Организация спасательных операций на воде в Финляндии во второй половине ХІХ – начале ХХ вв.

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Организация спасательных операций на воде…

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 18–24.

УДК 343

ОРГАНИЗАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ВОДЕ В ФИНЛЯНДИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Киров А. А.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В статье указано, что, исходя из реальных государственных и общественных потребностей, первы-ми официальными лицами, уполномоченными заботится о спасении терпящих бедствие на водных путях в Финляндии, исходя из норм шведского законодательства, были лоцманы. Это связано, кроме прочего, с местами их расположения и деятельности, а также высоким профессиональным опытом и знаниями. В тоже время, стационарное расположение лоцманских служб, вместе с необходимостью выполнять основные профессиональные задачи, возможности лоцманов, ограничивало возможности лоцманов по оказанию спасательной помощи. Исходя из этого спасательные функции частично взяли на себя иные лица, зачастую добровольно, что привело, с активизаций торгового судоходства, к офи-циальному созданию в 1897 г. Морского спасательного общества. С обретением независимости Фин-ляндией, спасательные функции также были возложены на пограничную службу и береговую охрану, но без отстранения лоцманов и спасательного общества.

Ключевые слова: Финляндия, Швеция, спасение, лоцманы, нормативное регулирование, Морское спасательное общество.

Страны с развитыми водными коммуникациями с древнейших времен стреми-лись обеспечить их безопасность, а при необходимости, организовать как службы спасения на воде, так и оформить их деятельность нормативно. Среди наиболее из-вестных из таких актов являются «Родосский закон» и «nomos nautikov». Не являет-ся исключением в данном вопросе и Финляндия.

Как известно, длительный период времени территория данной страны входила в состав шведского королевства. Как указывает А. П. Никитина «Впервые лоцманская проводка в балтийских и, соответственно, шведских водах упоминается в XIII веке.

  • XVI в. наличие фарватеров и условий лоцманской проводки отображается в офи-циальных документах. В XVII в. происходит организация лоцманской службы ко-ролевскими указами в 1642 г., 1687 и 1696 гг., а шведско-финский морской закон был принят в 1667 году…» [1, с. 158].
    • период вхождения Финляндии в состав Российской империи регулирование деятельности лоцманов происходило на основе комплексных нормативно-правовых актов (уставов 1812 [2, с. 33-43; 3], 1857 [4, с. 243], 1870 гг. [5]).

Также, в качестве самостоятельного направления деятельности ведомства, важ-ность и актуальность которого постоянно росла, можно выделить участие в спаса-тельных операциях на воде. Здесь следует указать, что и в России в данный период происходила работа по обустройству спасательных станций с оборудованием и пер-соналом во второй половине ХІХ – начале ХХ в. [6, с. 90-95].

Морская спасательная деятельность имеет давнюю традицию в Финляндии. Так, первая добровольная морская спасательная станция была создана в Суурсаари в 1857 г., а финское морское спасательное общество основано 40 лет спустя для раз-вития деятельности добровольных морских спасательных ассоциаций [7].

Киров А. А.

Однако, лишь в конце 1880-х гг. началось быстрое развитие спасательной дея-тельности на базе лоцманско-маячного ведомства, что первоначально выражалась в заведении и содержании специальных спасательных шлюпок и иного оборудования на отдельных станциях, например, Хапсаари, Порккала, Ханко и Утё.

  • тоже время, спасательная станция на Ханко, оборудованная шлюпкой и ракет-ным устройством, по информации командира соответствующего лоцманского райо-на [8, s. 31], не использовалась для оказания помощи на море в 1889 г., когда по-мощь со станции не запрашивалась и не было возможности оказать таковую со станции. В недостаточной мере также в этом году использовалась туманная сиг-нальная пушка, установленная на маяке Ханго, которая могла бы своими предупре-дительными выстрелами направить корабли невредимыми в порт Ханко.

Не использовались по назначению в 1889 г. новые спасательные шлюпки на станции Хаапс и в Кённскере и Утейне. Старые лодки лоцманов на станции Кённес, хотя и были в хорошем состоянии, но использовались лоцманами лишь в случае плохой погоды на некоторых станциях.

  • некоторых случаях, когда обычные служебные суда не могли быть использо-ваны, эти лодки выходили в море, частично для оказания лоцманской помощи, а частично для выяснения, не было ли в этом районе аварий или не требуется ли по-мощь.

Причина низкого уровня использования новых спасательных шлюпок и катеров при лоцманских станциях была в том, что для этого не было постоянного персонала, но в каждом месте предполагалось что будут нести службу лоцман и смотритель маяка.

