Понятие правоохранительной деятельности

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Понятие правоохранительной деятельности

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 152–160.

УДК 340.1

ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сибгатуллин Ф. С.

Уральский округ войск национальной гвардии Российской Федерации

    • настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует легальное толкование понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган». Отсутствие четко определенных критериев правоохранительных органов породили в юридической науке дискуссию относительно самой системы правоохранительных органов. Охрана общественного порядка
  • безопасности в государстве, а также защита прав и свобод человека и гражданина, противодействие правонарушениям являются главными задачами государства, в решении которых принимают участие правоохранительные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

По мнению автора, под правоохранительной деятельностью следуют понимать разновидность государственной деятельности, осуществляемой специализированными органами государственной власти с целью обеспечения охраны права, с использованием мер государственного принуждения на основании закона и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительный орган, правоохранительная сфера, охрана общественного порядка, законность, правопорядок.

Необходимость теоретического осмысления современных проблем организации

  • осуществления государственной власти и места в ней правоохранительной деятельности приобретает важное значение на этапе реформирования и постепенного развития российского государства. Этот процесс требует существенного совершенствования деятельности государственного аппарата в направлении реализации принципов верховенства права и закона.

Государственная деятельность охватывает наиболее важные сферы жизни

гражданского общества. От эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом в первую очередь зависит решение задач, связанных с экономическим, политическим, социальным развитием страны. Вопросы касающиеся обороноспособности государства и обеспечения национальной безопасности также находятся в корреляционной зависимости от слаженной работы государственных органов и в частности от государственных служащих, обладающих особым правовым положением [1, с. 183]. Как сложное системное явление государственная деятельность включает целый ряд подсистем, а именно хозяйственную, внешнеполитическую, законотворческую деятельность и др.

Охрана общественного порядка и безопасности в государстве, противодействие правонарушениям, а также защита прав и свобод человека и гражданина, составляют главную задачу государства [2, с. 80]. В Конституции Российской Федерации отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью их признание, соблюдение и защита – обязанность государства [3]. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они непосредственно действующие, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Необходимо отметить, что в той или иной степени, в решении задач в правоохранительной сфере задействованы практически все органы государственной

Сибгатуллин Ф. С.

власти. Вместе с тем государственные органы решают основные задачи по различным направлениям деятельности в экономической, социальной, политической сферах, в сфере внешней политики и др. Наряду с решением основных задач, ряд государственных органов выполняет функции по охране общественного порядка и обеспечению безопасности, которые для них являются второстепенными [4].

Целенаправленным обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями занимается определенный круг государственных органов, которые специально созданы для выполнения функций правоохранительной деятельности и, соответственно, именуются правоохранительными.

Основными направлениями деятельности таких органов являются достижение целей и задач в правоохранительной сфере, регламентированной требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоохранительные органы занимают особое положение в системе государственных органов и играют важную роль, выступая гарантом стабильности в обществе и государстве. В зависимости от целей и задач, стоящих перед государством, в то или иной исторической обстановке состав правоохранительных органов может меняется.

Понятие «правоохранительный орган» в юридической литературе не находит однозначного определения и является дискуссионным. Отсутствие единого мнения по данной проблематике, как нам видится обусловлено тем обстоятельством, что в законодательных актах Российской Федерации до настоящего времени отсутствует легальное толкование данного понятия, несмотря на то, что оно применяется в законодательных и подзаконных актах Российской Федерации.

Кроме того, законодательство Российской Федерации не определяет такое понятие как «система правоохранительных органов», хотя о ней упоминается в ст. 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Указанный закон устанавливает, что таможенные органы входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации [5]. Однако же, система правоохранительных органов Российской Федерации ни в одном из законодательных актов не раскрывается.

  • отечественной теории государства, установленные на основе комплексных научных исследований критериальные признаки, позволяют определить характерные черты правоохранительной деятельности и правоохранительных органов. Здесь уместно перейти к учебным пособиям, в которых авторы раскрывают свою, отличную от других точку зрения, чем вносят неопределенность в понятийный аппарат.

