Оценка влияния миграционных процессов на состояние общественной безопасности в Республике Крым

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Климова Д. В.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – С. 485-489.

УДК 342.951

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Климова Д. В.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

    • статье на основании статистических данных проведен анализ динамики миграционных процес-сов на территории Республики Крым. В частности, указывается, что воссоединение Республики Крым
  • Российской Федерацией стало началом нового этапа в развитии миграционных отношений на терри-тории полуострова. При этом, с 2014 по 2021 гг. отмечался стабильный миграционный прирост, и только в 2022 г. отмечена незначительная убыль. Изменилась и география миграционных процессов, что обусловлено рядом социально-экономических и политических факторов, которые рассматриваются в статье. Исследуется влияние миграционных процессов на состояние общественной безопасности, отмечая при этом, что одной из тенденций сегодня является миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, покидающих конфликтные территории. В статье приводится количественный и каче-ственный анализ лиц, которым предоставляется временное убежище, при этом отмечается снижение этого показателя в 2023 году по сравнению с 2022 г. Автор приходит к выводу, что текущая миграци-онная обстановка в Республике Крым имеет стабильный характер, и представляет в большинстве внешнюю трудовую миграцию. А одним из основных факторов, негативно влияющих на обществен-ную безопасность, является нелегальная миграция.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, иностранные граждане, лица без граждан-ства, миграционный контроль, миграционный прирост, миграционная убыль, общественная безопас-ность.

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации стало новым эта-пом в развитии миграционных процессов на территории полуострова. Стоит отме-тить, что на протяжении длительного исторического периода процессы миграции определяли особенности населения Крыма, коренным образом меняя его этниче-ский и конфессиональный состав. Нельзя не указать, что наряду с положительными последствиями, которые влекут интенсивные миграционные потоки, есть и негатив-ные, которые оказывают влияние на состояние общественной безопасности.

Значительная часть мигрантов сегодня — это лица, которые вынуждены поки-нуть свои государства из-за конфликтов, происходящих на их территории [4, с. 97]. Миграция населения с политически нестабильных и неблагополучных территорий носит глобальный характер, и это не случайно, ведь именно Российская Федерация является крупнейшим центром сосредоточения мигрантов, и не только трудовых.

Приступая к анализу миграционных процессов и их влияния на состояние обще-ственной безопасности, обозначим, что их особенности обусловлены геополитиче-ским положением РК, и большая часть мигрантов, которые находятся на территории Крыма в настоящий момент – это граждане Украины. Немаловажным аспектом в исследовании миграционных процессов является то, что РК занимает 9 место среди субъектов РФ по плотности населения. По состоянию на 1.01.2023 средняя плот-ность населения в Республике Крым составляет 73 человека на кв.км. [10].

По данным Федеральной службы государственной статистики, в Крыму прожи-вает почти 2 мил. Чел. (городского населения — 963 958 чел., сельского – 952 847 чел.) [8]. Указанный параметр влияет на перспективы развития региона, и в целом показывает развитость инфраструктуры, а соответственно определяет и привлека-

485

Оценка влияния миграционных процессов…

тельность региона для мигрантов. Миграционные потоки в данном случае способ-ствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, при-внося тем самым особый эффект социально-политической жизни принимающего общества [5, с.11]. Миграционные потоки одновременно рассматриваются и как вы-зов для региона-пребывания, и как мощный трудовой и демографический потенци-ал. Таким образом, складывается весьма противоречивое состояние общественной жизни, влекущее за собой потенциальные риски, несомненно воздействующие на состояние общественной безопасности.

Анализируя миграционную подвижность населения, необходимо учитывать, что

  • 2014 система миграционного учета изменилась, и фактически регистрация по но-вому месту жительства началась с июня 2014 г., а число выбывших мигрантов, без учёта выбывших в другие субъекты РФ – только с июля [6, с. 222]. В целом активи-зация миграционных потоков способствовала росту населения Крыма. На фоне уве-личения объема как внешней, так и внутренней миграции в период с 2014 по 2021 гг., в регионе наблюдался значительный прирост населения.

