Полномочия войск национальной гвардии в охране государственной границы Российской Федерации в условиях деятельности недружественных государств

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Зубарев Н. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 313–320.

УДК 340.12

ПОЛНОМОЧИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ В ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Зубарев Н. В.

Санкт–Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

В статье проанализированы полномочия войск национальной гвардии. Отмечено, что войскам национальной гвардии не хватает полномочий по охране госграницы в приграничной зоне Российской Федерации. Специальная военная операция проводится за пределами территории России, но в непо-средственной близости от её Государственной границы. Основные цели операции – оказание помощи народу ЛНР и ДНР, демилитаризация и денацификация Украины, устранение угроз военной безопас-ности Российской Федерации со стороны нашего западного «соседа». Поэтому с учетом накопленного опыта Росгвардии и ФСБ России может быть рекомендовано разработать и принять межведомствен-ный правовой акт, регламентирующий порядок оказания содействия войсками национальной гвардии пограничной службе в охране и обороне российской границы, способы и формы применения ВНГ РФ,

  • также порядок обеспечения взаимодействия между пограничными органами ФСБ России, воинскими частями (подразделениями) и органами ВНГ РФ, при введении боевых действий в непосредственной близости от российской границы.

Ключевые слова: полномочия, Росгвардия, войска национальной гвардии, специальная военная операция, межведомственный правовой акт, демилитаризация и денацификация.

За весь период своего развития войска национальной гвардии приобрели значи-тельный опыт выполнения боевых и служебно-боевых задач в различных условиях обстановки. Они всегда находились на передовых рубежах обеспечения государ-ственной и общественной безопасности, а когда возникала необходимость – и обес-печения обороны страны. Этот опыт имеет важнейшее значение для строительства, развития и применения войск национальной гвардии [1, с. 15-26].

Не стала исключением и специальная военная операция на Украине, которая началась 24 февраля 2022 г. Основная цель операции – оказание помощи народу ЛНР и ДНР, демилитаризация и денацификация Украины. К ее проведению руко-водство России приступило только тогда, когда стало окончательно ясно, что до-стичь этой цели политическим путем было невозможно.

Украина, поддерживаемая странами Запада, публично отказалась от выполнения Минских соглашений, и продолжила наращивание боевого потенциала своих воин-ских формирований, явно готовясь к наступательным действиям на Донбассе, а в перспективе и в Крыму. Российская Федерация оказалась в ситуации, когда поиск дипломатических путей выхода из сложившейся кризисной ситуации вел только к затягиванию процесса. Единственной возможностью спасения граждан ЛНР и ДНР

  • предотвращения агрессии Украины на территорию Российской Федерации, в первую очередь, в Крыму, стало начало специальной военной операции.

Не размышляя о задачах, которые возлагаются на войска национальной Гвардии, рассмотрим одну из них: «оказание содействия пограничным органам ФСБ РФ гос-ударственной границы российской федерации [1, с. 15-26]».

313

Полномочия войск национальной гвардии…

Существующая в настоящее время военно-политическая обстановка в мире не является стабильной. Усиливается геополитическое противоборство между страна-ми Запада и Российской Федерацией. Соединенные Штаты Америки, стремящиеся сохранить глобальное лидерство, продвигают в общемировом масштабе ранее апро-бированные в отдельно взятых регионах технологии «управляемого хаоса» и «ги-бридной войны [2, с. 82-89]».

Восточная часть России полностью мореходная. Южная часть России – прежде всего сухопутная граница. Она тянет от тихоокеанского океана к Керченскому про-ливу. На Ближнем Востоке самая большая опасность в отношении России и границ Китая – это Китай. У западной границы России есть одна особенность. Запад «от-ступает» от России по границе. Для того чтобы укрепить свою восточную границу, Запад усиливает пограничные отношения с Финляндией, Польшей, Прибалтией, отгораживает Украину.

Таким образом, ВНГ в приграничной зоне будет частью сил и средств или в пол-ном составе принимать участие в контртеррористической, противодиверсионной или комплексно-профилактической специальных операциях, а также профилактиче-ских и адресных специальных мероприятиях.

