Осуществление прокурорского надзора как гарантия обеспечения реализации прав участников уголовного производства

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Осуществление прокурорского надзора как гарантия…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 472-478.

УДК 343.164

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА КАК ГАРАНТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ельцов В. Е.

Саратовская государственная юридическая академия

Статья посвящена анализу особенностей осуществления прокурорского надзора в сфере уголовного судопроизводства. Автором рассматривается прокурорский надзор в данной сфере с точки зрения гарантии обеспечения реализации прав участников уголовного судопроизводства. Высказываются предложения по усилению данной функции прокурора.

Ключевые слова: правообеспечение; прокурорский надзор; гарантия обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства; принципы уголовного судопроизводства; участники уголовного процесса; правозащитная деятельность; уголовно-процессуальные гарантии.

Последовательное становление и развитие правового государства как субъекта, ответственного перед личностью и обществом за выполнение взятых на себя обязанностей по обеспечению реализации их прав, требует от органов государственной власти и должностных лиц неукоснительного соблюдения норм актов международного законодательства, Конституции и актов отраслевого законодательства при исполнении ими своих полномочий с целью утверждения личности, ее прав, свобод и законных интересов как высшей социальной ценности. При этом сфера уголовного производства, будучи связанной с повышенными рисками их ограничения, требует особо тщательного внимания со стороны органов прокуратуры, лейтмотивом деятельности которых выступает защита от неправомерных посягательств на права и свободы его участников.

Осуществляя надзор в сфере уголовного судопроизводства, прокурор должен не допустить или своевременно и эффективно отреагировать на имеющиеся нарушения со стороны следователя и сотрудников оперативных подразделений, а значит – максимально обезопасить наиболее процессуально уязвимых участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого) от потенциальных угроз, гарантируя при этом обеспечение им равных возможностей при участии в производстве.

  • свете перехода отечественного уголовного процесса на качественно новый уровень, с учетом объективной необходимости дальнейшего совершенствования подходов к пониманию сущности и значения прокурорского надзора, раскрытие отдельных аспектов обозначенного вопроса представляется особенно актуальным. Учитывая вышеуказанное, необходимым является исследование проблемы обеспе-чения реализации прав участников уголовного производства и выяснения роли про-курорского надзора в контексте ее решения, что должно происходить под углом зрения обеспечения прав отдельных участников уголовного производства (в частно-сти, права потерпевшего на немедленное принятие и регистрацию заявления об уго-ловном правонарушении, признание лица потерпевшим, право потерпевшего и по-дозреваемого участвовать в следственных (розыскных) и других процессуальных

Ельцов В. Е.

действиях, знакомиться с материалами производства, обжаловать решение, дей-ствия или бездействие уполномоченных субъектов и тому подобное) за счет их не-четкого законодательного изложения, а следовательно и риска становления неодно-родной правоприменительной практики.

Законодателем в главе 2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федера-ции (далее – УПК РФ) определены общие принципы уголовного производства, сре-ди которых: равенство перед законом и судом, презумпция невиновности и обеспе-чение доказанности вины, обеспечение права на защиту, доступ к правосудию, со-стязательность сторон, обеспечение права на обжалование процессуальных реше-ний, действий или бездействия, разумность сроков и тому подобное, которые, нахо-дясь в безусловной взаимосвязи, направлены на решение задач уголовного судо-производства, определенных законодателем в ст. 6 УПК РФ [1]. С тем, чтобы слу-жить ориентиром деятельности уполномоченных государством на осуществление досудебного производства органов и должностных лиц, приведенные принципы должны находить однозначное проявление в нормах УПК РФ, конкретизируясь в виде положений отраслевых подзаконных актов и в итоге беспрекословно реализо-ваться при правоприменении. Тем не менее, на сегодня указанная триединая струк-тура показателей качества уголовного производства, с точки зрения обеспечения реализации прав его участников, демонстрирует нестабильные результаты, откуда возникает необходимость применения эффективного механизма сдержек и противо-весов, которым вполне можно считать осуществление прокурорского надзора, ведь прокурорский надзор, как справедливо заметил М.В. Косюта, компенсирует недо-статки системы уголовного судопроизводства и уравновешивает просчеты правоза-щитной деятельности органов государства [2]. Кроме того, как следует из позиции Европейского суда по правам человека, обращение в прокуратуру выступает эффек-тивным средством защиты, предусмотренным национальным законодательством [3].

