ПОТЕНЦИАЛ ВЛИЯНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

POTENTIAL INFLUENCE OF MORAL AND LEGAL VALUES ON THE LEGISLATIVE PROCESS

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CIVIL LAW; BUSINESS LAW; FAMILY LAW; INTERNATIONAL PRIVATE LAW; CIVIL PROCESS; LABOR LAW; LAW OF SOCIAL SECURITY

Publication text (PDF)

UDK: 340.12

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Kuzubova A.Yu., Voronezh State Pedagogical University

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-313-317

PAGES: from 314 to 318

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: lawmaking, morality, legal values, legal doctrine of Russian conservatism.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article is devoted to the study of the legal nature of the impact of moral and legal values on the legislative process. The semantic significance of subjective moral and legal values of legislators is emphasized, the expediency of moral examination of draft laws in order to create effective legal implementation mechanisms is substantiated. As a result of the conducted research, it is concluded that it is necessary to conduct moral examinations of draft laws in the context of the need for congruent functioning of moral and legal values.

Потребность формирования целостного представления о человеке и обществе предопределяет необходимость изучения права и нравственности в их взаимосвязи и взаимодействии. Особенно актуальным представляется обращение к нравственному опыту цивилизаций в контексте создания законопроектов, так как это позволяет конструировать наиболее соответствующие национальному правосознанию и правовой традиции нормативно-правовые акты.

Несмотря на обострившийся в последние десятилетия научный интерес к проблематике влияния нравственности на формирование правовых норм [2, 4, 8, 9, 10], вопрос о степени и уровне воздействия нравственно-правовых ценностей на законотворческий процесс остается мало изученным в современной правовой науке. Вместе с тем, именно интеллектуальная традиция русского консерватизма XIX века актуализировала данную тему: ренессанс нравственно-правовых ценностей, конгруэнтно воспринимаемых в отечественной правовой культуре, произошел в консервативной политико-правовой доктрине. Русская консервативная мысль гиперболизировала нравственные основания правосознания, рассматривала правовые и нравственные феномены в тесной взаимосвязи. Так, Ф.М. Достоевский подчеркивал ценностное единство правовых и нравственных ценностей. По его мнению, «общественных гражданских идеалов, как таких, как не связанных органически с идеалами нравственными, а существующих самих по себе… нет вовсе, не существовало никогда, да и не может существовать!» [1, с. 165]. Можно вспомнить и учение И.А. Ильина, считавшего право «подготовительной ступенью и поддержкою» [3, с. 76-77] морали, а последнюю – высшим мерилом.

В наши дни совершенно очевидной стала глобальная секуляризация общества, права и морали. Одной из первых побед в битве за права человека стало провозглашение свободы совести, веротерпимости, толерантности. Результатом чего стало отдаление общества от христианских истоков, углубление фрагментированности ценностного поля морали. Специфика перехода к светским моделям нормирования заключена в том, что в подобных условиях не происходит приращение и трансляция духовного опыта, не воспроизводятся высшие ценности. Вместе с тем, отдельные правовые ценности, например, равенства, достоинства человека проистекают именно из христианской культуры. Религия на протяжении нескольких тысячелетий была источником духовности и морали, упорядочивала социальные взаимодействия. Утрата религиозного единства, заповедей и ценностей оборачивается деструктивными изменениями в виде аномии, потери целей и смыслов. В создавшийся вакуум устремляются социальные утопии, магические культы, ритуалы, мифы, суеверия и др.

Нравственность является многоаспектным явлением, представляющим собой общепризнанную систему ценностей, воплощенную в виде норм поведения, основанных на представлениях о чести, долге, справедливости, добре и зле. С другой стороны, это совокупность общественных отношений, отражающих нормы и правила поведения, идеи, традиции, взгляды, существующие в конкретном обществе в определенный период. Общеизвестен тезис, утверждающий, что право основывается на нравственности, тогда как нравственность в силу своей природы не может базироваться на праве. Заслуживает внимания позиция А.И. Овчинникова, предлагающего на уровне закона определять общественную нравственность как совокупность «традиционных ценностей, духовных и моральных представлений народов России о благе общества, семьи и человека, милосердии, сострадании, уважении к ближним, терпимости, правде и справедливости» [6, с. 104].