Охрана границы является составной частью охраны границы Государства. По-граничная служба ФСБ осуществляется в приграничной зоне; вооруженные силы РФ воздушным пространством и воздушной средой; и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определя-емых законодательством российской Федерации.

По нашему мнению, формулировка «другие силы (органы) обеспечения безопас-ности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодатель-ством Российской Федерации», полностью относится к деятельности войск нацио-нальной гвардии. Обязанность которой по «оказанию содействия пограничным ор-ганам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Рос-сийской Федерации» возложена на нее Указом Президента России от 05.04.2016 г.

  • 157 (ред. от 15.05.2018) [3] и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ [4]. И это, не окончательный перечень задач, поставленных перед войсками. Так например, в ходе СВО ВНГ выполняли следующие задачи: участвовали в прорыве и захвате оборонительных рубежей, штурме населенных пунктов, на отдельных участках линии боевого соприкосновения вели оборонительные действия (удержа-ние районов), выполняли задачи по борьбе с диверсионно-разведывательными и ди-версионно-террористическими группами противника [5, с. 155-157], осуществляли охрану важных объектов (в том числе атомных электростанций), принимали участие в обеспечении гуманитарной помощью жителей освобождённых населённых пунк-тов, и все это происходило вблизи госграницы.

Все многочисленные (и сложные) задачи войск национальной гвардии в отноше-нии охраны границ предлагается разбить на две группы:

    1. Главной задачей является непосредственное содействие пограничным службам ФСБ в охране государственной границы РФ.
    2. Дополнительные и сопутствующие задачи, выполняемые ВНГ в приграничных регионах федерации, будут выполнены ВНГ. И таким образом повысить уровень безопасности границы государственной.

Зубарев Н. В.

Законодательством РФ закреплены действия сил и средств по охране непосред-ственно на границе, цель их полномочий заключается в недопущении незаконного изменения прохождения границы РФ, соблюдения порядка и правил, определенных НПА, инструкций, по порядку пересечения госграницы гражданами как РФ, так и иностранного государства, соблюдение пограничного режима и другие.

Ярким примеров, выполнения служебно-боевых задач по охране и обороне гос-границы при проведении СВО является факт, произошедший 24 апреля 2022 г. – попытки бронегруппа ВСУ, составом до 30 ед. бронетехники предприняла попытку прорыва Государственной границы Российской Федерации в районе н.п. Казачья Лопань на севере Харьковской области. В ходе выдвижения колонна противника была разбита огнём артиллерии и рассредоточена, а уцелевший личный состав про-тивника – ликвидирован подразделениями войск национальной гвардии в ходе про-ведения специальных мероприятий на освобождённой территории.

Однако, автором отмечено, что силы и средства ВНГ передаются в оперативное подчинение пограничной службе ФСБ России, отсюда логично исходит, что ВНГ не могут принимать самостоятельных решений по охране границ, не могут самостоя-тельно появляться на государственной границе и подменять собой органы охраны государственной границы, это говорит о том, что войскам национальной гвардии не хватает на это полномочий. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016

  • № 226-ФЗ [4], войска могут, при необходимости, сделать это только на основе отдельного решения Президента Российской Федерации, принятого в соответствии с Федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Так, в данном нормативно-правовом документе «оказание содействия погранич-ной службе ФСБ в охране Государственной границы» носит «точечный» и кратко-срочный характер. Главенствующее же место в системе охраны госгранице законо-датель относит к ПС ФСБ РФ, и ФСБ РФ, которые согласно нормам закона, подчи-няются Президенту России. И это означает, что определенные формы «оказания по-мощи» должны быть решены законодательно. Специфика функционального предна-значения войск национальной гвардии определяет их особое место в структуре ме-ханизма российского государства и заключается в том, что эти войска «обязаны» тесно и непрерывно взаимодействовать с ПС ФСБ РФ и ФСБ РФ при выполнении данной задачи.

Так, имеющиеся проблемы в правовом регулировании деятельности войск наци-ональной гвардии не позволяют войскам эффективно и в полном объёме выполнять стоящие перед ними служебно-боевые задачи по оказанию содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Рос-сийской Федерации, а также реализовать некоторые другие функции.

