JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION:
Заброда Д. Г., Еламков А. А.
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 104–111.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
УДК 342.9
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВОМУ «ТРЕЙНСЕРФИНГУ» («ЗАЦЕПИНГУ»)
Заброда Д. Г., Еламков А. А.
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
В статье актуализируется вопрос противодействии такому негативному увлечению своевременных подростков как «трейнсерфинг» («зацепинг»). Рассмотрены основные подходы к пониманию категории «противодействие правонарушениям» в юриспруденции и отечественном законодательстве. С учѐтом проведенного анализа научных публикаций и нормативного материала, под «противодействием «зацепингу»» предложено понимать деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и предприятий, обеспечивающих безопасность объектов транспортной инфраструктуры (в первую очередь, подвижного состава железнодорожного и городского электротранспорта), а также общественных организаций и отдельных граждан, направленную на профилактику (предупреждение) их причин и условий, выявление, предупреждение и пресечение случаев подготовки и совершения правонарушений, связанных с нарушение правил пользования подвижным составом и пребывания на объектах транспортной инфраструктуры. Охарактеризованы система субъектов, противодействующих «зацепингу» (общие, специальные), уровни профилактики этой разновидности антиобщественного поведения, способы выявления, предупреждения и пресечение случаев подготовки и совершения правонарушений, связанных с «зацепингом» и др. Обращено внимание на необходимости комплексного воздействия на факторы, которые детерминируют поведение подростков, вовлекаемым в движение «зацеперов», восприятие молодежью такого поведения «модным», не наказуемым, монетизируемым, в том числе и путѐм повышения правового просвещения, использования возможностей общественного реагирования, а также привлечения современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: зацепинг, трейнсерфинг, противодействие, правонарушения на транспорте, объекты транспортной инфраструктуры, электротранспорт, профилактика.
Проблема «трейнсерфинга» («зацепинга») в современном российском обществе представляется достаточно актуальной, в связи с тем, что для современной молодежи он относится к группе увлечений, связанных с риском, граничащих с угрозой для жизни и здоровья подростков.
«Зацепинг» рассматривается как «…способ передвижения на поезде, при кото-ром человек цепляется к вагонам снаружи за различные поручни, лестницы, под-ножки и другие элементы» [1; 2]. Являясь нарушением установленных правил поведения на железнодорожном транспорте, в молодежной среде зацепинг позиционируется как популярное молодѐжное экстремальное увлечение, среди приверженцев которого сложились свой устав, традиции, негласные правила этики и язык обще-ния.
Изучение особенностей противодействия подростковому «зацепингу» предусматривает характеристику основных категорий, раскрывающих его социально-правовую природу и организационные основы осуществления.
Следует отметить, что в современной юриспруденции, в первую очередь, среди криминологов, продолжается дискуссия о содержании понятия «противодействие правонарушениям (преступлениям)», производных от него или связанных с ним категорий, а также касающихся различных антиобщественных явлений или правонарушений (коррупции, терроризму, экстремизму, безнадзорности несовершеннолетних и др.) – «профилактика», «борьба», «предупреждение» [3-5].
Исследователи указывают, что предмет теории противодействия правонарушени-ям сегодня составляют: категориальный аппарат; нормативно-правовое регулирова-ние; его виды, формы и уровни; субъекты и объекты данной деятельности; тактика противодействия правонарушениям; особенности предупреждения отдельных видов правонарушений.
Не вступая в полемику с ведущими представителями научного сообщества, сфор-мулировавшими основы теории противодействия правонарушениям (как преступле-ниям, так и административных правонарушений), для уточнения рассматриваемого нами понятия предлагаем применить нормативный подход. Его сущность состоит в анализе соответствующих понятий и их содержания, закрепленных в нормативных правовых актах и их дальнейшей интерпретации в контексте исследуемой дефиниции.
Так, изучение законодательных актов, регулирующих основы противодействия коррупции, терроризму и экстремизму и профилактики правонарушений в России показывает, что оно рассматривается как деятельность: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц; осуществляемая в пределах компетенции (для органов публичной власти) и имеющихся прав (для физических лиц и общественных организаций) соответствующих субъектов; проявляющаяся в профилактике, борьбе с правонарушениями и связанных с ними явлений и минимизации их последствий; урегулированная преимущественно нормами административного права [6, п. 2 ст.19; 7, п. 4 ст. 3; 8, п.2 ст. 2].
