Особенности восприятия доктрины панславизма в радикальной правовой мысли России

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Особенности восприяти паславизма…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С.128–134.

УДК 340.12

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДОКТРИНЫ ПАНСЛАВИЗМА В РАДИКАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ

Пойминов Н. М.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Тема славянской интеграции и особой миссии России в славянском мире в условиях глобальных вызовов не утрачивает своей актуальности, в силу чего представляется логичным обращение к изуче-нию подходов русской радикальной правовой мысли, сформировавшей специфические представления о концепции политического единства славянских государств.

Целью работы является исследование политико-правового наследия представителей русской рево-люционной мысли в контексте их оценки доктрины панславизма. Рассмотрены взгляды на феномен панславизма М.А. Бакунина, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Проведенное исследование показало, что отрицавшие официальный панславизм, но считавшие необходимой консолидацию славян в целях достижения целей революции, А.И. Герцен и М.А. Бакунин видели особый преобразовательный по-тенциал в социальном устройстве сельской общины. Н.Г. Чернышевский допускал целесообразность ограниченной славянской интеграции, но вне доминирующей роли России. Созданная теоретиками радикального направления мысли революционная версия панславизма представляла собой идеологию славянской взаимности, опирающуюся на формат социализации сельской общины, направленную на свержение самодержавия и освобождение народов.

Ключевые слова: панславизм, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, радикальная мысль, государственно-правовая доктрина, славянская федерация, внешняя политика.

Идея славянской идентичности представляет собой одно из проявлений фило-софского осмысления места России в славянском мире. Панславизм – государствен-но-правовая доктрина политического единства славянских государств и народов на основе этнической, культурной и языковой общности. Панславизм относится к группе так называемых панидеологий, представляющих синтез геополитических и государственно-правовых идей, закрепляющих внешнеполитические ориентиры в контексте формирования национально-политической идентичности. Такие идеоло-гии призваны объединять этнически и территориально близкие народы в целях сов-местного решения социально-политических, экономических, религиозных и куль-турных задач. Исследование феномена актуально не только в контексте научной реконструкции прошлого, панславизм может трактоваться в качестве одного из иде-алов русской цивилизации, направленных в сторону коллективной идентичности славянских народов. Как отмечает М.В. Грицюк, в отечественной науке проблема государственной идеологии и национальной идеи всегда активно обсуждалась и, по мере развития, «появилась основополагающая национальная идея о великодержав-ности, которая проявлялась уже в Российской империи и сохранилась в обществен-ной памяти до настоящего времени» [7, с. 24]. Авторы А.Л. Бредихин и Е.Д. Про-ценко также считают, что «идеологический компонент присущ государственности России, а государство при этом выступает главным субъектом идеологической дея-тельности» [3, с. 3].

Свойственный русскому сознанию концепт панславизма приобрел обоснование в рамках славянофильского крыла консервативного течения России в первой поло-вине XIX века. Вместе с тем, идеи славянской интеграции разделяли отдельные представители радикальных течений конца XIX в. Они сформировали особые под-

Пойминов Н. М.

ходы к концепции политического единства славянских государств, отрицавшие официальный панславизм, но считавшие продуктивным и целесообразным объеди-нение славян в целях достижения целей революции. Радикализм в своей буквальной трактовке представляет собой стремление к коренным изменениям, к получению максимальных результатов в преобразовательной деятельности. Радикальные тече-ния – направления политико-правовой и философской мысли, ориентированные на государственно-правовые, экономические и культурные преобразования.

Методология исследования представлена использованием диалектического ме-тода, системного метода в контексте изучения государственно-правовых воззрений представителей русской радикальной мысли, привлечением компаративистского метода, направленного на сопоставление и выявление сходств и отличий во взгля-дах мыслителей, а историко-правовой метод обеспечил выявление причин генезиса и эволюции идей славянской интеграции.

