Особенности защиты прав человека в условиях цифровой трансформации общества

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Худоян Г. М.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 261–264.

УДК 342.7

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Худоян Г. М.

Академия Образовательного комплекса полиции, Республика Армения, г. Ереван

В данной научной статье обсуждаются вопросы, связанные с цифровой трансформацией общества в современном мире, а также действия публичной власти по защите и сохранению, в этой связи, ос-новных прав и свобод человека. В контексте обсуждаемой проблематики автором предлагаются наиболее обобщённые и подходящие, с его точки зрения, трактовки таких категорий, как «права чело-века» и «цифровизация». По некоторым вопросам, связанным с обязанностью публичной власти каса-тельно защиты прав человека, в качестве примера представлены определения, закреплённые в Консти-туции Республики Армения. В статье сделан особый акцент на обязанностях публичной власти в во-просах организации и координации всего процесса цифровой трансформации, а также необходимости обязательного ограничения публичной власти основными правами и свободами человека и граждани-на, как непосредственно действующим правом. Кроме прочего, в статье также продемонстрирована степень внедрения во все сферы (и государственную, и общественную) современной жизнедеятельно-сти новейших (IT) цифровых технологий, а также неуклонная трансформация в цифровой плоскости сложившихся десятилетиями стандартов общественных отношений, процессов получения информа-ции, предоставления и получения услуг, управления государственным аппаратом и иными органами, обеспечения общественной безопасности и правопорядка и т. д. Вместе с тем, автором указываются угрозы и вызовы (утечка персональных данных, киберпреступления и. т. д.) правам человека в процес-се этой трансформации, предлагаются конкретные направления по их нейтрализации или минимиза-ции. В этом смысле, автором предлагается расширение полномочий ряда органов и лиц, таких как за-щитники по правам человека и просто правозащитники, а также целенаправленные подходы со сторо-ны публичной власти (воспитательная работа, образовательные курсы, беседа с населением, демон-страция специальных обучающих видеороликов) по улучшению работы с населением, с целью повы-шения его правосознания для реализации и самозащиты своих прав в эпоху цифровой трансформации.

Ключевые слова. Права и свободы человека, публичная власть, цифровая трансформация обще-ства, Конституция Республики Армения, цифровизация, цифровые риски и угрозы, безопасная цифро-вая тропа.

Одной из серьёзнейших проблем по защите прав, свобод и законных интересов человека на сегодняшний день является ускоренный переход (трансформация) сло-жившейся политико-правовой, социальной, экономической, финансовой и других систем в цифровую плоскость. Очевидно, что в этой новой системе координат зна-чимость основных прав и свобод человека обусловлена совокупностью основопола-гающих правовых актов, которые принимаются государством и в которых закреп-ляются, гарантируются, защищаются и обеспечиваются эти права и свободы в про-цессе цифровой трансформации общества. В этом контексте, для чёткого понима-ния всей глубины вопроса, необходимо разъяснить такие понятия, как «права чело-века», «цифровизация» и т.д.

Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер. Права человека — это правовой и ценностный ориентир, позволяющий находить правильное направление движения в разных измерениях. Права обусловливают ос-новные тенденции развития государства, гражданского общества, правопорядка, законности и всей правовой системы. В зависимости от объёма закрепления, реали-зации и состояния защиты прав человека можно сделать вывод о степени зрелости

261

Особенности защиты прав человека…

общества и развитости его правовой культуры. Признание и гарантирование основ-ных прав и свобод человека реализуется на основе норм Основного закона. В утверждение сказанного можно привести в пример главу 2 Конституции Республи-ки Армения, которая полностью посвящена основным правам и свободам человека

  • гражданина. Между тем, внутригосударственные механизмы защиты прав и сво-бод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их признания и обеспечения) [1, с. 276].
    • свою очередь, принятие цифровизации обобщённо можно представить, как концепцию технологической и экономической деятельности, основанную на цифро-вых и информационных технологиях, внедряемых в разные сферы жизни, производ-ства, образования и управления. Цифровизация по своей сути — это трансформа-ция, переход к новой модели мышления и ведения дел, где решения принимаются на основе данных и аналитики) [2, с. 571]. В России, в настоящее время большин-ство сфер государственного управления существенно приблизились к модели циф-ровой экономики [4, с. 163].
    • контексте обсуждаемой тематики необходима констатация некоторых реалий. Прежде всего, для эффективной реализации государством своих полномочий по

защите прав человека необходимо повсеместно и на всех уровнях (национальном и на международном) добиться чёткого, однозначного, общепризнанного определения

  • восприятия категории прав человека, как незыблемой основы существования са-мого правового, демократического государства с обязательным закреплением на самом высоком правовом уровне обязанности публичной власти — уважения и защи-ты основных прав и свобод человека и гражданина) [3]. Особое значение здесь при-обретает унификация интерпретирования, восприятия и применения этих фунда-ментальных основ без какой-либо двусмысленности или применения каких-либо двойных стандартов (будь то на уровне предписаний или комментариев). Общепри-знанные права и свободы человека не могут быть хорошими или плохими, они либо есть, либо их нет. Также необходима чёткая фиксации факта ограничения публич-ной власти основными правами и свободами самого человека и гражданина, как непосредственно действующим правом) [3], тем самым подчёркивая градацию за-щищаемых ценностей [5, с. 62-71].

