Общая характеристика взаимодействия участкового уполномоченного полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION:

Publication text (PDF)

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – С. 97-104.

УДК 342.9

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

В статье дается общая характеристика взаимодействия участкового уполномоченного полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности.

Изучение научных публикаций, касающихся совместной деятельности участкового уполномочен-ного полиции и общественных объединений правоохранительной направленности, анализ законодательства, регулирующего привлечение граждан к охране общественного порядка, изучение исторического опыта деятельности сотрудников полиции и общественности в обеспечении правопорядка, поз-волили раскрыть правовые основания сотрудничества УУП и ООПН, осветить основные подходы к пони-манию сущности взаимодействия этих субъектов правоохранительной деятельности и её правовой природы, охарактеризовать формы и виды партнерства, а также конкретизировать основные этапы его формирования развития.

  • учетом философского, общетеоретического, нормативного и практического подходов сформули-ровано понятие рассматриваемого нами взаимодействия как «осуществляемая в пределах административ-ного участка и территории муниципального образования, урегулированная административно-правовыми нормами совместная или согласованная по месту, времени и способах деятельность УУП, как представителя полиции, и ООПН, как формы добровольного участия граждан Российской Федерации, в охране обще-ственного порядка, направленная на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах».

Выделены специальные принципы, которые отражают особенности организации и осуществления взаимодействия, виды и формы совместной деятельности.

Сделан вывод о том, что организации и осуществлению совместной деятельности УУП и ООПН, присущи следующие этапы: аналитический, этап проектирования, этап выработки управленческих решений, функциональный этап, контроль исполнения принятых решений, оценочный этап.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, общественные объединения правоохрани-тельной направленности, взаимодействие.

Необходимость повышения эффективности охраны общественного порядка, надежного обеспечения общественной безопасности, стабильности оперативной обстановки в населенных пунктах нашей страны требует слаженности действий по-лиции и других субъектов охраны правопорядка, среди которых важное место за-нимают общественные объединения правоохранительной направленности.

Актуальность изучения теоретико-правых и практических основ взаимодействия участковых уполномоченных полиции (далее – УУП) и общественности обуславли-вается как близостью данного подразделения полиции к населению, так и общно-стью интересов полиции и общественных объединений правоохранительной направленности (далее – ООПН) – созданием безопасных условий для жизнедея-тельности физических и юридических лиц, а также их безусловной защиты от про-тивоправных посягательств.

Следует отметить, что помощь, оказываемая общественными формированиями в поддержании общественного порядка и предупреждении правонарушений, ежегод-но позитивно отмечается в отчетах МВД России и выступлениях руководителей МВД России различных уровней. В частности, оценивая результаты деятельности

97

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

органов внутренних дел в 2020 г. В. Колокольцев отметил, что «…существенную помощь сотрудникам полиции оказывают представители различных общественных формирований правоохранительной направленности. Граждане активно участвуют в охране общественного порядка. В 2020 г. к таким мероприятиям привлекалось по-чти 2 миллиона человек» [1]. Например, в Республике Крым (по состоянию на 01.01.2022) в региональный реестр народных дружин, народных дружин из числа членов казачьих обществ, общественных объединений правоохранительной направ-ленности всего внесено 50 организаций. При этом, за 6 месяцев 2021 г. на террито-рии республики в совместных патрулях с сотрудниками полиции задействовалось 6532 дружинника, совместно с дружинниками задержано за совершение преступле-ний 17 лиц, за совершение административных правонарушений – 1909 лиц [2].

Теоретико-правовые и организационные проблемы взаимодействия УУП и ООПН рассматриваются административистами в контексте принципа, отдельного направления и способа оптимизации системы охраны общественного порядка. В частности, базовые параметры современной модели этого взаимодействия сформи-рованы в трудах О.И. Бекетова, А. В. Белоконя, О.В. Беляевой, А.В. Борисова, А.Н. Герасименко, А.Г. Головко, А.Г. Гришакова, Е.В. Кашкиной, Е.В. Киричка, В.Ю. Кокорева, М.В. Колчеманова, В. К. Самигуллина, А.В. Хандогиной и др.

  • данной публикации предлагается рассмотреть общую характеристику взаимо-действия УУП с таким институтом гражданского общества, как общественные объ-единения правоохранительной направленности.
  • отличие от народных дружин, статус ООПН недостаточно конкретизирован в действующем законодательстве. В частности, не закреплены их права и обязанно-

сти, их виды, особенности взаимодействия с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами.

