Основные направления совершенствования системы социальной реабилитации осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Основные направления совершенствования…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 540–544.

СРОЧНО В НОМЕР

УДК 343.228

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Пикин И. В.

Владимирский юридический институт ФСИН России

Исследование посвящено анализу действующего законодательства направленного на совершенство-вание системы социальной реабилитации осужденных, освобождаемых из мест лишения. В работе автором анализируется современное законодательство в области социальной реабилитации осужденных, освобождае-мых из мест лишения с учетом основных положений развития уголовно-исполнительной системы Рос-сийской Федерации на период до 2030 года утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р и Федеральный закон от 06.02.2023 N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федера-ции». В процессе исследования автор приходит к выводу о том, что Федеральный закон от 06.02.2023 N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» не лишен противоречий, которые требуют своего устранения до его вступления в силу. В заключение исследования автор приходит к выводу о необхо-димости более тщательной проработки вопросов связанных с определением направлений совершен-ствования отдельных в целях придания закону практической направленности и упрощения вопросов его реализации.

Ключевые слова: правовое положение; социальная реабилитация осужденных; адаптация осуж-денных.

Современное развитие уголовно исполнительной системы продемонстрировало стремление государства придать работе учреждений уголовно-исполнительной си-стемы социальную направленность, активно привлекая к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных институты гражданского общества, тем са-мым достижения целей уголовного наказания.

Подобные задачи ставились перед Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Распо-ряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. В период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направ-ленные, в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, ре-шение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных [4].

Основными целями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года утвержденной распоряжением Пра-вительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р, основанными на принципах обеспечения верховенства закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления государственности, являются: обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения; совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обя-зательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, профилактика совершения преступлений; исправление осужденных, предполагаю-щее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого

Пикин И. В.

достоинства, соответствующих законодательству РФ и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осуж-денными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение эф-фективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершен-ствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала; повышение уровня открытости и фор-мирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы [5].

    • качестве первоочередной задачей действующей Концепции стоит создание и развитие системы пробации. Результатом усилий направленных на реализацию пер-воочередных задач стал Федеральный закон от 06.02.2023 N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» который вступает в силу с 1 января 2024 года. По сути, данный закон становится отправной точной на пути решения основной задачи, ко-торую ставит перед собой государство в отношении лиц, совершивших преступле-ние, и которым назначено уголовное наказание, иные меры уголовно-правового ха-рактера, а также лицо, освобождённое из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы.
    • соответствии ст. 5 ФЗ №10 от 06.02.2023 «О пробации в Российской Федера-ции» (далее – Закон о пробации) пробация – совокупность мер, применяемых в от-ношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового ха-рактера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жиз-ненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц. В соответствии с
  • 9 ч. 1 ст. 9 трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, ко-торые ухудшают условия жизнедеятельности лиц, в отношении которых применяет-ся пробация, и последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно [6]. То есть законодатель не указал, какую ситуацию следует признать трудной, однако исходя из задач пробации к которой относятся создание условий для оказания по-мощи лицам, в отношении которых применяется пробация, в вопросах восстановле-ния социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудо-устройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на со-циальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, перечень подобных ситуа-ция является весьма широким и не является исчерпывающим, а субъекты пробации вправе самостоятельно определять, что к ним относится. Вместе с тем при анализе ФЗ «О пробации» ответ на вопрос о том, как и что должно учитываться для призна-ния нахождения лица в трудной жизненной ситуации мы не нашли. На наш взгляд в ФЗ «О пробации» необходимо изложить перечень критериев признания нахождения лица в трудной жизненной ситуации либо обозначить ситуации, в которых лицам будет отказано в предоставлении помощи, дабы избежать путаницы и субъективиз-ма при решении данного вопроса. При этом необходимо учитывать индивидуаль-ный и дифференцированный подход к вопросам, решаемым в процессе пробации.

541

Основные направления совершенствования…

Аналогичного мнения в своем исследовании придерживается В.Г. Громов, Д.К. Аксенова по мнению которых необходимым исключить из дефиниции пробации категорию лиц, «оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Считаем, что данное словосочетание носит исключительно оценочный характер и создает почву для дис-криминационных кейсов в отношении осужденных, у которых, может быть, «не со-всем трудная жизненная ситуация» в силу того, что, к примеру, осужденного ждут семья и друзья за пределами мест лишения свободы, он не терял связь с близкими во время пребывания в местах лишения свободы [1].