Интерпретируя содержание нормативных определений понятий «противодействие экстремизму», «противодействие коррупции» под противодействием подростковому трейнсерфингу («зацепингу») предлагается понимать деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и предприятий, обеспечивающих безопасность объектов транспортной инфраструктуры (в первую очередь, подвижного состава железнодорожного и городского электротранспорта), а также общественных организаций и отдельных граждан, направленную на профи-лактику (предупреждение) их причин и условий, выявление, предупреждение и пре-сечение случаев подготовки и совершения правонарушений, связанных с нарушение правил пользования подвижным составом и пребывания на объектах транспортной инфраструктуры. Охарактеризуем содержание элементов этого понятия.
- Профилактика (предупреждение) подросткового трейнсерфинга («зацепинга») представляет собой совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных действий, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения их совершения.
По нашему мнению, целями профилактики «трейнсерфинга» является ограниче-ние действия отрицательных явлений и процессов, опосредующих: развитие идео-логии «зацепинга» (например, его ложного позиционирования как доступного всем престижного среди молодежи экстремального вида досуга (спорта), высокой степе-ни монетизации связанного с ним контента, проявления «модной» молодежной альтернативной культуры); устранение детерминант противоправных деяний, сопутствующих «зацепингу» (нарушению правил пользования поездами, в том числе и допущение бесплатного проезда, пребывания на объектах транспортной инфра-структуры, размещению контента, пропагандирующего «зацепинг» в социальных сетях, невыполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, приведшее к такому антиобщественному поведению и др.); ликвидацию факторов, способствующих совершению административных правонарушений в микросреде лица, формирующих еѐ антиобщественную позицию и мотивацию преступного поведения (раз-общение групп подростков, занимающихся «зацепингом», изъятие пропагандирующего контента из открытого для несовершеннолетнего доступа, переориентация досуга подростка и др.); превентивное влияние на личность несовершеннолетних, которые по своему психологическому складу склонны к таким правонарушениям (например, для которых характерно рискованное и протестующее поведение, имеющих проблемы с социальной адаптацией, подверженных групповому влиянию и др.).
Основываясь на указанной цели, можно выделить следующие задачи профилактики «трейнсерфинга» («зацепинга»): выявление и анализ явлений, процессов, обстоятельств, выступающих детерминантами такого правонарушения (антиобщественного поведения); изучение факторов, приводящих к формированию личности подростка-экстремала и реализации его как личности; устранение или нейтрализация факторов, влияющих на занятие «трейнсерфингом» на индивидуальном уровне; воздействие на взрослых лиц, оказывающих негативное влияние на подростков, а также умышленно вовлекающих их в занятие «зацепингом» [9, c. 97].
В целом же, можно выделить три уровня профилактики «зацепинга»:
-
- общесоциальная профилактика, то есть предупредительная деятельность, осуществляемая в обществе в целом (например, повышение информированности граждан о вредности и опасных последствиях «зацепинга», а также мерах юридической ответственности за совершение противоправных действий, которые с ним связаны,
- обязательным привлечением возможностей социальной рекламы, ресурсов институтов гражданского общества; массовое вовлечение молодѐжи в занятие активными видами спорта и общественно-полезной деятельностью (например, «антизацеперских» групп (родительских, молодежных), осознанное обсуждение этой проблема-тики в моложеной среде (научных форумах, общественных обсуждениях, опросах, конкурсах (детских рисунков, видеороликов); блокирование Роскомнадзором (инициативно или по решению судов) групп и сообществ в соцсетях, посвященных «зацепингу» [10;11]; внедрение в практику мобильных приложений для предупрежде-ния детского травматизма на железнодорожном транспорте (например, «SafeTrain – Берегись поезда») [12]; улучшение материального состояния семей в целом и оказа-ния помощи тем из них, которые отнесены к находящимся в социально опасном по-ложении; разработка и реализация программ, способствующих социально-педагогической реабилитации лиц, совершивших правонарушения и др.); техниче-ское улучшение поездного состава (например, использование поездов, в конструк-ции которых отсутствуют выступающие элементы, что исключает возможность ее использования для «зацепинга») [13];
- профилактика в социальных группах и коллективах (постановка на учет и организация работы с группами несовершеннолетними антиобщественной направленности, в первую очередь их разобщение и переориентация; проведение коллективных профилактических бесед, тренингов, лекций как в молодежных коллективах, так и в группах подростков, вовлечѐнных в «зацеперство» с привлечением работников железной дороги и метрополитена, сотрудников полиции, педагогов и психологов, а также бывших «зацеперов» и их родителей (законных представителей); демонстрация
