OPERATIONAL-SEARCH MEASURES CARRIED OUT IN THE INVESTIGATION OF CORRUPTION CRIMES IN THE FIELD OF EDUCATION: PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,
SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES
UDK: 343.98
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Khalilev R.A., Crimean branch of the Russian State University of Justice
TYPE: Article
DOI:
https://doi.org/10.37279/2413-1733-2022-8-1-212-215
PAGES: from 212 to 215
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: corruption, operational-search activity, operational-search activities, corruption crimes, education.
ABSTRACT (ENGLISH):
The author analyzed the topical issue of investigating corruption crimes in the field of education, taking into account the significant increase in the number of crimes in recent years. The statistical indicators provided by the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation for 2020-2021 are given. Also, the problems of legislative regulation of operational-search activities carried out in the investigation of corruption crimes in the field of education are identified. The author noted that the current Code of Criminal Procedure of the Russian Federation does not provide grounds for the implementation by the subjects of operational-search activities of operational-search activities in order to identify corruption crimes in the absence of information specified in Art. 7 of the Federal Law of August 12, 1995 No. 144-FZ. As a result of the analysis, taking into account law enforcement practice, ways to solve the identified problems were found.
За первое полугодие 2020 года, в соответствии с данными Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по ст. 290 УК РФ было осуждено 384 лица, по ст. 291 УК РФ – 628 лиц, по ст. 291.2 было осуждено 700 лиц [9].
За аналогичный период 2021 года по ст. 290 УК РФ было осуждено 520 лиц (+ 35,68 %), по ст. 291 УК РФ – 836 лиц (+ 33,12 %), по ст. 291.2 было осуждено 981 лицо (+ 41 %) [10].
Фактически, за последние годы наблюдается значительный рост преступлений в сфере образования, в частности связанных с получением и дачей взяток. В результате чего число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере образования, также растет.
По замечанию экспертов показатели совершаемых преступлений в данной сфере на порядок выше. Однако, многие из них выявить проблематично. Такое обстоятельство обусловлено не только скрытностью совершения коррупционного преступления, но также и тем, что большинство из них «замаскировано» [8].
Выявление преступлений в анализируемой сфере невозможно без осуществления целого комплекса оперативно-розыскных мероприятий, основной целью которых является изначальное получение сведений первичного характера относительного самого факта, что конкретные лица осуществляли противоправную деятельность. Однако, не всегда в полной мере возможна эффективная работа лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД), так как проводимые ими мероприятия при расследовании коррупционных преступлений в сфере образования осложнены проблемами законодательного регулирования. В частности, это касается оснований, в соответствии с которым субъекты ОРД могут проводить необходимые мероприятия для расследования преступлений.
Так, осуществив анализ ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности» [3], можно прийти к заключению, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в случае, если они не располагают информацией относительно признаков «подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», не имеют права на осуществление оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления коррупционных преступлений в сфере образования. В противном случае их действия будут являться незаконными, в связи с тем, что законодатель не предоставил соответствующего права.
Незаконными также будут являться поиски и деятельность, осуществляемая субъектами ОРД с целью добычи сведений относительно круга лиц, которые причастны к взяточничеству в сфере образования, в случае осуществления такой деятельности инициативно.
В данном аспекте целесообразно осуществить исторический анализ, обратившись к УПК РСФСР [5], который утратил силу практически два десятилетия назад, однако заслуживает внимания. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР законодательно была закреплена обязанность по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий органами дознания и осуществления анализируемых мер, которые были направлены на обнаружение преступлений, а также выявления лиц, совершивших коррупционные преступления.
Действующий на сегодняшний день УПК РФ [2] не предусматривает оснований для осуществления субъектами ОРД оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления коррупционных преступлений в случае отсутствия сведений, указанных в ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ.
Данный вопрос неоднократно поднимался в научной литературе, чаще всего коллизии возникали относительно того, возможен ли выход из сложившейся ситуации. В частности, с целью выявления коррупционных преступлений в сфере образования.