Несмотря на отсутствие единства среди ученых по поводу оптимального перечня задач прокурорского надзора, несомненно находится выделение из них таких фун-даментальных, как выявление нарушений законности, защита от неправомерных посягательств, обеспечение законности и правопорядка. Многие ученые к ним так-же относят безусловное реагирование на выявленные нарушения закона со времени поступления заявления, сообщения преступлении до принятия окончательного ре-шения в производстве; быстрое, всестороннее, полное и беспристрастное расследо-вание преступлений; восстановление нарушенных прав, свобод и законных интере-сов участников уголовного производства; своевременное принятие мер к устране-нию причин и условий, которые способствовали совершению преступления и дру-гие, что прямо перекликаются с полномочиями, которыми наделяется прокурор как процессуальный руководитель досудебного расследования. [4]

Целесообразной с точки зрения обеспечения качества прокурорского надзора представляется необходимость назначения процессуальных руководителей досу-дебного расследования с учетом сложности квалификации, общественного резонан-са, прогнозируемых объемов процессуальной работы и учитывая профессиональное мастерство и опыт соответствующих прокуроров, а также возможность при необхо-димости создавать группу прокуроров. На наш взгляд, такое указание как нельзя

473

Осуществление прокурорского надзора как гарантия…

лучше будет способствовать обеспечению эффективному процессуальному руко-водству, однако определяющие акценты должны быть расставлены, прежде всего, в контексте организационно-кадрового обеспечения органов прокуратуры для опера-тивной и бесперебойной работы в этом направлении, ведь содержание деятельности

  • полном объеме не способно раскрыться при отсутствии надлежащей формы ее выражения. Иначе говоря, недостаточное кадровое обеспечение, чрезмерная загру-женность прокуроров-процессуальных руководителей является прямо пропорцио-нальной снижению уровня эффективности надзора, который в таком случае вообще теряет любой смысл.

Уделяя внимание проблематике обеспечения реализации прав потерпевшего, от-метим, что возникновение первых трудностей в этом аспекте связано с правом на немедленное принятие и регистрацию заявления об уголовном правонарушении и, собственно, признание лица потерпевшим. Оставляя вне поля зрения формальную сторону исследуемой проблемы, следует согласиться с мнением В.Т. Маляренко относительно того, что одной из причин возникновения ряда препятствий для по-терпевшего на начальном этапе досудебного расследования выступает законода-тельное требование о его скором и полном осуществлении [5]. В продемонстриро-ванном ракурсе видим, что потенциальная сложность расследования, отсутствие доказательств и отсутствие судебной перспективы производства провоцируют уполномоченных субъектов на подобные незаконные действия, которыми ограни-чивается право лица на доступ к правосудию, гарантированное Конвенцией о защи-те прав человека и основных свобод, в результате чего не может идти и речи об обеспечении процессуального равноправия сторон уголовного производства.

Отдельного внимания в этом случае требует отказ законодателя по УПК РФ от необходимости вынесения постановления о признании лица потерпевшим в пользу вручения талона-уведомления о принятии заявления и памятки о правах и обязанно-стях. Законодательная цель – упрощение процедуры (напомним, речь шла, по сути, об «автоматическом» приобретении статуса потерпевшего) обернулась, зато, отсут-ствием официального подтверждающего документа о признании лица потерпевшим, а, следовательно, за счет наличия спорных правоприменительных подходов, сделала невозможным его прямое участие в уголовном производстве, чем полностью ниве-лирована идея состязательного уголовного процесса, одним из элементов которого, наряду с наличием сторон, выступает также их активность. В приведенном же слу-чае убеждаемся в обратном: при условии фактического наличия потерпевшего, он является процессуально несостоятельным в части активной реализации его прав. Такой вариант развития событий, как кажется, возникает в противовес традицион-ным представлениям о проблеме обеспечения состязательности сторон, поскольку не ограничиваются права стороны защиты, как свидетельствует неоднозначная пра-воприменительная практика, а права потерпевшего, который вверяет защиту своего интереса государству, но при этом и сам наделяется особым правовым статусом. Впрочем, некоторые представители юридической науки и практики утверждают, что путем закрепления в УПК РФ права следователя отказать в признании лица по-терпевшим делает невозможным манипулирование гражданами возможностью ав-томатического приобретения статуса потерпевшего.

