Обжалование акта проверки надзорного органа как основание дляприостановления производства по делу об административном правонарушении

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Росенко М. И.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 147-150.

УДК 342.9

ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ НАДЗОРНОГО ОРГАНА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Росенко М. И.

Юридический институт Севастопольского государственного университета

В статье рассматриваются проблемные вопросы правоприменительной практики в части соблюдения сроков рассмотрения и вынесения определения по делу об административном правонарушении в случае, когда имело место прекращение производства по делу об административном правонарушении

  • связи с обжалованием акта проверки, послужившего основанием для вынесения определения по делу об административном правонарушении предложены подходы к устранению существующей неопреде-ленности законодательной нормы.

Ключевые слова: административное правонарушение, акт проверки, государственный контроль (надзор), обжалование, приостановление производства.

Административно-правовые отношения являются одними из наиболее динамич-но развивающихся, поскольку затрагивают практически все сферы жизни граждан. Механизм осуществления производства по делу об административном правонару-шении и практика правоприменения в этой сфере демонстрируют ряд проблемных вопросов, которые существуют при реализации права граждан на обжалование дей-ствий органов государственной власти или их должностных лиц. Административ-ные суды принимают разные решения, но нельзя сказать, что административно-процессуальная деятельность судей характеризуется непродуманностью или на их качество влияет увеличение количества рассмотренных дел. Содержание админи-стративно-деликтной практики, непоследовательность или несовершенство норма-тивного регулирования некоторых стадий в делах об административных правона-рушениях, в ряде случаев правовая неопределенность существенно влияют на появ-ление ошибок при применении судьями административных взысканий. В этих слу-чаях высокий профессионализм судьи не является гарантией и поручительством ка-чества работы органа административной юстиции. На актуальность данных про-блем, их нерешенность указывается в исследованиях А.Н. Нобеля, А.Н. Жеребцова, А.А. Максименко, О.В. Панкова и других специалистов – исследователей и практи-ков в сфере административного права и процесса [5; 6; 7; 8].

Содержательные и формальные аспекты процессуальной деятельности судьи су-да общей юрисдикции по некоторым вопросам урегулированы недостаточно полно. Это касается возможности обжалования (опротестования) постановления судьи о передаче дела об административном правонарушении по подсудности (ст. 29 КоАП РФ). Кроме того, имеются нерешенные вопросы, касающиеся субъектов обжалова-ния решений по делам об административных правонарушениях. К субъектам, име-ющим право на обжалование, не отнесены государственные органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонаруше-ниях, которые подлежат рассмотрению другими органами, должностными лицами и судьями. Более того, они также не имеют отношения к участникам этого производ-

147

Росенко М. И.

ства. Предполагается, что они могут опосредованно повлиять на пересмотр дела, в случае если прокурор в ответ на их обращение принесет протест.

Также существуют проблемные вопросы правоприменительной практики в части соблюдения сроков рассмотрения и вынесения определения по делу об администра-тивном правонарушении в случае, когда имело место прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с обжалованием акта проверки, послужившего основанием для вынесения определения по делу об административ-ном правонарушении.

Акт проверки является результатом соответствующей контрольной меры органа, осуществляющего функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля, является основным документом, удостоверяющим результаты проверки

  • служит основанием для вынесения определения по делу об административном правонарушении. Требования к его оформлению содержатся в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници-пального контроля». В соответствие с ч. 2 ст. 16 в Акт проверки должны быть вне-сены основные сведения о субъектах, объектах, предмете проверки и проверки [1].

Если в ходе процедуры проверки контролирующий орган устанавливает наруше-ния, образующие состав административного правонарушения, в отношении винов-ных лиц составляется протокол об административном правонарушении. Судьи, ор-ганы и должностные лица уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в согласно с гл. 23 КОАП РФ [2], но в любом случае акт проверки контролирующего органа является основным доказательством по делу, поскольку является первичным документом, в котором фиксируются выявленные нарушения.