По мнению ряда авторов учебника «Правоохранительные органы» под ред. В. П. Божьева, правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.» [6, с. 14].

Авторы курса лекций В. Г. Гриб и А. В. Мелехин определили

153

Понятие правоохранительной деятельности

правоохранительные органы как обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу государственных и негосударственных органов [7, с. 19].

А. А. Чувилев и Ан. А. Чувилев рассматривают правоохранительные органы как специальные органы, которые государство создает для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций и для которых правоохранительная деятельность является главной [8, с. 19].

Ю. А. Лукичев и С. И. Вахмистрова определяют правоохранительные органы как специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью [9, с. 8].

Ряд исследователей под правоохранительными органами понимают специально уполномоченные органы государства, реализующие функции по охране законности

  • правопорядка, защите прав и свобод человека, борьбе с преступностью. Правоохранительный орган – это специальный государственный орган, который наделен специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности [10, с. 18].
    • качестве основного признака правоохранительного органа большинство авторов выделяют его принудительный характер деятельности и в этой связи под правоохранительными органами понимают государственные органы, и общественные организации главной задачей которых является обеспечение законности и правопорядка, защита интересов и прав граждан, трудовых коллективов, организаций, общества и государства, предупреждение и пресечение правонарушений. В своей деятельности правоохранительные органы применяют к нарушителям законности и правопорядка меры государственное принуждение или общественного воздействия [11, с. 22].
    • научной литературе также высказывалось мнение, что правоохранительный орган – это орган государственной власти, обладающий обязанностями и правами по осуществлению правоохраны, проводимой в определенной процессуальной форме [12, с. 17].

Правоохранительную деятельность можно рассмотреть в двух аспектах, узком и широком. В узком аспекте правоохранительная деятельность, это деятельность специализированного государственно органа, созданного для реализации функций по обеспечению государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В широком контексте, правоохранительную деятельность можно определить как деятельность, субъектами которой выступают общественные объединения правоохранительной направленности, частные охранные организации, нотариальные конторы, адвокатура, добровольные народные дружины и др.

    • настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования государственных органов, и прослеживается тенденция к оптимизации их деятельности, перераспределению функций между государственными органами. Актуальность проблемы реорганизации государственных органов обусловлена в

первую очередь изменениями, происходящими в мире и стране характеризующимися сложными социально-экономическими и политическими

Сибгатуллин Ф. С.

условиями. В этих условиях наиболее остро стоят вопросы противодействия международной и организованной преступности, терроризму, экстремизму и др.

  • отечественной теории государства и права, правоохранительную функцию государства, как правило, относят к внутренним функциям государства. Государственные органы участвующие в реализации правоохранительной функции исследователи также относят к внутренней сфере государства.

Необходимо отметить, что на современном этапе государственного развития за счет реализации правоохранительной функции достигаются цели и задачи государства внешнего характера. В этой связи создаются соответствующие государственные органы, которые занимаются решением как внутренних, так и внешних проблем. Ярким тому примером могут служить созданные в 2016 году войска национальной гвардии, которые в настоящее время принимают активное участие в мероприятиях по охране общественного порядка, борьбе с противоправными деяниями, в обеспечении государственной защиты граждан внутри страны, а также решают внешние задачи государства.

Так, в течении длительного времени войска национальной гвардии совместно с армейским контингентом и в составе отрядов военной полиции на территории Сирии принимают участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом. Также личный состав Росгвардии в настоящее время принимает участие в проводимой Российской Федерацией специальной военной операции с целью ее денацификации и демилитаризации.

