Особенности правового регулирования мер поддержки и налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в части, касающейся Республики Крым

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Особенности правового регулирования мер поддержки…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С.136–146.

УДК 658

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕР ПОДДЕРЖКИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Коваль В. Н., Морозова А. Н.

Юридический институт Севастопольского государственного университета

В настоящей статье содержится анализ особенностей правового регулирования мер поддержки и налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в части, касающейся Республики Крым. Рассмотрены основные особенности правового регулирования мер поддержки и налогообложения в рассматриваемой сфере на федеральном, субъективном, местном уровнях с приведением статистических данных по реализованным мерам, и по запланированным с учетом стремительно меняющей-ся социально-политической обстановки и особенного положения Республики Крым в составе Россий-ской Федерации, определяемым различными факторами, в том числе необходимостью встраивания в правовую систему в связи с относительно недавним вхождением в состав государства. Рассмотрены основные направления, предлагаемые различными авторами по совершенствованию правового регули-рования мер поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере налогообложе-ния. Автором высказано предположение, что уникальный опыт Республики Крым по поддержке мало-го и среднего предпринимательства может оказаться полезным для территорий, недавно вошедших в состав Российской Федерации, поскольку имеется сходство – в историческом, социально-экономическом и других сферах развития, а также отсутствует аналогичный опыт других субъектов в анализируемой области отношений.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, правовое регулирование, поддержка предпринимательства, Республика Крым, налогообложение, совершенствование правовых механизмов.

  • настоящее время актуализировался вопрос понимания нормативного акта, как

основного регулятора предпринимательского права [1], в том числе в сфере малого

  • среднего бизнеса, который является одной из важнейших сфер экономики, по-скольку именно в малом предпринимательстве занята значительная часть населения страны.

При этом авторы проводят исследования в совершенно разных сферах, начиная от инновационных, обосновывая появление экспериментальных правовых режимов применительно к цифровой трансформации предпринимательской среды [2], до анализа предпринимательства в условиях пандемии и санкций, справедливо пола-гая, что государство предпринимает активные меры по поддержке данной сферы деятельности [3], что возможно, в том числе, в связи с тем, что она обладает доста-точной гибкостью, если сравнивать ее с крупными предприятиями, и умением при-спосабливаться к меняющейся конъюнктуре рынка. Кроме того, данные институты активно помогают улучшать социальную обстановку, решают проблемы занятости населения, переналаживания производства и реагирования на рыночный спрос.

Сегодня законодательство по регулированию деятельности и налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) несовершенно, причиной чему является его нестабильность, наличие значительного числа не соот-ветствующих друг другу подзаконных актов, а также необходимость включать в систему правового регулирования новые территории РФ, что и сегодня вызывает споры как у ученых-юристов, так и у юристов-практиков.

Коваль В. Н., Морозова А. Н.

Нормативно-правовое регулирование мы можем традиционно разделить на три уровня: федеральный, региональный и местный. Начиная с федерального уровня, отметим ФЗ № 209-ФЗ, при этом, не анализируя детально нормативный правовой акт, что действующий с 2007 г. [4] правовой акт подвергался корректировке 43 раза

  • момента его принятия и подготовлены новые изменения, не вступившие в силу. С одной стороны, это свидетельствует об оперативности реагирования законодателя на изменение общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании,
  • другой – о нестабильности и сложности законодательства, необходимости его си-стематизации и совершенствования. В Законе о малом и среднем предприниматель-стве определены особенности правовых отношений в данной сфере, дается понятие субъектов МСП, закреплены меры их поддержки, а также основы нормативно-правового регулирования их деятельности в сфере МСП. Также федеральным зако-нодательством, в частности Налоговым кодексом РФ [5], регламентированы специ-альные налоговые режимы, упрощенные способы ведения отчетности, финансовая поддержка указанных субъектов и другие механизмы.

Конкретику положения федеральных законов нашли в региональном и местном законодательстве, которое в Республике Крым представляется сравнительно моло-дым, с учетом недавнего вхождения в правовое поле РФ и адаптации к новым усло-виям существования правовой системы. Сегодня функционирует значительное чис-ло механизмов, направленных на поддержку МСП на региональном уровне, начиная от портала МСП Республики Крым, который предоставляет возможности бизнес-образования, сотрудничества, получения консультаций и помощи [6], и заканчивая правовыми механизмами, которые мы можем разделить на несколько категорий:

    1. нормативно-правовая база органов власти РФ, а также Республики Крым, направленная на регулирование и поддержку МСП, а также закрепляющая статус органов исполнительной власти, которые реализуют политику РФ в указанной сфе-ре (с ними более подробно можно ознакомиться на официальном портале МСП Рес-публики Крым, в эту категорию отнесены Конституции и кодексы РФ, администра-тивные регламенты и приказы, база правовых решений, отдельно представлены ак-ты в сфере налогообложения, и другие).

