Основные направления противодействия коррупции: взгляд на проблему

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – С. 346 – 352.

УДК: 342

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ:

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

  • статье представлен анализ проблем противодействия коррупции в Российской Федерации. Предотвращение коррупции определяется как особый вид социального управления, направление анти-коррупционной деятельности, которое заключается в устранении, нейтрализации или ограничении действия факторов (детерминант) коррупции, целенаправленном воздействии с помощью комплекса специально разработанных законных средств на систему общественных отношений, состоящих в сфе-ре реализации публичной власти, имеющих целью стимулирование лиц, уполномоченных на выполне-ние функций государства и иных субъектов к правомерному поведению в сфере публичной власти, препятствование вступлению их в коррупционные отношения и прекращение таких отношений.

Основной задачей предотвращения коррупции определено создание определенной системы соци-альных связей, при которой существенно уменьшается вероятность возникновения ситуаций коррум-пирования служащих.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, государственный служащий, долж-ностное лицо, предотвращение, усовершенствование.

Одним из стратегических направлений антикоррупционной деятельности госу-дарства является предотвращение коррупции – явления, которое препятствует нор-мальному функционированию общественного механизма, подрывает авторитет-ность и доверие к власти, пробуждает недоверие общества к государственным ин-ститутам и является одной из основных угроз национальной безопасности Россий-ской Федерации. Деятельность по предотвращению коррупции одновременно явля-ется также элементом противодействия преступности в целом. Следовательно, ука-занное базируется на тех общих принципах предотвращения преступности, которые выработаны правовой теорией и практикой противодействия преступности.

Основы и закономерности осуществления предупредительной деятельности в сфере коррупции в принципе такие же, что и для предотвращения преступности в целом, специфическим является лишь содержательная часть антикоррупционной деятельности профилактической направленности [1].

Опираясь на базовые положения теории предотвращения преступности, предот-вращение коррупции можно определить как особый вид социального управления, направление антикоррупционной деятельности, которое заключается в устранении, нейтрализации или ограничении действия детерминант коррупции, целенаправлен-ном воздействии с помощью комплекса специально разработанных законных средств на систему общественных отношений, состоящих в сфере реализации пуб-личной власти, имеющей целью стимулирование лиц, уполномоченных на выпол-нение функций государства, и других субъектов к правомерному поведению в сфере публичной власти, препятствование вступлению их в коррупционные отношения и прекращение таких отношений.

Следует отметить, что традиционно считается, что профилактическому антикор-рупционному влиянию должны подлежать только лица, которые по своему офици-альному статусу имеют возможность злоупотреблять предоставленной им властью

346

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

или своим служебным положением – лица, уполномоченные на выполнение госу-дарственных функций.

Такое понимание антикоррупционной профилактики представляется не совсем правильным: объектом профилактики коррупции должны быть также лица, которые не наделены властью и из-за этого не могут даже в принципе стать субъектами слу-жебных злоупотреблений, но которые могут быть субъектами коррупционных от-ношений, т.е. способствовать совершению коррупционных деяний.

Так, при профилактике взяточничества необходимо принимать профилактиче-ские меры не только в отношении должностных лиц, которые могут быть субъектом получения взятки, но и лиц, которые могут выступить взяткодателями, пособника-ми, посредниками или подстрекателями дачи-получения взятки. Во многих случаях, дача взятки происходит именно по инициативе взяткодателя [2, c. 190].

Круг субъектов предотвращения коррупции составляют практически все субъек-ты противодействия коррупции, лишь с той особенностью, что: 1) прерогатива в этом виде антикоррупционной деятельности принадлежит органам, основной или одной из основных функций которых является предотвращение коррупции; 2) в профилактической деятельности существенно повышается роль институтов граж-данского общества (СМИ, объединений граждан и т.п.); 3) в распоряжении этих субъектов находится значительно более широкий арсенал средств достижения цели по сравнению с субъектами непосредственной правоохранительной деятельности.