  • связи с этим, считаем целесообразным рассмотреть: правовые основания со-трудничества УУП и ООПН, основные подходы к пониманию сущности взаимодей-ствия этих субъектов правоохранительной деятельности, её правовой природы, формы и виды партнерства, а также этапов его формирования и развития.

Привлечение граждан к охране общественного порядка является и способом реа-лизации положений ст.10 ФЗ «О полиции», нормы которой закрепили ряд концеп-туальных положений, составляющих основу взаимодействия данного правоохрани-тельного органа и общественности.

Во-первых, обязанность полиции при осуществлении своей деятельности: а) взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражда-нами; б) в пределах своих полномочий оказывать содействие общественным объ-единениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюде-ния законности и правопорядка, а также оказывать поддержку развитию граждан-ских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопо-рядка. Во-вторых, право при выполнении возложенных на нее обязанностей – ис-пользовать возможности общественных объединений и организаций. В-третьих, обязанность общественных объединений и организации – оказывать содействие по-лиции при выполнении взятых на себя обязанностей.

Следует согласиться с мнением Е.Н. Прохоровой, рассматривающей приведён-ные выше группы правоотношений как разновидности правоохранительных отно-шений «государственно-общественного характера, где закреплена непосредственная

98

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

роль указанных организаций, а также их участие в активном продвижении различ-ных действий с целью осуществления поддержки на уровне государства порядка в социуме» [3]. Эти нормы: определяют УУП и ООПН как субъектов взаимодействия; определяет предмет взаимодействия (по поводу чего должно осуществляться взаи-модействие); устанавливают порядок взаимодействия, а также его формы; закреп-ляют порядок обмена информацией о состоянии предмета, по поводу которого осу-ществляется взаимодействие; конретизируют сроки осуществления совместных ме-роприятий; закрепляют компетенцию, полномочия взаимодействующих субъектов [4, с. 10].

Особенностями УУП, определяющими его роль в организации взаимодействия с ООПН, является то, что он: представляет полицию на административном участке, реализуя значительный объем полномочий административно-юрисдикционного, профилактического, информационного и организационного характера; осуществля-ет деятельность, напрямую связанную с укреплением правопорядка и законности, защитой прав и интересов граждан от противоправных посягательств; в своей по-вседневной деятельности опирается на доверие и поддержку населения, помощь общественности и трудовых коллективов [5, с. 8,16].

Что касается отличительной особенности деятельности общественных объедине-ний правоохранительной направленности, то она проявляется в наличии конкретной цели (например, поиск пропавшего ребенка), для достижения которой объединяют-ся усилия людей (не членство в организации) [6, с. 530].

  • сожалению, как указывалось нами выше, законодательство, регламентирующее деятельность УУП по взаимодействию с рассматриваемой нами категорией обще-ственных формирований, носит общий характер, что предусматривает анализ их совместной деятельности, исходя из теоретических подходов к пониманию сущно-сти и основных направлений такого взаимодействия, выявления отдельных положе-ний законодательства, устанавливающего особенности участия коллективов граж-дан в охране общественного порядка, а также практики их сотрудничества в сфере обеспечения правопорядка.

Анализ справочной, научной и учебной литературы показывает, что взаимодей-ствие УУП с общественными объединениями правоохранительной направленности может быть рассмотрена как:

  1. базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объек-тов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порож-дение одним объектом других [7];
  2. достижение согласованности действий в определенной деятельности на ос-нове достигнутого объединения, реализация мероприятий, способствующих дости-жению единой цели, а также повышение эффективности совместной деятельности в реализации поставленных задач (общетеоретический аспект) [8, с. 19-20];
  3. совместная или согласованная по месту и времени в определенных пределах между собой деятельность, осуществляемая в соответствии с компетенцией упол-номоченных субъектов и направленная на достижение социально значимых целей (практический аспект) [9, с. 66, 68];
  4. основанная на законах и подзаконных актах совместную организованную деятельность независимых друг от друга субъектов правоохранительной направлен-ности, согласованную по задачам, функциям, формам, в интересах достижения об-

99

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

щей цели по защите прав и законных интересов граждан, обеспечению обществен-ной безопасности и правопорядка» (нормативный аспект) [10, с. 7].