Следует отметить, что всесторонний анализ политико-правового наследия пред-ставителей русской революционной мысли в контексте их видения проблематики панславизма, еще не осуществлялся. В поле зрения исследователей попадали от-дельные аспекты соответствующих учений, в частности, к рассмотрению темы сла-вянского федерализма в мировоззрении М.А. Бакунина и А.И. Герцена обращался Б.А. Прокудин, раскрывала специфику славянских идей во взглядах М.А. Бакунина

  • Ф. Энгельса А.А. Григорьева [6; 8]. Что еще раз подчеркивает актуальность ис-следование политико-правового наследия представителей русского радикализма в контексте их оценки доктрины панславизма

М.А. Бакунин (1814–1876) – русский мыслитель, представитель радикального либерализма, идеолог анархизма как доктрины общественно-политического освобо-дительного движения, направленного на уничтожение «несправедливого строя». Концепты анархизма демонстрируют отрицательное отношение к феномену госу-дарства, считая его конструкцией, априори несовместимой со свободой. В его русле распространен тезис, что только уничтожение классических государств позволит создать свободную всемирную федерацию ассоциаций, коммун, групп и союзов. Анархизм Бакунина стал идейной почвой для революционных подвигов и дискус-сий о будущем государственно-правовом устройстве общества. Следует отметить мобильность воззрений мыслителя, являющуюся воплощением эволюции его госу-дарственно-правовых взглядов.

Стремление найти свое место в международном революционном процессе при-вела М.А. Бакунина в ряды общеславянского национально-освободительного дви-жения. В 40-х годах XIX века появились первые работы мыслителя, направленные на критику российского государственного строя, тогда же свет увидели первые кон-цепции создания свободной славянской республики в форме безгосударственного союза. Но центральным источником, позволяющим проанализировать эволюцию представлений о феномене панславизма в наследии М.А. Бакунина, является его произведение «Исповедь», датированное 1851 г. и представляющее собой историче-ский документ, адресованный императору Николаю I. В этом труде не только опи-сываются отдельные аспекты функционирования Первого Cлавянского конгресса, но и выражается позиция автора относительно идей всеславянства.

    • 1848 г. в Праге состоялся инициированный австрийскими чехами и словаками Первый славянский съезд, созванный с целью снижения немецкого влияния на тер-

129

Особенности восприяти паславизма…

ритория преимущественного проживания славянских народов в Австрийской импе-рии. Конгресс включал три отделения: в северном были «поляки, русины, шленза-ки»; западное состояло из чехов, моравов, словаков; в южном «заседали сербы, хор-ваты, словенцы и далматы» [2, с. 78]. Представителем России на Пражском конгрес-се был М.А. Бакунин, примкнувший к северному отделению (как отмечал мысли-тель, на самом деле русских было двое – он и некий старообрядец).

М.А. Бакунин в рамках конгресса выступил с призывом к ликвидации всех включающих славянские народы империй и с идеей создания Великой вольной сла-вянской федерации с центром в Константинополе. Мыслитель преследовал цели консолидации славян и поиска союзников для активизации революционной пропа-ганды в России. Поработив Царство Польское, утверждал Бакунин, Россия предала идею славянства: исправить ситуацию может только освобождение Польши.

Подчеркивая несостоятельность славянского единства без России, вместе с тем, Бакунин акцентировал внимание на том, что империя Николая I как «гроб всякой народной жизни и всякой свободы» не способна стать оплотом спасения для славян

  • существующих политико-правовых реалиях. Что предлагал идеолог народниче-ства? Он выступил с инициативой первичного объединения славян вне России в вольной и великой федерации всех славянских народов, которое, по его мнению, могло обусловить в дальнейшем освобождение российского народа. Консолидация славянства, по Бакунину, вступила бы побудительным мотивом революционной пропаганды и борьбы с самодержавием в России.

Конгресс не воплотил чаяния о единении славян из-за желания каждого славян-ского народа получить больше выгод при отсутствии возможности идти на компро-миссы. Первая встреча со славянами, по словам М.А. Бакунина, пробудила чувство славянства, отодвинувшее на задний план увлечение демократическим движением Западной Европы. И если практической пользы первый конгресс, по признанию Ба-кунина, не принес, то его идеологическое значение состояло в том, что это был пер-вый опыт выведения на уровень всеславянского формата обсуждаемой тематики.

    • опубликованных позднее работах по славянскому вопросу «Основы славян-ской федерации», «Внутреннее устройство славянских народов» [9] сформулирова-ны основные концепты идей славянской интеграции М.А. Бакунина. Новая федера-ция должна основываться на началах независимости всех народов, их союзном еди-нении, институционально выраженном в виде Славянского совета как высшего ор-гана власти. В компетенции Совета высший суд, вопросы мира и войны, разрешение возникающих разногласий между славянскими племенами. Совет является и един-ственным актором внешнеполитической деятельности, руководит славянскими вой-сками.

