лась приемом различных обращений и жалоб на действия министров, губернаторов
  • других высших должностных лиц в соответствии с новыми правилами.
    • 1905 г. при правлении Николая II Указ № 26803 от 17.10.1905 [13, 754] вызы-вает популяризацию подачи обращений в государственные органы тем, что разре-шал доводить до власти нужны народа, однако в связи с наступлением Октябрьской Революции 1917 г. созданная при дуалистической монархии система работы с чело-битными прекращается, равно как и действие всех нормативных актов и правил.
    • первые годы становления Советской России нормативное регулирование рабо-ты с обращениями граждан отсутствовало. В. И. Ленин разработал систему деятель-ности работы по обращениям граждан от порядка поступления обращений до при-нятия решений по обращениям [14, с. 6]. В 1918 г. вводится в действие первая со-ветская Конституция, устанавливающая систему государственной власти и управ-ления, выборность государственных органов, однако право на обращение еще юри-дически не закреплено. Взамен утративших силу царских Указов и Правил в целях урегулирования порядка обращений Советская Россия принимает ряд нормативных правовых актов, устанавливающих базовые положения:

— устанавливается строгая обязанность соблюдения законов РСФСР, постановле-ний, положений, распоряжений гражданами, всеми органами и должностными ли-цами Советской власти [15];

— для граждан, желающих обжаловать действия, волокиту или чинимые им в их законных притязаниях затруднения, на должностные лица и советские учреждения возлагается обязанность по приему обращений (составление протокола) [16];

— Государственный Контроль наделяется полномочиями по организации приема

  • ведения всех заявлений [17];

— учреждается особое бюро при Государственном Контроле в связи с необходи-мостью приема и рассмотрения заявлений граждан на неправильные действия, зло-

185

Право граждан на обращение …

употребление полномочиями, а также правонарушения со стороны должностных лиц [17];

  • устанавливается порядок подачи и рассмотрения жалоб [18].
    • 1925 г., 11 мая, Конституцией РСФСР [19] включила в себя основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР, а также устанавливала право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 46). Она также дала трактование термина «право на обжалование» (ст. 56) и установила пра-во граждан на обжалование действий должностных лиц, государственных и обще-ственных органов, что было дополнительно регламентировано 2 статьями: ино-странные граждане и лица без гражданства имели право обратиться в суд или дру-гие государственные органы для защиты своих личных, имущественных, семейных
  • других прав (ст. 35); депутаты были наделены правом обращаться в государствен-ные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации (ст. 101).

Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. принимаются в связи с обновлением конституционной системы, но свое отражение термин «обращения граждан» в них не находит.

Большой поток жалоб демонстрировал необходимость переработки аппарата государственного контроля. Таким образом, в данный период, положительное рас-смотрение жалоб и обращений позволяло достичь высокий уровень доверительных отношений народа с властью. Система получает свое дальнейшее развитие в приня-тии ряда нормативных правовых актов, регулирующих организацию по работе с об-ращениями граждан и при накоплении практического материала появляется необ-ходимость в привлечении общественности, в связи с чем в 1958 г. ЦК КПСС при-нимает постановление «О серьёзных недостатках в рассмотрении писем, жалоб и заявлений трудящихся», что приводит к потребности принятия постановления по-ложения, которого устраняли бы канцелярско-бюрократических извращения [20] и имеющиеся случаи по требованию органами власти от граждан документов, кото-рые не являются необходимыми при обращении.

Обращения граждан, согласно постановлению ЦК КПСС «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся» [21], выступали одной из форм участия народа в управлении государственными делами, средством, при помощи которого возможно выразить общественное место, а также источником по-лучения информации о политической жизни страны [14, с. 19].

Указ Президиума ВС СССР № 2534-VII 1968 г. «О порядке рассмотрения пред-ложений, заявлений и жалоб граждан» [22] установил порядок и сроки рассмотре-ния обращений советских граждан и стал первым нормативным правовым актом на эту тему в советской России. Указ обязывал органы государственной власти обес-печить необходимые условия рассмотрения обращений граждан в целях соблюде-ния сроков рассмотрения обращений, обеспечения полных и неформальных ответов на обращения, рассмотрения должным образом некоторых категории обращений граждан с изучением причин сложившейся ситуации, описанной в жалобе, принятия мер для устранения нарушений. Однако право на обращение в Конституции 1968 г. еще не было закреплено.