Поэтому, по нашему мнению, для того, чтобы выработать меры «содействия» решениям Правительства Российской Федерации, необходимо создать межведом-ственную комиссию. После чего решение комиссии должно быть оформлено По-становлением Правительства РФ, Совместными приказами ФСБ России и ВНГ Рос-сии, Положениями и так далее, субъектов федерации по месту дислокации войск.

    • соответствии с постановлением Правительства о организации взаимодействия ВНГ и ФСБ Российской Федерации на уровне командующих округов войск нацио-нальной гвардии и регионального управления погранвойск должны быть разработа-ны отдельные планы взаимодействия, которые необходимо объявить в совместных

315

Полномочия войск национальной гвардии…

приказах, в них должны быть отражены региональные возможности оказания по-мощи в охране границы государства.

Согласование действий между ПС ФСБ РФ, органами МВД, войсками нацио-нальной гвардии в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации организуется в соответствии с «Инструкцией о взаимодействии ПС ФСБ Россий-ской Федерации с органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации» утвержденной приказом ФПС РФ и МВД РФ от 31 января 1995 года № 57/42.

  • связи с тем, что: с 01.07 2003 г. указом Президента РФ упраздненная Феде-ральная Пограничная Служба РФ и ее функции переданы в ведение Пограничной Службы, созданной в соответствии с этим же Указом Федеральной Службы без-опасности РФ; 20.07 2004 г. на основе Морской охраны ПС ФСБ России была обра-зована Береговая охрана ПС ФСБ России; 05.04 2016 г. был создан самостоятельный орган исполнительной власти с широкими полномочиями [6, с. 46-51] и возможно-стями решать внутренние проблемы силовыми методами, созданный для совершен-ствования механизма государства [1, с. 15-26], укрепления безопасности России – войска национальной гвардии; с учетом военных хитростей, вооруженных силы Украины, которые все больше применяют вероломные действия, которые никак не могут быть оправданы, но информация о них необходима. К ним, по нашему мне-нию, необходимо отнести: использование источников сигналов GPS и сотовой свя-зи; использование мессенджеров, сети интернет и камер видеонаблюдения; исполь-зование местных жителей и пособников; агитационные, дезинформационные дей-ствия, применение угроз; проведение имитационных действий; применение новых тактических приемов и технологий; вероломные действия; с учетом вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов, требуется дальнейшее совершен-ствования системы организации и поддержания взаимодействия между Погранич-ной службой ФСБ, МВД, ВНГ РФ в сфере охраны Государственной границы РФ.

Так для разработки, согласования и утверждения новой межведомственной ин-струкции положений о взаимодействиях в выполнении служебных и боевых задач охраны государственной границы РФ необходимо разработка, согласование и утверждение новой межведомственной инструкции.

  • этой инструкции предлагается определить основные формы взаимодействия. Вопросы взаимодействия пограничной службы с органами внутренних дел отража-ются в планах взаимодействия, а с войсками национальной гвардии РФ – в планах применения при осложнении обстановки в мирное время. Взаимодействие необхо-димо уточнять в процессе организации охраны Государственной границы на соот-ветствующий период, при разработке годовых планов, изменениях обстановки, со-става сил и средств, а также в других необходимых случаях. Об уточнении взаимо-действия производятся записи в планах применения при осложнении обстановки в мирное время.
  • ходе совершенствования вопросов взаимодействия, с учетом опыта полученно-го при проведении СВО, автором предлагается согласовывать действия по следую-щим направлениям. В военно-политической сфере: состояние военно-политической обстановки в зоне ответственности; данные о действиях диверсионно-разведывательных групп, подразделений иностранных армий, националистических

Зубарев Н. В.