Кроме этого, учеными совместная деятельность УУП и общественности в обла-сти охраны правопорядка характеризуются как отношения: «сотрудничества», «партнерства», «содействия» или «взаимопомощи».

Следует согласиться с мнением А. В Белоконя, что эти отношения являются по своей природе административно-правовыми [4, с. 6, 8]. При этом, интерпретируя его позицию, к особенностям рассматриваемого нами взаимодействия предлагается относить: согласованность по месту осуществления, времени и способам выполне-ния совместных задач; направленность на защиту жизни, здоровья, чести и достоин-ства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах; урегу-лированность законодательством (в области деятельности полиции в целом и УУП в частности, объединений граждан, а также их участия в охране общественного по-рядка, в сфере противодействия преступлениям и административным правонаруше-ниям и др.), содержащим преимущественно нормы административного права; нали-чие объективной потребности в совместных действиях как важного условия эффек-тивного выполнения задач, возложенных на УУП и реализации правого статуса об-щественных объединений правоохранительной направленности; территориальная ограниченность административным участком для УУП, и границами соответству-ющего муниципального образования для общественных объединений правоохрани-тельной направленности; плановый и систематический характер.

    • учетом изложенного, взаимодействие участковых уполномоченных полиции и общественных объединений правоохранительной направленности – это осуществ-ляемая в пределах административного участка и территории муниципального обра-зования, урегулированная административно-правовыми нормами совместная или согласованная по месту, времени и способам деятельность УУП, как представителя полиции, и ООПН, как формы добровольного участия граждан РФ, в охране обще-ственного порядка, направленная на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.

В науке выделяют такие элементы взаимодействия, как организационно-структурные, социального регулирования и информационные. К содержанию орга-низации взаимодействия относятся: установления целей взаимодействия, определе-ние субъектов взаимодействия, выбор форм взаимодействия, определение способа осуществления избранной формы взаимодействия, определение пространственно-временных границ взаимодействия [11] .

Обзор исторического опыта и современного состояния взаимодействия полиции

  • общественности в сфере охраны правопорядка позволяет утверждать о наличии общих и специальных принципов, реализация которых распространяется и на дея-тельность УУП [12, с. 139-140]. Так, к общим (общетеоретическим, конституцион-ным) принципам, закрепляющим правовые основы такого взаимодействия, относят-ся: законность, гуманизм, гласность, соблюдение прав и свобод человека и т.п.

Среди специальных принципов, которые отражают особенности организации и осуществления взаимодействия, выделяются принципы: планирования, непрерыв-ности, добровольности, индивидуальности и коллективности, научности, конфи-

100

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

денциальности, целесообразности, самоуправления, территориальности, оператив-ности, пропорциональной ответственности за результаты выполненной работы, не-допустимости подмены полномочий полиции и т.п.

Указанные принципы тесно связаны между собой и реализуются комплексно, представляя собою соответствующую систему.

Определяя основные направления взаимодействия, необходимо указать, что их перечень закреплен в ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»: содействие органам внутренних дел (полиции) в охране общественного порядка; участие в предупреждении и пресечении правонарушений; распростране-ние правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах [13].

  • отдельных учебных изданиях как приоритетные формы взаимодействия УУП и ООПН называются: его регулярные рабочие встречи с командирами народных дру-жин и руководителями других ООПН; совместное участие в проведении тематиче-ских круглых столов, семинаров, конференций, совещаний и иных мероприятий, посвященных вопросам взаимодействия полиции и институтов гражданского обще-ства; осуществление информационно-пропагандистских акций; проведение встреч с учащейся молодежью и др. [14, с. 29-30].

Содержание взаимодействия УУП и ООПН раскрывается также путем анализа форм, видов и стадий взаимодействия. Так, Е.В. Кашкина и А.В. Хандогина опреде-ляют такие основные формы взаимодействия органов внутренних дел с обществен-ными объединениями: 1) совместная деятельность (совместное патрулирование, ин-структаж и обучение дружинников, совместный анализ состояния охраны обще-ственного порядка, оказание членам общественных объединений методической по-мощи в планировании и организации их работы, совместное планирование и прове-дение мероприятий по охране общественного порядка, предупреждению и пресече-нию преступлений и административных правонарушений); 2) обмен информацией (совместное проведение правовых занятий в школах, училищах и других образова-тельных организациях, обмен информацией о состоянии общественного порядка на административном участке, помощь в организации информирования населения о разрешенных законом способах обеспечения личной безопасности и защиты иму-щества от преступных посягательств) [15, с. 23].