Помимо федерального законодательства, обозначенного выше, определяющего основные направления реализации государственной политики в сфере МСП, суще-ствует государственное программное развитие, имеющее не меньшую актуальность.

Как считают эксперты, МСП сегодня играет ведущую роль в экономической си-стеме государства, которое, используя один из способов поддержки – субсидирова-ние – оказывает серьезное воздействие на малый бизнес [7]. Представляется инте-ресным рассмотреть, как были реализованы специальные программы в Республике Крым с момента вхождения в состав РФ. Так, с 2005 года Минэкономразвития Рос-сии была создана и последовательно реализовывалась программа, которая была направлена на субсидирование средств в бюджеты регионов из федерального бюд-жета с тем, чтобы оказывать государственную поддержку субъектам МСП.

Сегодня положения указанной программы проводятся в жизнь согласно Правил, утвержденных Приложением № 8 к государственной программе РФ, определяющей основные направления экономического развития и положения, касающиеся иннова-ционной экономики России [8]. На основании данного правового акта также еже-годно издаются актуальные приказы Минэкономразвития России.

137

Особенности правового регулирования мер поддержки…

Согласно указанным нормам средства путем проведения конкурса целевым обра-зом распределяются между субъектами и направляются на реализацию мероприя-тий, которые предусмотрены региональными программами развития МСП, если ре-гион может софинансировать программу. С помощью такого подхода обеспечивает-ся совместное использование средств бюджетов, что стимулирует регионы активно реализовывать политику в сфере поддержки предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства на федеральном уровне была утверждена госу-дарственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая рассчитана на 2013-2030 гг. Программа содержит федеральную целевую программу, реализации которой необходима для развития системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а также 10 подпрограмм, предусматрива-ющих стимулирование инноваций, создание наиболее благоприятных условий для развития рынка недвижимости, развитие малого и среднего предпринимательства, центра «Сколково», формирование официальной статистической информации, бла-гоприятной инвестиционной среды, совершенствование госуправления, повышение эффективности естественных монополий и так далее [9].

Суммы финансирования довольно значительны – общий объем расходов по дан-ным направлениям – 929 341 313,5 тыс. руб., в том числе за период 2022-2024 гг. – 397 045 595,3 тыс. руб. Не менее значителен объем средств, запланированных для реализации подпрограммы – 172243046,9 тыс. руб., в разрезе по годам: на 2016 г. – 16720000 тыс. руб.; 2017 г. – 23040000 тыс. руб.; 2018 г. – 23040000 тыс. руб.; 2019

  • — 23040000 тыс. руб.; 2020 г. – 23040000 тыс. руб., 2022 г. – 127318602,5 тыс. руб., 2023 г. – 133 688 056,4 тыс. руб., и на 2024 г. – 136 038 936,4 тыс. руб.

Среди региональных актов программного развития МСП особый интерес пред-ставляют акты Республики Крым и г. Севастополь. Так, среди нормативных актов г. Севастополь следует назвать Закон г. Севастополя от 21.07.2017г. № 357-ЗС, кото-рым утверждена Стратегия развития города, закрепляющая нормы о свободной эко-номической зоне (далее – СЭЗ), инвестициях, о стратегической цели, предполагаю-щей, что город будет развиваться как деловой центр, с созданием индустриального парка, в котором будут привлекаться и активно действовать предприятия для бизне-са, в том числе МСП. Отдельный раздел посвящен развитию предпринимательской деятельности, где как приоритеты закреплены информационная, финансовая до-ступность для субъектов МСП, оказание им поддержки [10].

Отдельного рассмотрения заслуживает также Перечень государственных про-грамм РК, утвержденный распоряжением Совета министров РК от 13 октября 2022

  • № 1599-р, чтовключает более 30 государственных программ, среди которых госу-дарственная программа РК, предполагающая реализацию подпрограммы, направ-ленной на развитие предпринимательства, в том числе МСП, начиная с 1.01.2023. Важным является тот, что распоряжение принято в развитие уже ранее действовав-ших нормативных актов, регламентировавших рассматриваемую нами сферу [11].

Следует отметить достаточное количество качественных программ развития МСП в РФ, причем как общегосударственного, так и регионального уровня. Основ-ными трудностями, которые сдерживают развитие МСП, остаются инфраструктур-ные, кадровые и финансовые, а также совершение правонарушений, в том числе злоупотреблений правом, и низкая исполнительская дисциплина распорядителей предоставляемых бюджетных средств. Решение названных проблем могло бы поз-

Коваль В. Н., Морозова А. Н.

волить в перспективе реализовать намеченные государством программы и достичь ожидаемых результатов в сфере МСП в России.

  1. Нормативные акты, регламентирующие статус субъектов с особым правовым положением, в частности, города федерального значения Севастополь [12]. Соглас-но нормам действующего закона, на территориях Республики Крым создана СЭЗ.