Спасательные станций в Ууре и Хапсаари, созданные и оборудованные Выборг-ским спасательным обществом, действовали с 1888 г., хотя их помощь так и не по-надобилась.

Организация Ассоциации округа Ваасан в 1884-1889 гг. состояла из четырех спа-сательных станций, а именно: 1) на пароходной пристани в гавани города Нико-лайштадт (сегодня – Вааса), на скале Гэсберг у пиков Сусилуото, рядом с окружной тюрьмой и по диагонали от нее на земле Сандом н. к. Морская стена Сандома; 2) на территории бывшего морского вокзала, где не было специальной охраны, а само учреждение все еще открыто для публики, так что лодки и другие суда станции ис-пользовались, в случае необходимости, теми, кто гавани; 3) вахта на Гесбергете также могла оказать необходимую помощь; терпящим бедствие на море лицам; 4) вахта в окружной тюрьме [8, s. 32].

Помощь матроса Нелина потребовалась 29 апреля и 3 мая, когда в ней нуждались извозчик Николайштадта Юхан Хаггблом, и Август Хельгарс, фермер из Сойта. То-нущие на слабом льду лошади были вытащены на берег.

Летом, согласно показаниям капитана судна «Лебединый прик» Д. Р. Пихлмана, спасатели оказали необходимую помощь и довели судно, попавшее в середину скал пиков Сусилуодона, до лоцманской станции в Рённскере. Всего же, в 1889 г. в об-ществе состояло 124 члена, внесших соответствующие взносы.

Иные спасатели, как и в предыдущем году, были предоставлены братьями Каар-ле Сёдерстрёмом и Габриэлем Сёдергард, которые оставались там в течение всего года, когда утес был окружен открытой водой.

19

Организация спасательных операций на воде…

    • окружной тюрьме и на станциях на земле Сундом, где происходили несчаст-ные случаи, особенно люди и сани попадали в слабое место льда весной и осенью, дежурили, в первом случае на первой станции, бывший матрос Нелин, который, с помощником по мере необходимости, дежурил особенно по утрам и днем, когда движение из города было интенсивным.

Ледяные дороги, ведущие из города в Сундом, обслуживал рыбак Йохан Йерн, который за умеренную плату и предписанное вознаграждение обязался нести вахту

  • установленное время [8, s. 33].

Таким образом, несмотря на самоорганизацию местного населения, в крайнем случае формально, лишь в 1897 г. было основано Финское морское спасательное общество, а в 1913 г. оно приняло решение приобрести первую моторную спаса-тельную лодку для морской спасательной станции Ханко [9].

    • начале ХХ в. центральное управление Ассоциации спасательных судов Фин-ляндии [10] обратилось к правительству с просьбой разрешить, чтобы шкиперы, ко-торые были назначены и наняты Ассоциацией для государства на лоцманских с своими судами, были размещенных на различных лоцманских станциях, с тем что-бы наилучшим образом обеспечить использование этих судов. Вместе с этим прави-тельство решило, что в дальнейшем подобные шкиперы и специалисты будут нани-маться за счет государственного бюджета. С этой целью Императорский Сенат 12 октября 1906 г. распорядился, чтобы правительство в дальнейшем предоставило лоцманские и спасательные шлюпки под командованием особо нанятых лиц. Имен-но на них возлагался уход за лодками, их якорной стоянке и безопасности. Для ис-полнения данного правительство выделяло 6000 марок в год, начиная с 1907 г.
    • соответствии с решением генерального почтмейстера, генерального директора таможенной службы и иных заинтересованных руководителей различных ведомств, из фонда пожертвований бывшего начальника лоцманской службы вице-адмирала Нордмана были распределены следующие суммы в качестве призов за спасение лю-дей и судов, терпящих бедствие на море, среди лиц, служащих в лоцманской службе
  • вне ее: в 1902 г. для 22 чел. – 520 марок; в 1903 г. для 35 чел. – 335 марок; в 1904 г. для 32 человек – 330 марок; в 1905 г. для 32 человек – 800 марок; в 1906 г. для 30 человек – 560 марок.