Отдельные пробелы и упущения данного закона по мнению ряда авторов требу-ют доработки или уточнения.

    • примеру, ряд авторов считают необходимым добавить «медиативные меры» в определение ресоциализации в Законе о пробации. Законодатель говорит о помощи
  • трудоустройстве, мерах социально-экономического характера, профилактике пра-вонарушений, но эти меры оказываются совершенно бесполезными, если человек не умеет себя вести вне тюремного общества, не чтит и не уважает общественный по-рядок, не уважает других, не умеет договариваться и общаться [2].

Также по мнению Смирнов А.М. недостатком ФЗ «О пробации», на который он обратил внимание, невключение в круг лиц, в отношении которых планируется применять пробацию в нашей стране, осужденных к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части [3].

Полагаем, что закон на определенном этапе закон потребует внесение ряда изме-нений, как в сам закон, так и издание дополнительных нормативных и правовых ак-тов, так как в нынешней редакции он не лишен пробелов и противоречий.

На основании изложенного также считаем необходимым изложить мнение отно-сительно вопросов пробации в целях придания закону практической направленно-сти и упрощения вопросов его реализации:

— в области реализации осужденными своих возможностей в вопросах восстанов-ления социальных связей, способностей в труде и профессиональном обучении и социальном обеспечении;

— в области постпенитенциарной ресоциализации социально-уязвимых категорий осужденных.

В области реализации осужденными своих возможностей в вопросах восстанов-ления социальных связей, способностей в труде и профессиональном обучении и социальном обеспечении в процессе ресоциализации на наш взгляд необходимо ре-шить ряд задач;

– разработать единый стандарт организации технического обеспечения получе-ния высшего образования в исправительных учреждениях посредством сети «Ин-тернет», используя опыт УФСИН России по Республике Коми;

– проводить мониторинг наиболее востребованных профессий как по регионам, так и в целом по России, в целях подготовки специалистов в исправительных учре-ждениях, с учетом их востребованности на рынке труда.

– рассмотреть вопрос о возможности привлечения работников служб занятости к проведению в дистанционном формате занятий по подготовке осужденных к осво-бождению;

Пикин И. В.

– проработать вопрос о подключении учреждений, исполняющих наказания, к системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии со ст. 33 Закона о пробации;

– рассмотреть вопрос о возможности создания электронного документооборота между учреждениями, исполняющими наказания, и субъектами пробации с целью ускорения получения информации по наиболее важным вопросам;

– проработать вопрос о возможности использования работниками учреждений, исполняющих наказания, статистических данных, размещаемых на единой цифро-вой платформе «Работа в России», для проведения мониторинга имеющихся вакан-сий и профессий, востребованных на рынке труда субъектов Российской Федера-ции;

– рекомендовать органам занятости населения субъектов Российской Федерации осуществлять мониторинг реестра работодателей, активно участвующих в трудо-устройстве лиц, освободившихся от отбывания наказания, и информировать терри-ториальные органы ФСИН России;

– разработать единую форму соглашения о взаимодействия между учреждениями

  • органами УИС с коммерческими и некоммерческими организациями в вопросах осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация (ст. 6 Закона о про-бации);

– проработать вопрос о расширении участия священнослужителей централизо-ванных религиозных организаций в работе по духовно-нравственному просвеще-нию осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией от общества;

– рассмотреть возможность разработки современных информационных техноло-гий, в том числе мобильных приложений, для улучшения социального ориентиро-вания лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

– изучить и рассмотреть вопрос о распространении во взаимодействии

  • Социальным фондом России в части дистанционного взаимодействия осужденных со специалистами СФР с использованием информационного терминала.

– при доработке проекта Постановления Правительства Российской Федерации, предусмотренного ч. 4 ст. 34 Закона о пробации, включить в перечень органов и ор-ганизаций, имеющих доступ к единому реестру лиц, в отношении которых приме-няется пробация, органы и учреждения занятости населения, внутренних дел, мест-ного самоуправления и иных организаций.