Важным аспектом правозащитной деятельности прокуратуры в контексте осу-ществления надзора выступает также обеспечение предусмотренного права подо-

Ельцов В. Е.

зреваемого участвовать в осуществлении процессуальных действий, во время их проведения задавать вопросы, подавать свои замечания и возражения, применять в незапрещенных законом случаях технические средства в ходе процессуальных дей-ствий и, собственно, подавать ходатайства об их проведении. Реализация указанных выше прав подозреваемым и уровень ответственности «прокурора» за их обеспече-ние приобретает особое значение в контексте утверждения состязательной состав-ляющей в уголовном процессе Российской Федерации. Речь идет о принятии проку-рором надлежащих мер для обеспечения присутствия во время проведения след-ственного (розыскного) действия лиц, чьи права и законные интересы могут быть ограничены или нарушены, а также разъяснения их прав и обязанностей. Не менее значимым является и требование относительно присутствия лица, которое иниции-ровало проведение следственного (розыскного) действия, а также права задавать вопросы, высказывать предложения, замечания, возражения, которые заносятся в протокол. Проблемным в этом отношении представляется организационно-методическое налаживание предусмотренного механизма ввиду значительной тру-доемкости данного процесса. В общем, именно указанные права участников уго-ловного судопроизводства наиболее полно отражают содержание принципа состяза-тельности в уголовном судопроизводстве, который на стадии досудебного рассле-дования (в частности, если рассматривать его под углом зрения необходимости обеспечения реализации указанных прав) раскрывается не столько через противопо-ставление правовых позиций сторон, как на то указывают некоторые ученые, что, на наш взгляд, наиболее свойственно стадии судебного разбирательства, сколько через призму единой направленности деятельности сторон, прежде всего, для обеспече-ния быстрого, полного и беспристрастного расследования и применения к каждому из участников уголовного производства надлежащей правовой процедуры. При этом очевидно, что здесь надо говорить о сбалансировании процессуального положения сторон, которые находятся в разных «весовых категориях», не только из-за разно-полярности правовых позиций, но и объективной разницы в правильности восприя-тия юридических вопросов, возникающих во время расследования в силу некомпе-тентности как подозреваемого, так и потерпевшего. Такая расстановка акцентов приводит к необходимости привлечения защитника подозреваемого и представите-ля потерпевшего как квалифицированных «посредников» между государства в лице органа досудебного расследования и соответствующими участниками уголовного производства с целью обеспечения реализации их прав. В свою очередь, привлече-ние защитника на стадии досудебного расследования возлагается на следователя или прокурора.

Отдельный блок вопросов составляют полномочия прокурора согласовывать или отказывать в согласовании ходатайств следователя к судье о проведении процессу-альных действий, отменять незаконные и необоснованные постановления следова-телей, поручать следователю их проведение, давать указания об их проведении, принимать в них участие или самостоятельно проводить их, что направлено на обеспечение реализации прав как потерпевшего, так и подозреваемого. Так, при ре-шении вопросов о согласовании ходатайств следователей о проведении следствен-ных (розыскных) действий, на прокурора возлагается обязанность тщательно прове-рять наличие соответствующих оснований и безотлагательно отменять незаконные постановления о закрытии уголовных производств, а также восстанавливать неза-