Также следует указать, что в 1902–1906 гг. правительство наградило медалями за спасение жизни следующих лиц: старшего лоцмана лоцманской станции Порту Гу-става Адольфа Фагерстрёма, младшего лоцмана лоцманской станции Рённскер Фредрика Августа Хагстрёма и младшего лоцмана лоцманской станции Рёдхамн Юхана Эрика Сёдерстрёма за работу 8 октября 1903 г.: 1901 года за оказание помо-щи судам, терпящим бедствие, и спасение их экипажей, а также капитану парохода «Äland» Юхану Готфриду Линдхольму и старшему лоцману лоцманской станции в Хельсинки Герману Густафссону, Карлу Фритьоф Ахману, старшему лоцману лоц-манской станции Грахара, и Герман Густафссон, ученик лоцмана этой же лоцман-ской станции, за спасение нескольких человек во время сильного шторма и бурного моря со скалы Клиппан; в 1904 г., младшему пилоту Фритьофу Юхану Бломквисту

  • Эрику Эдвард Сьёстен, а также пилоты-ученики Карл Юхан Андерссон и Эрик Арвид Сьёстен, все они служили на станции внутренних лоцманов в Ханкониеми, за спасение экипажа финского галеона «Виктория» из беды у берегов тропы Туллини-еми у Ханко 5 мая 1903 г.

Киров А. А.

  • 1905 г. старшему пилоту на опытной станции Грахара, Карлу Фритьофу Ахман (золотая медаль) и боцману Карл Альфред Карлссон, служивший на маячном судне «Äransgrund», лесорубу Аксель Утерус Линдхольм и морякам Августа Фердинанда Аберга и Гидеона Йоханнеса Ханссона за спасение экипажа финского судна 24 ав-густа того же года с большим риском для собственной жизни из опасной ситуации. Т.е, всего с 1902 по 1906 г. 16 человек по предложению правительства были награждены медалью за спасение жизни [11, s. 21-22].

Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно спасания и оказания помощи на море от 23.09.1910 [12], а в последствии и иные международные нормативно-правовые акты [13] регламентировали юридические, но не организационные вопросы данного процесса.

С момента обретения Финляндией независимости охрана границ королевства впервые была регламентирована решением о временном пограничном батальоне (103/1918), созданном для охраны сухопутной границы с Королевством Швеция и близлежащих пограничных районов. В марте 1918 г. по просьбе Сената главноко-мандующий Маннергейм начал организовывать военное наблюдение за северной границей страны во взаимодействии с таможней. Пограничные войска первоначаль-но действовали под непосредственным командованием губернатора, в то время как верховный главнокомандующий оставался за главнокомандующим вооруженными силами [14].

  • июле 1918 г. пограничные войска на северо-западной границе были переданы Сенатскому департаменту внутренних дел. Решение о передаче охраны восточной границы Министерству внутренних дел было принято на заседании Государствен-ного совета 21 марта 1919 г. армейское руководство приказало использовать офице-ров Министерству внутренних дел, а военное ведомство передало пограничникам необходимое снаряжение [15].

Задачей пограничников была охрана полиции и таможни на национальной во-сточной сухопутной границе. Приказ пограничников был военным. Офицеры и эки-паж пограничников имели право арестовывать и проводить обыски и выемки. По их просьбе охранники, таможенные и полицейские органы обязаны оказывать испол-нительную помощь пограничным комендантам.

  • тоже время, согласно данным финских исследователей, подготовка погранич-ников в первые годы независимости страны находилась на весьма низком уровне [16]. Очевидно, сказывалась нехватка национального опыта. К тому же, следует помнить, что государственные границы Финляндии практически в равной степени проходят как по водным, так и по сухопутным ее рубежам [17, s. 43].

Согласно Акту 1930 г. (151/1930) и указу (196/1930), задачей Береговой охраны было поддержание порядка и безопасности на национальной морской границе в районах, отведенных под ее контроль и в Ладожском озере. Среди прочего, он дол-жен был предотвращать несанкционированную перевозку товаров и пересечение границы, а также следить за соблюдением положений о плавании и таможенном контроле судов, обеспечивать таможенное оформление и полицейский контроль в районе его деятельности. Ему также было поручено помогать тем, кто терпит бед-ствие на море [18].

С точки зрения задач Пограничной охраны спасение на море можно считать начавшимся с учреждением предыдущего исполнителя ее морских обязанностей —

21

Организация спасательных операций на воде…

Береговой охраны. с. Операция была основана на указе о береговой охране (196/1930), который включает: Задачей Береговой охраны является поддержание порядка и безопасности в районах государственной морской границы, контроль за которыми возложен на Береговую охрану, а также в Лаатоке, и в том нарочно – 5) для оказания помощи терпящим бедствие на море [18].

    • то время морские спасательные работы начинались без отдельных указаний, доставшихся в наследство от таможни. на основе прежней практики, а также на об-щих обязательствах по спасению на море [20б s. 200].