Необходимо отметить, что за счет осуществления правоохранительной функции государства решаются задачи не только в правоохранительной области, но и в других сферах общественных отношений. К примеру, органы внутренних дел участвуют в реализации экономической функции, которая выражается в контроле за предпринимательской деятельностью. Или подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляя контрольно-надзорные полномочия в сфере оборота оружия, по своей сути реализуют социальную функцию государства. Подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии, оказывая услуги физическим и юридическим лицами на договорной основе, участвуют в осуществлении как экономической, так и социальной функции государства. Сотрудники правоохранительных органов задействованные в сфере защиты окружающей среды принимают участие в реализации экологической функции государства. В рамках осуществления политической функции государства правоохранительные органы задействуются для обеспечения правопорядка при проведении различных политических акций.

По мнению автора, к правоохранительным органам государства в настоящее время можно отнести: органы прокуратуры и юстиции, Министерство внутренних дел, военную полицию Министерства обороны, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу войск национальной гвардии, Следственный комитет, а также судебные органы. Основными задачами всех вышеперечисленных государственных органов является защита прав и свобод человека и гражданина, общества и государства, а также противодействие преступности. Указанные органы несут правоохранительную службу, которая «представляет собой вид государственной службы, где на профессиональной основе

решаются задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан,

155

Понятие правоохранительной деятельности

собственности» [13, с. 32].

Следует отметить, что дискуссионным до сих пор остается вопрос о том, являются ли суды правоохранительными органами. На основании ряда признаков суд не относят к правоохранительным органам государства, отмечая при этом, что суд является особой ветвью власти и осуществляет особую функцию – правосудие, которую согласно Конституции, иным органам выполнять запрещено. Впрочем, исходя из другого утверждения о том, что суд является правовой гарантией законности и обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина, можно сделать вывод, что именно суд является главным правоохранительным органом. Нередко именно суд посредством принятия судебных актов «подводит итог» всей работы органов правоохраны, а иногда и сам дает оценку их деятельности [14, с. 149].

Условность вышеприведенного перечня правоохранительных органов объясняется прежде всего тем, что законодательно четко не определены такие правовые категории как «правоохранительный орган» и «правоохранительная деятельность». Данные понятия требует легального толкования. При этом, по мнению автора, правоохранительную деятельность наиболее рационально рассматривать через призму целей и основных задач тех органов, которые осуществляют такую деятельность, их функций и предоставленных законодательством им полномочий для выполнения возложенных на них обязанностей, отчего и зависит роль и место правоохранительного органа в механизме реализации правоохранительной функции государства.

Согласно определения, данного в словаре С. И. Ожегова цель – это «предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить» [15, с. 854]. Относительно целей правоохранительных органов в юридической литературе имеется несколько точек зрения.

Так, А. П. Рыжаков считает, что в деятельности правоохранительных органов необходимо выделять цели непосредственные и цели государственного масштаба. К непосредственным целям правоохранительного органа указанный автор относит обеспечение и защиту (охрану): нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления; нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; общественного строя Российской Федерации; установленных системы хозяйства и собственности; порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов.

Кроме того, А. П. Рыжаков относит к непосредственным целям обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве в том смысле, чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности. По мнению указанного автора цели, совпадающие с целью всего государства и общества, являются целями высокого уровня, выраженные в укреплении законности и правопорядка; предупреждении совершения преступлений и иных правонарушений; исправлении

Сибгатуллин Ф. С.

осужденных; правовом и нравственном воспитании граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц [16].

По мнению Н. В. Бугеля основной целью правоохранительного органа является обеспечение надлежащей защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц [17, с. 55]. С точки зрения С. М. Кузнецова главная цель правоохранительных органов заключается в профилактике, выраженной в предупреждении и недопущении правонарушений, а также в охране общественного порядка [18, с. 130].

Так как согласно Конституции РФ, основной обязанностью государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, то главной задачей правоохранительных органов Российской Федерации должна быть практическая реализация гарантий выполнения государством указанной обязанности.

Таким образом цель правоохранительной деятельности – это обеспечение законности и правопорядка, охрана и защита прав (свобод) человека и гражданина. Достижение указанной цели и решение задач правоохранительной деятельности в значительной мере и есть реализация правоохранительной функции государства.