Несмотря на то, что право советских граждан на обращение напрямую не было закреплено в первых Конституциях СССР, оно прослеживалось в постановлениях и других нормативных правовых актах. Лишь в 1977 г. оно находит свое закрепление

Шамшеева У. Б.

  • ст. 37, 48, 49, 58 Конституции СССР: граждане имеют право «вносить в государ-ственные органы и общественные организации предложения об улучшении их дея-тельности, критиковать недостатки в работе» [23].

Конституция РСФСР 1978 г. повторяет многие положения Конституции СССР

1977 г., включая право на обращение, например, ст. 47 Конституции СССР 1977 г. закрепляла право граждан на участие в управлении делами общества и государства,

  • то время как ст. 51 Конституции РСФСР 1978 г. предоставляла гражданам право направлять свои личные и коллективные обращения в государственные органы и должностных лиц, ответственных за рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов в установленный срок, определенный законом.

Вместе с тем, свое отражение в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. находит термин демократический централизм, который является од-ним из принципов руководства государственными дела в период Советской власти, когда деятельность органов государственной власти подотчетна народу. То есть, каждый государственный орган несет ответственность за порученное дело, в том числе и при рассмотрении обращений граждан (ст. 3 исключена в 1992 г.).

Основными правовыми актами, регулирующими рассмотрение обращений граж-дан в СССР и Российской Федерации до 2006 г., являлись Указ Президиума Вер-ховного Совета СССР от 12 апреля 1968 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (далее — Указ от 12 апреля 1968 № 2534-VII) и Закон СССР от 26 июня 1968 г. 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жа-лоб граждан», которые не претерпели существенных изменений.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [24] отменяет вышеупомянутые нормативные правовые акты и обнов-ляет нормативную базу в области обращений граждан. Несмотря на то, что основ-ные положения Указа от 12 апреля 1968 года № 2534-VII были включены в Феде-ральный закон об обращениях граждан, он также содержит новые положения, кото-рые ранее не были законодательно закреплены: возможность представления допол-нительных документов и материалов (ч. 1 ст. 5); право ознакомления с документами и материалами, связанными с рассмотрением обращения, за исключением случаев, установленных законом (ч. 2 ст. 5); получение письменного ответа по существу во-просов, содержащихся в обращении (ч. 3 ст. 5); право на жалобу на принятое по об-ращению решение (ч. 4 ст. 5); возможность обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (ч. 5 ст. 5); запрет на разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, которые содержатся в обращении (ч. 3 ст. 13).

Из приведенного можно заключить, что законодательство об обращениях граж-дан в органы власти равномерно развивалось и совершенствовалось на протяжении многих веков. Становление права на обращение претерпело несколько периодов своего развития, которое лишь в 1977 нашло свое конституционное закрепление.

Зарождение права на обращение прослеживается с XI — XII веков. Учитывая форму выражения права и его содержание, можно выделить несколько периодов:

    • XII – XV вв., наблюдается зарождение первых устных обращений народа к вла-сти — отсутствие правового закрепления права. Бояре посылают гонца с устным по-сланием (устным обращением) к князю о подавлении народного восстания, что при-водит к обратной связи князя и народа.

187

Право граждан на обращение …

  • XV – XVII вв., появляются первые правовые акты, которые закрепляли право на обращение в органы власти. Обращения народа рассматриваются князем, воеводой, боярами. Преимущественно обращения выступают в роли контроля за органами власти.
  • XVII – XIX вв., принимаются правовые акты, определяющие порядок подачи и рассмотрения обращений. Период активного начала развития законодательной базы института обращений граждан. Обращения рассматриваются: государем, рекетмей-стерской конторой, генерал-рекетмейстером, сенатом, комиссией прошений, колле-гиями, канцелярией и др.
  • 1905 – 1917 года, разработка и принятие правовых актов, закрепляющих право граждан в соответствии с их рангом, статусом в обществе. Право на обращение имеют все сословия, количество обращений увеличено. Только отобранные обра-щения передаются императору.
  • 1908 – 1991 года, принимаются Конституции: первая советская Конституция 1918 г.; Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г., которыми вводится термин «право на обжалование», термин «право на обращение» употребляется в случае за-щиты иностранными гражданами своих прав и депутатами; в Конституции СССР

1936 г. и РСФСР 1937 термин «обращения граждан», как и прежде, в них не отража-ется и только Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. определяют принцип де-мократического централизма, при котором организация и деятельность Советского государства подотчетна народу, а право на обращение впервые гарантируется Кон-ституцией, как Основным Законом государства. Ранее принятые нормативные пра-вовые акты в части обращений граждан отменены, законодательство обновляется.