Позже, в 1936 г., Министерство внутренних дел дало береговой охране инструк-ции по спасательной операции на море, которые основывались на положениях § 15

  • столкновении судов 1923 г. и законе о покупке спасательных плотов (64/1923). Этот закон определил общую спасательную обязанность капитанов всех судов, ко-гда они могут участвовать в спасательных операциях, не подвергая опасности свою собственную платформу и ее персонал [21].

Финская морская спасательная система основана на организации финской погра-ничной охраны. Административное управление морской спасательной операцией осуществляется в штаб-квартире Пограничной охраны. Он создает основу для опе-раций, устанавливает цели и координирует как национальное, так и международное сотрудничество. Координации помогает Консультативный совет по спасению на море, который представлен морскими спасательными службами и наиболее важны-ми добровольческими организациями. За оперативную деятельность морских спаса-тельных операций на суше отвечает Морская охрана Западной Финляндии и Фин-ского залива, центры управления которой расположены в Турку и Хельсинки. Зона ответственности за морские спасательные операции разделена на две части – мор-ской спасательный блок Западной Финляндии и Финского залива. Каждый охран-ник отвечает за свой блок. Кроме того, в каждом морском спасательном блоке есть своя команда управления, которая берет на себя координацию деятельности властей и общественности. Обе морские гвардии имеют морской спасательный командный центр, который руководит полевыми операциями, а также ряд морских спасатель-ных подразделений, передвигающихся в море. Командные центры несут ответ-ственность за поддержание готовности управления и связи морских спасательных операций, оповещение подразделений и радиосвязь в чрезвычайных ситуациях мор-ских спасательных операций. Операции морских спасательных командных центров иногда сравнивают с операциями аварийных центров. Однако есть одно принципи-альное отличие. Морские спасательные командные центры несут ответственность не только за получение уведомлений и оповещение подразделений, но, кроме того, они также берут на себя управление этой задачей [22].

Добровольные спасательные операции на море являются важной частью нацио-нальной гражданской защиты. Ежегодно наши экипажи помогают на воде более трех тысяч человек, около двадцати из которых спасаются от вероятной гибели. Большинство бенефициаров являются прогулочными лодочниками, путешествие которых прерывается из-за технического сбоя или отсутствия навыков мореплава-ния. Круглосуточная дежурная служба волонтерских подразделений в сезон откры-той воды связывает более 730 человеко-лет ежегодно.

Основным финансистом деятельности Морского спасательного общества, дей-ствующим официально с 1897 г., является Министерство социальных дел и здраво-

Киров А. А.

охранения на доходы Veikkaus [23]. Общество является членом Международной морской спасательной организации (IMRF).

Таким образом, исходя из реальных государственных и общественных потребно-стей, первыми официальными лицами, уполномоченными заботится о спасении терпящих бедствие на водных путях в Финляндии, исходя из норм шведского зако-нодательства, были лоцманы. Это связано, кроме прочего, с местами их расположе-ния и деятельности, а также высоким профессиональным опытом и знаниями. В то-же время, стационарное расположение лоцманских служб, вместе с необходимо-стью выполнять основные профессиональные задачи, возможности лоцманов, огра-ничивало возможности лоцманов по оказанию спасательной помощи. Исходя из этого спасательные функции частично взяли на себя иные лица, зачастую добро-вольно, что привело, с активизаций торгового судоходства, к официальному созда-нию в 1897 г. Морского спасательного общества. С обретением независимости Финляндией, спасательные функции также были возложены на пограничную служ-бу и береговую охрану, но без отстранения лоцманов и спасательного общества.

Kirov A. A. Organization of water rescue operations in Finland in the second half of the 19th — be-ginning of the 20th centuries // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical sci-ence. – 2023. – Т. 9 (75). № 1. – С. 18 – 24.

The article states that, based on the real state and public needs, the first officials authorized to take care of the rescue of those in distress on the waterways in Finland, based on the norms of Swedish law, were pilots. This is due, among other things, to their locations and activities, as well as high professional experience and knowledge. At the same time, the fixed location of the pilotage services, together with the need to perform the main professional tasks, the capabilities of pilots, limited the ability of pilots to provide rescue assistance. Based on this, rescue functions were partially assumed by other persons, often voluntarily, which led, with the activation of merchant shipping, to the official creation in 1897 of the Maritime Rescue Society. With the independence of Finland, rescue functions were also assigned to the border guard and coast guard, but without the removal of pilots and the rescue society.

Key words: Finland, Sweden, rescue, pilots, regulation, Maritime Rescue Society.