Они могут быть разделены на специализированные и неспециализированные. Специализированными являются государственные органы и другие субъекты, ос-новной или одной из основных функций которых является предотвращение корруп-ции. Неспециализированные – это государственные органы и другие субъекты, в функциональные обязанности которых предотвращение коррупции не входит, но они осуществляют его наряду с осуществлением основных своих функций (напри-мер, суд, прокуратура).

Основной задачей предотвращения коррупции является создание такой системы социальных связей, при которой существенно уменьшается вероятность возникно-вения ситуаций коррумпирования служащих. Иными словами, речь идет о создании благоприятных условий для честного и законного исполнения служащими своих служебных обязанностей и неблагоприятных условий для злоупотребления ими своими служебными полномочиями. В результате выполнения такой задачи созда-ется система, которая, с одной стороны, предусматривает действенные стимулы к правомерному поведению, с другой, – существенно ограничивает для лиц, уполно-моченных на выполнение функций государства, возможность злоупотреблять властными полномочиями в корыстных и других личных или корпоративных инте-ресах. Это делает коррумпированное поведение социально невыгодным.

Указанное достигается, в частности, путем ликвидации определенных социаль-ных институтов или их реформированием, упрощением процедур принятия управ-ленческих и других решений, уменьшением служебной дискреции, надлежащего материального обеспечения служащих.

Предотвращение коррупции осуществляется двумя основными путями: 1) сти-мулированием правомерного (некоррупционного) поведения; 2) недопущением коррупционного поведения, благодаря установленным ограничениям, требованиям, ответственностью и т.д.

347

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

Предотвращение коррупции является многоаспектным процессом. С одной сто-роны – это целенаправленное включение лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и других субъектов в систему социально позитивных отноше-ний, а с другой – это препятствование вступлению их в коррупционные отношения или прекращение их осуществления.

Для первого аспекта характерным является стимулирование позитивных отно-шений, связей с помощью мер, преимущественно, не принудительного характера. Препятствование коррупционным отношениям осуществляется, главным образом, посредством принудительных мер (уголовного наказания, административного или дисциплинарного взыскания, процессуальных мер принудительного характера).

Предотвращение коррупции осуществляется по трем основным направлениям: устранение, нейтрализация или ослабление действия факторов коррупции; препят-ствование осуществлению противоправного намерения конкретного лица по реали-зации умысла на совершение коррупционного правонарушения; прекращение кор-рупционной деятельности, которая уже началась, с целью недопущения наступле-ния противоправного (преступного) результата или перерастания коррупционного деяния в более опасное (например, из административного правонарушения – в пре-ступление) [3, c. 59].

Первое направление носит сугубо профилактический характер и преследует цель не допустить возникновения коррупционных ситуаций, а в случае их возникновения

– устранить их или локализовать и предусматривает, в частности: создание благо-приятных экономических, политических, правовых, морально-психологических и других предпосылок позитивного (некоррупционного) поведения; формирование общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандарта-ми; мониторинг коррупционных проявлений, коррупциогенных факторов, антикор-рупционных мер; создание правового механизма, который бы препятствовал зло-употреблению публичными служащими властью или служебным положением; со-здание эффективной системы стимулирования правомерного поведения лиц, упол-номоченных на выполнение функций государства, и других субъектов; разработку антикоррупционных стандартов деятельности физических и юридических лиц в различных сферах социальной жизни.

Два других направления связаны с реализацией мер пресечения, в том числе и правоохранительного характера, когда не работают должным образом меры обще-профилактической направленности и у лица возникло намерение совершить кор-рупционное правонарушение. Эти направления предусматривают применение целе-направленного профилактического воздействия как в отношении определенных яв-лений и процессов, обусловливающих или способствующих совершению коррупци-онного правонарушения, так и в отношении конкретных лиц (профилактическая беседа, обнародование определенной информации, которая бы сдержала лицо от неправомерных действий и т.п.), а также принятие мер юридической ответственно-

сти [4, c. 2].

