Особенности организации государственного земельного надзора

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Особенности организации государственного…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 92-99.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

УДК 349.04

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Аблякимова Э. Э.

Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

В статье проводится анализ действующего земельного законодательства в части особенностей ор-ганизации государственного земельного надзора. Актуальность исследования заключается в том, что соблюдение земельных прав, обеспечение законности и правопорядка в земельной сфере зависит от эффективности и результативности проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Автор проводит нормативно-правовой анализ института государственного земельного надзора че-рез призму как Земельного Кодекса, так и иного специального законодательства.

При осуществлении контрольно-надзорных действий в земельной сфере должностные лица руко-

водствуются общими положениями действующего законодательства в сфере. Кроме этого, как отмечает автор, сам процесс организации детально регламентирован в подзаконных нормативных ак-тах, которые устанавливают, что организация и осуществление государственного земельного надзора производятся в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности, презумпции невиновности. В статье рассматриваются особенности проведения плановых и внеплано-вых проверок как основных форм государственного земельного надзора.

  • заключении, автором указывается, что результатом государственного земельного надзора явля-ется установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государ-ственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и граж-данами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмот-ренных законодательством Российской Федерации, минимизация ущерба, наносимого охраняемым законом ценностям, в результате проведения мероприятий по профилактике правонарушений.

Ключевые слова: земельное законодательство, земельный надзор, государственный надзор, органы исполнительной власти, плановые проверки, внеплановые проверки

Осуществляя государственный земельный надзор необходимо в частности учи-тывать его легальную дефиницию, закрепленную в ЗК РФ, при этом не игнорируя нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и му-ниципального контроля» [1].

Согласно ст. 71 ЗК РФ «Государственный земельный надзор осуществляется фе-деральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти

  • области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных

Аблякимова Э. Э.

участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также – органы государственного земельного надзора)» [2].

То есть «государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законо-дательством» [2]. Также такой надзор по мнению отдельных авторов «обязан со-держать в своих рамках регулярные проверки выполнения субъектами предписаний норм земельного права, а также анализ в случае невыполнения и выработку мер о недопущении нарушений» [3, с. 13].

Большое значение для государственного земельного надзора имеют нормы со-держащие основные начала институционализации, не имеющие легального закреп-ления, а в науке вопрос принципов до сих пор вызывает активные дискуссии. Дей-ствующий закон содержит отдельные основные начала защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон-троля (надзора), муниципального контроля (ст. 3). «В их числе: преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринима-тельской деятельности; презумпция добросовестности юридических лиц, индивиду-альных предпринимателей; открытость и доступность для юридических лиц, инди-видуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государ-ственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципально-го контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в со-ответствии с законодательством РФ и другие принципы» [1].

Большинство авторов утверждают, что: «базовые начала контрольной деятельно-сти в сфере предпринимательства образуют взаимосвязанную группу гарантий и мер защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринима-тельства в рамках осуществления государственной контрольной деятельности в сфере предпринимательства» [4, с. 338].

  • рамках осуществления государственных контрольных мероприятий в сфере предпринимательства необходимо понимать, что указанные меры актуальны и для надзорных мероприятий в земельной сфере, что находит свое отражение в рамках действующего законодательства. Совокупность основных начал осуществления государственного контроля «в начале 90-х была дополнена требованием о запрете вмешательства в отдельные частные вопросы деятельности юридических лиц и фи-зических лиц-предпринимателей» [4, с. 338].

Это отражено в приказе Федеральной службы государственной регистрации, ка-дастра и картографии от 18 июня 2019 г. N П/0240 «Об утверждении Администра-тивного регламента осуществления Федеральной службой государственной реги-страции, кадастра и картографии государственного земельного надзора» [5], в п.9 котором указано, что «организация и осуществление государственного земельного надзора производятся в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществ-лении ими предпринимательской деятельности, презумпции невиновности» [5].

93

Особенности организации государственного…

Легальные нормы относительно процедуры общественных отношений в сфере земельного надзора, помимо ЗК РФ, также содержаться в подзаконном акте, нося-щем название «Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» [6].

Положение устанавливает порядок осуществления федерального государствен-ного земельного контроля (надзора) (далее — государственный земельный надзор) (за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого подразделе-ниями ФСБ РФ в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным ФСБ РФ организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими орга-низациями).

Основной формой государственного земельного надзора являются плановые и внеплановые проверки, в рамках осуществление которых полноценно применяются нормы земельного права, которые в свою очередь раскрывают отдельные моменты, зафиксированные в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и инди-видуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1].

    • ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального кон-троля» предметно расписываются полномочия органов осуществляющих контроль
  • надзор, типы проверок деятельности подконтрольных субъектов, причины и ход осуществления таких проверок, а также указаны пределы и рамки осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также содер-жатся положения об ответственности органа, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также их сотрудников, допускающих нарушение установлен-ного порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий[1]. «Научное и предпринимательское сообщество достаточно положительно отнеслось к описан-ным нормам и приветствовало их. Указанный закон позволил увеличить макси-мально детально прописать субъективные права и обязанности всех сторон при осуществлении такой деятельности» [7].

Действующие правовые предписания нацелены «на урегулирования проверок в соответствии с годичными планами, принимаемыми отдельно в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и разрабатываются в соот-ветствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых про-верок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными По-становлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489» [8].

Плановые проверки осуществляются Росреестром, Россельхознадзором в соот-ветствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, а Росприроднад-зором и его территориальными органами – в рамках ежегодных планов проведения плановых проверок в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в экологической сфере.

Изучая практику правоприменения, становится очевидным, что проверки в сфере надзора за соблюдением законодательства о земле наряду с включенными в планы, применяются и внеплановые. Статьей 13.2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и

Аблякимова Э. Э.

индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривается «Плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плаву-чих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономиче-ской зоне РФ, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожно-го транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполно-моченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавли-ваются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими норма-тивно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного кон-троля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления» [1].

Солдатенков О.О. указывает, что: « следует исключить возможность проведе-ния контрольных мероприятий с целью подмены ими плановых и внеплановых проверок. Зачастую из материалов административных дел прямо следует, что рей-довый выезд назначается в связи с поступившей информацией о нарушении законо-дательства хозяйствующим субъектом» [9, с. 43-47]. Группа исследователей счита-ет, что: «должны быть установлены требования к документальному оформлению итогов любых контрольных мероприятий» [10].

Возвращаясь к правоприменительной практике в сфере проверок видно, что большинство совершенных административных правонарушений «в исследуемой сфере имеют в основе доказательственную базу в виде актов, полученных после произвольно произведенных проверок» [11].

Процедурные аспекты проверочной деятельности должны усовершенствоваться, при этом федеральное законодательство и взгляды исследователей в качестве субъ-екта такого совершенствования видят Минэкономразвития РФ [12, с. 45].

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и карто-графии от 18 июня 2019 г. N П/0240 «Об утверждении Административного регла-мента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра

  • картографии государственного земельного надзора» устанавливает «требования к порядку осуществления государственного земельного надзора, права и обязанности

должностных лиц при осуществлении государственного земельного надзора, права

  • обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государ-ственному земельному надзору, формы описание результата осуществления госу-дарственного земельного надзора» [5].

Согласно п. 6. вышеуказанного Административного регламента «Государствен-ный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекто-рами по использованию и охране земель» [5].

95

Особенности организации государственного…

Организация и осуществление государственного земельного надзора производят-ся в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность юри-дических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими пред-принимательской деятельности, презумпции невиновности. В случае выявления при проведении проверки, административного обследования в рамках осуществления государственного земельного надзора фактов, указывающих на наличие состава ад-министративных правонарушений, возбуждение дел по которым не входит в компе-тенцию Росреестра (территориального органа), уполномоченные должностные лица

  • срок не позднее пяти рабочих дней с момента их выявления направляют в соот-ветствующий уполномоченный орган материалы, содержащие такие факты.

Установлен исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необхо-димых для осуществления государственного земельного надзора и достижения це-лей и задач проведения проверки

Процедурные аспекты осуществления проверочной деятельности в рамках кон-трольно-надзорных мероприятий в земельной сфере легально урегулированы для установленных различных видов проверок.

Внеплановые проверки проводятся в случае:

    1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпри-нимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного са-моуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения тре-бований земельного законодательства РФ;
      1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда жи-вотным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятни-кам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    2. причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культу-ры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    3. нарушение имущественных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образо-ваний, юридических лиц, граждан;
    4. мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориаль-ного органа) о выявлении по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений в деятельности юридического лица, индивидуально-го предпринимателя параметров, соответствующих индикаторам риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведе-ния внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой государ-ственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами

государственного земельного надзора, утвержден-

ным приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. N 7;

  1. мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориаль-ного органа) о выявлении по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые законодательством РФ предусмотрена административная и иная от-ветственность;

Аблякимова Э. Э.