Закон закрепляет, что лицо, которое предполагает оформление статуса участника СЭЗ, должно, опираясь на нормы действующего законодательства, пройти реги-страцию на территории Республики Крым, а также состоять на учете в налоговом органе, оформить инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом.

Кроме того, нормативно закреплены преференции для участников СЭЗ, к кото-рым относятся: снижение ставки налога на прибыль организаций, освобождение от уплаты налога на имущество организаций; ускоренная амортизация в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2; освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, которые располо-жены на территории СЭЗ и используются в целях выполнения договора об осу-ществлении деятельности в СЭЗ на определенный срок.

  1. стратегические документы, последовательно принятые в Республике Крым в

2014 и 2017 г., определяющие стратегию развития Республики Крым, в том числе в сфере налогообложения субъектов МСП [13]. Указанными правовыми актами про-ведено всестороннее сравнение положительных и отрицательных факторов, оказы-вающих влияние на регион, его состояние и развитие.

Отмечены, например, сложная инфраструктура, сезонность, трудности переход-ного периода, но и уникальное географическое местонахождение республики, ее природно-климатические условия, способствующие привлечению людей, как для постоянного проживания, так и для туризма, отдыха и лечения, наличие свободной экономической зоны, и другие факторы. Определены основные направления реали-зации государственной политики, направленные на развитие РК и предложены ос-новные стратегические направления развития МСП по основным областям, а имен-но: правовое регулирование (совершенствование нормативной базы в рассматрива-емой сфере); создание организаций, которые оказывают поддержку МСП и увели-чение объемов их деятельности, а также инфраструктуры, которая необходима для поддержки; обеспечение функционирования системы «единого окна», направленной на упрощение деятельности организаций МСП; обеспечение взаимодействия МСП с госсектором с целью упрощения закупки ими товаров, работ и услуг в указанной сфере; обеспечение использования МСП имущества (движимого и недвижимого) с упрощенными процедурами доступа; проведение в жизнь молодежной политики, направленной на увеличение доли молодежи в секторе МСП; развитие социальной сферы в части поддержки МСП; повышение эффективности мер информационной поддержки, направленной на МСП; содействие взаимодействию государственно-частного сектора с МСП в коммунально-инженерной и транспортной сферах.

Предполагается, что по итогам реализации указанных мероприятий в РК будет сформирована эффективная система взаимодействия инвесторов, благоприятный инвестиционный климат для крупных российских компаний, а конкурентные пре-имущества позволят выйти на объем инвестиций, сопоставимый с регионами ЮФО.

139

Особенности правового регулирования мер поддержки…

    1. Акты, закрепляющие особенности правового регулирования налогообложения субъектов МСП на местном уровне.

Интересным представляется рассмотреть в данном аспекте г. Феодосию. В 2016 г. создан Координационный совет по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Задачи, функции, права, состав и организация работы данного совета закреплены Постановлением администрации г. Феодосия [14]. С 2019 г. реализуется проект «Индустриальный парк», аналогичный проектам, создаваемым в г. Бахчисарай и г. Джанкой. Реализация проекта предполагает создание промышленной площадки специализированного типа, на которую будут привлечены инвестпроекты, обеспе-чивающие условия для развития региона в социально экономической сфере, с воз-можность создания и функционирования конкурентоспособных производств и обеспечения занятости населения. Это представляется возможным, поскольку тер-риториально г. Феодосия представляет собой транспортный узел, от которого рас-ходятся транспортные магистрали на север (Джанкой), юг и юго-запад (Коктебель и южный берег Крыма) и запад (Симферополь) [15].

Кроме того, правовое закрепление нашла система органов власти и негосудар-ственных организаций, созданных на региональном уровне, которые, в свою оче-редь нормативно, а также путем систематической реализации организационно-правовых и ряда других мер, оказывают поддержку МСП.

Это Министерство экономического развития РК, Некоммерческая организация «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства», АО «Крым-ский гарантийный фонд», Микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым», деятельность которых направлена на реа-лизацию государственной политики в анализируемой нами сфере.

Отдельного рассмотрения требуют меры поддержки, которые начали предостав-лять МСП с 2020 г. в РК, с введением режима повышенной готовности, что стало существенным для предпринимателей. Главой Республики Крым предусмотрен комплекс мер, которые можно разделить на категории [16]: меры поддержки в нало-гообложении (снижены налоговые ставки в 2 раза по упрощенной системе налого-обложения и патентной системе; органам местного самоуправления рекомендовано принять решения по снижению К2 по единому налогу на вмененный доход; сниже-на ставка по налогу на имущество на 50%, для налогоплательщиков и организаций, которые отнесены к пострадавшим отраслям (с 1апреля 2020 по 30 июня 2020); снижена ставка по транспортному налогу для организаций на 50% пострадавших отраслей с 1 апреля 2020 по 30 июня 2020); меры в части предоставления микро-займов по льготным ставкам (докапитализация Фонда микрофинансирования на сумму 200 млн. руб., создание микрозайма «Скорый», дающего возможность полу-чить средства с льготной процентной ставкой без оплаты комиссий на срок до года

  • сумме до 3 млн. руб.); реструктуризация задолженностей по кредитам МСП (воз-можность отсрочки платежей, компенсация погашения части процентной ставки); предоставление субсидий и займов (в размере 200 млн. руб.); возможности под-держки при выплате арендной платы (освобождение от платежей и отсрочка); меры по поддержке занятости для работодателей (режимы простоя, неполного рабочего дня (смены), неполной рабочей недели, организации временных рабочих мест, по возмещению части заработной платы и затрат на страховые взносы); меры по под-

Коваль В. Н., Морозова А. Н.