  • 1991 г. – наше время, дальнейшее совершенствование законодательства об об-ращениях граждан, урегулирование порядка обращений, ответственности долж-ностных лиц за неисполнение обязанностей по рассмотрению обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения.

Таким образом, развитие и совершенствование права на обращение имеет важное значение для укрепления конституционализма в России. Право на обращение явля-ется основой российской правовой системы, и его развитие является ключевым ин-струментом обеспечения верховенства конституции и гарантирования прав и свобод граждан на всей территории Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М.: Наука, 1982. 589 с., ил. (Киевская Русь и исторические судьбы восточных славян. К 1500-летию Киева).
  2. Лаврентьева, Т.В. Особенности осуществления защитных функций общественными и государ-ственными институтами в истории Киевской и Московской Руси // Вестник Челябинского государ-ственного университета, № 12 (266), 2012. С. 37-43.
  3. Панова И.В. Развитие административного судопроизводства и административной юстиции в Рос-сии // Право. Журнал высшей школы экономики, № 4, 2016. С. 54-69.
  4. Адамова Э.Р. Эволюция права граждан на обращения в органы государственной власти в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 4, 2008. С. 98-100
  5. Российское законодательство X — XX веков: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. В 9-ти томах. Т. 2 / Отв. ред.: Горский А.Д.; Под общ. ред.: Чистякова О.И. М.: Юрид. лит., 1985. 520 c.
  6. Карамзин Н.М. История государства российского. В 4 книгах. Кн. 3. Ростов-на-Дону: Изд-во «Фе-никс», 1994. 544 с.
  7. Градовский А.Д. Начала русского государственного права / [соч.] А. Градовского, проф. Имп. С.-Петерб. ун-та. Т. 1-3. Санкт-Петербург: тип. М. Стасюлевича, 1875-1881. — 1 т. (1875), 448с.

Шамшеева У. Б.

  1. Чистяков О. И. [и др.] История отечественного государства и права в 2 частях. Ч. 1: уч. для акаде-мического бакалавриата / под редакцией О. И. Чистякова. 5-е изд., испр. Москва: Издательство Юрайт, 2005. 224 с.
  2. Булгаков М.Б. Структуры посадского самоуправления на государственной и мирской службах в XVII веке / М.Б. Булгаков // Отечественная история. 2005. № 4. С. 94-108.
  3. Лукьянчикова Л.В. Институт народных обращений в России периода абсолютизма: историко-правовой аспект //Право и государство: теория и практика. 2014. № 4. С. 91-96.
  4. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе от 22.02.1711 // Российское законодательство X — XX веков: Законодательство периода становления абсолютизма. В 9-ти томах. Т. 4 / Отв. ред.: Маньков А.Г.; Под общ. ред.: Чистяков О.И. — М.: Юрид. лит., 1986. 512 c.
  5. Наказ рекетмейстеру от 05.02.1722 // Законодательство Петра I. 1696-1725 годы / МГУ им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак., Каф. истории государства и права; Сост. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 2014.
  6. с.
  7. Манифест № 26803 от 12.10.1905 «Об усовершенствовании Государственного порядка» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Том XXV. Отделение 1. / СПб. Государ-ственная типография, 1908 г. 1109 с.
  8. Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба. М., Изд-во Моск. рабочий, 1972. 79 с.
  9. Постановление VI Всероссийского Чрезвычайного Съезда Советов от 08.11.1918 «О точном со-блюдении законов» // «Известия ВЦИК», № 267, 06.12.1918 (утр. силу).
  10. Постановление VI Всероссийского Чрезвычайного Съезда Советов от 08.11.1918 «О точном со-блюдении законов» // «Известия ВЦИК», № 267, 06.12.1918 (утр. силу).
  11. Декрет ВЦИК от 12.04.1919 «О государственном контроле» // «Известия ВЦИК», № 79, 12.04.1919 (утр. силу).
  12. Декрет СНК РСФСР от 30.12.1919 «Об устранении волокиты» // «Известия ВЦИК», № 4, 06.01.1920 (утр. силу).
  13. Конституция (Основной закон) РСФСР (утв. Пост. XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 26.05.1925, № 118 (утр. силу).
  14. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 25.02.1960 № 231 «О мерах по устранению канцеляр-ско-бюрократических извращений при оформлении трудящихся на работу и разрешении бытовых нужд граждан» // «СП СССР», 1960, № 6, ст. 33 (утр. силу).
  15. Постановление Совмина РСФСР «О мерах по дальнейшему улучшению работы с письмами и предложениями трудящихся в свете решений XXVI съезда КПСС» // СП РСФСР, 1981, № 14, ст.84 (утр. силу).
  16. Указ Президиума ВС СССР от 12.04.1968 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, за-явлений и жалоб граждан» // «СЗ СССР», т. 1, с. 373 (утр. силу).
  17. «Конституция Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // «СЗ СССР», т. 3, с. 14, 1990 (утр. силу).
  18. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обраще-ний граждан Российской Федерации» // «СЗ РФ», 08.05.2006, № 19, ст. 2060.