Как минимум уже два десятилетия цифровые технологии являются неотъемле-мой частью нашей жизни. Сегодня нельзя представить повседневную жизнь челове-ка без интернета и гаджетов, ну а государства при выполнении своих функций, в свою очередь, повсеместно реализуют или по крайней мере пытаются реализовать большую часть своих властных полномочий посредством этих цифровых техноло-гий, внедряя их в разные сферы жизнедеятельности. Примером этого могут служить цифровизация государственных услуг, наличие специализированных программ, та-ких как, «Единое окно», «Электронное правительство», «Цифровая экономика» или же «Умный город», в целях анализа данных, оптимизации госуслуг, контроля за общественной безопасностью (техническая, электронная фиксация правонаруше-ний), регулирования движением транспорта, и т. д. И вместе с тем, возрастают но-вые цифровые риски и угрозы как для простых граждан, так и для государства в це-лом. С внедрением этих технологий возрастает и доля онлайн-преступлений, огром-ные темпы набирает киберпреступность. И в этом смысле обязанностью публичной

Худоян Г. М.

власти становится нивелирование этих возрастающих угроз, а также последующая защита государственных интересов и прав человека в цифровом пространстве.

Государству, как гаранту и защитнику этого самого общества, необходимо осо-знать все эти реалии, и двигаться не только и не столько параллельно или в унисон с цифровой линией общества, а сделать шаг вперёд. Конечно же, всё это равнозначно необходимо и самой публичной власти в целях результативного государственного управления и поддержания своего авторитета. И всё же, в этом смысле, государству необходимо опережать темпы и тренды развития цифровых технологий, контроли-ровать и координировать процесс трансформации общества и общественной дея-тельности в цифровую плоскость. Государство должно вести за собой общество по безопасной цифровой тропе, максимально предотвращая какие-либо нарушения прав и свобод людей, оберегая их, и создавая наиболее благоприятные условия для такой безопасной цифровой трансформации общества.

На любые виды правонарушений в цифровом пространстве, — будь то утечка персональных данных, финансовые или иные преступления, – со стороны публич-ной власти должны быть оперативно реализованы правовые и практические дей-ственные механизмы для устранения опасностей и угроз, а также для создания без-опасной цифровой среды (в первом случае имеется в виду принятия законов или иных правовых актов, а во втором специализированная работа соответствующих правоохранительных структур).

Таким образом, обобщая вышесказанное, необходимо констатировать, что так или иначе, вся нагрузка и ответственность по защите прав и свобод человека вооб-ще, в том числе, по вопросам цифровой безопасности в процессе цифровой транс-формации общества, целиком и полностью лежит на публичной власти, на госорга-нах, ответственных за нормальное, безопасное и благополучное развитие и суще-ствование общества. В этой связи, на публичную власть должны быть возложены дополнительные обязанности по формированию новых правовых и государствен-ных институтов для реализации обозначенных полномочий. Публичная власть должна сформировать потенциальную платформу для укрепления возможностей государственного управления оптимизацией управления этими институтами, и вме-сте с тем, способствовать повышению осведомленности населения о конкретных вопросах, таких как права человека при цифровой трансформации. В функции госу-дарства также должно входить обеспечение специалистов-практиков, таких как пра-возащитники, необходимыми инструментами, обучение их навыкам, необходимым для противостояния угрозам, связанным с конкретными вопросами по защите прав человека при цифровой трансформации. При этом его действия должны быть про-зрачными и подотчётными. Особые полномочия должны быть предоставлены ин-ституту «Защитника прав человека», с последующим наделением последнего специ-альными полномочиями для оптимальной работы в цифровой среде. Повсеместно (и

  • госсекторе, и в правозащитном сообществе, и в гражданском обществе) должно происходить наращивание потенциала (необходимых знаний, навыков, компетен-ций и способностей) и объединение имеющегося инструментария по защите прав и свобод человека, которые в какой-либо мере могут быть нарушены или ограничены
  • эпоху глобального технологического прогресса и сопутствующей этому цифровой трансформации общества.