формирований киевского режима действия, которые возможны в зоне ответственно-сти. В общественно-политической сфере: анализ политической жизни в субъекте, наличие политических объединений, общественных движений и иных организаций цель их деятельности, статус, особое внимание предлагается обращать на связи данных организаций с иностранными государствами. В социально-экономической сфере: уровень социально-экономического развития региона. В криминогенной сфере: деятельность незаконных вооруженных формирований, бандгрупп направ-ленная на подрыв суверенитета и территориальной целостности государства и пре-следующих иные преступные цели. В информационной сфере: наличие признаков информационно-психологического воздействия, противника на местное население и подразделения, а также наличие признаков информационно-технического воздей-ствия (вирусы, программы-шпионы) обнаруженные в средствах АСУ.

При этом необходимо, всем силовым структурам, выполняющим задачи по охране и обороне госграницы [7, с. 120-139], постоянно изучать: обстановку в при-граничной зоне, районе выполнения задач (общественно-политическая, социально-экономическая и оперативная), местное население; состав, вооружение, принадлеж-ность и возможный характер действий противника (НВФ), националистов украин-ского режима; состояние, обеспеченность и возможности подчиненных подразделе-ний; задачи и действия других сил и средств и территориальных органов войск национальной гвардии, взаимодействующих ФОИВ; особенности охраняемых объ-ектов, перевозки грузов и другое.

Так, данные о местном населении могут включать следующую информацию: о численности населения и его плотности, этническом составе, особенностях матери-альной и духовной культуры, быта и нравов; об отношении населения к противнику, соотношении сочувствующих ему и настроенных по отношению к нему враждебно или нейтрально; другие данные, необходимые для определения отношения населе-ния к войскам национальной гвардии.

Данные о задачах и действиях взаимодействующих территориальных органов, воинских формирований и органов включают информацию: о пунктах дислокации (районах расположения) территориальных органов, взаимодействующих воинских формирований и органов; об имеющихся в их распоряжении силах и средствах; за-дачах, выполняемых совместно с ними, и выделяемых для решения этих задач силах

  • средствах; о средствах связи и автоматизации, с помощью которых поддерживает-ся взаимодействие, и о возможностях по наращиванию системы связи для его обес-печения; о порядке совместных действий в различных условиях обстановки, харак-тере и возможных сроках оказания взаимопомощи в случае необходимости.

Не мало важным являются данные об экологической обстановке, которые долж-ны включают: информацию об общем экологическом состоянии района (уровне за-грязнения воды, почвы, воздуха в районе размещения (служебно-боевого примене-ния) соединения (воинской части, подразделения). Данные о РХБ обстановке вклю-чают информацию: о разрушениях РХБОО, районах РХБ заражения; о мощностях доз излучения, типе токсичных химических веществ; о дозах облучения личного состава.

Определить, что в свою очередь органы внутренних дел и войска национальной гвардии в пределах своей компетенции информируют пограничные органы об опе-ративной обстановке вблизи госграницы. Пограничные органы информируют орга-

317

Полномочия войск национальной гвардии…

ны внутренних дел и войска национальной гвардии в части, их касающейся о введе-нии усиленного порядка несения службы на границе, о нарушениях пропускного режима, задержании подозрительных лиц [9, с. 22-24] и т.д.

При введении усиленного режима пограничной службы, а также в случаях полу-чения упреждающей информации о готовящихся противоправных действиях на Государственной границе, в пунктах пропуска через неё или в приграничных райо-нах пограничные органы немедленно информируют об этом органы внутренних дел, войска национальной гвардии РФ. На участках, где вблизи Государственной грани-цы проходят железные или автомобильные дороги, органы внутренних дел усили-вают контроль участков замедленного движения поездов, районов производства ра-бот на дорогах, оказывают помощь пограничным органам в контроле соблюдения пограничного режима на железнодорожных и автобусных станциях, находящихся в пределах пограничной зоны.

Так, при выработке конкретных форм применения ВНГ в «оказании содействия» предлагается исходить из общих полномочий войск [6, с. 46-51], закрепленных в ст. 9 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Таким образом можно говорить о том, что у современных войск национальной гвардии есть ряд преимуществ по сравнению с ПС ФСБ РФ. Прежде всего, это широчайший перечень полномочий, изложенных в ст. 9. ФЗ «О войсках национальной гвардии российской Федерации».