Так, за указанные 7 лет отмечался стабильный миграционный прирост (в 2021 г. он составил более 12 тыс. чел.), население полуострова выросло более чем на 10 тыс. чел. (за исключением 2022 г., когда впервые в Крыму наблюдается миграцион-ная убыль, составившая почти 2,4 тыс.) [13]. Вместе с тем, отрицательное сальдо является в большей степени результатом смены места жительства и передвижений, связанных с окончанием срока пребывания иностранных граждан и лиц без граж-данства [7]. Кроме того, миграционная убыль в 2022 г. является также результатом миграционного обмена населения с регионами РФ, а также со странами СНГ (наибольший обмен населения с Украиной – 0,8 тыс. человек) [14]. При этом стоит учитывать, что одно и то же лицо может в течение года менять место постоянного жительства не один раз, в силу чего понятия «прибывшие» и «выбывшие» характе-ризуют миграцию с некоторой условностью.

Сразу после воссоединения Крыма с Россией, в 2014 г. была проведена перепись населения, согласно полученным результатам население РК составляло 1 891 465 чел. На 1.01.2021 население составило 1 901 578 человек. Таким образом, можно отметить, что основным источником прироста населения в РК являлась именно ми-грация при сохранении тенденции естественной убыли населения [14].

Миграционный процесс представляет собой управляемую деятельность, которая соответственно нуждается в регулировании. Одной из форм регулирования миграционных процессов является миграционный учет [1, ст. 2], который представляет собой инструмент административно-правового контроля и направлен на обеспечение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства – с одной стороны, и на обеспечение реализации полномочий органами исполнительной власти с другой [2, с. 24]. Систематизация сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся в РФ, их перемещениях служит важнейшим инструментом обеспечения безопасности государства, противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям. По данным Управления по вопросам миграции МВД по РК, по состоянию на 1.01.2023 количество фактов постановки на миграционный учет составляет 168214, что на 56072 больше аналогичного периода прошлого года (2021 г. – 112142 чел.) и на 67937 больше аналогичного периода 2020 г. [11].

Климова Д. В.

При этом количество зарегистрированных по месту жительства меньше на 18,6 %, по месту пребывания — на 55,1 % больше, чем в 2021 г. Значительно возросло в 2022 г. и количество фактов снятия с миграционного учета (на 49 014 больше, чем в 2021 г.). При этом анализ оснований для снятия с миграционного учета по месту жительства и пребывания позволяет отметить значительное сокращении количества фактов фиктивной регистрации, что свидетельствует об эффективной деятельности подразделений по вопросам миграции, в том числе в сфере установления фактов фиктивности миграционного учета (в 2022 г. – установлено 26 фактов фиктивной регистрации по месту жительства, в 2021 г. – 68; по месту пребывания в 2022 г. установлено 704 факта фиктивной регистрации, что на 103 факта меньше аналогичного периода (в 2021 г. – 807 фактов) [11].

Однако, несмотря на сокращение количества фактов фиктивной регистрации, считаем одним из направлений совершенствования государственной миграционной политики необходимость совершенствования институтов правового регулирования вопросов постановки на миграционный учет иностранных граждан в контексте проблемы фиктивной, особенно массовой, постановки на миграционный учет. Указанное направление в действующей системе миграционного учета, по нашему мнению, несомненно будет способствовать формированию объективной оценки нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Анализ целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства показал, что наибольшее количество мигрантов, состоящих на миграционном учете в 2022 г., въехали в целях работы — 42 813 (в 2021 г. – 40 711) и с частной целью – 83 068 (в 2021 г. – 39 258) [9], что позволяет прийти к выводу, что основная масса прибывших являются трудовыми мигрантам. При этом увеличилась доля визитов с частными и гуманитарными целями по сравнению с 2021 г. Так, частную цель въезда в 2022 г. указали 83 068 чел., что более чем в 2 раза превышает показатели 2021 г. (39 258 чел.); гуманитарную цель въезда в 2022 г. указало 279 мигрантов (в 2021 г. – 9).

Официальные данные о результатах разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции МВД по РК свидетельствуют о постоянном притоке законно прибывающих в страну мигрантов и отражают стабильную на протяжении последних лет тенденцию усиления миграционных процессов, в первую очередь трудовой миграции. В последние несколько лет (2020-2022 гг.) сохраняющейся тенденцией на территории РК было увеличение количества лиц, которым предоставлено временное убежище на территории РК. Так, в 2022 г. временное убежище предоставлено 4836 иностранным гражданам и лицам без гражданства, в 2021 г. – 91, в 2020 – 108. Однако, в 2023 г. указанная динамика имеет тенденцию к снижению, что подтверждается данными за 4 месяца текущего года. С января по апрель 2023 г. временное убежище предоставлено 136 лицам (по сравнению с 2022 г. – 1414 соответственно) [11]. Проведенный анализ позволяет сделать вывод в целом о стабильной миграционной ситуации на территории Крыма, однако потенциальные миграционные риски все-таки существуют.