Легитимация правил поведения возможна в условиях, когда долженствования обладают рационально непостижимой способностью изменять социальную действительность в соответствии с определенными целями. Всегда следует помнить о внутреннем нравственном законе как главном социальном регуляторе, без воздействия которого обречены на провал любые нормативно-правовые акты. Именно нравственность призвана вычленить и осмыслить индивидуально-ответственный характер совершаемого выбора. Для религиозного человека (христианина) этот нравственный императив исходит из Евангелия и не требует ни объяснений, ни обсуждений в силу того, что дан он Иисусом Христом. Для светского сознания пределы разрешенного определяются, в большей степени, правом.

Обобщение нравственного опыта общества актуально в процессе создания законопроектов как деятельности по созданию и закреплению в нормативных правовых актах правил поведения, основанных на нравственно-правовых ценностях. Законотворчество представляет собой многоаспектную деятельность управомоченных субъектов, направленную на создание правовых норм, начинающуюся с момента формирования правотворческого замысла и заканчивающуюся практической реализацией юридической нормы. Создание юридических норм должно происходить с ориентацией на правовые ценности, адекватные истории и традициям конкретного общества и государства. Процесс законотворчества не только легитимирует и охраняет существующие в социуме ценности, он может продуцировать совершенно новые правовые ценности. Поэтому смыслообразующее значение приобретают субъективные нравственно-правовые ценности законодателей и иных лиц, принимающих участие в данном процессе.

Необходимость нравственной экспертизы законопроектов обусловлена потребностями обеспечения эффективных правореализационных механизмов, что невозможно вне соответствия содержания документов существующим ценностям. Уровень совершенства законодательного акта предопределен его корреляцией технико-юридическим, политическим, экономическим, управленческим, социальным и этическим критериям. Как правило, формой оценки качества законопроектов и законодательных актов является экспертиза, проводимая авторами законопроектов, экспертами, субъектами законодательной инициативы, депутатами, профильными комитетами (комиссиями) органов законодательной власти, учеными и иными лицами.

Сегодня востребованными представляются мероприятия по созданию и регламентации научной и нравственно-этической экспертиз законопроектов. Члены экспертных комиссий должны обладать необходимыми компетенциями, предопределяющими специальную оценку проектов законов на предмет их соответствия потребностям общества в контексте цивилизационной матрицы, связи с прошлым через сложившиеся традиции, при учете гармонии целей и средств их достижения. Гуманизацию законодательства, предполагающую соблюдение равновесия между общественными интересами и интересами личности, а также обеспечение равенства и справедливости в сфере правоприменения, следует распространять не только, как это принято, на сферу уголовного права и процесса. В нравственно-этической экспертизе нуждаются широкие группы общественных отношений, подлежащие нормативной регламентации. К сожалению, проблема ценностного обоснования актов правотворчества не теряет своей актуальности: практика введения ряда нормативно-правовых актов иллюстрирует их непринятие социумом.

Обращение к ценностным доминантам правовой доктрины отечественного консерватизма позволяет считать доказанным факт существования в правосознании русского народа метаюридической категории «благодать», включающей начала правды, справедливости и свободы. Именно благодать закладывала ту идеальную модель бытия, которой не мог стать закон. Осознание разрыва между позитивным правом и благодатью всегда окрашивало трагизмом размышления отечественных мыслителей, что особенно ярко проявилось в консервативной доктрине. Продолжение традиций предков в национальной культуре и государственности представлялось вполне естественным в контексте обусловленности настоящего прошлым. Настоящие ценности могут быть созданы временем и бережно переданы последующим поколениям как залог интеграции социума. В указанном контексте весьма актуальным представляется высказывание А.А. Королькова: «Следует осваивать и усваивать опыт традиционного нравственно-правового уклада России, позволившего ей сохранить здоровье нации, наращивать державность в течение столетий до тех пор, пока она не споткнулась на попытках привить западнические идеи общественного устройства к российскому дереву…