Также, ООПН: содействуют УУП в процессе мероприятий по охране обществен-ного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции), при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов; оказывают помощь в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести; привлекаются для проведения комплексных профилактических меропри-ятий в жилом секторе, предупреждения и пресечения правонарушений, наиболее распространенных в общественных местах и др.

Многообразие проявлений совместной деятельности предусматривает возмож-ность их классификации с использованием следующих критериев: а) целей, дости-жение которых требует совместных действий (например, пресечение правонаруше-ний, совершаемых в общественных местах); б) способом решения задач (патрулиро-вание, оцепление и др.); в) временем и длительностью проводимых мероприятий (повторяющиеся, краткосрочные, длительные); г) оснований возникновения (плани-руемые, эпизодические) [16, с. 6].

101

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

Мы солидарны с Е. В. Киричком, который отметил процессуальный характер взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, которому присущи определённые этапы [17; 18]. В ходе организации и осуществления изучаемого нами взаимодействия, в совместной деятельности УУП и ООПН выделяются следующие этапы: 1) аналитический, предусматривающий проведение комплексного анализа с целью выявления проблем; информационный обмен между участниками по вопро-сам, относящимся к решению проблем, на которые будет направлено взаимодей-ствие; определение целей, задач, форм и методов взаимодействия; 2) этап проекти-рования: формирование перспективных и текущих планов взаимодействия; опреде-ления сроков исполнения и исполнителей (соисполнителей), разработки методиче-ских рекомендаций; 3) этап выработки управленческих решений: принятие сов-местных решений по организации взаимодействия и их официальное оформление;

  1. функциональный этап: непосредственное проведение совместных мероприятий и решение проблем, возникающих в результате взаимодействия; 5) контроль испол-нения принятых решений: проверка исполнения запланированных решений, осве-щение результатов взаимодействия в средствах массовой информации, просвети-тельская работа среди населения; 6) оценочный этап: оценка эффективности приня-тых решений по заранее разработанным критериям в целях дальнейшего совершен-ствования форм и методов совместной деятельности.

Думается, что приведённые выше этапы следует учитывать при разработке пла-нов совместной деятельности УУП и ООПН. Например, для привлечения предста-вителей таких общественных объединений к проведению профилактических меро-приятий на территории административного участка руководитель подразделения УУП, исходя из анализа оперативной обстановки и задач конкретного мероприятия, определяет целесообразность участия в нем ООПН, необходимое количество его представителей, УУП которые непосредственно отвечает за взаимодействие с обще-ственностью, порядок и содержание инструктажа, формы обратной связи, а также порядок оценки и учета их результативности.

Изучение теоретического материала и правоохранительной практики показало, что для совместной деятельности УУП и ООПН характерны как общие признаки, так и отличительные черты, определяемые общностью задач, целей и методов сов-местной деятельности. При этом эффективность деятельности УУП на обслуживае-мом участке в значительней мере обусловлена должной организацией их взаимо-действия с общественными объединениями, имеющими правоохранительную направленность. Развитие данного направления деятельности УУП следует при-знать актуальным в контексте оптимизации комплексных форм обеспечения право-порядка, борьбы с преступностью, повышения уровня правосознания и социальной активности у граждан.

Список литературы:

  1. Выступление Президента России В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, 03.03.2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/65090 (дата обращения: 10.02.2022 г.).
  2. Информация о деятельности народных дружин и казачьих обществ на территории Республики Крым за 6 месяцев 2021 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://82.xn--b1aew.xn-- p1ai/Dejatelnost/Vzaimodejstvie_s_organami_gosvlasti_i_MS/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0 %B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%8B

(дата обращения: 10.02.2022 г.).

  1. Прохорова Е.Н. Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных правоотношений в

102

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

современной России // Молодой ученый. 2019. №15. С. 323-325.