Наибольшую угрозу общественной безопасности представляет нелегальная миграция. И это не случайно, ведь нелегальная миграция сегодня теряет стихийный, спонтанный характер и постепенно как один из доходных видов преступной деятельности, подпадает под влияние различных преступных группировок. Таким образом нелегальная миграция приобретает организованный характер и выступает

487

Оценка влияния миграционных процессов…

детерминантой преступлений экстремистского характера, террористической направленности и др. Анализируемое явление позволяет определить вероятность возникновения конфликтов принимающего и прибывающего населения, имеющих межнациональный характер. Эти конфликты являются самыми разрушительными, выступают детерминирующими факторами экстремизма, терроризма и других преступлений, и в целом могут привести к радикальным изменениям в регионе. Для минимизации указанного миграционного риска необходимы специальные программы социально-культурной, правовой адаптации мигрантов, постоянный контроль за их пребыванием не только со стороны органов госвласти, но и местного самоуправления и общественных организаций. Очевидно, что усиление контроля за миграционными процессами и противодействие незаконной миграции являются приоритетными задачами обеспечения общественной безопасности.

    • условиях сложной миграционной ситуации, в частности, вынужденного переселения населения с территории Украины, требуют коренного пересмотра подходы к публичному управлению миграционными процессами и разработка эффективных инструментов его реализации. Таким образом, решение задач в сфере обеспечения общественной безопасности напрямую связано с дальнейшим усовершенствованием сферы управления миграционными процессами. Одним из перспективных направлений считаем модернизацию системы миграционного учета
  • части, касающейся характера, круга лиц и сроков осуществления такого учета.

Список литературы:

  1. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Фе-деральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (в действующей редакции) // ИПО «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12148419/
  2. Василенко Г. Н. Миграционный учет в системе административно-правового института контроля / Г. Н. Василенко // Противодействие незаконной миграции в Российской Федерации и за рубежом : Сборник международной научно-практической конференции, Домодедово, 09 июня 2022 года / Под общей редакцией А.В. Лекомцева. – Домодедово: Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2022. – С. 22-27.
  3. Евсикова Е. В. Миграционный учет (контроль): современные реалии и перспективы развития / Е. В. Евсикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 136-150.
  4. Климова Д. В. Реализация государственной миграционной политики в Республике Крым: некоторые вопросы совершенствования / Д. В. Климова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8, № 2. – С. 96-104
  5. Миграционные риски как фактор возникновения конфликтов: евразийский и европейский опыт решения: монография. – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. – 252 c.
  6. Ожегова Л. А. Миграционные процессы в Республике Крым: пространственно-временная специфика и современное состояние // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2022. – Т. 8, № 3. С.

217-235.

  1. Основные тенденции миграционного движения населения Республики Крым за 2022г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/МН%202022.pdf
  2. Оценка численности на 1 января соответствующего года. Статистический ежегодник Республики Крым. 2023/ Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г.

Севастополю [Электронный ресурс]. – – URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Численность%20город%20и%20село%201979-2023(3).pdf

  1. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года с распределением по регионам/ официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс] — URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074711/
  2. Плотность населения России по регионам и городам на квадратный километр [Электронный ресурс]. – URL: https://rosinfostat.ru/plotnost-naseleniya/
  3. Сервис обеспечения деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России [Электронный ресурс]. – URL: http: it/mvd.ru.
  4. Трифонова К. В. Особенности взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения миграционной безопасности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – Т. 8, № 2. – С. 357-365.

Климова Д. В.

  1. Число прибывших, выбывших, миграционный прирост, убыль населения по Республике Крым / Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс]. – URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/МН%202002-2022.pdf
  2. Число родившихся, умерших, естественный прирост, убыль населения в Республике Крым / Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю.

– URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Родилось+умерло+ЕУ%201950-2022(1).pdf

Klimova D. V. Assessment of the impact of migration processes on the state of public security in the Republic of Crimea // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2023. – Т. 9 (75). № 3. – Р. 485-489.