Shamsheeva U. The right of citizens to apply // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal uni-versity. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 181–190.

The right to appeal was not always guaranteed by the Constitution, but on the contrary, it was from the point of view of citizens’ realization of their rights and freedoms that due attention was not given to it at all. In this regard, the purpose of this study is to study the evolution of the right of citizens to appeal from the mo-ment of the emergence of Ancient Russia to the present. The study uses general, historical, comparative legal and formal legal methods. Results: the analysis of normative legal acts made it possible to determine the peri-odization of the process of evolution of the right to appeal and to determine its period of formation. Previous-ly, petitioners were considered as control over the authorities, and only in modern society do we see that ap-peals help not only to control the actions of the authorities, but also contribute to the protection and restoration of violated constitutional rights and freedoms of citizens, interacting between state bodies and society in the form of feedback from the people and the state. Such feedback also implies the participation of citizens in the improvement of state processes, regulatory legal acts and in the management structure.

Keywords: right to appeal, authority, constitution, complaint, regulatory legal acts, state.

Spisok literatury:

  1. Rybakov B.A. Kievskaya Rus’ i russkie knyazhestva XII–XIII vv. M.: Nauka, 1982. 589 s., il. (Kievskaya Rus’ i istoricheskie sud’by vostochnyh slavyan. K 1500-letiyu Kieva).
  2. Lavrent’eva, T.V. Osobennosti osushchestvleniya zashchitnyh funkcij obshchestvennymi i gosudarstven-nymi institutami v istorii Kievskoj i Moskovskoj Rusi // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universi-teta, № 12 (266), 2012. S. 37-43.

189

Право граждан на обращение …

  1. Panova I.V. Razvitie administrativnogo sudoproizvodstva i administrativnoj yusticii v Rossii // Pravo.

ZHurnal vysshej shkoly ekonomiki, № 4, 2016. S. 54-69.