держке инвесторов (например, переносы сроков выполнения работ); правовая под-держка (бесплатное юридическое консультирование для представителей МСП).

Благодаря проведенным мероприятиям за 2020–2021 г. согласно информации министра финансов Республики Крым И. Кивико предоставлено помощи МСП (прямой и косвенной) за указанный период – 14,2 млрд руб.

Как отметила министр в своем выступлении, в 2020 и 2021 гг. властями РК пред-приняты беспрецедентные меры, направленные на оказание поддержки бизнесу. Благодаря этим действиям удалось сохранить сферу занятости населения, что важ-но, поскольку на указанный период времени занятость населения в данной отрасли

– порядка 180 тыс. нанятых работников. И это не предел, поле деятельности здесь весьма обширно. Если обратиться к статистике выплат, отметила министр, то сфера МСП, в наибольшей степени пострадавшая от распространения COVID-2019, смог-ла сохранить занятость своих работников, получив выплаты в размере суммы ми-нимального размера оплаты труда по 12 130 руб. на каждого.

На федеральном ровне выплачено компенсаций 1,6 млрд руб., на уровне региона выплачено компенсаций, которые получили 18,6 тыс. организаций и индивидуаль-ных предпринимателей – 3,8 млрд. руб., что позволило работодателям сохранить 117,5 тысяч рабочих мест. Кроме того реализована программа кредитования «ФОТ 2.0», по результатам которой списано 2,6 тыс. кредитов на сумму 3,9 млрд руб.

Сектору МСП была оказана также косвенная поддержка, которая заключалась в снижении налоговых ставок и отмены арендной платы за государственное и муни-ципальное имущество. Она составила 4,9 млрд. руб. [17].

Рассмотрим на примере г. Севастополь и г. Феодосия. Согласно Постановлению Правительства г. Севастополя от 27.03.2020 № 110-ПП [18] к региональным мерам поддержки МСП относятся: льготные микрозаймы и поручительства по договорам, а также отсрочки по их погашению, реструктуризация графиков платежей, сниже-ние процентной ставки по новым микрозаймам для отдельных представителе МСП; процентные каникулы по микрофинансированию от трех до семи месяцев; компен-сация расходов производителям средств индивидуальной защиты и дезинфицирую-щих средств; отсрочка по арендной плате, договорам аренды, земельным участкам.

Подобный правовой акт принят администрацией г. Феодосии, предполагающий освобождение от арендной платы, отсрочка по ее выплате по договорам аренды имущества МСП из отраслей российской экономики, в наибольшей степени постра-давших в результате распространения коронавирусной инфекции, а также отсрочка по выплате задолженности по арендной плате, уменьшение и освобождение от арендной платы по иным видам имущества [19]. Также администрацией города бы-ли предусмотрены меры поддержки для МСП, которые давали преференции пред-принимателям, размещающим в городе нестационарные торговые точки – при рас-чете платы по договорам на размещение указанных объектов за 2020 г. был приме-нен коэффициент 0,83 и округление до целого рубля в пользу хозяйствующих субъ-ектов [20].

Таким образом, последовательно для оказания финансовой поддержки предпри-нимателям Крыма, проведения цикла обучающих семинаров, популяризации пред-принимательской деятельности на всех уровнях нормотворчества, в том числе Сове-том министров Республики Крым, принят ряд нормативных актов, начиная с 2015 г.

141

Особенности правового регулирования мер поддержки…

по настоящее время, включая вышеупомянутую Стратегию, определяющую особен-ности социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г.

Обращаясь к статистике, можно констатировать, что благодаря правовому регу-лированию и реализации мер поддержки МСП, включая меры в сфере налогообло-жения, значительно увеличилось количество субъектов МСП.

Если на 1 сентября 2015 г. по информации ФНС России в РК Крым зарегистри-ровано порядка 27,0 тыс. юридических лиц и 57,0 тыс. индивидуальных предприни-мателей, на тот же период 2023 г. – 61,80, а также микропредприятий – 60666, ма-лых и средних предприятий – 414 [21]. Результатом указанной деятельности можно считать выделение средств, направленных на финансовую поддержку МСП в Кры-му. Начиная с 2015 г. выделено на поддержку МСП в Республике Крым – 22,4 млн. руб., в 2016 – 83,0 млн. руб., в 2017 – 64,7 млн. руб., в 2018 – 114,6 млн. руб., в 2019 – 139, 3 млн. руб., в 2020 – 94,75 млн. руб., в 2021 – 8,11 млн. руб. [22].