Based on statistical data, the article analyzes the dynamics of migration processes on the territory of the Republic of Crimea. In particular, it is indicated that the reunification of the Republic of Crimea with the Rus-sian Federation was the beginning of a new stage in the development of migration relations on the territory of the peninsula. However, from 2014 to 2021 there was a stable migration increase, and only in 2022 there was a slight decrease. The geography of migration processes has also changed, which is due to a number of socio-economic and political factors that are discussed in the article. The author examines the impact of migration processes on the state of public security, noting that one of the trends today is the migration of foreign citizens and stateless persons leaving conflict areas. The article provides a quantitative and qualitative analysis of per-sons who are granted temporary asylum, while the author notes a decrease in this indicator in 2023 compared to 2022. The author comes to the conclusion that the current migration situation in the Republic of Crimea is stable and represents mostly external labor migration. Illegal migration remains one of the main factors nega-tively affecting public safety.

Keywords: migration, migration processes, foreign citizens, stateless persons, migration control, migra-tion growth, migration decline, public safety.

Spisok literatury:

  1. O migracionnom uchete inostranny`x grazhdan i licz bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: Feder-al`ny`j zakon ot 18.07.2006 g. № 109-FZ (v dejstvuyushhej redakcii) // IPO «Garant» [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://base.garant.ru/12148419/
  2. Vasilenko G. N. Migracionny`j uchet v sisteme administrativno-pravovogo instituta kontrolya // Pro-tivodejstvie nezakonnoj migracii v Rossijskoj Federacii i za rubezhom : Sbornik mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Domodedovo, 09 iyunya 2022 goda. – Domodedovo: Vserossijskij institut povy`sheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii, 2022. – S. 22-27.
  3. Evsikova E. V. Migracionny`j uchet (kontrol`): sovremenny`e realii i perspektivy` razvitiya // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. – 2023. – T. 9, № 1. – S. 136-150.
  4. Klimova D. V. Realizaciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki v Respublike Kry`m: nekotory`e vo-prosy` sovershenstvovaniya // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernad-skogo. Yuridicheskie nauki. – 2022. – T. 8, № 2. – S. 96-104.
  5. Migracionny`e riski kak faktor vozniknoveniya konfliktov: evrazijskij i evropejskij opy`t resheniya: monografiya. – Kazan`: Izdatel`stvo Kazanskogo universiteta, 2020. – 252 c.
  6. Ozhegova L. A. Migracionny`e processy` v Respublike Kry`m: prostranstvenno-vremennaya specifika i sovremennoe sostoyanie // Geopolitika i e`kogeodinamika regionov. – 2022. – T. 8, № 3. S. 217-235
  7. Osnovny`e tendencii migracionnogo dvizheniya naseleniya Respubliki Kry`m za 2022g. [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/MN%202022.pdf
  8. Ocenka chislennosti na 1 yanvarya sootvetstvuyushhego goda. Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Kry`m. 2023/ Upravlenie Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Respublike Kry`m i g. Sevasto-polyu. – URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Chislennost`%20gorod%20i%20selo%2019.pdf
  9. Otdel`ny`e pokazateli migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za yanvar` — dekabr` 2022 goda s raspredeleniem po regionam/ oficial`ny`j sajt MVD RF [E`lektronny`j resurs] — – URL: https://mvd.rf/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074711/
  10. Plotnost` naseleniya Rossii po regionam i gorodam na kvadratny`j kilometr.– URL: https://rosinfostat.ru/plotnost-naseleniya/
  11. Servis obespecheniya deyatel`nosti podrazdelenij po voprosam migracii MVD Rossii [E`lektronny`j resurs].- Rezhim dostupa: http: it/mvd.ru.
  12. Trifonova K. V. Osobennosti vzaimodejstviya pravooxranitel`ny`x organov v sfere obespecheniya migra-cionnoj bezopasnosti // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. – 2022. – T. 8, № 2. – S. 357-365.
  13. Chislo priby`vshix, vy`by`vshix, migracionny`j prirost, uby`l` naseleniya po Respublike Kry`m / Uprav-lenie Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Respublike Kry`m i g. Sevastopolyu. [E`lektronny`j resurs]. – URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/MN%202002-2022.pdf
  14. Chislo rodivshixsya, umershix, estestvenny`j prirost, uby`l` naseleniya v Respublike Kry`m / Upravlenie Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Respublike Kry`m i g. Sevastopolyu. – URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rodilos`+umerlo+EU%201950-2022(1).pdf

.

489