Организация деятельности лоцманских служб Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Процевский В. А., Клименко Е. П.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – С. 253-257.

УДК 340

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОЦМАНСКИХ СЛУЖБ ДАНИИ, ФИНЛЯНДИИ, НОРВЕГИИ, ШВЕЦИИ

Процевский В. А., Клименко Е. П.,

Юридический институт Севастопольского государственного университета

В статье раскрывается современное состояние правовой организации и деятельности лоцманских служб Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Установлены нормативно-правовые акты, принципы, задачи, применяемые подходы, эффективность изучаемого явления; определены примененные общие и отличные подходы. Установлены такие отдельные критерии в деятельности лоцманских служб как доходы и расходы, уровень обслуживания, наличие/отсутствие СУДС, наличие/отсутствие не государ-ственных лоцманов, сертификация, и иные параметры, позволяющие сравнивать правовую организа-цию лоцманской проводки в этих странах.

Ключевые слова: Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, лоцманская проводка, современное со-стояние, организация.

Датская организационная модель ориентирована на открытый рынок предостав-ления пилотных услуг. Закон о DanPilot от 2013 г. [1] превращает этого государ-ственного поставщика лоцманских услуг в независимое государственное предприя-тие с собственным советом директоров и независимой экономикой. Сегодня, DanPilot — это независимое государственное предприятие, находящееся в ведении Министерства бизнеса и развития, надзорным органом которого является Морская администрация Дании. Существует значительное перекрестное субсидирование внутри DanPilot региональных пилотных служб от транзитных пилотных служб, что затрудняет выход на рынок мелких игроков. С 2020 г. DanPilot перестал быть ис-ключительно государственной структурой, при этом обслуживает все транзитные лоцманские услуги и обязан предоставлять региональные лоцманские услуги в Да-нии. Около 55 % услуг DanPilot в 2016 г. приходилось на транзитные перевозки и около 45 % на региональные перевозки в/из датских портов. Флот DanPilot состоит из 29 катеров; предоставление лоцманских услуг происходило с 22 лоцманских станций. Помимо DanPilot, услуги пилотов предоставляет частная компания Danish Pilot Service (DPS) [2].

  • 2010 по 2016 г. количество лоцманских услуг, предоставленных в Дании, уве-личилось на 23 %, что объяснялось общим ростом морских перевозки в датских во-дах из-за увеличения отгрузки нефти с российских нефтяных терминалов в Балтий-ском море. Однако доля судов, пользующихся услугами лоцмана на маршруте Гед-сер – Скаген снизилая с 91 % в 2013 г. до 81 % в 2017 г. [3, s. 24].

Суда, запрашивающие лоцманские услуги в транзитных водах, должны уведо-мить DanPilot за 18 ч. до прибытия судна в пункт приема лоцмана. Суда, запраши-вающие услуги лоцмана для захода в датские порты должен уведомить DanPilot за 24 ч. до прибытия судна в пункт посадки. Суда запрос лоцманских услуг на отбытие из датского порта должены предоставить DanPilot уведомление за 4 ч. до отхода. Затраты DanPilot на предоставление услуг составляют около 70 % всех расходов. Затраты пропорциональны расстоянию проводки. Поскольку затраты на оплату тру-да составляют основную часть затрат, пилотный проект по транзиту на дальние рас-стояния услуги дороже, чем междугородние.

253

Организация деятельности лоцманских служб…

Сегодня в Дании не существует услуг удаленного пилотирования, т.е. с помощью таких средств как СУДС. Тем не менее, в районах с интенсивным движением суще-ствует информационная система, которая следит за движением и выдает навигаци-онные предупреждения судам, если они слишком близко друг к другу, мосту и т.п. [4].