В России всегда искали правду жизни, не удовлетворялись полезностью и умозрительностью. Правда не может быть чисто юридической регламентацией поведения граждан, правда – это стремление к справедливости, к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству. «Русская Правда» как юридический памятник, открытый В.Н. Татищевым и по истокам восходящий к древнейшей истории Руси, свидетельствует о глубине слияния в России юридических, нравственных и религиозных категорий» [5, с. 6-7].

Законотворчество должно отражать национальное, религиозное, этническое своеобразие, воплощать преимущественно христианские традиции народов, населяющих Россию. В Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400 сформулирован важный тезис: «Российская Федерация рассматривает свои базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности в качестве основы российского общества, которая позволяет сохранять и укреплять суверенитет РФ, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности» [7]. В данном аспекте правовые нормы должны представлять собой не что иное, как преломление моральных и нравственных воззрений законодателей. Только в единстве правовых и нравственных ценностей, синтезированных волей законодателя, видится потенциал подлинно высокого уровня развития права.

Осуществленный анализ предопределил формулировку следующих предложений. Во-первых, необходимо проводить нравственную экспертизу законопроектов на предмет соответствия их положений традиционным ценностям отечественной правовой системы. Во-вторых, необходимы шаги по гуманизации права в контексте возрастания значения нравственно-правовых ценностей и норм в условиях ревизии законодательства и социальных практик. Гармония права и нравственности возможна только в условиях генезиса норм права из сложившихся форм общественного взаимодействия, их ориентации на ценности правды и справедливости.

REFERENCES

1. Dostoevskij F.M. Dnevnik pisatelya, 1877, sentyabr’-dekabr’ — 1880, avgust // Dostoevskij F.M. Poln. sobr. soch. V 30 t. T. 26. — L.: Nauka, 1984. — 518 s.

2. Dukup T.YU., SHakirova A.A. Vzaimodejstvie prava i morali v pravotvorcheskom processe // Osnovnye tendencii razvitiya Rossijskogo zakonodatel’stva. — 2012. — № 7. — S. 6-7.

3. Il’in I.A. Obshchee uchenie o prave i gosudarstve. Sobr. soch.: v 10 t. — M.: Russkaya kniga, 1994. — T. 4. – 624 s.

4. Kolotova N.V. Vzaimodejstvie prava i morali: vzaimodopolnitel’nost’ i konflikt. Dis. … kand. yurid. nauk. — M., 1997. -246 s.

5. Korol’kov A.A. Oduhotvorennaya nauka o prave // Russkaya filosofiya prava: filosofiya very i nravstvennosti: Antologiya / sostaviteli A.P. Al’bov, D.V. Maslennikov. — SPb.: Aletejya, 1997. — S. 5-7.

6. Ovchinnikov A.I. YUridicheskaya formalizaciya ponyatie «obshchestvennaya nravstvennost’» // Filosofiya prava. 2016. №6 (79). S. 100-106.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 «O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul’tantPlyus».

8. Fedyunin A.E., Kopylov A.V. Nravstvennye osnovy zakonotvorchestva // Pravovaya kul’tura. 2016. № 1 (24). S. 40-47.

9. CHernenko A.K. Celevaya sostavlyayushchaya i aksiologicheskie osnovaniya pravotvorcheskogo processa. Novosibirsk, Izd-vo MOU GCRO, 2003. 182 s.

10. SHidlovskaya T.YU. Sootnoshenie prava i morali v pravotvorcheskom processe (na primere Rossijskoj Federacii). Dis. … kand. yurid. nauk. — M., 2005. — 229 s.