Важным представляется при рассмотрении мер поддержки МСП и вопрос о фи-нансовой поддержке, оказываемой банками. С 2014 г. в РК применяются специаль-ные программы, которые созданы Агентством кредитных гарантий специально для субъектов МСП. Системообразующий для республики Банк РНКБ выдает кредиты указанным субъектам в рамках соглашения с Агентством. Если обратиться к дан-ным, которые озвучивает банк, то только по итогам 2022 г., при реализации проекта Корпорации МСП (КМСП) индивидуальным предпринимателям и юрлицам выдано более 1300 кредитов в объеме более 3,5 млрд рублей, а поручительства по данным кредитам составили за аналогичный период 1,7 млрд руб. [23].

Анализ авторских исследований, направленных на изучение мер поддержки МСП, позволяет говорить о том, что практически нет специалистов, занимающихся

  • данной области исключительно теоретизированием. Все, кто изучает данное эко-номическое и социально-правовое явление, предлагают конкретные пути его со-вершенствования по нескольким направлениям, а именно: 1) правовое регулирова-ние, в части, касающейся закрепления статуса и мер, направленных на поддержку МСП, например, в налоговой сфере, в сфере управления и т.д.; 2) финансово-экономическое стимулирование, причем меры по рассматриваемому направлению в основном также касаются сферы налогов.

Анализ авторских исследований дает возможность сделать вывод о том, что се-годня к основным недостаткам системы поддержки и налогообложения в России (полагаем возможным экстраполировать эти положения на Республику Крым) для субъектов МСП можно отнести:

    1. излишне высокая налоговая и кредитная нагрузка на отрасль МСП (авторы полагают, что именно этот фактор определяет, что в зарубежных странах сфера МСП составляет от 50 до 80% ВВП, а в России всего 20% [24]). Полагаем, что дан-ная статистика показывает заинтересованность государства в развитии сферы МСП, а также дает оценку предпринимаемым в этом направлении мерам, с учетом совре-менных реалий и событий мирового масштаба.
    2. Нестабильность законодательства, которое постоянно подвергается изменени-ям, как было отмечено выше. Следует согласиться, что такое правовое явление вы-звано попытками законодателя найти баланс между государственными интересами и потребностями МСП.

Коваль В. Н., Морозова А. Н.

    1. сложность существующей системы налогообложения, запутанность налоговой отчетности предпринимателей, что требует наличия специальных знаний либо за-трат на привлечение специалистов, что не всегда выгодно для МСП, а также влечет наложение штрафов. При этом государство должно предпринимать меры для устра-нения данных проблем, поскольку одна из его основных задач – создание макси-мально эффективной системы мер поддержки МСП, включая налогообложение, ко-торая будет обоюдновыгодной.

Интересным представляется предложение, согласно которому необходимо в со-временных условиях понимать МСП как экосистему, поскольку это некий симбиоз бизнеса и стратегического управления, и существует в быстро меняющихся дина-мичных условиях. Данная динамика дает возможности совершенствовании путем цифровизации, которая позволит по-новому формировать предпринимательские компетенции (с помощью программ предпринимательского образования в образова-тельной организации на основе методологии Quality Function Deployment (QFD)

  1. Полагаем, что при этом важным является совершенствование правовых регу-ляторов в сфере поддержки МСП, которая должна включать не только точечные изменения в действующем законодательстве, а должна представлять собой грамот-ную комплексную реформу, направленную на создание системы налогообложения, посильной для отрасли МСП, что, в свою очередь, будет стимулом для роста пред-приятий и их легализации. Ключевым моментом здесь может стать простота уплаты налогов, что также поможет государству эффективно реализовывать фискальную функцию, повысить мотивацию к развитию у МСП. При этом важным условием функционирования рыночной экономики в Республике Крым также является разви-тие МСП, что безусловно влияет на регион, изменение структуры общества, на раз-витие среднего класса, а рассматриваемый нами уникальный правовой опыт будет очень полезен для новых территорий Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Михайлов А.В. Регуляторы в сфере действия предпринимательского права // Ученые записки Ка-занского ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – №6.
  2. Бородушко И.В. Экспериментальные правовые режимы как фактор цифровой трансформации ин-новационной предпринимательской среды // Ленинградский юридический журнал. – 2021. – №4 (66).
  3. Володкевич С. И. К вопросу о формах государственной поддержки малого предпринимательства в регионах в условиях международных санкций // Гуманитарный научный журнал. – 2022. – №3.
  4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима-тельства в Российской Федерации» // СЗ РФ от 30 июля 2007 г. № 31 ст. 4006.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2023) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.
  6. Официальный портал МСП Республики Крым. [Электронный ресурс] https://business.rk.gov.ru.
  7. Саврадым В.М., Шулекина Е.Н. Основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: организационный и финансовый аспекты // Финансо-вые рынки и банки. – 2022. – №7.
  8. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605). URL: [Электронный ресурс]. http://government.ru/docs/all/105179, (дата обращения 20.02.2023).
  9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СЗ РФ от
  10. мая 2014 г. № 18 (часть II). Ст. 2162.
  11. Закон г. Севастополя от 21.07.2017г. №357-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года». 24.07.2017. URL: (http://pravo.gov.ru)