  1. Заброда Д.Г. Правовые и организационные основы взаимодействия службы участковых инспекто-ров милиции с общественностью: Учеб. пособие / Кол. авт .; Днепро-ровский: Днепропетровский. гос. ун-т внутр. дел, 2010, 142 с.
  2. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 ч. / под общ.ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России, 2020. Часть 4, 597 с.
  3. Взаимодействие // Большая советская энциклопедия / А. М. Прохоров. — 3-е издание. — Большая советская энциклопедия, 1971. — Т. 5, 640 с.
  4. Ревин И.А. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями право-охранительной направленности в обеспечении общественной безопасности в Северо-Кавказском реги-оне: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004, 32 с.
  5. Головко А.Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории): дис. … канд. юрид. наук. Ро-стов н/Д, 1999, 232 с.
  6. Колчеманов М.В. Правовое и организационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с негосударственными (частными) охранными и детективными структурами (по материалам ГУВД г. Москвы): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008, 25 с.
  7. Белоконь А. В. Взаимодействие органов внутренних дел с организациями правоохранительной направленности в охране общественного порядка: учебное пособие / А. В. Белоконь. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018, 46 с.
  8. Теоретические основы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и средствами массовой информации: рабочая лекция. – СПб МВД Росси, Санкт-Петербург, 2020 [Электронный ре-

сурс]. – Режим доступа: // http://cl142-177-182-213.cl.metrocom.ru/kafedr/26.Upravleniya_personalom_i_vospitatelnoy_raboty/vzaimodejstvie_OVD_so_SM I (дата обращения: 10.02.2022 г.).

  1. Прудников А.С. Конституционный порядок и национальная безопасность – базовые основы жизне-деятельности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 10. С. 139–140.
  2. Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества: проблемы и пер-спективы развития: учебное пособие / В. К. Самигуллин [и др.]. – Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2020, 48 с.
  4. Кашкина Е.В., Хандогина А.В. Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции [Текст] : учебно-наглядное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2016, С.23.
  5. Заброда Д. Взаимодействие субъектов борьбы с коррупцией (административно-правовой аспект): автореф. дис. … канд.юрид. наук: 12.00.07. – К., 2005, 20 с.
  6. Киричёк Е. В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод чело-века и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 1140.
  7. Аминов А. А.Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с общественными объедине-ниями правоохранительной направленности [Электронный ресурс]. — Симферополь : КФ КрУ МВД России, 2021. — 79 с.

Zabroda D.G., Aminov A.A. General characteristics of interaction of the district authorized police with law enforcement public associations // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. – 2022. – Т. 8 (74). № 4. – Р. 97-104.

The article gives a general description of the interaction of the district police commissioner with public as-sociations of law enforcement orientation.

The study of scientific publications concerning the joint activities of the district police commissioner and law enforcement public associations, the analysis of legislation regulating the involvement of citizens in the protection of public order, the study of the historical experience of the activities of police officers and the pub-lic in law enforcement, allowed to reveal the legal foundations of cooperation between the UUP and the Public Security Service, to highlight the main approaches to understanding the essence of the interaction of these subjects of law enforcement and its legal nature, to characterize the forms and types of partnership, and also to specify the main stages of its formation and development.

Taking into account the philosophical, general theoretical, normative and practical approaches, the concept of the interaction we are considering is formulated as «joint or coordinated activity of the UUP, as a repre-sentative of the police, and the OOPN, as a form of voluntary participation of citizens of the Russian Federa-tion, in the protection of public order, aimed at protecting life, health, honor and dignity of a person, property,

103

Заброда Д. Г., Аминов А. А.

regulated by administrative and legal norms, the interests of society and the state from criminal and other ille-gal encroachments committed in public places.»

Special principles are highlighted that reflect the specifics of the organization and implementation of inter-action, types and forms of joint activities.

It is concluded that the following stages are inherent in the organization and implementation of joint ac-tivities of the UUP and the OOPN: analytical, design stage, management decision-making stage, functional stage, control of the execution of decisions, evaluation stage.

Key words: district police officer, law enforcement public associations, interaction.

Spisok literatury:

  1. Vystuplenie Prezidenta Rossii V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva vnutrennih del

Rossijskoj Federacii, 03.03.2021 [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/65090 (data obrasheniya: 10.02.2022 g.).

  1. Informaciya o deyatelnosti narodnyh druzhin i kazachih obshestv na territorii Respubliki Krym za 6

mesyacev 2021 g. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://82.xn--b1aew.xn-- p1ai/Dejatelnost/Vzaimodejstvie_s_organami_gosvlasti_i_MS/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0 %B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%8B (data obrasheniya: 10.02.2022 g.).