Однако, на практике часто встречаются случаи, когда лица, в отношении кото-рых была проведена проверка, не согласны с ее результатами и осуществляют свое право на обжалование вынесенных в отношении них постановлений. В таких ситуа-циях одновременно возникают два юридических спора: об оспаривании предписа-ния надзорного органа, которое, как правило, разрешается в арбитражном порядке,

  • о привлечении к административной ответственности, например, в суде общей юрисдикции. В связи с этим возникает вопрос о возможности использования ре-зультатов проверки контролирующего органа в качестве доказательств по делу при рассмотрении и принятии решения по делу об административном правонарушении до принятия окончательного решения в случае оспаривания указаний контролиру-ющего органа и подтверждения правильности обоснованность результатов аудита.
    • примеру, в Евпаторийском городском суде находилось на рассмотрении дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КОАП РФ, возбужденное в отношении должностного лица по факту несоблюдения требований предписания Контрольно-счетной палаты городского округа Евпатория Республики Крым в установленный срок. При вынесении решения по делу судья не учел довод привлеченного к административной ответственности лица о том, что он не согласен с постановлением и обжаловал его в арбитражном суде, поскольку обращение в ар-битражный суд с заявлением о признании постановления незаконным не приоста-навливает его действие [4]. В исследуемом случае у судьи не было законных осно-ваний для приостановления производства по делу об административном правона-

148

Росенко М. И.

рушении до тех пор, пока арбитражный суд не рассмотрит дело об оспаривании по-становления. Хотя, на наш взгляд, это было бы целесообразно. Во-первых, это сни-зило бы вероятность отмены в будущем решения по делу об административном правонарушении, вынесенного на основании незаконного и утратившего силу при-каза административного органа. Во-вторых, с точки зрения экономии процессуаль-ных издержек было бы эффективнее приостановить производство по делу, чем рас-сматривать другое дело о пересмотре решения по делу об административном право-нарушении, в случае отмены постановления.

    • то же время в приведенном примере вопрос о возможности привлечения лица за неисполнение приказа, законность которого еще не подтверждена в суде, возник
  • связи с тем, что лицо, которому был отдан приказ, предъявив жалобу на него, не подавал ходатайство о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия настоящего постановления. В арбитражном процессе возможность приня-тия такой обеспечительной меры предусмотрена ст. 91 АПК РФ, однако инициатива должна исходить от заявителя, а не от суда [3]. При приостановлении действия предписания отсутствовал состав административного правонарушения, предусмот-ренного ч. 20 ст. 19.5 КОАП РФ.

Иная ситуация складывается в случаях, когда сами нарушения, указанные в предписании, входят в состав административных правонарушений. Тогда приоста-новление действия предписания не влияет на возможность возбуждения дела об ад-министративном правонарушении за выявленные нарушения. Следствием этого яв-ляется двойная судебная проверка того, действительно ли имели место выявленные нарушения: при рассмотрении дела о признании приказа незаконным – в рамках арбитражного процесса, при привлечении к административной ответственности – в суде общей юрисдикции (чаще всего). В то же время суды не имеют возможности приостановить производство до принятия решения по другому делу, где подлежат установлению аналогичные обстоятельства.

Исходя из вышеизложенного, законодательное признание обжалования акта про-верки контролирующего органа в качестве основания для приостановления произ-водства по делу об административном правонарушении может рассматривается как организационно-правовое решение выявленной проблемы. В этом случае также бы-ло бы целесообразно предусмотреть условие о приостановлении срока давности привлечения к административной ответственности при прекращении производства по делу об административном правонарушении по указанному основанию.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс» (дата обращения : 08.08.2022).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [Электронный ресурс] КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант-Плюс» (дата обращения : 08.08.2022).

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ [Элек-тронный ресурс] КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс» (дата обращения : 08.08.2022).

4. Официальный сайт Евпаторийского городского суда Республики Крым, раздел судебное делопроиз-водство, информация по дел № 5-711/2021 (УИД 91RS0009-01-2021-001695-05). — https://evpatoriya-krm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=72647942&case_uid=fe53 63d6-fc6f-4b1c-a271-1d5147b6b0e7&delo_id=1500001

149

Росенко М. И.

5. Жеребцов А.Н. Административно-процессуальные правонарушения, влекущие отмену или измене-ние управленческого решения по административному делу. Актуальные проблемы процессуального и правового положения субъектов гражданского, арбитражного и административного судопроизвод-ства / Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции: 13 октября 2017 г. // Северо -Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» / Под общ. ред. Л.В. Войтович, В.И. Кайнова. — СПб: ИД «Петрополис», 2018. — 548 с.

6. Максименко А.А. Актуальные проблемы при рассмотрении районными судами дел об администра-

тивных правонарушениях // Наука и современность. 2017. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pri -rassmotrenii-rayonnymi-sudami-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 14.09.2022).

7. Нобель Н.А. Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмот-рению дел об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2021;16(4):33-38. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.125.4.033-038

8. Панкова О.В. Конвенция о защите прав человека и основных свобод в системе источников правового регулирования порядка осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях. Актуальные проблемы российского права. 2020;15(12):57-64.

Rosenko M. I.Appeal of the inspection report of the supervisory authority as grounds for suspension of proceedings in the case of an administrative offense // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean feder-al university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 147-150.