143

Особенности правового регулирования мер поддержки…

  1. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 13 октября 2022 г. № 1599-р «Об утвержде-нии Перечня государственных программ Республики Крым, действующего с 1 января 2023 года, и при-знании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым». URL: [Электронный ресурс]. https://rk.gov.ru, (дата обращения 20.02.2023).
  2. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и сво-бодной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Сева-стополя» // СЗ РФ от 2014. № 48. Ст. 6658.
  3. Закон Республики Крым от 17.08.2014 г. № 30-ЗРК «О развитии малого и среднего предпринима-тельства в Республике Крым» (утратил силу); Закон Республики Крым от 9.01.2017г. №352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru, (дата обращения 20.02.2023).
  4. Приложение № 1 к Постановлению Администрации города Феодосии Республики Крым № 180 от 28.04.2015г. «Положение о Координационном совете по вопросам развития малого и среднего пред-принимательства при Администрации города Феодосии Республики Крым». [Электронный ресурс]. https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/384, (дата обращения 20.02.2023).
  5. Инвестиционный портал Республики Крым. — https://invest-in-crimea.ru/offer-feodosia.
  6. Указ Главы Республики Крым от 25 марта 2020 года № 75-У «О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Республики Крым новой коронавирусной инфекции

2019-nCoV». [Электронный ресурс]. https://rk.gov.ru/ru/document/show/20790.

  1. Кивико И. Объем поддержки малому и среднему бизнесу в Крыму за период пандемии превысил

14,2млрдрублей//12.07.2021.

[https://rk.gov.ru/article/show/2021_07_12_13_00_obem_podderzhki_malomu_i_srednemu_biznesu_v_krym u_za_period_pandemii_prevysil_14_2_mlrd_rublei_irina_kiviko.

  1. Постановление Правительства г. Севастополя от 27.03.2020 № 110-ПП «О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Севастополя в связи с осу-ществлением мер по противодействию распространению на территории города Севастополя коронави-русной инфекции (2019-nCoV)» 27.03.2020г. [Электронный ресурс]. https://sev.gov.ru/docs/253/102172.
  2. Решение Феодосийского городского Совета 14 сессии 2 созыва от 15.05.2020г. «О первоочередных мерах поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся арендаторами имущества (в том числе земельных участков) находящихся в собственности муници-пального образования городской округ Феодосия Республики Крым». 15.05.2020г. [Электронный ре-сурс]. https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/9102, (дата обращения 20.02.2023).
  3. Постановление Администрации города Феодосии № 1343 от 29.05.2020 «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в части установления условий и сроков отсрочки и уменьше-ния уплаты по договорам на размещение нестационарных торговых объектов на территории муници-пального образования городской округ Феодосия Республики Крым на земельных участках находя-

щихся в муниципальной собственности». 02.06.2020. [Электронный ресурс]. https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/9178, (дата обращения 20.02.2023).

  1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым по состоянию

на 14.02.2023. [Электронный ресурс].

https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=3&ssrf=91, (дата обращения 20.02.2023).

  1. Официальная информация инвестиционного портала Республики Крым по состоянию на 15.02.2023г. // Инвестиционный портал Республики Крым. [Электронный ресурс]. https://invest-in-crimea.ru/node/1315/minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2021_05_13_16_09_2021, (дата обращения 20.02.2023).
  2. РНКБ выдал 3,5 млрд рублей кредитов предпринимателям в рамках зонтичного механизма предо-ставления поручительств Корпорации МСП в 2022 году. // Официальный сайт РНКБ Банк (ПАО). 24.01.2023. [Электронный ресурс]. https://www.rncb.ru/media/news/rnkb-vydal-3-5-mlrd-rublej-kreditov-predprinimatelyam-v-ramkah-zontichnogo-mehanizma-predostavleniya-poruchitelstv-korporacii-msp-v-2022-godu, (дата обращения 20.02.2023).
  3. Величко Д.А. Малый и средний бизнес в России и мире: главные отличия и тенденции // Иннова-ции и инвестиции. – 2023. – №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-i-sredniy-biznes-v-rossii-i-mire-glavnye-otlichiya-i-tendentsii, (дата обращения 20.02.2023).
  4. Зайцева А.С. Поддержка малого и среднего предпринимательства средствами развития предпри-нимательского образования: автореф. дисс. … к.ю.н. 08.00.05. г.Москва, «РЭУ им. Плеханова». 2020.