Что касается внутреннего устройства, то входящие в федерацию народы облада-ют свободой избрания формы правления, наиболее соответствующей исторически сложившимся политическим практикам. Вместе с тем, соединенных славянских народов должно основываться на принципах равенства, свободы и братской любви при ликвидации крепостной зависимости и сословности. Каждый имеет право опре-делять свое место жительства свободно, в том числе, на территории другого славян-ского народа. Контроль за соблюдением указанных основ народами, составляющи-ми союз, является правом и обязанностью совета.

Пойминов Н. М.

Позднее, в работе «Государственность и Анархия» (1873 г.) М.А. Бакунин указы-вает, что по своей природе и сущности славяне как преимущественно мирные зем-ледельческие племена далеки от политических, государственных начал, ведь «ни одно славянское племя само собой не создало государства» [1, с. 267-283]. Истори-чески эти народы не были завоевателями. Бакунин констатировал: общественно-политические реалии XIX в. свидетельствуют том, что государство не сможет оста-ваться суверенным, если оно не является государством-агрессором. Следовательно, образование великого славянского государства воплотится в форме славяно-народного рабства, основанного на военном подчинении и удержании народов. Ба-кунин задает ключевой вопрос: как противодействовать торжествующему пангер-манизму вне создания панславянского государства? Ведь, как было отмечено, по-добная славянская федерация обернется общеславянским рабством под предводи-тельством России. В учении М.А. Бакунина рождается следующий вариант решения проблемы: славяне через всенародный бунт против государства, через интернацио-нальную социальную революцию в стремлении к общей свободе и человеческому братству имеют возможность освободить и себя, и другие народы. Для этого сла-вянскому пролетариату необходимо масштабно присоединиться к Интернациональ-ной ассоциации рабочих, образовывая фабричные и земледельческие секции, объ-единенные в местные федерации. Возможным Бакунину представлялось и образо-вание общеславянской федерации как инструмента разрушения всех государств в этих революционных трансформациях.

Идеи славянского единства М.А. Бакунина можно трактовать как идеологию по-пуляризации революционных преобразований, направленную на изменение госу-дарственности России в контексте борьбы с самодержавием. Внешнеполитические контуры учения теоретика анархизма иллюстрируют, в первую очередь, его анти-германский характер, во-вторых, продвижение идей международного пролетарского движения. М.А. Бакунин разработал и популяризировал на российских и междуна-родных площадках программные проекты славянской федерации.

  • политико-правовой доктрине русского радикализма особое место отведено А.И. Герцену (1812-1870) – писателю, публицисту, философу, автору учения о рус-ском социализме. Проблематика славянской интеграции разрабатывалась Герценом на протяжении многих лет, ей посвящено несколько работ автора. В 1849 г. А.И. Герцен писал, что 1812 г. стал временем пробуждения русской народности и нача-лом гибели династии Романовых. По мнению мыслителя, русский самодержец бо-ялся роста национального самосознания, поэтому не торопился стать во главе сла-вянского движения. В учении Герцена антимонархические настроения концентри-руются в идее противопоставления самодержавной централизации славянской фе-дерации.

Сельские общины, подобные русской, существуют у многих славянских народов, писал А.И. Герцен. Такие социальные структуры, по мнению мыслителя, представ-ляют собой формы народной солидарности, способные к социалистическим преоб-разованиям. Общинный уклад мог бы содействовать осуществлению революцион-ных планов по освобождению крестьян с землей. А.И. Герцен отмечал, что всем славянским народам свойственна склонность к патриархальному, сельскому быту, вне централизации и строгих политических форм, поэтому органичным государ-ственным устройством для них была бы федерация. Теоретик социализма неодно-

131

Особенности восприяти паславизма…

кратно подчеркивал: славянский мир давно стремится к единству, и эти тенденции усилились после наполеоновского периода, в частности, идеи славянской федерации прослеживались в революционных планах Пестеля и Муравьева.

  • проектах А.И. Герцена столицей славянской федерации был Константинополь: «Когда императорский орел возвратится на свою древнюю родину, он уже более не появится в России. Взятие Константинополя явилось бы началом новой России, началом славянской федерации, демократической и социальной» [4, с. 205]. Мысли-тель считал, что династия Романовых утратит свое влияние после завоевания Кон-стантинополя, и освободившаяся от самодержавия и крепостного строя России зай-мет ведущую роль в славянской федерации.