Ведущее место в профилактической деятельности принадлежит мерам, направ-ленным на демократизацию общества, стабилизацию политической обстановки, ре-формирование экономических отношений, решение наиболее острых социальных проблем, обеспечение реализации конституционных прав и свобод человека и граж-данина. Характер профилактических мер обуславливается уровнем их научного

348

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

обоснования, глубиной выяснения факторов, порождающих преступность на совре-менном этапе развития нашего государства [5, c. 124-130].

Профилактические антикоррупционные меры определяют требования, ограниче-ния и запреты, которые:

    1. применяются при поступлении (назначении или избрании) лица на государ-ственную службу или службу в органы местного самоуправления;
    2. устанавливаются для служащих во время прохождения ими службы (пребыва-ния на службе);
    3. предусматриваются для лиц, уволившихся с государственной службы или службы в органах местного самоуправления (запрет работать на предприятиях, ко-торые они контролировали; запрет занимать определенные должности или зани-маться определенной деятельностью, баллотироваться на выборные должности и т.д.).

Эти меры в целом имеют профилактическую антикоррупционную направлен-ность, основной целью которой является: недопущение на государственную службу или службу в органы местного самоуправления лиц, которые по своим моральным и деловым качествам не могут находиться на такой службе; ограничение возможно-стей по использованию власти или служебного положения для противоправного удовлетворения личного интереса или интереса третьих лиц; ограничение возмож-ностей использования полученных во время пребывания на службе конфиденциаль-ной информации, навыков и т.п. в ущерб государству, обществу, отдельных физиче-ских и юридических лиц. При этом каждый вид таких профилактических мер направляется на достижение специальной цели [6, c. 16].

Ограничения (запрет) относительно принятия на службу в органы государствен-ной власти и органы местного самоуправления могут быть связаны, в частности, с:

  1. определенным правовым статусом лица – его судимостью; 2) наличием соответ-ствующего решения компетентного органа – лишением его в соответствии с зако-ном, права занимать должности в органах государственной власти и их аппарате или в органах местного самоуправления в течение установленного срока; 3) воз-можностью возникновения недопустимых с точки зрения совместимости выполне-ния служебных обязанностей ситуаций, если в случае принятия на службу в органы государственной власти или органами местного самоуправления лица будут непо-средственно подчинены или подчинены лицам, являющимся близкими родственни-ками или свояками; 4) моральными качествами лица; 5) правомерностью получения доходов и приобретения имущества и т.д.

Содержание таких ограничений определяется соответствующими законами отно-сительно должностей в тех или иных органах.

Одним из обязательных требований, которые должны предъявляться для лиц, претендующих на занятие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, — предоставление по месту будущей службы сведений о доходах и обязательствах финансового характера. Объем таких сведений должен определяться в зависимости от характера будущей деятельности и уровня должно-сти.

Для лиц, претендующих на занятие должностей государственных служащих, а также на занятие должностей в органах местного самоуправления, такое требование

349

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

предусмотрено в соответствии ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и законодательстве о местном самоуправлении.

Для кандидатов в депутаты, на должность Президента РФ такое требование устанавливается соответствующими избирательными законами. Однако, на сегодня закон предусматривает предъявление такого требования не ко всем категориям пре-тендентов на занятие должностей в органах государственной власти служебных лиц, что следует признать недостатком системы предотвращения коррупции, кото-рый необходимо устранить законодательным путем.

Основное назначение профилактических мероприятий второго вида заключается в: 1) недопущении конфликта государственных или общественных и частных инте-ресов; 2) существенном затруднении или исключении злоупотребления властью или служебным положением; 3) выявлении доходов и имущества, полученных неправо-мерным путем, и предотвращении дальнейшего коррупционного поведения.

Наибольшее количество таких положений содержит ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором определены специальные ограничения

  • отношении государственных служащих и других лиц, уполномоченных на выпол-нение функций государства, направленные на предупреждение коррупции. Указан-ный закон определяет меры финансового контроля в отношении лиц, уполномочен-ных на выполнение функций государства, который осуществляется путем деклари-рования ими доходов и имущества, уведомления соответствующие органы об от-крытии валютного счета в иностранном банке, ежегодного опубликования сведений о доходах и имуществе в официальных изданиях государственных органов РФ.