[Электронный ресурс]. https://www.dissercat.com/content/podderzhka-malogo-i-srednego-

predprinimatelstva-sredstvami-razvitiya-predprinimatelskogo-obr/read, (дата обращения 20.02.2023).

Koval V. N., Morozova A. N. Features of legal regulation of measures of support and taxation of subjects of small and medium businesses in part concerning the Republic of Crimea // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 136–146.

This article contains an analysis of the features of the legal regulation of support measures and taxation of small and medium-sized businesses in the part concerning the Republic of Crimea. The main features of the

Коваль В. Н., Морозова А. Н.

legal regulation of support measures and taxation in the field under consideration at the federal, regional, local levels are considered, with statistical data on implemented measures and planned, taking into account the rap-idly changing socio-political situation and the special situation of the Republic of Crimea as part of the Rus-sian Federation, determined by various factors, including the need to integrate into the legal system due to the relatively recent entry into the state. The main directions proposed by various authors to improve the legal regulation of measures to support small and medium-sized businesses, including in the field of taxation, are considered. The author suggests that the unique experience of the Republic of Crimea in supporting small and medium–sized businesses may be useful for the territories that recently became part of the Russian Federation, since there are similarities — in historical, socio-economic and other areas of development, and there is also no similar experience of other subjects in the analyzed area of relations.

Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, legal regulation, entrepreneurship support, Repub-lic of Crimea, taxation, improvement of legal mechanisms.

Spisok literatury:

1. Mihajlov A.V. Reguljatory v sfere dejstvija predprinimatel’skogo prava // Uchenye zapiski Kazanskogo

un-ta. Ser. Gumanit. nauki. – 2015. – №6. [Jelektronnyj resurs]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatory-v-sfere-deystviya-predprinimatelskogo-prava,.

  1. Borodushko I.V. Jeksperimental’nye pravovye rezhimy kak faktor cifrovoj transformacii innovacionnoj predprinimatel’skoj sredy // Leningradskij juridicheskij zhurnal. – 2021. – №4 (66). [Jelektronnyj resurs].

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnye-pravovye-rezhimy-kak-faktor-tsifrovoy-transformatsii-innovatsionnoy-predprinimatelskoy-sredy, (data obrashhenija 20.02.2023).

  1. Volodkevich S. I. K voprosu o formah gosudarstvennoj podderzhki malogo predprinimatel’stva v regionah v uslovijah mezhdunarodnyh sankcij // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. – 2022. – №3. [Jelektronnyj resurs].

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formah-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-predprinimatelstva-v-regionah-v-usloviyah-mezhdunarodnyh-sanktsiy, (data obrashhenija 20.02.2023).

  1. Federal’nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Ros-sijskoj Federacii» // SZ RF ot 30 ijulja 2007 g. № 31 st. 4006.
  2. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ vtoraja) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 29.12.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.02.2023) // SZ RF ot 7 avgusta 2000 g. № 32 st. 3340.
  3. Oficial’nyj portal MSP Respubliki Krym. [Jelektronnyj resurs] https://business.rk.gov.ru.
  4. Savradym V.M., Shulekina E.N. Osnovnye napravlenija podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossijskoj Federacii: organizacionnyj i finansovyj aspekty // Finansovye rynki i banki. – 2022. – №7. URL: [Jelektronnyj resurs]. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii-organizatsionnyy-i.
  5. Pravila predostavlenija i raspredelenija subsidij iz federal’nogo bjudzheta bjudzhetam sub#ektov Ros-sijskoj Federacii na gosudarstvennuju podderzhku malogo i srednego predprinimatel’stva, vkljuchaja krest’jan-skie (fermerskie) hozjajstva, v ramkah podprogrammy «Razvitie malogo i srednego predprinimatel’stva» gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika»

(utv. postanovleniem Pravitel’stva RF ot 30 dekabrja 2014 g. № 1605). URL: [Jelektronnyj resurs]. http://government.ru/docs/all/105179, (data obrashhenija 20.02.2023).

  1. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 316 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika» // SZ RF ot 5 maja 2014 g. №
  2. (chast’ II). St. 2162.
  3. Zakon g. Sevastopolja ot 21.07.2017g. №357-ZS «Ob utverzhdenii Strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija goroda Sevastopolja do 2030 goda». 24.07.2017. URL: [Jelektronnyj resurs]. (http://pravo.gov.ru),
  4. Rasporjazhenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 13 oktjabrja 2022 g. № 1599-r «Ob utverzhdenii

Perechnja gosudarstvennyh programm Respubliki Krym, dejstvujushhego s 1 janvarja 2023 goda, i priznanii utrativshimi silu nekotoryh rasporjazhenij Soveta ministrov Respubliki Krym». URL: [Jelektronnyj resurs]. https://rk.gov.ru, (data obrashhenija 20.02.2023).