475

Осуществление прокурорского надзора как гарантия…

конно остановленные досудебные расследования; проверять соблюдение процессу-альных сроков, прав и законных интересов подозреваемых; обеспечивать неукосни-тельное соблюдение прав подозреваемого, в том числе прекращения ограничений, которые он понес в связи с применением мер пресечения, после окончания действия соответствующего определения суда либо его отмены, кроме того, перед согласова-нием ходатайств о проведении негласных следственных (розыскных) действий про-курор обязан проверять соответствие приведенных в них данных требованиям зако-нов, материалам и фактическим обстоятельствам уголовного производства, решая эти вопросы безотлагательно. Признаем необходимым подчеркнуть необходимость законодательного закрепления жестких временных рамок, в пределах которых про-курор должен осуществить вышеупомянутые действия. Это обусловлено специфи-кой сферы уголовного производства, где существует значительный риск нарушения прав его участников, а поэтому недопустимым является применение оценочных по-нятий в отношении определения процессуальных сроков. Впрочем, реализация дан-ного положения поставлена в прямую зависимость от надлежащего исполнения своих обязанностей следователем, а значит требует от прокурора инициативного процессуального поведения в части осуществления им всеобъемлющего надзора за действиями следователя. В таком контексте В.М. Юрчишин высказывается по по-воду того, что для усиления эффективности надзора следует закрепить право проку-рора заслушивать доклады дознавателей, следователей, руководителей органов до-судебного расследования и должностных лиц органов дознания о ходе расследова-ния преступлений, что должно повысить уровень информированности прокурора о результатах расследования, будет способствовать более быстрому выявлению нарушений закона, в том числе и тех, что касаются прав и свобод участников про-цесса. Считаем предложенную идею вполне обоснованной, по нашему мнению, должна быть обеспечена ближайшая перспектива ее нормативного закрепления [7].

Одним из важных направлений прокурорского надзора в аспекте обеспечения ре-ализации прав участников уголовного производства, кроме приведенного, является его активное способствование заключению соглашения о примирении при наличии соответствующего волеизъявления сторон, которое проявляется в обязанности ин-формирования подозреваемого и потерпевшего об их праве на примирение и разъ-яснения им последствий заключения соответствующей сделки. Однозначной при этом является обязанность прокурора обеспечить элемент добровольности заключе-ния соглашения без обращения к любым методам побуждения, в том числе и психо-логического давления.

Не вызывает сомнения то, что обеспечение прав участников уголовного произ-водства в значительной мере лежит не только в плоскости реализации принципа со-стязательности, но и разумности сроков досудебного расследования. Рассматривая указанную тематику в разрезе осуществления прокурором надзора, сталкиваемся с рядом проблем, одной из которых является и вовсе алогичная, и парадоксальная по своей природе, которая сводится к тому, что прокурор порой лишен процессу-альных средств к обеспечению разумности сроков производства. В этом смысле за-служивает внимания, в частности, позиция С.П. Соляра, который и указывает на проблему, что заключается в фактической невозможности закрытия уголовных про-изводств в случаях, когда отсутствуют как основания для закрытия следователем по реабилитирующим обстоятельствам, так и прокурором, поскольку ни одному лицу

Ельцов В. Е.

не сообщено о подозрении [6]. Согласимся с тем, что подобная процессуальная несостоятельность прокурора ставит его в зависимость от следователя и законного принятия им решения, хотя обязанность по обеспечению проведения досудебного расследования в разумные сроки возлагается именно на прокурора, а не на следова-теля, следовательно, представляется целесообразным предоставить прокурору пол-номочия по закрытию уголовного производства без каких-либо ограничений. В ито-ге констатируем, что в данном случае приоритетным является достижение баланса между скоростью и качеством, так-как и поспешность, и затягивание сроков явля-ются недопустимыми для полноценного расследования.

Действенным процессуальным рычагом обеспечения прокурором прав участни-ков уголовного производства выступает также предусмотренное ст. 217 УПК РФ открытие материалов дела стороне защиты. С уверенностью можно отметить, что выполнение такого требования прокурором влияет на обеспечение прав потерпев-шего в перспективе во время судебного разбирательства, поскольку это неотъемле-мый атрибут принятия судом конкретных материалов производства (как доказа-тельств) во внимание. Что же касается стороны защиты, то неуклонное выполнение прокурором данных положений делает возможным обеспечение реализации права на достаточное время и возможности для подготовки защиты, а значит в определен-ной мере способствует поступательному движению системы уголовного судопроиз-водства в направлении утверждения прав участников уголовного производства. Не-смотря на это, текстуальное изложение самой ст. 217 дает основания для высказы-вания критических замечаний относительно четкости процессуального порядка его осуществления. Вместе с тем, вопрос закрепления документальной формы ознаком-ления стороны защиты с материалами, представленными стороной обвинения, тре-бует обязательного решения на уровне уголовно-процессуального закона. В конце концов, стоит констатировать, что данная идея является механизмом, который ограждает сторону обвинения от необоснованных замечаний стороны защиты на стадии судебного разбирательства в части отказа ей в ознакомлении с материалами уголовного производства или неознакомлении с отдельными материалами.

