JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION:
Шишова О. П.
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 287 – 293.
УДК 343.9
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
Шишова О. П.
ООО «Научно-исследовательский центр проектирования и историко-культурных экспертиз»
Статья посвящена определению понятия культурного наследия как объекта, охраняемого государ-ством уголовно-правовыми средствами. Действующее уголовное законодательство не определяет культурное наследие в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Отдельные его нормы, устанавливающие ответственность за преступления, посягающие на объекты культурного наследия и культурные ценности в целом, являются бланкетными. При этом несовершенство и проти-воречивость положений бланкетных нормативно-правовых актов приводит к трудностям квалифика-ции такого рода деяний и ошибкам в правоприменительной практике. На основании системного анали-за законодательства в сфере культуры установлено, что государственная охрана направлена на немате-риальные (духовное культурное наследие) и материальные объекты культурного наследия. В качестве объекта уголовно-правовой охраны выступает не все культурное наследие, как элемент культурных ценностей, а только его материальная составляющая. Сделан вывод, что под культурным наследием, как объектом уголовно-правовой охраны, следует понимать совокупность объектов материального культурного наследия (движимых, недвижимых и иных объектов, возникших в результате историче-ских событий и имеющих культурную ценность) и общественных отношений, возникающих в связи с их сохранением и использованием. Предложенное определение позволяет установить конкретный круг объектов и связанных с ними общественных отношений, подлежащих охране со стороны государства уголовно-правовыми средствами.
Ключевые слова: культурные ценности, культурное наследие, уголовно-правовая охрана, объект, преступление.
Значение культуры для существования и устойчивого развития любого общества сложно переоценить. Как справедливо указывает Л.Р. Клебанов, «сбережение, ува-жение и преумножение национальной культуры является стратегически важной за-дачей обеспечения национальной безопасности России, однако разрушительный потенциал угроз национальной безопасности в сфере культуры в настоящее время в России недооценивается» [1, c. 9]. Без знания прошлого и сбережения культурного наследия у общества нет будущего.
Безусловная ценность культурного наследия для общества определяет необходи-мость его защиты от различных противоправных посягательств. Общественная опасность преступлений, посягающих на культурное наследие, определяется тем потенциальным вредом, который в результате их совершения может быть причинен как самому культурному наследию, так и общественным отношениям, складываю-щимся в сфере его сохранения.
Категория объект уголовно-правовой охраны имеет общесоциальное значение, определяя общих представление о круге общественных отношений, подлежащих охране и защите уголовным законом [2, c. 64-65]. Объект уголовно-правовой охра-ны может существовать и независимо от фактически совершаемых преступных по-сягательств, в отличие от объекта преступления, характеризующего то, на что пося-гает деяние, предусмотренное конкретной уголовно-правовой нормой [3, c. 243]. Объект уголовно-правовой охраны выступает то, что охраняет государство уголов-
287
Шишова О. П.
но-правовыми средствами [4, c. 15]. Конкретные общественные отношения как объ-ект преступления, т.е. то, на что посягает лицо при совершении преступления, опре-деляются указанием на них в названиях разделов, глав и отдельных статьях голов-ного закона. Четкое определение культурного наследия как объекта уголовно-правовой охраны позволяет установить конкретный круг объектов и связанных с ними общественных отношений, подлежащих охране со стороны государства уго-ловно-правовыми средствами.
Уже два десятка лет ученые указывают на необходимость охраны духовной культуры и культурного наследия с помощью норм отдельной, самостоятельной главы УК РФ [5, c. 25]. Действующее уголовное законодательство не выделяет культурное наследие в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охра-ны, при этом содержит ряд норм, направленных на защиту культурного наследия от различного рода посягательств [6, c. 13]. При этом, все нормы об ответственности за преступные посягательства на культурные ценности являются бланкетными, а рас-согласованность бланкетных нормативных актов не позволяет эффективно исполь-зовать весь арсенал уголовно-правовых средств защиты культурных ценностей, приводит к противоречащим друг другу решениям правоприменительных органов [1, c. 20]. Учитывая значимость культурного наследия для общества, соответсвенно, общественную опасность и разнообразие данных посягательств, необходимым яв-ляется определение понятия культурного наследия как объекта уголовно-правовой охраны.