The article deals with problematic issues of law enforcement practice in terms of compliance with the terms of consideration and issuance of a ruling in an administrative offense case in the case when there was a termination of proceedings in an administrative offense case in connection with the appeal of the inspection act that served as the basis for the issuance of a ruling in an administrative offense case, approaches to elimi-nating the existing uncertainty of the legislative norm are proposed.

Keywords: administrative offense, inspection report, state control (supervision), appeal, suspension of proceedings.

Spisok literatury:

  1. Federal’nyj zakon «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual’nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal’nogo kontrolya» ot 26 dekabrya 2008 goda № 294-FZ (red. ot 08.03.2022) [Elektronnyj resurs] Konsul’tantPlyus: sprav.-pravovaya sistema / Kom-paniya «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya : 08.08.2022).
  2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 goda № 195-FZ [Elektronnyj resurs] Konsul’tantPlyus: sprav.-pravovaya sistema / Kompaniya «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya : 08.08.2022).
  3. Arbitrazhnyj processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24 iyulya 2002 goda № 95-FZ [Elektronnyj resurs] Konsul’tantPlyus: sprav.-pravovaya sistema / Kompaniya «Konsul’tantPlyus» (data obrashcheniya :

08.08.2022).

  1. Oficial’nyj sajt Evpatorijskogo gorodskogo suda Respubliki Krym, razdel sudebnoe deloproizvodstvo, informaciya po del № 5-711/2021 (UID 91RS0009-01-2021-001695-05). — https://evpatoriya-krm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=72647942&case_uid=fe53 63d6-fc6f-4b1c-a271-1d5147b6b0e7&delo_id=1500001
  2. ZHerebcov A.N. Administrativno-processual’nye pravonarusheniya, vlekushchie otmenu ili izmenenie upravlencheskogo resheniya po administrativnomu delu. Aktual’nye problemy processual’nogo i pravovogo polozheniya sub»ektov grazhdanskogo, arbitrazhnogo i administrativnogo sudoproizvodstva / Sbornik statej po materialam V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: 13 oktyabrya 2017 g. // Severo-

Zapadnyj filial FGBOUVO «Rossijskij gosudarstvennyj universitet pravosudiya» / Pod obshch. red. L.V. Vojtovich, V.I. Kajnova. — SPb: ID «Petropolis», 2018. — 548 s.

  1. Maksimenko A.A. Aktual’nye problemy pri rassmotrenii rajonnymi sudami del ob administrativnyh prav-onarusheniyah // Nauka i sovremennost’. 2017. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pri-rassmotrenii-rayonnymi-sudami-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (data obrashcheni-ya: 14.09.2022).
  2. Nobel’ N.A. Problemy, voznikayushchie u sudej sudov obshchej yurisdikcii pri podgotovke k rassmotreni-yu del ob administrativnyh pravonarusheniyah. Aktual’nye problemy rossijskogo prava. 2021;16(4):33-38. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.125.4.033-038
  3. Pankova O.V. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod v sisteme istochnikov pravovogo regulirovaniya poryadka osushchestvleniya pravosudiya po delam ob administrativnyh prav-onarusheniyah. Aktual’nye problemy rossijskogo prava. 2020;15(12):57-64.

.

150

Interwin Slot Deposit Qris Tanpa Potongan 2024 Sweet Bonanza 1000 INTERWIN Slot Demo Gratis Sweet Bonanza 1000 Terbaru Interwin Daftar Slot188 Terbaru Gampang Maxwin CHERRY188 Daftar isport365 Situs Slot Depo Pulsa Tanpa Potongan Terbaik Daftar Slot Star Win88 Terbaik Rekomendasi Slot88 Win & Starwin88 Slot SLOT INTERWIN DEPOSIT QRIS TANPA POTONGAN Situs Slot Online Server UG slot deposit kripto usdt slot deposit qris gacor 2024 UG Slot88 Server Resmi UG 2024 Terbaik Situs Slot UG Server Ultimate Gaming Asli Info Cara Maxwin Bermain Slot Gacor Liga Slot Gacor Terupdate 2024 - Liga Slot Hari Ini Situs Slot Server UG Pasti JP - Gampang Raih Jp & Maxwin di UG Slot Cheat Slot 2024 - Bandar Slot Pasti Rungkat Agen Slot Gampang Maxwin - Slot Bocor Anti Sedot Wc Daftar Situs Judi Slot Terbaru Gampang Maxwin 2024 Portal Bandar Slot Gacor 2024 Tempatnya para bandar slot gacor 2024 jackpotslot.website Interwin Slot