- группах тематических видеосюжетов; обучение подростков и их родителей навыкам выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; проведение инструктажей с несовершенно-летними, обучающимися в образовательных организациях, вблизи которых находятся объекты железнодорожного транспорта, по предупреждению травмирования и гибели детей, проверки у них знаний Правил безопасности в зоне движения поездов и др.);
- индивидуальная профилактика (работа с несовершеннолетними состоящими на профилактическом учете в ОВД, направленная на переориентирование его антиобщественного деструктивного рискованного поведения в социально нейтральное или общественно-полезное; обеспечение внеурочной занятости школьников, студентов, оказание помощи несовершеннолетнему в его адаптации в учебном коллективе, семье, других сообществах; проведение профилактических и информационных бесед с подростками о вреде «зацеперства» и его последствиях; содействие несовершеннолетним в трудоустройстве; вовлечение конкретного подростка в занятие видами спорта, связанных с высоким уровнем соревновательности и индивидуальностью победы и привлекательностью для молодежи (например, большой и настольный теннис, фехтование, сноубординг, стрельба из различных видов оружия, автогонки); обучение детей навыкам противостояния вовлечения в антиобщественную деятельность, неформальные группы; применение психологических и педагогических методик для профилактики аддитивного и девиантного поведения подростков и т.п.).
2. Выявление, предупреждение и пресечение случаев подготовки и совершения правонарушений, связанных с нарушение правил пользования подвижным составом и пребывания на объектах транспортной инфраструктуры. Эта составляющая про-тиводействия касается, прежде всего, определѐнного антиобщественного действия или правонарушения.
Так, под выявлением случаев подросткового трейнсерфинга («зацепинга») пред-лагается понимать деятельность уполномоченных должностных лиц, а также граж-дан, по получению сведений о поведении несовершеннолетнего или деятельности групп подростков, имеющих признаки этого явления, установлению факта его со-вершения или подготовки к нему [14]. По своему содержанию – это разновидность поиска, установления или фиксации фактических данных о соответствующем собы-тии, имеющем признаки как антиобщественного поведения или правонарушения, месте, времени его осуществления, составе участников и т.д.[16]
К способам выявления «зацепинга» относятся: непосредственное обнаружение уполномоченными лицами (например, сотрудниками полиции, работника ОАО «РЖД» и др.) несовершеннолетних, находящихся на крышах поездов, между вагонами или под ними, пребывающих на объектах транспортной инфраструктуры с нарушением правил, проникших в служебные помещения метрополитена и др.; использование возможностей камер видеонаблюдения, используемых для контроля за обстановкой на объектах транспорта или размещенных на подвижном составе; анализ результатов мониторинга социальных сетей, в которых содержаться предложения к участию в акциях «зацеперов», осуществляется пропаганда такого поведения, содержаться другие данные, такие как фото- и видеоматериалы, рекомендации и др.; изучение информации, предоставляемой инициативными группами граждан об известных случаях «зацепинга», признаках приготовления к ним (местах сбора, месте
- времени, приобретении экипировки, средств видеофиксации (например, экшн-камер), в том числе и полученная из закрытых форумов «трейнсерферов» и др.; ана-лиз материалов дел об административных правонарушениях, досудебной проверки, профилактических дел и публикаций в средствах массовой информации.
- свою очередь, предупреждение случаев «зацепинга» предусматривает разра-ботку и осуществления мероприятий, направленных на недопущения их совершения путем устранения причин и условий, которые его детерминируют [17].
Как правило, такие мероприятия предусматривают оперативное реагирование на имеющуюся у должностных лиц (полиции, служб безопасности объектов транспор-та) информацию и непосредственное воздействие на несовершеннолетнего или их группы, которые намереваются осуществить «зацепинг». Оказывая необходимое индивидуально-профилактическое воздействие, они побуждают подростка отка-заться от опасного для жизни и здоровья занятия, в случае совершения им сопут-ствующих правонарушений, проводят с ним работу в рамках законодательства о профилактике безнадзорности и профилактики правонарушений среди несовершен-нолетних. Под пресечением «зацепинга» подростков (как правонарушения) предла-гается понимать «…предусмотренные нормами права способы и средства психиче-ского или физического воздействия, применяемые уполномоченными на то долж-ностными лицами для прекращения объективно таких антиобщественных или про-тивоправных деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешатель-ства субъекта власти в действия (деятельность) нарушителя» [17, c.71].