Законодательная база для оказания лоцманских услуг в финских водах, обяза-тельной лоцманской проводки и исключения, профессиональные требования к за-действованным работникам и т. д. установлены в Законе о лоцманской проводке (940/2003) [5]. Изменения в организации предоставления пилотных услуг требуют решения парламента, а незначительные изменения могут быть внесены через канце-лярию премьер-министра. В соответствии с Законом суда должны использовать лоцмана на фарватере общего пользования в финских водах и на Сайменском кана-ле, если лоцманская проводка требуется в связи с опасным или вредным характером груза или размерами судна. Агентство транспортной безопасности следит за выпол-нением Закона о лоцманской проводке [6].

  • 1 января 2019 г. функции управления движением в автомобильном, морском и железнодорожном секторах от Транспортного агентства переданы государственной компании. Включение функций управления дорожным движением является частью подготовки к изменениям, вызванным цифровизацией, растущей ролью услуги, ав-томатизация и возрастающее значение информации и данных. Это также закладыва-ет основу для улучшения ориентации на клиента. Дальнейшие цели процесса реги-страции заключаются в том, чтобы разъяснить соответствующие официальные обя-занности, упорядочить регулирование в транспортном секторе и способствовать ис-пользованию данных, связанных с транспортом, для поддержки новых цифровых услуг. Одной из целей является повышение финансовой эффективности и прибыль-ности операций, а также повысить прозрачность операций и ценообразования».

Финская модель организации пилотных услуг предусматривает монополию FinnPilot, что подразумевает отсутствие доступа для других поставщиков пилотных услуг. Монополия установлена Законом т.к. по мнению Конституционной комиссии парламента и других экспертов-законодателей, пилотирование – это осуществление государственного управления для обеспечения безопасности, минимизации эколо-гические риски и предоставлять услуги по равномерной цене. Поэтому открытого рынка пилотных услуг в стране не существует.

До 2004 г. единственным поставщиком лоцманских услуг в Финляндии была Морская администрация Финляндии, с 2004 по 2010 г. лоцманские услуги предо-ставляла другая законодательно учрежденная государственная организация. С 2011 г. FinnPilot предоставляет пилотные услуги и отчитывается перед Департаментом управления канцелярии премьер-министра. Закон о проводке требует, чтобы предо-ставление компанией услуг и ценообразование услуг прозрачно и доступно для публичного ознакомления.

В соответствии с Законом о лоцманской проводке и Законом о преобразовании государственного лоцманского предприятия в общество с ограниченной ответ-ственностью (1008/2010) FinnPilot обязан предлагать лоцманские услуги и сопут-ствующие услуги по обеспечению безопасности на море на всех морских и внут-ренних маршрутах Финляндии [7].

Процевский В. А., Клименко Е. П.

FinnPilot применяет целевой уровень обслуживания: максимум 3 ч. ожидания в прибрежных районах и 6 ч. в районе Саймы. В 2016 г. показатель успеха составил 99,8%, что означает, что только 47 из 23 461 пилотных услуг не были доставлены в установленные сроки.

FinnPilot постоянно измеряет и повышает свою эффективность и передает свой опыт владельцам судов и другим государственным органам для дальнейшего анали-за и повышения безопасности. С 2016 г. FinnPilot и DanPilot сотрудничают. В 2017 г. FinnPilot внедрила компьютерную систему заказа пилотов Pilot Online, которая поз-воляет отслеживать пилотные услуги в режиме реального времени. В том же году Министерство транспорта и Коммуникации предложили законодательные измене-ния, которые позволили бы проводить эксперименты с дистанционной и автомати-зированной лоцманской проводкой, поскольку действующий закон не разрешает такие эксперименты [3, s. 24].

    • Норвегии лоцманские услуги регулируются Законом о лоцманской проводке от 2014 г. (действует с начала 2015 г.) [8], что направлен на обеспечение более эф-фективных лоцманских услуг, содействие безопасному морскому движению и за-щиту окружающей среды. Закон включает в себя правовую основу для обязательной лоцманской проводки, обязанности лоцмана и капитана во время лоцманской про-водки, принципы освобождения сертификатов и лоцманских сборов. «Обязательные правила лоцманской проводки» описывают, какие суда подлежат лоцманской про-водке и районы, к которым применяются правила.