  • основу разграничения правоохранительных органов необходимо положить функциональный критерий, в соответствии с которым классифицировать правоохранительные функции как основные и второстепенные. К основным правоохранительным функциям необходимо отнести те направления деятельности правоохранительного органа, которые напрямую связаны с противодействием правонарушениям и преступностью, которые влекут за собой юридическую ответственность. К таким функциям относятся: 1) профилактическая работа; 2) правозащитная деятельность; 3) обеспечение охраны общественного порядка и безопасности; 4) ресоциализационная деятельность; 5) оперативно-розыскная деятельность; 6) расследование преступлений; 7) рассмотрение дел в судах; 8) рассмотрение дел об административных правонарушениях; 9) выполнение приговоров, решений, постановлений и постановлений судов, постановлений органов дознания и досудебного следствия и прокуроров.

Выполнение вышеуказанных функций требует специфического правового, организационного, кадрового, информационного, материально-технического, финансового, научного и другого обеспечения, что обуславливает необходимость создания специальных служб обеспечения.

К второстепенным правоохранительным функциям следует отнести: 1) контрольно-надзорную; 2) разрешительную (предоставление разрешений на осуществление определенной деятельности, в т. ч. предпринимательской, или совершение определенных действий); 3) праворазъяснительную (в т. ч. предоставление правовой помощи); 4) аналитическую или методическую; 5) информационную (информирование других государственных органов, в т. ч. правоохранительных); 6) нормотворческую (с правом издания актов межведомственного характера); 7) координационную.

Рассматривая полномочия органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, следует отметить, что должностным лицам всех этих органов предоставлено право предъявлять обязательные требования по пресечению

157

Понятие правоохранительной деятельности

правонарушений, входить в соответствующие помещения, право иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, право беспрепятственно и безвозмездно получать их или изымать принудительно. Лишь иногда эти права ограничиваются определенными условиями.

Наряду с охраной законности и правопорядка в задачи правоохранительной деятельности входит обеспечение защиты и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов лица, материальных и духовных интересов общества, защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

По содержанию правоохранительная деятельность является многоаспектной, за счет чего осуществляется реализация разнообразных функций, к которым можно отнести: оказание правовой помощи, предварительное расследование преступлений, прокурорский надзор, отправление правосудия, производство судебного контроля. За счет реализации вышеуказанных функций достигаются цели в правоохранительной сфере: производится устранение нарушений конституционных норм; осуществляется справедливое рассмотрение различных категорий дел в судах;

  • ходе прокурорского надзора выявляются и устраняются нарушения законности; раскрываются преступления с последующим привлечением к ответственности виновных лиц и др.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность, которая: направлена на охрану прав от различных нарушений; может осуществляться не любым способом, а только через применение нормативно-правовых актов; должна соответствовать предписаниям материального закона, так как отклонение от требований закона считается актом незаконным, несовместимым с охраной прав и свобод человека; реализуется с соблюдением определенных, установленных в процессуальном законе процедур, следствием нарушения которых может быть признание решения незаконным и не имеющим юридической силы; напрямую связана с применением мер государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих право; осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами (преимущественно квалифицированными специалистами, обладающими особыми полномочиями и имеющими в своем распоряжении необходимые для выполнения задач материальные и технические средства).

Таким образом, под правоохранительной деятельностью следуют понимать

разновидность государственной деятельности, осуществляемой специализированными органами государственной власти с целью обеспечения охраны права, с использованием мер государственного принуждения на основании закона и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Список литературы:

  1. Бутов С. В. Правовое положение государственных служащих: общее и различное (на примере

Федеральной службы войск национальной гвардии РФ) / С. В. Бутов, Г. Н. Крижановская, Д. А. Никонов // Государственная служба Российской Федерации: поиск эффективной модели, правовые и управленческие аспекты: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, Пушкин, 07 февраля 2022 года. – Санкт-Петербург: Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний», 2022. – С. 183–190.