Следует согласиться, что при установлении антикоррупционных ограничений должен соблюдаться принцип: чем выше служебное положение служащего, тем бо-лее жесткими должны быть антикоррупционные ограничения [7]. Такой подход вполне обоснован, учитывая, что: 1) объем и характер полномочий должностного лица определяются его должностью; 2) важность решаемых служащим вопросов напрямую зависит от уровня занимаемой им должности; 3) именно служебные пол-номочия субъекта являются определяющими при совершении им коррупционного правонарушения – служебный статус лица обусловливает вид коррупционного пра-вонарушения и, что самое главное, характер общественно опасных последствий.

Профилактические меры антикоррупционного характера могут предусматри-ваться как в специальных антикоррупционных нормативно-правовых актах (напри-мер, ФЗ «О противодействии коррупции»), так и в нормативно-правовых актах, ко-торые устанавливают основные принципы государственной службы и службы в ор-ганах местного самоуправления, регулируют порядок прохождения такой службы, компетенцию соответствующих государственных органов и т.п., (например, ФЗ «О государственной гражданской службе», «О полиции», «О прокуратуре РФ»), а так-же в других нормативно-правовых актах.

Следует подчеркнуть, что не существует каких-либо универсальных средств предотвращения коррупции. Ни одному из существующих антикоррупционных средств не может быть предоставлено абсолютное преимущество над другими. Ан-тикоррупционная деятельность может быть эффективной лишь при сбалансирован-ном сочетании антикоррупционных мер, которые бы учитывали как общую ситуа-цию с коррупцией в стране (ее уровень, структуру, динамику), так и характер со-вершаемых коррупционных правонарушений (их вид, обстоятельства совершения,

350

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

личность нарушителя). Такого рода меры должны быть адекватными ситуации и соразмерными общественной опасности коррупционного правонарушения.

    • последние годы все больше исследователей приходят к выводу о том, что пре-вентивный характер в отношении преступности имеют административно-правовые
  • другие (дисциплинарные, гражданско-правовые) меры. Это полностью соответ-ствует общей теории предотвращения преступности, согласно которой предотвра-щение преступности связано с профилактикой других видов антиобщественного поведения [8; 9; 10].

Учитывая это, предотвращение коррупции, в том числе наиболее опасного ее ви-да – коррупционной преступности, уголовно-правовыми средствами – это лишь один из элементов системы профилактического воздействия на коррупцию. С уче-том наличия в отечественном законодательстве специального антикоррупционного закона – ФЗ «О противодействии коррупции», важными элементами такой системы выступают административно-правовые и дисциплинарные средства.

Результатом предупредительной деятельности в сфере противодействия корруп-ции должно стать ослабление действия коррупционных факторов; уменьшение кор-рупционных рисков; снижение уровня коррумпированности властных структур; уменьшение коррупционных проявлений; уменьшение влияния коррупции на эко-номические, политические, социальные и другие процессы.

Список литературы:

1. Мельник М. Власть и коррупция / М. Мельник // Национальная безопасность и оборона / М. Мельник. – 2000. – № 5. – С. 64-71.

  1. Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции / Л.В. Астафьев // Коррупция в России: состояние и проблемы / Мат. научн.-практ. конф. (26-27 марта 2016 г.). – М.: Московский институт МВД России, 2016. – С. 190.
  2. Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: криминологическая характеристика и меры сдер-живания / П.А. Кабанов. – Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2018. – 74 с.
  3. Степашин С. Против криминализации России / С. Степашин // Российская юстиция. – 2000. – № 1.

– С. 2-3.

  1. Голина В.В. Предупреждение коррупции / В.В. Голина // Проблемы борьбы с преступностью. –

2020. – № 2. – С. 124-130.