Эти способы, как правило, определяются нормами административного законода-тельства, а их применение входит в компетенцию сотрудников полиции и других уполномоченных должностных лиц. Например, они могут проявляться в прямом требовании прекратить противоправное поведение, покинуть объект транспортной инфраструктуры; доставлении несовершеннолетних в служебное помещение терри-ториального органа внутренних дел или их задержании; применении мер обеспече-ния производства по делам об административных правонарушениях, а в случаях противодействия законным требованиям представителей власти – применении спе-циальных мер административного принуждения (физической силы или специаль-ных средств). Рассматривая систему субъектов противодействия подростковому «трейнсерфингу» («зацепингу»), следует исходить и понимания того, что в соответ-ствие с действующим законодательством в неѐ входят как государственные органы, так и общественные организации и граждане, которые целенаправленно осуществ-ляют на разных уровнях и в разных масштабах управления и планирования преду-предительной деятельности, выполнения профилактических мероприятий и имеют в связи с этим определенные права и обязанности и несут ответственность за дости-жение поставленной цели.
Так, безопасность на объектах железнодорожного транспорта обеспечивается различными государственными и негосударственными структурами (линейные под-разделения транспортной полиции, входящие в состав МВД России, Минтранс Рос-сии, ОАО «РЖД», МЧС России, ФСБ России, ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта» и другие субъекты), многочисленность которых порождает обострение конкуренции за статус ведущего субъекта обеспечения без-опасности в рассматриваемой сфере, что в свою очередь, с заметной регулярностью поднимает проблему организации взаимодействия между ними.
Центральное место в системе специальных субъектов профилактики подростко-вого «зацепинга» занимают ОВД в связи с тем, что они: непосредственно преду-преждают, выявляют и пресекают соответствующие правонарушения; являются ос-новным субъектом профилактики правонарушений несовершеннолетних, наделен-ным возможностями применять меры принудительного характера; противодейству-ют этому негативному явлению на всей территории РФ, имея в своей структуре подразделения по делам несовершеннолетних на транспорте, а также другие под-разделения и службы, обеспечивающие правопорядок на объектах транспорта; вза-имодействуют со всеми другими субъектами противодействия подростковому «за-цепингу»; осуществляют предупреждение и пресечение случаев «трейнсерфинга», используя при этом широкий арсенал методов и средств, в том числе оперативно-поисковых; обеспечивают организацию научное сопровождение деятельности по противодействию «зацепингу» и подготовку соответствующих специалистов; име-ют возможность освещения работы полиции, проводимой в этом направлении с привлечением ведомственных средств массовой информации [18; 19].
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение роли общественности в проти-водействии «зацепингу». В частности, еѐ возможности используются для: монито-ринга закрытых групп «тренйсерферов» и получения информации о готовящихся или свершившихся фактах «зацепинга», их участниках, а также размещенных в них материалах; участия в публичном обсуждении проектов нормативных правовых ак-тов, направленных на противодействие «зацепингу»; проведения профилактической работы среди несовершеннолетних, с привлечением бывших «зацеперов», их род-ственников; создания и распространении социальной рекламы, организации просве-тительской работы среди школьников, соответствующих конкурсов и акций; уча-стия в рейдах и профилактических операциях по выявлению фактов «зацепинга», а также лиц, которые им увлекаются; публичного осуждения этого негативного явле-ния в социальных сетях, средствах массовой информации и др.
Таким образом, противодействие подростковому «трейнсерфингу» является сложной проблемой, в решении которой участвует значительное число субъектов: от государственных органов до представителей общественности.
Преодолении этого негативного явления предусматривает широкую профилактическую работу, целью которой является осознанный отказ подростка от экстремального увлечения, угрожающего его жизни и здоровью, подкрепленный позитивными изменениями в его личности и осознанием своего места в обществе.
Список литературы:
- Что такое зацепинг и чем он грозит [Электронный ресурс]. – URL: http://mo-balkanskiy.ru/?p=8521
- О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.17 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Россий-ской Федерации об административных правонарушениях» (об усилении административной ответ-ственности за нарушения правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, а также об уточнении пределов штрафов для граждан): Законопроект № 23603-8, пояснительная записка [Элек-тронный ресурс]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/23603-8. (дата обращения: 10.03.2023)
- Алексеева А. П., Бабошкин П. И. Понятие противодействия преступности // ЮП. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-protivodeystviya-prestupnosti (дата обращения: 10.03.2023).