Эти права могут быть разделены на несколько групп. В первую очередь — «общее полномочие ФСВНГ в качестве органа исполнительной власти. Затем полномочия Национальной Гвардии. И далее полномочия управления структурными подразде-лениями ФССНГ, каждая из которых осуществляет свой спектр задач [10, с. 68-91]».

При правильной организации взаимодействия ФСБ и ППС ФСБ России значи-тельную часть данных полномочий могут использовать в целях охраны границы Российской Федерации. Во-первых, в приграничных регионах страны, в регионах кризисного и этнического характера, где населения «сдержанно» относятся к дея-тельности пограничных органов. Таким образом, в условиях деятельности недруже-ственных государств, в связи с проведением специальной военной операции на Украине, а также опыта полученного войсками в ходе участия в ней, требуется со-вершенствование нормативно-правовой базы в вопросах наделения войск нацио-нальной гвардии дополнительными полномочиями по выполнению задачи в охране

  • обороне Государственной границы [11]. В настоящее время «нетрадиционный» противник, нехарактерные для прежней деятельности войск внутреннего предна-значения задачи обусловили необходимость на основе большого исторического опыта использовать новые организационные структуры, особую систему управле-ния силами и средствами войск, иную тактику действий.

Автор полагает, что существует объективная необходимость переосмысления и переоценки деятельности войск национальной гвардии в современных условиях. При этом, исключительно важное значение приобретает практическая разработка форм применения и способов действий войск в конфликтных ситуациях «нового образца», выполненная на основе исследования и анализа опыта, приобретенного войсками НКВД в годы Великой Отечественной войны [12, с. 514-562], а также в ходе проведения специальной военной операции на Украине. Несомненно, что это потребует внесения серьезных корректив как в организационную структуру войск,

Зубарев Н. В.

систему подготовки кадров и материально-технического обеспечения, так и в ком-плекс правовых актов, направленных на регулирование их деятельности при выпол-нении служебно-боевых задач [13, с. 38-47].

Хочется отметить, специальная военная операция проводится за пределами тер-ритории России, в ходе её проведения героически и мужественно выполняют бое-вые задачи военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии, но в непо-средственной близости от её Государственной границы. Поэтому с учетом накоп-ленного опыта Росгвардии и ФСБ России может быть рекомендовано разработать и принять межведомственный правовой акт, регламентирующий порядок оказания содействия войсками национальной гвардии пограничным органам в охране Госу-дарственной границы, способы и формы применения ВНГ РФ, а также порядок обеспечения взаимодействия между пограничными органами ФСБ России, воин-скими частями (подразделениями) и органами ВНГ РФ, в том числе в условиях ве-дения боевых действий в непосредственной близости от российской границы.

Список литературы:

1. Зубарев, Н.В., Шеншин, В.М. Войска национальной гвардии Российской Федерации как элемент механизма государства. Участие войск национальной гвардии в обеспечении экологических функций государства [Текст] / Зубарев Н.В., Шеншин В.М. // Мир юридической науки. – 2017. – № 10-11. – С. 15-26.

2. Зубарев, Н.В. Некоторые вопросы участия войск национальной гвардии в системе противодействия гибридным угрозам [Текст] / Н.В. Зубарев // Право в вооруженных силах – Военно – правовое обозре-ние. – 2022. – № 3. – С. 82-89.

3. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : Указ Прези-

дента Российской Федерации от 05.04. 2016 г. № 157 (ред. от 17.06.2019) // КонсультантПлюс : [сайт].

– URL: http://www.consultant.ru/do cument/cons_doc_LAW_872950/ (дата обращения 11.02.2022 г.).

4. Сальников, В.П., Борисов, О.С., Кондрат, Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 №

226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (постатейный) // КонсультантПлюс

: [сайт]. URL:http://szocons.rosgvard.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&ts=iocY9VT0yVyyOPcy1&cacheid=5FA98AA9 765E1DD6AB524C23CFBC43D1&mode=splus&rnd=0.2913916907550539&base=CMB&n=18229#tPlY9V TrsPEurro9/ (дата обращения 07.02.2023 г.).