Изложенное позволяет вести речь об эффективности правозащитной функции прокурорского надзора в случае неукоснительного соблюдения прокурором требо-ваний материального и процессуального законодательства, осуществления полного, всестороннего надзора за процессуальной деятельностью следователя и обеспече-ния своевременного, компетентного и адекватного обстоятельствам расследования реагирования с целью обеспечения реализации прав участников уголовного произ-водства. В то же время особого внимания со стороны законодателя требует устра-нение обозначенных нами недостатков процессуальных норм с целью минимизации возникновения любых угроз для надлежащего правоприменения, что будет способ-ствовать становлению прогрессивной системы уголовной юстиции в Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Косюта М.В. Прокурорская система России в условиях демократического общества: моногр. / Ко-сюта М.В. Юридическая литература, 2002. 321 с.

477

Осуществление прокурорского надзора как гарантия…

  1. Малиненко М.К. Обеспечение прокурором прав личности на предварительном следствии // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. Ростов-на-Дону. 2017. Т. 4. № 2. С. 49-
  2. Васягина М.М. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами следствия должны быть расширены // Новая наука: от идеи к результату. 2017. Т. 1. № 2. С. 215-217.
  3. Маляренко В.Т. Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации: вопросы ста-новления и развития / В.Т. Маляренко // Право России. 2003. № 9. С. 3-14.
  4. Соляр С. Проблемы практического применения отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Аллея науки. 2013. № 3 (31). С. 93-97.
  5. Юрчишин В.М. Надзор прокурора при производстве досудебного расследования по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / В.М. Юрчишин // Аллея науки. 2012. № 3. С. 74-77.

Yeltsov V.E. Implementation of prosecutorial supervision as a guarantee of ensuring the realization of the rights of participants in criminal proceedings // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 472-478.

The article is devoted to the analysis of the peculiarities of prosecutorial supervision in the field of crimi-nal proceedings. The author examines the prosecutor’s supervision in this area from the point of view of ensur-ing the implementation of the rights of participants in criminal proceedings. Proposals are being made to strengthen this function of the prosecutor.

Keywords: legal support; prosecutor’s supervision; guarantee of the rights and freedoms of participants in criminal proceedings; principles of criminal proceedings; participants in criminal proceedings; human rights activities; criminal procedural guarantees.

Spisok literatury:

  1. Ugolovno-processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 24.03.2021) // SPS «Konsul’tant Plyus».
  2. Kosyuta M.V. Prokurorskaya sistema Rossii v usloviyah demokraticheskogo obshchestva: monogr. / Ko-syuta M.V. YUridicheskaya literatura, 2002. 321 s.
  3. Malinenko M.K. Obespechenie prokurorom prav lichnosti na predvaritel’nom sledstvii // Vestnik yuridicheskogo fakul’teta YUzhnogo federal’nogo universiteta. Rostov-na-Donu. 2017. T. 4. № 2. S. 49-53.
  4. Vasyagina M.M. Polnomochiya prokurora po nadzoru za soblyudeniem zakonov organami sledstviya dolzhny byt’ rasshireny // Novaya nauka: ot idei k rezul’tatu. 2017. T. 1. № 2. S. 215-217.
  5. Malyarenko V.T. Ugolovno-processual’noe zakonodatel’stvo Rossijskoj Federacii: voprosy stanovleniya i razvitiya / V.T. Malyarenko // Pravo Rossii. 2003. № 9. S. 3-14.
  6. Solyar S. Problemy prakticheskogo primeneniya otdel’nyh polozhenij Ugolovno-processual’nogo kodeksa

Rossijskoj Federacii // Alleya nauki. 2013. № 3 (31). S. 93-97.

  1. YUrchishin V.M. Nadzor prokurora pri proizvodstve dosudebnogo rassledovaniya po Ugolovno-processual’nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / V.M. YUrchishin // Alleya nauki. 2012. № 3. S. 74-77.

.

Interwin Slot Deposit Qris Tanpa Potongan 2024 Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar Slot188 Terbaru Gampang Maxwin CHERRY188 Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 jackpotslot.website Interwin Slot