- Кирюхин В.А. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: теоретико-правовые основы и направления совершенствования: автореф. дисс… канд. юрид. наук: 12.00.14, Москва, 2018. – 36 с.
- Козаченко И.Я. Модели противодействия преступности: уголовно-правовой и криминологический аспекты // Общество и право. 2018. №1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-protivodeystviya-prestupnosti-ugolovno-pravovoy-i-kriminologicheskiy-aspekty
- О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».
- О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».
- Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».
- Федунина Н. Ю. Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена зацепинга) // Психологическая наука и образование. – 2016. – Том 8. – №1. – С. 96-104.
- Роскомнадзор признал зацеперов самоубийцами [Электронный ресурс]. – URL: /https://primamedia.ru/news/559416/(дата обращения: 10.03.2023).
- Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022, С.143-133.
- Мобильное приложение «Берегись поезда – Safe Train» [Электронный ресурс]. – URL: https://pddrb.ru/mobilnoe-prilozhenie-beregis-poezda-safe-train (дата обращения: 10.03.2023)
- «ЦППК» планирует закупить еще шесть электропоездов в Подмосковье до конца года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax-russia.ru/center/novosti-podmoskovya/cppk-planiruet-zakupit-eshche-shest-elektropoezdov-v-podmoskove-do-konca-goda (дата обращения: 10.03.2023).
- Выявление и расследование преступлений [Электронный ресурс]. – URL: https://alekssandr.jimdofree.com (дата обращения: 10.03.2023).
- Бертовский Л.В. Выявление преступлений, связанных с нарушением правил экономической дея-тельности // Академическая мысль. 2018. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-prestupleniy-svyazannyh-s-narusheniem-pravil-ekonomicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.03.2023).
- О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с «Инструкци-ей о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 [Электронный ресурс] // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».
- Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного поряд-ка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. По-пов, Л.М. Розин. – М., 1987. – 75 c.
- Типовое положение о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на желез-нодорожном, водном и воздушном транспорте: приказ МВД России от 15.06.2011 № 636 [Электронный ресурс] // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант»/
- Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов опе-ративного обслуживания: приказ МВД России от 28.03.2015 № 381 [Электронный ресурс] // Доступ из справ. — правовой системы «Гарант».
Zabroda D.G., Elamkov A.A. The concept, content and actors involved in countering teenage trainsurfing // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 104–111.
The article actualizes the issue of counteracting such a negative hobby of timely teenagers as «trainsurf-ing» («hooking»). The main approaches to understanding the category of «counteraction to offenses» in juris-prudence and domestic legislation are considered. Taking into account the analysis of scientific publications and regulatory material, it is proposed to understand the activities of state bodies, local governments, organiza-tions and enterprises that ensure the safety of transport infrastructure facilities (primarily rolling stock of rail-way and urban electric transport), and as well as public organizations and individual citizens aimed at prevent-ing (preventing) their causes and conditions, identifying, preventing and suppressing cases of preparation and commission of offenses related to violation of the rules for using rolling stock and staying at transport infra-structure facilities. The system of subjects counteracting «hooking» (general, special), the levels of prevention of this type of antisocial behavior, methods for detecting, preventing and suppressing cases of preparation and commission of offenses related to «hooking», etc. are characterized. Attention is drawn to the need for a com-plex impact on the factors that determine the behavior of adolescents involved in the movement of «hooks», the perception by young people of such behavior as «fashionable», not punishable, monetized, including by increasing legal education, using the possibilities of public response, as well as attraction of modern infor-mation and telecommunication technologies.
Key words: hooking, trainsurfing, counteraction, transport offenses, transport infrastructure facilities, elec-tric transport, prevention.
Spisok literatury:
1. Chto takoe zaceping i chem on grozit [E`lektronny`j resurs]. – URL: http://mo-balkanskiy.ru/?p=8521
2. O vnesenii izmenenij v stat`i 3.5 i 11.17 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativny`x prav-onarusheniyax i stat`yu 1 Federal`nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob ad-ministrativny`x pravonarusheniyax» (ob usilenii administrativnoj otvetstvennosti za narusheniya pravil povedeniya grazhdan na zheleznodorozhnom transporte, a takzhe ob utochnenii predelov shtrafov dlya gra-zhdan): Zakonoproekt № 23603 -8, poyasnitel`naya zapiska [E`lektronny`j resurs]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/23603-8. (data obrashheniya: 10.03.2023)
3. Alekseeva A. P., Baboshkin P. I. Ponyatie protivodejstviya prestupnosti // YuP. 2008. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-protivodeystviya-prestupnosti (data obrashheniya: 10.03.2023).