Общее правило состоит в том, что суда длиной 70 и более метров подлежат обя-зательной лоцманской проводке в водах в пределах исходных линий. Более строгие правила применяются к некоторым типам судов, например, к пассажирским судам и судам, перевозящим опасные и загрязняющие окружающую среду грузы. Береговая администрация Норвегии (NCA, Kystverket) отвечает за услуги государственных лоцманов [9]. Целью службы является обеспечение безопасности движения на море

  • защита окружающей среды путем обеспечения того, чтобы суда, работающие в норвежских водах, имели штурманов с соответствующей квалификацией для без-опасного плавания.

Норвегия применяет организационную модель, состоящую из двух частей: моно-полия на общее планирование и лоцманские услуги как таковые и тендерный про-цесс для перевозки лоцманов на суда, которые воспользоваться услугами лоцмана на вертолете и катере. Поставщики пилотных услуг как таковые до реорганизации в 2014 г. повседневные обязанности по управлению пилотными операциями были подчиняется региональным отделениям NCA, а Департамент морской безопасности, расположенный в головном офисе NCA, курирует операции, законодательную рабо-ту и надзор. В соответствии с Законом о лоцманской проводке 2014 г., в обязанно-сти NCA входят: организация лоцманских услуг, отправка лоцманов, управление сертификатами об освобождении лоцмана, установление и сбор сборов, лоцман обучение и лицензирование, а также надзор, контроль и обеспечение выполнения этих функций. Основа для реорганизации заложена в NOU 2013:183), который включает исторический обзор лоцманской проводки в Норвегии. Целью реформы 2014 г. было разорвать связи между администрацией и выполнением пилотных услуг. Замена 5 региональных офисов лоцманской службой NCA была предпринята

255

Организация деятельности лоцманских служб…

для обеспечения упорядоченной цепочки подчинения и более эффективной комму-никация [3, s. 25].

Центр лоцманской проводки и СУДС (Службы управления движением судов), подчиненный региональному отделению НКА под названием Западная береговая администрация, выполняет задачи, порученные головным офисом. Среди них выда-ча сертификатов пилота. Центр лоцманской проводки и СУДС выполняет функции суда первой инстанции, а Департамент морской безопасности выступает в качестве апелляционного суда; например, в случае жалоб на не сдачу лоцманского экзамена.

7 регионов пилотных служб NCA занимаются пилотными операциями. Филиа-лом NCA Pilot Services руководит директор по лоцманской проводке, который несет трудовую ответственность за капитана Лоцманов (Losoldermenn), в чьи обязанности входит набор и обучение лоцманов. NCA Pilot Services состоит из одного филиала, который обрабатывает пилотные отправки, и семи региональных офисов, которые выполнять лоцманские проводки. Каждый региональный офис возглавляет старший лоцман, который ежедневно следит за тем, чтобы услуги предоставлялись в соот-ветствии с действующими правилами и нормами. Предоставление лоцманских услуг включает лоцманскую отправку, лоцманский транспорт и лоцманскую про-водку. NCA Pilot Services управляет пилотными диспетчерскими центрами в Хор-тене (юго-восточная Норвегия), Квитсёй (юго-западная Норвегия) и Лёдингене (се-верная Норвегия). В центрах постоянно работают 2 лица, основные обязанности ко-торых заключаются в регистрации и протоколировании заказов, планировании от-правки лоцманов и определении приоритетности заданий, координировать перевоз-ку пилотов, регистрировать рабочее время пилотов и покрытие лицензии, а также предоставлять информацию и инструкции пилотам. NCA Pilotage Services также от-вечает за обучение и набор пилотов и должна обеспечить достаточное количество пилотов для удовлетворения спроса [3, s. 26].

Шведское транспортное агентство (Transportstyrelsen) отвечает за большинство правил для всех видов транспорта и регулирует, какие суда подлежат обязательной лоцманской проводке и какие фарватеры должны пройти. применяются правила пи-лотирования. Обязанность использования лоцманских услуг зависит от размера судна и загруженного груза. Как правило, суда длиной 70 и более метров и длиной 14 и более м шириной или с осадкой более 4,5 м подлежат обязательной лоцманской проводке в большинстве вод. Агентство выдает сертификаты об освобождении от лоцманской проводки. Они действительны в течение 3-х лет [3, s. 29].