А.И. Герцен противопоставлял официальный панславизм подлинному, народно-му объединению: «Императорский панславизм, восхваляемый от времени до време-ни людьми купленными или заблуждающимися, разумеется, не имеет ничего обще-го с союзом, основанным на началах свободы» [5, с. 162]. Время славянского мира настало, провозглашал философ, он считал, что через революцию и свободу будет свергнуто самодержавие, препятствующее всякому прогрессу.

Герцен не создал четкой концепции славянской федерации, но он уделил много внимания своеобразию славянского мира, особенностям его политико-правовых форм, общине как оплоту солидарности. В разработанной им теории русского соци-ализма объединены компоненты крестьянского общинного быта и концепты запад-ного социализма. Следует отметить, что А.И. Герцен и М.А. Бакунин видели воз-можность консолидации революционных сил на платформе сельской общины с по-следующей трансформацией в славянские формы интеграции.

Совершенно иной предстает позиция другого представителя радикального направления, теоретика социализма Н.Г. Чернышевского (1828-1889). Его также интересовала проблема славянской интеграции, но он выступал с критикой данной доктрины, указывая, что опора на родной по крови и духу славянский мир – «ошиб-ка против фактов» [10]. Следует рассчитывать не на другие славянские народы, а на самих себя. Освобождение славянских народов от турецкого и австрийского гнета и способствование обретению ими политической самостоятельности не должны вос-приниматься как право и обязанность России. Аргументировал свою позицию Чер-нышевский следующим: у России много внутренних проблем, необходимы рефор-мы, а неизбежная война за славянское единство не только подорвет экономику, но и разрушит все отношения с Западом. Он считал, что европейские державы будут на стороне Турции из опасения, что при падении этой империи славяне попадут под русское влияние.

Н.Г. Чернышевский указывал, что славяне Австрийской империи разобщены, беззаботны, рассчитывают на внешнюю поддержку от русских, но сами не предпри-нимают шагов к обретению независимости. В связи с чем, мыслитель обращался к славянским племенам с призывом: «Не рассчитывайте же на нас, а ищите сил в са-мих себе и сами устройте так, чтобы немцы, французы, англичане не видели для себя опасности в вашем стремлении к освобождению» [10]. Таким образом, Н.Г. Чернышевский считал возможной ограниченную славянскую интеграцию, исключая создание славянского союза под предводительством России.

Таким образом, официальная доктрина панславизма с ее концепциями народно-сти, соборности, православного традиционализма, этатизма и геополитического до-

Пойминов Н. М.

минирования России, в целом, вызывала отрицательную оценку представителей русской революционной мысли XIX в. Многие мыслители данного направления от-мечали негосударственную, анархическую природу славянских народов, в силу чего новые типы интеграции на основе централизма, сильной власти изначально отвер-гались. В контексте продвижение идей международного пролетарского движения производилась популяризация революционных преобразований. При расхождении позиций представителей радикального блока с концептуальными положениями классического панславизма, их учение можно идентифицировать как революцион-ную версию панславизма – славянской взаимности, основанной на формах социали-зации сельской общины, ведущей к свержению самодержавия и освобождению народов.

Список литературы:

  1. Бакунин, М.А. Государственность и анархия / М.А. Бакунин // Философия. Социология. Политика. – М.: Правда, 1989. – С. 267-283.
  2. Бакунин, М. А. Исповедь / М.А. Бакунин — СПб.: Азбука-классика, 2010. — 256 с.
  3. Бредихин, А.Л., Проценко, Е.Д. Правовая идеология в контексте реализации идеологической функ-ции государства / А.Л. Бредихин, Е.Д. Проценко // Ученые записки Крымского федерального универ-ситета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2020. – Т. 6 (72). № 4. – С. 3-7.
  4. Герцен, А.И. Lettre d’un Russe à Mazzini (Письмо русского к Маццини) / http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/lettre-d-un-russe-mazzini.htm (дата обращения 15.08.2023) – Текст: электронный.
  5. Герцен, А.И. Русский народ и социализм / А.И. Герцен // Собрание сочинений в двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1986. — С. 154-182.
  6. Григорьева, А.А. «Славянская идея» в воззрениях М.А. Бакунина и Ф. Энгельса / А.А. Григорьева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – №7(42). –2012. – С.77-79.
  7. Грицюк, М.В. Идеология российской государственности / М.В. Грицюк // Ученые записки Крымско-го федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2021. – Том 8 (74), №

3– С. 24-31.