  1. истечение установленного пунктом 17 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохо-зяйственного назначения» срока с момента возникновения у собственника права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенный по результатам публичных торгов, на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, и (или) земельного участка, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и бо-лее лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществле-ния иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности» [13].

Согласна Регламенту «внеплановая (выездная и документарная) проверка юри-дических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпункте «в» подпункта 3, подпунктах 4 и 5 п. 43 Административного регламента, проводится после согласования с органом прокуратуры» [5]. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» подпункта 3 п. 43 Административного регламента, проводится после согласования с органом прокуратуры.

Внеплановые проверки в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением проверок, проводимых по основанию, указанному в подпункте 8 п. 43 Административного регламента, проводятся после согласования с прокуратурой субъекта РФ [5].

Результатом государственного земельного надзора является установление нали-чия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государствен-ной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимате-лями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством РФ, минимизация ущерба, наносимого охраняемым законом ценностям, в результате проведения мероприятий по профилактике правонарушений.

Юридическим фактом завершения проведения проверки является составление акта проверки или акта о невозможности проведения проверки.

Ст. 9, 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1] состоят из норм, регламентирующих институционально-правовые ос-нования проверок, а также содержат требования относительно планирования такой деятельности.

Анализ проверочных мероприятий указывает на значительное превышение чис-ла плановых проверок над остальными при осуществлении государственного зе-мельного надзора приходится на плановые проверки [14, с. 230-233; 15, с.161-169].

Таким образом, государственный земельный надзор – деятельность уполномо-ченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупре-ждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством.

Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой госу-дарственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по вете-ринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Деятельность по выявлению нарушений земельного законо-дательства носит систематический и плановый характер.

97

Особенности организации государственного…

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, кото-рые проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установлен-ном специально уполномоченными органами, а также в форме внеплановых прове-рок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муни-ципального контроля» //Парламентская газета. N 90. 31.12.2008.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // «Российская газета», N 211-212, 30.10.2001.
  3. Липски С.А., Демьянова А.Д. К вопросу об информационном обеспечении контрольно-надзорных функций в сфере землепользования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — №12. – С. 13
  4. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресоваи др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 338.
  5. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июня 2019 г. N П/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзо-ра//СПС Консультант Плюс
  6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 (ред. от 07.02.2022) «О федеральном госу-дарственном земельном контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) //Собрание законодательства РФ.12.07.2021. N 28 (часть I), ст. 5511.
  7. Бут Н.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Государственный контроль и защита предприниматель-ства. М.,2009.
  8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (ред. от 08.09.2021) «Об утверждении Пра-вил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей» // СЗ РФ. 2010. № 28. Ст. 3706.
  9. Солдатенков О.О. Государственный экологический надзор: некоторые вопросы теории и практики //Юридический мир. 2014. № 8. С. 43–47.
  10. Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых при-родных территориях» (постатейный) / Под ред. О.Л. Дубовик. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «Кон-сультант Плюс».
  11. Постановление Шестого апелляционного суда № 06АП-2928/2012 от 8 августа 2012 г. // СПС «Консультант Плюс».
  12. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: Сборник методиче-ских материалов Под общ. ред. А.Э. Буксмана. М., 2010. С. 45.
  13. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обороте земель сельскохозяй-ственного назначения» // Российская газета. N 137. 27.07.2002.
  14. Галкин А.Г., Приходько Э.О. Сравнительный анализ аренды земельных участков сельскохозяй-ственного значения: отечественный и зарубежный опыт // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). – №1. – С. 230-233.
  15. Попов С.В. Процессуальные особенности рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нор-мативными свойствами // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернад-ского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). – №3. – С.161-169.

Ablyakimova E.E. Features of the organization and implementation of state land supervision // Sci-entific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – Р. 92-99.

The article analyzes the current land legislation in terms of the features of the organization of state land supervision. The relevance of the study lies in the fact that the observance of land rights, ensuring law and order in the land sphere depends on the effectiveness and efficiency of control and supervision measures.

The author conducts a legal analysis of the institution of state land supervision through the prism of both the Land Code and other special legislation.

When carrying out control and supervisory actions in the land sector, officials are guided by the general provisions of the current legislation in the field. In addition, as the author notes, the organization process itself is regulated in detail in by-laws, which establish that the organization and implementation of state land super-vision are carried out in accordance with the principles of legality, non-interference in the activities of legal

Аблякимова Э. Э.

entities, individual entrepreneurs in their business activities, the presumption of innocence. The article dis-cusses the features of scheduled and unscheduled inspections as the main forms of state land supervision.