  1. Дерюгин А. А. Теоретико-правовая модель института прав человека и гражданина в России как основы его конституционно-правового статуса / А. А. Дерюгин, Д. А. Никонов, С. В. Бутов //

Сибгатуллин Ф. С.

Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 9(172). – С. 80–82.

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.06.2023).
  2. Сибгатуллин, Ф. С. Общественный порядок и общественная безопасность в Российской Федерации: проблемы определения понятий и роль войск национальной гвардии в их обеспечении (теоретико-правовой аспект) / Ф. С. Сибгатуллин // Правопорядок: история, теория, практика. – 2022. – № 3(34). – С. 14–20.
  3. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 N 114-ФЗ // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения:

13.06.2023).

  1. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. П. Божьева. М., 1997. –
  2. с.
  3. Гриб В. Г., Мелехин А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: курс лекций, 2008. –
  4. с.
  5. Чувилев А. А., Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы: учеб. пособие. М., 2000. – 174 с.
  6. Лукичев Ю. А., Вахмистрова С. И. Правоохранительные органы Российской Федерации: курс лекций. СПб., 2003. – 375 с.
  7. Правоохранительные органы: учеб. пособие / под ред. С. Л. Лонь. Томск, 2004. – 487с.

11. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. М. Семенова, В. А. Байдукова. М., 2008. – 319 с.

  1. Правоохранительные органы: учебник / под ред. О. А. Галустьяна, А. П. Кизлыка. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. – 314 с.
  2. Бутов С. В. Эволюция нравственного воспитания военнослужащих войск правопорядка (от войск НКВД СССР до войск национальной гвардии Российской Федерации) / С. В. Бутов, Ф. С. Сибгатуллин // Актуальные проблемы науки (ко Дню российской науки): сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 08 февраля 2023 года. – Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2023. – С. 31–39.
  3. Семикин Д. С. Роль суда в правоохранительной политике / Д. С. Семикин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2011. – № 4. – С. 149.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс; Мир и образование, 2006. – 894 с.
  5. Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. / Подготовлен для системы «Консультант Плюс.2015» (дата обращения: 12.08.2022).
  6. Бугель Н. В. Совершенствование правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект) // Вестник СПБу МВД России, 2012. – №2 (54). С. 54–58.
  7. Кузнецов С. М. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел (административно-правовые аспекты): Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1997. – 153 с.

Sibgatullin F.S. The concept of law enforcement // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 152–160.

Currently, there is no legal interpretation of the concepts of «law enforcement activity» and «law enforcement agency» in the regulatory legal acts of the Russian Federation. The lack of clearly defined criteria for law enforcement agencies has given rise to a discussion in legal science about the law enforcement system itself. The protection of public order and security in the state, as well as the protection of human and civil rights and freedoms, counteraction to offenses is the main task of the state, which are addressed by law enforcement agencies, for which law enforcement is the main activity.

According to the author, law enforcement activity should be understood as a kind of state activity carried out by specialized state authorities in order to ensure the protection of law, using state coercion measures on the basis of the law and with strict observance of the procedure established by it.

Keywords: law enforcement, law enforcement agency, law enforcement sphere, legality, law and order. Spisok literatury:

  1. Butov S. V. Pravovoe polozhenie gosudarstvennyh sluzhashchih: obshchee i razlichnoe (na primere Feder-al’noj sluzhby vojsk nacional’noj gvardii RF) / S. V. Butov, G. N. Krizhanovskaya, D. A. Nikonov // Gosudar-stvennaya sluzhba Rossijskoj Federacii: poisk effektivnoj modeli, pravovye i upravlencheskie aspekty: Sbornik materialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, Pushkin, 07 fevralya 2022 goda. – Sankt-Peterburg: Federal’noe kazennoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya

«Sankt-Peterburgskij universitet Federal’noj sluzhby ispolneniya nakazanij», 2022. – S. 183–190.