  1. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: учеб. пособ. / Н.В. Щедрин. – Красноярск, 2019. – 58 с.
  2. Щедрин Н.В. Меры безопасности как средство предупреждения преступности: автореф. дис… д-ра юрид. наук: 12.00.08 / Уральс. гос. юрид. акад. – Екатеринбург, 2001. – С. 26.
  3. Теоретические основы предупреждения преступности. – М.: Юрид. лит., 2017. – С. 65.
  4. Лихачѐв С.В. Некоторые аспекты антикоррупционной политики Российской Федерации / С.В. Лихачѐв // Антикоррупционная деятельность в России: опыт, проблемы, решения: материалы научно-практ. конференции 17 ноября 2016 г. / сост. А.В. Самойлов, М.А. Салихова; Региональный открытый социальный институт. – Курск: РОСИ, 2017 – С. 53-57.
  5. Лаврентьев А.Р. Административно-правовые меры профилактики коррупции (на примере Нижего-родской области) / А.Р. Лаврентьев // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017. – № 4

(40). – С. 323-324.

Lihachyov S. V., Raksha N. S. Main directions of anti -corruption: a view at the problem // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 4. – Р. 346–352.

The article presents an analysis of the problems of combating corruption in the Russian Federation. Pre-vention of corruption is defined as a special type of social management, a direction of anti-corruption activity, which consists in eliminating, neutralizing or limiting the action of factors (determinants) of corruption, pur-poseful influence with the help of a set of specially developed legal means on the system of social relations consisting in the implementation of public power, which has the goal is to stimulate persons authorized to perform state functions and other subjects to lawful behavior in the sphere of public authority, to prevent them from entering into corrupt relationships and to terminate such relationships.

The main task of preventing corruption is the creation of a certain system of social connections, which significantly reduces the likelihood of situations of employee corruption occurring.

351

Лихачѐв С. В., Ракша Н. С.

Key words: corruption, anti-corruption policy, civil servant, official, prevention, improvement.

Spisok literaturi:

  1. Melnik M. Power and corruption / M. Melnik // National security and defense / M. Melnik. – 2000. – No. 5.

– P. 64-71.

  1. Astafiev L.V. On the issue of the concept of corruption / L.V. Astafiev // Corruption in Russia: state and problems / Mat. scientific-practical conf. (March 26-27, 2016). – M.: Moscow Institute of the Ministry of In-ternal Affairs of Russia, 2016. – P. 190.
  2. Kabanov P.A. Political corruption in Russia: criminological characteristics and measures of containment / P.A. Kabanov. – Nizhnekamsk: NKF MGEI, 2018. – 74 p.
  3. Stepashin S. Against the criminalization of Russia / S. Stepashin // Russian justice. – 2000. – No. 1. – P. 2-
  4. Golina V.V. Prevention of corruption / V.V. Golina // Problems of fighting crime. – 2020. – No. 2. – P. 124-130
  5. Shchedrin N.V. Fundamentals of the general theory of crime prevention: textbook. allowance / N.V. Shchedrin. – Krasnoyarsk, 2019. – 58 p.
  6. Shchedrin N.V. Security measures as a means of crime prevention: abstract. Dis… Doctor of Law. Sciences: 12.00.08 / Urals. state legal acad. – Ekaterinburg, 2001. – P. 26.
  7. Theoretical foundations of crime prevention. – M.: Legal. lit., 2017. – P. 65.
  8. Likhachev S.V. Some aspects of the anti-corruption policy of the Russian Federation / S.V. Likhachev // Anti-corruption activities in Russia: experience, problems, solutions: scientific and practical materials. confer-ence November 17, 2016 / comp. A.V. Samoilov, M.A. Salikhova; Regional open social institute. – Kursk: ROSI, 2017 – Рp. 53-57.
  9. Lavrentiev A.R. Administrative and legal measures to prevent corruption (on the example of the Nizhny Novgorod region) / A.R. Lavrentiev // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal

Affairs of Russia. – 2017. – № 4 (40). – Pp. 323-324.

.

352