- отечественной уголовно-правовой доктрине существуют различные точки зре-ния относительно определения предмета преступлений, посягающих на объекты культуры, а также определения объекта уголовно-правовой охраны в данной сфере в целом. Так, например, исследуя проблему уголовной ответственности за посяга-тельства на объекты культурного наследия, взятые государством под охрану, Е.Д. Болотова в качестве унифицированного понятия (общей видовой категории), харак-теризующего все предметы данных преступлений, предлагает использовать понятие «культурное наследие», охватывающее по своему объему такие термины, как «объ-екты культурного наследия», а также «культурные ценности». При этом предлагает-ся признать тождественными понятия «культурные ценности» и «предметы, имею-щие историческую и культурную ценность» и применять их исключительно в от-ношении движимых вещей (относительно предмета преступлений, предусмотрен-ных ст. 164 УК РФ, ст. 190 УК РФ и ст. 226.1 УК РФ). В отношении предмета пре-ступлений, предусмотренных ст.ст. 243-243.4 УК РФ, предлагается использовать понятие «объекты культурного наследия» [6, c. 15]. Однако такой подход вступает в противоречия с положениями действующего законодательства в сфере культуры.
- соответствии со ст. 3 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы зако-нодательства Российской Федерации о культуре» наиболее общие категорией, ха-рактеризующей объекты культуры является категория «культурные ценности», под которыми следует понимать «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образ-цы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исто-рические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной дея-тельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, пред-меты и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и
288
Шишова О. П.
объекты» [7]. Таким образом к категории культурных ценностей следует относить объекты духовного и материального мира, имеющие ценность для мировой культу-ры, так и культуры конкретного общества (народа, национальной группы).
-
- свою очередь культурные ценности, созданные в прошлом (возникшие в ре-зультате исторических событий), составляют категорию «культурного наследия». В соответствии приведенной выше нормой, культурное наследие народов Российской Федерации определяется как «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значи-мые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [7]. Несмотря на то, что имеющие ис-торико-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уни-кальные в историко-культурном отношении территории и объекты данный закон относит к категории культурных ценностей, а при определении понятия культурно-го наследия памятники и историко-культурные территории и объекты выносятся как самостоятельные объекты за объем понятия «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом», анализ данной нормы позволяет утверждать, что культурное наследие составляют объекты духовного и материального мира, имеющие ценность для культуры, созданные в прошлом.
Нормативно-правое регулирование в сфере сохранения духовного и материаль-ного культурного наследия получило свое отражение в различных законодательных актах.
Отношения, связанные с духовными культурными ценностями, выступают пред-метом правого регулирования Федеральный закон от 20 октября 2022 г. N 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», принятого
- целях реализации конституционного права каждого на участие в культурной жиз-ни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Данный закон содержит понятие «нематериальное этнокуль-турное достояние Российской Федерации (нематериальное этнокультурное достоя-ние)» под которым понимается «нематериальное культурное наследие народов Рос-сийской Федерации как совокупность присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поко-ления в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охваты-вающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и со-временные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выраже-
ния» [8].
-
- соответствии со ст. 5 данного ФЗ к объектам нематериального культурного наследия следует относить: 1) устное творчество, устные традиции и формы их вы-ражения на русском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации; 2) формы традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, ин-струментального, хореографического); 3) традиции, выраженные в обрядах, празд-нествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры; 4) знания, выра-женные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, свя-занные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в историче-ски сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих
289
Шишова О. П.
на определенной территории; 5) иные объекты нематериального этнокультурного достояния [8].
Необходимо учитывать, что в качестве объекта уголовно-правовой охраны вы-ступает не все культурное наследие, как элемент культурных ценностей, а только его материальная составляющая.
Единым предметом всех преступлений, посягающих на культурные ценности, как фундамент всякой культуры, как указывает Л.Р. Клебанов, являются материаль-ные культурные ценности, под которыми следует понимать «материальные движи-мые и недвижимые предметы религиозного или светского характера, созданные че-ловеком либо природой или человеком и природой, имеющие особую историче-скую, научную, архитектурную, художественную, археологическую, палеонтологи-ческую, анатомическую, минералогическую, документальную, градостроительную, нумизматическую, филателистическую и иную культурную значимость для части общества, всего общества и государства независимо от формы собственности на них
- времени их создания, защищенные средствами уголовного права Российской Фе-
дерации» [1, c. 10-11].
Что же касается непосредственно охраны материальных объектов культурного наследия, т.е. объектов материального мира, имеющих ценность для культуры, со-зданных в прошлом, то необходимо отметим следующее.
Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-І «О вывозе и ввозе культурных ценностей» име-ет своей целью сохранение культурного наследия многонационального народа Рос-сийской Федерации и направлен как на развитие международного культурного со-трудничества, так и предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценно-стей, содействие возвращению незаконно вывезенных и незаконно ввезенных куль-турных ценностей. Следует учитывать, что положения данного закона распростра-няются на в т.ч. на государственные органы, осуществляющие функции по обеспе-чению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (правоохранительные органы) и долж-ностных лиц данных органов [9]. В соответствии со ст. 5 данного закона культурные ценности определены как «движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или куль-турное значение», в свою очередь культурные ценности, имеющие особое значение, определены как «культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значе-
ние» [9].