4. Kiryuxin V.A. Administrativnaya deyatel`nost` policii po profilaktike pravonarushenij nesovershennoletnix: teoretiko -pravovy`e osnovy` i napravleniya sovershenstvovaniya: avtoref. diss… kand. yurid. nauk: 12.00.14, Moskva, 2018. – 36 s.
5. Kozachenko I.Ya. Modeli protivodejstviya prestupnosti: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty` //
Obshhestvo i pravo. 2018. №1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-protivodeystviya-
prestupnosti-ugolovno-pravovoy-i-kriminologicheskiy-aspekty (data obrashheniya: 10.03.2023).
6. O protivodejstvii korrupcii: Federal`ny`j zakon Rossijskoj Federacii ot 25.12.2008 g. № 273-FZ [E`lektronny`j resurs] // Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Garant».
7. O protivodejstvii terrorizmu: Federal`ny`j zakon Rossijskoj Federacii ot 06.03.2006 g. № 35-FZ [E`lektronny`j resurs] // Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Garant».
8. Ob osnovax sistemy` profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii: Federal`ny`j zakon ot 23.06.2016
- 182-FZ [E`lektronny`j resurs] // Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Garant».
9. Fedunina N. Yu. Principy` psixologicheskoj profilaktiki travmatizma na transporte (na primere fenomena zacepinga) // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. – 2016. – Tom 8. – №1. – S. 96-104.
10. Roskomnadzor priznal zaceperov samoubijczami [E`lektronny`j resurs]. – URL:
/https://primamedia.ru/news/559416/(data obrashheniya: 10.03.2023).
- Zashhita prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2021 godu: Gosudarstvenny`j doklad. – M.: Feder-al`naya sluzhba po nadzoru v sfere zashhity` prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2022, S.143-133.
- Mobil`noe prilozhenie «Beregis` poezda – Safe Train» [E`lektronny`j resurs]. – URL: https://pddrb.ru/mobilnoe-prilozhenie-beregis-poezda-safe-train (data obrashheniya: 10.03.2023)
- «CzPPK» planiruet zakupit` eshhe shest` e`lektropoezdov v Podmoskov`e do koncza goda [E`lektronny`j resurs]. – URL: https://www.interfax-russia.ru/center/novosti-podmoskovya/cppk-planiruet-zakupit-eshche-shest-elektropoezdov-v-podmoskove-do-konca-goda (data obrashheniya: 10.03.2023)
- Vy`yavlenie i rassledovanie prestuplenij [E`lektronny`j resurs]. – URL: https://alekssandr.jimdofree.com
- Bertovskij L.V. Vy`yavlenie prestuplenij, svyazanny`x s narusheniem pravil e`konomicheskoj deyatel`nosti // Akademicheskaya my`sl`. 2018. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-prestupleniy-svyazannyh-s-narusheniem-pravil-ekonomicheskoy-deyatelnosti.
- O deyatel`nosti organov vnutrennix del po preduprezhdeniyu prestuplenij (vmeste s «Instrukciej o deyatel`nosti organov vnutrennix del po preduprezhdeniyu prestuplenij»): Prikaz MVD Rossii ot 17.01.2006 № 19 [E`lektronny`j resurs] // Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Garant».
- Popov L.L. Pravovaya osnova administrativno-prinuditel`ny`x mer oxrany` obshhestvennogo poryadka // Pravovy`e osnovy` obespecheniya obshhestvennogo poryadka: Uchebnoe posobie / V.V. Lazarev, L.L. Popov, L.M. Rozin. – M., 1987. – 75 c.
- Tipovoe polozhenie o linejnom otdele Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii na zheleznodorozhnom, vodnom i vozdushnom transporte: prikaz MVD Rossii ot 15.06.2011 № 636 [E`lektronny`j resurs] // Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Garant»/
- Ob organizacii vzaimodejstviya territorial`ny`x organov MVD Rossii na zheleznodorozhnom, vodnom i vozdushnom transporte s iny`mi territorial`ny`mi organami MVD Rossii i razgranichenii ob«ektov opera-tivnogo obsluzhivaniya: prikaz MVD Rossii ot 28.03.2015 № 381 [E`lektronny`j resurs] // Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Garant».