  1. Прокудин, Б.А. Славянский федерализм в мировоззрении А.И. Герцена и М.А. Бакунина / Б.А. Про-кудин // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. — 2006. № 6.- С. 76-85.
  2. Русская социально-политическая мысль XIX — начала XX века: М.А. БАКУНИН / Под ред. А.А. Ши-ринянца; Сост. П.И. Талеров, А.А. Ширинянц. — М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. — 324 с.
  3. Чернышевский, Н. Г. Народная бестолковость / Н.Г. Чернышевский // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений : В 15 т. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1950. Т.
  4. : Статьи 1860—1861 годов. – С. 828–848.

Poyminov N. M. Features of the perception of the doctrine of Pan-Slavism in the radical legal thought of Russia // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023.

– Т. 9 (75). № 3. – Р. 128–134.

The topic of Slavic integration and Russia’s special mission in the Slavic world in the context of global challenges does not lose its relevance, which makes it logical to turn to the study of approaches of Russian radical legal thought, which has formed specific ideas about the concept of political unity of Slavic states.

The aim of the work is to study the political and legal heritage of representatives of Russian revolutionary thought in the context of their assessment of the doctrine of pan-Slavism. The views on the phenomenon of pan-Slavism of M.A. Bakunin, A.I. Herzen, N.G. Chernyshevsky are considered. The conducted research showed that A.I. Herzen and M.A. Bakunin, who denied official pan-Slavism, but considered it necessary to consolidate the Slavs in order to achieve the goals of the revolution, saw a special transformative potential in the social structure of the rural community. Chernyshevsky admitted the expediency of limited Slavic integra-tion, but outside of the dominant role of Russia. The revolutionary version of pan-Slavism, created by the theorists of the radical trend of thought, represented the ideology of Slavic reciprocity, based on the format of socialization of rural communities, aimed at overthrowing autocracy and the liberation of peoples.

Keywords: pan-Slavism, M.A. Bakunin, A.I. Herzen, N.G. Chernyshevsky, radical thought, state-legal doctrine, Slavic Federation, foreign policy.

Spisok literatury:

  1. Bakunin, M.A. Gosudarstvennost’ i anarkhiya / M.A. Bakunin // Filosofiya. Sotsiologiya. Politika. – M.: Pravda, 1989. – S. 267-283.
  2. Bakunin, M. A. Ispoved’ / M.A. Bakunin — SPb.: Azbuka-klassika, 2010. – 256 s.

133

Особенности восприяти паславизма…

  1. Bredikhin, A.L., Protsenko, E.D. Pravovaya ideologiya v kontekste realizatsii ideologicheskoy funktsii gosudarstva / A.L. Bredikhin, E.D. Protsenko // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Yuridicheskie nauki. – 2020. – T. 6 (72). № 4. – S. 3-7.
  2. Gercen, A.I. Lettre d’un Russe à Mazzini (Pis’mo russkogo k Maccini) / http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/lettre-d-un-russe-mazzini.htm (data obrashhenija 15.08.2023) – Tekst: jelektronnyj.
  3. Gertsen, A.I. Russkiy narod i sotsializm / A.I. Gertsen // Sobranie sochineniy v dvukh tomakh. Tom 2. M.: Mysl’, 1986. – S. 154-182.
  4. Grigor’eva, A.A. «Slavyanskaya ideya» v vozzreniyakh M.A. Bakunina i F. Engel’sa / A.A. Grigor’eva // Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. – №7(42). –2012. – S. 77-79.
  5. Gritsyuk, M.V. Ideologiya rossiyskoy gosudarstvennosti / M.V. Gritsyuk // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Yuridicheskie nauki. – 2021. – Tom 8 (74), № 3– S. 24-31.
  6. Prokudin, B.A. Slavyanskiy federalizm v mirovozzrenii A.I. Gertsena i M.A. Bakunina / B.A. Prokudin // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. — 2006. № 6.- S. 76-85.
  7. Russkaya sotsial’no-politicheskaya mysl’ XIX – nachala XX veka: M.A. BAKUNIN / Pod red. A.A. Shirinyantsa; Sost. P.I. Talerov, A.A. Shirinyants. – M.: Tsentr strategicheskoy kon»yunktury, 2014. — 324 s.
  8. Chernyshevskiy, N. G. Narodnaya bestolkovost’ / N.G. Chernyshevskiy // Chernyshevskiy N. G. Polnoe sobranie sochineniy : V 15 t. M. : Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury, 1950. T. 7 : Stat’i 1860—1861 godov. — S. 828–848.

.