Таким образом, культурные ценности как предмет незаконных вывоза и ввоза следует рассматривать как движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или куль-турное значение. То есть данный закон направлен в т.ч. на охрану движимых объек-тов материального культурного наследия.
-
- соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объек-тах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) относятся «объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и
290
Шишова О. П.
иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате ис-торических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, ар-хеологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и разви-тии культуры» [10]. При этом, в соответствии с данным законом объекты культур-ного наследия подразделяются на такие виды, как: 1) памятники; 2) ансамбли; 3) достопримечательные места.
Анализ положений указанного закона позволяет сделать вывод, что к материаль-ным объектам культурного наследия, помимо движимых объектов, относится до-вольно широкий круг объектов: от зданий, сооружений и иных объектов недвижи-мого имущества до наскальных изображений, остатков древних каналов и судов, а также захоронений, произведений монументального искусства, фрагментов истори-ческих планировок и застроек поселений, произведений ландшафтной архитектуры
- садово-паркового искусства и культурных и природных ландшафтов.
- учетом указанного, позиция, согласно которой объектами культурного насле-дия являются исключительно «объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искус-ства, техники, являющиеся свидетельством эпох и развития культуры» [11, c. 12], противоречит действующему законодательству.
Несмотря на все разнообразие и разнородность объектов, относимых законода-тельством к культурному наследию, интегрирующими характеристиками данных объектов наряду с культурной ценностью выступает их историческая природа (воз-никновение в результате исторических событий). При этом, культурное наследие, как справедливо отмечает А.В. Пянкевич, явление многоаспектное, в понятии «культурное наследие» заключено множество значений, что позволяет выделять внутри него самостоятельные категории [12, c. 16-17].
Анализ уголовного законодательства позволяет утверждать, что в качестве объ-екта уголовно-правовой охраны выступает не все культурное наследие, а только его материальная составляющая. Конкретные материальные объекты культурного наследия являются предметом разнообразных преступлений. Уголовно-правовой охране подлежат следующие виды объектов культурного наследия: 1) движимые объекты материального культурного наследия (предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность; иные культурные ценности) (ст. 164 УК РФ, ст. 190 УК РФ, ст. 226.1 УК РФ, ч. 1 ст. 243 УК РФ, ст 243.3 УК РФ, ч. 1 ст. 356 УК РФ, ст. 356.1 УК РФ); 2) недвижимые объ-екты материального культурного наследия (объекты культурного наследия (памят-ники истории и культуры) (ст. 243 УК РФ, ст. 243.1 УК РФ); 3) иные объекты мате-риального культурного наследия (ч. 1 ст. 243 УК РФ, ч. 2 ст. 243 УК РФ, ст. 243.2 УК РФ, ст. 243.4 УК РФ).
Таким образом, на основании анализа законодательства в сфере культуры, а так-же доктрины и норм уголовного законодательства, предусматривающих отвествен-ность за конкретные посягательства на объекты культуры, можем сделать вывод, что под культурным наследием, как объектом уголовно-правовой охраны, следует
291
Шишова О. П.
понимать совокупность объектов материального культурного наследия (движимых, недвижимых и иных объектов, возникших в результате исторических событий и имеющих культурную ценность) и общественных отношений, возникающих в связи с их сохранением и использованием.
Список литературы:
- Клебанов Л.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: автореферат дис. … доктора юри-дических наук: 12.00.08 – Москва, 2012. – 47 с.
- Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. – М.: АО Центр «ЮрИнфоР», 2001. – 559 с.
- Жалинский А.Э. Избранные труды: в 4 т. / сост. К.А. Барышева, О.Л. Дубовик, И.И. Нагорная, А.А. Попов; отв. ред. О.Л. Дубовик; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. Т. 2 Уголовное право. – 591 с.
- Титов С.Н. Объект преступления и объект уголовно-правовой охраны в сфере интеллектуальной собственности // Юридические исследования. – 2019. – № 12. – С. 12-25.
- Верина Г.В. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против собственности: проблемы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. – Саратов, 2003. – 54 с.
- Болотова Е.Д. Уголовная ответственность за посягательство на объекты культурного наследия, взя-тые под охрану государством: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. – Москва, 2022. – 30 с.
- Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культу-ре» // Российская газета от 17 ноября 1992 г. – № 248.
- Федеральный закон от 20 октября 2022 г. N 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» // СЗ РФ от 24 октября 2022 г. – № 43. – Ст. 7265.
- Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская га-зета от 15 мая 1993 г. – № 92.
- Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках исто-рии и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ от 1 июля 2002 г. – № 26. – Ст. 2519.