5. Дерюгин, А. А. Режим контртеррористической операции: механизм и стадии правового регулирова-ния / А. А. Дерюгин, Д. А. Никонов, В. В. Луценко // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 7(158). – С. 155-157.

6. Кудашкин, А.В., Кириченко, Н.С. О полномочиях военнослужащих (сотрудников) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на вхождение (проникновение) в жилое помещение [Текст] / А.В. Кудашкин, Н.С. Кириченко // Право в Вооруженных силах. – 2017. – № 4(237). – С. 46-51.

7. Захарцев, С.И., Клименко, О.А., Мирзоев, А.К., Сальников М.В., Третьяков И.Л. Суверенитет рос-сийской Федерации: современные угрозы и обеспечение военной безопасности [Текст] / С.И. Захарцев, О.А. Клименко, А.К. Мирзоев, М.В. Сальников, И.Л. Третьяков // Мир политики и социологии. – 2017. – № 1. – С. 120-139.

8. Беломестных, Л.Л. Ограничение прав и свобод человека и гражданина [Текст]: Теоретический ас-

пект: автореф. дис…канд. Юрид. Наук / Л.Л. Беломестных. – Москва: 2008. – 250 с.

9. Шеншин, В.М. Оформление протокола об административном правонарушении должностными лица-ми войск национальной гвардии при осуществлении ими административно-юрисдикционной деятель-ности [Текст]: вопросы применения / В.М. Шеншин // Российская юстиция. – 2020. – № 2. – С. 22-24.

  1. Литвинов, Н. Д., Скулаков, Р. М. О полномочиях войск национальной гвардии Российской Федера-ции в сфере охраны государственной границы российской федерации [Текст] / Н. Д. Литвинов, Р. М. Скулаков // Юридическая наука: история и современность. – 2019. – № 6. – С. 68-91.
  2. О Государственной границе Российской Федерации: Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-I-ФЗ (с изменениями от 26 июля 2019 года) // Рос. газета. – 1993. – №84.
  3. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. М.: Юрид. лит., 1975. С. 544-562.
  4. В.П. Григонис, Зубарев Н.В. Правовые основы участия войск национальной гвардии Российской Федерации как государственной военной организации в территориальной обороне и контртеррористи-

319

Полномочия войск национальной гвардии…

ческой операции // право в вооруженных силах — Военно — правовое обозрение. – 2022. – № 11. –С.

38-47.

Zubarev N. V. Powers of the national guard troops in protection of the state border of the russian federation in the conditions of activities of unfriendly states // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 313-320.

The article analyzes the powers of the National Guard troops. It was noted that the troops of the National Guard lack the authority to protect the state border in the border zone of the Russian Federation. A special military operation is carried out outside the territory of Russia, but in close proximity to its state border. The main goals of the operation are to provide assistance to the people of the LPR and DPR, the demilitarization and denazification of Ukraine, and the elimination of threats to the military security of the Russian Federation from our Western «neighbor». Therefore, taking into account the accumulated experience of the Russian Guard and the FSB of Russia, it may be recommended to develop and adopt an interdepartmental legal act regulating the procedure for assisting the troops of the National Guard of the Border Service in protecting and defending the Russian border, methods and forms of using the VNG of the Russian Federation, as well as the procedure for ensuring interaction between border agencies FSB of Russia, military units (subdivisions) and bodies of the VNG of the Russian Federation, during the conduct of hostilities in the immediate vicinity of the Russian border.

Key words: powers, National Guard, National Guard troops, special military operation, interdepartmental legal act, demilitarization and denazification.