  1. Adamova E.R. Evolyuciya prava grazhdan na obrashcheniya v organy gosudarstvennoj vlasti v Rossii // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskij zhurnal, № 4, 2008. S. 98-100
  2. Rossijskoe zakonodatel’stvo X — XX vekov: Zakonodatel’stvo perioda obrazovaniya i ukrepleniya Russ-kogo centralizovannogo gosudarstva. V 9-ti tomah. T. 2 / Otv. red.: Gorskij A.D.; Pod obshch. red.: CHistya-kova O.I. M.: YUrid. lit., 1985. 520 c.
  3. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva rossijskogo. V 4 knigah. Kn. 3. Rostov-na-Donu: Izd-vo «Feniks», 1994. 544 s.
  4. Gradovskij A.D. Nachala russkogo gosudarstvennogo prava / [soch.] A. Gradovskogo, prof. Imp. S.-Peterb. un-ta. T. 1-3. Sankt-Peterburg: tip. M. Stasyulevicha, 1875-1881. — 1 t. (1875), 448s.
  5. CHistyakov O. I. [i dr.] Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava v 2 chastyah. CH. 1: uch. dlya akad-emicheskogo bakalavriata / pod redakciej O. I. CHistyakova. 5-e izd., ispr. Moskva: Izdatel’stvo YUrajt, 2005.
  6. s.
  7. Bulgakov M.B. Struktury posadskogo samoupravleniya na gosudarstvennoj i mirskoj sluzhbah v XVII veke / M.B. Bulgakov // Otechestvennaya istoriya. 2005. № 4. S. 94-108.
  8. Luk’yanchikova L.V. Institut narodnyh obrashchenij v Rossii perioda absolyutizma: istoriko-pravovoj aspekt //Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2014. № 4. S. 91-96.
  9. Ukaz ob uchrezhdenii Pravitel’stvuyushchego Senata i o personal’nom ego sostave ot 22.02.1711 // Ros-sijskoe zakonodatel’stvo X — XX vekov: Zakonodatel’stvo perioda stanovleniya absolyutizma. V 9-ti tomah. T.
  10. / Otv. red.: Man’kov A.G.; Pod obshch. red.: CHistyakov O.I. — M.: YUrid. lit., 1986. 512 c.
  11. Nakaz reketmejsteru ot 05.02.1722 // Zakonodatel’stvo Petra I. 1696-1725 gody / MGU im. M.V. Lomon-osova, YUrid. fak., Kaf. istorii gosudarstva i prava; Sost. V.A. Tomsinov. M.: Zercalo, 2014. 528 s.
  12. Manifest № 26803 ot 12.10.1905 «Ob usovershenstvovanii Gosudarstvennogo poryadka» // Polnoe so-branie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie Tret’e. Tom XXV. Otdelenie 1. / SPb. Gosudarstvennaya tipo-grafiya, 1908 g. 1109 s.
  13. Mal’kov V.V. V uchrezhdenie postupila zhaloba. M., Izd-vo Mosk. rabochij, 1972. 79 s.
  14. Postanovlenie VI Vserossijskogo CHrezvychajnogo S»ezda Sovetov ot 08.11.1918 «O tochnom soblyude-nii zakonov» // «Izvestiya VCIK», № 267, 06.12.1918 (utr. silu).
  15. Postanovlenie VI Vserossijskogo CHrezvychajnogo S»ezda Sovetov ot 08.11.1918 «O tochnom soblyude-nii zakonov» // «Izvestiya VCIK», № 267, 06.12.1918 (utr. silu).
  16. Dekret VCIK ot 12.04.1919 «O gosudarstvennom kontrole» // «Izvestiya VCIK», № 79, 12.04.1919 (utr. silu).
  17. Dekret SNK RSFSR ot 30.12.1919 «Ob ustranenii volokity» // «Izvestiya VCIK», № 4, 06.01.1920 (utr. silu).
  18. Konstituciya (Osnovnoj zakon) RSFSR (utv. Post. XII Vserossijskogo S»ezda Sovetov ot 11.05.1925) //

Izvestiya CIK SSSR i VCIK, 26.05.1925, № 118 (utr. silu).

  1. Postanovlenie CK KPSS, Sovmina SSSR ot 25.02.1960 № 231 «O merah po ustraneniyu kancelyarsko-byurokraticheskih izvrashchenij pri oformlenii trudyashchihsya na rabotu i razreshenii bytovyh nuzhd gra-zhdan» // «SP SSSR», 1960, № 6, st. 33 (utr. silu).
  2. Postanovlenie Sovmina RSFSR «O merah po dal’nejshemu uluchsheniyu raboty s pis’mami i predlozheni-yami trudyashchihsya v svete reshenij XXVI s»ezda KPSS» // SP RSFSR, 1981, № 14, st.84 (utr. silu).
  3. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 12.04.1968 № 2534-VII «O poryadke rassmotreniya predlozhenij, za-yavlenij i zhalob grazhdan» // «SZ SSSR», t. 1, s. 373 (utr. silu).
  4. «Konstituciya Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik» (prinyata VS SSSR 07.10.1977) (red. ot 14.03.1990) // «SZ SSSR», t. 3, s. 14, 1990 (utr. silu).
  5. Federal’nyj zakon ot 02.05.2006 № 59-FZ (red. ot 27.12.2018) «O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan Rossijskoj Federacii» // «SZ RF», 08.05.2006, № 19, st. 2060.

.