Список литературы:

  1. Никитина А. П. Правовое регулирование деятельности лоцманов в конце XVIII – первой половине ХХ вв. [Текст] / А. П. Никитина. – Москва: ООО «Интераактивные технологии», 2021. – 432 с.
  2. 1812. Мая 17. Высочайшее Его Императорского Величества регламент «о заведении маяков и лоц-манов в Финляндии» // Собрание постановлений финляндских. Том 1. Узаконения обнародованные на русском языке. С дополнениями. 1808-1839. -Санктперебург, 1902. С. 33-42.
  3. 17 мая 1812 г. Высочайший Его Императорского Величества регламент о должностных обязан-ностях и о экономии по части лоцманской и об устроении маяков и баков в Финляндии // Собрание постановлений финляндских. Том 1. Узаконения обнародованные на русском языке. С дополнениями. 1808-1839. -Санктперебург, 1902.
  4. 30 марта 1857 г. Высочайшее Его Императорского Величества Постановление «О лоцманском и маячном ведомстве в Финляндии» (№588). СПФ, 1857. Гельсингфорс, в Сенатской типографии
  5. 30 марта 1857 г. Высочайшее Его Императорского Величества Постановление «О лоцманском и маячном ведомстве в Финляндии» (№588). СПФ, 1857. Гельсингфорс, в Сенатской типографии
  6. Афанасьев Г. Ю. Водные спасатели Российской империи (вторая половина ХХ – начало ХХ века): становление, структура, эффективность // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные науки. – 2014. – №4(2018). – С. 90-95.
  7. Meripelastusseura slöräddiinngssällskapet. – URL: История — Финское общество спасения на море

(meripelastus.fi)

  1. Luotsi- ja majakkalaitos. Uusijakso. 5. Suomen Luotsi- ja Majakkalaitoksen Ylihallituksen alamainen kertomus luotsilaitoksen tilasta ja hallinnosta vuodelta 1889. Helsingissa, Keisarillisen Senaatin Kirjapainossa, 1890 in. – S. 31.

23

Организация спасательных операций на воде…

  1. Meripelastusseura slöräddiinngssällskapet. – URL: История — Финское общество спасения на море

(meripelastus.fi)

  1. SPEK. – URL: О СПЕК — СПЕК (www-spek-fi.translate.goog)
  2. Luotsi- ja majakkalaitos. Uusijaks. Suomen luotsi- ja majakkalaitoksen ylihallituksen. Kertomus luotsilai-toksen tilasta ja hallinnosta vuosilta 1902— 1906. — Helsingissä, 1909. Keisarillisen Senaatin kirjapainossa. – S. 21-22.
  3. Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно спасания и оказания помощи на море от 23.09.1910. — Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море от 23 сентября 1910 — docs.cntd.ru
  4. Супруненко А.В. Рятування на морі : наукове-практичне — О.: Фенікс, 2009. — 136 с.
  5. Hallituksen esitys eduskunnalle rajavartiointia ja rajavyöhykettä koskevan lainsäädännön uudistamiseksi.

– HE 6/2005 — Предложения правительства — FINLEX ®

  1. История Финской пограничной охраны | Пограничная служба Финляндии (raja.fi)
  2. Senja Penttinen. Lieksan rajajääkärikoulun koulutustoiminta 1947–1956. — Itä-Suomen yliopisto Yhteiskuntatieteiden ja kauppatieteiden tiedekunta Historia- ja maantieteidenlaitos Suomen historian pro gradu -tutkielma Marraskuu 2021. — urn_nbn_fi_uef-20211619.pdf
  3. Itärajamme vartijat // SUOMEN KUVALEKHTI. 06.12.1924. № 49. S. 43.
  4. Hallituksen esitys eduskunnalle rajavartiointia ja rajavyöhykettä koskevan lainsäädännön uudistamiseksi.

– HE 6/2005 — Предложения правительства — FINLEX ®

  1. Asetus merivartiolaitoksesta. — 196/1930 — Справочник законодательных поправок — FINLEX ®
  2. Peltoniemi, Säteri, Kirjavainen. Suomen rajavartiolaitos 1919-1969. –1969. — 480 s.
  3. Meripelastus suomen meripelastustoimen vastuualueella sodan aikana. Tutkielma Kapteeniluutnantti Mika Suutarinen Esiupseerikurssi 67 Rajavartiolinja Huhtikuu 2015. — Suutarinen MH_EUK67.pdf (doria.fi)
  4. Suomen rajavartiosto. — Финская пограничная охрана как охрана при любых обстоятельствах | По-граничная служба Финляндии (raja.fi)
  5. Suomen meripelastusyhdistys. — О нас — Суоменьское морское спасательное общество (meripelastus.fi) Персонал — Суоменьское морское спасательное общество (meripelastus.fi)

.