Spisok literatury:

  1. Zubarev, N.V., SHenshin, V.M. Vojska nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii kak element mekhanizma gosudarstva. Uchastie vojsk nacional’noj gvardii v obespechenii ekologicheskih funkcij gosudarstva [Tekst] / Zubarev N.V., SHenshin V.M. // Mir yuridicheskoj nauki. – 2017. – № 10-11. – S. 15-26.
  2. Zubarev, N.V. Nekotorye voprosy uchastiya vojsk nacional’noj gvardii v sisteme protivodejstviya gibridnym ugrozam [Tekst] / N.V. Zubarev // Pravo v vooruzhennyh silah – Voenno – pravovoe obozrenie. – 2022. – № 3. – S. 82-89.
  3. Voprosy Federal’noj sluzhby vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot
  4. 04. 2016 g. № 157 (red. ot 17.06.2019) // Konsul’tantPlyus : [sajt]. – URL: http://www.consultant.ru/do cument/cons_doc_LAW_872950/ (data obrashcheniya 11.02.2022 g.).
  5. Sal’nikov, V.P., Borisov, O.S., Kondrat, E.N. Kommentarij k Federal’nomu zakonu ot 03.07.2016 № 226-FZ «O vojskah

nacional’nojgvardiiRossijskojFederacii»(postatejnyj)//Konsul’tantPlyus:[sajt].

URL:http://szocons.rosgvard.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&ts=iocY9VT0yVyyOPcy1&cacheid=5FA98AA9765E1DD6A B524C23CFBC43D1&mode=splus&rnd=0.2913916907550539&base=CMB&n=18229#tPlY9VTrsPEurro9/ (data obrash-cheniya 07.02.2023 g.).

  1. Deryugin, A. A. Rezhim kontrterroristicheskoj operacii: mekhanizm i stadii pravovogo regulirovaniya / A. A. Deryugin, D. A. Nikonov, V. V. Lucenko // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. – 2021. – № 7(158). – S. 155-157.
  2. Kudashkin, A.V., Kirichenko, N.S. O polnomochiyah voennosluzhashchih (sotrudnikov) Federal’noj sluzhby vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii na vhozhdenie (proniknovenie) v zhiloe pomeshchenie [Tekst] / A.V. Kudashkin, N.S. Kirichenko // Pravo v Vooruzhennyh silah. – 2017. – № 4(237). – S. 46-51.
  3. Zaharcev, S.I., Klimenko, O.A., Mirzoev, A.K., Sal’nikov M.V., Tret’yakov I.L. Suverenitet rossijskoj Federacii: sov-remennye ugrozy i obespechenie voennoj bezopasnosti [Tekst] / S.I. Zaharcev, O.A. Klimenko, A.K. Mirzoev, M.V. Sal’ni-kov, I.L. Tret’yakov // Mir politiki i sociologii. – 2017. – № 1. – S. 120-139.
  4. Belomestnyh, L.L. Ogranichenie prav i svobod cheloveka i grazhdanina [Tekst]: Teoreticheskij aspekt: avtoref. dis…kand. YUrid. Nauk / L.L. Belomestnyh. – Moskva: 2008. – 250 s.
  5. SHenshin, V.M. Oformlenie protokola ob administrativnom pravonarushenii dolzhnostnymi licami vojsk nacional’noj gvardii pri osushchestvlenii imi administrativno-yurisdikcionnoj deyatel’nosti [Tekst]: voprosy primeneniya / V.M. SHenshin // Rossijskaya yusticiya. – 2020. – № 2. – S. 22-24.
  6. Litvinov, N. D., Skulakov, R. M. O polnomochiyah vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii v sfere ohrany gosudarstvennoj granicy rossijskoj federacii [Tekst] / N. D. Litvinov, R. M. Skulakov // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost’. – 2019. – № 6. – S. 68-91.
  7. O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 1 aprelya 1993 g. № 4730-I-FZ (s izmeneniyami ot 26 iyulya 2019 goda) // Ros. gazeta. – 1993. – №84.
  8. Vnutrennie vojska v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. Dokumenty i materialy. M.: YUrid. lit., 1975. S. 544-
  9. V.P. Grigonis, Zubarev N.V. Pravovye osnovy uchastiya vojsk nacional’noj gvardii Rossijskoj Federacii kak gosudar-stvennoj voennoj organizacii v territorial’noj oborone i kontrterroristicheskoj operacii // pravo v vooruzhennyh silah — Voenno — pravovoe obozrenie. – 2022. – № 11. –S. 38-47.

.