- Малинина К.В. Методология управления развитием территорий с объектами культурного наследия: на примере Санкт-Петербурга: автореф. дис. … д-ра эконом. наук: 08.00.05. – Санкт-Петербург, 2007. –
- с.
- Пянкевич А.В. Находки поисковых отрядов как объект культурного наследия: музейные и внему-зейные практики интерпретации: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.03. – Санкт-Петербург,
2021. – 27 с.
Shishova O.P. The concept of cultural heritage as an object of criminal law protection // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 287–293.
The article is devoted to determining the concept of cultural heritage as an object protected by the state by criminal law means. The current criminal legislation does not determine the cultural heritage as an independ-ent object of criminal law protection. Its individual norms, establishing the responsibility for crimes encroach-ing on cultural heritage objects and cultural values as a whole, are blankets. At the same time, the imperfection and inconsistency of the provisions of blanket regulatory legal acts leads to the difficulties of qualifying such acts and errors in law enforcement practice. Based on a systemic analysis of legislation in the field of culture, it was established that state protection is aimed at intangible (spiritual cultural heritage) and material objects of cultural heritage. Not all cultural heritage, as an element of cultural values, but only its material component, acts as an object of criminal law protection. It was concluded that the cultural heritage, as an object of criminal law protection, should be understood as a set of objects of material cultural heritage (movable, immovable and other objects that arose as a result of historical events and having cultural value) and social relations arising in connection with their preservation of their preservationand use. The proposed definition allows you to estab-lish a specific circle of objects and related public relations to be protected by the state by criminal law means.
Key words: cultural values, cultural heritage, criminal law protection, object, crime.
Spisok literatury:
- Klebanov L.V. Ugolovno-pravovaja ohrana kul’turnyh cennostej: avtoreferat dis. … doktora juridicheskih nauk: 12.00.08 – Moskva, 2012. – 47 s.
- Gauhman L.D. Kvalifikacija prestuplenij: zakon, teorija, praktika. – M.: AO Centr «JurInfoR», 2001. 559 s.
292
Шишова О. П.
- Zhalinskij A.Je. Izbrannye trudy: v 4 t. / sost. K.A. Barysheva, O.L. Dubovik, I.I. Nagornaja, A.A. Popov; otv. red. O.L. Dubovik; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». – M.: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2015. T. 2 Ugolovnoe pravo. – 591 s.
- Titov S.N. Ob#ekt prestuplenija i ob#ekt ugolovno-pravovoj ohrany v sfere intellektual’noj sobstvennosti // Juridicheskie issledovanija. – 2019. – № 12. – S. 12-25.
- Verina G.V. Differenciacija ugolovnoj otvetstvennosti za prestuplenija protiv sobstvennosti: problemy teorii i praktiki: avtoref. dis. … d-ra jurid. nauk: 12.00.08. – Saratov, 2003. – 54 s.
- Bolotova E.D. Ugolovnaja otvetstvennost’ za posjagatel’stvo na ob#ekty kul’turnogo nasledija, vzjatye pod ohranu gosudarstvom: avtoref. dis. … kand. jurid. nauk: 12.00.08. – Moskva, 2022. – 30 s.
- Zakon RF ot 9 oktjabrja 1992 g. N 3612-I «Osnovy zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii o kul’ture» //
Rossijskaja gazeta ot 17 nojabrja 1992 g. – № 248.
- Federal’nyj zakon ot 20 oktjabrja 2022 g. N 402-FZ «O nematerial’nom jetnokul’turnom dostojanii Ros-sijskoj Federacii» // SZ RF ot 24 oktjabrja 2022 g. – № 43. – St. 7265.
- Zakon RF ot 15 aprelja 1993 g. N 4804-I «O vyvoze i vvoze kul’turnyh cennostej» // Rossijskaja gazeta ot
- maja 1993 g. – № 92.
- Federal’nyj zakon ot 25.06.2002 N 73-FZ «Ob ob#ektah kul’turnogo nasledija (pamjatnikah istorii i kul’tury) narodov Rossijskoj Federacii» // SZ RF ot 1 ijulja 2002 g. – № 26. – St. 2519.
- Malinina K.V. Metodologija upravlenija razvitiem territorij s ob#ektami kul’turnogo nasledija: na primere Sankt-Peterburga: avtoref. dis. … d-ra jekonom. nauk: 08.00.05. – Sankt-Peterburg, 2007. – 29 s.
- Pjankevich A.V. Nahodki poiskovyh otrjadov kak ob#ekt kul’turnogo nasledija: muzejnye i vnemuzejnye
praktiki interpretacii: avtoref. dis. … kand. kul’turologii: 24.00.03. – Sankt-Peterburg, 2021. – 27 s.
.
293