  1. Deryugin A. A. Teoretiko-pravovaya model’ instituta prav cheloveka i grazhdanina v Rossii kak osnovy ego

159

Понятие правоохранительной деятельности

konstitucionno-pravovogo statusa / A. A. Deryugin, D. A. Nikonov, S. V. Butov // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. – 2022. – № 9(172). – S. 80–82.

  1. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: prinyata vsenarodnym golosovanie 12 dekabrya 1993 goda.: (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode ob-shcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 // SPS «Konsul’tant plyus». – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 13.06.2023).
  2. Sibgatullin, F. S. Obshchestvennyj poryadok i obshchestvennaya bezopasnost’ v Rossijskoj Federacii: prob-lemy opredeleniya ponyatij i rol’ vojsk nacional’noj gvardii v ih obespechenii (teoretiko-pravovoj aspekt) / F. S. Sibgatullin // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. – 2022. – № 3(34). – S. 14–20.
  3. Federal’nyj zakon «O sluzhbe v tamozhennyh organah Rossijskoj Federacii» ot 21.07.1997 N 114-FZ // SPS

«Konsul’tant plyus». – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 13.06.2023).

  1. Pravoohranitel’nye organy Rossijskoj Federacii: uchebnik / pod red. V. P. Bozh’eva. M., 1997. – 422 s.
  2. Grib V. G., Melekhin A. V. Pravoohranitel’nye organy Rossijskoj Federacii: kurs lekcij, 2008. – 420 s.
  3. CHuvilev A. A., CHuvilev An. A. Pravoohranitel’nye organy: ucheb. posobie. M., 2000. – 174 s.
  4. Lukichev YU. A., Vahmistrova S. I. Pravoohranitel’nye organy Rossijskoj Federacii: kurs lekcij. SPb., 2003. – 375 s.
  5. Pravoohranitel’nye organy: ucheb. posobie / pod red. S. L. Lon’. Tomsk, 2004. – 487s.
  6. Pravoohranitel’nye organy Rossijskoj Federacii: uchebnik / pod red. V. M. Semenova, V. A. Bajdukova. M., 2008. – 319 s.
  7. Pravoohranitel’nye organy: uchebnik / pod red. O. A. Galust’yana, A. P. Kizlyka. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2005. – 314 s.
  8. Butov S. V. Evolyuciya nravstvennogo vospitaniya voennosluzhashchih vojsk pravoporyadka (ot vojsk NKVD SSSR do vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii) / S. V. Butov, F. S. Sibgatullin // Aktual’nye problemy nauki (ko Dnyu rossijskoj nauki): sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Saratov, 08 fevralya 2023 goda. – Saratov: Federal’noe gosudarstvennoe kazennoe voennoe obra-zovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Saratovskij voennyj ordena ZHukova Krasnoznamennyj institut vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii», 2023. – S. 31–39.
  9. Semikin D. S. Rol’ suda v pravoohranitel’noj politike / D. S. Semikin // Pravovaya politika i pravovaya zhizn’. – 2011. – № 4. – S. 149.
  10. Ozhegov S. I. Slovar’ russkogo yazyka / Pod obshch. red. L.I. Skvorcova. M.: Oniks; Mir i obrazovanie, 2006. – 894 s.
  11. Ryzhakov A. P. Pravoohranitel’nye organy: Uchebnik dlya vuzov. 4-e izd. / Podgotovlen dlya sistemy

«Konsul’tant Plyus.2015» (data obrashcheniya: 12.08.2022).

  1. Bugel’ N. V. Sovershenstvovanie pravoohranitel’noj deyatel’nosti (organizacionno-pravovoj aspekt) // Vestnik SPBu MVD Rossii, 2012. – №2 (54). S. 54–58.
  2. Kuznecov S. M. Pravoohranitel’naya deyatel’nost’ organov vnutrennih del (administrativno-pravovye aspekty): Diss. … kand. yurid. nauk. M., 1997. – 153 s.

.