В области постпенитенциарной ресоциализации социально-уязвимых категорий осужденных предлагаем уделить пристальное внимание вопросам связанным:

– оказанием содействия в части обеспечения жильем осужденных, отнесенных к категориям детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, а также иных категорий граж-дан, которым в соответствии с законодательством российской федерации положено обеспечить жильем;

— налаживанием взаимодействия с органами исполнительной власти в части ока-зании помощи в бытовом устройстве после освобождения лицам, не имеющим по-стоянного места жительства и имеющими социально опасные заболевания; рас-смотреть вопрос о включении положений в части обязанностей администраций учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в проекты норма-тивных правовых актов, предусмотренных Законом о пробации;

543

Основные направления совершенствования…

— направлениям осужденных – инвалидов в соответствующие специализирован-ные учреждения с учетом положений законодательства в сфере социальной защиты населения, рассмотреть вопрос о включении положений в части обязанностей адми-нистраций учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в проек-ты нормативных правовых актов, предусмотренных Законом о пробации.

Решение предложенных нами задач будут способствовать решению целей и за-дач, изложенных в законе, но и способствовать достижения целей уголовного нака-зания в целом.

Список литературы:

1. Громов В.Г., Аксенова Д.К. Пробация в Российской Федерации // Современное право. 2023. N 5. С.

101 — 104.

2. Громов В.Г., Аксенова Д.К. Пробация в Российской Федерации // Современное право. 2023. N 5. С. 101 — 104. ; Громов В.Г. О правовых основах применения медиации в исправительных учреждениях / В.Г. Громов, Д.К. Сарсеналиева // Журнал российского права. 2019. N 12. С. 140 — 149.

3. Смирнов А.М. К вопросу о круге лиц, в отношении которых планируется применять пробацию в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. N 2. С. 11 — 13.

4. Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Рас-поряжение Правительства Российской Федерации, от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года»

6.Федеральный закон от 06.02.2023 N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации.

Pikin I. V. The main directions of improving the system of social rehabilitation of convicts released from prison // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 540-544.

The study is devoted to the analysis of the current legislation aimed at improving the system of social rehabilita-tion of convicts released from prison. In the work, the author analyzes the current legislation in the field of social reha-bilitation of convicts released from places of deprivation taking into account the main provisions of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030 approved by the Decree of the Gov-ernment of the Russian Federation dated 04/29/2021 N 1138-r and Federal Law dated 02/06/2023 N 10-FZ «On pro-bation in the Russian Federation». In the course of the research, the author comes to the conclusion that the Federal Law of 06.02.2023 N 10-FZ «On probation in the Russian Federation» is not devoid of contradictions that require its elimination before its entry into force. In conclusion, the author comes to the conclusion that there is a need for a more thorough study of issues related to the definition of areas of improvement of individual in order to make the law practi-cal.

Keywords: legal status; social rehabilitation of convicts; adaptation of convicts.

Spisok literatury:

  1. Gromov V.G., Aksenova D.K. Probaciya v Rossijskoj Federacii // Sovremennoe pravo. 2023. N 5. S. 101 —
  2. Gromov V.G., Aksenova D.K. Probaciya v Rossijskoj Federacii // Sovremennoe pravo. 2023. N 5. S. 101 —
  3. ; Gromov V.G. O pravovyh osnovah primeneniya mediacii v ispravitel’nyh uchrezhdeniyah / V.G. Gromov, D.K. Sarsenalieva // ZHurnal rossijskogo prava. 2019. N 12. S. 140 — 149.
  4. Smirnov A.M. K voprosu o kruge lic, v otnoshenii kotoryh planiruetsya primenyat’ probaciyu v Rossii // Ugolovno-ispolnitel’naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2023. N 2. S. 11 — 13.
  5. Koncepciyu razvitiya ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Rasporyazhenie

Pravitel’stva Rossijskoj Federacii, ot 14 oktyabrya 2010 g. № 1772-r.

  1. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 29.04.2021 N 1138-r «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda»
  2. Federal’nyj zakon ot 06.02.2023 N 10-FZ «O probacii v Rossijskoj Federacii.

.