263

Особенности защиты прав человека…

Список литературы:

  1. Худоян Г. М. «Проблема соотношения прав человека и национальная безопасность». Актуальные проблемы частного и публичного права [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 28 октября 2016 г. / редкол.: А. Н. Садков, Е. В. Пантелеев, Н. В. Котельников, О. А. Аб-рамов. – Вып. 9. – Волгоград: ВА МВД России, 2017. – С. 276.
  2. Худоян Г.М. «Современные проблемы правоприменительной практики в условиях цифровизации». Сборник статьей по результатам международной научнопрактической конференции «Юридическая деятельность в условиях цифровизации»/ под ред. Е.В. Евсиковой, В.С. Тихомаевой. – Электрон. дан. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. — С. 571-572.
  3. Конституция Республики Армения от 06.12.2015. [Электронный ресурс]:Режим доступа: http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus (дата обращения 12.12.2022)
  4. Трифонова К.В. Цифровизация отдельных видов правоохранительной деятельности (на примере миграционной деятельности) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2021. – Т. 7. – № 2. – С. 163-168.
  5. Трифонов С.Г. Гарантии реализации конституционного права человека и гражданина на судебную защиту // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридиче-ские науки. – 2022. – Т. 8. – № 1. – С. 62-71.

Garik Khudoyan. Features of the protection of human rights in the context of the digital transfor-mation of society // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 261–264.

This scientific article discusses issues related to the digital transformation of society in the modern world, as well as the actions of public authorities to protect and preserve, in this regard, fundamental human rights and freedoms. In the context of the issues under discussion, the author proposes the most generalized and ap-propriate, from his point of view, interpretations of such categories as «human rights» and «digitalization». On some issues related to the duty of the public authorities to protect human rights, the definitions enshrined in the Constitution of the Republic of Armenia are presented as an example. The article focuses on the duties of public authorities in matters of organizing and coordinating the entire process of digital transformation, as well as the need for mandatory restriction of public authorities to the fundamental rights and freedoms of a person and citizen, as a directly applicable right. Among other things, the article also demonstrates the degree of im-plementation of the latest (IT) digital technologies into all spheres (both state and public) of modern life, as well as the steady transformation in the digital plane of the standards of public relations that have developed over decades, the processes of obtaining information, providing, and receiving services, management of the state apparatus and other bodies, ensuring public security and law and order, etc. At the same time, the author points out the threats and challenges (leakage of personal data, cybercrimes, etc.) to human rights in the pro-cess of this transformation, suggests specific directions for their neutralization or minimization. In this sense, the author proposes the expansion of the powers of a number of bodies and persons, such as human rights defenders and just human rights activists, as well as targeted approaches by public authorities (educational work, educational courses, conversations with the population, demonstration of special educational videos) to improve the work with the population, in order to increase their legal awareness for the realization and self-defense of their rights in the era of digital transformation.

Keywords. Public authority, human rights and freedoms, the Constitution of the Republic of Armenia, digital transformation of society, digitalization, digital risks and threats, a safe digital path.

Spisok literatury:

  1. Khudoyan G. M. «Problema ravenstva prav cheloveka i natsional’naya bezopasnost’». Aktual’nyye prob-lemy chastnogo i publichnogo prava [Elektronnyy resurs]: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf., g. Volgo-grad, 28 oktyabrya 2016 g. / redkol.: A. N. Sadkov, Ye. V. Panteleyev, N. V. Kotel’nikov, O. A. Abramov. – Vyp. 9. – Volgograd: VA MVD Rossii, 2017. – S. 276.
  2. Khudoyan G.M. «Sovremennyye problemy pravoprimenitel’noy praktiki v usloviyakh tsifrovizatsii».

Sbornik statey po rezul’tatam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Yuridicheskaya deyatel’nost’ v usloviyakh tsifrovizatsii»/ pod red. Ye.V. Yevsikova, V.S. Tikhomayevoy. – Elektron. dan. – Simferopol’: IT «ARIAL», 2021. — S. 571-572.

  1. Konstitutsiya Respubliki Armeniya ot 06.12.2015. [Elektronnyy resurs]:Rezhim dostupa: http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus (data obrashcheniya 12.12.2022)
  2. Trifonova K.V. Tsifrovizatsiya otdel’nykh vidov pravookhranitel’noy deyatel’nosti (na primere mi-gratsionnoy deyatel’nosti). //Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. — 2021. — T. 7. — № 2. — S. 163-168
  3. Trifonov S.G. Garantii realizatsii konstitutsionnogo prava cheloveka i grazhdanina na sudebnuyu zashchitu. //Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. — 2022. — T. 8. — № 1. — S. 62-71..