  1. Prohorova E.N. Nekotorye voprosy ponyatiya i sushnosti pravoohranitelnyh pravootnoshenij v sovremen-noj Rossii // Molodoj uchenyj. 2019. №15. S. 323-325.
  2. Zabroda D.G. Pravovye i organizacionnye osnovy vzaimodejstviya sluzhby uchastkovyh inspektorov milicii s obshestvennostyu: Ucheb. posobie / Kol. avt .; Dnepro-rovskij: Dnepropetrovskij. gos. un-t vnutr. del, 2010, 142 s.
  3. Professionalnaya podgotovka policejskih: uchebnik v 4 ch. / pod obsh.red. V.L. Kubyshko. – M.: DGSK MVD Rossii, 2020. Chast 4, 597 s.
  4. Vzaimodejstvie // Bolshaya sovetskaya enciklopediya / A. M. Prohorov. — 3-e izdanie. — Bolshaya so-vetskaya enciklopediya, 1971. — T. 5, 640 s.
  5. Revin I.A. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s obshestvennymi formirovaniyami pravoohranitelnoj napravlennosti v obespechenii obshestvennoj bezopasnosti v Severo-Kavkazskom regione: dis. … kand. yurid. nauk. M., 2004, 32 s.
  6. Golovko A.G. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s drugimi subektami pravoohranitelnoj sistemy v sfere obespecheniya prav i svobod grazhdan (voprosy teorii): dis. … kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 1999, 232 s.
  7. Kolchemanov M.V. Pravovoe i organizacionnoe obespechenie vzaimodejstviya organov vnutrennih del s negosudarstvennymi (chastnymi) ohrannymi i detektivnymi strukturami (po materialam GUVD g. Moskvy): avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2008, 25 s.
  8. Belokon A. V. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s organizaciyami pravoohranitelnoj napravlennosti v ohrane obshestvennogo poryadka: uchebnoe posobie / A. V. Belokon. – Krasnodar: Krasnodarskij universi-tet MVD Rossii, 2018, 46 s.
  9. Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya organov vnutrennih del s obshestvennostyu i sredstvami massovoj

informacii: rabochaya lekciya. – SPb MVD Rossi, Sankt-Peterburg, 2020 [Elektronnyj resurs]. – Rezhim

dostupa: // http://cl142-177-182-213.cl.metrocom.ru/kafedr/26.Upravleniya_personalom_i_vospitatelnoy_raboty/vzaimodejstvie_OVD_so_SM I (data obrasheniya: 10.02.2022 g.).

  1. Prudnikov A.S. Konstitucionnyj poryadok i nacionalnaya bezopasnost – bazovye osnovy zhizned-eyatelnosti gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 10. S. 139–140.
  2. Ob uchastii grazhdan v ohrane obshestvennogo poryadka [Elektronnyj resurs]: Federalnyj zakon ot

02.04.2014 g. № 44-FZ [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsultant Plyus».

  1. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s institutami grazhdanskogo obshestva: problemy i perspektivy razvitiya: uchebnoe posobie / V. K. Samigullin [i dr.]. – Ufa: Ufimskij YuI MVD Rossii, 2020, 48 s.
  2. Kashkina E.V., Handogina A.V. Osnovnye napravleniya deyatelnosti uchastkovogo upolnomochennogo policii [Tekst] : uchebno-naglyadnoe posobie. — 3-e izd., pererab. i dop. — Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2016, S.23.
  3. Zabroda D. Vzaimodejstvie subektov borby s korrupciej (administrativno-pravovoj aspekt): avtoref. dis. …

kand.yurid. nauk: 12.00.07. – K., 2005, 20 s.

  1. Kirichyok E. V. Vzaimodejstvie policii s obshestvennymi obedineniyami i inymi institutami gra-zhdanskogo obshestva v usloviyah realizacii principa soblyudeniya i uvazheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii // Administrativnoe i municipalnoe pravo. 2013. № 12. S. 1140.
  2. Aminov A. A.Vzaimodejstvie uchastkovyh upolnomochennyh policii s obshchestvennymi ob»edineniyami pravoohranitel’noj napravlennosti [Elektronnyj resurs]. — Simferopol’ : KF KrU MVD Rossii, 2021. — 79 s.

.

104