Анализ правоприменительной практики и пробелов в законодательстве, регламентирующего вопросы ОРД, осуществляемой при расследовании коррупционных преступлений в сфере образования, подтвердил необходимость расширения перечня оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Полагаем, что это возможно за счет внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Учитывая тот факт, что согласно данным Генеральной прокуратуры РФ в 2021 году педагоги вышли в лидеры по объемам коррупции [8], а также что «коррумпированность образовательной системы влияет не только на качество образования, но и на уровень правосознания граждан, формируя идеологический вакуум в оценке образовательных ценностей» назрела явная необходимость нахождения путей решения существующей проблематики [6, с. 27].
В подтверждение тому начатая во второй половине 2021 год «облава» на преподавателей, в связи с усилением внимания к проблеме преступности в образовательной среде.
Так, по заявлению главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова настала «пандемия взяточничества». К.В. Кабанов отметил, что проблема взяточничества в российских вузах никуда не делась. По его заявлению в последнее время подобных преступлений становится всё больше.
Вышеуказанное также подтверждается итогами проведенных опросов, в соответствии с которыми в российских вузах взятки являются отнюдь нередким явлением.
В частности, как утверждают эксперты NEWS.ru, практически четверть студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Российской Федерации, уже давали взятки с целью сдачи сессии. Это также подтверждено итогами проведенного порталом Career.ru опроса [7].
Данная проблема так и остается актуальной, несмотря на то, что законодатель уделяет особое внимание вопросам противодействия коррупции. В частности, посредством утверждения Плана противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2021-2024 годы, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.09.2021 № 885 [4].
Полагаем, ключом к предотвращению коррупционных преступлений в сфере образования или же к значительному сокращению их числа может являться именно расширение оснований для осуществления оперативно-розыскных мероприятий при расследовании коррупционных преступлений в сфере образования.
Важным в данном аспекте является тот момент, что возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий не должна «ограничиваться» фактом отсутствия оперативной и иной информации (сведений). Иными словами, субъектами ОРД указанные мероприятия должны осуществляться независимо от ее наличия. Законодателю, с целью выявления первичных сведений о преступлениях и лицах, к ним причастных, необходимо закрепить возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ведь именно это лежит в основе оперативно-розыскной деятельности.
1. Criminal Code of the Russian Federation dated 06/13/1996 No. 63-FZ (as amended on 12/30/2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 06/17/1996. No. 25. Art. 2954.
2. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated December 18, 2001 No. 174-FZ (as amended on December 30, 2021) // Rossiyskaya Gazeta. No. 249. December 22, 2001.
3. Federal Law No. 144-FZ of August 12, 1995 (as amended on December 30, 2021) “On Investigative Activities” // Rossiyskaya Gazeta. No. 160. 08/18/1995.
4. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated September 27, 2021 No. 885 “On approval of the anti-corruption plan of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for 2021-2024” // SPS Garant.
5. Code of Criminal Procedure of the RSFSR (approved by the Supreme Court of the RSFSR on October 27, 1960) (as amended on December 29, 2001, as amended on November 26, 2002) (as amended and supplemented, effective from July 1, 2002) // Code of Laws of the RSFSR. T. 8. S. 613 (no longer valid).
6. Alontseva D.V. To the question of corruption in the system of domestic education / D.V. Alontseva, A.V. Akopyan, O.A. Lavrishcheva // Law and Law. 2021. No. 7. S. 27-28.
7. “Neither give nor take”: a new raid on teachers began in Russia // News.ru from 08/11/2021. Access mode: https://news.rambler.ru/education/46996148/?utm_content=news_media&utm_medium= read_more&utm_source=copylink.
8. Teachers became leaders in terms of corruption: “100 thousand for the exam” // Moskovsky Komsomolets from 03/10/2021. Access mode: https://www.mk.ru/social/2021/03/10/pedagogi-vyshli-v-lidery-po-obemam-korrupcii-100-tysyach-za-ekzamen.html.
9. Summary statistical information on the state of criminal record in Russia for the 1st half of 2020 // // Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://cdep.sudrf.ru/index.php?id=79&item=5460.
10. Summary statistical information on the state of criminal record in Russia for the 1st half of 2021 // // Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://cdep.sudrf.ru/index.php?id=79&item=5895.