Все лоцманские услуги выполняются Шведской морской администрацией [10]. Это государственный орган и государственное предприятие, финансируемое за счет платы за пользование. Представляется, что администрирование и выполнение лоц-манских услуг не так четко разграничены, как между Департаментом морской без-опасности и Центром лоцманской проводки и СУДС в рамках Норвежской берего-вой администрации. В 2017 г. SMA оказала в общей сложности 33481 пилотную услугу в 8 географических регионах: Гётеборг (16%), Мальмё (16%), Марстранд (12%), Кальмар (14%), Стокгольм (13%), Сёдертелье (10%). %), Евле и Лулео (по 8% каждый) и 4 % в канале озера Венерн/Троллхетте.

Шведская морская администрация применяет целевой уровень обслуживания не более 5 ч. ожидания [11]. В 2017 г. успешность составила 98,8%. С 2018 г. уровень обслуживания измеряется на основе времени, которое желает клиент. 1 января 2018

Процевский В. А., Клименко Е. П.

г. была введена новая система (Sjöfartsverket, 2017(b)) [12]; в то же время были уве-личены как лоцманские сборы, так и фарватерные сборы. Новая модель оплаты, как

  • предыдущая, основана на размере судна и груза, но также включает сбор за пас-сажира и сбор за готовность.

Список литературы:

  1. The Danpilot Act. – URL: Act on Danpilot.pdf (dma.dk)
  2. Danish Pilot Service (DPS). – URL: Danish Pilot Service — DANISH PILOT SERVICE
  3. Inge Vierth. VTI rapport 988A Organization of pilot and icebreaking in the Nordic countries and update of the external costs of sea transports in Sweden A report in SAMKOST 3. — Published by VTI, 2018.
  4. Danish Maritime Authority, 2018.
  5. Pilotage Act (No. 940 of 2003). – URL: Pilotage Act (No. 940 of 2003). | InforMEA
  6. Traficom. – URL: Etusivu | Traficom (www-traficom-fi.translate.goog)
  7. Finpilot Pilotage Oy Vuosikertomus 2011. – URL: Finnpilot Pilotage Oy Vuosikertomus 2011 by Finnpilot Pilotage Oy — Issuu
  8. Med los pa sjosikkerhet // Nordes offentlige utredninger 2013:8. – URL: НОУ 2013: 8 — regjeringen.no (www-regjeringen-no.translate.goog)
  9. Kystverket. – URL: Frontpage | Kystverket — tar ansvar for sjøveien
  10. SMA, Sjöfartsverket. – URL: Start (sjofartsverket.se)
  11. Senast fem timmar före önskad tidpunkt för lotsningens början skall definitiv lotsbeställning göras, se –

URL: http://www.sjofartsverket.se/sv/e-tjanster/Lotsbestallning/.

  1. Transportstyrelsens föreskrifter och allmänna råd om utmärkning till sjöss med sjösäkerhets-anordningar.

– Transportstyrelsens forfattingssamling. Transport styrelsen. TSFS 2017:66

Procaevskij V. A., Klimenko E. P. Organization of activities of pilotage services in Denmark, Fin-land, Norway, Sweden // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 2. – Р. 253–257.

The article reveals the current state of the legal organization and activities of the pilot services in Den-mark, Finland, Norway and Sweden. Established regulations, principles, objectives, applied approaches, the effectiveness of the phenomenon under study; general and distinct approaches applied are identified. Such separate criteria have been established in the activities of pilotage services as income and expenses, level of service, presence/absence of VTS, presence/absence of non-state pilots, certification, and other parameters that allow comparing the legal organization of pilotage in these countries.

Key words: Denmark, Finland, Norway, Sweden, pilotage, current state, organization.

.

257