In conclusion, the author states that the result of state land supervision is to establish the presence (or ab-sence) of violations by legal entities, state authorities, local governments, individual entrepreneurs and citizens of mandatory requirements and the suppression of such violations by applying measures provided for by the legislation of the Russian Federation, minimizing damage inflicted on legally protected values as a result of crime prevention measures.

Keywords: land legislation, land supervision, state supervision, executive authorities, scheduled inspec-tions, unscheduled inspections.

Spisok literatury:

  1. Federal’nyy zakon ot 26.12.2008 N 294-FZ (red. ot 08.03.2022) «O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual’nykh predprinimateley pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munitsi-pal’nogo kontrolya».//Parlamentskaya gazeta. N 90. 31.12.2008.
    1. Zemel’nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 16.02.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) // «Rossiyskaya gazeta», N 211-212, 30.10.2001.
  2. Lipski S.A., Dem’yanova A.D. K voprosu ob informatsionnom obespechenii kontrol’no-nadzornykh funktsiy v sfere zemlepol’zovaniya // Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel’. — 2017. — №12. – S. 13.
  3. Maloye i sredneye predprinimatel’stvo: pravovoye obespecheniye / L.V. Andreyeva, T.A. Andronova, N.G. Apresova i dr.; otv. red. I.V. Yershova. M.: Yurisprudentsiya, 2014. S. 338.
  4. Prikaz Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy registratsii, kadastra i kartografii ot 18 iyunya 2019 g. N

P/0240 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta osushchestvleniya Federal’noy sluzhboy gosudarstvennoy registratsii, kadastra i kartografii gosudarstvennogo zemel’nogo nadzora//SPS Konsul’tant Plyus

  1. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 30.06.2021 N 1081 (red. ot 07.02.2022) «O federal’nom gosudarstvennom zemel’nom kontrole (nadzore)» (vmeste s «Polozheniyem o federal’nom gosudarstvennom zemel’nom kontrole (nadzore)») (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022).//Sobraniye zakonodatel’stva

RF.12.07.2021. N 28 (chast’ I), st. 5511.

  1. But N.D., Lar’kov A.N., Palamarchuk A.V. Gosudarstvennyy kontrol’ i zashchita predprinimatel’stva. M., 2009.
  2. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 30.06.2010 N 489 (red. ot 08.09.2021) «Ob utverzhdenii Pravil podgo-tovki organami gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i organami munitsipal’nogo kontrolya yezhegodnykh planov provedeniya planovykh proverok yuridicheskikh lits i individual’nykh predprinimateley».//SZ RF. 2010. № 28. St. 3706.
  3. Soldatenkov O.O. Gosudarstvennyy ekologicheskiy nadzor: nekotoryye voprosy teorii i praktiki //

Yuridicheskiy mir. 2014. № 8. S. 43–47.

  1. Kommentariy k Federal’nomu zakonu ot 14 marta 1995 g. № 33-FZ «Ob osobo okhranyayemykh prirod-nykh territoriyakh» (postateynyy) / Pod red. O.L. Dubovik. 2-ye izd., pererab. i dop. // SPS «Konsul’tant Plyus».
  2. Postanovleniye Shestogo apellyatsionnogo suda № 06AP-2928/2012 ot 8 avgusta 2012 g. // SPS «Kon-sul’tant Plyus».
  3. Prokurorskiy nadzor za ispolneniyem zakonodatel’stva v sfere ekonomiki: Sbornik metodicheskikh materi-alov Pod obshch. red. A.E. Buksmana. M., 2010. S.45
  4. Federal’nyy zakon ot 24.07.2002 N 101-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob oborote zemel’ sel’skokhozyaystven-nogo naznacheniya».// Rossiyskaya gazeta. N 137. 27.07.2002
  5. Galkin A.G., Prikhod’ko E.O. Sravnitel’nyy analiz arendy zemel’nykh uchastkov sel’skokhozyaystvennogo znacheniya: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt.//Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. 2022.№1. S.230-233
  6. Popov S.V. Protsessual’nyye osobennosti rassmotreniya administrativnykh del ob osparivanii normativnykh pravovykh aktov i aktov, soderzhashchikh raz»yasneniya zakonodatel’stva i obladayushchikh normativnymi svoystvami.// Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. 2022. №3. S.161-169.

.

99