  1. Federal’nyj zakon ot 29.11.2014 № 377-FZ «O razvitii Krymskogo federal’nogo okruga i svobodnoj jekonomicheskoj zone na territorijah Respubliki Krym i goroda federal’nogo znachenija Sevastopolja» // SZ RF ot 2014. № 48. St. 6658.
  2. Zakon Respubliki Krym ot 17.08.2014 g. № 30-ZRK «O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Respublike Krym» (utratil silu); Zakon Respubliki Krym ot 9.01.2017g. №352-ZRK/2017 «O strategii so-cial’no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Krym do 2030 goda». [Jelektronnyj resurs]. http://publication.pravo.gov.ru, (data obrashhenija 20.02.2023).
  3. Prilozhenie № 1 k Postanovleniju Administracii goroda Feodosii Respubliki Krym № 180 ot 28.04.2015g. «Polozhenie o Koordinacionnom sovete po voprosam razvitija malogo i srednego predprinimatel’stva pri Ad-

ministracii goroda Feodosii Respubliki Krym». [Jelektronnyj resurs]. https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/384, (data obrashhenija 20.02.2023).

  1. Investicionnyj portal Respubliki Krym. [Jelektronnyj resurs]. https://invest-in-crimea.ru/offer-feodosia,

145

Особенности правового регулирования мер поддержки…

  1. Ukaz Glavy Respubliki Krym ot 25 marta 2020 goda № 75-U «O pervoocherednyh merah podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva Respubliki Krym v svjazi s osushhestvleniem mer po pro-tivodejstviju rasprostraneniju na territorii Respubliki Krym novoj koronavirusnoj infekcii 2019-nCoV». [Jel-ektronnyj resurs]. https://rk.gov.ru/ru/document/show/20790, (data obrashhenija 20.02.2023).
  2. Kiviko I. Ob#em podderzhki malomu i srednemu biznesu v Krymu za period pandemii prevysil 14,2 mlrd

rublej // 12.07.2021. [Jelektronnyj resurs]. https://rk.gov.ru/article/show/2021_07_12_13_00_obem_podderzhki_ malomu_i_srednemu_biznesu_v_krymu _za_period_pandemii_prevysil_14_2_mlrd_rublei_irina_kiviko, (data obrashhenija 20.02.2023).

  1. Postanovlenie Pravitel’stva g. Sevastopolja ot 27.03.2020 № 110-PP «O pervoocherednyh merah pod-derzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva goroda Sevastopolja v svjazi s osushhestvleniem mer po protivodejstviju rasprostraneniju na territorii goroda Sevastopolja koronavirusnoj infekcii (2019-nCoV)» 27.03.2020g. [Jelektronnyj resurs]. https://sev.gov.ru/docs/253/102172,.
  2. Reshenie Feodosijskogo gorodskogo Soveta 14 sessii 2 sozyva ot 15.05.2020g. «O pervoocherednyh me-rah podderzhki organizacij, individual’nyh predprinimatelej i fizicheskih lic, javljajushhihsja arendatorami imushhestva (v tom chisle zemel’nyh uchastkov) nahodjashhihsja v sobstvennosti municipal’nogo obrazovani-ja gorodskoj okrug Feodosija Respubliki Krym». 15.05.2020g.
  3. Postanovlenie Administracii goroda Feodosii № 1343 ot 29.05.2020 «O podderzhke sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva, v chasti ustanovlenija uslovij i srokov otsrochki i umen’shenija uplaty po dogo-voram na razmeshhenie nestacionarnyh torgovyh ob#ektov na territorii municipal’nogo obrazovanija go-rodskoj okrug Feodosija Respubliki Krym na zemel’nyh uchastkah nahodjashhihsja v municipal’noj sobstven-nosti». 02.06.2020. [Jelektronnyj resurs]. https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/9178, (data obrashhenija

20.02.2023).

  1. Edinyj reestr sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva Respubliki Krym po sostojaniju na 14.02.2023. [Jelektronnyj resurs]. https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=3&ssrf=91.
  2. Oficial’naja informacija investicionnogo portala Respubliki Krym po sostojaniju na 15.02.2023g. // Inves-

ticionnyj portal Respubliki Krym. [Jelektronnyj resurs]. https://invest-in-crimea.ru/node/1315/minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2021_05_13_16_09_2021, (data obrashhenija 20.02.2023).

  1. RNKB vydal 3,5 mlrd rublej kreditov predprinimateljam v ramkah zontichnogo mehanizma predostavleni-ja poruchitel’stv Korporacii MSP v 2022 godu. // Oficial’nyj sajt RNKB Bank (PAO). 24.01.2023.
  2. Velichko D.A. Malyj i srednij biznes v Rossii i mire: glavnye otlichija i tendencii // Innovacii i investicii.

– 2023. – №1.

  1. Zajceva A.S. Podderzhka malogo i srednego predprinimatel’stva sredstvami razvitija predprinimatel’skogo obrazovanija: avtoref. diss. … k.ju.n. 08.00.05. g.Moskva, «RJeU im. Plehanova». 2020.

.